Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской россии





Скачать 328.95 Kb.
НазваниеФилософско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской россии
страница1/3
Дата публикации04.01.2015
Размер328.95 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи
Дускаева Аксана Геннадьевна

ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АЛКОГОЛИЗМА

И НАРКОМАНИИ КАК ФОРМ ДЕСТРУКТИВНОЙ

И АУТОДЕСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Специальность 09.00.13. – религиоведение, философская антропология,

философия культуры
Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата философских наук

Ростов-на-Дону

2009

Работа выполнена в Северо-Кавказском научном центре высшей школы ФГОУВПО «Южный федеральный университет», в отделе послевузовского образования, гуманитарных и социальных наук


Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Богданова Оксана Александровна
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Лысак Ирина Витальевна
доктор философских наук, профессор

Минасян Лариса Артаваздовна
Ведущая организация: Ростовский государственный медицинский университет

Защита состоится «16» сентября 2009 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.208.13 по философским наукам в Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан «_____» _______________ 2009 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета М. М. Шульман




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Сущностная трансформация российской культуры в постсоветский период характеризовалась не только либерализацией всех сфер общественной жизни, но и беспрецедентным уровнем нарастания алкоголизма и наркомании, что представляет собой реальную опасность для страны, поскольку уровень их распространения в современной России достиг масштабов национального бедствия, о чем свидетельствуют весьма убедительные статистические показатели. По данным, которые привел замдиректора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков А.Федоров, «опыт употребления наркотиков в России имеют около 5,9 млн. человек, или примерно 4% населения». При этом он подчеркнул, что «реальные цифры превышают официальную статистику в 5-7 раз, поскольку она не учитывает анонимных наркоманов и смерть от сопутствующих заболеваний».1

Не меньшую обеспокоенность вызывает и уровень алкоголизации россиян. На брифинге, посвященном проблемам борьбы с пьянством и алкоголизмом в современной России, проведённом в октябре 2008 года, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья А.Чухраев следующим образом охарактеризовал ситуацию в стране: «За последние десять лет потребление алкогольных напитков в среднем на душу населения практически удвоилось – с 8 до 15 литров. В то время как по данным Всемирной организации здравоохранения потребление свыше 8 литров спиртного на человека в год ведет к деградации нации».2

Масштабы распространения алкоголизма и наркомании в современной России обусловили то обстоятельство, что они стали объектом пристального внимания специалистов, работающих в самых разных областях. Так, медики и психологи изучают вред, который наносят наркотики и алкоголь физическому и психическому здоровью россиян, юристы исследуют наркотизацию и алкоголизацию населения России как важнейший фактор роста преступности, а экономисты подсчитывают материальный ущерб, наносимый ими нашей стране.

Вместе с тем, поскольку исследование алкоголизма и наркомании в рамках частных научных дисциплин является фрагментарным, представляется необходимым рассмотреть данную проблему в контексте философско-антропологического анализа. В отличие от специальных наук, изучающих отдельные аспекты алкоголизма и наркомании и частные причины их распространения, философско-антропологическое исследование сделает возможным уяснить сущность алкоголизма и наркомании, а также раскрыть их связь с основополагающими ценностями современной российской культуры, которые обусловливают поведение россиян. Специфика философского исследования алкоголизма и наркомании состоит в том, что они будут рассматриваться как единство аутодеструктивной, то есть разрушительной для самого человека деятельности, и деятельности деструктивной, то есть направленной на разрушение других людей и внешнего мира.

В то же время философско-антропологический анализ данной проблемы требует привлечения результатов исследований специальных научных дисциплин, что поможет избежать спекулятивности в осмыслении как природы алкоголизма и наркомании, так и детерминант их распространения.

Степень разработанности проблемы. Исследование проблемы деструктивности производилось в истории философии в разных аспектах. Так, проблема деструкции в контексте онтологической проблематики рассматривалась М.Хайдеггером.

Длительную историю имеет исследование такой формы аутодеструктивной деятельности, как суицид. Проблема суицида имеет существенное значение и в работах античного стоика Сенеки3, и нововременного философа Д.Юма4, и российского философа Н.А. Бердяева5, и социолога Э. Дюркгейма6. Особую значимость проблема суицида как формы аутодеструктивной деятельности занимает в философии А.Камю, утверждавшего: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства».7

Предметом специального анализа проблема деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека впервые стала в философии З.Фрейда и его последователей, причем первоначально она исследовалась не самим Фрейдом, а такими аналитиками, как В.К. Штекель, К.Г. Юнг и С. Шпильрейн.

Впоследствии к признанию наличия деструктивности и аутодеструктивности в природе человека пришел и сам основатель психоанализа. Суть взглядов З.Фрейда по данной проблеме выражается в двух постулатах. Во-первых, он утверждает, что стремление к агрессии, деструктивной деятельности имеет биологическую природу и потому не может быть устранено ни в поведении отдельного человека, ни в ходе исторического развития человечества. Во-вторых, деструктивная и аутодеструктивная деятельность, по его мнению, представляют собой единство, состоящее в том, что подавление деструктивной деятельности, направленной вовне, приводит к нарастанию аутодеструкции. Таким образом, он приходит к выводу о том, что если энергия деструктивности не будет обращена вовне, это приведет к разрушению самого индивида.

Существенное значение для исследования феномена деструктивной деятельности имеет фундаментальная работа Э.Фромма «Анатомия человеческой деструктивности», в которой он в значительной степени отступает от классического фрейдизма, поскольку, во-первых, Фромм утверждает, что деструктивная деятельность не является инстинктом, а имеет биосоциальную природу, и, во-вторых, если Фрейд считал, что отказ от подавления деструктивности, направленной вовне, освобождает человека от аутоагрессии, то Фромм полагает, что, разрушая других, человек разрушает и самого себя.

Полемика с Фрейдом по проблеме деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека содержится в работах К.Хорни, которая так же, как и Э.Фромм, критикует Фрейда за то, что он считает «деструктивность, проявляющуюся в действиях и фантазиях, инстинктивной» и утверждает, что проявление деструктивности всегда является «реакцией на ситуацию».8

Хорни подвергает критике фрейдовское понимание взаимосвязи деструктивности и аутодеструктивности, обосновывая это тем, что в результате психоаналитического лечения пациент освобождается и от деструкции, и от аутодеструкции и «обретает способность к любви и подлинную терпимость по отношению к себе и другим».9

Представители современного психоанализа Х.Томэ и Х.Кэхеле также критикуют фрейдовскую позицию, рассматривающую деструкцию как биологический инстинкт, и утверждают, что техника лечения предполагает «дифференцированный феноменологический и психоаналитический анализ ситуативного происхождения агрессивных импульсов и фантазий».10

Проблема деструктивного и аутодеструктивного поведения личности рассматривается современными отечественными и зарубежными учеными. В контексте психиатрии феномены деструкции и аутодеструкции рассматривают А.О. Бухановский и Н.Б.Табачник. В связи с исследованием проблемы агрессии и насилия проблема деструктивной деятельности рассматривалась такими авторами, как Р.Бэрон и Д.Ричардсон, Л.Берковиц, А.В. Дмитриев, И.Ю. Залысин, Б.Крейхи, Л.С. Скворцов и другими.

Предметом собственно философского анализа проблема деструктивной деятельности человека стала в диссертационном исследовании И.В. Лысак «Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности человека в современном мире», где не только представлено исследование феноменов деструктивности и аутодеструктивности, но и дана весьма широкая панорама их проявлений в современном мире. Вместе с тем, хотя в одном из разделов своего исследования Лысак рассматривает проблему алкоголизма и наркомании как форм деструктивной деятельности человека в трансформирующемся обществе России, но поскольку их исследование не было для автора предметом специального рассмотрения, то, представляется необходимым более детально проанализировать данную проблему.

Исследование пьянства и алкоголизма имеет в нашей стране длительную историю. Значительный вклад в исследование негативного влияния алкоголизма на физическое и психическое состояние человека внесла медицинская литература. В данном контексте особо можно отметить работы таких советских медиков, как Б.С.Братусь, Ю.С. Бородкин, Т.И. Грекова, А.Р., М.Я. Майзелис, Ф.Г. Углов и другие.

Рассмотрению проблем пьянства и алкоголизма в постсоветской России посвящены работы А.Л. Арефьева, Т. Горобец, Б.М. Левина, М.А. Леонтьевой, С.Ю. Никитиной и другие.

В изучение проблем наркотизации современного российского общества наиболее заметный вклад внесли такие ученые, как З.М. Андреев, Э.А. Бабаян, С.И. Билкей, С.А. Быков, Н.Ф. Герасименко, Э.Г.Гасанов, Н.Г. Драган, В.К. Дуюнов, Б.Ф. Калачев, А.В. Карпец, А.Н. Колесников, О.Ю. Кондратьева, А.В. Кидряпкина, Б.М. Левин, М.Б. Левин, Е.В. Лисова, Р.Г. Миронов, М.Е. Позднякова, В.А. Попов, И.М. Пятницкая, В.Н. Шашков, Е.М. Щербакова и другие.

В работах современных российских исследователей анализируются масштабы и темпы алкоголизации и наркотизации россиян, дается характеристика демографического состава и численности наркоманов и лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками, в разных регионах России, анализируется ухудшение криминогенной обстановки в стране в связи с распространением алкоголизма и наркомании, намечаются пути борьбы с наркотизацией и алкоголизацией населения России.

Вместе с тем, недостаточно исследованным остается вопрос, в какой мере трансформация ценностных ориентаций россиян в постсоветский период явилась причиной нарастания наркомании и алкоголизма.

Данное обстоятельство побуждает обратиться к работам Э. Дюркгейма и Р.Мертона, в которых анализируется феномен аномии, а так же современных российских авторов, исследующих проявления аномической деморализованности человека в постсоветской России и иные негативные явления, обусловливающие нарастание в ней алкоголизации и наркотизации россиян.

В данной связи необходимо отметить работы О.А. Богдановой, Е.И. Головахи, В.И. Добренькова, В.Н. Иванова, А.В. Захарова, В.В. Кривошеева, Ю. Левады, А.В. Миронова, Н.В.Паниной и других.

Объектом исследования данной диссертации являются алкоголизм и наркомания.

Предметом исследования является уяснение сущности алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности, а также анализ радикальной трансформации ценностных ориентаций россиян в постсоветский период, приведшей к распространению алкоголизма и наркомании.

Цель диссертационного исследования состоит в философско-антропологическом анализе алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в современной российской культуре, в выявлении их глубинных детерминант, влияния на человека и определении путей их преодоления.

Данная цель реализуется в постановке и решении следующих исследовательских задач:

- на основе компаративистского анализа определить различие в понимании диалектики деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в работах З.Фрейда и Э. Фромма;

- проанализировать сущность алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека;

- в контексте исследования проблемы алкоголизма и наркомании решить вопрос, приводит ли деструктивная деятельность человека к нивелированию его стремления к аутодеструкции;

- определить, в какой мере радикальная трансформация ценностных ориентаций россиян в постсоветский период привела к нарастанию алкоголизма и наркомании в современной России;

- проанализировать возможные пути противодействия распространению алкоголизма и наркомании в постсоветской культуре.

Теоретико-методологическая основа исследования. Сформулированные предмет и задачи исследования предполагают использование методологии, позволяющей осмыслить алкоголизм и наркоманию как формы деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в контексте реалий постсоветской культуры, что делает необходимым использование системного подхода, позволяющего понять культуру как целостную, структурно-функциональную систему, в основе которой лежат определенные принципы и ценности, анализ которых и позволит объяснить конечные, основополагающие детерминанты распространения в ней алкоголизма и наркомании.

Исходными методологическими принципами исследования являются также диалектические принципы историзма, объективности и всесторонности рассмотрения, а также антропологический, аксиологический и компаративистский подходы.

Научная новизна исследования состоит в том, что алкоголизм и наркомания рассмотрены в контексте философско-антропологического анализа, что позволило уяснить их сущность как единство деструктивной и аутодеструктивной деятельности и выявить те ценностные ориентации россиян, которые являются детерминантами их распространения в постсоветской культуре.

- Выявлено различие во взглядах З.Фрейда и Э.Фромма, состоящее в следующем: если Фрейд полагал, что отказ от подавления деструкции, направленной вовне освобождает человека от стремления к аутодеструкции, то Фромм утверждал, что деструктивная и аутодеструктивная деятельность лишь усиливают друг друга.

- Обосновано, что алкоголизм и наркомания представляют собой единство аутодеструктивной и деструктивной деятельности.

- Доказано, что аутодеструкция лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, и наркоманов усиливает их деструктивную деятельность.

- В контексте исследования проблемы алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека выявлена ошибочность утверждения Фрейда о том, что деструктивное поведение человека снижает его аутодеструкцию.

- Обосновано, что глубинной детерминантой распространения алкоголизма и наркомании в постсоветский период является радикальная трансформация ценностных ориентаций россиян.

- Выяснено, что важнейшим фактором нарастания темпов потребления спиртных напитков и наркотиков россиянами является утверждение в постсоветской культуре примата материальных ценностей.

- Доказано, что важнейшей причиной нарастания алкоголизма и наркомании в постсоветский период являются плюрализация и релятивизация нравственных ценностей, приводящие к ценностной дезориентации постсоветского человека.

- Выяснено, что весьма существенное влияние на распространение алкоголизма и наркомании в современной российской культуре оказывает культ телесности и нивелирование духовных потребностей постсоветского человека.

- Доказано, что продуктивной борьба с алкоголизмом и наркоманией может стать только при условии радикального переосмысления ценностных ориентаций россиян и снижении влияния ценностей, продуцирующих их распространение.

- Определены основные направления трансформации ценностей в постсоветской культуре, реализация которых приведет к снижению уровня алкоголизма и наркомании.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской россии iconПонятия наркомании и алкоголизма
Теоретические модели возникновения алкоголизма и наркомании (природа наркомании и алкоголизма) 5
Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской россии iconПрограмма внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «азбука здоровья»
Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного...
Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской россии iconЕжемесячный информационный отчет о мероприятиях по профилактике наркомании,...
На основании протокола поручений от 12. 09. 2012 года предоставляем Вам ежемесячный отчет о мероприятиях по профилактике наркомании,...
Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской россии iconПлан мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании,...
План мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской россии iconКомплексная программа мбоу «сош №18» по профилактике наркомании,...
Комплексная Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения «Мой выбор»
Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской россии iconПлан работы моу вожеровской оош по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения
Классный час «Мифы и факты об алкоголе и никотине. Как черные братья решили мир завоевать»
Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской россии iconРабочая учебная программа по курсу «Биология наркомании и алкоголизма»...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных, протокол №
Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской россии iconЕдиноборства и их спортивная традиция: философско-метанаучный анализ
Введение. Актуальность и основные задачи философско-метанаучного исследования единоборств
Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской россии iconИнформаци я о работе библиотек Белореченского района по профилактике...
Библиотекари Белореченского района в своей работе по противодействию распространения наркомании и пропаганде здорового образа жизни...
Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской россии iconНазвание проекта
Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения и пропаганда здорового образа жизни
Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской россии iconРабочая учебная программа дисциплины «профилактика наркомании и алкоголизма»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской россии iconНационализм в постсоветской россии: социально-философский анализ
Защита состоится 25 мая 2007г в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам К. 212. 263. 05 в Тверском...
Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской россии iconПроблемы алкоголизма и наркомании в России
Если на их базе в 1990 году было 83 тыс коек, то в 1995 37 тыс. Естественно, это повлекло за собой кадровое сокращение. Мы потеряли...
Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской россии iconСоциальная география постсоветской россии. Культурный ландшафт
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской россии iconСила власти: аксиологический и философско-антропологический аспекты...
Защита состоится «23» апреля 2008 г в 15. 00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212. 208. 13 по философским наукам при...
Философско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как форм деструктивной и аутодеструктивной деятельности человека в постсоветской россии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск