Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы





Скачать 318.28 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы
страница1/3
Дата публикации17.10.2014
Размер318.28 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Философия > Методические указания
  1   2   3
Методические указания для студентов, изучающих курс философии
Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы.

Освоение содержания учебной дисциплины осуществляется на лекциях и в процессе самостоятельной учебной деятельности студентов.

Внимательное слушание и умелая запись лекции - это только начало работы над материалом учебной дисциплины. Студент должен обращаться к своим записям не один раз. Первый просмотр записей желательно сделать в тот же день, по горячим следам, когда еще все свежо в памяти. Лекцию необходимо прочитать, заполнить пропуски, расшифровать и уточнить некоторые сокращения, дополнить некоторые недописанные примеры. Особое внимание следует уделить содержанию понятий. Все новые понятия должны выделяться в тексте, чтобы их легко можно было отыскать и запомнить.

Лекционный материал является важным, но не единственным для изучения учебной дисциплины. Его обязательно необходимо дополнить материалом учебника и дополнительной литературы по теме.

Другим направлением учебной деятельности студентов является самостоятельная работа по предложенным вопросам. Внимательно ознакомьтесь с вопросами, которые предусматривают самостоятельное изучение, и осмыслите характер задания.

Затем следует найти источники информации по соответствующему вопросу, используя предложенный преподавателем список обязательной и дополнительной литературы, а также ресурсы интернета. Во время чтения целесообразно осуществлять теоретический анализ текста: выделять главные мысли, находить аргументы, подтверждающие основные тезисы, а также иллюстрирующие их примеры и т.д. После этого можно приступать к выполнению задания (составление конспекта, заполнение таблицы, подготовка сообщения на семинарском занятии и др.). При этом важно помнить, что выполненное задание во всех случаях должно отражать основные выводы, к которым вы пришли в процессе самостоятельной учебной деятельности.

Цель самостоятельной работы студентов - научиться самостоятельно отбирать философские знания, позволяющие осознать всеобщие и общие закономерности развития мира и человека; сопоставлять их с повседневной практикой, собственным опытом, критически анализируя и оценивая с позиции будущего развития.

Формы самостоятельной работы студентов:

  • конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;

  • поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;

  • моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций;

  • работа с тестами и вопросами для самопроверки;

  • анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа

  • самостоятельная работа с дополнительной литературой с целью написания реферативной работы (темы рефератов прилагаются)


Требования к экзамену

Экзамен - вид итогового контроля усвоения содержания учебной дисциплины «Философия». Экзамен может проводиться в следующих формах:

  1. Тестовая форма предполагает выполнение студентом тестовых заданий. Оценка «отлично» выставляется, если даны правильные ответы не менее чем на 75% заданий, «Хорошо» - не менее 60% заданий, «удовлетворительно» - не менее 50% заданий.

  2. Устная форма предусматривает ответы на вопросы билетов к экзамену. Студент должен продемонстрировать знание содержания изучаемых понятий и основных положений изучаемых теорий.


Основные понятия, подлежащие усвоению в процессе изучения дисциплины «Философия»
Абсолют – (от лат. absolutus – безусловный) – философская категория, обозначающая нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное. Противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию. Может обозначать первоначало всего сущего. Выражает полное и завершенное совершенство какого-либо объекта.

Абстракция научная – (от лат. abstractio - удаление, отвлечение) – отвлечение от несущественных, второстепенных признаков, мысленное выделение и обобщение наиболее важных и существенных особенностей предмета.

Агностицизм – философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины.

Аксиология – раздел философии, в котором исследуют ценности и их соотношение с миром реальности.

Альтруизм – (от лат. alter – другой) – нравственный принцип, согласно которому благо другого человека и он сам признаются более значимыми, чем собственное “Я” и его благо. Альтруизм противоположен эгоизму.

Анализ – процесс мысленного расчленения предмета с целью более подробного изучения отдельных составляющих.

Антиномия - сочетание противоречащих друг другу высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование.

Антропный принцип – фундаментальное положение, которое требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, чьим важнейшим элементом является человек. Вселенная рассматривается как “человеко-рамерная”. Этот принцип сближает мир природы и мир человека.

Антропология – одна из составных частей философии, учение о сущности человека.

Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Апория – трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом.

Апостериори – (от лат. a posteriori – из последующего) – философское понятие, обозначающее знание, получаемое из опыта.

Апофатическая теология – теология, стремящаяся адекватно выразить абсолютную трансцендентность Бога путем последовательного отрицания всех его атрибутов и обозначений, устраняя одно за другим относящиеся к нему представления и понятия.

Апперцепция – (от лат. ad perceptio к восприятию) – понятие, обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности и предыдущего опыта человека на восприятие им предметов и явлений.

Архетип – прообраз, идея. В философии К.-Г.Юнга изначальные, врожденные психические структуры, первичные схемы образов фантазии, содержащиеся в так называемом коллективном бессознательном и априорно формирующие творчество; некая возможность представлений, “дремлющие мыслеформы”.

Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.

Бессознательное (в широком смысле) – совокупность физических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

Бытие – в классической философии понимается как предельно общее понятие, трактуемое как полнота и цельность присутствия в противоположность отсутствию и небытию.

Вера – понятие, с помощью которого философия описывает личностно свободное самоопределение человека по отношению к какой-либо ценности. Это ведущее тяготение человека к тому, что определяет его жизнь, его воззрения и поступки, представляя собой служение данной ценности.

Вероятность – понятие, характеризующее количественную меру возможности появления некоторого события при определенных условиях.

Вещество – вид материи, который в отличие от физического поля, обладает массой покоя.

Вещь в себе” - философский термин, введенный И.Кантом, означающий вещи как они существуют сами по себе (или “в себе”), в отличие от того, какими они являются “для нас” - в нашем познании.

Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение первоначального состояния.

Возможность – объективная тенденция становления предмета, реализующаяся при наличии условий; это потенциальное бытие предмета, формирующееся в виде “зародыша” будущего в настоящем.

Волюнтаризм – философская концепция, рассматривающая волю как высший принцип и движущую силу бытия.

Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

Восприятие – форма чувственного познания при которой в сознании человека возникает целостный образ предмета, непосредственно данного в единстве всех своих сторон.

Время – философская категория, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире.

Вульгарный материализм – течение в философии середины ХIХ века, представители которого популяризировали достижения естествознания, отрицая специфику сознания, его социальную природу и сводя сознание к веществу.

Гедонизм – этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения, сводящая к нему все многообразие моральных требований.

Генезис – процесс зарождения и последующего развития, приведший к определенному состоянию, виду, предмету, явлению.

Герменевтика – (от греч. germeneuticos – разъясняющий, истолковывающий) – 1) искусство истолкования текстов, символов; 2) направление в философии, основной проблемой которого является проблема понимания и тесно связанные с ней проблемы языка.

Гносеология (эпистемология, теория познания) – раздел философии, в котором предметом исследования является сам процесс познания как таковой, его сущность, общий механизм, возможности и границы познания, его предпосылки, условия, всеобщие основания и социокультурные детерминанты.

Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека, в его способности к совершенствованию, требование защиты достоинства личности, его свободы, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.

Движение – это всякое взаимодействие объектов, их изменение как таковое.

Дедукция – (от лат. deductio – выведение) движение мысли от общего к частному.

Деизм – религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

Действительность – философская категория, включающая в себя следующие основные аспекты: 1) совокупность всех реализованных возможностей – конкретный предмет, существующий в определенном пространстве и времени (диалектическая пара “возможность-действительность”); 2) весь объективно существующий мир в многообразии своих проявлений; 3) объективная реальность как актуальное наличное бытие, реализующие объективные исторические возможности; целостное единство таких сфер, как природа, общество, сознание в их взаимодействии; 4) подлинное бытие в отличие от видимости.

Диалектика – первоначально искусство вести беседу, спор. Согласно Гегелю, диалектика – метод познания действительных процессов в их развитии, исходя из противоположных тенденций и в их всеобщей взаимосвязи.

Дискурсивный – рассудочный, опосредованный, логический, демонстративный (в отличие от чувственного, непосредственного, созерцательного, интуитивного).

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, признающее равноправными два начала (две субстанции):духовное и материальное.

Идеал – образ, определяющий способ мышления и деятельности человека; понятие, выражающее совершенную, высшую цель стремлений и желаний человека, прообраз действительности, которая всегда должна уподобляться идеалу, но не в состоянии его достичь в полной мере.

Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием идеализированных объектов, принципиально не осуществимых в действительности (“точка”, “идеальный газ” и т.п.). Эти объекты представляют собой некоторые предельные случаи реальных процессов, служат средством их анализа.

Идеализм – философское направление, признающее первичность идеи, духа, сознания и обусловленность ими материального, объективного мира.

Интуиция (от лат. intuitio – пристально смотрю) – способность постижения истины путем прямого усмотрения без основания с помощью доказательств.

Интенциональность (от лат. intentio - намерение. тенденция, стремление) – первичная устремленность сознания на предмет, мир.

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) – система внебиологически выработанных механизмов, которые программируют деятельность человека; специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Материя (от лат. materia – вещество) – философская категория, обозначающая объективную реальность, данную человеку в ощущениях и существующую вне человеческого сознания.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Опредмечивание - это процесс, при котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или “человеческим предметом”.

Опыт – основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности.

Основание – достаточное условие для чего-либо.

Панентеизм – философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге, но Бог не растворяется в мире.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир.

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

Свобода – философская категория, обозначающая способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

Синергетика – общенаучная теория самоорганизации, ориентированная на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем.

Универсалии – предельно общие понятия.

Хаос – неупорядоченная первопотенция мира (в этом положительный смысл термина); в отрицательном значении под хаосом подразумевается жизнь из которой изъят смысл, логос.

Цель – представление о состоянии, к которому стремится данная система и ради чего она существует

Ценность – характеристика объектов и процессов мира, имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека.

Язык – система знаков, служащая средством общения, мышления, выражения, накопления и передачи опыта, норм, традиций.


ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ФИЛОСОФСКИХ СОЧИНЕНИЙ
Раздел I. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ
Философия и миф в культуре древних цивилизаций.

Философия и искусство.

Философия и наука: общее и особенной в духовном освоении действительности.

Философия как жизненный выбор и личная судьба.

Философы о философии: классические и постклассические интерпретации.
Раздел II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
От мифа к логосу: становление философского мышления в древней Греции.

Рационально-этическая концепция Сократа, ее роль в развитии античной философии, человеческой культуре.

«Благородные истины» буддизма и их философское обоснование.

Онтологические идеи ортодоксальных и неортодоксальных школ древнеиндийской философии.

Дилемма разума и веры в средневековой философии.

Гуманистические идеалы философской мысли Ренессанса и феномен индивидуализма.

Нравственные императивы практической философии И. Канта.

Антиномии человеческого существования в философии экзистенциализма.

Современная философия в ситуации постмодерна.
Раздел III. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
Бытие как проблема философии.

Категория бытия в культурной традиции Востока.

Пространство и время как категории философии.

Диалектика как философская теория и метод мышления.

Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.

Проблема философского определения человека и исторические версии ее решения.

Сознание и самосознание. Проблема «Я».

Соблазны и границы человеческого разума.

Наука и вненаучое знание в современной культуре.

Марксизм об обществе как системе отношений.

Концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского.

Философская концепция истории Р. Бердяева.

Феномен информационной цивилизации: основные понятия и характеристики.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕСТИРОВАНИЮ




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов Направление подготовки
Культурно-историческая роль России на евразийском пространстве: Методические указания по организации самостоятельной работы студентов....
Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы iconМетодические указания для студентов по организации самостоятельной работы
Поэтому стимулирование самостоятельной, индивидуальной работы студентов, как учебной, так и научной, представляется одним из основных...
Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы iconМетодические указания по выполнению контрольных работ общие положения...
Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине для студентов специальностей 080301 – Коммерция (торговое дело);...
Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической...
Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы iconМетодические указания для студентов График и методические указания...
График и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Исполнительное производство» для студентов заочной...
Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы iconМетодические указания для студентов по выполнеию внеаудиторной самостоятельной работы
В работе даны методические указания для студентов 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования по выполнению...
Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
Этнополитика (Текст): Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012....
Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов Направление подготовки
История экономического развития России: Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то...
Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
Русский мир (Текст): Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. 16...
Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы iconМетодические указания по организации самостоятельной работы для студентов...
Методические указания по организации самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения 23
Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной...
Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи
Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология»
Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный...
Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов....
Методические указания по самостоятельной работе: тесты для самоконтроля, рефераты, контрольная работа
Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы iconМетодические указания к организации контролируемой самостоятельной...
Методические указания к организации контролируемой самостоятельной работы по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности и...
Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы iconМетодические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов техникума, обучающихся по специальности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск