Скачать 98.41 Kb.
|
Цель: подвести учащихся к осознанию ответственности за собственные поступки и поступки других людей. Задачи: личностные - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. метапредметные - развивать быстроту мышления и коммуникативные способности; - формирование готовности вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную точку зрения. предметные - создать условия для осознания учащимися ответственности за человеческую жизнь; - уточнить смысл понятий «свобода», «выбор», «ответственность» - формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
- Здравствуйте, дорогие ребята! - С каким настроением вы пришли на урок? (Ответы: с хорошим настроением, с плохим) - Ребята, а у меня проблема. В руках у меня стакан с водой. Рука устала. - Что нужно сделать, чтобы снять мою усталость? (Ответы: выпить воду, вылить воду, поставить стакан на стол и т.д.) - Я решила поставить стакан с водой на стол. Могу ли я это сделать? (Ответ: да) - Можно ли моё действие считать свободой выбора? (Ответ: Можно) Каждый из нас часто оказывается в ситуации морального выбора, и чтобы поступить правильно, обязательно нужно все взвесить, подумать, потом принять правильное решение. - Молодцы! А что нужно делать, чтобы в дневниках были только хорошие оценки? (учить уроки, отвечать на вопросы учителя, регулярно готовить д/з) - Вы готовы к уроку? (Ответы: готовы) Давайте попробуем опровергнуть мысль Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю» И чтобы это сделать проверим домашнее задание. 2. Проверка домашнего задания Перед вами кроссворд. Попробуйте его разгадать. Вопрос для девочек под цифрой 1 Мама, папа, я - дружная … (семья) Вопрос для мальчиков под цифрой 2 – Столица нашей Родины? (Москва) А теперь отвечают все желающие. - Под цифрой 3 категория нравственности? (Добро) - Центр нашей области? (Оренбург) А теперь вопросы для самостоятельного выполнения. - Название нашего государства? (Россия) - Россия – наша…? (Родина) - Система норм и ценностей? (Мораль) Проверим три последних вопроса . Разгадали? Что мы с вами сделали, разгадав кроссворд? ( Повторили изученный материал, опровергли мысль Сократа) Внимательно посмотрите на ключевое слово. Хором проговорите его ещё раз. - Что такое свобода? (Ответственность человека определять своё поведение с учетом норм и ценностей законов природы) - Можно ли быть абсолютно свободным? (Нельзя) - Ребята, а в данный момент вы свободны? (Нет) - Когда вы приобретете свободу? (Когда прозвенит звонок) - Ребята, как вы думаете, с каким словом рядом идет слово «свобода»? ? Целеполагание - Давайте, все вместе определим тему урока. Первое слово - это ключевое слово кроссворда, а определение второго слова в словаре записано так «обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия» Догадались, что это за слово? (Нет) Вспомните сказку «Гуси –лебеди». - Напомните начало сказки. (Жила-была семья. Уехали родители в город на ярмарку. Наказали дочери смотреть за братом. А она заигралась и забыла о братце и о просьбе родителей. Прилетели гуси-лебеди и унесли Ивашку. ) - Почему сестра не уберегла брата? (Ответ: заигралась, забыла об ответственности) Свобода идет рядом с ответственностью. Итак, тема урока «Свобода и ответственность» - Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (Об ответственности) Накидайте вопросы к теме урока? (Записываем ответы учащихся на доске) Молодцы! Мы продолжаем изучение законов бытия в современном обществе. И сегодня мы должны понять, что такое ответственность, можно ли без неё обойтись.
- С чего начнем изучение темы? (Ответ: С определения, что такое ответственность).
Ваш текст учебника дает определение понятию ответственность. Прочитайте определение на с.24 и скажите его своими словами. А теперь посмотрите на доску. Ответственность - обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия Ответственность - эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор. - Какое определение вам больше нравится? Задание - выбрать понравившееся высказывание Перед вами высказывания известных людей об ответственности. - Прочитайте их и выберите то, что вам больше нравится. Почему вам понравилось именно это высказывание.
Продолжаем разбирать тему, и я предлагаю вам определить условия ответственного поведения.
Давайте представим такую ситуацию. Прозвенел звонок. Класс вышел на перемену. Маша нечаянно толкнула Сашу. И он, падая, сбил с ног Ваню, который в момент падения ушиб колено. - Можно ли Сашу считать виноватым в этой ситуации? (Ответ: Нет) - А Машу? (Ответ: Да, Нет) Итак! Первое условие звучит так: ответственность только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора. Изменим ситуацию. Маша подставила специально подножку Саше. - Что меняется в ситуации? (Ответ: Маша сделала это умышленно) Второе условие – преднамеренность. Давайте выясним, что это такое. Задание – дать определение понятию преднамеренность. 1 ряд работает со словарем Ожегова 2 ряд с текстом учебника с. 24 3 ряд объясняет своими словами Обмен мнениями и запись определения в тетрадь Преднамеренность - заранее обдуманный, умышленный. Преднамеренность - поступок, совершенный сознательно. Существует и третье условие. Его мы разберем в ходе физминутки. Физминутка Встали. Потянулись. Развели руки в сторону. - Вы мешаете друг другу? Можно развести руки так, чтобы нанести вред товарищу? (Ответ: Да) А теперь подойдем к окну и сделаем вид что выбросили из окна что - нибудь тяжелое. И тихо сядем. - Вас ничего не смутило в наших действиях? (Ответ: выброшенный предмет, может нанести вред прохожим) Третье условие – отдавать себе отчет в последствиях совершаемых действий. Задание - работа с рисунками - Внимательно рассмотрите рисунки на с. 24 и придумайте небольшой рассказ к ним, работая в парах. Рассказы учащихся. Сделаем вывод – каждый человек должен нести ответственность за каждый свой поступок. Прежде чем что-то сделать, человек должен подумать: «А к каким последствиям приведет мой поступок?», «Не нанесу ли я кому-то вред?». Способность задавать себе такие вопросы – внутренняя обязанность человека. Наш третий вопрос.
Прочитайте текст учебника на с. 25 2 абзац и сформулируйте ответ на вопрос: Что такое внутренняя обязанность человека? Внутренняя обязанность - способность человека задавать себе вопросы, прежде, чем совершать какой-либо поступок. - Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы? ( Ответ: чтобы проанализировать свои действия и не совершить порочных поступков) Продолжаем работать и нам предстоит дополнить схему. Отношения ответственности Кто несет ответственность? ? (Родители, дети, учителя, люди) За что человек несет ответственность? ? (за поступки и действия) Перед кем человек несет ответственность? ? (Перед природой, обществом, перед друг другом)
Выберите картинки, имеющие отношения к нашей теме?
Элемент театрализации Покажите пантомимой, что вы несете тяжёлый груз. - Как вы думаете, можно ли сравнить ответственность с тяжелым грузом? Почему? Ответственность - это груз, и большинство людей склонны ответственности избегать. Чем более человек силен и развит, тем за большее он может, готов и хочет отвечать. Ответственность - это нагрузка, и чтобы эту нагрузку нести, нужна сила, готовность и умение. Но ответственность - не только груз, это еще пропуск во взрослый мир, билет на большие права и возможности. Вам поручили ответственное задание – выбрать подарок для одноклассницы. Легко ли это сделать? Почему? Свобода – это выбор, а выбор – это ответственность. Доказали мы с вами, что понятия свобода и ответственность идут рядом? (Ответ: доказали)
- Изменилось ли у вас настроение после урока? Оно стало лучше или хуже? - Изученная нами тема важна для вас? - Где вам могут пригодиться, полученные знания? Спасибо за работу на уроке. Всего вам доброго!
ПРИТЧА о СВОБОДЕ Однажды некто пришёл к Соломону в миг, когда тот забавлялся с охотничьей птицей, и сказал: — Царь, помоги мне, я в печали. Вчера я освободил своих рабов, а сегодня они закидали мой дом камнями. Царь внимательно взглянул на него, после чего спросил: — Для чего освобождал ты рабов своих? Так ответил пришедший за советом: — Мне досталось богатое наследство, и я решил освободить тех из рабов, с кем провёл детство. Я мнил сделать их счастливыми. Тогда Соломон спросил: — А кто сказал тебе, что свобода — это счастье, а счастье — это свобода? И ещё сказал он: — Взгляни на этого хищного сапсана. Хотя он содержится в клетке, на охоте он — господин и повелитель. Если он не захочет охотиться, его никто не заставит — и всё равно вечером он получит своего кролика. Он волен улететь, и его никто не задержит — значит, он со мной, покуда сам того желает. Для него свобода — не счастье, она для него — жизнь. И добавил он: — Есть и другая птица — курица. День-деньской она ходит по двору или высиживает яйца. Если её выпустить в степи, она одуреет от свободы, а через день погибнет. Для неё свобода — не счастье, она для нее — смерть. Спросил тогда отчаявшийся проситель: — В чём же тогда мудрость? И ответил Соломон: — Мудрость хозяина в том, чтобы отделить сапсанов от кур. Первых ты погубишь неволей, вторых — свободой. И еще сказал он: — Сапсанов мало, кур много, но нужно беречь и тех, и других. Муж ответил: — Я понял тебя, о царь. — Тогда иди же и впредь умей отделять одно от другого. Проситель поклонился до земли и вышел в задумчивости. |
Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12.... Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок) | Расписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11.... Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская... | ||
Урок формирования знаний Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др | Технологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии.... | ||
Урок пресс-конференцию, урок-викторину, урок-соревнование, урок-презентацию... Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. Они не всегда умеют распознать манипулятивные... | Урок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее... | Урок – последний урок в теме. Учебный предмет Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме | ||
Урок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов» Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока... | Урок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки... Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного... | ||
Урок с 55ч до 10. 40ч. 3 урок с 11. 00ч до 11. 45ч. 4 урок с 12.... Дополнительные каникулы для обучающихся первых классов: с 18 февраля по 25 февраля – 8 дней | Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы н в суффиксах причастий"... Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Урок вкусный и интересный. Я приглашаю вас на кулинарный поединок | ||
Урок в начальной школе с использованием технологии ркмчп Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок... | Урок в начальной школе с использованием технологии ркмчп Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок... |