Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 193.03 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации25.11.2013
Размер193.03 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Конспект урока русского языка в 9 классе.
Тема урока: Обучение сжатому изложению.
Цель урока:

  • познакомить с различными приемами сжатия исходного текста;

  • формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;

  • отрабатывать умение преобразовывать информацию

Оборудование: раздаточный материал, классная доска, презентация.
Ход урока










1.

Организационный момент.

- Здравствуйте, садитесь.




2.

Объявление темы и цели урока.

-Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.






3.

Повторение пройденного материала.

- Давайте вспомним, что такое изложение?

- Какие виды изложений мы знаем?

Подробное и сжатое.

-Что такое подробное изложение?

Подробное изложение - максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.
-Какое изложение мы называем сжатым?

Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности
- Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений.

(максимально полное, сохранение языковых особенностей; передача существенной информации)
- Скажите, почему в сжатом изложении сохранение языковых особенностей не считается обязательным?






4.

Знакомство с новым материалом.

Знакомство с приемами и способами сжатия текста.

-Давайте вспомним, какие приемы сжатия текса мы знаем?

содержательные

языковые

  • Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации




  • Свертывание исходной информации за счет обобщения(перевода частного в общее)




  • Замена




  • Исключение




  • Слияние нескольких предложений в одно





- С содержательными приемами мы уже знакомы, поэтому сегодня обратим внимание на языковые приемы.

Разновидности замены и исключения.


замена

исключение

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;




  • замена фрагмента предложения синонимическими выражениями;




  • замена предложения или его части указательным местоимением;




  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;




  • замена сложноподчиненного предложения простым




  • исключение повторов;




  • исключение фрагмента;




  • исключение одного или нескольких синонимов










5.

Выполнение заданий.

Практическая работа (коллективная)

Замена однородных членов обобщающим наименованием;

В это лето я узнал наново, на вкус, на запах, на ощупь много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далеко не пережитыми.

Варианты ответа

В это лето я узнал наново много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далеко не пережитыми

В это лето я узнал наново, понял много слов, известных мне ранее

Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией

Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 л. воды

Вариант ответа

Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 л. воды.
- Самостоятельная практическая работа по группам с последующей проверкой.

Выполняем первое задание на листах, аккуратно делая карандашом необходимые пометки) Каждый ряд работает со своим заданием. 4-5 минут.

1 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием слияния

А) Не могу назвать себя нетерпеливым человеком. Но, кажется, только гений терпения мог прочитать эти дневники! Без сомнения, они писались на привалах при свете коптилок из тюленевого жира, на сорока пятиградусном морозе замерзшей и усталой рукой.

Вариант ответа

Не могу назвать себя нетерпеливым человеком. Но очень трудно было

читать эти дневники, написанные на привалах при свете замерзшей и

усталой рукой.

Б) Знаете ли вы, что многие птицы получили свое название по их крику или

по цвету оперенья? Иногда об этом нетрудно догадаться, только надо немного подумать над словом, иногда посмотреть в словаре, внимательно посмотреть на перышки птиц.

Вариант ответа

Многие птицы получили свое название по их крику или по цвету оперения,

о чем нетрудно догадаться, если внимательно посмотреть на птиц.

В) О значении любого слова можно узнать в справочной литературе. Где можно узнать о значении любого общеупотребительного слова? Конечно, в толковом словаре русского языка. А где можно узнать о значении слов общенаучной лексики? Наиболее полно эта лексика отражена в энциклопедических словарях.

Вариант ответа

О значении любого слова можно узнать в справочной литературе, а о значении любого общеупотребительного слова – в толковом словаре русского языка, о значении слов общенаучной лексики – в энциклопедических словарях.
2 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием замены

А) Песня тихая, тягучая, заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли.

Вариант ответа

Тихая и печальная песня слышалась отовсюду.

Б) Великие качества человечности – любовь к жизни, ненависть к трусости, благородство, людское товарищество, ясная доброта - все эти нравственные качества возникают, прочно закладываются в детстве, а потом лишь шлифуются: время оттачивает и проверяет их.

Вариант ответа

Великие качества человечности возникают и прочно закладываются в детстве, а потом лишь шлифуются.

В) М.В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем.

Вариант ответа

Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры. Он был ученым, философом, поэтом.
3 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения

А) Кремль – центр боярства и духовенства, правящих сословий. Китай-город – сосредоточие посадского люда, тяглового сословия. Боярские дворцы встречались в Китай-городе только как исключение. Различие во внешности Кремля и Китай-города соответствовало этому социальному развитию.

Вариант ответа

Кремль – центр боярства и духовенства, правящих сословий. Китай-город – сосредоточие посадского люда, тяглового сословия. Различие во внешности Кремля и Китай-города соответствовало этому социальному развитию.

Б) За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил сам купец, а внизу под навесом располагалась его торговля; но таких домов было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

Вариант ответа

За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

В) Я люблю на своей великой Родине все. Но душа этой любви – «тот уголок земли» на берегу матушки-Волги, где я впервые познал аромат цветов и сотового меда, синеву меда и глубину рек, блеск снега и холодок родниковой воды.

Вариант ответа

Я люблю на своей великой Родине все. Но душа этой любви – «тот уголок земли» на берегу матушки-Волги, где я познал красоту родной земли.
- Время истекло. Внимание на доску. Слушаем первый ряд, второй ряд, третий ряд.

- Итак, мы увидели, как можно различными способами сжимать предложения.

- Теперь перед нами небольшой фрагмент текста, состоящий из 45 слов, который необходимо сжать до 35 слов.

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

Варианты ответа

Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова)

- Есть вопросы?





6.

Работа с текстом.

- Тогда перейдем непосредственно к анализу текста.

Прочитайте, пожалуйста, текст изложения.
Человек – организм высокоорганизованный, наделенный мощным интеллектом – ощутимо воздействует на экосистему Земли.

В отличие от всех других биологических видов, имеющих более или менее ограниченную среду обитания, люди расселились по всей земной поверхности, невзирая на почвенно-климатические, геологические, биологические и прочие условия. Уже поэтому степень их влияния на природу несопоставима с влиянием любых других существ. В течение многих тысячелетий люди почти не ощущали ограничений со стороны окружающей среды. А если и видели, что в ближайшей округе уменьшилось количество потребляемой ими дичи, истощились обрабатываемые почвы или луга для выпаса скота, то перекочевывали на новое место. И все повторялось. Природные ресурсы казались неисчерпаемыми.

.Благодаря своему интеллекту люди не столько приспосабливаются к природной среде, сколько приспосабливают эту среду к своим потребностям. И такое приспособление, которое еще недавно с гордостью называли «покорением природы», приобретает все более наступательный, даже агрессивный характер.

К настоящему времени человек приспособил для своих надобностей около

половины земной суши: 26% - под пастбища, по 11% - под пашни и лесоводство, остальные 2-3% - для строительства жилья, промышленных объектов, транспорта

и сферы услуг. Из доступных источников свежей пресной воды человечество использует больше половины. При этом почти половина рек планеты существенно обмелела или загрязнена, а около 60% из 277 крупнейших водных артерий перегорожены плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к созданию

искусственных озер, изменению экологии водоемов и устьев рек.

Люди ухудшили либо уничтожили места обитания множества представителей флоры и фауны. Только с 1600 года на Земле исчезли 484 вида животных и 654 вида растений.

Человек все больше загоняет природу и самого себя в тупик, выбраться из которого все труднее.
- А теперь посмотрим на вариант сжатого изложения данного текста.

  • Человек – высокоорганизованный организм, у которого есть, в отличие от других живых существ, интеллект. Благодаря интеллекту, человек расселился по всей поверхности Земли, и приспосабливает ее для своих нужд. Но его деятельность плохо влияет на природу: загрязняются водоемы, гибнут растения и животные.


- Удачно ли это изложение? Почему?

Передано основное содержание, но пропущено несколько микротем.
- Значит, чтобы успешно написать сжатое изложение, нужно обязательно полноценное понимание исходного текста.
- Давайте вспомним этапы работы с текстом.

  • Определение темы текста

  • Определение идеи текста

  • Определение структуры текста

  • Определение микротем текста как частей общей темы

  • Моделирование сжатого изложения


- Какова тема текста?

Человек и природа
- Какова идея?

Неразумное использование природных ресурсов может привести к катастрофе
- Выделите микротемы.

  • Человек взаимодействует на экосистему Земли.

  • Воздействие человека несравнимо с другими воздействиями

  • Люди ради своих целей нарушают экологическое равновесие

  • Неразумное использование природных ресурсов может привести к катастрофе



- Соотнесите микротемы и абзацы.
Итак, сжимая текст, мы помним, что должны прозвучать все микротемы и каждая микротема должна быть сжата. Постарайтесь использовать различные приемы сжатия.
1 ряд – 1,2абзац (1,2 микротемы)

2 ряд – 3,4 абзац (3 микротема)

3 ряд – 5,6 абзац (4 микротема)
- Проверяем работу

Человек – организм высокоорганизованный, наделенный мощным интеллектом – ощутимо воздействует на экосистему Земли.

Сжатый вариант

Человек воздействует на экологическую систему Земли.

В отличие от всех других биологических видов, имеющих более или менее ограниченную среду обитания, люди расселились по всей земной поверхности, невзирая на почвенно-климатические, геологические, биологические и прочие условия. Уже поэтому степень их влияния на природу несопоставима с влиянием любых других существ. В течение многих тысячелетий люди почти не ощущали ограничений со стороны окружающей среды. А если и видели, что в ближайшей округе уменьшилось количество потребляемой ими дичи, истощились обрабатываемые почвы или луга для выпаса скота, то перекочевывали на новое место. И все повторялось. Природные ресурсы казались неисчерпаемыми.

Сжатый вариант

Степень влияния человека на экологию несопоставима с влиянием других живых существ. Человек расселился по всей земной поверхности, невзирая на различия климатических, геологических, биологических условий. Если где-то становилось меньше дичи или почвы истощались, то люди перекочевывали на другое место. Ресурсы казались неисчерпаемыми.

Благодаря своему интеллекту люди не столько приспосабливаются к природной среде, сколько приспосабливают эту среду к своим потребностям. И такое приспособление, которое еще недавно с гордостью называли «покорением природы», приобретает все более наступательный, даже агрессивный характер.

К настоящему времени человек приспособил для своих надобностей около

половины земной суши: 26% - под пастбища, по 11% - под пашни и лесоводство, остальные 2-3% - для строительства жилья, промышленных объектов, транспорта

и сферы услуг. Из доступных источников свежей пресной воды человечество использует больше половины. При этом почти половина рек планеты существенно обмелела или загрязнена, а около 60% из 277 крупнейших водных артерий перегорожены плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к созданию искусственных озер, изменению экологии водоемов и устьев рек.

Сжатый вариант

Люди благодаря интеллекту не столько приспосабливаются к среде обитания, сколько приспосабливали саму среду. И это приспособление делается все более агрессивным. Около половины земной суши человек приспособил под пастбища, пашни и лесоводство, а 2-3% - под строительство. Сегодня освоены около половины всех источников пресной воды, причем из-за возведения плотин на реках изменяется экология водоемов, реки мелеют и загрязняются.

Люди ухудшили либо уничтожили места обитания множества представителей флоры и фауны. Только с 1600 года на Земле исчезли 484 вида животных и 654 вида растений.

Человек все больше загоняет природу и самого себя в тупик, выбраться из которого все труднее.

Сжатый вариант

Люди ухудшили или уничтожили места обитания растений и животных, многие из которых вымерли. Загрязняя природу, человек ставит самого себя в тупик.
- Таким образом, мы успешно справились с заданием. Надеюсь, что домашняя работа будет такой же удачной.





7.

Задавание на дом.

Домашнее задание: произвести сжатие текста №2




Конспект урока русского языка в 7 классе.

Тема урока:

Р.р. Подготовка к сочинению по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

Цель урока:

  • закрепить навыки морфологического разбора предлога;

  • развивать навыки анализа текста, навыки монологической речи, навыки описания произведений живописи;

  • повторить признаки публицистического стиля.

Оборудование: картина А.В. Сайкиной «Детская спортивная площадка», классная доска.

Ход урока










1.

Организационный момент.

- Здравствуйте, садитесь.




2.

Лингвистическая разминка.

- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте фонетический и морфологический разбор предлогов (по вариантам).

Чере.. час после бури над пр..сторами моря ш..роко

ра(с, сс)тилающ..мся до гор..зонта наступило затишь.. .

(Через час после бури над просторами моря широко расстилающимся до горизонта наступило затишье).




3.

Подготовка к сочинению по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

  1. Упражнение 307

- Рассмотрим репродукцию и поделимся первыми впечатлениями.

- В каком стиле вы напишите сочинение, если представить, что вы репортер? (в публицистическом стиле)

- Какие средства публицистического стиля можно использовать в репортаже о спортивной школе? (риторические вопросы и обращения, четкость, краткость и емкость изложения, ясно выраженная авторская позиция)

2. Составление плана сочинения-репортажа.

I. Краткое вступление – общая картина

( Я захожу в гимнастический зал и вижу…. Или

Вы бывали когда-нибудь на тренировке в гимнастическом зале?)

II. Описание групп девочек: как расположены, чем занимаются, какого настроение и т.д.

III. Выбор объекта для интервью, объяснение этого выбора (тренер, одна из девочек, групповое интервью).

IV. заключение, в котором выражаются чувства автора, которые он хочет передать читателям.

(Время пролетело незаметно. Весь день у меня было приподнятое настроение. Шагая по улице, я ловил себя на том, что невольно улыбаюсь, и ловил ответные улыбки прохожих)

3.Устные рассказы по картине и их обсуждение.

4.Написание черновика сочинения–репортажа.





4.

Словарная работа.

- выпишите слова, помещенные в рамке на с.141, составьте с ними предложения.

Гимнастика, осанка, снаряд, чемпион, тренер, тренироваться.

- добавьте к этому списку другие слова, относящиеся к миру гимнастики.

Спортивный снаряд, вольные упражнения, обруч, брусья, скакалка, спортзал.




5.

Задавание на дом.

Написать сочинение-репортаж по репродукции картины А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».





Конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема урока: Сочинение-описание «Мой класс».

Цели:

1. Повторение особенностей описательного текста, и формирование умения анализировать и сравнивать описания.

2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать);

3. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения:

4. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении;

5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте.
Ход урока










1.

Организационный момент.

- Здравствуйте, садитесь.




2.

Повторение особенностей описательного текста.
Обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте).
- Какие особенности имеет описание?

(Отвечает на вопрос какой предмет, человек, выражает отношения автора к описываемому, помогает нам ясно и чётко представить то, о чем говорит автор).

- Послушайте два текста и скажите, в каком из них ученик лучше описывает свой класс, обоснуйте свою точку зрения:


  1. «Мы учимся в большом, просторном классе.

В нем 3 ряда парт, напротив них – доска и учительский стол.

На окнах висят светло-розовые занавески. Около задней стены – шкафы с книжками и тетрадками. В классе – много разных комнатных растений.

Мне очень нравится мой уютный класс. Учиться в нем – одно удовольствие».
2.«В нашем классе много разных вещей и предметов. Когда я прихожу утром в класс, я сразу начинаю готовиться к урокам, а потом играю с Ромой. В классе 14 парт, стенка, доска и 1 учительский стол со стулом. В горшках много растений. Есть даже красивая роза. Она недавно зацвела, а Вадим сорвал цветок. Его за это ругала учительница. Вот такой у нас класс».
- В 1 тексте автор лучше описывает комнату.

Во 2 тексте есть много ошибок:

1. Нарушена структура описания: нет вводной части, из заключения не понятно, как автор относится к своему классу, в основной части описание непоследовательно.

2. Не раскрыта основная мысль.

3. Плохо раскрыта тема: некоторые предложения вообще не нужны, т.к. не относятся к описанию класса («Когда я прихожу утром в класс, я сразу начинаю готовиться к урокам, а потом играю с Ромой», «…Вадим сорвал цветок. Его за это ругала учительница»).

4. Описание не позволяет точно представить класс, в тексте использовано мало прилагательных.





3.

Объявление темы и цели урока.

- Сегодня вы опишите ваш класс. В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их. (Опережающее задание)

- Обсудим тему и основную мысль сочинения.

- Как раскрывать тему сочинения?

(Описать класс. Ответить в своем сочинении на вопрос какой он?)

- Посмотрите на свои рисунки и скажите какой класс.

- Какая будет основная мысль вашего сочинения?

(Моё отношение к классу).

- Как раскрыть основную мысль?

(Мне нравится мой класс, мой класс уютный, мне хорошо учиться в моем классе).

- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении, т.е. отвечать на вопросы какой мой класс и выражать свое отношение, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.





4.

Обсуждение структуры текста.

Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с темой сочинения. Составить план сочинения. Приступить к написанию черновика.





5.

Домашнее задание.

Написать сочинение-описание «Мой класс».




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск