Скачать 318.28 Kb.
|
Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы. Освоение содержания учебной дисциплины осуществляется на лекциях и в процессе самостоятельной учебной деятельности студентов. Внимательное слушание и умелая запись лекции - это только начало работы над материалом учебной дисциплины. Студент должен обращаться к своим записям не один раз. Первый просмотр записей желательно сделать в тот же день, по горячим следам, когда еще все свежо в памяти. Лекцию необходимо прочитать, заполнить пропуски, расшифровать и уточнить некоторые сокращения, дополнить некоторые недописанные примеры. Особое внимание следует уделить содержанию понятий. Все новые понятия должны выделяться в тексте, чтобы их легко можно было отыскать и запомнить. Лекционный материал является важным, но не единственным для изучения учебной дисциплины. Его обязательно необходимо дополнить материалом учебника и дополнительной литературы по теме. Другим направлением учебной деятельности студентов является самостоятельная работа по предложенным вопросам. Внимательно ознакомьтесь с вопросами, которые предусматривают самостоятельное изучение, и осмыслите характер задания. Затем следует найти источники информации по соответствующему вопросу, используя предложенный преподавателем список обязательной и дополнительной литературы, а также ресурсы интернета. Во время чтения целесообразно осуществлять теоретический анализ текста: выделять главные мысли, находить аргументы, подтверждающие основные тезисы, а также иллюстрирующие их примеры и т.д. После этого можно приступать к выполнению задания (составление конспекта, заполнение таблицы, подготовка сообщения на семинарском занятии и др.). При этом важно помнить, что выполненное задание во всех случаях должно отражать основные выводы, к которым вы пришли в процессе самостоятельной учебной деятельности. Цель самостоятельной работы студентов - научиться самостоятельно отбирать философские знания, позволяющие осознать всеобщие и общие закономерности развития мира и человека; сопоставлять их с повседневной практикой, собственным опытом, критически анализируя и оценивая с позиции будущего развития. Формы самостоятельной работы студентов:
Требования к экзамену Экзамен - вид итогового контроля усвоения содержания учебной дисциплины «Философия». Экзамен может проводиться в следующих формах:
Основные понятия, подлежащие усвоению в процессе изучения дисциплины «Философия» Абсолют – (от лат. absolutus – безусловный) – философская категория, обозначающая нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное. Противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию. Может обозначать первоначало всего сущего. Выражает полное и завершенное совершенство какого-либо объекта. Абстракция научная – (от лат. abstractio - удаление, отвлечение) – отвлечение от несущественных, второстепенных признаков, мысленное выделение и обобщение наиболее важных и существенных особенностей предмета. Агностицизм – философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Аксиология – раздел философии, в котором исследуют ценности и их соотношение с миром реальности. Альтруизм – (от лат. alter – другой) – нравственный принцип, согласно которому благо другого человека и он сам признаются более значимыми, чем собственное “Я” и его благо. Альтруизм противоположен эгоизму. Анализ – процесс мысленного расчленения предмета с целью более подробного изучения отдельных составляющих. Антиномия - сочетание противоречащих друг другу высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование. Антропный принцип – фундаментальное положение, которое требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, чьим важнейшим элементом является человек. Вселенная рассматривается как “человеко-рамерная”. Этот принцип сближает мир природы и мир человека. Антропология – одна из составных частей философии, учение о сущности человека. Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Апория – трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом. Апостериори – (от лат. a posteriori – из последующего) – философское понятие, обозначающее знание, получаемое из опыта. Апофатическая теология – теология, стремящаяся адекватно выразить абсолютную трансцендентность Бога путем последовательного отрицания всех его атрибутов и обозначений, устраняя одно за другим относящиеся к нему представления и понятия. Апперцепция – (от лат. ad perceptio – к восприятию) – понятие, обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности и предыдущего опыта человека на восприятие им предметов и явлений. Архетип – прообраз, идея. В философии К.-Г.Юнга изначальные, врожденные психические структуры, первичные схемы образов фантазии, содержащиеся в так называемом коллективном бессознательном и априорно формирующие творчество; некая возможность представлений, “дремлющие мыслеформы”. Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Бессознательное (в широком смысле) – совокупность физических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. Бытие – в классической философии понимается как предельно общее понятие, трактуемое как полнота и цельность присутствия в противоположность отсутствию и небытию. Вера – понятие, с помощью которого философия описывает личностно свободное самоопределение человека по отношению к какой-либо ценности. Это ведущее тяготение человека к тому, что определяет его жизнь, его воззрения и поступки, представляя собой служение данной ценности. Вероятность – понятие, характеризующее количественную меру возможности появления некоторого события при определенных условиях. Вещество – вид материи, который в отличие от физического поля, обладает массой покоя. “Вещь в себе” - философский термин, введенный И.Кантом, означающий вещи как они существуют сами по себе (или “в себе”), в отличие от того, какими они являются “для нас” - в нашем познании. Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение первоначального состояния. Возможность – объективная тенденция становления предмета, реализующаяся при наличии условий; это потенциальное бытие предмета, формирующееся в виде “зародыша” будущего в настоящем. Волюнтаризм – философская концепция, рассматривающая волю как высший принцип и движущую силу бытия. Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Восприятие – форма чувственного познания при которой в сознании человека возникает целостный образ предмета, непосредственно данного в единстве всех своих сторон. Время – философская категория, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Вульгарный материализм – течение в философии середины ХIХ века, представители которого популяризировали достижения естествознания, отрицая специфику сознания, его социальную природу и сводя сознание к веществу. Гедонизм – этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения, сводящая к нему все многообразие моральных требований. Генезис – процесс зарождения и последующего развития, приведший к определенному состоянию, виду, предмету, явлению. Герменевтика – (от греч. germeneuticos – разъясняющий, истолковывающий) – 1) искусство истолкования текстов, символов; 2) направление в философии, основной проблемой которого является проблема понимания и тесно связанные с ней проблемы языка. Гносеология (эпистемология, теория познания) – раздел философии, в котором предметом исследования является сам процесс познания как таковой, его сущность, общий механизм, возможности и границы познания, его предпосылки, условия, всеобщие основания и социокультурные детерминанты. Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека, в его способности к совершенствованию, требование защиты достоинства личности, его свободы, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества. Движение – это всякое взаимодействие объектов, их изменение как таковое. Дедукция – (от лат. deductio – выведение) движение мысли от общего к частному. Деизм – религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Действительность – философская категория, включающая в себя следующие основные аспекты: 1) совокупность всех реализованных возможностей – конкретный предмет, существующий в определенном пространстве и времени (диалектическая пара “возможность-действительность”); 2) весь объективно существующий мир в многообразии своих проявлений; 3) объективная реальность как актуальное наличное бытие, реализующие объективные исторические возможности; целостное единство таких сфер, как природа, общество, сознание в их взаимодействии; 4) подлинное бытие в отличие от видимости. Диалектика – первоначально искусство вести беседу, спор. Согласно Гегелю, диалектика – метод познания действительных процессов в их развитии, исходя из противоположных тенденций и в их всеобщей взаимосвязи. Дискурсивный – рассудочный, опосредованный, логический, демонстративный (в отличие от чувственного, непосредственного, созерцательного, интуитивного). Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, признающее равноправными два начала (две субстанции):духовное и материальное. Идеал – образ, определяющий способ мышления и деятельности человека; понятие, выражающее совершенную, высшую цель стремлений и желаний человека, прообраз действительности, которая всегда должна уподобляться идеалу, но не в состоянии его достичь в полной мере. Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием идеализированных объектов, принципиально не осуществимых в действительности (“точка”, “идеальный газ” и т.п.). Эти объекты представляют собой некоторые предельные случаи реальных процессов, служат средством их анализа. Идеализм – философское направление, признающее первичность идеи, духа, сознания и обусловленность ими материального, объективного мира. Интуиция (от лат. intuitio – пристально смотрю) – способность постижения истины путем прямого усмотрения без основания с помощью доказательств. Интенциональность (от лат. intentio - намерение. тенденция, стремление) – первичная устремленность сознания на предмет, мир. Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) – система внебиологически выработанных механизмов, которые программируют деятельность человека; специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Материя (от лат. materia – вещество) – философская категория, обозначающая объективную реальность, данную человеку в ощущениях и существующую вне человеческого сознания. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Опредмечивание - это процесс, при котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или “человеческим предметом”. Опыт – основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности. Основание – достаточное условие для чего-либо. Панентеизм – философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге, но Бог не растворяется в мире. Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир. Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Свобода – философская категория, обозначающая способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Синергетика – общенаучная теория самоорганизации, ориентированная на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем. Универсалии – предельно общие понятия. Хаос – неупорядоченная первопотенция мира (в этом положительный смысл термина); в отрицательном значении под хаосом подразумевается жизнь из которой изъят смысл, логос. Цель – представление о состоянии, к которому стремится данная система и ради чего она существует Ценность – характеристика объектов и процессов мира, имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека. Язык – система знаков, служащая средством общения, мышления, выражения, накопления и передачи опыта, норм, традиций. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ФИЛОСОФСКИХ СОЧИНЕНИЙ Раздел I. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ Философия и миф в культуре древних цивилизаций. Философия и искусство. Философия и наука: общее и особенной в духовном освоении действительности. Философия как жизненный выбор и личная судьба. Философы о философии: классические и постклассические интерпретации. Раздел II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ От мифа к логосу: становление философского мышления в древней Греции. Рационально-этическая концепция Сократа, ее роль в развитии античной философии, человеческой культуре. «Благородные истины» буддизма и их философское обоснование. Онтологические идеи ортодоксальных и неортодоксальных школ древнеиндийской философии. Дилемма разума и веры в средневековой философии. Гуманистические идеалы философской мысли Ренессанса и феномен индивидуализма. Нравственные императивы практической философии И. Канта. Антиномии человеческого существования в философии экзистенциализма. Современная философия в ситуации постмодерна. Раздел III. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ Бытие как проблема философии. Категория бытия в культурной традиции Востока. Пространство и время как категории философии. Диалектика как философская теория и метод мышления. Философия человека в культурных традициях Запада и Востока. Проблема философского определения человека и исторические версии ее решения. Сознание и самосознание. Проблема «Я». Соблазны и границы человеческого разума. Наука и вненаучое знание в современной культуре. Марксизм об обществе как системе отношений. Концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского. Философская концепция истории Р. Бердяева. Феномен информационной цивилизации: основные понятия и характеристики. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕСТИРОВАНИЮ |
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов Направление подготовки Культурно-историческая роль России на евразийском пространстве: Методические указания по организации самостоятельной работы студентов.... | Методические указания по самостоятельной работе студентов Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»... | ||
Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы Поэтому стимулирование самостоятельной, индивидуальной работы студентов, как учебной, так и научной, представляется одним из основных... | Методические указания по выполнению контрольных работ общие положения... Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине для студентов специальностей 080301 – Коммерция (торговое дело);... | ||
Методические указания по самостоятельной работе студентов Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической... | Методические указания для студентов График и методические указания... График и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Исполнительное производство» для студентов заочной... | ||
Методические указания для студентов по выполнеию внеаудиторной самостоятельной работы В работе даны методические указания для студентов 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования по выполнению... | Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов... Этнополитика (Текст): Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012.... | ||
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов Направление подготовки История экономического развития России: Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то... | Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов... Русский мир (Текст): Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. 16... | ||
Методические указания по организации самостоятельной работы для студентов... Методические указания по организации самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения 23 | Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной... Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи | ||
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология» Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный... | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.... Методические указания по самостоятельной работе: тесты для самоконтроля, рефераты, контрольная работа | ||
Методические указания к организации контролируемой самостоятельной... Методические указания к организации контролируемой самостоятельной работы по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности и... | Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной... Методические указания предназначены для студентов техникума, обучающихся по специальности |