Скачать 108.06 Kb.
|
Методические рекомендации для учителей средних школ Тверской области. Морозова Т.В. ТОИУУ «Образование - путь к успеху». По инициативе администрации Тверской области в нашем регионе возрождается одна из лучших традиций российской школы - «первый урок учебного года». Его тема: «Образование - путь к успеху». В данных методических рекомендациях предлагается ряд версий о возможных вариантах этого урока, обозначены проблемы и вопросы, которые можно на нем обсудить, называются предпочтительные формы, приемы, и технологии для данной ситуации и темы. Цель и смысл, содержание и структура, формы, приемы и технологии урока «Образование-путь к успеху» определяются ключевыми словами «образование» и «успех». 1. Цели и задачи урока «Образование - путь к успеху».
2. Планируемые результаты урока «Образование - путь к успеху». Воспитательные возможности «первого урока учебного года», пожалуй, не имеют альтернативы, поскольку эти уроки, как правило, являются уроками жизни. Исходя из эксклюзивности данной ситуации, образовательные результаты данного урока, вряд ли, можно обозначить в традиционной дидактической логике. Хотя на «первом уроке», как и на любом другом уроке, учащиеся осваивают научные понятия, овладевают умениями и навыками, оценивают события, поступки и явления. Но уникальность «первого урока учебного года» заключается в том, что его содержание переживается очень долго, спустя длительное время после урока. Предметом такого переживания может быть удачный или неудачный опыт собственного выступления, встреча с удивительно интересным человеком, позитивная реакция учителя и товарищей на высказанные суждения, внезапное озарение или даже открытие, которое вдруг пришло в связи с пониманием сути обсуждаемой проблемы или сложного вопроса. Все это и многое другое составляет, так называемый в современной педагогике, эффект «последействия урока». Его не всегда можно конкретно спланировать, тем более, увидеть, зафиксировать, измерить, но именно он имеет определяющее значение для личностного развития ребенка, так как способствует формированию, обогащению или пересмотру ценностных установок личности. «Эффект последействия» урока «Образование - путь к успеху» будет определяться теми изменениями, которые будут происходить на протяжении всего учебного года в жизни класса и школы при непосредственном участии самих учащихся. Это могут быть новые достижения и победы в социально творческой деятельности, в освоении новых ценностей, в межличностных и деловых отношениях. Урок «Образование - путь к успеху» способен создать особую атмосферу во всей школе - атмосферу веры и у детей, и у взрослых в свои возможности сделать жизнь лучше и добиться новых успехов. Сегодня принято выделять три вида образовательных результатов:
Достижение метапредметных результатов определяют сегодня как «ключевые компетентности». Именно метапредметные результаты связаны не только со стремлением лучше подготовить учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждые человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества. Этот интерес обусловлен так же тем, что достижение метапредметных результатов позволяет учащимся полнее оценить значимость школьного образования и с точки зрения перспектив «послешкольной» жизни и с точки зрения решения актуальных проблем, возникающих «здесь и сейчас». «Первый урок» ориентирован на достижения метапредметных результатов, которые связаны с пробуждением интереса к обсуждаемой теме «Образование-путь к успеху» и поиском ответов на сложные жизненно важные вопросы. 3. Ключевые содержательные линии урока «Образование - путь к успеху». 3.1. Содержательная линия «Тенденции развития образования в современном мире» 3.2. Содержательная линия «Успех» Что понимается под успехом? Существует множество подходов к пониманию успеха: философский, антропологический, религиозный и другие. Из всего их многообразия целесообразно выделить такое понимание успеха, которое достаточно точно раскрывает его практический, жизненный смысл. Большинство современных преуспевающих людей, как показывают многочисленные социологические опросы, воспринимают и понимают успех как удачное достижение желаемой цели. В данном определении каждое слово является ключевым, несущим в себе конкретный смысл. Дадим краткую характеристику этим ключевым словам.
Вне ориентации на осознанную активность человек будет двигаться в никуда (по утверждению Гегеля, в "дурную бесконечность"), а значит, никогда не достигнет того, к чему он стремится. Это так же верно, как и то, что корабль, плывущий в никуда, никогда не достигнет своей цели.
Элемент фортуны в рассматриваемом варианте определения успеха не доминирует, а лишь присутствует, поскольку недопустимо в рассматриваемой формуле успеха отдавать удаче предпочтение. Ставку на фортуну и только на нее делают чаще всего лишь неудачники. Успех — дело случая, спросите об этом неудачника, и вы получите в большинстве случаев утвердительный ответ. Не будем забывать, что фортуна помогает лишь тому, кто "выпрыгивает" ей навстречу. Итак, под успехом предлагается понимать удачное достижение желаемой цели. Зададимся вопросом, можно ли в современной жизни обойтись без конкуренции, побед и поражений? Нельзя ли просто жить, думать, творить, действовать, наслаждаться? К сожалению, нельзя, поскольку современная жизнь диктует такие свободные отношения между людьми, в которых признание получает тот, кто создает лучшие товары и услуги, разрабатывает лучшие инновационные идеи, теории, приносящие блага и улучшающие жизнь людям. Отношения конкуренции, скрытое или открытое соревнований в отношениях людей в конечном итоге выгодно обществу, а победителям приносит настоящий успех. Известно: не все равны от рождения. Соревноваться (от англ. сит + petere) значит искать вместе. Конкуренция не порок. Трудно, порой невозможно открыть в себе потенциальные ресурсы, если обстоятельства не столкнут с друзьями, соперниками и врагами. Жить среди интеллигентных и готовых к атаке соперников — подарок судьбы, утверждает один из исследователей данной проблемы. Кто-то обязан выиграть в людской гонке. Если победителем не станешь ты, Им должен буду стать я, - так поется в одном широко известном шлягере. С развитием общества борьба за жизнь в нем делается все более энергичной. Потребности растут, делаются все более разнообразными, вызывая эффект создания все новых и новых профессий. Растет не только их число, ширится также профессиональная специализация внутри каждой из них. Достичь успеха — значит прежде всего найти не только свою, еще не занятую на конкурентном рынке профессию, но и такое неповторимое место в ней, которое делает человека незаменимым в удовлетворении новой социальной потребности. Успех — это лишь «верхняя оболочка» победы. Победа» — очень емкое слово. Наверное, поэтому оно и не расшифровано в большинстве словарей. Для понимания его сути вспомним детский мультфильм про капитана Врунгеля, где шхуна «Победа» после героических приключений несет на своем борту уже «сокращенное» имя «...беда», в оставшейся его части. На самом деле от «беды» и образуется слово «победа»: побить беду, по-бедитъ, no-беда или просто, как привыкли мы писать — победа. Сокрушение противника, конкурента — не самоцель победы, главное здесь — преодолеть невзгоды. В этом весь смысл победы. Таким образом, победа связана с преодолением, со стремлением к высшему результату. Что же тогда представляет собой успех? Успех — это желаемый результат. Он, как правило, достигается путем большого труда, выдержки, преодолений и потому предстает в виде долгожданной победы. Но успех может выглядеть и как удача, словно упавшая сама по себе с неба. В абсолютном же большинстве «успех — это 1 процент удачи и 99 процентов пота», как утверждал Томас Эдисон, знаменитый изобретатель. Или, как говорил американский президент Томас Джефферсон: «Я твердо верю в удачу. И я заметил, чем больше я работаю, тем я удачливее». Итак, успех может прийти в виде трудной победы, преодолений или в форме легкой удачи, за которой на самом деле чаще всего скрывается огромный труд. Успех выражается в величинах материальных, социально значимых, финансовых, сопряженных, разумеется, с нравственностью и моралью. Драма современной конкурентной ситуации заключается в том, что общество устроено так, что следует стремиться быть в нем только первым. Стоит нацелиться из своей скромности на вторую роль, можно записывать себя в проигравшие, ибо родители ребенка будут стремиться отдать его только в лучшую школу, больной пожелает обратиться только в лучшую клинику, турист обратиться только в лучшую фирму и т.д. Путь к успеху Путь к успеху начинается, как правило, увы, с неудач. Главное достоинство хорошего менеджера — умение быстро восстанавливаться после неизбежных поражений, невзгод и делать взвешенные, решительные выводы, совершать обдуманные и неизбежно рискованные шаги по перестройке организации, тактике действий, оценке поля работы, силы соперника и конкурента. «...Перед тем как в вашу жизнь придет успех, сколько же временных неудач и даже поражений вам придется перенести!» - пишет Наполеон Хилл, знаменитый журналист, проведший по поручению Эндрю Карнеги колоссальное исследование о том, кто и как достигает успеха в современном деловом мире. Неудача несет в себе семя равновеликого успеха. Самая большая удача приходит за шаг до поражения. Так резюмирует Хилл, подводя итог изучения делового пути наиболее успешных предпринимателей и менеджеров. Поворотный пункт в жизни обычно совпадал у них с кризисом, из которого они уж выходили другими. Что дают поражения? Известно, что они могут сломать судьбу обычного человека. Но, как правило, поражения многому учат нас. «...Если люди научились надеяться, - говорит Дюркгейм, - если под ударами несчастья они привыкли обращать свои взоры к будущему и ожидать от него вознаграждения за их теперешние страдания, то потому, что они заметили, что эти вознаграждения часты, что человеческий организм слишком гибок и вынослив, чтобы быть легко сраженным, что моменты, когда одолевало несчастье, были редки и что вообще в конце концов равновесие восстанавливалось». Человек действительно вынослив, даже если поражения бывают и не слишком редки. Человек способен переосмыслить, пережить то, что произошло с ним. «Стать другим». Аристотель когда-то ввел в психологию термин «катарсис», означающий в простом переводе очищение души через страдания и даже просветление. Неудачи и «очищают» (если не сломают слабого человека). Временных падений на горной тропе к победе не избежать. К ним надо быть готовым. Морально, материально, нравственно, физически, духовно. Главный критерий способностей менеджера как полководца - не только и даже не столько сами победы в каждом деле. Это умение вставать после неизбежно-печальных падений. Просветленными, очищенными от прежних заблуждений — сбросившими «прежних ошибок груз». Умение собирать аилы, резервы, «перестраивать порядки», переоценивать ранее поставленные задачи, осмысливать причины краха, сравнивать их с факторами, обусловившими предыдущие взлеты, успехи, анализировать, думать, искать и вновь идти, двигаться вперед, набирая темп. Ибо «никто не побежден, пока не признал себя побежденным», - говорит Н. Хилл. «Нет отчаянных положений, есть отчаявшиеся люди», - подчеркивал немецкий полководец Г. Гудериан. Не следует попадать в число отчаявшихся — выход всегда имеется, а окружающие вас жизненные обстоятельства изменяются. Чтобы уйти от минуты отчаяния лучше применять принцип главной героини книги и фильма «Унесенные ветром»: «Не буду думать об этом сегодня, подумаю об этом завтра». Или, как говорят в русском народе: «неудачу надо заспать». А утро, как известно, вечера мудренее. Стать вровень с той редкой породой людей, что раньше всех умеют извлекать уроки из ошибок и силой ума превращать выводы из поражений в источник будущих побед — вот путь настоящего руководителя. Помните, как у Иосифа Бродского: Я шел ко дну, Дошел до дна, Пошел по дну. И не страшна, Мне никакая глубина. Сильный духом человек не будет сломлен никаким поражением. Элен Кеплер стала глухой, слепой и немой вскоре после рождения. Несмотря на огромные несчастья, она навеки вписала свое имя в историю цивилизации. Чарльз Диккенс начал с наклеивания этикеток на банки с ваксой. Трагедия первой любви открыла в его душе такие глубины, которые превратили его в одного из величайших писателей. Его неудача дала миру «Дэвида Копперфильда» и сделала лучше всех нас, кто хоть когда-то читал его книги. Так пишет Наполеон Хилл. «Неудачи образуют естественную составную часть жизни, - подчеркивает Ли Якокка, - и надо тщательно выбирать способы реагирования на них». «В истории нет и не было ни одного народа, добившегося успеха, если он занимался самоуничижением и посыпанием головы пеплом, и не искал позитивных начал в своих поражениях, не извлекал рациональных зерен из собственных падений», - говорит петербургский ученый Г.Л. Тульчинский. Как же идти к победе? «Желающий победить должен сжечь за собой мосты, отсечь все пути к отступлению. Только так можно сохранить жгучее желание победы, очень важное для успеха», подчеркивает Н. Хилл. «И действительно, итожит он, - когда неудачи преследуют нас, самое простое и логичное — бросить дело. Как, собственно, большинство из нас и поступают». «Успех, - говорит Хилл, - это одна глубокая идея». «Успех приходит к тем, кто мыслит категориями успеха. Поражение сопутствует тем, кто позволяет мыслить категориями поражения». 3.3. Содержательная линия« Проблемы соотношения образования и успеха» 4. Методические особенности урока «Образование – путь к успеху»…с.395 5.Приложения. Маленькие секреты большого успеха «первого урока учебного года». |
Программа Intel «Путь к успеху» Типовые региональные модели внедрения программы Intel «Путь к успеху» 4 | «Путь к успеху» программа работы с учащимися «группы риска» Тема и номер урока: «Техника безопасности на уроке химии», урок №1 в практикуме 1 | ||
Приложению Межпредметная научно-практическая конференция исследовательских... Районная научно-практическая конференция «Путь к успеху» будет проводиться в два этапа | Тема: Занятия скипингом, как путь к успеху Создать условия для формирования коммуникативных компетенцийи развития творческого потенциала каждого ребенка | ||
Участие в научно-практической конференции «Путь к успеху» Тема работы, тип работы (исследовательский реферат, проектно–исследовательский работа, исследовательская работа) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Этому вас не научат на программах мва. Но вы сможете узнать все необходимое у автора этой книги и его собеседников – миллионеров... | ||
Направление проектная деятельность «Путь к грамотности» Курс «Путь к грамотности» предназначен для работы с учащимися 2-4 классов, желающими освоить формы и методы проектной деятельности,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Республики Татарстан по проекту «Пилотные школы Интел» и с целью активизации деятельности педагогов образовательных учреждений Республики... | ||
«Путь к успеху» Педагог-психолог моусош №2 Филь И. П. Место курса в образовательном процессе Повышение готовности учащихся к самообразовательной деятельности: самостоятельное изучение информационных источников | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Итоги «Фестиваля реализованных проектов» по городской программе «Планирование карьеры путь к успеху» | ||
Путь успеху Однажды один из моих друзей высказал мысль о том, что начинающим дистрибьюторам очень нужна книга, в которой бы описывалось, как... | Конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой... Методические рекомендации: урок под таким названием проводится для учащихся 5-7 классов. Перед началом экскурсии кабинет химии оформляется... | ||
Конкуренция путь к успеху Жкх» и второй по теме «Актуальные проблемы управления многоквартирными домами в условиях реформирования, развитие конкуренции в сфере... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Паркин Дж. Fuck It. Послать все на или Парадоксальный путь к успеху и процветанию / Джон Паркин; [пер с англ. Д. Куликова]. — М.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Три пути ведут к знанию: путь размышления-это путь самый благородный, путь подражания-это путь самый легкий и путь опыта- это самый... | План-конспект учебного занятия в группе 9-го года обучения тема:... Балакшина Валентина Васильевна квалифицированный педагог. Высшее образование. Окончила филологический факультет Калининградского... |