Российской федерации федеральное агентство по образованию





Скачать 181.41 Kb.
НазваниеРоссийской федерации федеральное агентство по образованию
Дата публикации07.12.2014
Размер181.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФИЛОСОФИЯ

ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Факультет ПРИНТМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ
Москва 2007


Разработчики:

Зав. кафедрой философии, доктор философских наук, профессор Сафьянов В.И.,

Рецензенты:

Профессор кафедры философии МГУП, доктор философских наук Мещерина Е.Г.

Зав. кафедрой философии МАТУ, профессор, доктор философских наук Голубчиков А.Я.
Цели и задачи дисциплины:

Цели освоения дисциплины

Цель преподавания философии - совершенствование духовной культуры, формирование философского мировоззрения студентов, овладение основами философского анализа действительности.

Задачи изучения курса философии: раскрытие места и роли философии в жизни общества и человека; понимание специфики и сущности важнейших философских вопросов; систематизированное изучение основных этапов истории философии, важнейших направлений и школ; постижение опыта решения узловых философских проблем.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

4

5







Аудиторные занятия (всего)

68

34

34







В том числе:
















Лекции

34

17

17







Практические занятия (ПЗ)

34

17

17







Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

76

38

38







В том числе:
















Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















Другие виды самостоятельной работы

76

38

38

























Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




зачет

экзамен







Общая трудоемкость час

зач. ед.

144

72

72







4

2

2









Содержание дисциплины

Тема 1. Место и роль философии в культуре

О понятии «философия». Предмет философии и специфика философского мышления. Природа философских проблем и категорий. Назначение философии.

Философия, ее место и роль в системе культуры. Становление философии. Философия и мифология. Философия и наука. Философия и религия. Философия и искусство. Проблема возникновения философии: основные концепции.

Соотношение понятий «философия» и «мировоззрение». Структура мировоззрения. Философия как особая форма мировоззрения.

Структура философского знания: онтология, гносеология, философская антропология, историософия, этика, эстетика, логика.

Проблема систематизации (классификации, типологизации) философских взглядов. Содержание понятий «материализм» и «идеализм». Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.
Тема 2. Античная философия

Общая характеристика и периодизация античной философии. Проблема возникновения древнегреческой философии. Античная и древневосточная философия: основные особенности. Философское содержание античной мифологии.

Начало философии в Элладе: милетская школа о первоначалах. Онтология и диалектика Гераклита. Пифагор и пифагорейцы. Понимание числа как начала сущего.

Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон. Тождество мышления и бытия. Апории Зенона и их философское значение.

Миропонимание Эмпедокла: четыре «корня вещей», «любовь» и «ненависть». «Семена вещей» и мировой ум в учении Анаксагора. Натурфилософия атомистов: Левкипп, Демокрит, Эпикур. Вопросы познания и этики у атомистов.

Релятивизм софистов. Начало антропологической проблематики. Место и роль Сократа в истории философии. Метод Сократа. Этический рационализм Сократа. Сократические школы.

Онтология Платона: иерархия идей. Теория «воспоминаний» в гносеологии Платона. Взаимосвязь этических и политических взглядов Платона. Значение и смысл философского учения Платона.

Метафизика Аристотеля: проблема взаимосвязи материи и формы. Учение о душе. Роль теории познания и логики в «первофилософии» Аристотеля. Этика, эстетика и политика Аристотеля: грани взаимодействия.

Философия эпохи эллинизма. Скептики. Римский стоицизм: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Этика стоиков. Перипатетики. Общая характеристика неоплатонизма.
Тема 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения.

Истоки и основное содержание средневековой философии. Философия и теология. Важнейшие этапы развития средневековой философии: патристика и схоластика. Видные представители западной патристики: Августин и Боэций. Учение Августина об истории общества и новое понимание времени.

Основные этапы развития средневековой схоластики. Центральные идеи и проблемы средневековой философии: теоцентризм, креационизм, проблема соотношения веры и разума, спор о природе универсалий, проблема добра и зла. Крайний и умеренный реализм. Ансельм Кентерберийский как представитель крайнего реализма. Росцелин как представитель крайнего номинализма. Теологический рационализм Абеляра.

Фома Аквинский как представитель зрелого этапа схоластики. Фома о пяти доказательствах бытия Бога и о богословских добродетелях.

Философия европейского Ренессанса: основные черты и специфика. Гуманизм, антропоцентризм и критика схоластики. Натурфилософия европейского Возрождения. Диалектика истины Кузанского: принцип «совпадения противоположностей».

Мировоззренческое значение открытий Коперника, Галилея, Кеплера. Пантеизм у Дж. Бруно. Скептицизм Монтеня. Социальная философия эпохи Возрождения: Макиавелли, Боден, Мор, Кампанелла.

Значение философии эпохи Возрождения в истории культуры и философии.
Тема 4. Философия Нового времени

Своеобразие и основные черты новоевропейской философии ХУ11-ХУ111 в.в. Роль эмпиризма Ф. Бэкона в становлении нового понимания задач философии. Учение о познании Бэкона.

Деизм, дуализм и рационализм Декарта. Принцип методологического сомнения и интуиция. Учение Декарта о врожденных идеях.

Философские взгляды Гоббса на природу человека. Теория «общественного договора» и происхождения государства.

Пантеизм и детерминизм в философских позициях Спинозы. Натурализм и индивидуализм этики Спинозы.

Сенсуализм и эмпиризм Локка, его учение о «первичных» и «вторичных» качествах.

Монадология Лейбница: учение о множественности субстанций. Гносеологические идеи Лейбница.

Гносеологические позиции Дж. Беркли. Скептицизм и сенсуализм Юма в понимании причинности.

Проблемы человека, познания и общества в философии эпохи Просвещения. Особенности французской философия ХУ11-ХУ111 в.в.: основные идеи и представители.

Тема 5. Немецкая классическая философия

Основные характеристики и значение немецкой классической философии.

Особенности философской эволюции Канта. Гносеологический переворот, совершенный Кантом. Априоризм Канта. Антиномии разума и вера. Основы философской антропологии Канта. Чистая воля, нравственный закон и этика долга. Категорический императив Канта и гуманизм.

Диалектика Фихте: единство субъекта и объекта. Общая характеристика «наукоучения» Фихте. Философия как учение о свободе.

Основные этапы философского развития Шеллинга. Натурфилософия Шеллинга. Философия абсолютного тождества духа и природы. «Поздний» Шеллинг: иррационализм и мистицизм. Философия искусства и мифологии.

Философская система Гегеля: ступени развития абсолютного духа. Гегель о тождестве бытия и мышления. Основные принципы, законы и категории диалектики Гегеля. Мораль и нравственность в системе Гегеля. Философия истории.

Антропологический материализм Фейербаха. Человек как «венец природы». Сенсуализм в гносеологии. Критика религии. Новая «религия любви». Сочетание эвдемонизма и разумного эгоизма в этике Фейербаха.

Тема 6. Марксистская философия

Возникновение марксистской философии и основные этапы ее развития. Формирование философских позиций Маркса и Энгельса. Онтология и гносеология марксистской философии. «Основной вопрос философии» у Энгельса. Синтез материализма и диалектики. Понятие истины и практики. Основная задача философии.

Материалистическое понимание истории (исторический материализм). Основные законы развития общества и смены формаций. Сущность человека как «совокупность всех общественных отношений».

Ленинский этап философии марксизма. Социальная ориентация философии. Основные принципы анализа общественных явлений. Философия как идеология.
Тема 7. Русская философия ХУ111 - ХХ в.в.

Философские позиции М.В. Ломоносова. А.Н. Радищев как критик российской политической системы и его философское учение о человеке. П.Я. Чаадаев: оценка истории России. Отражение борьбы западничества и славянофильства в философии.

Философские взгляды Н.Г. Чернышевского: материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. Философские взгляды Ф.М. Достоевского: добро и красота, свобода и ответственность.

Вл. Соловьев и его «философия всеединства». Учение о любви. Этика: «оправдание добра». «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова: проблема преодоления смерти. Философия «русского космизма». Философия ненасилия и любви Л.Н. Толстого. Идеи морального самосовершенствования.

Русская религиозная философия ХХ века. Экзистенциальные идеи в русской философии. Философская эволюция и основные идеи Н.А. Бердяева: понимание свободы, смысл жизни и творчество. Софиология (учения П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова).
Тема 8. Западная философия ХХ века

Современная философия в системе культуры. Многообразие школ и направлений и их типологизация.

Неопозитивизм как «философия науки». Этапы развития и формы неопозитивизма. Важнейшие представители: Витгенштейн, Рассел, Карнап, Поппер. Основные идеи гносеологии неопозитивизма. Философия как «логика науки». Проверяемость и непротиворечивость знаний. Логический атомизм.

Экзистенциализм как явление культуры и как философия. Основные представители: Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю, Марсель. Истоки философии существования. Существование предшествует сущности. Свобода как возможность выбора и ответственность. Проблема истины в экзистенциализме. Человек как «бесполезная страсть». Страх смерти: понятие «пограничной ситуации». Пессимизм «классического» экзистенциализма и оптимизм «позитивного».

Современная религиозная философия: неотомизм и протестанская философия. Возрождение онтологии, гносеологии и этики Фомы Аквинского в неотомизме.

Фрейдизм и неофрейдизм. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

Прагматизм Пирса, Джемса, Дьюи. Успех как критерий истины.
Тема 9. Проблемы онтологии

Учение о бытии. Категория бытия ее смысл и специфика. Категория бытия как центральное понятие философии. Онтология - важнейшая составная часть философии. Структура и основные формы бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Философское и физическое понимание бытия. Небытие и ничто.

Проблемы бытия в истории философской мысли.

Проблема субстанции. Существование и сущность. Сущность и явление. Вопрос о единстве мира и его многообразии: монизм, дуализм, плюрализм. Динамичные и статичные модели мира. Научные, философские и религиозные картины мира.

Понятия «единое», «целое», «часть», «количество», «качество», «единичное», «общее», «возможность», «действительность».

Философское понятие материи: развитие представлений в истории философии.

Философское понимание движения. Основные позиции в вопросе взаимосвязи материи и движения. Основные формы движения материи. Становление, изменение, развитие.

Пространство и время. Эволюция представлений о пространстве и времени. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Проблема бесконечности в ее проекции на пространство и время.

Универсальные связи бытия. Фатализм, детерминизм и индетерминизм. Категории причины и следствия. Причина и цель. Необходимость и случайность. Закон как выражение необходимости. Закономерности динамические и статистические. Понятия вероятности и целесообразности.

Бытие и сознание. Бытие сознания. Феномен сознания: знание, сознание, самосознание. Сознание как философская категория. Понятия материального и идеального. Проблемы сознания в истории философии.

Возникновение и развитие психики. Генезис сознания. Сознание и душа. Сущность сознания. Виды сознания. Сознание и мозг. Психофизиологическая проблема. Сознание и язык. Структура сознания. Эмоции, воля, память. Бытие подсознательного и бессознательного. Загадки самосознания. Сознание и творчество. Проблема создания искусственного интеллекта.
Тема 10. Проблемы гносеологии

Гносеология как философское учение о природе и сущности познании и как составная часть философии. Познание как предмет философского анализа. Понятие «агностицизм». Вопросы познания в истории философской мысли: многообразие моделей познавательного процесса. Специфика философского познания. Диалектика как метод философского познания. Суть и особенности герменевтики как метода. Знание и вера. Особенности социального познания. Познание и творчество. Познание и ценности.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Природа и особенности человеческого познания. Виды и методы познания. Диалектика и герменевтика. Научное познание. Субъект и объект как важнейшие гносеологические категории. Познание чувственное: его основные формы. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Единство чувственного и рационального в познании. Интуитивное познание. Эмпирический и теоретический уровни познания. Анализ и синтез, индукция и дедукция.

Понятие истины как цели познания. Проблемы истины в философии и науке. Основные философские концепции истины. Истина и мнение. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Истина и ценность. Абсолютное и относительное в истине. Проблема критерия истинности знания.
Тема 11. Проблемы философской антропологии

Антропологическая парадигма в философии. Философская антропология в структуре философского знания. Предмет и задачи философской антропологии: проблема целостного понимания человека. Природа, сущность, предназначение человека.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право.

Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Основные историко-философские концепции человека. История антропологических взглядов и учений древнего мира. Человек и Бог в средневековой философии: религиозная антропология. Споры о свободе воли. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения. Образы человека в философии Нового времени. Философско-антропологические исследования И. Канта. Проблема человека в русской философии.

Философская антропология ХХ века. Основные положения концепций Шелера, Гелена, Плесснера. «Антропологический переворот» в философии ХХ века: от «философии сознания» к «философии коммуникации». Проблемы общения у Бубера, Ясперса, Сартра, Хабермаса, Маркузе, Хейзинга.

Человек как предмет гуманитарного знания. Природа человека. Происхождение человека, его место и специфика в ряду живых существ. Теория эволюции Дарвина и проблема происхождения человека. Человек как биосоциальное существо. Проблема биологического и социального становления homo sapiens.

Проблема определения сущности человека. Сущность и существование человека. Человек как творец и творение культуры. Культура как мера развития человека. Структура жизненного опыта человека. Основные человеческие потребности.

Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Место и роль человека в мире, загадки человеческого бытия: жизнь, смерть, бессмертие, смысл жизни, счастье, свобода, ответственность.

Общение как основа аналитики человеческого бытия. Место общения в жизни человека. Основные функции человеческого общения. Философские и этические проблемы общения.
Тема 12. Проблемы философии общества, техники, технологии

Общество как способ бытия человека. Общество и его история как объект философского анализа. Проблема типологии исторического процесса: многообразие моделей. Социально-философские проблемы стратификации и мобильности общества. Философия политики. Философия экономики.

Проблемы социальной философии в истории философии: Августин, Вико, Кондорсе, Вольтер, Гегель, Маркс, Дильтей, Ясперс, Тойнби.

Человек, общество, культура. Человек и природы. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Социальное пространство и время как формы социального бытия. Природа и социальное пространство. Взаимодействие общества и природы. Понятие ноосферы. Законы природы и закономерности общественного развития. Основное содержание географического детерминизма. Философское осмысление экологических проблем современности.

История общества как предмет философского анализа. Форма, содержание и сущность исторического процесса. Смысл и предназначение истории. Движущие силы исторического процесса. Фатализм и волюнтаризм в понимании общества. Историческая необходимость и сознательная деятельность людей. О роли исторических личностей в истории. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность. Проблема направленности общественного развития. Исторический прогресс как философская проблема. Вопрос о критерии прогресса. Проблема «конца истории».

Культура и цивилизация. Философский анализ культуры. Цивилизация как социокультурное образование. Формация и цивилизация. Понятия «локальных культур» и «культурно-исторических типов». Общество и культура. Общество и личность: особенности взаимодействия. Уровень культурного развития человека как критерий общественного прогресса. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем.

Философия техники и технических наук. Современная техника и технологии. Технологии полиграфического производства. Полиграфическое производство и инновационные технологии.
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

5

7

8

9

10

11

12

1.

Этика и психология делового общения

х

х

х




х




х

х






































Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1

Место и роль философии в культуре

2

2







4

8

2

Античная философия

4

4







8

16

3

Философия средних веков и эпохи Возрождения

2

2







4

8

4

Философия Нового Времени

2

2







4

8

5

Немецкая классическая философия

4

4







8

16

6

Марксистская философия

2

2







4

8

7

Русская философия

2

2







4

8

8

Западная философия ХХ века

2

2







4

8

9

Проблемы онтологии

4

4







8

16

10

Проблемы гносеологии

4

4







8

16

11

Проблемы философской антропологии

4

4







8

16

12

Проблемы философии общества, техники, технологии

4

4







8

16


Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1

1

Место и роль философии в культуре

2

2

2

Античная философия

4

3

3

Философия средних веков и эпохи Возрождения

2

4

4

Философия Нового Времени

2

5

5

Немецкая классическая философия

4

6

6

Марксистская философия

2

7

7

Русская философия

2

8

8

Западная философия ХХ века

2

9

9

Проблемы онтологии

4

10

10

Проблемы гносеологии

4

11

11

Проблемы философской антропологии

4

12

12

Проблемы философии общества, техники, технологии

4



9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. –М.: Проспект, 2009

  2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2003.

  3. Пронин А.Н., Пронина Е.Н. Философия. Конспект лекций. М. Изд-во «Мир книги», 2004.

  4. Пронина Е.Н. Философия. Конспект лекций. Часть 2. М.: МГУП, 2003.

  5. Спиркин А.Г. Философия. М., 2002.

  6. Философия. Планы семинарских занятий. М. Изд-во МГУП, 2007 г.


б) дополнительная литература:

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2005.

  1. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 2003.

  2. Виндельбанд В. История философии. Киев, 1997.

  3. История философии: Запад-Россия-Восток. М., 1995-1997.

  4. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

  5. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. М, 2009

  6. Новая философская энциклопедия, в 4-х томах М.2000-2001

  7. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1997.

  8. Рассел Б. Человеческое познание. Киев, 1997.

  9. Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. I-IV. СПб., 1994-1997.

  10. Русская философия: Энциклопедия. М.:Алгоритм, 2007

  11. Соколов В.В. Европейская философия. ХУ - ХУ11 в.в. М., 1996.

  12. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.

  13. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996.

  14. Хрестоматия по философии. М.: Проспект, 2008

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Российской федерации федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное...
Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества
Российской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Российской федерации федеральное агентство по образованию iconИнистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Российской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...

Российской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Российской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Российской федерации федеральное агентство по образованию iconПрограмма по дисциплине «Концептуальные основы домоведения»
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ
Российской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты 3
Российской федерации федеральное агентство по образованию iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция...
Ведерников Н. Т., Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук,...
Российской федерации федеральное агентство по образованию iconОбеспеченность электронными образовательными ресурсами
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо южный Федеральный Университет
Российской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Методы обследования и функциональная диагностика в терапии (73 вопроса)
Российской федерации федеральное агентство по образованию iconРазвитие воображения у детей
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Российской федерации федеральное агентство по образованию iconТемы конкурса рефератов
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Российской федерации федеральное агентство по образованию iconПротокол №7 от «22» марта 2011 г
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск