Скачать 70.86 Kb.
|
УДК 159.922.8 СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВКИ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ. Иванова Марина Владимировна гр. ПП08-11Б ИППС СФУ научный руководитель кандидат психологических наук, доцент каф. психического здоровья Скутина Т.В. Сибирский Федеральный Университет Человек живет в мире знаков и символов, которые создает сам. Это математические знаки и символы, буквы письменной речи, жесты, театр, балет и т.д. Ребенку, чтобы стать полноценной личностью, надо усвоить человеческие знаки, освоить знаково-символическую деятельность по их применению. Под знаково-символической деятельностью понимается деятельность со знаково-символическими средствами, имеющая следующую структуру: соотношение 2-х планов: реальности и символического, выделение алфавита и синтаксиса, способов оперирования знаково-символическими средствами (Н. Г. Салмина). По функциям используемых средств выделяется знаковая деятельность (функция обозначения) и символическая деятельность (функция изображения). Структурными элементами этих деятельностей выступают символические или знаковые действия и операции. Эти знаково-символические средства дают возможность осуществлять деятельность в разных планах. Переход к разным видам знаково-символического выражения содержания - необходимый компонент теоретического мышления, он способствует отделению формы от содержания, что является чрезвычайно важным для полноценного усвоения знаний, для лучшего понимания сложных ситуаций (Н.Г. Салмина, 1988). По данным клинических исследований, проведенных Д.Б. Элькониным совместно с Т.В.Драгуновой, 11—12 лет — это время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка. Эльконину удалось показать, что именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании) выделяется в относительно самостоятельную область жизни, вызывают сильный интерес. Возникают различные сложные ситуации в отношениях, которые подростки не всегда понимают. Одними из таких непонятных сложных ситуаций именно в подростковом возрасте становятся конфликтные ситуации, которые приобретают особое значение, что во многом определяется особенностями процессов развития. Противоречивость положения (между миром детей и миром взрослых) приводит к типичным трудностям, которые выражаются в обострении личностных особенностей и реакций подростка на воздействия извне, нарушений в поведении и во взаимоотношениях со взрослыми. Сложными эти ситуации являются потому, что подросток не всегда способен ориентироваться в них: - понимать существенные характеристики конфликта; - ориентироваться в потенциале другого участника конфликтного взаимодействия; - ориентироваться в собственном потенциале. Однако именно конфликтные ситуации для подростков, а именно отношение подростков к конфликту и индивидуальные ресурсы его разрешения приобретают на этом возрастном этапе принципиальную возможность стать осознанными. В таких ситуациях, возникающих в познавательной деятельности детей, знаковое и символическое опосредствование позволяет ребенку детализировать свойства ситуации, помогает в понимании свойств, особенностей ситуации. Как писал А. Н. Веракса, изучение символической формы отражения представляется весьма актуальным в современных условиях. Стремительный рост знаний и ограниченные временные рамки с большой остротой ставят проблему отбора содержания образования и поиска ресурсов оптимизации учебного процесса. Один из путей связан с упрощением учебного материала. Вместе с тем, объективно, объем знаний не только увеличивается, но и структурно усложняется. Поэтому данная стратегия ведет к увеличению разрыва между современной научной картиной мира и ее репрезентацией в школьных курсах. Другой путь выхода из этой ситуации ориентирован на поиск средств, позволяющих уже в детском возрасте отражать сложные отношения между элементами реальности. Одними из таких средств являются средства символического опосредствования. Актуальность темы определяется практической необходимостью применения символического опосредствования для организации образовательного процесса в школе как особой формы отражения реальности, позволяющей продуктивно действовать в конфликтных ситуациях (Веракса). Таким образом, цель нашего исследования: сравнить эффективность ориентировки подростков в конфликтных ситуациях при помощи знаковых и символических средств Задачи исследования: - Теоретические: - вычленить специфику действия знаков и символов в опосредствовании; - проанализировать понятие опосредствование с целью установить, в каких случаях рисование выступает как опосредствование (выделить признаки опосредствования); - Эмпирические: - разработать программу эмпирического исследования, позволяющего выделить специфическое действие символических средств в ориентировки подростков в сложных конфликтных ситуациях; - разработать и подобрать методики, позволяющие оценить эффективность ориентировки в конфликтных ситуациях. В качестве объекта эмпирического исследования выступят младшие подростки (11-13 лет) Предметом исследования является влияние символического опосредствования на качество ориентировки подростка в конфликтной ситуации. Для эмпирической проверки выдвинута гипотеза: Теоретическая гипотеза: Символическое опосредствование подростков в конфликтных ситуациях улучшает качество ориентировки. Эмпирическая гипотеза: символическое опосредствование ориентировки подростков в конфликтных ситуациях, представленных в видеосюжетах, позволяет достичь большей определенности в: - существенных признаках ситуации; - во внутренних основаниях действий героев сюжета; - в способах разрешения конфликта. Для её проверки нами выбраны следующие методы и методики:
Основные результаты исследования В ходе первого этапа исследования был проведен анализ научной литературы по проблеме исследования, уточнена гипотеза и определены адекватные методы исследования. Проведённый анализ позволил выработать основные рабочие понятия (пр.: знаковое и символическое опосредствование, конфликтная ситуация), выделить основные различия между этими двумя видами средств. Пример нескольких различий: Таблица №1.
Следующим уже эмпирическим этапов было проведение самого эксперимента. Эксперимент состоял из двух частей: в первой мы знакомились наглядно с конфликтными ситуациями, а именно смотрели фрагмент фильма, в котором была показана данная ситуация (например, отрывок из к/ф «Чучело», момент, где героиня первый раз приходит в новый класс). После этого ребятам необходимо было ответить письменно на вопросы, касающиеся их понимания ситуации, отраженной в сюжете: 1. Что происходило в сюжете? 2. Как ты думаешь, в чем причина сложившейся ситуации? 3. Какие внутренние причины (цели, намерения, чувства, ценности)стоят за действием участников ситуации? 4. Отобрази эту ситуацию схематично, чтобы было понятно ее содержание. 5. Какие известные способы разрешения в данной ситуации использовали участники? 6.Что бы ты делал (а) на месте кого-либо из участников? Это было необходимо для того, чтобы зафиксировать первичное представление, понимание ситуации детьми, используя знаковое опосредствование, чтобы потом сравнить эти результаты с результатами, где будет использоваться символическое опосредствование. Следующим шагом было использовать при работе с видеосюжетами символических средств, а именно – прорисовывание ситуации. Детям давалась следующая инструкция: «Вам необходимо вспомнить сюжет, что там происходило, ваши чувства, эмоции, и попытаться отразить на рисунке, чтобы было в сюжете, эмоции героев, их отношения друг к другу». Примеры вопросов для обсуждения рисунков: - Расскажи о своем рисунке. Что ты нарисовал? - Что чувствуют герои этого сюжета? -Почему герои так себя вели? -Что нового ты понял об этой ситуации после того, как нарисовал её? Был ли какой-то вопрос, на который ты не мог (ла) ответить, а теперь можешь? После обсуждения детям предлагалось снова ответить на те же 6 вопросов. Инструкция после прорисовывания: «Вам необходимо ответить на вопросы, исходя из того, как сейчас вы видите эту ситуацию, как её понимаете». Полученные в ходе данной пробы данные свидетельствуют о том, что знаково - символическое опосредствование помогает подростку в конфликтной ситуации определить сущность объекта, свойства и отношения, объективно являющиеся существенными для действия в ней. Средства знакового и символического опосредствование дают возможность осуществлять деятельность в разных планах. Для того чтобы уметь понимать конфликтные ситуации и эффективно действовать в ней подростку необходимо уметь строить действие. Он должен осмысливать цель действия, его объект, систему ориентиров и знания, на которые необходимо опираться, выполняя действие, составлять схему ориентировочной основы действия. Обучающий раскрывает содержание ориентировочной основы действия, анализируя условия его выполнения, и обучаемый, используя ранее сформированные действия, составляет ориентировочную основу нового действия. Именно в этом ему должно помочь знаково-символическое опосредствование. |
Роль великобритании в отечественной войне 1812 года, или был ли у... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | Методические рекомендации по написанию курсовых работ Семен Леонидович басов, кандидат юридических наук, доцент; Наталья Михайловна иванова, кандидат исторических наук, доцент; Галина... | ||
Безопасность жизнедеятельности учебно-методический комплекс курса Пермь пгпу 2008 Отавина Марина Львовна кандидат медицинских наук, доцент, Корж Галина Сатурниновна кандидат медицинских наук, доцент, Суслина Ольга... | Роль интернета в изучении графических дисциплин иванова Маргарита... Уравнения 1 есть дифференциальные уравнения Навье1 – Стокса2 движения вязкой жидкости, являющиеся математическим описанием полей... | ||
Информационные технологии в графической подготовке студентов. Интернет:... Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития... | Отчет о результатах самообследования деятельности кафедры социальной психологии Т. А. Шиловой. Имеются заместитель заведующей кафедрой по научной работе – кандидат психологических наук, доцент Е. А. Пономарева... | ||
Программа курса для специальности 020400 Психология Москва 2010 Составители... В. К. Шабельников, кандидат психологических наук О. С. Рыбочкина, кандидат психологических наук М. В. Семенихина | Составитель Власова Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент Рецензенты Наумова И. В. кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента виб | ||
Новые шкалы трудности учебных предметов Степанова Марина Исааковна, кандидат медицинских наук, Александрова Ирина Эрнстовна, Седова Анна Сергеевна, нии гигиены и охраны... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Научный Шелухина Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков | ||
: 379. 8 Социокультурные технологии в патриотическом воспитании подростков... Пришло понимание того, что решить проблему формирования патриотизма у молодежи обновленной России старыми средствами невозможно.... | Кандидатской диссертации «Социальная безопасность личности в трансформируемой... Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры прикладной социологии Финансового университета. Выпускник мвту им. Н. Э. Баумана... | ||
Где приобрести предыдущую книгу Игоря Ладова "Мировоззрение"? В. К. Шабельников, кандидат психологических наук О. С. Рыбочкина, кандидат психологических наук М. В. Семенихина | Библиотека Лины Киян Йога Дипика. Прояснение йоги Айенгара В. К. Шабельников, кандидат психологических наук О. С. Рыбочкина, кандидат психологических наук М. В. Семенихина | ||
I вариант Основным принципом идеального государства Платон считал В. К. Шабельников, кандидат психологических наук О. С. Рыбочкина, кандидат психологических наук М. В. Семенихина | История восточной философии ответственный редактор М. Т. Степанянц В. К. Шабельников, кандидат психологических наук О. С. Рыбочкина, кандидат психологических наук М. В. Семенихина |