Скачать 0.55 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ» ФИЛОСОФИЯ Учебно-методическое пособие Ижевск, 2004 Рецензенты: Родионов Б.А. – д-р филос. наук, проф. УдГУ Старцева Л.А. – ст. преп. ИжГТУ Философия: Учебно-методическое пособие – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2004. – 51с. Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Пособие включает в себя тематический план, программу по курсу «Философия», вопросы к семинарским занятиям, а также методические рекомендации студентам по организации самостоятельной работы. Пособие может быть использовано при подготовке к сдаче кандидатского экзамена по философии для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей. Однако следует помнить, что положениями об аспирантуре и о порядке присуждения ученой степени кандидата наук предусмотрено дополнительное углубленное изучение философии. Учебно-методическое пособие подготовлено коллективом преподавателей кафедры философии ИжГТУ. © Издательство ИжГТУ, 2004 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ При подготовке к учебным занятиям следует сначала бегло ознакомиться с содержанием очередной главы книги, темы программы, плана семинара, а затем приступить к тщательной проработке материала. Читайте особенно учебник или другую какую-либо книгу абзацами. Прочитайте абзац, задумайтесь, выделите его главное положение, выработайте свое личное отношение к нему. Обращайте особое внимание на самые главные положения. Вновь и вновь возвращайтесь к их осмысливанию. Стремитесь выражать идею кратко, одним-двумя предложениями, но в то же время постарайтесь обнаружить как можно больше ее проявлений. Краткость является сестрой таланта лишь тогда, когда она объемлет собой многое. Вообще, изучая философию, стремитесь к открытости, основательности и своеобразной исповедальности. Не прячьте себя от других, вступайте в дискуссию. Философская пассивность обернется в конечном счете ненужными потерями. Заставляйте себя, добивайтесь философского самосознания. Разумеется, нужно составлять себе представление и о философском уровне других. Это позволит вам, как говорится, знать цену себе и другим, облегчит ваши контакты с товарищами. Учитесь философствовать, философствуйте каждый день – это недостаточное, но необходимое свойство гражданина с высшим образованием. Впрочем, философия самодостаточна также и вне высшего образования. Изучение же философии в вузе складывается из лекционного курса, самостоятельной работы студента и семинарских занятий. Лекция занимает центральное место в изучении курса философии. Она определяет всю последующую работу студента. Главные, узловые проблемы темы излагаются именно в лекции. Поэтому настоятельно рекомендуем лекций не пропускать, внимательно слушать преподавателя и записывать их содержание, тем более, что почти каждая из них требует дальнейшей самостоятельной доработки. Подготовка к семинарскому занятию осуществляется во время самостоятельной работы студента. Начинать ее нужно прежде всего в продумывании темы занятия и ее вопросов. Затем следует просмотреть записи лекции и соответствующую литературу, рекомендованную к семинару. Работая с источниками, рекомендованными к занятиям, советуем делать краткую запись их содержания. Особого внимания требует подготовка реферата или доклада, который рассчитан примерно на 10-15 минут. Реферат должен иметь план, список литературы и содержать выводы по теме. Определяющим требованием к реферату является самостоятельное и оригинальное решение рассматриваемой проблемы. Для этого мало использовать лишь рекомендованную к семинару литературу. Необходимо привлечь и дополнительные источники, которые студент должен самостоятельно найти и переработать. Среди них нельзя забывать философские журналы, брошюры и статьи. Решить эту задачу помогут алфавитные, систематические каталоги кабинета общественных наук, НТА библиотеки ИжГТУ, а также библиотеки города. Реферат только выиграет, если он будет содержать графики, диаграммы, таблицы и т.д., раскрывающие сущность рассматриваемой проблемы. Реферат — это самостоятельная творческая работа. Его подготовка — это проба сил в научно-исследовательской деятельности. Как показала практика, студенты, творчески выполнившие рефераты, часто выступают с ними на различных по масштабу теоретических конференциях и семинарах, нередко становясь дипломантами республиканских и всероссийских конкурсов студенческих работ по общественным наукам. Важной стадией изучения темы является само занятие. Семинар по философии — это такой вид практических занятий, который позволяет не только проверить самостоятельную работу студента, а главное, дает возможность ему научиться самостоятельно мыслить и аргументированно защищать свою точку зрения. Ведущей характеристикой эффективности семинара является активность обсуждения рассматриваемых вопросов, качество и количество дополнений, замечаний и задаваемых студентами друг другу вопросов. Не следует оставлять без внимания вступительное и заключительное слово преподавателя, в которых определяется цель и порядок проведения занятия, делаются общие выводы по теме, дается оценка выступлениям студентов, конкретизируется домашнее задание на следующий семинар и лекцию. Возьмите за правило: все новое, что вы узнали на семинаре, обязательно следует записать в тетрадь. После семинара у вас не должно быть неясных вопросов или непонятных категорий. Только полное выполнение всех наших рекомендаций гарантирует вам успех в изучении курса философии. Канд.филос.наук, проф. А.Н. Гуляшинов Тема 1. ФИЛОСОФИЯ,ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Родионов Б.А. — доктор философских наук, профессор Сущность мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Специфика философского мировоззрения. Становление философии. Основной вопрос философии. Специфика философского знания и его структура. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Предмет философии и ее функции. Место и роль философии в культуре. Связь философии с наукой, искусством, практической действительностью, профессиональной деятельностью специалиста, инженера, менеджера, политика. Философия и идеология. Вопросы к семинарскому занятию 1. Сущность мировоззрения и его исторические типы. 2. Специфика философского знания. Предмет и структура философии, ее функции. 3. Онтологическое, гносеологическое, аксиологическое, праксиологическое отношение человека к миру. Формы связи философии с жизнью. Философия и культура. 4. Классификация философских концепций. Основные течения и школы в философии. Основные понятия Мироощущение, мировосприятие, миропонимание, материализм, идеализм, диалектика, методы философии. Темы рефератов
|
Российской Федерации Федеральное Государственное бюджетное образовательное... «руководство студией декоративно-прикладного творчества» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального... | Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686 “Об утверждении государственных... | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (фгос впо) по специальности 060101... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной... Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Нормативные документы, являющиеся основой для основной образовательной программы высшего профессионального образования 4 | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |