Министерство транспорта РФ





Скачать 366.62 Kb.
НазваниеМинистерство транспорта РФ
страница1/4
Дата публикации21.07.2013
Размер366.62 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
  1   2   3   4

Министерство транспорта РФ


Федеральное бюджетное образовательное учреждение ВПО «Московский государственный технический университет гражданской авиации»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по НР и РСФ МГТУГА

проф. НЕЧАЕВ Е.Е.

_____________________

«_____»_________2011 г.

ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

Москва - 2011



Организация и проведение кандидатских экзаменов регламентируется Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г. № 814 (зарегистрирован Минюстом России 5 августа 1998 г. № 1582) с изменениями, внесенными приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 г. № 696 «Об утверждении перечня кандидатских экзаменов» (зарегистрирован Минюстом России 9 марта 2004 г. № 5612), а также приказом Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2007 г. № 274 «Об утверждении программ кандидатских экзаменов».


Программу составила д. филос. н., профессор кафедры ГиСПН

О.Д. Гаранина

Программа утверждена на заседании кафедры ГиСПН «___»_________2011 г.
Зав. кафедрой

профессор И.А. Ламбаева

Введение
       Кандидатский экзамен по дисциплине «История и философия науки» включает три части:

1. Общие проблемы философии науки.

2. Философские проблемы областей научного знания.

3. История отраслей наук. 

Все сдающие кандидатский экзамен по дисциплине «История и философия науки» должны освоить содержание первой части Программы «Общие проблемы философии науки», а также вторую часть Программы «Философские проблемы областей научного знания», выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.

Третья часть экзамена в соответствии с Рекомендациями по подготовке к сдаче и проведению кандидатского экзамена по истории философии науки, определенными письмом Минобрнауки России от 06.07.2005 №АС-729/03 по вопросам, связанным с кандидатским экзаменом по истории и философии науки, сдается в форме реферата по истории соответствующей отрасли науки.
Часть I.

Общие проблемы философии науки (для всех научных специальностей)

(базовая часть экзамена)
Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначена для аспирантов и соискателей всех научных специальностей. Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития и получение представления о тенденциях исторического развития науки.

Программа разработана Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов МГУ им. М.В.Ломоносова, СПбГУ и ряда других университетов. Программа одобрена экспертным советом ВАК Минобразования России по философии, социологии и культурологии.
1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.

Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.
2. Наука в культуре современной цивилизации.

Традиционалистический и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной по­зиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Техно­логические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

 

4. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы ис­следования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онто­логия, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отноше­ние онтологических постулатов науки к мировоззренческим до­минантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

 

5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. 'Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и не­классический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

 

6. Научные традиции и научные революции. Типы научной  рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как пере­стройка оснований науки. Проблемы типологии научных револю­ций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес­ких универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необ­ходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенци­ально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклас­сическая, постнеклассическая наука.

 

7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической на­уки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных ис­следований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" си­стем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов есте­ственнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысле­ние связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий ис­следовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд,  Р. Аттфильд). 

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа  цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

 

8. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института на­уки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия). Научные школы. Подго­товка научных кадров. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.
Рекомендуемая основная литература

  1. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

  2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука,1978.

  3. Гаранина О.Д. история и философия науки. Учебное пособие в 2 ч. М.: МГТУГА, 2006; 2009.

  4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. М.: Прогресс,1990.

  5. Ильин В.В. Философия науки. М., 2003

  6. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985.

  7. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

  8. Кун Т. Структура научных революций. М.,2001.

  9. Лешкевич Т.Г. Философия науки. Учебное пособие. М.: ИНФРА, 2008.

  10. Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983.

  11. Никифоров А.Л. История и философия науки. М.: Идея-Пресс, 2008.

  12. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988.

  13. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Пролгресс, 1983.

  14. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

  15. Степин В.С., В.Г. Горохов В.Г., М.А. Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996 г.

  16. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991

  17. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М.,1996.

  18. Философия науки. Общий курс./ под. ред. С.А.Лебедева. М.,2004


Дополнительная литература

  1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIIIвв.). М.,1987.

  2. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

  3. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 1998.

  4. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М. 1990.

  5. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М.,1988.

  6. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.

  7. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

  8. Моисеев Н.Н.. Современный рационализм. М., 1995.

  9. Наука России на пороге XXI века: проблемы организации и управления. Под ред. С.А. Лебедева. М.,2000

  10. Полани М. Личное знание. М., 1985

  11. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 2001.

  12. Принципы историографии естествознания. ХХ век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001.

  13. Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

  14. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000

  15. Тулмин ст. Человеческое понимание. М.,1984.

  16. Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.

  17. Философия социальных и гуманитарных наук. Учебное посо­бие для вузов / под общ. ред. Лебедева С.А. М.: Академический проект, 2008.

  18. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия/ отв. ред. Л.А. Микешина. - М.: Прогресс-Традиция, 2005 .

  19. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.



Часть II.

Философские проблемы областей научного знания

1. Философия естественных наук

 
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство транспорта РФ iconМинистерство транспорта и связи украины
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Министерство транспорта РФ iconМинистерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное образовательное...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Министерство транспорта РФ iconМинистерство транспорта Российской Федерации ф едеральное агентство железнодорожного транспорта
Россия, 197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 30; Тел.: (812) 232 59 15; Факс: (812) 232 33 76; e-mail
Министерство транспорта РФ iconМинистерство транспорта Российской Федерации
Заместитель Председателя Правительства Московской области – министр транспорта Правительства Московской области – П. Д. Кацыв
Министерство транспорта РФ iconМинистерство здравоохранения российской федерации министерство транспорта...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Министерство транспорта РФ iconМинистерство транспорта российской федерации
Данный приказ в течение 5 дней с момента его подписания
Министерство транспорта РФ iconМинистерство транспорта Российской Федерации
«Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “лэти” имени В. И. Ульянова (Ленина)»
Министерство транспорта РФ iconГ. Казань Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан
Согласовано педагогическим советом моу авиловской сош протокол №1 от 30. 08. 11 г
Министерство транспорта РФ iconО техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта
Тии министерства высшего и среднего специального образования ссср, Ульяновского территориального объединения автомобильного транспорта...
Министерство транспорта РФ iconМинистерство транспорта российской федерации
Во исполнение Приказа мвд РФ и Минтранса РФ от 25. 02. 93 N 77/17 и в целях повышения эффективности работы по предупреждению дорожно-транспортных...
Министерство транспорта РФ iconТесты для проверки изученного ( работа в парах); картинки с видами...
Учитель: Разделитесь на группы по желанию. Соберите картинку и узнаете тему урока. (картинки в группах разного вида транспорта)
Министерство транспорта РФ iconРегистрационная форма для участия в IV межвузовской научно-практической...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Министерство транспорта РФ iconМинистерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Проект...
Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП)
Министерство транспорта РФ iconМинистерство экономического развития российской федерации
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Министерство транспорта РФ iconМинистерство экономического развития российской федерации федеральная служба
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Министерство транспорта РФ iconС изменениями от 23 мая 2003 г., 29 октября 2007 г
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск