Урок №10





Скачать 98.41 Kb.
НазваниеУрок №10
Дата публикации06.09.2014
Размер98.41 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок

Модуль

Основы светской этики

Урок № 10

Свобода и ответсвтенность

Авторы

Смирнова А.Ш., учитель Ефимовской СОШ

Курманаевского района;

Скороварова О.Н., учитель Кутушинской ООШ Курманаевского района;

Сагитова Т.В., учитель СОШ № 67 г. Оренбурга;

Ольшева Е.А., учитель Володарской СОШ

Первомайского район

Руководитель

Железнова Лариса Борисовна, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ

Цель: подвести учащихся к осознанию ответственности за собственные поступки и поступки других людей.

Задачи:

личностные

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

метапредметные

- развивать быстроту мышления и коммуникативные способности;

- формирование готовности вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную точку зрения.

предметные

- создать условия для осознания учащимися ответственности за человеческую жизнь;

- уточнить смысл понятий «свобода», «выбор», «ответственность»

- формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята!

- С каким настроением вы пришли на урок? (Ответы: с хорошим настроением, с плохим)

- Ребята, а у меня проблема. В руках у меня стакан с водой. Рука устала.

- Что нужно сделать, чтобы снять мою усталость? (Ответы: выпить воду, вылить воду, поставить стакан на стол и т.д.)

- Я решила поставить стакан с водой на стол. Могу ли я это сделать? (Ответ: да)

- Можно ли моё действие считать свободой выбора? (Ответ: Можно)

Каждый из нас часто оказывается в ситуации морального выбора, и чтобы поступить правильно, обязательно нужно все взвесить, подумать, потом принять правильное решение.

- Молодцы! А что нужно делать, чтобы в дневниках были только хорошие оценки? (учить уроки, отвечать на вопросы учителя, регулярно готовить д/з)

- Вы готовы к уроку? (Ответы: готовы)

Давайте попробуем опровергнуть мысль Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю»

И чтобы это сделать проверим домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания

Перед вами кроссворд. Попробуйте его разгадать.

Вопрос для девочек под цифрой 1

Мама, папа, я - дружная … (семья)

Вопрос для мальчиков под цифрой 2

– Столица нашей Родины? (Москва)

А теперь отвечают все желающие.

- Под цифрой 3 категория нравственности? (Добро)

- Центр нашей области? (Оренбург)

А теперь вопросы для самостоятельного выполнения.

- Название нашего государства? (Россия)

- Россия – наша…? (Родина)

- Система норм и ценностей? (Мораль)

Проверим три последних вопроса .

Разгадали? Что мы с вами сделали, разгадав кроссворд? ( Повторили изученный материал, опровергли мысль Сократа)

Внимательно посмотрите на ключевое слово. Хором проговорите его ещё раз.

- Что такое свобода? (Ответственность человека определять своё поведение с учетом норм и ценностей законов природы)

- Можно ли быть абсолютно свободным? (Нельзя)

- Ребята, а в данный момент вы свободны? (Нет)

- Когда вы приобретете свободу? (Когда прозвенит звонок)

- Ребята, как вы думаете, с каким словом рядом идет слово «свобода»?

? Целеполагание

- Давайте, все вместе определим тему урока.

Первое слово - это ключевое слово кроссворда, а определение второго слова в словаре записано так «обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия»

Догадались, что это за слово? (Нет)

Вспомните сказку «Гуси –лебеди».

- Напомните начало сказки. (Жила-была семья. Уехали родители в город на ярмарку. Наказали дочери смотреть за братом. А она заигралась и забыла о братце и о просьбе родителей. Прилетели гуси-лебеди и унесли Ивашку. )

- Почему сестра не уберегла брата? (Ответ: заигралась, забыла об ответственности)

Свобода идет рядом с ответственностью.

Итак, тема урока «Свобода и ответственность»

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (Об ответственности) Накидайте вопросы к теме урока? (Записываем ответы учащихся на доске)

Молодцы! Мы продолжаем изучение законов бытия в современном обществе. И сегодня мы должны понять, что такое ответственность, можно ли без неё обойтись.

  1. Изучение нового материала

- С чего начнем изучение темы? (Ответ: С определения, что такое ответственность).

  1. Что такое ответственность?

Ваш текст учебника дает определение понятию ответственность. Прочитайте определение на с.24 и скажите его своими словами.

А теперь посмотрите на доску.

Ответственность - обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия

Ответственность - эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.
- Какое определение вам больше нравится?
Задание - выбрать понравившееся высказывание

Перед вами высказывания известных людей об ответственности.

- Прочитайте их и выберите то, что вам больше нравится. Почему вам понравилось именно это высказывание.

  1. Свобода – это ответственность вот почему её так боятся. Б. ШОУ

  2. Ответственность как одежда - снять ее с себя полностью можно, но как-то перед людьми неудобно

  3. Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей Ф. М. Достоевский

Продолжаем разбирать тему, и я предлагаю вам определить условия ответственного поведения.

  1. Условия ответственного поведения

Давайте представим такую ситуацию. Прозвенел звонок. Класс вышел на перемену. Маша нечаянно толкнула Сашу. И он, падая, сбил с ног Ваню, который в момент падения ушиб колено.

- Можно ли Сашу считать виноватым в этой ситуации? (Ответ: Нет)

- А Машу? (Ответ: Да, Нет)

Итак! Первое условие звучит так: ответственность только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора.

Изменим ситуацию. Маша подставила специально подножку Саше.

- Что меняется в ситуации? (Ответ: Маша сделала это умышленно)

Второе условие – преднамеренность. Давайте выясним, что это такое.

Задание – дать определение понятию преднамеренность.

1 ряд работает со словарем Ожегова

2 ряд с текстом учебника с. 24

3 ряд объясняет своими словами

Обмен мнениями и запись определения в тетрадь

Преднамеренность - заранее обдуманный, умышленный.

Преднамеренность - поступок, совершенный сознательно.

Существует и третье условие. Его мы разберем в ходе физминутки.

Физминутка

Встали. Потянулись. Развели руки в сторону.

- Вы мешаете друг другу? Можно развести руки так, чтобы нанести вред товарищу? (Ответ: Да)

А теперь подойдем к окну и сделаем вид что выбросили из окна что - нибудь тяжелое. И тихо сядем.

- Вас ничего не смутило в наших действиях? (Ответ: выброшенный предмет, может нанести вред прохожим)

Третье условие – отдавать себе отчет в последствиях совершаемых действий.

Задание - работа с рисунками

- Внимательно рассмотрите рисунки на с. 24 и придумайте небольшой рассказ к ним, работая в парах.

Рассказы учащихся.

Сделаем вывод – каждый человек должен нести ответственность за каждый свой поступок. Прежде чем что-то сделать, человек должен подумать: «А к каким последствиям приведет мой поступок?», «Не нанесу ли я кому-то вред?». Способность задавать себе такие вопросы – внутренняя обязанность человека. Наш третий вопрос.

  1. Внутренняя обязанность человека

Прочитайте текст учебника на с. 25 2 абзац и сформулируйте ответ на вопрос: Что такое внутренняя обязанность человека?

Внутренняя обязанность - способность человека задавать себе вопросы, прежде, чем совершать какой-либо поступок.

- Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы? ( Ответ: чтобы проанализировать свои действия и не совершить порочных поступков)

Продолжаем работать и нам предстоит дополнить схему.

Отношения ответственности





Кто несет ответственность?

?

(Родители, дети, учителя, люди)

За что человек несет ответственность?

?

(за поступки и действия)

Перед кем человек

несет ответственность?

?

(Перед природой, обществом,

перед друг другом)

  1. Практическая часть


Выберите картинки, имеющие отношения к нашей теме?









  1. Закрепление темы

Элемент театрализации

Покажите пантомимой, что вы несете тяжёлый груз.

- Как вы думаете, можно ли сравнить ответственность с тяжелым грузом? Почему?

Ответственность - это груз, и большинство людей склонны ответственности избегать. Чем более человек силен и развит, тем за большее он может, готов и хочет отвечать. Ответственность - это нагрузка, и чтобы эту нагрузку нести, нужна сила, готовность и умение. Но ответственность - не только груз, это еще пропуск во взрослый мир, билет на большие права и возможности.

Вам поручили ответственное задание – выбрать подарок для одноклассницы. Легко ли это сделать? Почему?

Свобода – это выбор, а выбор – это ответственность.

Доказали мы с вами, что понятия свобода и ответственность идут рядом? (Ответ: доказали)

  1. Рефлексия

- Изменилось ли у вас настроение после урока? Оно стало лучше или хуже?

- Изученная нами тема важна для вас?

- Где вам могут пригодиться, полученные знания?

Спасибо за работу на уроке. Всего вам доброго!

  1. Д/З стр. 24 - 25 вопросы и задания.






С

Е

М

Ь

Я

М

О

С

К

В

А







Д

О

Б

Р

О




О

Р

Е

Н

Б

У

Р

Г




Р

О

С

С

И

Я




Р

О

Д

И

Н

А







М

О

Р

А

Л

Ь




ПРИТЧА о СВОБОДЕ

Однажды некто пришёл к Соломону в миг, когда тот забавлялся с охотничьей птицей, и сказал:

— Царь, помоги мне, я в печали. Вчера я освободил своих рабов, а сегодня они закидали мой дом камнями.

Царь внимательно взглянул на него, после чего спросил:

— Для чего освобождал ты рабов своих?

Так ответил пришедший за советом:

— Мне досталось богатое наследство, и я решил освободить тех из рабов, с кем провёл детство. Я мнил сделать их счастливыми.

Тогда Соломон спросил:

— А кто сказал тебе, что свобода — это счастье, а счастье — это свобода?

И ещё сказал он:

— Взгляни на этого хищного сапсана. Хотя он содержится в клетке, на охоте он — господин и повелитель. Если он не захочет охотиться, его никто не заставит — и всё равно вечером он получит своего кролика. Он волен улететь, и его никто не задержит — значит, он со мной, покуда сам того желает. Для него свобода — не счастье, она для него — жизнь.

И добавил он:

— Есть и другая птица — курица. День-деньской она ходит по двору или высиживает яйца. Если её выпустить в степи, она одуреет от свободы, а через день погибнет. Для неё свобода — не счастье, она для нее — смерть.

Спросил тогда отчаявшийся проситель:

— В чём же тогда мудрость?

И ответил Соломон:

— Мудрость хозяина в том, чтобы отделить сапсанов от кур. Первых ты погубишь неволей, вторых — свободой.

И еще сказал он:

— Сапсанов мало, кур много, но нужно беречь и тех, и других.

Муж ответил:

— Я понял тебя, о царь.

— Тогда иди же и впредь умей отделять одно от другого.

Проситель поклонился до земли и вышел в задумчивости.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №10 iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок №10 iconРасписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11....
Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская...
Урок №10 iconУрок формирования знаний
Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др
Урок №10 iconТехнологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке
Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование...
Урок №10 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,...
Урок №10 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии....
Урок №10 iconУрок пресс-конференцию, урок-викторину, урок-соревнование, урок-презентацию...
Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. Они не всегда умеют распознать манипулятивные...
Урок №10 iconУрок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии...

Урок №10 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее...
Урок №10 iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок №10 iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...
Урок №10 iconУрок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки...
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
Урок №10 iconУрок с 55ч до 10. 40ч. 3 урок с 11. 00ч до 11. 45ч. 4 урок с 12....
Дополнительные каникулы для обучающихся первых классов: с 18 февраля по 25 февраля – 8 дней
Урок №10 iconУрок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы н в суффиксах причастий"...
Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Урок вкусный и интересный. Я приглашаю вас на кулинарный поединок
Урок №10 iconУрок в начальной школе с использованием технологии ркмчп
Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок...
Урок №10 iconУрок в начальной школе с использованием технологии ркмчп
Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск