Урок учебного года». Его тема: «Образование путь к успеху»





Скачать 108.06 Kb.
НазваниеУрок учебного года». Его тема: «Образование путь к успеху»
Дата публикации10.09.2014
Размер108.06 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Методические рекомендации для учителей средних школ Тверской области.

Морозова Т.В. ТОИУУ

«Образование - путь к успеху».
По инициативе администрации Тверской области в нашем регионе возрождается одна из лучших традиций российской школы - «первый урок учебного года». Его тема: «Образование - путь к успеху».

В данных методических рекомендациях предлагается ряд версий о возможных вариантах этого урока, обозначены проблемы и вопросы, которые можно на нем обсудить, называются предпочтительные формы, приемы, и технологии для данной ситуации и темы.

Цель и смысл, содержание и структура, формы, приемы и технологии урока «Образование-путь к успеху» определяются ключевыми словами «образование» и «успех».

1. Цели и задачи урока «Образование - путь к успеху».

  • Пробуждение интереса и мотивации к теме «Образование-путь к успеху».

  • Осмысление ценностного содержания понятий «образование» и «успех».

  • Формирование личностной позиции учащихся по отношению к категории успеха.

  • Размышление учащихся о проектировании собственных успехов на предстоящий учебный год.

  • Предъявление позитивного жизненного опыта успешных людей.

  • Создание ситуации успеха для всех участников «первого урока».


2. Планируемые результаты урока «Образование - путь к успеху».

Воспитательные возможности «первого урока учебного года», пожалуй, не имеют альтернативы, поскольку эти уроки, как правило, являются уроками жизни. Исходя из эксклюзивности данной ситуации, образовательные результаты данного урока, вряд ли, можно обозначить в традиционной дидактической логике. Хотя на «первом уроке», как и на любом другом уроке, учащиеся осваивают научные понятия, овладевают умениями и навыками, оценивают события, поступки и явления.

Но уникальность «первого урока учебного года» заключается в том, что его содержание переживается очень долго, спустя длительное время после урока.

Предметом такого переживания может быть удачный или неудачный опыт собственного выступления, встреча с удивительно интересным человеком, позитивная реакция учителя и товарищей на высказанные суждения, внезапное озарение или даже открытие, которое вдруг пришло в связи с пониманием сути обсуждаемой проблемы или сложного вопроса. Все это и многое другое составляет, так называемый в современной педагогике, эффект «последействия урока». Его не всегда можно конкретно спланировать, тем более, увидеть, зафиксировать, измерить, но именно он имеет определяющее значение для личностного развития ребенка, так как способствует формированию, обогащению или пересмотру ценностных установок личности.

«Эффект последействия» урока «Образование - путь к успеху» будет определяться теми изменениями, которые будут происходить на протяжении всего учебного года в жизни класса и школы при непосредственном участии самих учащихся. Это могут быть новые достижения и победы в социально творческой деятельности, в освоении новых ценностей, в межличностных и деловых отношениях.

Урок «Образование - путь к успеху» способен создать особую атмосферу во всей школе - атмосферу веры и у детей, и у взрослых в свои возможности сделать жизнь лучше и добиться новых успехов.

Сегодня принято выделять три вида образовательных результатов:

  • предметные (освоение знаний и умений, специфических для определенного школьного предмета);

  • метапредметные (освоение универсальных способов деятельности, применимых не только в познавательной, но и в других сферах деятельности);

  • личностные (система ценностных ориентиров).

Достижение метапредметных результатов определяют сегодня как «ключевые компетентности». Именно метапредметные результаты связаны не только со стремлением лучше подготовить учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждые человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества. Этот интерес обусловлен так же тем, что достижение метапредметных результатов позволяет учащимся полнее оценить значимость школьного образования и с точки зрения перспектив «послешкольной» жизни и с точки зрения решения актуальных проблем, возникающих «здесь и сейчас».

«Первый урок» ориентирован на достижения метапредметных результатов, которые связаны с пробуждением интереса к обсуждаемой теме «Образование-путь к успеху» и поиском ответов на сложные жизненно важные вопросы.
3. Ключевые содержательные линии урока «Образование - путь к успеху».

3.1. Содержательная линия «Тенденции развития образования в современном мире»

3.2. Содержательная линия «Успех»

Что понимается под успехом?

Существует множество подходов к пониманию успеха: философский, антропологический, религиозный и другие. Из всего их многообразия целесообразно выделить такое понимание успеха, которое достаточно точно раскрывает его практический, жизненный смысл.

Большинство современных преуспевающих людей, как показывают многочисленные социологические опросы, воспринимают и понимают успех как удачное достижение желаемой цели.

В данном определении каждое слово является ключевым, несущим в себе конкретный смысл. Дадим краткую характеристику этим ключевым словам.

  • Достижение означает преодоление, постижение, восхождение к чему-либо, но не как процесс движения к желаемому результату, а как уже достигнутый результат, т.е. преодоленный конкретный рубеж. Достижение, как завершенность начатого, является, по утверждениям психологов, источником колоссального удовольствия, которое, в свою очередь, и закрепляет ощущение успеха.

  • Цель понимается как конкретно осознаваемая человеком условная высота ("поднятая планка"), которую ему необходимо преодолеть. Прежде чем человек определит цель своих действий и поступков, он, как правило, находит ответы на множество вопросов типа: какова вероятность достижения этой цели, насколько полученный результат удовлетворит его насущные потребности, в какой мере процесс движения к поставленной цели будет приносить ему удовлетворение и т.п.

Вне ориентации на осознанную активность человек будет двигаться в никуда (по утверждению Гегеля, в "дурную бесконечность"), а значит, никогда не достигнет того, к чему он стремится. Это так же верно, как и то, что корабль, плывущий в никуда, никогда не достигнет своей цели.

  • Желаемая цель - это означает, что человек осознает не просто значимость цели и приоритетность ее по отношению к другим, а ее исключительность. Именно это обстоятельство и порождает установку в сознании человека на достижение не просто какой-либо рядовой, второстепенной цели, а гораздо более значимой, действительно желаемой цели.

  • Четвертое ключевое слово, определяющее успех, указывает на присутствие в нем фортуны — удачи, то есть не просто достижение цели, а удачное, именно удачное, достижение желаемой цели. Чтобы удача сопутствовала жизненному успеху, нужно многое знать и не менее многое уметь, но, пожалуй, самое главное, что нужно осознать человеку, желающему быть преуспевающим,— это то, что каждый из нас удачлив в жизни ровно настолько, насколько решил быть удачливым.

Элемент фортуны в рассматриваемом варианте определения успеха не доминирует, а лишь присутствует, поскольку недопустимо в рассматриваемой формуле успеха отдавать удаче предпочтение. Ставку на фортуну и только на нее делают чаще всего лишь неудачники. Успех — дело случая, спросите об этом неудачника, и вы получите в большинстве случаев утвердительный ответ. Не будем забывать, что фортуна помогает лишь тому, кто "выпрыгивает" ей навстречу.

Итак, под успехом предлагается понимать удачное достижение желаемой цели.

Зададимся вопросом, можно ли в совре­менной жизни обойтись без конкуренции, побед и поражений? Нельзя ли просто жить, думать, творить, действовать, наслаждаться?

К сожалению, нельзя, поскольку современ­ная жизнь диктует такие свободные отноше­ния между людьми, в которых признание получает тот, кто создает лучшие товары и услуги, разрабатывает лучшие инновационные идеи, тео­рии, приносящие блага и улучшающие жизнь людям. Отношения конкуренции, скрытое или открытое соревнований в отношениях людей в конечном итоге выгодно обще­ству, а победителям приносит настоящий успех.

Известно: не все равны от рождения. Соревноваться (от англ. сит + petere) зна­чит искать вместе. Конкуренция не порок. Трудно, порой невозможно открыть в себе потенциальные ресурсы, если обстоятель­ства не столкнут с друзьями, соперниками и врагами. Жить среди интеллигентных и готовых к атаке соперников — подарок судьбы, утверждает один из исследо­вателей данной проблемы.

Кто-то обязан выиграть в людской гонке.

Если победителем не станешь ты,

Им должен буду стать я, -

так поется в одном широко известном шлягере.

С развитием общества борьба за жизнь в нем делается все более энергичной. Потребности растут, дела­ются все более разнообразными, вызывая эффект создания все новых и новых про­фессий. Растет не только их число, ширит­ся также профессиональная специализация внутри каждой из них.

Достичь успеха — значит прежде всего найти не только свою, еще не занятую на конкурентном рынке профессию, но и та­кое неповторимое место в ней, которое делает человека незаменимым в удовлетворе­нии новой социальной потребности.

Успех — это лишь «верхняя обо­лочка» победы.

Победа» — очень емкое слово. Навер­ное, поэтому оно и не расшифровано в боль­шинстве словарей. Для понимания его сути вспомним детский мультфильм про капи­тана Врунгеля, где шхуна «Победа» после героических приключений несет на своем борту уже «сокращенное» имя «...беда», в оставшейся его части. На самом деле от «беды» и образуется слово «победа»: побить беду, по-бедитъ, no-беда или просто, как привыкли мы писать — победа. Сокруше­ние противника, конкурента — не самоцель победы, главное здесь — преодолеть не­взгоды. В этом весь смысл победы.

Таким образом, победа связана с преодо­лением, со стремлением к высшему резуль­тату. Что же тогда представляет собой ус­пех? Успех — это желаемый результат. Он, как правило, достигается путем большого труда, выдержки, преодолений и потому предстает в виде долгожданной победы. Но успех может выглядеть и как удача, словно упавшая сама по себе с неба. В абсолютном же большинстве «успех — это 1 процент удачи и 99 процентов пота», как утверждал Томас Эдисон, знаменитый изобретатель. Или, как говорил американский президент Томас Джефферсон: «Я твердо верю в уда­чу. И я заметил, чем больше я работаю, тем я удачливее».

Итак, успех может прийти в виде труд­ной победы, преодолений или в форме лег­кой удачи, за которой на самом деле чаще всего скрывается огромный труд.
Успех выражается в величинах материальных, социально зна­чимых, финансовых, сопряженных, разу­меется, с нравственностью и моралью. Драма современной конкурентной ситуации заклю­чается в том, что общество устроено так, что следует стремиться быть в нем только первым. Стоит нацелиться из своей скром­ности на вторую роль, можно записывать себя в проигравшие, ибо родители ребенка будут стремиться отдать его только в луч­шую школу, больной пожелает обратиться только в лучшую клинику, турист обратиться только в лучшую фир­му и т.д.

Путь к успеху

Путь к успеху начинается, как правило, увы, с неудач. Главное достоинство хороше­го менеджера — умение быстро восстанав­ливаться после неизбежных поражений, не­взгод и делать взвешенные, решительные выводы, совершать обдуманные и неизбеж­но рискованные шаги по перестройке орга­низации, тактике действий, оценке поля ра­боты, силы соперника и конкурента.

«...Перед тем как в вашу жизнь придет успех, сколько же временных неудач и даже поражений вам придется перенести!» - пишет Наполеон Хилл, знаменитый журналист, проведший по поручению Эндрю Карнеги колоссальное исследование о том, кто и как достигает успеха в современном деловом мире.

Неудача несет в себе семя равновеликого успеха. Самая большая удача приходит за шаг до поражения. Так резюмирует Хилл, подводя итог изучения делового пути наи­более успешных предпринимателей и ме­неджеров. Поворотный пункт в жизни обыч­но совпадал у них с кризисом, из которого они уж выходили другими.

Что дают поражения? Известно, что они могут сломать судьбу обычного человека. Но, как правило, поражения многому учат нас. «...Если люди научились надеяться, - говорит Дюркгейм, - если под ударами не­счастья они привыкли обращать свои взо­ры к будущему и ожидать от него вознаг­раждения за их теперешние страдания, то потому, что они заметили, что эти вознаг­раждения часты, что человеческий организм слишком гибок и вынослив, чтобы быть легко сраженным, что моменты, когда одолевало несчастье, были редки и что вообще в кон­це концов равновесие восстанавливалось».

Человек действительно вынослив, даже если поражения бывают и не слишком ред­ки. Человек способен переосмыслить, пе­режить то, что произошло с ним. «Стать другим». Аристотель когда-то ввел в психо­логию термин «катарсис», означающий в простом переводе очищение души через страдания и даже просветление.

Неудачи и «очищают» (если не сломают слабого человека). Временных падений на горной тропе к победе не избежать. К ним надо быть готовым. Морально, материаль­но, нравственно, физически, духовно. Главный критерий способностей менедже­ра как полководца - не только и даже не столько сами победы в каждом деле. Это умение вставать после неизбежно-печаль­ных падений. Просветленными, очищен­ными от прежних заблуждений — сбросив­шими «прежних ошибок груз».

Умение собирать аилы, резервы, «пере­страивать порядки», переоценивать ранее поставленные задачи, осмысливать причи­ны краха, сравнивать их с факторами, обусловившими предыдущие взлеты, успе­хи, анализировать, думать, искать и вновь идти, двигаться вперед, набирая темп. Ибо «никто не побежден, пока не признал себя побежденным», - говорит Н. Хилл. «Нет от­чаянных положений, есть отчаявшиеся люди», - подчеркивал немецкий полково­дец Г. Гудериан. Не следует попадать в число отчаявшихся — выход всегда имеет­ся, а окружающие вас жизненные обстоя­тельства изменяются. Чтобы уйти от мину­ты отчаяния лучше применять принцип главной героини книги и фильма «Унесен­ные ветром»: «Не буду думать об этом се­годня, подумаю об этом завтра». Или, как говорят в русском народе: «неудачу надо заспать». А утро, как известно, вечера муд­ренее.

Стать вровень с той редкой породой лю­дей, что раньше всех умеют извлекать уро­ки из ошибок и силой ума превращать вы­воды из поражений в источник будущих по­бед — вот путь настоящего руководителя.

Помните, как у Иосифа Бродского:

Я шел ко дну,

Дошел до дна,

Пошел по дну.

И не страшна,

Мне никакая глубина.

Сильный духом человек не будет слом­лен никаким поражением. Элен Кеплер стала глухой, слепой и немой вскоре после рождения. Несмотря на огромные несчас­тья, она навеки вписала свое имя в историю цивилизации. Чарльз Диккенс начал с на­клеивания этикеток на банки с ваксой. Тра­гедия первой любви открыла в его душе та­кие глубины, которые превратили его в од­ного из величайших писателей. Его неудача дала миру «Дэвида Копперфильда» и сдела­ла лучше всех нас, кто хоть когда-то читал его книги. Так пишет Наполеон Хилл.

«Неудачи образуют естественную со­ставную часть жизни, - подчеркивает Ли Якокка, - и надо тщательно выбирать спо­собы реагирования на них».

«В истории нет и не было ни одного на­рода, добившегося успеха, если он зани­мался самоуничижением и посыпанием го­ловы пеплом, и не искал позитивных начал в своих поражениях, не извлекал рацио­нальных зерен из собственных падений», - говорит петербургский ученый Г.Л. Тульчинский.

Как же идти к победе?

«Желающий победить должен сжечь за собой мосты, отсечь все пути к отступле­нию. Только так можно сохранить жгучее желание победы, очень важное для успеха», подчеркивает Н. Хилл. «И действительно, итожит он, - когда неудачи преследуют нас, самое простое и логичное — бросить дело. Как, собственно, большинство из нас и поступают».

«Успех, - говорит Хилл, - это одна глу­бокая идея». «Успех приходит к тем, кто мыслит категориями успеха. Поражение со­путствует тем, кто позволяет мыслить кате­гориями поражения».
3.3. Содержательная линия« Проблемы соотношения образования и успеха»
4. Методические особенности урока «Образование – путь к успеху»…с.395

5.Приложения. Маленькие секреты большого успеха «первого урока учебного года».





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок учебного года». Его тема: «Образование путь к успеху» iconПрограмма Intel «Путь к успеху»
Типовые региональные модели внедрения программы Intel «Путь к успеху» 4
Урок учебного года». Его тема: «Образование путь к успеху» icon«Путь к успеху» программа работы с учащимися «группы риска»
Тема и номер урока: «Техника безопасности на уроке химии», урок №1 в практикуме 1
Урок учебного года». Его тема: «Образование путь к успеху» iconПриложению Межпредметная научно-практическая конференция исследовательских...
Районная научно-практическая конференция «Путь к успеху» будет проводиться в два этапа
Урок учебного года». Его тема: «Образование путь к успеху» iconТема: Занятия скипингом, как путь к успеху
Создать условия для формирования коммуникативных компетенцийи развития творческого потенциала каждого ребенка
Урок учебного года». Его тема: «Образование путь к успеху» iconУчастие в научно-практической конференции «Путь к успеху»
Тема работы, тип работы (исследовательский реферат, проектно–исследовательский работа, исследовательская работа)
Урок учебного года». Его тема: «Образование путь к успеху» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Этому вас не научат на программах мва. Но вы сможете узнать все необходимое у автора этой книги и его собеседников – миллионеров...
Урок учебного года». Его тема: «Образование путь к успеху» iconНаправление проектная деятельность «Путь к грамотности»
Курс «Путь к грамотности» предназначен для работы с учащимися 2-4 классов, желающими освоить формы и методы проектной деятельности,...
Урок учебного года». Его тема: «Образование путь к успеху» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Республики Татарстан по проекту «Пилотные школы Интел» и с целью активизации деятельности педагогов образовательных учреждений Республики...
Урок учебного года». Его тема: «Образование путь к успеху» icon«Путь к успеху» Педагог-психолог моусош №2 Филь И. П. Место курса в образовательном процессе
Повышение готовности учащихся к самообразовательной деятельности: самостоятельное изучение информационных источников
Урок учебного года». Его тема: «Образование путь к успеху» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Итоги «Фестиваля реализованных проектов» по городской программе «Планирование карьеры путь к успеху»
Урок учебного года». Его тема: «Образование путь к успеху» iconПуть успеху
Однажды один из моих друзей высказал мысль о том, что начинающим дистрибьюторам очень нужна книга, в которой бы описывалось, как...
Урок учебного года». Его тема: «Образование путь к успеху» iconКонкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой...
Методические рекомендации: урок под таким названием проводится для учащихся 5-7 классов. Перед началом экскурсии кабинет химии оформляется...
Урок учебного года». Его тема: «Образование путь к успеху» iconКонкуренция путь к успеху
Жкх» и второй по теме «Актуальные проблемы управления многоквартирными домами в условиях реформирования, развитие конкуренции в сфере...
Урок учебного года». Его тема: «Образование путь к успеху» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Паркин Дж. Fuck It. Послать все на или Парадоксальный путь к успеху и процветанию / Джон Паркин; [пер с англ. Д. Куликова]. — М....
Урок учебного года». Его тема: «Образование путь к успеху» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Три пути ведут к знанию: путь размышления-это путь самый благородный, путь подражания-это путь самый легкий и путь опыта- это самый...
Урок учебного года». Его тема: «Образование путь к успеху» iconПлан-конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема:...
Балакшина Валентина Васильевна квалифицированный педагог. Высшее образование. Окончила филологический факультет Калининградского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск