Философия





Скачать 390.78 Kb.
НазваниеФилософия
страница1/4
Дата публикации15.10.2014
Размер390.78 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4
НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине ФИЛОСОФИЯ

Рекомендуется для направления подготовки
190700 - Технология транспортных процессов

Квалификация выпускника бакалавр


Санкт-Петербург

2012


ФИЛОСОФИЯ: рабочая программа / авт.-сост. Ю. П. Роговой – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 28с.


Утверждена на заседании кафедры философии,

протокол № 1 от 28. 08. 2012 г.

Утверждена и рекомендована к печати Научно-Методическим Советом,

протокол № 1 от 05. 09. 2012 г.

Автор-составитель




Кандидат философских наук, доцент Ю.П. Роговой

Рецензент



Доктор философских наук, профессор В.А. Родин


1. Цели и задачи дисциплины:
Целями преподавания учебной дисциплины «Философия» являются:

- освоение содержания философии как гуманитарной области знания, состав-

ляющей основу для формирования мировоззрения личности;

- формирование представлений о философии как интегративной области

знания, занимающей важное место в системе высшего образования;

- выявление и осознание междисциплинарных связей философии с другими

областями знания (как гуманитарного, так и естественнонаучного);

- формирование понимания важной методологической роли философии при

взаимодействии с другими науками;

- осознание важнейших особенностей: универсальность, рефлексивность,

критичность и функций философского знания: мировоззренческой,

социальной, гносеологической, эвристической, методологической,

гуманистической;

- определение особой роли философии в формировании общекультурных

компетенций, необходимых для успешной профессиональной

деятельности.
Задачи изучения дисциплины:

- уяснить структуру философии, ее предмет, место и роль в области

духовной культуры, в жизни человека и общества;

- освоить важнейшие философские методы, понятийно-категориальный

аппарат, основные принципы и законы;

- достичь достаточно глубокого понимания важнейших философских

вопросов и проблем, их глубинной связи с жизнью социума, с социально-

историческим контекстом соответствующей эпохи.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Философия» является дисциплиной базовой части «Гуманитарного, социального и экономического (ГСЭ) цикла» дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта.

Философские требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на базе основных образовательных программ среднего общего и профессионального образования по социально-гуманитарным и естественным наукам.

Для успешного овладения учебным материалом студенту необходимо обладать базовыми знаниями по дисциплинам: история, культурология.

Изучение дисциплины «Философия» в рамках ГСЭ цикла с одной стороны выполняет систематизирующую и обобщающую функцию, а с другой стороны, служит базой для дальнейшей подготовки студентов по дисциплинам: правоведение.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные этапы мирового и отечественного историко-философского

процесса;

- понятийно-категориальный аппарат, принципы, законы и методы

философского мышления;

- основы всеобщей взаимосвязи процессов и явлений; всеобщие

закономерности развития природы, общества, человеческого мышления

и истории.
Уметь:

- использовать накопленные философские знания и понятийно-

категориальный аппарат философии при анализе, осмыслении,

интерпретации сложных естественных, технических, социальных систем;

- осуществлять на основе достоверного знания философский дискурс в

современных науках;

- использовать философскую культуру мышления в оценочных практиках

настоящего и будущего социумов;

- применять философские методы и средства познания для своего

интеллектуального развития,

повышения культуры мышления, формирования общекультурной основы

профессиональной компетентности;
Владеть навыками:

- достаточно развитого философского мышления для выработки целостного,

системного представления о природных, социальных, научно-технических

процессах в современном обществе;

- философского дискурса, создания текстов, отвечающих общим

требованиям философского и научного характера на основе достоверного

знания и строгой логической аргументации.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры




2







Аудиторные занятия (всего)

54













В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

27













Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)

27













Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

90













В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат

8













Другие виды самостоятельной работы

82































Вид промежуточной аттестации (экзамен)
















Общая трудоемкость = 144 часы.

зачетные единицы = 4

















5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины
Модуль 1. Роль философии в жизни общества и этапы ее развития.

Тема 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества.

Разделы: 1. Предмет философии. 2. Специфика и функции философии.

Мировоззрение, его сущность и структура. Знания, ценности, нормы, идеалы, убеждения как основные составляющие мировоззрения. Общественно-исторический характер мировоззрения. Влияние философии на формирование мировоззрения человека и общества.

Любовь к мудрости как стремление познать всеобщее. Философия как форма общественного сознания, теоретическая основа мировоззрения. Становление философии в качестве самостоятельной науки. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. Функции философии, ее роль в жизни человека и общества.
Тема 2. Основные этапы исторического развития философии.

Разделы: 3. Генезис философии. 4. Русская философия.

Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского, европейского. Формирование восточного и западного стилей философствования.

Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Ее основные школы и направления. Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет. Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен.

Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап – философия физиса (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). Софисты. Творчество Сократа. Платон. Аристотель. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники). Космоцентричность и универсальность античной философии, ее уникальная роль в историко-культурном развитии человечества.

Теоцентризм философии Средневековья. Основные этапы ее развития: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий). Философия Фомы Аквинского. Арабская философия (Авиценна, Аверроэс). Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм. Философия истории в средние века.

Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм философии Возрождения. Проблемы человеческой индивидуальности (Э. Роттердамский, Б. Телезио). Н. Кузанский. Натурфилософская ориентация в знании (Л. да Винчи, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). Политическая философия Н. Макиавелли. Утопии Т. Мора, Т. Кампанелла.

Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Связь онтологии и гносеологии: монизм, дуализм, плюрализм. Монадология Лейбница, пантеистический монизм Спинозы. Философия эпохи Просвещения.

Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, нравственность. Принцип тождества бытия и мышления. Философия Канта. Объективный идеализм Гегеля. Система и метод в его учении, философия истории.

Модернизация антропологизма (Фейербах, Къеркегор) и натурализма (Шопенгауэр, Конт). Новые типы философствования: консервативно-тради­ционные (неогегельянство, шелленгианство), новаторско-традиционные (марксизм), антиклассические (иррационалистические и сциентические).

Конец ХIХ – ХХ вв.: трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. «Первый» позитивизм Конта и Спенсера. Позитивистские философские направления: аналитический эмпиризм (Витгенштейн, Рассел), философия науки (Поппер), постпозитивизм (историческая школа – Кун, Лакатос). Прагматизм (Пирс, Джемс, Дьюи). Герменевтика (Дильтей, Гадамер). «Философия жизни» – Шопенгауэр, Ницше, Бергсон. Феноменология Гуссерля. Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (Ясперс, Сартр). Психоанализ (Фрейд, Юнг, Фромм).

Особенности русской философии XIX века: славянофилы и западники. Философия русских просветителей, революционеров-демократов. Философия «народничества». Сфера интуитивно-под­сознательного в философских концепциях Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Религиозная философия человека XIX-XX веков. «Философия всеединства» В.С. Соловьева. Персонализм Н.А.Бердяева. Русский космизм в философских учениях Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского. Развитие марксистской философии в трудах Г.В. Плеханова, В.И. Ленина. Развитие русской философии в советский период.

Модуль 2. Бытие, развитие, познание.

Тема 3. Учение о бытии и развитии.

Разделы: 5. Концепции бытия. 6. Картины мира. 7. Движение, пространство, время. 8.Диалектика бытия.
Учение о бытии. Основные аспекты философской проблемы бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия. Основные формы бытия.

Понятия материального и идеального. Формирование и развитие представлений о материи в истории философии. Диалектико-материалистическое определение материи, его мировоззренческое и методологическое значение. Основные свойства, характеристики материи.

Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи, их качественная специфика и взаимосвязь. Движение и развитие. Пространство и время – объективные формы существования материи. Взаимосвязь материи, движения, пространства, времени. Современная наука о структуре, строении, свойствах материального мира. Материя и материальное единство мира. Обыденные, религиозные, философские, научные картины мира.

Учение о развитии. Идея развития, ее исторические изменения. Исторические формы диалектики. Диалектика как учение о развитии. Две концепции развития: диалектика и метафизика. От идеалистической диалектики Гегеля к материалистической диалектике. Объективная и субъективная диалектика. Диалектика как научная система и метод мышления. Принципы, законы, категории диалектики. Закон и закономерность. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Динамические и статистические закономерности. Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности. Хаос и порядок. Самоорганизация. Всеобщие основные законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимоперехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания. Категории диалектики как формы мышления, ступени познания природы, человека и общества, их значение для практической деятельности человека.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философия icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Философия icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Философия iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом...
Философия iconРеферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля
Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого
Философия iconТемы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе...
Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997
Философия iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Философия iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Философия iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Философия iconФилософия и основные формообразования культуры: наука, искусство,...
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия
Философия iconПрограмма итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия»
«История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»...
Философия iconПрограмма курса философии планы семинарских занятий Методические...
Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От...
Философия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
Философия iconПояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки»
Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Философия iconПрограмма дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Философия iconРепрезентация проблемы национального самосознания в русской классической...
План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,...
Философия iconИ. Б. Муравьев философия диалога
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск