Программа учебной дисциплины





Скачать 114.08 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины
Дата публикации10.12.2014
Размер114.08 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа


Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет философии и политологии



Рассмотрено и рекомендовано:

УТВЕРЖДАЮ

1. На заседании кафедры логики

декан факультета

философии и политологии







Заведующий кафедрой _______________________________

Ю.Н.Солонин







2. На заседании методической комиссии факультета философии и политологии










протокол от ___________ № ____










Председатель методической комиссии_______________________






ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Логическая прагматика"
Автор (составитель)
доцент, канд.филос.наук _______________________А.И.Мигунов


Рецензент:

доцент, докт.филос.наук ___________________И.Б.Микиртумов
Санкт-Петербург

2009



  1. Организационно-методический раздел


1.1. Цель изучения дисциплины: Ознакомление студентов с проблематикой и основными идеями прагматики как раздела науки о языке и объектами логического исследования. Знакомство и освоение логических средств анализа реального функционирования языка.

1.2. Задачи курса: Изучение основных направлений и проблем прагматики; выявление общих оснований, благодаря которым возникает идея прагматики; изучение основных разделов прагматики; понимание места прагматики среди дисциплин, изучающих дискурс (аргументология, риторика и др.); развитие навыков самостоятельного рационального анализа проблем речевого общения с использованием средств логики, освоение основных приемов работы с аргументативным текстом; анализ взаимосвязи семантики, прагматики.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Дисциплина «Логическая прагматика» является специальным курсом предназначенным для изучения студентами философского факультета, специализирующихся по логике, дополняет изучение других логических и философских дисциплин.

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины СД.ОЗ - "Логическая прагматика"

  1. понимать основные положения, понятия, и проблемы, изучаемые в современной прагматике и уметь применять полученные знания в анализе текстов, в том числе аргументативных;

  2. быть в состоянии анализировать пресуппозиции, импликатуры, deixis и речевые акты;

  3. понимать, как значение сказанного, его коммуникативные характеристики связаны с контекстами, как вербальными так и не вербальными;

  4. понимать философские основания прагматики




  1. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля *




Всего аудиторных занятий


16 часов


из них: - лекций


12 часов


- практические занятия


4 часа


Самостоятельная работа студента


16 часов


Итого (трудоемкость дисциплины)


32 часа



Изучение дисциплины по семестрам:

1 семестр: лекции - 12 ч., практические занятия – 4 часа.

1 реферат\ сообщение(=устный реферат), зачет;
3. Содержание дисциплины
3.1.1. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий









Лекция 1.

Введение.

Лингвистическая философия и философия языка. «Прагматические» идеи Витгенштейна («языковая игра», о значении).

Практический поворот логики. Предмет и объект логики. Реальный мир как объект логического исследования.

Семиотика – наука о языке как знаковой системе. Синтаксис, семантика, прагматика.

Концепция знака Ч.С. Пирса: репрезентамент – объект - интерпретанта, иконические знаки - индексы – символы. Ч. Моррис о структуре семиотики: знак – десигнат – интерпретанта - интерпретатор, синтаксис – семантика – прагматика.

Указательные, индикативные выражения (Рассел), индексальные слова и выражения (Ч.С. Пирс, И. Бар-Хиллел), анафора, дейксис, штифтер.


Лекция 2.

Диалогическая природа слова. Риторика как прагматика. Двойственная природа понятия, вербальный и невербальный контексты. Понятие-слово-мысль.

Природа риторического слова: слово как постижение-сообщение. Эпистемическая функция риторики.

Диалогическая природа риторических фигур.


Лекция 3.

Прагматические идеи О. Дюкро: идея полифонии и аргументативные основания языка. Дискурсные маркеры.

Основы теории речевых актов. Дж. Л. Остин о перформативных предложениях. Перформативы и констативы, их семантические различия. Явные и контекстуальные перформативы. Структура речевого акта: фон, фема, рема.

Речевой акт как элемент коммуникации: локуция, иллокуция, перлокуция. Перформатив и перформативные глаголы. Дж. Серл о конститутивных правилах. Классификация конститутивных правил. Классификация иллокутивных актов.

Г.Фреге о структуре речевого действия. Прагматические основания некоторых логических парадоксов. Истина/ложь как семантическая характеристика высказывания и прагматическая характеристика речевого действия. Семантика речевого действия с индексным выражением.

Лекция 4.

Диалогическая сущность речевого акта. Что значит сказать: логико-диалогический анализ структуры сказывания. Г.П.Грайс о диалогичности коммуникативного действия, значении для говорящего и значении предложения.

Г. П. Грайс о логике дискурса. Импликат и импликатура. Конвенциональная и коммуникативная импликатуры. Прагматическое имплицирование и логическое следование. Г. П. Грайс о прагматических правилах рационального общения. Принцип кооперации и его постулаты.

Лекция 5

Пресуппозиция. Семантическая пресуппозиция и прагматическая презумпция. Пресуппозиция, презумпция и аргумент. Презумпция и энтимема. Энтимема как предмет логической и прагматики.

Лекция 6

Д. Вандервекен о семантике высказываний и речевых актов. Логико-синтаксическая, семантическая и прагма-семантическая характеристика речевых действий (истинность, правильность, успешность, эффективность). Логический анализ сложных речевых актов. Логическое следование и отношение прагматического следования. Логическая структура речевого акта. Семантика аргументативного речевого акта. Конститутивные правила аргумента: семантика и прагматика.

Элементы иллокутивной логики Дж.Серля и Д. Вандервекена

Иллокутивная логика как формальное и систематическое исследование логических основ теории речевых актов.

Практическое занятие

Доклады студентов на темы, согласованные с преподавателем. Обсуждение докладов.


3.2. Примерные темы курсовых работ

  1. Основания иллокутивной логики.

  2. Логические методы в прагматике.

  3. Энтимема как предмет логической прагматики.

  4. Основы теории речевых актов.

  5. Связь логики, риторики и аргументологии.

  6. Проблема истины в прагматике.



3.4. Примерные темы рефератов

  1. Прагматические идеи Л. Витгенштейна

  2. Пресуппозиции в аргументации.

  3. Импликатура и логическое следование.

  4. Д. Вандервекен о семантике речевых актов

  5. Постулаты эффективного общения П. Грайса.

  6. Дж. Серль о речевых актах.



3.5. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу


  1. Что такое семиотика? Ч. Моррис о структуре семиотики

  2. Виды знаков. Ч.С.Пирс о видах знаков

  3. Начала прагматики в античной риторике.

  4. Идеи «позднего» Л. Витгенштейна о языке.

  5. Полифоническая, аргументативная природа языка у О. Дюкро.

  6. Понятие дейксиса. Дейктические элементы в языке.

  7. Теория речевых актов: Дж. Остин о структуре речевого акта.

  8. Классификации речевых актов.

  9. Илокутивные характеристики речевого акта.

  10. Коститутивные правила как основания семантики.

  11. Классификации речевых актов.

  12. Семантика аргументативного речевого акта.

  13. Г.Фреге о структуре речевого действия.

  14. Постулаты Грайса.

  15. Конвенциональная и коммуникативная импликатуры.

  16. Понятие отношения прагматического следования.

  17. Семантическая и прагматическая пресуппозиции.

  18. Основные идеи иллокутивной логики.


4. Учебно-методическое обеспечение курса.

4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино и видно- фильмов

По желанию преподавателя применяется мультимедийный проектор.
4.2. Активные методы обучения

В данном курсе используются классические аудиторные методы и самостоятельный анализ студентами научных текстов.
4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля

Стандартно оборудованные лекционные аудитории.
4.4. Литература
4.4.1. Основная

  1. Арутюнова Н. Д. Истоки, проблемы, категории прагматики. // Новое в зарубежной лингвистике: Вып.16. Лингвистическая прагматика. - М.: Прогресс. 1985. - С. 3 - 43.

  2. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике, М: Радуга, 1985, вып. 17

  3. Логика / ред. Мигунов А.И., Микиртумов И.Б., Федоров Б.И. М., «Проспект», 2010.

  4. Монтегю Р. Прагматика // Семантика модальных и интенсиональных логик / Пер. с англ. под ред. В. А. Смирнова. М., 1981. С. 254-279.

  5. Остин Дж. Как производить действия при помощи слов // Остин Дж. Избранное. М.: Прогресс, 1999

  6. Серль Дж., Вандервекен Д. Основные понятия исчисления речевых актов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 18. М.: Радуга, 1986.


4.4.2. Дополнительная

  1. Ajdukiewicz К., Logika pragmatyczna, Warsz., 1965

  2. Levinson St. C. Pragmatics. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1983

  3. Martin R. М., Toward a systematic pragmatics, Arnst., 1959.

  4. Vanderveken, Daniel Meaning and speech acts. Vol. 1. Principles of language use. Cambridge University Press 1990.

  5. The handbook of pragmatics // Edited by Laurence R. Horn and Gregory Ward. Blackwell Publishing Ltd. 2006

  6. Арутюнова, Н. Д. Лингвистические проблемы референции // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13. Логика и лингвистика. М. 1982. С. 5-39.

  7. Блакар, Р. М. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-эмпирические исследования языка и его использования в социальном контексте)//Язык и моделирование социального взаимодействия. М. 1987. С. 88-127.

  8. Болинджер Д. Истина – проблема лингвистическая. // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.

  9. Войнрих Х. Лингвистика лжи. // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.

  10. Вежбицка А. Речевые акты.// Новое в зарубежной лингвистике: Вып. XVI.. Лингвистическая прагматика. - М.: Прогресс, 1985.

  11. Вежбицкая А. Дескрипция или цитация?//Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13. Логика и лингвистика: Проблемы референции. М.: Радуга, 1982.

  12. Вендлер З. Иллокутивное самоубийство.// Новое в зарубежной лингвистике: Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. - М.: Прогресс, 1985.

  13. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.2. М.: Гнозис, 1994, с. 77 - 319

  14. Вригт Г.Х. Логико-философские исследования. М.: Прогресс, 1986

  15. Гордон Д., Лакофф Дж. Постулаты речевого общения // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. - М.: Прогресс, 1985.

  16. Грайс Г.П. Значение говорящего, значение предложения и значение слова // Философия языка / ред.-сост. Дж. Р. Сёрл. М., Едиториал УРСС, 2004.

  17. Дейк ван Т. Вопросы прагматики текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.8. М., 1978

  18. Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка // Аналитическая философия: становление и развитие. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998, с. 69-89

  19. Карнап Р., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 1959

  20. Кифер, Ф. О прессупозициях // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8 - М.: 1978.

  21. Лингвистический энциклопедический словарь (ЛЭС). - М., 1990 (статьи "Прагматика", "Референция", "Семантика", "Семиотика").

  22. Мазалова В.П. О соотношении семантики и прагматики. // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2008. № 536. С. 124-130.

  23. Малкольм Н. Мур и Витгенштейн о значении выражения "Я знаю..." // Философия. Логика. Язык / Под ред. В. В. Петрова.- М., 1987.

  24. Мигунов А.И. Аналитика и диалектика: два аспекта логики // Я.(А.Слинин) и Мы: к 70-летию профессора Ярослава Анатольевича Слинина. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.

  25. Мигунов А.И. Антропологическая точка зрения на коммуникативную природу риторики // Коммуникативные практики в современном обществе. СПб, 2008.

  26. Мигунов А.И. Аргументология в контексте практического поворота логики // Логико-философские штудии. Вып. 6. СПб, 2009

  27. Мигунов А.И. Диалогическая природа речевого акта //Вестник Санкт-Петербургского университета. 2000. Сер.6, вып.2 (№14).

  28. Мигунов А.И. Коммуникативная природа истины и аргументация // Логико-философские штудии. Вып. 3. СПб, 2005. С. 265 – 280.

  29. Мигунов А.И. Логика и прагматика дискурса // Логико-философские штудии. Вып. 8. СПб, 2010

  30. Мигунов А.И. О единстве аргументативных и риторических форм обоснования // Модели рассуждения-2. Аргументация и рациональность. Сб. научных статей. Ред. В.Н. Брюшинкин. РГУ им. И.Канта, 2008.

  31. Мигунов А.И. Семантика аргументативного речевого акта // Мысль: Аргументация: Сб. Статей / Отв. ред. А.И.Мигунов, Е.Н.Лисанюк. СПб, Издательство СПб Университета, 2007.

  32. Мигунов А.И. Энтимема в аргументативном дискурсе. // Логико-философские штудии. Вып. 4. СПб, 2007.

  33. Монтегю Р. Прагматика и интенсиональная логика // Семантика модальных и интенсиональных логик / Пер. с англ. под ред. В. А. Смирнова. М., 1981..

  34. Моррис, Ч. У. Основания теории знаков//Семиотика: антология/сост. Ю. С. Степанов. М., Екатеринбург, 2001. С. 45-97.

  35. Остин Дж. Избранное: Как совершать действия при помощи слов? Смысл и сенсибилии. Чужое сознание. Истина. Значение слова. -М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999

  36. Остин Дж. Три способа пролить чернила. СПб.: Алетейя, 2006

  37. Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью (референциальные аспекты семантики местоимений). М., 1985.

  38. Петров В. В. Язык и лингвистическая теория//Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 18. Логический анализ естественного языка. М.: Прогресс, 1986. С. 21.

  39. Пирс Ч.С. Учение о знаках: Разделение знаков. Икона, индекс, символ // Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000, с. 176 – 222

  40. Рассел Б. Дескрипции // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13. М.: Радуга, 1982.

  41. Сепир Э. Грамматист и его язык // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М. 1993. С. 248-258.

  42. Серль Дж. Классификация иллокутивных актов//Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986.

  43. Серль Дж. Логический статус художественного дискурса // Логос, 1999, №3

  44. Серль Дж. Р. Классификация иллокутивных актов.// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986. С. 170 - 195.

  45. Серль Дж. Р. Косвенные речевые акты.// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. - М.: Прогресс, 1986.

  46. Серль Дж. Референция как речевой акт // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13. М: Радуга, 1982,.

  47. Серль Дж.Р. Что такое речевой акт // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М., 1986.

  48. Стросон П. Идентифицирующая референция и истинностное значение//Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13. М: Радуга, 1982.

  49. Стросон П. Намерение и конвенция в речевых актах // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М., Прогресс, 1986.

  50. Тугендхат Э. Введение в аналитическую философию языка. // Логос, 1999, №20

  51. Франк Д. Семь грехов прагматики//Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М., Прогресс, 1986.

  52. Фреге Г. Мысль. Логическое исследование // Фреге Г. Логика и логическая семантика. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000, с. 326 - 342

  53. Шенк Р., Биренбаум Л., Мей Дж. К интеграции семантики и прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 24. Компьютерная лингвистика. М.: Прогресс, 1989.

  54. Шуман А.Н. Современная логика: теория и практика. Мн., 2004. Гл. 11. С. 245-334.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента...
Программа учебной дисциплины iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо...
Программа учебной дисциплины iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
Программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа учебной дисциплины iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента...
Программа учебной дисциплины iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и примерное...
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...
Программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины 7 Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа учебной дисциплины iconПаспорт примерной программы учебной дисциплины структура содержание...
У спо «Казанское училище олимпийского резерва» по специальности 100401 Туризм, в соответствии с примерной программой учебной дисциплины...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск