Скачать 390.78 Kb.
|
НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине ФИЛОСОФИЯ Рекомендуется для направления подготовки 190700 - Технология транспортных процессов Квалификация выпускника бакалавр Санкт-Петербург 2012 ФИЛОСОФИЯ: рабочая программа / авт.-сост. Ю. П. Роговой – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 28с. Утверждена на заседании кафедры философии, протокол № 1 от 28. 08. 2012 г. Утверждена и рекомендована к печати Научно-Методическим Советом, протокол № 1 от 05. 09. 2012 г. Автор-составительКандидат философских наук, доцент Ю.П. Роговой РецензентДоктор философских наук, профессор В.А. Родин 1. Цели и задачи дисциплины: Целями преподавания учебной дисциплины «Философия» являются: - освоение содержания философии как гуманитарной области знания, состав- ляющей основу для формирования мировоззрения личности; - формирование представлений о философии как интегративной области знания, занимающей важное место в системе высшего образования; - выявление и осознание междисциплинарных связей философии с другими областями знания (как гуманитарного, так и естественнонаучного); - формирование понимания важной методологической роли философии при взаимодействии с другими науками; - осознание важнейших особенностей: универсальность, рефлексивность, критичность и функций философского знания: мировоззренческой, социальной, гносеологической, эвристической, методологической, гуманистической; - определение особой роли философии в формировании общекультурных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Задачи изучения дисциплины: - уяснить структуру философии, ее предмет, место и роль в области духовной культуры, в жизни человека и общества; - освоить важнейшие философские методы, понятийно-категориальный аппарат, основные принципы и законы; - достичь достаточно глубокого понимания важнейших философских вопросов и проблем, их глубинной связи с жизнью социума, с социально- историческим контекстом соответствующей эпохи. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Философия» является дисциплиной базовой части «Гуманитарного, социального и экономического (ГСЭ) цикла» дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта. Философские требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на базе основных образовательных программ среднего общего и профессионального образования по социально-гуманитарным и естественным наукам. Для успешного овладения учебным материалом студенту необходимо обладать базовыми знаниями по дисциплинам: история, культурология. Изучение дисциплины «Философия» в рамках ГСЭ цикла с одной стороны выполняет систематизирующую и обобщающую функцию, а с другой стороны, служит базой для дальнейшей подготовки студентов по дисциплинам: правоведение. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные: - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); - использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - основные этапы мирового и отечественного историко-философского процесса; - понятийно-категориальный аппарат, принципы, законы и методы философского мышления; - основы всеобщей взаимосвязи процессов и явлений; всеобщие закономерности развития природы, общества, человеческого мышления и истории. Уметь: - использовать накопленные философские знания и понятийно- категориальный аппарат философии при анализе, осмыслении, интерпретации сложных естественных, технических, социальных систем; - осуществлять на основе достоверного знания философский дискурс в современных науках; - использовать философскую культуру мышления в оценочных практиках настоящего и будущего социумов; - применять философские методы и средства познания для своего интеллектуального развития, повышения культуры мышления, формирования общекультурной основы профессиональной компетентности; Владеть навыками: - достаточно развитого философского мышления для выработки целостного, системного представления о природных, социальных, научно-технических процессах в современном обществе; - философского дискурса, создания текстов, отвечающих общим требованиям философского и научного характера на основе достоверного знания и строгой логической аргументации. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Модуль 1. Роль философии в жизни общества и этапы ее развития. Тема 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества. Разделы: 1. Предмет философии. 2. Специфика и функции философии. Мировоззрение, его сущность и структура. Знания, ценности, нормы, идеалы, убеждения как основные составляющие мировоззрения. Общественно-исторический характер мировоззрения. Влияние философии на формирование мировоззрения человека и общества. Любовь к мудрости как стремление познать всеобщее. Философия как форма общественного сознания, теоретическая основа мировоззрения. Становление философии в качестве самостоятельной науки. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. Функции философии, ее роль в жизни человека и общества. Тема 2. Основные этапы исторического развития философии. Разделы: 3. Генезис философии. 4. Русская философия. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского, европейского. Формирование восточного и западного стилей философствования. Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Ее основные школы и направления. Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет. Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен. Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап – философия физиса (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). Софисты. Творчество Сократа. Платон. Аристотель. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники). Космоцентричность и универсальность античной философии, ее уникальная роль в историко-культурном развитии человечества. Теоцентризм философии Средневековья. Основные этапы ее развития: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий). Философия Фомы Аквинского. Арабская философия (Авиценна, Аверроэс). Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм. Философия истории в средние века. Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм философии Возрождения. Проблемы человеческой индивидуальности (Э. Роттердамский, Б. Телезио). Н. Кузанский. Натурфилософская ориентация в знании (Л. да Винчи, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). Политическая философия Н. Макиавелли. Утопии Т. Мора, Т. Кампанелла. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Связь онтологии и гносеологии: монизм, дуализм, плюрализм. Монадология Лейбница, пантеистический монизм Спинозы. Философия эпохи Просвещения. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, нравственность. Принцип тождества бытия и мышления. Философия Канта. Объективный идеализм Гегеля. Система и метод в его учении, философия истории. Модернизация антропологизма (Фейербах, Къеркегор) и натурализма (Шопенгауэр, Конт). Новые типы философствования: консервативно-традиционные (неогегельянство, шелленгианство), новаторско-традиционные (марксизм), антиклассические (иррационалистические и сциентические). Конец ХIХ – ХХ вв.: трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. «Первый» позитивизм Конта и Спенсера. Позитивистские философские направления: аналитический эмпиризм (Витгенштейн, Рассел), философия науки (Поппер), постпозитивизм (историческая школа – Кун, Лакатос). Прагматизм (Пирс, Джемс, Дьюи). Герменевтика (Дильтей, Гадамер). «Философия жизни» – Шопенгауэр, Ницше, Бергсон. Феноменология Гуссерля. Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (Ясперс, Сартр). Психоанализ (Фрейд, Юнг, Фромм). Особенности русской философии XIX века: славянофилы и западники. Философия русских просветителей, революционеров-демократов. Философия «народничества». Сфера интуитивно-подсознательного в философских концепциях Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Религиозная философия человека XIX-XX веков. «Философия всеединства» В.С. Соловьева. Персонализм Н.А.Бердяева. Русский космизм в философских учениях Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского. Развитие марксистской философии в трудах Г.В. Плеханова, В.И. Ленина. Развитие русской философии в советский период. Модуль 2. Бытие, развитие, познание. Тема 3. Учение о бытии и развитии. Разделы: 5. Концепции бытия. 6. Картины мира. 7. Движение, пространство, время. 8.Диалектика бытия. Учение о бытии. Основные аспекты философской проблемы бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия. Основные формы бытия. Понятия материального и идеального. Формирование и развитие представлений о материи в истории философии. Диалектико-материалистическое определение материи, его мировоззренческое и методологическое значение. Основные свойства, характеристики материи. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи, их качественная специфика и взаимосвязь. Движение и развитие. Пространство и время – объективные формы существования материи. Взаимосвязь материи, движения, пространства, времени. Современная наука о структуре, строении, свойствах материального мира. Материя и материальное единство мира. Обыденные, религиозные, философские, научные картины мира. Учение о развитии. Идея развития, ее исторические изменения. Исторические формы диалектики. Диалектика как учение о развитии. Две концепции развития: диалектика и метафизика. От идеалистической диалектики Гегеля к материалистической диалектике. Объективная и субъективная диалектика. Диалектика как научная система и метод мышления. Принципы, законы, категории диалектики. Закон и закономерность. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Динамические и статистические закономерности. Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности. Хаос и порядок. Самоорганизация. Всеобщие основные законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимоперехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания. Категории диалектики как формы мышления, ступени познания природы, человека и общества, их значение для практической деятельности человека. |
1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | 1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом... | Реферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого | ||
Темы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе... Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997 | Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | ||
Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д.... | ||
Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство,... Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия | Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия» «История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»... | ||
Программа курса философии планы семинарских занятий Методические... Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | ||
Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Программа дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Репрезентация проблемы национального самосознания в русской классической... План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,... | И. Б. Муравьев философия диалога Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная |