Скачать 138.32 Kb.
|
Новосадов Н.Ф., к.ф.н., доцент кафедры философии и культурологии Примерная тематика рефератов (контрольных работ) и упражнения по философии для самостоятельной работы студентов Тема 1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия 1 «Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами народов мира – египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятором их социальной организации». Философия. /Под ред. В.П.Кохановского. Ростов н/Д. 1995. С.6.
2. «Суть дела в том, что философское мышление, и религиозное сознание существует и взаимодействует в поле мировоззренческого сознания. По-своему, в рамках характерного им стиля сознания они отвечают на одни и те же коренные духовные запросы. Потому что исторически религия и философия все время находились в тесном взаимодействии. Понять историю философии просто невозможно без знания истории религии». В чем, на ваш взгляд, проявляется взаимодействие религии и философии» 3. Существует мысль, что революция мировоззрения, осуществленная философией, заключалась не в смене арсенала знаний, а в преобразовании личности субъекта познания. В сравнении с мифологией впервые в истории культуры субъект знаний стал субъектом рефлексии, а знания – приобретением личности.
4. Проанализируйте и дайте оценку высказываниям знаменитых философов: а) «Религия, чтобы остаться правдивой, имеет потребность в философии. Философия, чтобы остаться наполненной, нуждается в субстанции религии» (К.Ясперс). б) «Все, кто владеет настоящей религией, вместе с тем владеет истиной науки, искусства и философии» (Э.А.Жильсон). 5. «Основной вопрос всей, особенно новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе…» (Ф.Энгельс. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии). 6. Во вступлении к «Логике» Гегель говорил, что нет множества философий, есть одна философия как наука о всеобщем. А все системы, все течения и направления являются разными уровнями развития этой единственной философии. Назовите философские учения, школы, течения, направления. Разделяете ли вы взгляды великого ученого? 7. Аристотель подчеркивал, «что от философии не нужно ждать практической «пользы», т.е. решения частных, прикладных задач. Мы могли бы сказать так: философия – это не тактика, а стратегия человеческой жизни, она есть удел свободного человека, она есть взгляд в вечность».
8.Какое из приведенных суждений для вас наиболее приемлемо? Объясните свой выбор: а) философия господствует над всем, является наукой наук; б) наука сама по себе философия; в) философия – это теория науки; г) философия, не заменяя социальные науки, вооружает их общим методом познания, теорией мышления. 9. «Для философии не существует вопроса о том, как ее боги и герои конструируют объекты реального бытия... Соответственно, для мифологии бытие есть образ-символ, есть проблема», а для философии бытие (а значит и реальность) есть реальность. Прокомментируйте это положение.
Тема 2. Категория «бытие», ее смысл и специфика 1.Какие характерные оценки бытия установил Парменид? Тождественные ли «бытие» и «сущее» в его понимании? 2. «Историческая ошибка сознания заключалась в выведении небытия из бытия. Собственно говоря, философия начинается с абсолютизации бытия, с выдумывания некоего вневременного, сущего начала, субстанциальной подоплеки, которая если и изменяется, то только в своих внешних свойствах… Впрочем, многие философы понимали, что небытие существует. Но они думали, что небытие существует постольку, поскольку существует бытие. Я же утверждаю, что небытие не только существует, но что оно первичное и абсолютное. Бытие же относительное и вторичное в отношениях к небытию». (Чанышев А.П. Трактат о небытии. // Вопросы философии. 1990. №10. С.159-160) Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ. 3. «Человек не властвует над существующим. Человек пастух бытия… Он приобретает необходимую бедность пастуха, чья значимость основывается на том, что он самим бытием призван для сохранения Истины… Человек в своей бытийно-исторической сущности есть сущее, чье бытие, является экзистенцией, заключается в пребывании вблизи бытия. Человек – сосед бытия» (М.Хайдеггер Письмо о гуманизме.). Как вы понимаете сказанное? Дайте собственную интерпретацию. 4. «Сегодня, например, мы говорим о материи, мы описываем ее физические свойства. Но слово «материя» остается сухим, внечеловеческим, чисто интеллектуальным понятием без какого-нибудь психологического содержания. Насколько сильнее впечатляется предыдущий образ материи – Великой Матери, - который мог содержать в себе и передать глубокий эмоциональный смысл Матери – Земли. То же самое и с Духом, который теперь сравнивается с интеллектом и перестает быть Отцом всего. Он дегенерировал до Эго – намерений человека, а огромная эмоциональная энергия, выявленная в образе «Отца нашего», пошла в песок интеллектуальной пустыни» (К.Г.Юнг Архетип и символы»). 5. В ленинском определении «материи» говорится о том, что обозначенная этим понятием «объективная реальность данная человеку в ощущениях его». А.Ф.Лосев видит в таком подходе субъективизм и релятивизм. Согласны ли с такой оценкой? Далее Лосев отмечает, что в принципе неправильно считать материей то, что мы воспринимаем внешними чувствами: «Внешними чувствами мы воспринимаем не материю, а материальные вещи… Материю можно только мыслить» (Лосев А.Ф. Из ранних произведений). Прав ли А.Ф.Лосев? 6. Как вы думаете, чего не хватало Фаусту: Я богословьем овладел, Над философией корпел, Юриспруденцию долбил, И медицину изучил. Однако я при этом всем Был и остался дураком. 7. Гегель отмечал, что идеальным является такое объединение политики и философии, при котором в политике находят свое выявление философские принципы ума. О каких принципах идет речь? Тема 3. Проблема метода в философии. 1. «…Диалектика и софистика подстраиваются под философию (потому что софистика – это только видимая мудрость, и как раз так же диалектики рассуждают обо всем, а общее все же – истинное); рассуждают же они об этом очевидно потому, что это принадлежит философии. Действительно, софистика и диалектика занимаются одной и той же сферой, что и философия, но философия отличается от диалектики способом применения своих способностей, а от софистики выбором формы жизни. Диалектика делает попытки исследовать то, что познает философия, а софистика – это философия фальшивая, а не настоящая. (Аристотель. Метафизика). Объясните признаки диалектики и софистики, приведенные Аристотелем, и дополните их. 2. «Современные западные философы игнорируют онтологические основы отрицания и рассматривают закон исключительно как чисто мысленную категорию, не имеющую связи с объективной реальностью». Какому философскому принципу противоречит оценка западными философами онтологических основ диалектики?
а) «Анаксимандр, друг Фалеса, утверждал, что в безграничном заключается всякая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него… выделились небеса и вообще все миры, количество которых бесконечно. Он объявил, что все они гибнут по истечении очень значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговорот их всех». б) «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, который то зажигается, то тухнет».
Сколько пар противопоставлений насчитывает это высказывание? Проанализируйте их взаимоотношения.
Попробуйте определить содержание критериев перечисленных разновидностей прогресса.
Тема 4. Проблема сознания в философии. Детерминанты сознания.
Проанализируйте такую точку зрения на природу сознания. Как называется это философское направление, в чем его специфика?
Согласны ли вы с таким утверждением? В чем специфика научного сознания? В чем его отличие от других форм общественного сознания?
а) настоящая наука («хорошая», «злая», «нейтральная», «старая», «новая», которая возникает вновь); б) патологическая «наука» (это значит занятие людей, уверенных, что они создают «настоящую» науку, но на самом деле запутавшихся в плену своих болезненных фантазий и иллюзий); в) псевдонаука (астрология, «наука» о паранормальных явлениях, очевидная бессмыслица и забобоны типа истории о «духах пирамид» и т.д.); г) сциентизм (чрезмерный энтузиазм веры в силу науки, который проявляется в навязывании ненаучным отраслям культуры «научных» моделей и рецептов); д) чрезмерные претензии технократов, которые слепо надеются на всемогущество и чудодейственность науки и техники, как это, например, проявилось в пропаганде проекта «звездных войн». Что такое «антинаучное «сознание? К каким результатам может привести широкое распространение антинаучного сознания в современном обществе?
Согласно ли вы с мнением, что только на позициях религиозного, но ни в коем случае не атеистического мировоззрения можно приобрести смысл жизни и веру в высшие ценности. Атеизм не может дать ответ на вопрос о происхождении моральных основ общества?
20. Каждое рождение и каждая смерть вместо того, чтобы быть продолженной последовательностью, есть, наоборот, прерыв такой последовательности и скачок с количественного изменения в качественное изменение». Попробуйте опровергнуть или подтвердить утверждение Г.В. Гегеля.
Как вы относитесь к пониманию автором роли интуиции в познании? Можно ли разделять познание самих вещей и отношений между ними? Тема 5. Духовная сфера жизни общества. 1.»Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор… государствам не избавиться от зол…» (Платон. Государство). Можно ли утверждать, что мнение Платона справедливо и в конце ХХ века? Обоснуйте свою позицию. 2. Духовное развитие человека должно идти через общество, во имя людей, в развитие общества должно идти через человека, во имя личности. Согласны ли с этой мыслью? 3. Научно обоснуйте каждый из этих тезисов. С чем можно согласиться, а что принципиально неприемлемо?
5. Прокомментируйте следующую мысль Ж.-П.Сартра: «Культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека – в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя; только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо». 6. А.Шопенгауэр писал: «История на каждой странице показывает одно и то же, в разных формах... Главы человеческой истории, в сущности, отличаются между собой только именами и хронологией: в действительности содержание их всюду одно и то же». Есть ли в этих утверждениях верное? Обоснуйте ответ.
Решая задания и упражнения, необходимо использовать теоретический материал лекционного курса и учебной литературы по философии. Необходимо помнить, что язык философии – это язык категорий и понятий, что в свою очередь предполагает широкое использование не только философско-исторического наследия, но и современные философские подходы. Васильева Н. А., к. ф. н., ст. преподаватель кафедры философии и культурологии Темы рефератов 1. Предмет, смысл и предназначение философии. 2. Методы философского исследования. 3. Особенности древнеиндийской философии. 4. Специфика древнекитайской философии. 5. Общая характеристика античной философии. 6. Западноевропейская средневековая философия. 7. Особенности философии эпохи Возрождения. 8. Философия Нового времени (17-18 вв.). 9. Общая характеристика классической немецкой философии. 10. И. Кант – родоначальник немецкой классической философии. 11. И. Г. Фихте как представитель немецкого философского идеализма. 12. Философия Ф. Шеллинга. 13. Г. В. Ф. Гегель. 14. Общая характеристика западноевропейской философии 19-20 вв. 15. Марксистская философия. 16. С. Кьеркегор. 17. Ф. Ницше. 18. Психоанализ и философия неофрейдизма. 19. Современная западная философия. 20. Современная восточная философия. 21. История развития русской философской мысли. 22. Современная русская философия. 23. История становления и современные представления о бытии. 24. Категория материи. Материя как субстрат и субстанция. 25. Движение как форма организации материи. 26. Категории пространства и времени. 27. Элемент, структура, система. Типы систем. 28. Сущность, структура и возникновение сознания. 29. Сознание и проблемы идеального. 30. Сознание и самосознание. 31. Познание. Возможности и границы познания. 32. Чувственное и рациональное познание. 33. Философское учение об истине. 34. Методы и формы научного познания. 35. Особенности социального познания. 36. Диалектика и ее исторические типы. 37. Принципы, законы и категории диалектики. 38. Природа и общество. 39. Проблемы общественного прогресса и регресса. 40. Философская концепция человека. 41. Общественное сознание и общественное бытие. 42. Рациональное и иррациональное в познании. 43. Наука, ее сущность и закономерности развития. 44. Истина и ее особенности. 45. Понятие интеллекта. 46. Феномен бессознательного. 47. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. 48. Особенности синергетического подхода. 49. Философская герменевтика. 50. Классификация как философская проблема. 51. Разум, рассудок, рациональность. 52. Философия и техника. 53. Философия и культура. |
Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство,... Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия | Репрезентация проблемы национального самосознания в русской классической... План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,... | ||
Экзаменационные вопросы по философии для студентов Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия | 1. философия, ее предмет и место в культуре человечества мировоззрение... Изучение философии способствует расширению объема знаний студентов в результате знакомства с историческими и новейшими философскими... | ||
Семинар Исторические типы мировоззрения Мифология как тип мировоззрения: особенности мифологического сознания, типы мифов | 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы м- мифология, религия, философия Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности... | ||
1. философия ее предмет и место в культуре человечества Мировоззрение и его основные исторические типы: мифологическое, религиозное, философское, научное | Вопросы для обсуждения: Философия и мировоззрение Исторические формы мировоззрения (сравнить философию с наукой, религией, искусством и другими формами общественного сознания) | ||
2. предмет и функции философии Исторические типы мировоззрения. Отличительные признаки мифа. Происхождение и сущность религии. Элементы религии. Особенности понимания... | Реферат: Религия в философии Фейербаха Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах,... | ||
Программа дисциплины мышление и религия древних греков для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия... | Урок №12. Боги Древнего Египта. Цели урока по линиям развития ученика Умение объяснять мировоззрение древних египтян в эпоху Древнего мира, используя понятия: религия, миф, жрец, храм | ||
Учебно-методический комплекс по модулю «философия культуры» Ф. 01... Философия культуры должна стать основой профессионального мировоззрения студента | Программа дисциплины Введение в специальность: история наук о культуре... Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;... | ||
Религия: история и современность методические указания по курсу Целью курса является не пропаганда религиозного или же, наоборот, атеистического мировоззрения и мироощущения, а просветительско-гуманистическая... | РефератЫ: Миф как синкретическая форма общественного сознания «Предмет философии, ее структура, функции и генезис. Философия и мировоззрение» (2 часа) |