Скачать 297.33 Kb.
|
На правах рукописиЛяпшин Сергей ГригорьевичМОДАЛЬНОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ 09. 00.13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Ростов-на-Дону 2008 Работа выполнена на кафедре религиоведческих и религиозно-философских дисциплин Армавирского православно-социального института Научный руководитель: доктор философских наук, доцент Похилько Александр Дмитриевич Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Буйло Борис Иванович доктор философских наук, профессор Пржиленский Владимир Игоревич Ведущая организация: Кубанский государственный университет Защита состоится 11 июня 2008 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.13 по философским наукам в Южном Федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал. С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке Южного Федерального университета по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148. Автореферат разослан 07 мая 2008 года. Ученый секретарь диссертационного совета Шульман М.М. I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Основные вопросы, касающиеся проблемы модальности выдвигаются в центр внимания специалистов в области гуманитарных исследований. Это вызвано жизненно важной необходимостью усиления многообразия в области духовной жизни, в частности, потребностью дальнейшего изучения процессов коммуникации, характеризующихся модальной направленностью и требующих правильного истолкования философской сущности модальности. При таком рассмотрении философии культуры, которое избирает своей методологической основой философско- антропологический принцип, осуществляется двоякая рефлексия: с одной стороны, это отражение влияния человека на социокультурную реальность, а с другой стороны, выражение влияния социокультурных форм реальности на человека, на формы его субъективности, его мышление. Данная работа была проделана в основном в рамках первого направления, но она не исключает и второго, поскольку интерес к проблеме личности, выступающей творцом реальности, императивы сохранения личности в массовом обществе, свидетельствуют о значимости фактора человеческой субъективности для понимания корреляционных связей между объективной действительностью и формами субъективной реальности. Кризис духовности человека приобретает глобальные масштабы. Современный человек все более подвержен онтологическому нигилизму, вере в астрологические прогнозы и силу научного прогресса. Такова, на наш взгляд, современная ситуация в России, требующая, в отличие от культурного релятивизма, осмысления субъективного в духовной культуре в модусе абсолютного. Духовная жизнь требует многообразия применительно к феноменам духовной культуры аналогично процессам диверсификации в жизни экономической и плюрализации жизни политической. Релятивизация культурных ценностей делает актуальным рассмотрение диалектики абсолютных и относительных моментов в развитии ценностей и ее учете в философско- методологическом исследовании форм человеческой субъективности. В качестве основных форм духовной культуры, которые выражают абсолютные ценности, следует относить мораль, религию и науку. Главные модальности существования современного человека – это возможность и случайность. В нашу жизнь все больше входит понятие «виртуальная реальность». Общество все больше производит не только товары и услуги, но и риски. Случайности и возможности в аспекте синергетического мировоззрения становятся определяющими модальностями человеческого бытия, его направленности на свободу и творчество. Учет модальностей в формах коммуникативного дискурса приобретает особое значение для практики общения между отдельными людьми, нациями и народностями, различными поколениями людей. Необходи – мость дальнейшего изучения процессов коммуникации, характеризующихся модальной направленностью, важность адекватного истолкования социокультурной сущности модальности в духе коммуникативного дискурса, наконец, возможность по-новому, в рамках когнитивного и культурологического подходов, интерпретировать содержание культурных категорий также обусловливают актуальность данной работы. Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования, его объекта и предмета. Объектом исследования являются социокультурные формы человеческой субъективности. Предмет исследования – модальности социокультурных форм человеческой субъективности. Степень разработанности проблемы. Истоки проблемы модальностей человеческой субъективности обнаруживаются уже в глубокой древности, прежде всего в рамках философской и логической традиции. В таких классических трудах Аристотеля как «Метафизика», «Аналитики» уже четко просматриваются идеи модальностей культуры, выраженные преимущественно логическим языком и языком риторики. Различные виды модальных суждений имеются у Теофраста и Евдема Родосского, у комментаторов Аристотеля, а позднее – у средневековых схоластов. В логике и философии Нового времени стало традиционным предложенное И. Кантом подразделение форм мышления на ассерторические суждения – суждения о действительности, суждения проблематические, относящиеся к возможности, аподиктические суждения, связанные с необходимостью, наконец, на достоверные и вероятные суждения. Тотализирующая диалектика Гегеля, по-видимому, недооценивала значение анализа модальностей культуры, что оказало влияние и на марксизм. Идея модальности человеческой субъективности ярко выраженная в идее праксисов у молодого Маркса уступает место все большей вульгаризации соотношения бытия и сознания в духе «основного вопроса философии» в позднем марксизме. В современной литературе возрастает количество работ, посвященных проблематике модальности в лингвистике. Анализом различных аспектов данных категорий занимались такие ученые как Г. Адмони, Ш. Балли, А.В. Бондарко, В.Н. Мещеряков, Е.В. Падучева, Д.А. Парамонов, А.М. Пешковский и другие. Многих психологов, таких, например, как Е.Е Дергачева, Е.Р. Калитиевская, Д.А. Леонтьев также привлекает категория модальности для разработки более гибкой методологии исследования сложного автономного внутреннего мира личности. Гуманитарии Е. Егорова, С. Рагуленко, М. Эпштейн и др. проявляют все больший интерес к понятию модальности, чтобы выявить возможности дальнейшего развития человека. Таких теологов как Р. Отто, П. Тиллих, М. Элиаде и др. определенно интересует модальность абсолютного в культуре Как видим, модальность относится к разряду универсальных категорий, нашедших проявление в различных областях науки и, более того, лежащих в основе целых научных подходов. Для осуществляемого нами подхода особое значение имеет методология исследования единства бытия и сознания субъекта в социокультурной реальности, социокультурная автономность сознания, которую развивают такие философы как А.С. Ахиезер, И.В. Ватин, Д.А. Заевский, А.Д. Похилько, О.В. Суворов, Н.И. Яблокова и др. Вместе с тем многие философские аспекты проблемы, заявленной в диссертации, остаются недостаточно изученными. Прежде всего, это проблема взаимоотношения религии и науки как абсолютных модальностей на современном этапе развития и вытекающая из нее проблема диалога религии и науки. Кроме того, следует учесть, что динамика развития современного мира все время привносит что-то новое в содержание рассматриваемых в диссертации проблем, что делает особенно своевременными исследования, посвященные анализу современной социокультурной и антропологической ситуации. Целью исследования является обоснование существования и выявление сущности такого типа модальностей как модальности социокультурных форм человеческой субъективности. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
Методологической основой диссертации являются общефилософские методы исследования, прежде всего, диалектический метод и системный подход к изучению культурных явлений. Проблема модальностей форм человеческой субъективности рассматривается в контексте всей системы духовной культуры, охватывающей философию, мораль, религию, науку и искусство в аспекте их духовной автономности. Несомненной эвристической значимостью обладает теория относительной самостоятельности и автономности феноменов духовной культуры. В работе используются философские выводы из разработки проблемы модальностей в логике и лингвистике. Системный философский анализ субъективности человека осуществляется на основе базовых понятий и концептуальных положений, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных философов, ученых, теологов, культурологов, социологов. В работе над отдельными разделами диссертации автором были использованы аналитический, герменевтический, компаративный методы исследования. Научная новизна исследования заключается в следующем:
Основные положения, выносимые на защиту: 1.Аналогично модальностям суждений существуют такие модальности, которые носят синтетический характер, объединяя в себе в онтологическом аспекте социальное, культурное и человеческое измерения социокультурной реальности, а в гносеологическом – обеспечивая единство социологического, культурологического и антропологического выражения дополнительной информации о бытии человека в базовых формах его социокультурной реальности. Модальность социокультурных форм человеческой субъективности интерпретируется как многомерная специфика социокультурных форм активности субъекта, их системное качество. В модальности социокультурных форм человеческой субъективности выражается бытийствующая на своих социальных основаниях автономная природа человека. Автономия человека выражается в автономности форм его субъективности. 2.Типологизация модальностей предполагает выделение модальностей на трех уровнях: на первом – это возможность и действительность, необходимость и случайность; на втором – коррелирующие с первым уровнем эстетическая, нравственная, религиозная, философская и научная модальности; и на третьем – максимально обобщенные и носящие регулятивный характер модальности абсолютного и относительного. Выделение ценностно-смысловых культурных модальностей абсолютного и относительного становится особенно важным в условиях релятивизации духовных ценностей, игроизации и угрозы антропологической катастрофы. 3.Диалектическое единство абсолютного и относительного регулирует осуществление единства социального, культурного и антропологического в социальной истории, в индивидуальной (субъективной) историчности и их взаимосвязи в культурно-историческом процессе. Субъективное модифицирование сознанием бытия выражает как многообразие возможностей самотворчества, так и возможности многообразия и многовариантности реализации человеческой свободы. Наиболее яркое выражение процесс сознательного исторического конструирования социокультурной реальности находит в модальности эстетической формы человеческой субъективности при воспроизводстве универсальности целостного субъекта. 4.Рассмотрение абсолютной модальности в культуре требует обращения к нравственности как ядру культуры, поскольку в эстетической форме человеческой субъективности доминирует относительная модальность. В то же время религия является еще более высокой социокультурной формой автономности человеческой субъективности, чем нравственность. В особенности христианская религия придает абсолютную модальность нравственным ценностям как ядру духовной культуры. В аспекте абсолютной модальности существует взаимная дополнительность таких измерений человеческого бытия как материальное и духовное. Это подтверждается историей западноевропейской культуры, фиксирующей важную роль религии в создании новых укладов экономики, политических форм общественной жизни, нравственной и эстетической культуры, а также классической науки как формы человеческой духовности. 5.Существует необходимость священного (ресакрализации) для сохранения личностного начала в секуляризирующемся мире. Религия как социокультурный институт противоречива, поскольку она содержит социальную тенденцию отчуждения человека в качестве относительной модальности и гуманистическую тенденцию придания абсолютной модальности личностным ценностям. Гуманистическая культурная составляющая религии противостоит как абсолют авторитарной компоненте отчужденной духовности как относительной исторической социальности. Гуманистическая и авторитарная тенденции выступают в истории европейской культуры в форме борьбы противоположных тенденций автономии и теономии, с одной стороны, а с другой стороны – аномии и гетерономии. В связи с этим более перспективным по отношению к различным доказательствам выглядит антропологическая аргументация бытия Бога. 6.Наука, как и религия, выступает в виде абсолюта, поскольку утверждает абсолютную истину. Наука и религия – антропологические абсолюты, которые дополняют друг друга в контексте развития культуры, одновременно утверждая свою абсолютную истину. Чистая объективность науки и чистая субъективность религии, доведенные до крайностей, взаимно переходят и взаимно превращаются друг в друга. Науку и религию необходимо представить как феномены духовной культуры, чтобы увидеть моменты их дополнительности. В отличие от узко гносеологического подхода к религии и науке в более широком контексте культурно-антропологический подход позволяет рассмотреть феномены науки и культуры в абсолютной модальности, а их противоположность на основе духовной культуры как относительную. Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что основные результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении проблемы человека, а также в разработке теоретико- методологических основ религиоведения, философской антропологии и философии культуры. Теоретические обобщения и практические выводы исследования могут использоваться автором в преподавании курса «Основы православной культуры», а также могут быть положены в основу разрабатываемого автором спецкурса «Анализ форм человеческой субъективности», содержание которого может быть интересно для студентов самых разных специальностей. Материалы диссертации могут представлять интерес также для средств массовой информации и других структур, влияющих на формирование общественного мнения. |
Регистрация Лингвистическая модальность в историческом аспекте: изучение развития теории модальности в 20-21 веках | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов... | ||
Этюд на тему: «Книга о творчестве в любом виде человеческой деятельности,... Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов | Метод проектов на уроках географии «… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения,... | ||
Ф. Ф. Тягунов Искусство и общество истоки Искусство – художественное творчество в целом – это литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное... | Постоянство и изменчивость развития науки: формирование норм и ценностей воспроизводства знания Однако наука представляет собой один из немногих видов человеческой деятельности, возможно, единственный, в котором ошибки подвергаются... | ||
Согласовано Актуальность развития многопрофильной (универсальной) школы в современных социокультурных условиях города Москвы | Департамент образования Ярославской области Авторская позиция составителя проявилась в субъективности выбора событий для включения в календарь. При отборе событий для включения... | ||
Шишиловой Юлии Викторовны Метод проектов на уроках в начальной школе Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении... | ||
Конкурсной работы. Жанр ... | Выпускная квалификационная работа ... | ||
Рабочей программы дисциплины «Философия» по направлению подготовки... О многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности,... | Публичный отчет Муниципального бюджетного образовательного учреждения... Характеристика географических и социокультурных показателей ближайшего окружения удод | ||
Отчет по результатам социологического исследования социокультурных последствий интеграции в еэп Анализ социокультурной сферы интеграции в Единое экономическое пространство 30 | Урок по предмету «Истоки» 2 класс Тема урока: Лес Цели: введение ребенка в круг основных социокультурных ценностей (интегрирование знаний о среде, в которой живет) |