Скачать 44.47 Kb.
|
Климентьева Надежда Александровна, учитель начальных классов, I категория МОУ Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2. Коррекционные приемы обучения чтению. Цель: показать коррекционные приемы на уроках чтения для формирования беглого, сознательного и выразительного чтения. I. Сегодня я покажу нашим гостям, как мы учимся читать. - Как учимся читать? (правильно, выразительно, правильно отвечать на вопросы). Основной задачей уроков чтения является формирование беглого, осмысленного, выразительного чтения. II. Исходя из этих дидактических задач целенаправленно планирую коррекционные цели и задачи, направленные на развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха, выразительности и эмоциональности, логического мышления, внимания, памяти, оперативного поля чтения. 1). Урок начинаю с артикуляционной зарядки, коррекционной задачей которой является подготовка артикуляционного аппарата, развитие мышц, выхода и в конечном итоге четкая артикуляция звуков, слогов, предложений. Интересны такие упражнения в игровой и стихотворной форме, которые направлены на коррекцию выразительности, эмоциональности речи. - Однажды в лес пошли гулять а-о-у-и-ы (плавно) -Их можно всех пересчитать а-о-у-и-ы (отрывисто) -Вдруг из лесу вышел медведь И как начал громко реветь а-о-у-и-ы (громко) -Какая страшная беда а-о-у-и-ы (отрывисто, быстро и тихо) -Все разбежались кто куда а-о-у-и-ы (еще тише, плавно). Буквы нужно менять местами. Чтение стихотворения предлагаю читать сразу несколькими учениками, т.к. хоровое чтение способствует выработке четкости и темпа речи, подтягивает слабых учеников. Это упражнение проводится с опорой на наглядность (животные, произносящие гласные звуки). Можно ставить задачу коррекции внимания и переставлять карточки в другом порядке. 2. Начальным этапом формирования беглого чтения является чтение слогов. а) та - тя та да то - те то - до ту - тю ту - ду ты – т и ты ды тэ - те тэ – дэ Параллельно ставится цель коррекции фонематического слуха (по мягкости – твердости, по глухости- звонкости). б) Игровым приемом является чтение этих слогов на мелодии знакомых песен, например: «В лесу родилась елочка» или «Сивка-бурка». в). В конце каждого ряда ставим определенный знак ! ? . -Если в конце предложения стоит знак вопроса, какое это предложение? (вопросительное) -Как произнести вопросительное предложение? (надо задать вопрос) - Если в конце предложения стоит точка, какое это предложение? (повествовательное) -Как произнести повествовательное предложение? (рассказываем спокойно) - Если в конце предложения стоит восклицательный знак, какое это предложение? (восклицательное) - Как произнести это предложение? (выражает сильное чувство радости, приветствия, произносится громче, чем обычно). Учащимся предлагаю прочитать ряды слогов с той или иной интонацией. г). Изучаем на уроках письма тему «Ударение» На тех же слоговых таблицах отрабатываем внимание к слову. Его частям, выразительность и четкость прочтения па-та-тя-ба По очереди ставлю ударение на 1,2,3,4 слог. Из скольких слогов должно состоять слово? Предлагаю учащимся найти в таблице словарных слов такое же по структуре. ---- ---- ----- ---- ящерица ---- ---- ---- ----- телевизор, земляника ----- ---- ---- деревня, пшеница ----- ----- ---- телефон, человек ---- ----- ястреб, берег, иней ---- ---- метро, мешок, театр д). При работе с таблицей согласных развивается четкость произношения, воздушная струя, оперативное поле чтения. Учащиеся на выходе читают согласные одного ряда. Чтение согласных с какой-нибудь гласной. 3. Для коррекции памяти и внимания учащихся предлагаю следующие упражнения: а). Прочитать таблицу со словарными словами по цепочке утрированно. Для того, чтобы повысить ответственность за свою работу использую прием «Цепочка» б). Найти слово, я произнесла э к с к у р с и я (по звуку) л г ш к лягушка ы е о цыпленок в). Загадка. Деревянная дорога, Что это за дорога Вверх одет отлого, Кто по ней идет,- Что ни шаг-то овраг. Тот хромает (лестница). г). Убираю таблицу. Назови слово, которое стояло перед словом «метелица», после…, первым, последним. -Что общего в этих словах? 4. Одним из приемов, который развивает навык осмысленного чтения карточек с предложениями со словами без окончаний. -Прочитать отрывок из сказки. Остальным учащимся угадать, из какой сказки этот отрывок. Учитель называет название произведений с убранными словами. Дети угадывают сказки. Учитель дает задание соотнести название сказок или рассказов с предложенными картинками. -Найти картинку к сказке или предмет из этой сказки. -Какую картинку ты нарисовал бы сам. «Игра в прятки»Прочитать отрывок из сказки. Остальным учащимся угадать,из какой сказки этот отрывок. ми со словами без окончаний. Читает учитель отрывок из текста, предлагая ученикам быстро сориентироваться, найти этот отрывок и прочитать за учителем. Прием чтения за учителем или сильным учеником используется для того, чтобы дать образец чтения учащимся. Эти приемы повышают интерес учащихся к предмету, активизируют любознательность, повышают мотивацию, творчество. 5. Таблица Шульце. Систематические упражнения в ее прочтении расширяют поле обзора глаза при чтении, готовит детей к учению темы по письму «Имена числительные» 6. Очень нравится детям прием с опорой на память. а). Любое ранее выученное стихотворение предлагаю вспомнить и прочитать по таблице. б). Учили мы когда-то с голоса учителя стихотворения о букве. И вот теперь они пригодились. На письме прописываем букву. А к уроку чтения повторяем стихотворение о букве. |
Расписание уроков для обучающихся 1 4 классов на 2012-2013 учебный... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2» | ||
Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района по итогам проведения межрегионального семинара... | Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района по итогам проведения межрегионального семинара... | ||
Моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2» Классен Светлана Викторовна, учитель математики моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2», Оренбургская область,... | Образовательная программа начального общего образования муниципального... «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Пангоды» / Составитель: Прокудина И. В., заместитель директора по учебно-воспитательной... | ||
Протокол заседания педагогического совета моу «Воскресенская средняя... Приказ по моу «Воскресенская средняя общеобразовательная школа»» от «30» августа 2011г | Программа информатизации моу «Старокутушская средняя общеобразовательная школа» Моу «Старокутушская средняя общеобразовательная школа» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан | ||
Протокол заседания педагогического приказом по моу «Воскресенская... Моу «Воскресенская совета моу «Воскресенская средняя средняя общеобразовательная школа» | Публичный доклад «Перспективы развития образования в моу «Перфиловская... «Перспективы развития образования в моу «Перфиловская средняя общеобразовательная школа» в ходе реализации национальной образовательной... | ||
Мо красноуфимский округ моу «Чатлыковская средняя общеобразовательная школа» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Алексеевки Белгородской области | Моу "Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1" государственная символика (устный журнал) «Городищенская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Номенклатура дел моу «средняя общеобразовательная школа №4» Г. Сорочинска Методические указания по применению примерной номенклатуры дел моу «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Сорочинска | Публичный доклад директора муниципального бюджетного общеобразовательного... Научно- исследовательская деятельность в моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» | ||
Урок разработал Лихоманов О. Я., преподаватель-организатор основ... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №2» | Публичный отчет директора моу «Красноярская средняя общеобразовательная школа» Красноярская средняя общеобразовательная школа является муниципальным общеобразовательным учреждением Звениговского района Республики... |