Урок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс». Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии)





Скачать 116.08 Kb.
НазваниеУрок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс». Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии)
Дата публикации31.08.2014
Размер116.08 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Урок –мастерская « Приемы сжатия текста. Подготовка к ГИА 9класс».

Стратегическая цель урока:  изучить основные приёмы сжатия (компрессии)  исходного текста.

 Цели образовательные и воспитательные:

  1. вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;

  2. формирование вдумчивого, внимательного отношения  к слову;

  3. формирование умения давать оценку полученным результатам.

Задачи учебно – педагогические:

  1. развитие творческой активности;

  2. развитие коммуникативных способностей;

  3. формирование навыков исследовательской деятельности.

Оборудование:     Приложения №1, №2 , текст для сжатия,  чистые листы бумаги форматом А4, цветные карандаши, магнитная доска.  

Учащиеся предварительно разделены на 3 группы, принцип формирования групп учитель определяет сам.

Учебное пространство класса учитель определяет сам.  



Ход мастерской

 Учитель (индуктор): В этом учебном году вы заканчиваете основную школу, и на итоговой аттестации вам необходимо будет писать творческую работу, а именно, сжатое изложение.  С этим видом учебной деятельности  вам приходилось встречаться, сжатое изложение  мы с вами уже писали и не раз.  Давайте вспомним, что знаем об   изложении.

  1. Что такое изложение?

  2. Какое изложение называется подробным?

  3. Какое изложение можно назвать сжатым?

  4. Чем отличается сжатое изложение от  подробного?

 Каждому учащемуся дается фрагмент текста, который нужно компрессировать. В целях экономии времени можно работать  непосредственно на раздаточном материале.

1. Работа с текстом (индивидуально)

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек. Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями, непокрытая голова падала на грудь… Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую седую пыль.

  1. какую информацию вы удалили из текста?

  2. какие синтаксические единицы вы «удалили» исключили?

  3. почему удалили именно эту информацию?

  4. какой приём использовали?

Вывод: прием называется «исключение подробностей и деталей». Исключаются слова, словосочетания, фрагменты, предложений и целые предложения.

  1. А какие приемы компрессии текста вы ещё знаете?

Учитель: Определите тему нашего урока. Попробуйте сформулировать цель занятия.

Тема: Основные приемы сжатия (компрессии) текста

2.Групповая работа (учащиеся предварительно разделены на группы, в данном случае на три по пять человек. У каждого учащегося свой номер: №1, №2,№3,№4,№5 )  Первый этап групповой работы построен с использованием приема «зигзаг». Все одинаковые номера собираются в экспертные группы, где каждый получает свой текст. Первая экспертная группа работает с темой «Требования к написанию подробного изложения», вторая -  «Требования к написанию сжатого изложения», третья – « Прием исключения подробностей при написании сжатого изложения», четвертая – «Приём обобщения при написании сжатого изложения», пятая – «Приём упрощения при написании сжатого изложения»(см. Приложение 1).

Задание для всех экспертных групп:

  1. прочитать текст;

  2.  выделить в нем основные положения;

  3.  в ходе совместного обсуждения составить опорную схему, кластер, таблицу и т.п.;

  4.  подготовиться к пересказу текста. Время выполнения 10-15 минут.

3.Групповая работа. На втором этапе все возвращаются в свои рабочие группы. Теперь в порядке номеров каждый излагает подготовленную им информацию, остальные слушают, фиксируют главное в своих тетрадях, задают вопросы. В завершении каждая группа создает  таблицу или кластер.

4. Афиширование. На третьем этапе   группы знакомят с результатом своей деятельности.

5.Групповая работа и индивидуальная работа.  Группа получает текст, каждому участнику достается фрагмент(Приложение №2)   Учащиеся должны собрать текст ( приём «мозаика»), прочитать его, затем разобрать мозаику, и каждый компрессирует свой фрагмент индивидуально

.  

6. Групповая работа. Учащиеся каждой группы должны составить сжатый текст   и афишировать его.

7. Афиширование. Каждая группа представляет свой текст. При выступлении акцентировать внимание на то, какой приём при компрессии использовали.

8. Рефлексия. Письменно учащиеся должны ответит на два любых вопроса:

  1. мои размышления о проведении мастерской

  2. мне было трудно/ легко….

  3. мне понравилось/ не понравилось…

  4. хотел бы пожелать….

  5. Часть 2

  6. Прочтите текст и выполните задания A1–A3; B1–B14; C2.

  7. (1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.
    (2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.
    (3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. (4)Не верилось только одному – что это будет бесконечно. (5)Не было безнадёжности. (6)Надежда и ожидание – единственное, чем жили люди. (7)Всё, что происходило сейчас, казалось временным. (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.
    (9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве? (10)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? (11)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (12)Не помню.
    (13)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. (14)Счастлив и просветлён.
    (15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. (16)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки. (17)Я слышал металлический грохот якорной цепи и чёткие команды капитана, хоть и не морского, речного, а всё-таки с трубкой в зубах. (18)Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, видел рыбацкий костёр, чувствовал запах дыма, который доносился с берега, слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер, наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. (19)Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.
    (20)И я любил то, чего никогда не видел, и это не виданное мною было необыкновенно, прекрасно и удивительно. (21)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.
    (22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.
    (23)На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеенная с той стороны, белела записка: «Библиотека временно закрыта».
    (24)Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться…

  8. (По А. Лиханову)

  9. Лиханов Альберт Анатольевич – современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества – становление характера подростка – проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм.

  10. Задания A1–A3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А3 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1–А3 обведите кружком.

  11. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?»
    1) (1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.
    2) (3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте.
    3) (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.
    4) (22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.

  12. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «постоянство» (предложение 9).
    1) неизменность
    2) верность
    3) твёрдость
    4) неподвижность

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
    1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.
    2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?
    3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.
    4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.

  13. Задания B1–B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами.

  14. Замените разговорное слово «послонялся» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
    Ответ: ___________________________

  15. Из предложения 18 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
    Ответ: ___________________________

  16. Из предложений 15–16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».
    Ответ: ___________________________

  17. Из предложения 23 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
    Ответ: ___________________________

  18. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
    Может,(1) я хотел подольше задержаться там,(2) на мирной и тихой
    Волге,(3) представляя героя книжки,(4) моего сверстника,(5) самим собою?
    Ответ: ___________________________

  19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

  20. Я ощущал прикосновения человеческих ладоней,(1) видел рыбацкий костёр,(2) чувствовал запах дыма,(3) который доносился с берега,(4) слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер,(5) наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время,(6) и раскрывались безмерные дали,(7) расступались облачные небеса.
    Ответ: ___________________________

  21. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
    Всё,(1) что происходило сейчас,(2) казалось временным. Но затянувшаяся временность,(3) понятно,(4) требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.
    Ответ: ___________________________

  22. Замените словосочетание «временно закрыта» (предложение 23), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    Ответ: ___________________________

  23. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
    Ответ: ___________________________

  24. Среди предложений 20–23 найдите предложения с однородными членами.
    Напишите номера этих предложений.
    Ответ: ___________________________

  25. Среди предложений 22–24 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
    Ответ: ___________________________

  26. Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.
    Ответ: ___________________________

  27. Среди предложений 11–15 найдите сложное бессоюзное предложение.
    Напишите номер этого предложения.
    Ответ: ___________________________

  28. Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
    Ответ: ___________________________

  29. Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку

  30. Часть 1

  31. Текст для прослушивания.

  32. Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Учёные из разных стран единодушно решили, что это – книга.
    Не телефон, не самолёт, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолёта и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и ещё многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

  33. И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения.
    Она по-прежнему остаётся самым надёжным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия.
    А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведёт к добру.

  34. Многие думают, что обучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, всё равно что писать вилами на воде.
    Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл.
    Услышанное слово, не закреплённое на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем ещё и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

  35. Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.

  36. (По материалам энциклопедии)
    (248 слов)

  37. Проверка и оценивание задания С1

  38. Таблица 1

    Информация о тексте для сжатого изложения

    абзаца

    Микротема

    1

    Самым значительным изобретением за всю историю человечества учёные из разных стран признали книгу, потому что благодаря этому изобретению стали возможны и многие другие.

    2

    Сегодня книга по-прежнему самый надёжный и долговечный аккумулятор знаний, ведущий к добру.

    3

    Достоверным является лишь слово, закреплённое на бумаге, слово услышанное и затем прочитанное надолго сохраняется в памяти.

    4

    Ум ограничен и скован без чтения книг, потому что в них обобщён опыт десятков поколений.

  39.  

  40. Таблица 2



Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения (см. таблицу 1)

 

 

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1.

1

Экзаменуемый передал основное содержание
прослушанного текста, но упустил или добавил
1 микротему.

1

Экзаменуемый передал основное содержание
прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.




ИК2

Сжатие исходного текста

 

 

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1.

3

Экзаменуемый передал основное содержание
прослушанного текста, но упустил или добавил
1 микротему.

2

Экзаменуемый передал основное содержание
прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.

1

Содержание изложения (см. таблицу 1)




ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения


 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Экзаменуемый передал основное содержание
прослушанного текста, но упустил или добавил
1 микротему.

1

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой
цельностью, связностью и последовательностью
изложения,
но
допущена 1 логическая ошибка,
и/или
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.




Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3

7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс». Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) iconПрезентация. Приемы компрессии исходного текста делятся на содержательные и языковые
Цель: Познакомить детей с разными способами сжатия текста. Формирование коммуникативно-речевых умений
Урок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс». Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) iconОсновные приемы сжатия текста
Одним из основных для реферирования является умение выделять в тексте главную, наиболее существенную информацию. Обучение учащихся...
Урок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс». Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) iconПриёмы компрессии текста Цель урока
Дайте лексическое значение слова – Сжатие газа в цилиндре двигателя, воздуха в компрессоре
Урок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс». Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) iconУрок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого...
Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с особенностями сжатия текста
Урок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс». Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) iconУрок по русскому языку в 9 «А» классе по теме: «Сжатое изложение. Приемы компрессии текста»
Нельзя путать изложение с сочинением, т к фантазирование расценивается как фактическая ошибка и ведёт к снижению баллов
Урок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс». Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) iconУрок практической направленности. Участники занятия
...
Урок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс». Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) iconКонспект урока по теме: «Основные приемы ввода и редактирования»
На этом уроке мы продолжим знакомиться с текстовым редактором. И сегодняшняя тема у нас «Основные приемы ввода и редактирования»....
Урок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс». Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста
Урок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс». Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип: комбинированный (обобщение сведений о сложноподчинённом и сложносочинённом предложении, работа с текстом, приёмы компрессии...
Урок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс». Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) iconУрок русского языка (развитие речи) и литературы (6 класс) Тема:...
Цель: в ходе совместной аналитической работы помочь обучающимся найти основные приемы создания комического эффекта, чтобы на их основе...
Урок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс». Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) iconПояснительная записка к методической разработке
В., Разумовская М. М., другие – и является одним из компонентов подготовки к гиа. Также элементы этого урока могут использоваться...
Урок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс». Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) iconУрок-викторина Приемы
...
Урок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс». Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) iconКонспект урока русского языка "Признаки текста" Тема урока: Признаки текста
Приемы и методы обучения: моделирование, проблемный подход, дифференциация, игровые моменты, творчество
Урок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс». Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) iconУрок-сказка по математике. 4-й класс Тема. Умножение и деление на...
Цель урока: 1 Воспроизвести приемы умножения и деления на 10 и 100 и закрепить умение выполнять умножение и деление в этих случаях;...
Урок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс». Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) iconРинципы сжатия воздуха

Урок -мастерская «Приемы сжатия текста. Подготовка к гиа 9класс». Стратегическая цель урока: изучить основные приёмы сжатия (компрессии) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: научиться применять результаты теории информации при решении проблем сжатия информации, освоить префиксное кодирование...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск