Модальности социокультурных форм человеческой субъективности





Скачать 297.33 Kb.
НазваниеМодальности социокультурных форм человеческой субъективности
страница1/3
Дата публикации25.12.2014
Размер297.33 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи

Ляпшин Сергей Григорьевич


МОДАЛЬНОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФОРМ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ


09. 00.13 – религиоведение, философская антропология,

философия культуры


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Ростов-на-Дону

2008


Работа выполнена на кафедре религиоведческих

и религиозно-философских дисциплин

Армавирского православно-социального института

Научный руководитель: доктор философских наук, доцент

Похилько Александр Дмитриевич
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Буйло Борис Иванович
доктор философских наук, профессор

Пржиленский Владимир Игоревич
Ведущая организация: Кубанский государственный университет

Защита состоится 11 июня 2008 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.13 по философским наукам в Южном Федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке Южного Федерального университета по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан 07 мая 2008 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Шульман М.М.


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Основные вопросы, касающиеся проблемы модальности выдвигаются в центр внимания специалистов в области гуманитарных исследований. Это вызвано жизненно важной необходимостью усиления многообразия в области духовной жизни, в частности, потребностью дальнейшего изучения процессов коммуникации, характеризующихся модальной направленностью и требующих правильного истолкования философской сущности модальности. При таком рассмотрении философии культуры, которое избирает своей методологической основой философско- антропологический принцип, осуществляется двоякая рефлексия: с одной стороны, это отражение влияния человека на социокультурную реальность, а с другой стороны, выражение влияния социокультурных форм реальности на человека, на формы его субъективности, его мышление. Данная работа была проделана в основном в рамках первого направления, но она не исключает и второго, поскольку интерес к проблеме личности, выступающей творцом реальности, императивы сохранения личности в массовом обществе, свидетельствуют о значимости фактора человеческой субъективности для понимания корреляционных связей между объективной действительностью и формами субъективной реальности.

Кризис духовности человека приобретает глобальные масштабы. Современный человек все более подвержен онтологическому нигилизму, вере в астрологические прогнозы и силу научного прогресса. Такова, на наш взгляд, современная ситуация в России, требующая, в отличие от культурного релятивизма, осмысления субъективного в духовной культуре в модусе абсолютного. Духовная жизнь требует многообразия применительно к феноменам духовной культуры аналогично процессам диверсификации в жизни экономической и плюрализации жизни политической. Релятивизация культурных ценностей делает актуальным рассмотрение диалектики абсолютных и относительных моментов в развитии ценностей и ее учете в философско- методологическом исследовании форм человеческой субъективности. В качестве основных форм духовной культуры, которые выражают абсолютные ценности, следует относить мораль, религию и науку.

Главные модальности существования современного человека – это возможность и случайность. В нашу жизнь все больше входит понятие «виртуальная реальность». Общество все больше производит не только товары и услуги, но и риски. Случайности и возможности в аспекте синергетического мировоззрения становятся определяющими модальностями человеческого бытия, его направленности на свободу и творчество. Учет модальностей в формах коммуникативного дискурса приобретает особое значение для практики общения между отдельными людьми, нациями и народностями, различными поколениями людей. Необходи –

мость дальнейшего изучения процессов коммуникации, характеризующихся модальной направленностью, важность адекватного истолкования социокультурной сущности модальности в духе коммуникативного дискурса, наконец, возможность по-новому, в рамках когнитивного и культурологического подходов, интерпретировать содержание культурных категорий также обусловливают актуальность данной работы.

Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования, его объекта и предмета.

Объектом исследования являются социокультурные формы человеческой субъективности.

Предмет исследования – модальности социокультурных форм человеческой субъективности.

Степень разработанности проблемы. Истоки проблемы модальностей человеческой субъективности обнаруживаются уже в глубокой древности, прежде всего в рамках философской и логической традиции. В таких классических трудах Аристотеля как «Метафизика», «Аналитики» уже четко просматриваются идеи модальностей культуры, выраженные преимущественно логическим языком и языком риторики. Различные виды модальных суждений имеются у Теофраста и Евдема Родосского, у комментаторов Аристотеля, а позднее – у средневековых схоластов. В логике и философии Нового времени стало традиционным предложенное И. Кантом подразделение форм мышления на ассерторические суждения – суждения о действительности, суждения проблематические, относящиеся к возможности, аподиктические суждения, связанные с необходимостью, наконец, на достоверные и вероятные суждения. Тотализирующая диалектика Гегеля, по-видимому, недооценивала значение анализа модальностей культуры, что оказало влияние и на марксизм. Идея модальности человеческой субъективности ярко выраженная в идее праксисов у молодого Маркса уступает место все большей вульгаризации соотношения бытия и сознания в духе «основного вопроса философии» в позднем марксизме.

В современной литературе возрастает количество работ, посвященных проблематике модальности в лингвистике. Анализом различных аспектов данных категорий занимались такие ученые как Г. Адмони, Ш. Балли, А.В. Бондарко, В.Н. Мещеряков, Е.В. Падучева, Д.А. Парамонов, А.М. Пешковский и другие.

Многих психологов, таких, например, как Е.Е Дергачева, Е.Р. Калитиевская, Д.А. Леонтьев также привлекает категория модальности для разработки более гибкой методологии исследования сложного автономного внутреннего мира личности.

Гуманитарии Е. Егорова, С. Рагуленко, М. Эпштейн и др. проявляют все больший интерес к понятию модальности, чтобы выявить возможности дальнейшего развития человека.

Таких теологов как Р. Отто, П. Тиллих, М. Элиаде и др. определенно интересует модальность абсолютного в культуре

Как видим, модальность относится к разряду универсальных категорий, нашедших проявление в различных областях науки и, более того, лежащих в основе целых научных подходов. Для осуществляемого нами подхода особое значение имеет методология исследования единства бытия и сознания субъекта в социокультурной реальности, социокультурная автономность сознания, которую развивают такие философы как А.С. Ахиезер, И.В. Ватин, Д.А. Заевский, А.Д. Похилько, О.В. Суворов, Н.И. Яблокова и др.

Вместе с тем многие философские аспекты проблемы, заявленной в диссертации, остаются недостаточно изученными. Прежде всего, это проблема взаимоотношения религии и науки как абсолютных модальностей на современном этапе развития и вытекающая из нее проблема диалога религии и науки. Кроме того, следует учесть, что динамика развития современного мира все время привносит что-то новое в содержание рассматриваемых в диссертации проблем, что делает особенно своевременными исследования, посвященные анализу современной социокультурной и антропологической ситуации.

Целью исследования является обоснование существования и выявление сущности такого типа модальностей как модальности социокультурных форм человеческой субъективности.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  • рассмотреть понятие и виды модальностей применительно к анализу специфики социокультурных форм человеческой субъективности;

  • осмыслить сознание и бытие человека в виде многоуровневой иерархии модальностей, типологизировать эти модальности;

  • выявить градации абсолютного и относительного как модальностей эстетической формы культурно-исторического бытия субъекта;

  • обосновать доминирование абсолютной модальности в нравственной форме культуры;

  • раскрыть потенции абсолютной модальности личностных смыслов в гуманистической составляющей религиозных ценностей;

  • показать специфику и соотношение абсолютных модальностей научной и религиозной форм человеческой субъективности.

Методологической основой диссертации являются общефилософские методы исследования, прежде всего, диалектический метод и системный подход к изучению культурных явлений. Проблема модальностей форм человеческой субъективности рассматривается в контексте всей системы духовной культуры, охватывающей философию, мораль, религию, науку и искусство в аспекте их духовной автономности. Несомненной эвристической значимостью обладает теория относительной самостоятельности и автономности феноменов духовной культуры.

В работе используются философские выводы из разработки проблемы модальностей в логике и лингвистике. Системный философский анализ субъективности человека осуществляется на основе базовых понятий и концептуальных положений, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных философов, ученых, теологов, культурологов, социологов. В работе над отдельными разделами диссертации автором были использованы аналитический, герменевтический, компаративный методы исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • на основе анализа концепций модальностей делается вывод о существовании особого типа модальностей – синтетических модальностей социокультурных форм человеческой субъективности;

  • выявляется сущность модальностей социокультурных форм человеческой субъективности путем построения первичной категориальной модели с использованием понятий возможности и действительности, необходимости и случайности;

  • показывается методологическая релевантность исследования диалектического отношения относительного и абсолютного на материале эстетической формы человеческой субъективности;

  • осмысливается гуманистическая составляющая нравственной и религиозной модальностей социокультурных форм человеческой субъективности на основе критерия наличия абсолютного в духовных ценностях;

  • обосновывается тезис о необходимости религии в качестве компонента духовной природы человека, поскольку она конституирует личность с помощью семантического кода культуры;

  • уточняются модальные особенности науки как феномена духовной культуры, и аргументируется утверждение о том, что культурно-антропологический подход позволяет рассмотреть феномены науки и религии в единстве на основе абсолютной модальности, а их противоположность в духовной культуре как относительную модальность.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Аналогично модальностям суждений существуют такие модальности, которые носят синтетический характер, объединяя в себе в онтологическом аспекте социальное, культурное и человеческое измерения социокультурной реальности, а в гносеологическом – обеспечивая единство социологического, культурологического и антропологического выражения дополнительной информации о бытии человека в базовых формах его социокультурной реальности. Модальность социокультурных форм человеческой субъективности интерпретируется как многомерная специфика социокультурных форм активности субъекта, их системное качество. В модальности социокультурных форм человеческой субъективности выражается бытийствующая на своих социальных основаниях автономная природа человека. Автономия человека выражается в автономности форм его субъективности.
2.Типологизация модальностей предполагает выделение модальностей на трех уровнях: на первом – это возможность и действительность, необходимость и случайность; на втором – коррелирующие с первым уровнем эстетическая, нравственная, религиозная, философская и научная модальности; и на третьем – максимально обобщенные и носящие регулятивный характер модальности абсолютного и относительного. Выделение ценностно-смысловых культурных модальностей абсолютного и относительного становится особенно важным в условиях релятивизации духовных ценностей, игроизации и угрозы антропологической катастрофы.

3.Диалектическое единство абсолютного и относительного регулирует осуществление единства социального, культурного и антропологического в социальной истории, в индивидуальной (субъективной) историчности и их взаимосвязи в культурно-историческом процессе. Субъективное модифицирование сознанием бытия выражает как многообразие возможностей самотворчества, так и возможности многообразия и многовариантности реализации человеческой свободы. Наиболее яркое выражение процесс сознательного исторического конструирования социокультурной реальности находит в модальности эстетической формы человеческой субъективности при воспроизводстве универсальности целостного субъекта.

4.Рассмотрение абсолютной модальности в культуре требует обращения к нравственности как ядру культуры, поскольку в эстетической форме человеческой субъективности доминирует относительная модальность. В то же время религия является еще более высокой социокультурной формой автономности человеческой субъективности, чем нравственность. В особенности христианская религия придает абсолютную модальность нравственным ценностям как ядру духовной культуры. В аспекте абсолютной модальности существует взаимная дополнительность таких измерений человеческого бытия как материальное и духовное. Это подтверждается историей западноевропейской культуры, фиксирующей важную роль религии в создании новых укладов экономики, политических форм общественной жизни, нравственной и эстетической культуры, а также классической науки как формы человеческой духовности.

5.Существует необходимость священного (ресакрализации) для сохранения личностного начала в секуляризирующемся мире. Религия как социокультурный институт противоречива, поскольку она содержит социальную тенденцию отчуждения человека в качестве относительной модальности и гуманистическую тенденцию придания абсолютной модальности личностным ценностям. Гуманистическая культурная составляющая религии противостоит как абсолют авторитарной компоненте отчужденной духовности как относительной исторической социальности. Гуманистическая и авторитарная тенденции выступают в истории европейской культуры в форме борьбы противоположных тенденций автономии и теономии, с одной стороны, а с другой стороны – аномии и гетерономии. В
связи с этим более перспективным по отношению к различным доказательствам выглядит антропологическая аргументация бытия Бога.

6.Наука, как и религия, выступает в виде абсолюта, поскольку утверждает абсолютную истину. Наука и религия – антропологические абсолюты, которые дополняют друг друга в контексте развития культуры, одновременно утверждая свою абсолютную истину. Чистая объективность науки и чистая субъективность религии, доведенные до крайностей, взаимно переходят и взаимно превращаются друг в друга. Науку и религию необходимо представить как феномены духовной культуры, чтобы увидеть моменты их дополнительности. В отличие от узко гносеологического подхода к религии и науке в более широком контексте культурно-антропологический подход позволяет рассмотреть феномены науки и культуры в абсолютной модальности, а их противоположность на основе духовной культуры как относительную.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что основные результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении проблемы человека, а также в разработке теоретико- методологических основ религиоведения, философской антропологии и философии культуры.

Теоретические обобщения и практические выводы исследования могут использоваться автором в преподавании курса «Основы православной культуры», а также могут быть положены в основу разрабатываемого автором спецкурса «Анализ форм человеческой субъективности», содержание которого может быть интересно для студентов самых разных специальностей.

Материалы диссертации могут представлять интерес также для средств массовой информации и других структур, влияющих на формирование общественного мнения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Модальности социокультурных форм человеческой субъективности iconРегистрация
Лингвистическая модальность в историческом аспекте: изучение развития теории модальности в 20-21 веках
Модальности социокультурных форм человеческой субъективности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов...
Модальности социокультурных форм человеческой субъективности iconЭтюд на тему: «Книга о творчестве в любом виде человеческой деятельности,...
Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов
Модальности социокультурных форм человеческой субъективности iconМетод проектов на уроках географии
«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения,...
Модальности социокультурных форм человеческой субъективности iconФ. Ф. Тягунов Искусство и общество истоки
Искусство – художественное творчество в целом – это литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное...
Модальности социокультурных форм человеческой субъективности iconПостоянство и изменчивость развития науки: формирование норм и ценностей воспроизводства знания
Однако наука представляет собой один из немногих видов человеческой деятельности, возможно, единственный, в котором ошибки подвергаются...
Модальности социокультурных форм человеческой субъективности iconСогласовано
Актуальность развития многопрофильной (универсальной) школы в современных социокультурных условиях города Москвы
Модальности социокультурных форм человеческой субъективности iconДепартамент образования Ярославской области
Авторская позиция составителя проявилась в субъективности выбора событий для включения в календарь. При отборе событий для включения...
Модальности социокультурных форм человеческой субъективности iconШишиловой Юлии Викторовны Метод проектов на уроках в начальной школе
Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении...
Модальности социокультурных форм человеческой субъективности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении...
Модальности социокультурных форм человеческой субъективности iconКонкурсной работы. Жанр
...
Модальности социокультурных форм человеческой субъективности iconВыпускная квалификационная работа
...
Модальности социокультурных форм человеческой субъективности iconРабочей программы дисциплины «Философия» по направлению подготовки...
О многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности,...
Модальности социокультурных форм человеческой субъективности iconПубличный отчет Муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Характеристика географических и социокультурных показателей ближайшего окружения удод
Модальности социокультурных форм человеческой субъективности iconОтчет по результатам социологического исследования социокультурных последствий интеграции в еэп
Анализ социокультурной сферы интеграции в Единое экономическое пространство 30
Модальности социокультурных форм человеческой субъективности iconУрок по предмету «Истоки» 2 класс Тема урока: Лес
Цели: введение ребенка в круг основных социокультурных ценностей (интегрирование знаний о среде, в которой живет)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск