Скачать 253.8 Kb.
|
Правительство Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» Философский факультет
ПРОГРАММА Итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Прикладная этика» подготовки бакалавра по направлению 032200 «Прикладная этика» Программа итогового государственного экзамена утверждена на заседании Учебно-методической комиссии Философского факультета «06» ноября 2012 г., протокол № 4 Программа итогового государственного экзамена утверждена на заседании Ученого совета Философского факультета «13» ноября 2012г., протокол № 11 Санкт-Петербург 2012 I. Содержание основных тем Предмет этики Предмет этики и его историческое развитие. Проблема объяснения и обоснования нравственности. Философские основания теоретической этики. Этический дескриптивизм и нормативность этики. Место этики в структуре философского и гуманитарного знания. Происхождение и сущность нравственности, ценностный и нормативный аспекты нравственности, проблема абсолютности и относительности в морали. Система этических категорий. Добро и зло, добродетель и порок, справедливость, сущее-должное, свобода выбора, долг, совесть, смысл жизни, честь и достоинство. Практический характер нравственности. Теоретическая и моральная философия: историческое становление проблемы. Практическая целесообразность. Деонтология и консеквенциализм. Контекстуальная этика. Авторитарная и гуманистическая интерпретация нравственного поступка. Ригоризм. Теоретическая и прикладная этики. Ценностный подход в этике Понятие моральной ценности. Понятие "блага". Моральный и внеморальный смысл блага. Благо и добро. "Зло" в системе ценностей. Благо как средство и благо как цель. Исторические формы интерпретации блага. Классификация и иерархии ценностей. Критерии выбора систем ценностей. Проблема онтологии ценностей. "Естественные" и "фундаментальные" ценности в морали. "Натуралистическая ошибка" в этике. Основания и критерии моральной оценки. Проблема объективности моральных ценностей. Относительность и абсолютность ценностей в нравственности. Нравственный идеал: происхождение и значение. Нормативно-регулятивная функция ценностей. Специфика моральных ценностей в контексте утилитаристской, эвдемонистической, гедонистической и социальной ориентации человека. Нормативный подход в этике Императивная функция нравственности. Нравственные нормы: происхождение и существование, генезис и значение. Нормы и ценности. Регулятивные функции этических норм. Абсолютность и относительность норм в морали. Понятие морального закона, история возникновения, развития, существования и осознания. Законы природы, общества и моральный закон. Свобода и необходимость. Понятие "долг" и проблема этического долженствования. Системы (кодексы) нравственных норм: проблема существования и выполнимости. «Золотое правило» нравственности. Моральные санкции. Нормотворчество. Нормы и принципы. Принципы как элементы нормативной системы и как выражение логики поведения. Нормы нравственности как "руководство к действию". Этика добродетелей Проблема нравственного выбора и моральной ответственности поступка. Проблема добродетелей. Виды и иерархия добродетелей. Добродетель и благодеяние. "Этика принципов" и "этика добродетелей": добродетель как принцип (норма поведения) и добродетель как ценность. Человек как субъект нравственности и нравственного поведения. Проблема "нравственной природы" человека. Социально-философская антропология как основание теоретической этики. Самооценка: внутренняя и внешняя детерминация. Нравственная идентификация. Репутация и нравственная ответственность. Моральное сознание. Структура морального сознания. Предмет морального сознания. Самосознание. Формирование (историческое и индивидуальное) морального сознания, самосознания. Обычай, традиция, ритуал, этикет: их символический и коммуникационный аспект. Морально-символические формы повседневности. Социально-историческая обусловленность нравственного смыслообразования. Объективация и обособление моральных смыслов и значений. Проблема автономии и гетерономии морали. Моральная аргументация Предмет и проблематика теории моральной аргументации. Философские основания теории моральной аргументации: проблема сущего-должного. Логические основания теории моральной аргументации: диалектические и аналитические рассуждения, логика норм, логика вопросов, логическая прагматика, логика иллокуций. Риторические основания теория моральной аргументации: риторический подход в аргументации, античная и европейская традиции риторики. Социально-политические предпосылки: коммуникация, плюрализм, демократия, глобализм. Логические основания развития деонтической логики. Понятие нормы и истинной нормы. Особенности аргументации в нормативных контекстах. Рациональная дискуссия и ее основные условия. Спор смешанный и несмешанный, единичный и множественный. Структурный анализ аргументативного дискурса. Структурные схемы аргументации. Ошибки аргументации в нормативных контекстах. Эффективность и рациональность аргументации. Убеждение и компромисс в вопросах морали и права. Моральная и правовая аргументация в политике, бизнесе, праве. Этика справедливости Справедливость как основная социальная добродетель и социальный идеал. Естественная и договорная концепция справедливости. Особенности нравственной справедливости по отношению к социальной и правовой. Виды справедливости: уравнивающая и распределяющая. Принцип "пропорциональности" в справедливости. Логическая асимметричность принципа справедливости. Справедливость и равенство. Равенство прав. "Естественные", социальные и моральные права человека. Нравственная "презумпция невиновности" и проблема моральной вменяемости. Справедливость как факт и справедливость как требование. Социально-историческое измерение морали. Исторические типы нравственности и нравственного сознания, динамика их взаимодействия и развития. Линейная и культурно- историческая типологизация нравственности. Исторический релятивизм и проблема универсальности нравственности. Групповые (национальные, социальные, половые, религиозные, профессиональные) “этики” и общечеловеческие нравственные ценности: становление, трансформация, взаимодействие и существование. Проблема "общественной воли": "всеобщая воля" и "воля всех". Нравственность и интерес. Проблема "скрытой мотивации" и объективации результата. Идеологическая мораль и нравственность. Место нравственности в структуре социальных отношений. Специфика нравственности как сферы межличностных и общественных отношений. Нравственная ориентация человека в социуме. Индивидуальная моральная мотивация в контексте общественной нравственности. Опосредование нравственного поведения человека через систему социальных отношений. Индивидуальные и социальные добродетели. Функциональный характер морали в общественной жизни. Общественно-историческая и нравственная практика. Моральные конфликты Роль нравственности в социально- историческом процессе. Нравственный конфликт и нравственность конфликта. Конфликт: долженствование — возможность — действительность. Нравственность как выражение конфликта. Ценность морального конфликта. Переоценка ценностей. Двойственная природа нравственности: оправдание и критика действительности. Проблема нравственной критики социальной реальности. Революционная мораль и нравственность революций. Практическое разрешение нравственных конфликтов. Источник нравственного принуждения и принуждение к нравственности. Проблема исторического и индивидуального прогресса нравственности. Социальный и нравственный идеал. Основные этапы развития этики, важнейшие этические концепции. Этические учения античности. Этические концепции в ранней античной философии. Античная этика: классический период. Этика Сократа. Моральная философия Платона. Этика Аристотеля. Этика позднего эллинизма. Эпикур и эпикурейство. Стоицизм. Этика неоплатонизма. Античный скептицизм. Средневековая этика. Нравственная идеология христианства, церковная догматика и структура средневекового общества. Августин, Пьер Абеляр, Фома Аквинский. Гуманизм эпохи Возрождения. Становление протестантской этики. Моральная философия Нового времени. Этика Б.Спинозы. Концепции общественного договора (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо). Этический скептицизм Д.Юма. Этические концепции французского Просвещения. Этика в немецкой классической философии. Моральная философия И.Канта. Мораль и нравственность в философии Гегеля. Этика постклассической философии XIX - начала ХХ века. Проблема классовой природы морали в марксизме. Эволюционная этика Г.Спенсера. Утилитаризм Дж.С.Милля. Волюнтаризм А.Шопенгауэра. Экзистенциальная диалектика С.Киркегора. Программа “переоценки всех ценностей” Ф.Ницше. Этические проблемы в психоанализе З.Фрейда. Основные направления этической мысли ХХ в. Критика натурализма в этике (Дж.Мур). Проблемы нравственности и свободы выбора в философии экзистенциализма. Этика справедливости Дж.Ролза. Этика дискурса Ю.Хабермаса. Становление этической мысли в России. "Разумный эгоизм" Н.Г.Чернышевского. Представление о человеческой природе и обоснование морали в сочинениях Достоевского. «Новое жизнепонимание» Л.Н.Толстого. Этическое учение Соловьева. Экзистенциальная этика Н.А.Бердяева, Л.И.Шестова. Русский марксизм: своеобразие, специфика постановки моральных проблем. История нравственности как проблема этики. Проблема исторической типологизации нравственности. Основные философско-методологические подходы к исторической типологизации нравственности. Архаическая нравственность. Влияние мифологической практики и мифологического сознания на развитие нравственности. Нравственные аспекты повседневного быта древних греков и римлян. Социально-нравственная культура средневековья. Христианство и мораль феодального общества: дуалистическая природа средневековой морали. Формирование социально-политических нравственных ценностей буржуазного общества. Публичная мораль и этика частной жизни. Этика потребления. Коммуникативная мораль и этика общения. Проблема формирования общечеловеческой нравственности: иллюзии и реальность. Религиозная этика. Предмет религиозной этики. Религиозная этика как ступень в развитии морального и религиозного сознания. Мораль и религия как символические формы духовно-практического освоения мира. Нравственность и “табуированная” система руководства поведением. Сакральность и нравственность. Связь нравственных регуляторов с культовой практикой. Влияние религиозных представлений и практик на нравственность в архаическом обществе. Соотношение морального и религиозного абсолюта. Идея автономии морали. Теоцентризм и антропоцентризм. “Авторитаризм” и “гуманизм”. Атеизм и аморализм. Моральная философия (этика) и моральная теология. Место моральной теологии в общей теологии. Связь моральной теологии с догматикой, аскетикой и мистикой. Эсхатология морали. Религиозная этика. Основные категории теономной этики: Бог, человек, грехопадение, спасение, благодать, предопределение, свобода воли. Специфика теономной нормативности. Этическое учение Ветхого Завета. Тора. Этическая проблематика в книгах премудрости, апокрифической и нравоучительной литературе. Принципы социальной этики иудаизма. Раввинская литература. Развитие этики иудаизма в философских этических учениях. Философско-пантеистические тенденции. Этическая проблематика в хасидской литературе. Евангельское этическое учение. Этика апостола Павла. Гетерономизация этики в историческом христианстве. Православное нравственное богословие. Католическая моральная теология. Протестантская этика. Идея уникальности христианского этического учения. Современные христианские этические учения. Исламское этическое учение. Этическая проблематика в Коране, сунне и хадисах. Развитие этических идей в мусульманском правоведении и учениях богословских школ. Аскетико-мистические тенденции в мусульманской этике. Буддийское этическое учение. “Четыре благородные истины”. Формула причинной зависимости. “Восьмеричный благородный путь избавления” от страданий. Познание, поведение и сосредоточение как главные факторы. Учение о дхарме, карме, нирване. Развитие буддийского учения в философских школах буддизма. Современные проблемы религиозной этики. Сохранение связей с религиозной традицией и теологией в морали и этике. Попытки элиминации “божества”. Проекты “демифологизации” религии и морали. Этические проблемы религиозных конфликтов. Этика веротерпимости. Этика экуменического движения Психология морали Проблема соотношения психологии и этики в истории философии. Методологические проблемы исследования психологии морали (анализ историко-философских, психологических, феноменологических, эволюционистских, культурологических концепций). Эмотивистская и эмпатическая теории морали. Проблема взаимосвязи морального сознания и нравственного поведения. Моральная и психологическая типологизация личности, их взаимоотношение. Проблема внешней и внутренней нравственной детерминации. Характер и моральные качества личности. Проблема эмоционального и рационального в морали. Когнитивный аспект функционирования эмоций и интеллекта в нравственности. Моральные установки личности. Моральное сознание и проблема самоидентификации личности. Моральные убеждения. Генезис, структура и функции эмоциональных элементов морали (эмоциональный процесс; ведущие и производные эмоциональные явления; эмоциональная доминанта). Понятия: моральные чувства, аффекты, эмоции, ощущения. Основные подходы в понимании природы моральных чувств. Рационалистические и интуитивистские концепции моральных чувств. Функции нравственных чувств. Моральная мотивация Проблема выбора в морали. Мотивация и мотивы. Основные направления в исследовании проблем мотивации. Классификация мотивов на основе отношений личности и окружения. Иерархическая модель классификации мотивов А. Маслоу. Специфика моральной мотивации и ее значение в поведении личности. Проблема мотива и деяния. Переживание чувства долга и совести. Гипертрофированная совесть. Проблема «бессовестности». Совесть и общественное мнение. Совесть в системе самооценки. Застенчивость. Воспитание чувства долга и совести и их проявление в поведении человека. Характеристика вины. Выражение, переживание, детерминация вины. Социальная природа чувства вины и ответственности. Репутация. Проблема моральной надежности личности. Проблема покаяния. Чувство достоинства, гордости, гордыня. Социальные истоки и формы проявления. Стыд. Биологические и психологические характеристики стыда. Социокультурные факторы стыда. Роль стыда в регуляции поведения. Социология морали Предмет социологии морали. Теоретическая и эмпирическая социология морали. Методология социологии морали. Основные учения в области социологии морали. Социальное обоснование нравственности. Классические социологические теории. Социологические концепции происхождения морали. Исторический процесс становления сферы морали. Основные учения в области социологии морали. Социальное обоснование нравственности. Классические социологические теории. Концепция общественного договора. Теория разумного эгоизма. Марксисткая концепция морали: основные принципы Социологическая мысль XX века и современная этика: персоналии, школы, направления. Мораль и подсистемы культуры. Мораль и искусство, соотношение этического и эстетического. Институциональные формы нравственности: обычай, традиция, ритуал, этикет; их символический и коммуникационный аспект. Морально-символические формы повседневности. Формирование нравственной культуры и проблема нравственного воспитания. Историческое формирование нравственной культуры. Проблема традиций. |
Содержание модуля «Основы светской этики» Курс состоит из 4-х блоков, блоки 1 и 4 — общие для всех учеников, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики, в... | «Философско-этические основания социальной практики» Формирование принципов понимания основных категорий, тем и проблем этики как философской дисциплины, понимание ее места и роли в... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») | «Моральный долг» Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Содержание каждого из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» организовано в рамках четырех основных... | Методические рекомендации для студентов очно-заочного отделения стоматологического... Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам в изучении основных проблем философии: возникновение, предмет... | ||
Контрольная работа должна содержать тезис или тезисы, которые выносятся... Этика как наука о морали. Предмет, структура, функции этики. Нормативный характер этики | Пояснительная записка Информатика как динамично развивающаяся наука... Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основам религиозных культур и светской этики. В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перечень и содержание основных тем по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития» 1 | ||
Этика и эстетика как научные дисциплины. Предмет этики. Предмет эстетики Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год.... | Краткое содержание тем учебной дисциплины «Гражданское право» Дано краткое содержание изучаемых тем, планы семинарских и практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, примерные... | ||
1: Понятие, предмет, метод, система, функции и принципы трудового права Дано краткое содержание изучаемых тем, планы семинарских и практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, примерные... | Темы рефератов Понятие и происхождение профессиональной этики История... | ||
Рабочая программа по основам светской этики для 4 класса на 2012/2013 учебный год Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается... | Методическое пособие для работы с родителями 2010 Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»? 6 стр |