Рабочая учебная программа дисциплины «профилактика наркомании и алкоголизма»





Скачать 160.59 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа дисциплины «профилактика наркомании и алкоголизма»
Дата публикации13.10.2014
Размер160.59 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая учебная программа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_03__» __июля___________2012 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМА»

Курс _5_, семестр _9_, форма обучения очная

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология».

Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии

«_11_» мая 2012 года Протокол № _10_

Зав. кафедрой, профессор ______________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ____________Э.В. Луцевич
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7
Председатель ученого совета, профессор ______________________Н.А. Сирота

Цель и задачи дисциплины:

Цель: формирование общих представлений о концептуальных научно-теоретических прикладных практических основах профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости. Формирование знаний о зависимом (аддиктивном) поведении как одной из распространенной форм психосоциальной дезадаптации. Обучение некоторым практическим навыкам моделирования и выполнения профилактических программ, техник и технологий.

Задачи:

Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

  • Основные теоретические положения психологии зависимости, теоретические основы профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ.

  • Современные теории этиологии и патогенеза зависимости от алкоголя и наркотиков, а также концептуальных моделях профилактики.

  • Характеристика симптомов и синдромов зависимости от психоактивных веществ.

  • Знакомство с клинической картиной и клинико-психологической динамикой ее формирования при злоупотреблении алкоголем, стимуляторами, гашишем и галлюциногенами.

  • Основные стратегически организационные и практические программы профилактики зависимости от психоактивных веществ.

Компетентность:

Умение моделировать и проводить программы профилактики алкоголизма и наркомании.

Коммуникативность:

Формирование навыка взаимодействия с целевыми группами профилактики. Умение взаимодействовать с организационными структурами по созданию профилактической школьной политики

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

а) Студень должен знать и уметь использовать:

  • Принципы построения профилактических программ.

  • Концептуальные модели психотерапии поведения риска и зависимости от психоактивных веществ.

  • Медико-психологические, психотерапевтические, социальные и педагогические технологии реабилитации.

б) Студент должен иметь навыки:

  • Профилактики зависимостей от психоактивных веществ.

  • Практического применения подходов и технологий профилактики рецидивов.

  • Психологического тестирования и интервьюирования зависимых от психоактивных веществ.

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.

в) Студент должен иметь представление о:

  • Факторах риска и протективных факторах, способствующих и препятствующих формированию зависимости.

  • Легальных и нелегальных психоактивных веществах.

  • Клинико-психологической динамике формирования зависимостей в результате злоупотребления психоактивных веществ.

  • Первичной, вторичной и третичной профилактике зависимости от психоактивных веществ.

  • Стратегиях и тактике работы психолога в реабилитационных программах.


г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

нейро- и патопсихологии, психиатрии, психодиагностике, теориям и методам психотерапии.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры


Общая трудоемкость дисциплины










VII




60







60

Аудиторные занятия:

  • лекции

  • семинарские занятия (СЗ)

34

10

24







34

10

24

Самостоятельная работа (СР)

26







26

Формы текущего контроля

Разработка программы тренинга

Презентация проф. программы

Тесты

Ответы на занятии

10-25

20-20

40-50

0 -10

Всего: 70 - 100

Вид итогового контроля

Зачет



  1. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Виды учебной работы

Количество часов

Всего







Лекции

СЗ

СР




1.

Феноменология зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

2

6

2

10

2.

Теоретические основы исследования аддиктивного и зависимого поведения.

2

6

3

11

3.

Клинико-психологические аспекты формирования зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ.

2

4

5

11

4.

Концептуальные модели профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

2

4

8

14

5.

Организационные основы и практические технологии профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

2

4

8

14




Зачет



















10

24

26

60


4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Феноменология зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

Место клинико-психологического направления исследований зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ в системе психологических наук. Интегративный и междисциплинарный характер наркологии. Основные понятия зависимости.
Раздел 2. Теоретические основы исследования аддиктивного и зависимого поведения.

Основные теории формирования зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ как нарушенного процесса личностно-средового взаимодействия.
Раздел 3. Клинико-психологические аспекты формирования зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ.

Поведение, ведущее к зависимости от наркотиков (аддиктивное поведение). Клинико-психологическая динамика формирования зависимостей.
Раздел 4. Концептуальные модели профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

Концептуальные модели профилактики зависимости. Структурные подходы к изучению мотивации на изменение поведения в аспекте терапии зависимости. Концепции реабилитации зависимости от психоактивных веществ.
Раздел 5. Организационные основы и практические технологии профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

Цели и задачи профилактики зависимости от психоактивных веществ. Терапия зависимости от психоактивных веществ. Задачи реабилитации. Реабилитационные технологии.
Тематический план лекций.
5 курс, 9 семестр

  1. Интегративный и междисциплинарный характер наркологии. Социальные, психологические и клинические аспекты зависимости от психоактивных веществ. Факторы риска и протективные факторы, способствующие формированию зависимости. Юридическая и личная ответственность.

  2. Теория социального научения и самоэффективности, трансакциональная теория стресса и копинга, теория проблемного поведения.

  3. Клинико-психологическая динамика формирования зависимостей в результате злоупотребления алкоголем, опиатами, стимуляторами, гашишем, галлюциногенами, другими психоактивными веществами.

  4. Концептуальные модели психотерапии поведения риска и зависимости от алкоголя, наркотиков, и других психоактивных веществ. Мотивация на изменение поведения в аспекте профилактики и терапии зависимости. Концептуальные и структурные подходы к изучению мотивации. Исследование профилактики рецидивов зависимости от психоактивных веществ. Концепция социальной поддержки в структуре реабилитации.

  5. Первичная, вторичная и третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ. Принципы построения профилактических программ. Основные направления профилактической работы. Технологии, профилактика, принципы и практические модели их реализации. Эффективность профилактических программ. Методы измерения эффективности. Задачи реабилитации лиц зависимых от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. Профилактика рецидивов. Практические подходы, технологии.


4.3. Тематический план практических занятий по семинарам.
5 курс, 9 семестр


  1. Легальные и нелегальные психоактивные вещества. Алкоголь, наркотики – их характеристики и действие на организм, психику и процесс социально-психологической адаптации человека. Общая характеристика симптомов и синдромов зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

  2. Исследования зависимости в медицине. Нозоцентрические исследовательские подходы. Проблема интеграции психологического, социального и нозоцентрического (медико-биологических) подходов. Современные теоретические положения и экспериментальные подходы к исследлванию зависимости.

  3. Клинико-психологическая характеристика динамики формирования аддиктивного поведения. Процесс выздоровления от зависимости. Его стадии и принципы.

  4. Трансакционная модель превенции, модели антисоциального и проблемного поведения, модель адаптивного функционального копинг-поведения, модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения, модель дезадаптивного дисфункционального дезадаптивного копинг-поведения. Концепции реабилитации зависимости от психоактивных веществ: медико-социальная, медико-психологическая, медико-педагогическая и т.д.

  5. Соотношение медикаментозной и психотерапии. Психотерапевтические программы. Мотивационная терапия. Медико-психологические, психотерапевтические, социальные и педагогические технологии реабилитации. Психологическое тестирование и интервьюирование как метод измерения эффективности результатов и как метод определения актуальных задач терапии и реабилитации.


4.5. Самостоятельная работа студентов

№ п/п

Наименование темы

Содержание

самостоятельной работы

Вид контроля

Часы

1.

Феноменология зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

Собеседование.

2

2.

Теоретические основы исследования аддиктивного и зависимого поведения.


1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).


Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

2

3.

Клинико-психологические аспекты формирования зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).

3. Подготовка к контрольной работе по теме «Опишите клинико-психологическую картину формирования зависимости от алкоголя (конкретного наркотика, другого психоактивного вещества)».

Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

4

4.

Концептуальные модели профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

1. Работа с литературой.

3. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).

4. Подготовка к контрольной работе по теме «Разработайте конкретную профилактическую программу. Определите ее цель, задачи, конкретные стратегии и тактики реализации».

Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

7

5.

Организационные основы и практические технологии профилактики, психотерапии и реабилитации зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

3. Проведение «Мотивационного интервью». Анализ процесса. Определение сложностей. «Плюсы» и «минусы» собственной работы.

Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

7

Всего

22




  1. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.

  1. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.

  • Распознавание и психологическая диагностика аддиктивного поведения.

  • Психологическое тестирование и интервьюирование зависимых от психоактивных веществ.

  • Психопрофилактика зависимости.

  • Психопрофилактика рецидивов зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

  • Использование методов и программ психотерапии зависимости.



7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

    1. Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

  1. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. -464с.

  2. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. -432с.

  3. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. –М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. -880с.: ил.


б) Дополнительная литература:

  1. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса: практикум. –Спб.: Питер, 2009, - 329с.: ил.

  2. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности: Пособие – М.: Смысл, 2008.- 267с.: ил.

  3. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. Научное издание. /Под ред. А.Л. Журавлевой, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с.

  4. Кочунас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. Пособие. - М.: Трикста: Академический проект, 2008. - 464 с.

  5. Бука Т.Л., Митрофанова Л.М. Психологический тренинг в группе. Учебное пособие. - М.: Институт Психотерапии, 2008. - 144 с.

  6. Личностные расстройства /Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Пособие. СПб.: Питер, 2010. -156с.


7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

  • Учебные комнаты.

  • Учебно-методическая литература.

  • Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-видео-фильмы, обучающие компьютерные программы.




  1. Материально-техническое обеспечение.

  • Учебные классы

  • Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном для просмотра учебных видеофильмов

  • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.




  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:

  • Презентация самостоятельно подготовленных профилактических программ

  • Реферативные сообщения по темам соответствующим презентации

  • Проведение тренинга профилактических программ

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом.

Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы.

Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью оценки программы профилактики, качества презентации, представления докладов, рефератов, проведение тренинга. В процессе изучения дисциплины проводится 1 зачет (в конце 9 семестра).

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Разработка программы тренинга

Презентация проф. программы

Тесты

Ответы на занятии

10-25

20-20

40-50

0 -10

Всего: 70 - 100


ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Зачет, необходимый минимум 70 баллов



Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании и алкоголизма» составлена заведующей кафедрой клинической психологии, д.м.н., профессором Натальей Александровной Сирота и доцентом кафедры клинической психологии, к.м.н. Татьяной Викторовной Воробьевой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины «профилактика наркомании и алкоголизма» iconПонятия наркомании и алкоголизма
Теоретические модели возникновения алкоголизма и наркомании (природа наркомании и алкоголизма) 5
Рабочая учебная программа дисциплины «профилактика наркомании и алкоголизма» iconНазвание проекта
Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения и пропаганда здорового образа жизни
Рабочая учебная программа дисциплины «профилактика наркомании и алкоголизма» iconЕжемесячный информационный отчет о мероприятиях по профилактике наркомании,...
На основании протокола поручений от 12. 09. 2012 года предоставляем Вам ежемесячный отчет о мероприятиях по профилактике наркомании,...
Рабочая учебная программа дисциплины «профилактика наркомании и алкоголизма» iconРабочая учебная программа по курсу «Биология наркомании и алкоголизма»...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных, протокол №
Рабочая учебная программа дисциплины «профилактика наркомании и алкоголизма» iconПлан мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании,...
План мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
Рабочая учебная программа дисциплины «профилактика наркомании и алкоголизма» iconКомплексная программа мбоу «сош №18» по профилактике наркомании,...
Комплексная Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения «Мой выбор»
Рабочая учебная программа дисциплины «профилактика наркомании и алкоголизма» iconРожков М. И., Ковальчук М. А. Рбз профилактика наркомании у подростков: Учеб метод, пособие
Рбз профилактика наркомании у подростков: Учеб метод, пособие. М.: Гуманит изд центр владос, 2004. 144 с. (Психология для всех)....
Рабочая учебная программа дисциплины «профилактика наркомании и алкоголизма» iconСочинение-эссе «Нелегко быть молодым»
«Профилактика наркомании и наркопреступности» в рамках Пятой Всероссийской Олимпиады научных и студенческих работ в сфере профилактики...
Рабочая учебная программа дисциплины «профилактика наркомании и алкоголизма» iconИнформаци я о работе библиотек Белореченского района по профилактике...
Библиотекари Белореченского района в своей работе по противодействию распространения наркомании и пропаганде здорового образа жизни...
Рабочая учебная программа дисциплины «профилактика наркомании и алкоголизма» iconПлан мероприятий районной целевой программы «Профилактика наркомании...
Приложение №1 к районной целевой программе «Профилактика наркомании и токсикомании в Калманском районе» на 2011-2015 годы
Рабочая учебная программа дисциплины «профилактика наркомании и алкоголизма» iconРекомендации по проведению первичной профилактики наркомании в общеобразовательных...
На современном этапе развития наркотической ситуации в стране уже ясно, что педагогическая профилактика наркомании не может сводиться...
Рабочая учебная программа дисциплины «профилактика наркомании и алкоголизма» iconПлан работы моу вожеровской оош по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения
Классный час «Мифы и факты об алкоголе и никотине. Как черные братья решили мир завоевать»
Рабочая учебная программа дисциплины «профилактика наркомании и алкоголизма» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рабочая учебная программа дисциплины «профилактика наркомании и алкоголизма» iconФилософско-антропологический анализ алкоголизма и наркомании как...
Охватывает все большее число российских регионов. Так, в 2003 году было зарегистрировано 340 тыс больных наркоманией, что в 9 раз...
Рабочая учебная программа дисциплины «профилактика наркомании и алкоголизма» iconНаучных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности...
«Олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности»
Рабочая учебная программа дисциплины «профилактика наркомании и алкоголизма» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В школе был проведен медико-педагогический всеобуч классных руководителей, учителей – предметников. Прошла декада по профилактике...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск