Мостепаненко А. М





НазваниеМостепаненко А. М
страница1/16
Дата публикации11.07.2013
Размер1.99 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Мостепаненко А.М.
Пространство и время в макро-, мега- и микромире.

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000182/index.shtml

Мостепаненко А.М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. М.: Политиздат, 1974.- 240с.
Когда в широкой аудитории ведется беседа о философских проблемах пространства и времени, первое, что вызывает интерес слушателей,— это многочисленные “парадоксальные” особенности времени и пространства, обнаруженные современной наукой, прежде всего теорией относительности, и их истолкование. Действительно, в XX в. наукой было доказано, что свойства времени и пространства не являются раз навсегда данными и неизменными. В физических условиях, отличающихся от нашей обыденной жизни, они могут претерпеть существенные изменения. Так, специальная теория относительности Эйнштейна открыла эффект “замедления времени” в быстро движущихся физических системах, что создает возможность “путешествия в будущее”. Обычно эти парадоксы рассматриваются либо как что-то всецело фантастическое, либо как нечто весьма абстрактное, далекое от реальной жизни и наших непосредственных интересов. Однако можно ли утверждать, что они являются лишь любопытными мысленными фокусами, не имеющими практического значения? Хотя практическое использование “парадок-
3 сов” — во многом дело будущего, тем не менее уже сейчас следует признать, что они играют важную роль в развитии нашего мировоззрения. Более того, можно сказать, что от их философского истолкования в какой-то степени зависит формирование правильного взгляда на место человека в мире.
Но было бы неправильно думать, что философский анализ понятий пространства и времени ограничивается лишь объяснением парадоксальных физических открытий. В представлениях о пространстве и времени имеется еще много неясного, порождающего многочисленные дискуссии ученых. Почему наше пространство имеет три измерения? Могут ли существовать многомерные миры? Может ли время течь в обратном направлении? Реально ли четырехмерное пространственно-временное многообразие (пространство-время) теории относительности? Могут ли существовать материальные объекты вне пространства и времени? Эти и многие другие вопросы ставятся на повестку дня современного естествознания и философии.
Некоторые из перечисленных проблем могут показаться на первый взгляд чисто академическими. В самом деле, какое значение имеет вопрос о причинах трехмерности нашего пространства? Однако углубленное изучение этих проблем показывает, что они связаны с фундаментальными свойствами бытия и важны для нашего мировоззрения. Так, вопрос о том, почему наше пространство трехмерно, может решаться либо с позиций телеологии, исходящей из ненаучного
утверждения, что “трехмерный мир самый совершенный из возможных миров”, либо с научно-материалистических позиций, основываясь на фундаментальных физических закономерностях. Но дело не только в этом. Исследование подобных вопросов имеет важное эвристическое значение для развития самого естествознания. Так как представления о пространстве и времени лежат в основе большинства современных научных теорий, их развитие может помочь в анализе недостатков старых теорий и построении новых, более адекватных, в формировании новой научной картины мира. Проблемы, о которых идет речь, лежат, по выражению Г. И. Наана, на стыке философии, физики и математики, и их решение имеет важное методологическое значение для этих наук. Особые сложности возникают при анализе характера свойств времени и пространства в микромире и мегамире, мирах малого и большого. С одной стороны, трудности, с которыми сталкивается познание микроявлений, приводят к оживленным дискуссиям и даже к гипотезам о том, что элементарные частицы существуют вне пространства и времени вообще. С другой стороны, в связи с конечными моделями Вселенной и бурным развитием релятивистской космологии возникают многочисленные споры о соотношении космологии и философии, о многообразии пространственно-временных отношений на мегауровне. Целью этой книги как раз и является рассмотрение наиболее актуальных и дискуссионных проблем, возникающих
5
4 при исследовании свойств пространства и времени в макро-, микро- и мегамире, ознакомление читателя с существом исследований, которые ведут философы и естественники '.
1 В последнее время появился целый ряд трудов советских философов и естествоиспытателей, посвященных проблемам пространства и времени. Это прежде всего коллективные исследования: “Пространство, время, движение” (М., 1971), “Бесконечность и Вселенная” (М., 1969), “Пространство и время в современной физике” (Киев, 1968), а также “Эйнштейновские сборники”, выходящие у нас в стране с 1966 г. Различные вопросы рассматриваемой темы анализировались в следующих работах советских авторов: Я. Ф. Аскин. Проблема времени. М., 1966; Л. Б. Баженов, К. Е. Морозов, М. С. Слуцкий. Философия естествознания, вып. 1. М., 1966; М. Б. Вилъницкий. Философский анализ пространственно-временных представлений и методов специальной и общей теории относительности. Киев, 1968; Л. Н. Любинская. Категория времени и структурный анализ. М., 1966; С. Т. Мелюхин. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. М., 1966; Ю, Б. Молчанов. Время в классической и релятивистской физике. М., 1966; П. С. Дышлевый. Материалистическая диалектика и физический релятивизм. Киев, 1972; В. С. Лукьянец. Физико-математические пространства и реальность. Киев, 1971; В. С. Готт. Пространство и время микромира. М., 1964; В. С. Барашенков. Структура пространства и времени в физике микромира. М., 1966; А. Н. Вялъ-цев. Дискретное пространство-время. М., 1965; И. С. Алексеев. Развитие представлений о структуре атома. Новосибирск, 1968; И. А. Акчурин. Философские проблемы познания микромира. “Современные проблемы теории познания диалектического материализма”, т. I. М., 1970; Э. П. Андреев. Пространство микромира. М., 1969; И. 3. Цехмистро. Диалектика множественного и единого. Квантовые свойства мира как неделимого целого. М., 1972; К. П. Станю-
6
Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению обсуждаемых проблем, необходимо разрешить следующий вопрос. Не будет ли философский анализ представлений о времени и пространстве подменой естествознания, то есть отжившей свой век натурфилософией? Не является ли такой анализ анахронизмом, подобным гегелевской попытке вывести из чистой философии количество планет солнечной системы и другие конкретно-научные факты? По утверждению самих физиков, современная физическая теория пространства и времени — это теория относительности Эйнштейна. В ней пространство и время взаимосвязаны, образуют единое пространственно-временное многообразие. В соответствии со специальной теорией относительности, протяженность и длительность изменяются в движущейся системе; одновременность событий также не абсолютна и зависит от выбора системы отсчета. В соответствии с общей теорией относительности,
кович, С. М. Колесников, В. М. Московкин. Проблемы теории пространства, времени и материи. М., 1968; Г. И. Наан. Понятие бесконечности в математике, физике и астрономии. М., 1905; Э. М. Чудинов. Пространство и время в современной, физике. М., 1969; В. В. Казютинский. Революция в астрономии. М., 1969; В. И. Свидерский и А. С. Кармин. Конечное и бесконечное. М., 1966. Из зарубежных исследований необходимо отметить: Г. Рейхенбах. Направление времени. М., 1962; Дж. Уитроу. Естественная философия времени. М., 1964; А. Грюнбаум. Философские проблемы пространства и времени. М., 1969.
7
пространство-время есть искривленное, неэвклидово многообразие, свойства которого зависят от распределения тяготеющих масс. Что нового философия может добавить к этим положениям?
Здесь мы сталкиваемся с проблемой соотношения философии и естествознания, имеющей важное значение не только для анализа представлений о времени и пространстве, по и для решения других философских вопросов естествознания. Сформулируем ее в несколько заостренной форме.
Каков предмет философии как науки? Что играет главную роль в нем — человеческое мышление (и человеческая практика) или объективный мир, безотносительно к способам его познания? Учение об объективной действительности (о бытии), как она существует сама по себе, издавна называют философской онтологией. Учение о мышлении и познании в широком смысле этого слова есть гносеология.
Очевидно, что теория познания есть неотъемлемый раздел философии, только она одна из всех наук изучает познание во всем его объеме. Опираясь на логику и психологию, гносеология пытается представить процесс человеческого познания в его целостности, решить проблему истинности и достоверности научного знания.
Но правильно ли говорить об онтологии как науке? Можно ли, даже в абстракции, отвлечься от способов получения знания познающим субъектом и рассматривать бытие как таковое?
8
Чтобы четче сформулировать данную проблему, рассмотрим противоположные точки зрения по ней в виде дискуссии двух воображаемых философов; одного из них назовем Гносеологом, а другого Онтологом. Под Гносеологом мы отнюдь не имеем в виду специалиста по теории познания. Это некая абстрактная личность, выражающая крайнюю точку зрения по данному вопросу. То же самое относится и к личности Онтолога.
Гносеолог. Любой акт познания предполагает два элемента — субъект и объект познания. Субъект познания — это не просто конкретный индивидуум, а идеализированный экспериментатор или теоретик, обладающий стандартными средствами и методами исследования. Объект познания — это не объективная реальность “как таковая”, а определенный ее “срез”, обусловленный средствами, методами и целями исследования. Мы познаем мир не так, как он существует “сам по себе”, а в том виде, как он предстает наблюдателю в данном познавательном процессе. Поэтому можно сказать, что в акте познания объект без субъекта так же не существует, как и субъект без объекта.
Представим себе, что окружающий нас мир воспринимается обитателями иной космической цивилизации, существенно отличной от человеческой, с другими органами чувств, с другим устройством тела и т. д. Какие есть основания полагать, что существа данной цивилизации представляли бы себе наш мир таким же образом, как и мы? Ведь эти существа вычленяли бы из мира другие
9
стороны, а именно те, которые были бы им доступны в соответствующих физических условиях и которые “проецировались бы” на условия и цели их познания. Если какое-то понятие “работает” в науке и играет важную роль в теории и эксперименте, естественник, как правило, “проецирует” его на мир, онто-логизирует. Однако не следует думать, что допущение онтологизации понятий тождественно допущению онтологии. Первое — в исторически ограниченных рамках — вполне законная операция, которая оправдывается (или не оправдывается) в ходе развития познания, тогда как второе незаконно.
О н т о л о г. Но ведь философия как раз тем и отличается от других наук, что дает возможность познать мир, как он существует “сам по себе”, безотносительно к способам его познания!
Гносеолог. Именно это ваше мнение и является наибольшим заблуждением.
В принципе невозможно иметь знание о мире “самом по себе”. Ведь чтобы его получить, необходимо “выйти” за пределы субъ-ектно-объектного отношения и проникнуть в сущность вещей непосредственно. Идеалисты говорили о непосредственной рациональной интуиции, об откровении, о мистическом озарении и т. д., но такой подход явно антинаучен. В современных условиях онтология как наука невозможна. Что касается философских проблем пространства и времени, то к ним относятся главным образом логико-гносеологические вопросы современного физического знания, философия 10
не может и не должна строить какой-то своей, особой теории пространства и времени, отличной от теорий конкретных наук. Спрашивается, существуют ли кроме физических, химических, биологических, геологических и т. д. явлений и объектов еще какие-то философские? Очевидно, нет. Было бы абсурдно считать, что кроме физического пространства и времени, имеет смысл говорить еще о каком-то философском пространстве и времени. Далее, есть ли у философии свои опытные методы исследования, ставят ли философы эксперименты? Также очевидно, что нет. Что же в таком случае составляет предмет философии? Им служит прежде всего человеческое познание (обыденное и научное), а также отношение человека к миру и к природе в процессе его познания и практической деятельности. Основу специфики философского знания составляет то, что оно исследует не мир, как он существует “сам по себе”, и не научную картину мира, а соотношение субъекта и объекта в процессе познания и практики. Таким образом, философия — это не наука в обычном смысле этого слова, а скорее метанаука, то есть наука о пауке и вообще о познании любого типа и уровня.
О н т о л о г. По-моему, специфика философии по сравнению с другими науками состоит не в том, что она есть теория познания, а в том, что она есть учение о мире в целом, содержащее абсолютное и универсальное знание. Конечно, не существует каких-то особых философских явлений и объ-
11
ектов наряду с физическими, химическими, биологическими и т. д. Но ведь естественные науки занимаются конкретными, единичными явлениями и их абстракциями, тогда как философия изучает лишь всеобщее. Именно в связи с этим философия приобретает онтологическую функцию. В самом деле, понятия конкретных наук всегда являются некими идеализациями. Конкретно-научные теории отображают конечные, ограниченные классы реальных объектов и явлений и вместе с тем претендуют на описание бесконечного числа возможных фактов и событий. Уже это обстоятельство приводит к тому, что понятия конкретных наук описывают действительность лишь приближенно. Короче говоря, конечное описывается с помощью бесконечного, конкретное — с помощью абстрактного. С другой стороны, в философии сам объект исследования бесконечен и универсален, и философские категории могут адекватно отобразить этот объект. Но в таком случае философия в строгом и истинном смысле этого слова есть именно онтология. Не следует только в онтологию включать знания о конкретных, единичных явлениях: такие явления изучаются конкретными науками, а не философией. Отсюда ясно, что общее учение о пространстве и времени, о конечном и бесконечном и т. д. может быть дано только философией. Конкретные науки исследуют абстрактное физическое и геометрическое пространство, различные абстракции бесконечного (потенциальная, актуальная бесконечность и др.), но только философская он-
12
тология способна исследовать реальное пространство и время и реальную бесконечность мира.
Отношение субъекта и объекта вовсе не является вечным и всеобъемлющим, универсальным. Субъекта может и не быть, а мир останется примерно в том же виде, в каком он существует и при наличии субъекта. Идеальное по своему объему уже материального. Поэтому онтология как наука о мире в целом шире гносеологии. Именно в ней, и только в ней, формулируются основные принципы любого бытия.
Гносеолог. Прежде чем говорить об основных принципах любого бытия, следует задать себе вопрос: а возможны ли такие универсальные принципы? Ведь субъект всегда имеет дело лишь с конечной областью познанного, а универсальные принципы должны распространяться и на область непознанного, и таким образом они будут в какой-то степени априорными.
О н т о л о г. Положения и принципы философской онтологии есть обобщение результатов всех наук и всей человеческой практики, так что не может быть и речи об их внеопытном происхождении. Однако в их формировании играет немаловажную роль интуиция философа.
Гносеолог. Признавая значение для формирования философских положений интуиции, вы должны согласиться и с тем, что философское обобщение одних и тех же фактов может производиться разными способами, что здесь нет прямого и однозначного
13
Пути. Таким образом, различные философы, основываясь на одних и тех же фактах, приходят к различным онтологическим принципам и утверждениям. Возникает множество онтологических картин мира. Каждая из них имеет свои недостатки и преимущества, но для создателя именно его система, несомненно, самая лучшая.
Онтолог. В этом нет ничего удивительного. Что касается меня, то я не сомневаюсь в истинности моих исходных принципов, так как с их помощью удается дать стройную интерпретацию любых аспектов и сторон объективной действительности.
Чье же мнение, Гносеолога или Онтолога, по поводу предмета философии более правильно? Попробуем подвести итоги спора и оценить создавшуюся ситуацию.
Прежде всего следует признать, что ни философия, ни конкретные науки не имеют какого-то особого преимущества в отношении познания сущности вещей. Ни философ, ни естествоиспытатель не способны путем мистической рациональной интуиции, без обращения к фактам проникать в тайны объективного мира. Как естествознание, так и философия пользуются абстракциями разных типов и уровней, то есть мысленными моделями в широком смысле этого слова, которые оправдываются или не оправдываются на практике. Если та или иная мысленная модель “работает” в познании и на практи-
14
ке, мы ее онтологизируем, то есть говорим о существовании фрагмента объективной реальности, соответствующего этой модели (электрон, атом, молекула и т. д.).
Но следуют ли отсюда скептические выводы о невозможности познания мира “самого по себе”? По-видимому, нет.
Конечно, в истории естествознания не раз бывало, что онтологизация тех или иных представлений не оправдывалась (эфир, флогистон, абсолютное пространство и т. д.). Однако из этого не вытекает вывод, что любые наши понятия и представления, касающиеся объективной реальности, являются сомнительными и ненадежными. Вряд ли можно согласиться и с тем, что иная, космическая цивилизация, существенно отличная от нашей, будет иметь совершенно иную, чем мы, картину мира. Видимо, ее представления о мире, несмотря на возможное отличие от наших, связанные с разными условиями существования и познания, будут иметь с ними и некоторые общие черты, поскольку в условиях существования двух цивилизаций, несомненно, будет не только различие, но и сходство.
Таким образом, если понимать под познанием мира мистическое интуитивное проникновение в сущность явлений, без обращения к опытным методам исследования, то действительно оно невозможно. Если же понимать под познанием диалектический процесс вычленения объектр!вного знания, процесс он-тологизации мысленных моделей, оправдывающийся в процессе развития познания и че-
15
ловеческой практики, то оно вполне реально и осуществляется в науке.
Но возможна ли философская онтология как наука? Возможны ли универсальные, философские принципы познания?
При решении этих вопросов возникает парадоксальная на первый взгляд ситуация. С одной стороны, философские онтологические представления о мире, казалось бы, не имеют права на существование, а с другой, они играют важную роль в развитии естествознания. В самом деле, научное знание всегда ограничено некоторой конечной областью явлений. Но построение фундаментальных научных теорий, по-видимому, невозможно без явного или неявного использования идей философского характера. Действительно, построение новой научной теории есть всегда выход за пределы привычного и известного — в область неизвестного, еще пе охваченного научным опытом. Как бы ни было велико количество опытных фактов, имеющихся в распоряжении исследователя, и как бы ни были разработаны методы их индуктивного обобщения, от фактов нет прямого и однозначного пути к научной теории. Эйнштейн, как известно, утверждал, что теория — это свободное творение человеческого разума. Но каким образом возникает это творение?
Выход из этого затруднения состоит в том, что основными ориентирами в процессе построения конкретно-научных теорий служат плодотворные философские идеи. Их универсальность позволяет преодолеть раз-
16
рыв между частным и единичным характером опытных данных и общим и необходимым характером теоретических положений. Так, Галилей и Ньютон, создавая механическую картину мира, пользовались идеями философского атомизма ' древних; Фарадей и Максвелл, закладывая основы электродинамической картины мира и учения об электромагнитном поле, использовали идеи философского континуализма, содержащиеся в трудах Декарта, Лейбница и Бошковича. Логико-гносеологический анализ, призванный помочь развитию нового знания (в частности, построению новых научных теорий), также должен опираться на соответствующую философскую концепцию, служащую ориентиром в исследовании.
Сказанное, однако, не означает, что необходимо признать существование онтологии, понимаемой в старом метафизическом смысле, в качестве науки о бытии “как таковом”. Подобная точка зрения, по нашему мнению, не учитывает специфики филососрского познания. Любые естественнонаучные данные всегда ограничены определенными фрагментами материального мира, а любая научная теория имеет ограниченную область применимости. Поэтому в научной материалистической философии речь должна идти не о единой догматической онтологии, претендующей на роль некоей науки наук, а о спектре возможных онтологических моделей, которые оправдываются (или не оправдываются) в зависимости от их методологического значения для построения новых научных тео-
17
рий. (Оговоримся, что онтологическая модель, в отличие от философской системы, не должна обладать всеохватывающим характером. Ее цель — построение некоторого фрагмента универсального знания, например такого, который может быть полезен для развития физических представлений о пространстве и времени.)
В самом деле, любое представление о мире, претендующее на универсальность в предельно широком, философском смысле этого слова, есть в конечном счете умозрительная экстраполяция от нашего современного (по необходимости ограниченного) обыденного и научного знания к будущему знанию. Происходит как бы расщепление философского знания на совокупность онтологических моделей. Причем это расщепление существенно отличается от многообразия теоретических гипотез и концепций конкретных наук. В физике в конце концов опыт подтверждает какую-то одну гипотезу, и она превращается в теорию. В философии процесс подтверждения той или иной концепции гораздо более сложен и опосредован и гораздо менее однозначен.
Конечно, было бы неверно подобно Рудольфу Карнапу истолковывать это обстоятельство в духе субъективизма и конвенционализма '. Та онтологическая модель, которая лучше других “работает” в научном познании и на практике, должна рассматри-
1 Р. Карнап. Эмпиризм, семантика и онтология. Приложение к его книге “Значение и необходимость”. М., 1959.
18
ваться как подтвержденная и лучше других отражающая объективную реальность.
Таким образом, предметом философии служат как человеческое познание, так и объективный мир. Но надо иметь в виду, что онтологическая функция философии тесно взаимосвязана с гносеологической и без нее существовать не может. Универсальное знание о мире, как правило, гипотетично; оно уходит своими корнями не только в объективный мир, но и в индивидуальную и социальную практику людей. В связи с этим построение онтологических моделей мира невозможно в отрыве от гносеологического анализа.
В истории человеческого познания многократно подтверждалась та истина, что нельзя абсолютизировать онтологическую картину мира данной эпохи. Широко известно положение Энгельса, что “с каждым составляющим эпоху открытием даже в естествен-ноисторической области материализм неизбежно должен изменять свою форму” '. Однако в процессе долгого и трудного развития науки вырабатываются такие положения и принципы, которые лежат в основании любого исследования.
На каждом этапе развития цивилизации существует множество самых различных, зачастую противоречащих друг другу философских идей и представлений. Ученый-естественник использует те из них, которые помогают ему строить его теорию, а другие
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 28В.
19
оставляет без внимания. Важно, чтобы эти философские представления были достаточно богатыми и плодотворными.
Иногда полагают, что позитивная роль философских идей в развитии естествознания — дело прошлого, что в XX в. науки о природе достигли такого уровня своего развития, что они, как правило, опережают философию. Последней остается лишь произво- • дить интерпретацию уже добытого в естествознании.
Неправильность подобного мнения опровергается творчеством крупнейших естествоиспытателей современности, и прежде всего Альберта Эйнштейна. Сам Эйнштейн неоднократно подчеркивал, что роль философии в современной физике не меньшая, а даже большая, чем в прошлом.
Пример Эйнштейна является для нас важнейшим по двум обстоятельствам. Во-первых, Эйнштейн был одним из творцов современной научной картины мира и современного стиля физического мышления. Во-вторых, он построил новую физическую теорию пространства и времени, основывающуюся на новых философских идеях.
Основным стержнем философии Эйнштейна был синтез спинозовского материализма и пантеизма с современным опытным естествознанием. Эйнштейн не сомневался в существовании объективной физической реальности, объективного внешнего мира. Он верил в гармонию и совершенство этого мира, в его симметрию и простоту. Эту веру Эйнштейн называл “космической религией”,
20
которая, однако, имеет столь же мало общего с обычной ортодоксальной религией, как и учение Спинозы. Он много раз говорил, что не верит в существование персонифицированного бога, который интересуется поступками и мыслями людей. “Бог” Эйнштейна, по сути дела, растворяется в материи, в объективной природе мироздания.
По Эйнштейну, наши понятия, даже самые фундаментальные, такие, как время и пространство, не являются априорными. Они должны быть связаны с опытом, с реальными измерительными операциями, иначе они могут оторваться от действительности, стать тормозом в развитии науки. Он сравнивает форму теорий с покроем костюма: хотя покрой может быть различным, он должен учитывать размеры и пропорции человеческого тела. Именно с этой диалектической точки зрения Эйнштейн пересмотрел казавшуюся незыблемой механическую картину мира.
Вместе с тем, по Эйнштейну, понятия и теории не вытекают непосредственно из опыта, не сводятся к нему. Когда теория построена, ее следствия сравнивают с опытом, и в случае совпадения говорят об оправдании теории. Но не меньшее значение имеет критерий внутреннего совершенства и простоты теории, который помогает выбрать из бесчисленного множества теоретических возможностей единственную, адекватную и тем самым отобразить гармонию мира. Говоря о простоте теории, Эйнштейн имел в виду не простоту ее математического аппарата, а прозрачность и немногочисленность содержа-
21
тельных физических идей и принципов, лежащих в основе теории.
Может возникнуть недоумение, каким образом совместить веру Эйнштейна в простоту и гармонию мира с теми “парадоксальными” следствиями, которые вытекают из теории относительности. Однако это затруднение только кажущееся. Сами исходные принципы теорий Эйнштейна (принцип относительности, принцип постоянства скорости света, принцип эквивалентности) достаточно просты и естественны. И Эйнштейн выводит все вытекающие из этих принципов следствия, в том числе связанные с ломкой привычных понятий и представлений. Парадоксы (действительные и мнимые) не были для Эйнштейна самоцелью, они вытекали из простых и прозрачных исходных принципов и были логически неизбежными.
Философские взгляды Эйнштейна оказали значительное влияние на разработку им представлений о пространстве и времени. Убежденность в существовании объективного внешнего мира — не зависящей от нас физической реальности — и полный отказ от априоризма и догматизма в представлениях о пространстве и времени — вот что способствовало открытию теории относительности. Как известно, Лоренц и Пуанкаре раньше Эйнштейна получили основные соотношения специальной теории относительности. Однако ограниченность их философских взглядов помешала им произвести правильную физическую интерпретацию созданного математического аппарата. Гендрик Лоренц был
22
убежденным материалистом, но он был слишком привержен классической физике и не смог отказаться от традиционных представлений о времени и пространстве. Анри Пуанкаре был готов отказаться от классических представлений и не был подвержен догматизму, но не верил в объективную реальность пространства и времени. Он полагал, что мы выбираем наши пространственно-временные представления путем конвенции (соглашения), из соображений удобства и целесообразности.
Большую роль в создании общей теории относительности сыграли идея обусловленности физического пространства и времени материей и принцип материального единства мира. Эйнштейн исходил из положения, что все свойства пространства и времени, сколь бы фундаментальными они ни были, в конечном счете обусловлены материальными явлениями и взаимодействиями. Это положение было конкретизировано им в его общей теории относительности: геометрия пространства-времени определяется распределением и движением в пространстве массивных тел. Исходя из принципа единства мира, Эйнштейн сформулировал принцип эквивалентности инерции и тяготения; впоследствии он пытался построить единую теорию поля, которая объединила бы в одно целое гравитацию и электромагнетизм, а в перспективе объяснила бы и многообразный мир элементарных частиц.
Философские взгляды Эйнштейна были в его творчестве не искусственным добавлени-
23 ~
ем, как это случается у некоторых ученых, а основной пружиной творческого процесса, связанного с построением новых физических
теорий.
Успех теории относительности породил мнение, что релятивистские представления о пространстве и времени являются окончательными и не подлежат дальнейшему развитию. Между тем теория относительности — это в основном теория метрических свойств пространства и времени, связанных с их количественным аспектом, с протяженностью и длительностью. Что же касается наиболее фундаментальных, топологических свойств, характеризующих пространство и время с качественной стороны, в аспекте их структурности и упорядоченности, то их природа и происхождение все еще остаются во многом загадочными. Трехмерность пространства и одномерность времени, их непрерывность, необратимость времени и др. в теории относительности просто постулируются. Остается совершенно неясно, почему наше пространство и время обладают именно данными свойствами, а не какими-нибудь иными. Физическая теория топологических свойств времени и пространства пока отсутствует, нет также обоснования их универсальности.
Дадим краткую характеристику той онтологической модели, которая, по нашему мнению, должна использоваться при анализе проблемы времени и пространства. 24
С современной точки зрения, макроскопическое пространство-время играет важную роль во всем человеческом опыте и познании. Именно в нем локализованы наши тола и другие объекты человеческих масштабов. Мы будем полагать, что макроскопическое пространство-время — это псевдоэвклидово пространственно-временное многообразие специальной теории относительности (плоское четырехмерное многообразие с выделенной временной координатой. При таком подходе ясно, что концепция абсолютности пространства и времени, которая разрабатывалась Ньютоном и его последователями, не опровергается полностью теорией относительности. В самом деле, единая четырехмерная пространственно-временная структура макромира абсолютна в том смысле, что не зависит от любых процессов в окружающем нас мире. Она не меняется при переходе от одной инерциальной системы отсчета к другой и при любых других макроскопических изменениях (при этом меняются лишь время и пространство по отдельности). При переходе к большим масштабам (мега-масштабам) пространственно-временное многообразие деформируется, искривляется под воздействием масс, но мы рассматриваем лишь достаточно малые области этого многообразия, которые еще можно считать плоскими с достаточной степенью приближения.
Каково же происхождение макроскопического пространства-времени? Чем обусловлены его топологические свойства? По-видимому, какими-то очень глубокими матери-
23
альными явлениями и закономерностями, лежащими на микроуровне '. Поскольку макроскопическая пространственно-временная структура обычно сохраняется, независимо от того, каковы физические условия в больших масштабах, разумно предположить, что эта структура обусловлена в первую очередь не мега-, а именно микроявлениями. Эти явления нам еще неизвестны, и проблема такого обоснования до сих пор не решена наукой.
Но понятием макроскопического пространства-времени, несмотря на всю его важность, нельзя ограничиваться. Следует учитывать возможное существование и других пространственно-временных форм и отношений в микро- и мегамире. Вероятно, существует неисчерпаемое многообразие не только материальных явлений, типов взаимосвязей и закономерностей, но и пространственно-временных форм и отношений. Причем свойства любой пространственно-временной формы, по-видимому, обусловлены какими-то своими фундаментальными видами материи. Учет этого предположения необходим при решении целого ряда конкретных гносеологических проблем современной физики и космологии. В дальнейшем все эти положения получат более детальное разъяснение и обоснование.
1 Подробнее см. А. М. Мостепаненко. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени. Л., 1969.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск