Скачать 107.82 Kb.
|
УТВЕРЖДЕНО на заседании Ученого совета ТГУ им. Г.Р. Державина, протокол № 7 от «22» марта 2011 г. Ректор____________ В.М. Юрьев ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА «ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ» по специальности 10.02.01 – «русский язык» Тамбов 2011 г. ВВЕДЕНИЕ Цель кандидатского экзамена «Основы филологии» по специальности 10.02.01 – «русский язык» состоит в проверке приобретенных соискателями ученой степени кандидата наук, не имеющими высшего филологического образования, знаний, касающихся основных проблем теории и практики русского языка в современном и историческом состоянии его основных компонентов, их семантики и функции. Подготовка к экзамену в индивидуальном порядке включает изучение основной филологической терминологии, понятий различных аспектов лингвистики, направлений лингвистических учений и методов исследования. Проверка полученных знаний и навыков включает в себя умение анализировать различные типы текстов. РУССКИЙ ЯЗЫК: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Два объекта истории русского языка: живой язык (диалектный) и литературный язык. Славянские племенные диалекты в Восточной Европе. Противопоставление на территории славянских диалектов Восточной Европы двух основных диалектных зон. Место восточнославянских диалектов в славянском мире. Вопрос о формировании древнерусского языкового единства. Южновосточнославянская диалектная система, северновосточнославянские диалекты, культурно-языковая ситуация Древней Руси. Отношение книжного церковнославянского языка к диалектному. Типы текстов в древнерусской книжности. ФОНЕТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА Предмет и место фонетики среди других лингвистических дисциплин. Учение о фонеме. Фонема. Система фонем. Звуковые единицы речи, параметры их формирования и функционирования в речевой деятельности человека. Процесс коммуникации. Лингвистические и экстралингвистические аспекты речи. Фонетика как наука, использующая методы исследования в области психологии, социологии, физиологии, акустики, математики. Краткие сведения из истории экспериментальной фонетики. Методы артикуляционного анализа: метод палатографии, метод кинорентгенографии, метод фотоосциллографии, метод тензометрии. Артикуляторная классификация звуков, основные критерии разграничения согласных и гласных звуков. Артикуляторная классификация русских гласных, согласных звуков. Слог. Артикуляционное строение слога. Принципы сегментации потока речи на слоги. Классификация типов слогов для разных целей прикладных исследований. Методы исследований речи: метод осциллографии, метод спектрографии, устройства для анализа просодических параметров речи. Спектральные характеристики русских гласных, их собственная частота основного тона. Спектральные характеристики согласных звуков. Ударение в русской речи, его конститутивная функция. Классификация типов ударений по их функциям. Фраза. Ее структурированность просодическими средствами. Текст. Общие сведения о восприятии звучащей речи человеком. Методы исследования восприятия. Метод имитации. Восприятие звуковых типов русской речи. Восприятие фонетических слов русской речи. Восприятие синтагм, фраз, фоноабзацев русской речи, их основные характеристики. Восприятие темпа русской речи. Автоматическое распознавание и синтез речи. Системы автоматического распознавания речи. Системы автоматического синтеза речи. Фонетические стили звучащей речи. Фонетические стили звучащих подготовленных текстов. Фонетические стили спонтанной речи. МОРФОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА Выделение грамматических классов и морфологический анализ словоформ в русском языке. Грамматические классы лексем. Перечень основных грамматических категорий и категориальных значений по грамматическим классам. Внешние характеристики основных грамматических классов: внешний вид представляющих словоформ, количество, важнейшие семантико-синтаксические черты. Флективное представление русского текста. Основа и флексия. Словоформы оформленные и неоформленные. Лексемы изменяемые и неизменяемые. Грамматические классы с точки зрения оформленности/неоформленности, изменяемости/неизменяемости. Грамматические категории. Категория падежа. Категория числа. Формально-согласовательные и семантически наполненные категории. Инвентарь и правила выбора падежа, числа, глагольных категорий, вида и наклонения, залога. Словоизменение и словообразование. Грамматические (словоизменительные) и словообразовательные значения. Регулярное словообразование в русском языке; синтаксические словообразовательные показатели (субстантивация, адьективизация, адвербиализация). Словосложение в русском языке. Понятие акцентной парадигмы. Классификация русских акцентных парадигм. Обзор акцентных свойств имени и глагола. Основные тенденции исторического развития русской акцентуации. Морфологизация и семантизация ударения в истории русского языка. СИНТАКСИС РУССКОГО ЯЗЫКА Основные этапы исследования русского синтаксиса. Шахматов, Пешковский, Щерба. Академические грамматики. Синтаксические аспекты проблемы частей речи в русском языке. Члены предложения. Подлежащее. Классификация подлежащего по способу его выражения. Проблема нулевого подлежащего. Подлежащее-субстантив, -инфинитив. Сказуемое. Глагольное сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Инфинитив. Типы осложненного глагольного сказуемого. Сложное глагольное сказуемое. Именное сказуемое. Вопрос о связке в именном сказуемом. Функции и типы связок. Именная часть — существительное, прилагательное или причастие в краткой и полной форме. Прилагательное в сравнительной степени. Местоимение, наречие, деепричастие, междометие, числительное, количественная группа. Второстепенные члены предложения. Определение. Согласованное определение. Несогласованное определение. Приложение. Наречие. Дополнение. Трансформация перемещений обстоятельств. Средства выражения обстоятельства. Семантические типы обстоятельств. Члены предложения. Сочинительная связь. Общие свойства сочинительных конструкций. Грамматика сочинения. Семантика сочинений. Структура предложения. Понятие предложения, структурной схемы простого предложения. Распространение простого предложения. Семантическая структура простого предложения. Элементарные семантические категории: предикативный признак, субъект, объект. Типы предложений. Двусоставные предложения. Односоставные предложения. Вопросительные предложения. Вопрос о нулевой связке и нулевом подлежащем. Логико-грамматические типы предложений (бытийные предложения, предложения тождества, предложения характеризации). Сложное предложение. Точки зрения на природу сложного предложения. Вопрос о предложениях с однородными сказуемыми. Сочинение и подчинение в сложном предложении. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Традиционные принципы классификации. Структурные типы сложноподчиненных предложений. Бессоюзные сложные предложения. Общие понятия теории актуального членения. Тема, рема. Средства выражения актуального членения. Порядок слов, интонация, частицы, специальные синтаксические конструкции. Синтаксис разговорной речи. Теория словосочетания на современном этапе развития синтаксической науки. Словосочетание как трансформированное предложение внутри другого предложения. Словосочетание в соотношении с членами предложения. Типы словосочетаний. Актуализация элемента словосочетания в предложении. ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА Лексикология как учение о слове. Слово в словаре и тексте. Значение слова и его виды. Научная и наивная (обыденная) языковые картины мира. Внутренняя форма слова, понятие поверхностной и глубинной мотивации. Парадигматические и синтагматические отношения в лексике. Словесные оппозиции и их типы. Синонимия и антонимия в аспекте теории оппозиций. Омонимия и полисемия, их виды и отражение в словаре. Понятие лексико-семантической группы (ЛСГ). Лексика русского языка с точки зрения: а) сферы ее употребления; б) функционально-стилевой характеристики; в) исторического развития; г) стилистической окраски. Фразеология и ее предмет. Вопрос о статусе фразеологии в системе лингвистических дисциплин. Слово и фразеологизм. Узкое и широкое понимание фразеологического состава русского языка. Типы фразеологизмов по семантике и форме. Русская фразеология и национально-культурные тенденции русского народа, его менталитет. Фразеологическая синонимия и антонимия, их типы. Фразеологические словари. Лексикография. Проблема толкования значения слов. Структура словарной статьи. Лексическая и грамматическая информация в толковых словарях. Толковые и энциклопедические словари. Характеристика важнейших толковых словарей русского языка. Специальные словари. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Словообразование и его место в системе лингвистических дисциплин. Основные понятия словообразования: словообразовательная мотивация и определение ее направления (учение о производящем и производном слове), словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательный формант, словообразовательное значение. Типы словообразования. Проблема разграничения словообразования и словоизменения. Лексическая и грамматическая основа. Школьный и вузовский словообразовательный анализ. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК: СОЦИАЛЬНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Понятие о современном русском литературном языке и тенденции его развития. Формы существования языка. Языковые традиции и норма. Функционально-стилистическая дифференциация русского литературного языка. Взаимодействие функциональных стилей. Речевые ситуации. Стилевые и жанровые особенности научного, официально-делового, публицистического стилей. Разговорная речь - особая функциональная разновидность русского литературного языка. Основные понятия и правила культуры речи. Нормы словоупотребления, построения предложений, произношения и правописания. Текст. Типы текстов и их разновидности. Единицы текста, их отношение к системе языка, семантика, форма и функция. Поэтика и средства ее выражения в художественном тексте. Рекомендуемая основная литература
История русского языка
Фонетика русского языка
Морфология русского языка
Синтаксис русского языка
Современный русский литературный язык: социальная и функциональная дифференциация
Словари и справочники
Синтаксис
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Программа утверждена на заседании кафедры русского языка (протокол № 7) 27 января 2011 года. Заведующий кафедрой русского языка профессор А.С. Щербак |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Бурятия от 14 марта 2011 года n 1907-iv "о программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 2015 годы" за 2011... | Заключительное коммюнике Организации Исламская конференция от 8 марта... Резолюция 1973 (2011), принятая Советом Безопасности на его 6498-м заседании 17 марта 2011 года | ||
Высшего профессионального образования Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры «Аналитические информационные системы», протокол №3 от 15 марта... | Протокол №11/11 от «24» ноября 2011 г Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Если раньше данные СанПиНы предоставлялись в виде проекта, то теперь это законно принятый документ. Зарегистрировано в Минюсте РФ... | Протокол №4 от «15» сентября 2011 г председатель О. Д. Тлехас положение... Азисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования России от 9 марта... | ||
Вопросы и задания к зачёту в первом полугодии 2011-2012 уч г по курсу... Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., протокол №180... | Протокол № от 2011 г Утверждённого приказом Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего,... | ||
Протокол №1 от 29. 08. 2012г от 31. 08. 2012г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8) | Доклад о состоянии и результатах деятельности моу «Красноярская сош» за 2011 год Одобрен Управляющим советом моу «Красноярская сош» протокол №9 от 15 марта 2012 года | ||
Протокол от 2013 г. № Председатель цикловой комиссии / Мельникова... Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., 180 эк/СП | 03. 00. 00 Биологические науки Рф (с изменениями от 16 марта, 27 ноября 2000 г., 17 февраля 2004 г.), утвержденного приказом Минобразования РФ от 27 марта 1998... | ||
Протокол №8 от 01. 09. 2011 г. Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности Закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением... | Шифр специаль-ности Рф (с изменениями от 16 марта, 27 ноября 2000 г., 17 февраля 2004 г.), утвержденного приказом Минобразования РФ от 27 марта 1998... | ||
Вниманию директоров школ и учителей английского языка! Издательство “Титул” приглашает учителей английского языка принять участие в трехдневном учебном семинаре “Обучение английскому языку... | В. П. Астафьева Аннотация магистерской образовательной программы Рф (с изменениями от 16 марта, 27 ноября 2000 г., 17 февраля 2004 г.), утвержденного приказом Минобразования РФ от 27 марта 1998... |