I. Содержание основных тем Предмет этики





Скачать 253.8 Kb.
НазваниеI. Содержание основных тем Предмет этики
страница1/3
Дата публикации13.07.2013
Размер253.8 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
  1   2   3
Правительство Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Философский факультет

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель

Учено-методической комиссии Философского факультета
______________/Н.В. Кузнецов/
«___»_________________ 2012г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель

Ученого совета

Философского факультета
_______________/С.И. Дудник/
«___»_______________ 2012 год



ПРОГРАММА

Итогового государственного экзамена

по основной образовательной программе «Прикладная этика»

подготовки бакалавра по направлению 032200 «Прикладная этика»

Программа итогового государственного экзамена утверждена на заседании

Учебно-методической комиссии Философского факультета

«06» ноября 2012 г., протокол № 4

Программа итогового государственного экзамена утверждена на заседании

Ученого совета Философского факультета

«13» ноября 2012г., протокол № 11
Санкт-Петербург

2012
I. Содержание основных тем
Предмет этики

Предмет этики и его историческое развитие. Проблема объяснения и обоснования нравственности. Философские основания теоретической этики. Этический дескриптивизм и нормативность этики. Место этики в структуре философского и гуманитарного знания. Происхождение и сущность нравственности, ценностный и нормативный аспекты нравственности, проблема абсолютности и относительности в морали. Система этических категорий. Добро и зло, добродетель и порок, справедливость, сущее-должное, свобода выбора, долг, совесть, смысл жизни, честь и достоинство. Практический характер нравственности. Теоретическая и моральная философия: историческое становление проблемы. Практическая целесообразность. Деонтология и консеквенциализм. Контекстуальная этика. Авторитарная и гуманистическая интерпретация нравственного поступка. Ригоризм. Теоретическая и прикладная этики.

Ценностный подход в этике

Понятие моральной ценности. Понятие "блага". Моральный и внеморальный смысл блага. Благо и добро. "Зло" в системе ценностей. Благо как средство и благо как цель. Исторические формы интерпретации блага. Классификация и иерархии ценностей. Критерии выбора систем ценностей. Проблема онтологии ценностей. "Естественные" и "фундаментальные" ценности в морали. "Натуралистическая ошибка" в этике. Основания и критерии моральной оценки. Проблема объективности моральных ценностей. Относительность и абсолютность ценностей в нравственности. Нравственный идеал: происхождение и значение. Нормативно-регулятивная функция ценностей. Специфика моральных ценностей в контексте утилитаристской, эвдемонистической, гедонистической и социальной ориентации человека.

Нормативный подход в этике

Императивная функция нравственности. Нравственные нормы: происхождение и существование, генезис и значение. Нормы и ценности. Регулятивные функции этических норм. Абсолютность и относительность норм в морали. Понятие морального закона, история возникновения, развития, существования и осознания. Законы природы, общества и моральный закон. Свобода и необходимость. Понятие "долг" и проблема этического долженствования. Системы (кодексы) нравственных норм: проблема существования и выполнимости. «Золотое правило» нравственности. Моральные санкции. Нормотворчество. Нормы и принципы. Принципы как элементы нормативной системы и как выражение логики поведения. Нормы нравственности как "руководство к действию".

Этика добродетелей

Проблема нравственного выбора и моральной ответственности поступка. Проблема добродетелей. Виды и иерархия добродетелей. Добродетель и благодеяние. "Этика принципов" и "этика добродетелей": добродетель как принцип (норма поведения) и добродетель как ценность. Человек как субъект нравственности и нравственного поведения. Проблема "нравственной природы" человека. Социально-философская антропология как основание теоретической этики. Самооценка: внутренняя и внешняя детерминация. Нравственная идентификация. Репутация и нравственная ответственность.

Моральное сознание.

Структура морального сознания. Предмет морального сознания. Самосознание. Формирование (историческое и индивидуальное) морального сознания, самосознания. Обычай, традиция, ритуал, этикет: их символический и коммуникационный аспект. Морально-символические формы повседневности. Социально-историческая обусловленность нравственного смыслообразования. Объективация и обособление моральных смыслов и значений. Проблема автономии и гетерономии морали.

Моральная аргументация

Предмет и проблематика теории моральной аргументации. Философские основания теории моральной аргументации: проблема сущего-должного. Логические основания теории моральной аргументации: диалектические и аналитические рассуждения, логика норм, логика вопросов, логическая прагматика, логика иллокуций. Риторические основания теория моральной аргументации: риторический подход в аргументации, античная и европейская традиции риторики. Социально-политические предпосылки: коммуникация, плюрализм, демократия, глобализм. Логические основания развития деонтической логики. Понятие нормы и истинной нормы. Особенности аргументации в нормативных контекстах. Рациональная дискуссия и ее основные условия. Спор смешанный и несмешанный, единичный и множественный. Структурный анализ аргументативного дискурса. Структурные схемы аргументации.

Ошибки аргументации в нормативных контекстах. Эффективность и рациональность аргументации. Убеждение и компромисс в вопросах морали и права. Моральная и правовая аргументация в политике, бизнесе, праве.

Этика справедливости

Справедливость как основная социальная добродетель и социальный идеал. Естественная и договорная концепция справедливости. Особенности нравственной справедливости по отношению к социальной и правовой. Виды справедливости: уравнивающая и распределяющая. Принцип "пропорциональности" в справедливости. Логическая асимметричность принципа справедливости. Справедливость и равенство. Равенство прав. "Естественные", социальные и моральные права человека. Нравственная "презумпция невиновности" и проблема моральной вменяемости. Справедливость как факт и справедливость как требование.

Социально-историческое измерение морали.

Исторические типы нравственности и нравственного сознания, динамика их взаимодействия и развития. Линейная и культурно- историческая типологизация нравственности. Исторический релятивизм и проблема универсальности нравственности. Групповые (национальные, социальные, половые, религиозные, профессиональные) “этики” и общечеловеческие нравственные ценности: становление, трансформация, взаимодействие и существование. Проблема "общественной воли": "всеобщая воля" и "воля всех". Нравственность и интерес. Проблема "скрытой мотивации" и объективации результата. Идеологическая мораль и нравственность. Место нравственности в структуре социальных отношений. Специфика нравственности как сферы межличностных и общественных отношений. Нравственная ориентация человека в социуме. Индивидуальная моральная мотивация в контексте общественной нравственности. Опосредование нравственного поведения человека через систему социальных отношений. Индивидуальные и социальные добродетели. Функциональный характер морали в общественной жизни. Общественно-историческая и нравственная практика.

Моральные конфликты

Роль нравственности в социально- историческом процессе. Нравственный конфликт и нравственность конфликта. Конфликт: долженствование — возможность — действительность. Нравственность как выражение конфликта. Ценность морального конфликта. Переоценка ценностей. Двойственная природа нравственности: оправдание и критика действительности. Проблема нравственной критики социальной реальности. Революционная мораль и нравственность революций. Практическое разрешение нравственных конфликтов. Источник нравственного принуждения и принуждение к нравственности. Проблема исторического и индивидуального прогресса нравственности. Социальный и нравственный идеал.

Основные этапы развития этики, важнейшие этические концепции.

Этические учения античности. Этические концепции в ранней античной философии. Античная этика: классический период. Этика Сократа. Моральная философия Платона. Этика Аристотеля. Этика позднего эллинизма. Эпикур и эпикурейство. Стоицизм. Этика неоплатонизма. Античный скептицизм. Средневековая этика. Нравственная идеология христианства, церковная догматика и структура средневекового общества. Августин, Пьер Абеляр, Фома Аквинский. Гуманизм эпохи Возрождения. Становление протестантской этики. Моральная философия Нового времени. Этика Б.Спинозы. Концепции общественного договора (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо). Этический скептицизм Д.Юма. Этические концепции французского Просвещения. Этика в немецкой классической философии. Моральная философия И.Канта. Мораль и нравственность в философии Гегеля. Этика постклассической философии XIX - начала ХХ века. Проблема классовой природы морали в марксизме. Эволюционная этика Г.Спенсера. Утилитаризм Дж.С.Милля. Волюнтаризм А.Шопенгауэра. Экзистенциальная диалектика С.Киркегора. Программа “переоценки всех ценностей” Ф.Ницше. Этические проблемы в психоанализе З.Фрейда. Основные направления этической мысли ХХ в. Критика натурализма в этике (Дж.Мур). Проблемы нравственности и свободы выбора в философии экзистенциализма. Этика справедливости Дж.Ролза. Этика дискурса Ю.Хабермаса. Становление этической мысли в России. "Разумный эгоизм" Н.Г.Чернышевского. Представление о человеческой природе и обоснование морали в сочинениях Достоевского. «Новое жизнепонимание» Л.Н.Толстого. Этическое учение Соловьева. Экзистенциальная этика Н.А.Бердяева, Л.И.Шестова. Русский марксизм: своеобразие, специфика постановки моральных проблем.

История нравственности как проблема этики.

Проблема исторической типологизации нравственности. Основные философско-методологические подходы к исторической типологизации нравственности. Архаическая нравственность. Влияние мифологической практики и мифологического сознания на развитие нравственности. Нравственные аспекты повседневного быта древних греков и римлян. Социально-нравственная культура средневековья. Христианство и мораль феодального общества: дуалистическая природа средневековой морали. Формирование социально-политических нравственных ценностей буржуазного общества. Публичная мораль и этика частной жизни. Этика потребления. Коммуникативная мораль и этика общения. Проблема формирования общечеловеческой нравственности: иллюзии и реальность.

Религиозная этика.

Предмет религиозной этики. Религиозная этика как ступень в развитии морального и религиозного сознания. Мораль и религия как символические формы духовно-практического освоения мира. Нравственность и “табуированная” система руководства поведением. Сакральность и нравственность. Связь нравственных регуляторов с культовой практикой. Влияние религиозных представлений и практик на нравственность в архаическом обществе. Соотношение морального и религиозного абсолюта. Идея автономии морали. Теоцентризм и антропоцентризм. “Авторитаризм” и “гуманизм”. Атеизм и аморализм. Моральная философия (этика) и моральная теология. Место моральной теологии в общей теологии. Связь моральной теологии с догматикой, аскетикой и мистикой. Эсхатология морали. Религиозная этика. Основные категории теономной этики: Бог, человек, грехопадение, спасение, благодать, предопределение, свобода воли. Специфика теономной нормативности. Этическое учение Ветхого Завета. Тора. Этическая проблематика в книгах премудрости, апокрифической и нравоучительной литературе. Принципы социальной этики иудаизма. Раввинская литература. Развитие этики иудаизма в философских этических учениях. Философско-пантеистические тенденции. Этическая проблематика в хасидской литературе. Евангельское этическое учение. Этика апостола Павла. Гетерономизация этики в историческом христианстве. Православное нравственное богословие. Католическая моральная теология. Протестантская этика. Идея уникальности христианского этического учения. Современные христианские этические учения. Исламское этическое учение. Этическая проблематика в Коране, сунне и хадисах. Развитие этических идей в мусульманском правоведении и учениях богословских школ. Аскетико-мистические тенденции в мусульманской этике. Буддийское этическое учение. “Четыре благородные истины”. Формула причинной зависимости. “Восьмеричный благородный путь избавления” от страданий. Познание, поведение и сосредоточение как главные факторы. Учение о дхарме, карме, нирване. Развитие буддийского учения в философских школах буддизма. Современные проблемы религиозной этики. Сохранение связей с религиозной традицией и теологией в морали и этике. Попытки элиминации “божества”. Проекты “демифологизации” религии и морали. Этические проблемы религиозных конфликтов. Этика веротерпимости. Этика экуменического движения

Психология морали

Проблема соотношения психологии и этики в истории философии. Методологические проблемы исследования психологии морали (анализ историко-философских, психологических, феноменологических, эволюционистских, культурологических концепций). Эмотивистская и эмпатическая теории морали. Проблема взаимосвязи морального сознания и нравственного поведения. Моральная и психологическая типологизация личности, их взаимоотношение. Проблема внешней и внутренней нравственной детерминации. Характер и моральные качества личности.

Проблема эмоционального и рационального в морали. Когнитивный аспект функционирования эмоций и интеллекта в нравственности. Моральные установки личности. Моральное сознание и проблема самоидентификации личности. Моральные убеждения. Генезис, структура и функции эмоциональных элементов морали (эмоциональный процесс; ведущие и производные эмоциональные явления; эмоциональная доминанта). Понятия: моральные чувства, аффекты, эмоции, ощущения. Основные подходы в понимании природы моральных чувств. Рационалистические и интуитивистские концепции моральных чувств. Функции нравственных чувств.

Моральная мотивация

Проблема выбора в морали. Мотивация и мотивы. Основные направления в исследовании проблем мотивации. Классификация мотивов на основе отношений личности и окружения. Иерархическая модель классификации мотивов А. Маслоу. Специфика моральной мотивации и ее значение в поведении личности. Проблема мотива и деяния. Переживание чувства долга и совести. Гипертрофированная совесть. Проблема «бессовестности». Совесть и общественное мнение. Совесть в системе самооценки. Застенчивость. Воспитание чувства долга и совести и их проявление в поведении человека. Характеристика вины. Выражение, переживание, детерминация вины. Социальная природа чувства вины и ответственности. Репутация. Проблема моральной надежности личности. Проблема покаяния. Чувство достоинства, гордости, гордыня. Социальные истоки и формы проявления. Стыд. Биологические и психологические характеристики стыда. Социокультурные факторы стыда. Роль стыда в регуляции поведения.

Социология морали

Предмет социологии морали. Теоретическая и эмпирическая социология морали. Методология социологии морали. Основные учения в области социологии морали. Социальное обоснование нравственности. Классические социологические теории. Социологические концепции происхождения морали. Исторический процесс становления сферы морали. Основные учения в области социологии морали. Социальное обоснование нравственности. Классические социологические теории. Концепция общественного договора. Теория разумного эгоизма. Марксисткая концепция морали: основные принципы Социологическая мысль XX века и современная этика: персоналии, школы, направления. Мораль и подсистемы культуры. Мораль и искусство, соотношение этического и эстетического. Институциональные формы нравственности: обычай, традиция, ритуал, этикет; их символический и коммуникационный аспект. Морально-символические формы повседневности. Формирование нравственной культуры и проблема нравственного воспитания. Историческое формирование нравственной культуры. Проблема традиций.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I. Содержание основных тем Предмет этики iconСодержание модуля «Основы светской этики»
Курс состоит из 4-х блоков, блоки 1 и 4 — общие для всех учеников, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики, в...
I. Содержание основных тем Предмет этики icon«Философско-этические основания социальной практики»
Формирование принципов понимания основных категорий, тем и проблем этики как философской дисциплины, понимание ее места и роли в...
I. Содержание основных тем Предмет этики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)
I. Содержание основных тем Предмет этики icon«Моральный долг»
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»
I. Содержание основных тем Предмет этики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Содержание каждого из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» организовано в рамках четырех основных...
I. Содержание основных тем Предмет этики iconМетодические рекомендации для студентов очно-заочного отделения стоматологического...
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам в изучении основных проблем философии: возникновение, предмет...
I. Содержание основных тем Предмет этики iconКонтрольная работа должна содержать тезис или тезисы, которые выносятся...
Этика как наука о морали. Предмет, структура, функции этики. Нормативный характер этики
I. Содержание основных тем Предмет этики iconПояснительная записка Информатика как динамично развивающаяся наука...
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе...
I. Содержание основных тем Предмет этики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основам религиозных культур и светской этики. В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам,...
I. Содержание основных тем Предмет этики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перечень и содержание основных тем по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития» 1
I. Содержание основных тем Предмет этики iconЭтика и эстетика как научные дисциплины. Предмет этики. Предмет эстетики
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
I. Содержание основных тем Предмет этики iconКраткое содержание тем учебной дисциплины «Гражданское право»
Дано краткое содержание изучаемых тем, планы семинарских и практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, примерные...
I. Содержание основных тем Предмет этики icon1: Понятие, предмет, метод, система, функции и принципы трудового права
Дано краткое содержание изучаемых тем, планы семинарских и практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, примерные...
I. Содержание основных тем Предмет этики iconТемы рефератов Понятие и происхождение профессиональной этики История...

I. Содержание основных тем Предмет этики iconРабочая программа по основам светской этики для 4 класса на 2012/2013 учебный год
Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается...
I. Содержание основных тем Предмет этики iconМетодическое пособие для работы с родителями 2010
Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»? 6 стр


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск