Скачать 76.71 Kb.
|
Рухлова Т. В. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 128 г. Екатеринбурга Тема: «Компрессия текста (подготовка к сжатому изложению) Мультимедийный урок систематизации и обобщения знаний, полученных ранее, отработка навыков сжатия текста, урок практической направленности. Участники занятия - учащиеся 9«в» класса, в достаточной мере владеющие компьютером. Информационно-технологический профиль Работа с группами сменного состава: учащиеся класса разделены на 3 группы, состав которых меняется в течение определённого времени, в итоге каждый учащийся имеет возможность отработать навыки всех 3-х приёмов компрессии. В каждую группу для работы в парах предоставлено по 4 ноутбука. Состав группы – 8, 9 человек. Объём – два учебных часа. Межпредметные связи: русский язык – информатика и ИКТ (практическое применение знаний учащихся, полученных на уроке информатики и ИКТ: умение работать с программами Microsoft Word, WordPad или Блокнот, создание и отправление электронных писем в Локальном почтовом сервере школы, позволяющем выполнять данный вид работы без обращения к Интернету. Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по компрессии текста. Задачи: Образовательный аспект:
Развивающий аспект: 1. Совершенствование навыков работы с текстом; 2. Развитие навыков логического мышления. Воспитательный аспект: Воспитание уважения к другому человеку и толерантности. Оснащение урока: мобильный компьютерный класс, мультимедиа проектор. За учительским компьютером учащийся, хорошо владеющий техникой. Это позволяет учителю контролировать работу групп и сократить до минимума потерю времени. Опережающее задание: каждой группе дано задание приготовить короткое сообщение о приёме компрессии (систематизация знаний). Внутри группы учащиеся самостоятельно решают вопрос о выступающем. Формы работы:
Ход урока. I Слово учителя. Слайд 1, 2 В наше время очень актуальна проблема подготовки выпускников 9 классов к итоговой аттестации в новой форме. Сжатое изложение – один из видов работы, который должен выполнить учащийся на экзамене. Мы уже знакомились приёмами сжатия текста, выполняли практические задания. Сегодня у нас практическая работа, результатом которой станет готовый продукт – сжатый текст исходного текста. - Объявляется тема и цели урока II Фронтальный опрос учащихся с целью систематизации материала, изученного ранее. - Что называется компрессией текста? Слайд 3 После ответа учащихся при помощи анимации появляется словарь терминов, обращается внимание на техничность термина и его употребление в современном языке. Слад 4 Требования к сжатому изложению. Краткие пояснения учителя. Слайд 5 Выступления представителей от групп. Обращение при помощи гиперссылки к слайдам учащихся, выполненных под руководством учителя. Слайд 6 Слово учителя. Знакомство с этапами работы. Рекомендации группам, чёткая формулировка задания. Рекомендации группам: 1 группе – обращение к приёму исключения 2 группе – обращение к приёму упрощения. 3 группе - обращение к приёму обобщения. Задание:
Адреса компьютеров (пример) mpc01@server mpc02@server
При это каждая группа может пользоваться дополнительными приёмами. Слайд 7 Слово учителя. Пожелание учащимся успехов в работе и плодотворного сотрудничества Чтение учителем текста, предлагаемого для сжатия. III Парная и групповая работа Учащиеся проверяют электронную почту и читают заранее отправленное учителем письмо с текстом и заданием практической работы
Текст Добрые и злые феи подошли к колыбели человека и принесли ему свои дары. Самая злая из них подарила ему зависть. Возможно, это была переодетая фурия. Зависть – прежде всего скупость и алчность. Она ненасытна и означает тем самым – вечную бедность, вечную заботу, вечное плохое настроение; всякую удачу она превращает в неудачу. Завистник – зложелатель: он обижается на человека за чужое счастье; его задевает всякий чужой успех; любое положительное качество в другом мучит его как рана на сердце. Его обида – это обида человека, постоянно чувствующего свою неполноценность, а потом всегда отмечающего чужое превосходство. Где же спасение? В искусстве не завидовать. Оно совсем не сложно. Людям просто нужно «прощать» другого его непохожесть, его первенство. Другой умён, образован, красив, силён, богат. Необходимо принять это, и принять то малое, что есть у тебя, оценить это малое. Не завидовать. Если же человеку недостаточно того малого, что есть у него, можно бороться за большее и лучшее, не желая отнять его у другого. Нужно трудиться, творчески работать и переместить себя «вверх» - в соревновании, но без зависти. Нужно подняться самому, а другой пусть по-прежнему будет умён, образован, красив, богат. Не нужно копаться непрестанно в собственной неполноценности, необходимо отбросить это жалкое «вычитание» своей мнимой «малости» из якобы чужого превосходства, знать, ты сам стоишь «сложения». Научиться подниматься вверх, не сталкивая вниз другого. Не завидовать. И – самое важное – научиться в большом деле забывать себя. (по И. Ильину)
1 группа Зависть – прежде всего скупость и алчность. Она ненасытна и означает тем самым – вечную бедность, вечную заботу, вечное плохое настроение; всякую удачу она превращает в неудачу. Завистник – зложелатель: он обижается на человека за чужое счастье; его задевает всякий чужой успех; любое положительное качество в другом мучит его как рана на сердце. Его обида – это обида человека, постоянно чувствующего свою неполноценность, а потом всегда отмечающего чужое превосходство. (2) 2 группа Где же спасение? В искусстве не завидовать. Оно совсем не сложно. Людям просто нужно «прощать» другого его непохожесть, его первенство. Другой умён, образован, красив, силён, богат. Необходимо принять это, и принять то малое, что есть у тебя, оценить это малое. Не завидовать. Если же человеку недостаточно того малого, что есть у него, можно бороться за большее и лучшее, не желая отнять его у другого. Нужно трудиться, творчески работать и переместить себя «вверх» - в соревновании, но без зависти. Нужно подняться самому, а другой пусть по-прежнему будет умён, образован, красив, богат. (3) 3 группа Добрые и злые феи подошли к колыбели человека и принесли ему свои дары. Самая злая из них подарила ему зависть. Возможно, это была переодетая фурия. (1) Не нужно копаться непрестанно в собственной неполноценности, необходимо отбросить это жалкое «вычитание» своей мнимой «малости» из якобы чужого превосходства, знать, ты сам стоишь «сложения». Научиться подниматься вверх, не сталкивая вниз другого. Не завидовать. И – самое важное – научиться в большом деле забывать себя. (4) IV Представление результатов работы группы – проецирование на экран Благодаря подключенному к ноутбуку проектору, появляется возможность во время проецирования текста 1 группы продолжить учащемуся за компьютером работу с фрагментами других групп Пока выступает представитель 1 группы, учащийся (компьютер учителя) создаёт дополнительные 2 документа: фрагменты текстов 2 и 3 группы и итоговый – готовый продукт (сжатый текст) Выполненное группами задание: 1.Зависть – прежде всего скупость и алчность. Она ненасытна и означает тем самым – вечную бедность, вечную заботу, вечное плохое настроение; всякую удачу она превращает в неудачу. Завистник – зложелатель: он обижается на человека за чужое счастье; его задевает всякий чужой успех; любое положительное качество в другом мучит его как рана на сердце. Его обида – это обида человека, постоянно чувствует свою неполноценность, а потом всегда отмечающего чужое превосходство. (2) 2. Где же спасение? В искусстве не завидовать. Оно совсем не сложно. Людям просто нужно «прощать» другого его непохожесть, его первенство. Другой умён, образован, красив, силён, богат. Необходимо принять это, и принять то малое, что есть у тебя, оценить это малое. Не завидовать. Если же человеку недостаточно того малого, что есть у него. Можно бороться за большее и лучшее, не желая отнять его у другого. Нужно трудиться, творчески работать и переместить себя «вверх» - в соревновании, но без зависти. Нужно подняться самому, а другой пусть по-прежнему будет умён, образован, красив, богат. (3) 3. Добрые и злые феи подошли к колыбели человека и принесли ему свои дары. Самая злая из них подарила ему зависть. Возможно, это была переодетая фурия. (1) Не нужно копаться непрестанно в собственной неполноценности, необходимо отбросить это жалкое «вычитание» своей мнимой «малости» из якобы чужого превосходства, знать, ты сам много добился стоишь «сложения». Научиться подниматься вверх, не сталкивая вниз другого. Не завидовать. И – самое важное – научиться в большом деле забывать себя. (4) V Проецирование на экран готового текста Добрые и злые феи подошли к колыбели человека и принесли ему свои дары. Самая злая из них подарила ему зависть. Зависть – прежде всего скупость и алчность. Она ненасытна и удачу превращает в неудачу. Завистник задевает всякий чужой успех; постоянно чувствует свою неполноценность. Где же спасение? Людям просто нужно «прощать» другого его непохожесть. Необходимо оценить это малое, что есть у тебя. Не завидовать. Можно бороться за большее и лучшее, не желая отнять его у другого. Нужно трудиться, но без зависти. Нужно подняться самому, а другой пусть по-прежнему будет умён, образован. Не нужно копаться непрестанно в собственной неполноценности, необходимо знать, ты сам много добился. Не завидовать, научиться в большом деле забывать себя. VI Подведение итогов 1. Слово учителя 2. Используя статистику в программе Microsoft Word, учащийся у компьютера учителя определяет количество слов исходного текста и готового сжатого. Исходный – 222 слова Сжатый – 110 слов. VII Творческое задание (выполнение зависит от оставшегося времени) Добавить в текст микротему: высказать своё мнение о зависти. VIII Домашнее задание Записать от 5 до 10 сложноподчинённых предложений (изученнные в рамках программы) по теме зависти, используя примеры из литературы или личного опыта. Определить виды придаточных, начертить схемы предложений. Домашнее задание направлено на отработку программного материала и подготовку и части С2.2 (ГИА) |
Участники школьной научно-практической конференции – 2011 | Конспект интегрированного занятия подготовительная к школе группа компенсирующей направленности Этот урок окажется необычным для вас, так как он будет состоять из двух предметов: английский язык и изобразительное искусство. И... | ||
Урок антинаркотической направленности «Имею право знать!» Интернет с октября 2011 года стартует второй Всероссийский интернет урок антинаркотической направленности «Имею право знать!». Организаторы... | Павлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного... Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углеводороды» в русле практической направленности | Тема: Двузначные числа Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок решения частных задач с применением открытого способа) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перми и Пермского края будет проведён Всероссийский Интернет-урок антинаркотической направленности «Имею право знать», разработанный... | Уважаемые педагоги, школьники и участники научно-практической конференции... «Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Контекстные включения к урокам физики практической направленности, как напоминание обучающимся о зож | Конспект внеурочного занятия по фгос кружок «Мой родной край» Класс... Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование и развитие познавательной активности у учащихся к предмету, понимания практической направленности школьных знаний | Программа семинара «Основы внешнеэкономической деятельности» (25 февраля 2013 года) Лекционные занятия на тему «Внешнеэкономическая деятельность: понятие, формы, участники, государственное регулирование»- 4 часа | ||
Урок по предмету "Окружающий мир" (3 класс) Тема: «Человек и природа.... «природы Экологическая опасность» и др.; фотографии растений, животных, занесенных в Красную книгу. Учебник “Окружающий мир”, 3Кл... | Урок по теме «Россия в XVIII веке» Тип урока: урок изучения нового... Мотивация темы и формы проведения занятия: Тема дворцовых переворотов занимает важное место в истории России. Главная цель данного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: урок построения системы знаний (урок общеметодологической направленности) | Исаева Оксана Николаевна 2012 г. Вид занятия: изучение нового материала... Цель: познакомить учащихся с историей возникновения дорожных знаков, пробудить интерес к изучению Правил дорожного движения, развить... |