№ урока Тема урока
| Кол-во часов
| Дата
| Умения и навыки
| Понятийная часть
|
1. Общение.
Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки.
| 1
|
|
У-1. Определять коммуникативные промахи, неудачи, ошибки, объяснять причины их появления.
У-2. Вносить (по возможности) правку в произнесенный или написанный текст.
| Общение — речевая деятельность — риторика. Речевая деятельность и предтекстовые действия риторики. Этапы (каноны) предтекстовой подготовки. Коммуникативная помеха, неудача, ошибка. Коммуникативная удача.
Причины коммуникативных неудач и ошибок. Развитие самоконтроля
|
2. Виды общения.
Контактное – дистантное общение, их особенности.
| 1
|
| У-1. Определять дистантное и контактное общение, подготовленное и неподготовленное, их соответствие речевой ситуации.
У-2. Пользоваться средствами дистантного и контактного общения.
У-3. Пользоваться приемами подготовки к устным высказываниям.
| Дистантное и контактное общение, их особенности.
Подготовленное — частично подготовленное - неподготовленное.
Сегментация, паузы, ситуатив-ность, избыточность.
Приемы подготовки
|
3.4. Подготовленная, частично подготовленная и неподготовленная устная речь.
| 2
|
| У-1. Различать подготовленную, частично подготовленную и неподготовленную устную речь.
У-2. Пользоваться различными приемами подготовки.
| Подготовленная и неподготовленная устная речь, их особенности.
|
5. Подружимся с голосом.
| 1
|
| У-1. Анализировать летящий голос ( в т. ч. и свой).
У-2. «Лепим свой голос».
У-2. Составляем для себя голосовой сценарий.
| Что мешает голосу летать? Мой голос, его звучание.
|
6. Жесты, мимика и поза.
| 1
|
| У-1. Определять особенности
позы, их значение в общении.
У-2. Характеристика изображенных на рисунках и картинах поз говорящих, их жестов и мимики.
| Поза, ее коммуникативное значение. Говорящие жесты, мимика. Позы на рисунках и картинах
|
7. Молчание – золото?
| 1
|
| У-2. Пользоваться молчанием как средством общения.
| Молчание как средство общения.
|
8. Учимся отвечать.
Правила сравнения.
| 1
|
| У-1. Анализировать структуру развернутых учебных ответов, определять их особенности.
У-2, Строить четкие по своей структуре сравнительные высказывания, инструктивную речь, групповую, классификационную речь.
| Правила сравнения. Сравнительная речь. Групповое, классификационное высказывание.
|
9. Инструктивная речь.
| 1
|
|
У-2. Строить четкую по своей структуре инструктивную речь.
| Инструктивная речь.
|
10. Качества речи.
| 1
|
| У-1. Определять средства выразительности в тексте.
У-2. Редактировать текст, обогащая его выразительными средствами языка.
У-3. Пользоваться средствами выразительности, учитывая замысел автора.
|
Выразительность как особое качество речи. Выразительность и другие качества речи, их связь.
Средства выразительности.
|
11. Риторика уважения. Утешение.
| 1
|
| У-1. Определять коммуникативную задачу текста утешения, его вид; особенности структуры, способ и речевые формулы утешения.
У-2. Строить текст утешения, участвовать в этикетном диалоге утешения.
|
Утешение как речевой жанр. Виды утешений. Речевые формулы. Прямые и косвенные утешения.
|
12. 13.Читаем – усваиваем информацию
| 2
|
| У-1. Различать тезисы, конспект, реферат.
У-2. Превращать тезисы в конспект (и наоборот).
| Вторичные тексты — для запоминания и усвоения. Тезисы. Конспект.
|
14. 15. 16.Реферат как вид текста.
| 3
|
| У-2. Умение создавать реферат.
| Реферат как вид текста. Его особенности, структура.
|
17. 18.Этапы подготовки текста.
| 2
|
| У-1. Знать алгоритм (порядок) предтекстовых действий.
У-2. Пользоваться в нужных случаях предтекстовыми речевыми действиями.
| Предтекстовый период подготовки.
Изобретение, расположение, выражение (запоминание, произнесение). Связь этапов подготовки с особенностями речевого жанра. Всегда ли нужны предтекстовые действия.
|
19. 20.Учимся спорить.
| 2
|
| У-1. Оценивать аргументы оппонента, их правдивость и убедительность.
У-2. Находить свои аргументы и способы доказательств.
У-2. Пользоваться выражениями согласия и вежливого возражения.
| Аргументы и аргументативный текст.
Способы доказательств.
Выражение согласия и возражения.
|
21. 22. Инсценировка.
| 2
|
| У-1. Анализировать инсценировку выделять ее структурные части.
У-2. Создавать инсценировку на основе небольших текстов.
| Инсценировка как речевой жанр.
Структурные части инсценировки.
|
23.24. «Я хочу подарить фотографию...».
| 1
|
| У-1. Анализировать необычные тексты, выявлять способы соотнесения текста и изображенного на фотографии.
У-2. Создавать различные тексты, связанные с фотографией.
| Необычные (поликодовые) тексты, их особенности.
Разновидности необычных текстов.
|
25.26.Личное официальное письмо.
| 2
|
| У-1. Отличать личное письмо от личного официального.
У-2. Создавать личное официальное письмо в элементарных случаях.
| Письмо, его особенности и разновидности.
Клише как языковая примета личного официального письма.
|
27. 28. Деловые жанры.
| 2
|
| У-1. Анализировать деловые жанры.
У-2. Вести деловую переписку, протокол, отчитываться (устно и письменно).
| Деловая переписка. Протокол. Отчет.
|
29. Комплимент.
| 1
|
| У-1. Различать комплимент и похвальное слово.
У-2. Создавать похвальное слово (различные его разновидности).
| Комплимент и похвальное слово. Особенности похвального слова.
|
30. Застольное слово.
| 1
|
| У-1. Отличать тост от других
форм устной непринужденной речи.
У-1. Анализировать тосты.
У-2. Создавать и произносить тосты.
| Застольное слово
Признаки тоста.
Краткие и развернутые тосты; подготовленные и неподготовленные тосты.
Культура застолья.
|
31.Текст-характеристика.
|
1
|
|
У-1. Анализировать текст характеристики, выделять ее части.
У-2. Редактировать и создавать характеристики различных видов.
|
Характеристика как речевой жанр.
Особенности и разновидности
характеристики.
|
32. Газетные жанры.
Портретный очерк, его особенности.
|
1
|
| У-1. Определять газетный жанр, оценивать его достоинства.
У-2. Готовить (изобретать, выстраивать, украшать) газетный жанр.
| Типология газетных жанров. Портретный очерк.
|
33. Тексты « с чужого голоса».
| 1
|
| У-1. Определять чужую речь в готовом тексте, уместность ее использования.
У-2. Использовать чужую речь в своем тексте.
| Значение чужой речи в тексте. Возрождение старых слов и цитирование.
Уместность их использования.
|
34 Биографическое повествование.
| 1
|
| У-1. Анализировать структурно-смысловые особенности биографии и автобиографии.
У-2. Создавать автобиографическое повествование.
| Биография и автобиография, их особенности и разновидности.
Автобиографическое повествование.
|
| Итого 34 часов
|
|
|
|
|