Скачать 124.87 Kb.
|
Основные приемы интеллектуальной работы с научным текстом Для серьезного изучения и запоминания большого объема информации необходимо научиться рациональным приемам работы с текстом. Умения работать с текстом книги не только помогут надолго запомнить прочитанный текст, но и научат кратко формулировать и излагать основные мысли. В этом разделе мы будем говорить об основных приемах работы с научно-популярной, справочной и учебной литературой. Предлагаем разбить все способы чтения на группы. Каждый раз, прежде чем начать чтение, надо выбрать определенный режим в соответствии с целями, задачами и бюджетом времени. Основные способы чтения:
Рассмотрим каждый из этих способов отдельно. Углубленное чтение. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Некоторые педагоги высшей школы называют углубленное чтение аналитическим, критическим, творческим. Этот способ чтения считается лучшим при изучении учебных дисциплин. При таком чтении школьник или студент не просто читает текст и выясняет непонятные места, а, основываясь на своих знаниях, опыте, рассматривает вопрос критически, творчески, находит сильные и слабые стороны в объяснениях, дает самостоятельное толкование положениям и выводам. Свое толкование, свой взгляд позволяют легче запомнить прочитанный материал, повышают активность студента на занятиях. Таким способом читается обычно материал по новой, незнакомой теме, таблицы. Выборочное чтение — разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует свое внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы. Этот метод очень часто используется при вторичном чтении книги, после ее предварительного просмотра. Естественно, что скорость такого чтения значительно выше скорости обычного чтения, поскольку страницы книги в этом случае листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел. Его читают углубленно. Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с книгой. Это исключительно важный способ чтения, которым несмотря на его простоту владеют немногие. В совершенстве им владел замечательный русский ученый Н. А. Рубакин. Вот как описывает технику чтения Н. А. Рубакина его сын, проф. А. Н. Рубакин: «Читал он поразительно быстро, вернее, определял книгу, ее ценность. Брал книгу в руки, пробегал предисловие, по оглавлению выискивал наиболее важные положения автора, по которым можно было судить о его взглядах, просматривал заключение — и диагноз книги и ее содержания был поставлен»1. Сканирование. Уже само название говорит о характере такого чтения: это быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Если целенаправленно развивать и тренировать зрительный аппарат и особенно периферическое зрение, удается при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть искомую фамилию, название, нужную цитату. Рассмотренные способы чтения показывают сложность и многообразие задач, возникающих при реализации такого, казалось бы, естественного и простого процесса, как чтение. Научно-популярные, научные, учебные издания содержат тексты, написанные научным стилем. Научный стиль речи – один из стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производства и предназначенный для передачи информации о природе, человеке и обществе. Он имеет свои особенности. Специфическими чертами научного стиля речи являются:
Исходя из данных качеств, ему присущи следующие языковые черты: Лексика:
Морфология:
Синтаксис:
Структура научного текста определяется содержанием, размерами текста. Деление его на абзацы подчинено строгим правилам:
Таким образом, можно сказать, что абзац в научном тексте - самостоятельный, графически выделенный элемент текста, содержащий развернутую одну мысль или ее фрагмент. Научный текст имеет строгую внутреннюю организацию составляющих его логико-смысловых частей, называемых подтемами. Тема текста отражена в его названии, аспекты рассмотрения темы – подтемы, могут иметь свои подтемы (субподтемы). Существуют типовые модели построения научного текста. По своей организации научные тексты делятся на тексты «жесткого» и «гибкого» способа построения. «Жесткий» способ построения подразумевает построение текста по строго заданной схеме. К таким тестам «жесткого» построения относятся описание (характеристика), повествование, рассуждение и доказательство. «Гибкий» способ не предполагает наличия строгой схемы, построение текста развивается свободно. В процессе учебной работы научный текст необходимо переработать - сжать или, говоря научным языком, сделать компрессию. Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию и необходима для написания учебных рефератов, курсовых, дипломных работ. Компрессия – это раскрытие смысловой структуры текста-первоисточника и выделение в нем основной информации. Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту первоисточника, называется вторичным. Основные виды записей при работе с научным текстом Работа над компрессией начинается с внимательного чтения текста и выделения ключевых слов и предложений. Ключевые слова и предложения несут основную смысловую нагрузку в тексте. На основе выделения ключевых слов и предложений составляют план текста. План – это путеводитель по тексту, перечень основных мыслей текста. Хороший план четко отражает основное содержание текста и делает его удобным для хранения в памяти. Это самая краткая запись текста. План может быть:
План имеет ряд достоинств. Он отражает логику изложения текста, а хорошо составленный план раскрывает содержание текста. С помощью плана можно восстановить в памяти содержание источника. На основе плана делают дальнейшие записи: тезисы и конспект текста. Алгоритм составления сложного плана
Самое сложное в работе над планом – четко сформулировать заголовки. Грамотно составленный план – это пятьдесят процентов успеха всей работы над текстом. Это основа для составления тезисов и конспекта. Основные ошибки при составлении плана:
Составление тезисов Для составления тезисов по каждому пункту плана необходимо кратко записать основную мысль, выделенной части текста. Тезисы - это золотая середина между заголовками пунктов плана и письменным пересказом текста. Тезисы – краткое, последовательное изложение основных мыслей текста. Работу над тезисами стоит составлять на основе выделенных ключевых слов и словосочетаний, которые несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку в тексте. В тезисах надо раскрыть основные мысли текста, отвечая на вопрос: «Что говорится в это части текста?» При выделении ключевых слов и словосочетаний обращайте внимание на знаки препинания. В каждой части текста выделяйте не только опорные слова и словосочетания, но и целые предложения, в которых содержатся основные мысли. Пример (отрывок текста из статьи в конце темы): «Времена меняются. И вместе с ними меняются «правила игры». То, что было неизменным и проверенным десятилетиями, вдруг перестает работать. Старые знания и навыки уже не дают требуемых результатов. Человек может быть прекрасным специалистом, но если он не умеет учиться, то все его знания со временем обратятся в прах». После выделения ключевых слов и предложений и смысловой обработки тезис может быть сформулирован следующим образом: «В настоящее время старые знания уже не дают результата. Человек может быть хорошим специалистом, но если он не умеет учиться, его знания быстро устареют». Тезисы обязательно нумеруются, соответственно пунктам плана. Это позволяет соблюдать структуру текста, последовательность изложения материала. Тезисы – очень сложный вид записи. Нужны тренировки. При подготовке домашнего задания по предметам школьной программы старайтесь записывать прочитанный материал в виде тезисов. Представьте, что пишите шпаргалку для ответа на уроке. Нужно записать только самое главное в сокращенном виде. Если последовательно выполните все предложенные упражнения по работе с текстом, то на уроке шпаргалка уже не понадобится. Вы вспомните прочитанный материал и уверенно ответите на любые вопросы. Основные ошибки при составлении тезисов:
Конспект и правила его составления Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты. Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект. В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания. Конспектирование может осуществляться тремя способами: - цитирование (полное или частичное) основных положений текста; - передача основных мыслей текста «своими словами»; - смешанный вариант. Все варианты предполагают использование сокращений. При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:
Разделяют четыре вида конспектов: - текстуальный - плановый - свободный - тематический. Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память. Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника. Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта. Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. Рекомендации для составления конспекта:
Оформление конспекта
Распространенные ошибки при составлении конспекта:
Для наглядного представления различий между планом, тезисом и конспектом можно обратиться к таблице:
2 Термин – слово или словосочетание научного языка, точно и однозначно называющее какое-либо специальное понятие и раскрывающее его содержание. Термин нейтрален в эмоционально-оценочном отношении. |
Знать основные программные средства для работы с текстом Прежде чем приступать к работе с текстом, следует познакомиться с главным окном текстового процессора Word и его элементами. Главное... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические приемы: аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная работа, творческая работа | ||
Конспект урока по теме: «Основные приемы ввода и редактирования» На этом уроке мы продолжим знакомиться с текстовым редактором. И сегодняшняя тема у нас «Основные приемы ввода и редактирования».... | Урок русского языка (развитие речи) и литературы (6 класс) Тема:... Цель: в ходе совместной аналитической работы помочь обучающимся найти основные приемы создания комического эффекта, чтобы на их основе... | ||
Урока: Образовательная Образовательная: помочь учащимся получить представление о возможностях работы с текстом, дать основные понятия, необходимые для работы,... | Е. А. Свиридова основные Проблемы права интеллектуальной собственности Рабочая программа предназначена для преподавания обязательной дисциплины «Основные проблемы права интеллектуальной собственности»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приемы работы: фронтальная беседа; самостоятельная работа с текстом; выразительное чтение; творческая работа по главам; письменная... | Урок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс».... Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) исходного текста | ||
Название периодического издания Основные приемы и технологии в работе преподавателя курса орксэ. Методика работы с иллюстративным материалом | Приёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии... Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые... | ||
Основы управления интеллектуальной собственностью Ния и коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности в предпринимательской деятельности, даётся общее представление... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная (дидактическая): Обобщить знания по видам графики, закрепить основные приемы работы в программе Adobe Photoshop | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип: комбинированный (обобщение сведений о сложноподчинённом и сложносочинённом предложении, работа с текстом, приёмы компрессии... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы и приемы, используемые на уроке: беседа, монолог, рассказ учителя, дискуссия, выразительное чтение, работа с текстом | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Основные приемы моделирования», таблица «Правила моделирования», схема «Приемы моделирования», шаблоны основ переда плечевого изделия,... | Методы организации познавательной деятельности Методами организации познавательной деятельности с учебно-научным текстом являются лингвосмысловой анализ текста, перекодирование... |