Скачать 141.05 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа гуманитарных наук РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Философская герменевтика Направление <030100.68> «Философия» Очная форма обучения Школа гуманитарных наук Кафедра философии курс 1,2, семестр 2,3 лекции - 18 (час.) практические занятия – 10 час. лабораторные работы __ час. всего часов аудиторной нагрузки – 28 (час.) самостоятельная работа - 44 (час.) контрольные работы - 0 Зачет 2, 3-й семестр Экзамен __ семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта ДВФУ, утвержденного приказом ректора от 04.09.2012 № 12-13-449 Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры философии, протокол № 8 от «08» июня 2012 г. Заведующий кафедрой философии: С.Е. Ячин 2012г. Составитель: С.Е. Ячин д. филос.н., профессор, зав. кафедрой философии; М.Е. Буланенко к. филос.н., доцент кафедры философии. I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) Аннотация В рамках данного курса студент получит знания в области одной из ведущих методологических направлений современной философии – герменевтики. Герменевтика это теория и методология интерпретации (понимания). Данная философская дисциплина является необходимой для понимания законов общения, в том числе общения представителей разных культур. Герменевтика межкультурной коммуникации получила распространение за рубежом в последние 20 лет, как применение общефилософского подхода к специфической области межкультурного диалога. В России это направление исследований мало известно. Проблемы, которые рассматриваются в данном курсе и в соответствующей области научных исследований касаются всех философских дисциплин. Среди них: зависимость философского познания от языка, условия возможности взаимопонимания людей разных убеждений и верований, источник конфликта интерпретаций, возникающий в межкультурном диалоге. Курс предназначен для магистров по специальности «философия». Цели и задачи курса Цель курса - овладение теорией и методологий герменевтики как одним из современных направлений исследования межкультурной коммуникации и практики межкультурного диалога, в том числе в сфере международных политических и экономических отношений. В результате изучения курса, студенты должны знать и уметь:
Компетенции, формируемые дисциплиной:
I. Структура и содержание теоретической части курса Тема 1. Предмет и основные понятия герменевтики (2 часа) Основные задачи курса. Реконструкция истории идей, задание проблемного поля, проработка ключевых понятий, экспликация «многовекторности» философской герменевтики. Исторический экскурс в герменевтику: (1) назначение и (2) основные проблемы. Генеалогия понятий и принципов, концептуализация проблемного поля, вариативность решения герменевтических задач. Преемственность и «прерывность» теоретического развития герменевтики, «незавершенная универсализация», актуальность и потенциал. Характер понимания традиции для герменевтического опыта: «позитивный» и «негативный» аспекты опыта. Феномен герменевтического круга и фундаментальное значение предрассудков понимания. Историзм: «действенно-историческое» сознание интерпретатора и «история воздействий» предания в их конститутивной связи. Критика понятия реконструкции и обоснование интегративных задач герменевтики. Аппликативный характер герменевтического опыта: диалогическая природа понимания и его постоянная актуальность. Понимание и интерпретация: различие понятий. Символ как основной предмет герменевтического вопрошания. Историчность символического, концепция тройного «мимесиса». Понятие герменевтической дуги, связь интерпретатора с традицией: понимание как трансмиссия. Понимание и язык: значение метафорического. Тема 2. Основные этапы становления герменевтики. Принципы герменевтического подхода (2 ч.) Истоки герменевтической философии: ранняя экзегетическая традиция. Особенности экзегетики и ее отличие от герменевтики. Ранняя христианская экзегетика: внутренняя экзегеза, гомилетика. Аллегорическая (Филон Иудей, Александрийская школа) и буквальная экзегеза (Антиохийская школа). 4 принципа толкования Писания в библейской экзегетике (Ориген, Иоанн Кассиан, Иоанн Златоуст). Исторические, этимологические и аналогические приемы истолкования в экзегетике бл. Августина. Специфика перехода к библейской герменевтике в эпоху Реформации. Пролиферация герменевтик (библейская, филологическая, историческая). Обоснование герменевтики как «универсальной науки» (Л. Хамфри) и «универсальной грамматики» (И.К. Даннхауэр) в Новое время: логические и методические аспекты интерпретации. Канонические правила и принципы понимания: правило благожелательности к автору (И. Клауберг); правило временной несоразмерности (Х. Томазиус); презумпция речевой эффективности (Кристиан Вайзе); презумпция герменевтической вероятности (Христиан А. Крусиус); презумпция согласованности речи (Х. Крусиус); принцип видимой справедливости (aequitas cerebrina) (Г.Фр. Майер, Хр. Вольф, И. Ламберт). Система средств интерпретации („media interpretandi“) по И. Даннхауэру. Специфика и проблемы «универсальной герменевтики» Нового Времени. Тема 3. Понимание как центральная проблема герменевтики (2 ч.) Общение как лоно понимания. Понимание и мышление. Онтологическая трактовка понимания. Человек как понимающее бытие. Понимание другого и понимание языка. От проблемы понимания к проблеме непонимания. Техническая (психологическая) и грамматическая стороны интерпретации. Компаративный и дивинаторный методы понимания. Понятие герменевтического круга. Герменевтика как универсальная методология гуманитарного знания. «Экзистенциальный» характер понимания (анализ переживаний и их знаков) и расширение предметного горизонта герменевтики. Науки о природе и духе: объяснение и понимание. Герменевтика как составляющая описательной психологии. Тема 4. Онтологическая герменевтика М.Хайдеггера и ее значение для современной межкультурной коммуникации (2 ч.) Значение феноменологии для герменевтики. Понятие феномена и импликации его смыслового содержания в герменевтическом ключе. Проект «герменевтики фактичности» М. Хайдеггера: герменевтика как «деструкция» традиции и критика самоотчуждения самости. Фактичность (Дазайн) как требующая самоистолкования исходная предметность герменевтики. Бытие-возможным и феномен падения. Оппозиция герменевтики и теоретической антропологии, герменевтика и философия. Основные задачи герменевтики в «Бытии и времени»: герменевтика как практика толкования, трансцендентальное условие онтологии бытия и экзистенциальная аналитика. «Набросковый» характер понимания и его структура, герменевтический круг и его смысл. Понимание и речь: равноисходность и связь. Предпосылки лингвистического поворота: язык как репрезентация духа и культуры (И. Гердер, В. фон Гумбольдт), онтологизация понятия языка в феноменологии (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер). Концептуализация языка как универсальной среды осуществления понимания в учении Г. Гадамера. Связь опыта языка с опытом мира. Расширение предметного поля герменевтики: язык произведения искусства и его истина. Феномен игры как конститутивный момент бытия предмета понимания в его возможных артикуляциях (репрезентациях). Вербальность как характеристика предмета герменевтики: критика логоцентризма гадамеровской концепции языка. Тема 5. Конфликт интерпретаций в герменевтике П.Рикера (2 ч.) Соотношение феноменологического, психоаналитического и экзистенциального планов П. Рикер «Конфликт интерпретаций» как условие полидискурсивного диалога. Понимание и самопонимание: герменевтика как рефлексивная философия. Герменевтика и структурализм. Структура, слово, событие. Объяснение как составляющая интерпретации, связь герменевтики и семиологии. Герменевтика как методология социально-гуманитарного знания: аппликация понимания на сферу социального. Герменевтика и психоанализ. Тема 6. Взаимопонимание культур как герменевтическая проблема (2 ч.) Смысл как предмет понимания: содержательная эволюция. Смысл как инстанция единства сущего. Смысл и истина. Два аспекта смысла, как значения и как местоположения. Две традиции работы со смыслами: нормативная – смысл как усвоение чего-то данного, и дескриптивная – смысл как приписывание и наделение чего-либо статусом понимаемого бытия. Смысл и феномен. Критика логоцентризма лингвистической модели языка. Экстраполяция сферы понимания на пространство культуры. Расширение предмета понимания на материальные артефакты человеческой культуры различной природы, на культурно оформленное «миметическое» поведение людей, а также социальные образования и культурные символы, обретающие свое бытие в формах межличностных и межкультурных отношений. Тема 7. Основные проблемы межкультурной коммуникации (2 ч.) Проблематизация фигуры понимающего: критика понятия интерпретирующего субъекта. Понимающий как трансцендентальное основание интерпретативной деятельности. Основные характеристики бытия понимающего: историчность, социальность и обусловленность. Временность и историчность как важные элементы самоопределения понимающего в герменевтическом опыте. Феномен социальности как пространство интерсубъективности и традиции. Коллективный и индивидуальный опыты социальности (язык и образование). Обусловленность как общая соотнесенность сознательного и бессознательного в понимании (габитус, предрассудки). Тема 8. Герменевтика как методология исследования межкультурной коммуникации (2 ч.) Герменевтика как всеобщая теория истолкования и канон в учении Э.Бетти. Неокантианские и гегельянские идеи в герменевтике Э. Бетти. Ценности как основной предмет герменевтики; понятие «смыслосодержащей формы» и ее значение в процессе понимания. Реконструкция как воссоздание смысловых посланий чуждого д уха, категория вчувствования. Расширение предметного поля понимания и экспликация различных его уровней. Установление герменевтического канона: 1) правило герменевтической автономии объекта; 2) правило целостности и согласованности герменевтической оценки; 3) правило актуальности понимания; 4) правило смысловой адекватности понимания (герменевтического соответствия). Понимание и интерпретация: связь и различие понятий. Перспективы герменевтики как интегральной теории понимания. Герменевтика и теория познания: связь и оппозиция. Теория понимания (герменевтика) как автономный компонент гносеологии, ориентированный на работу со смыслами познаваемых предметов и как самостоятельная (взаимосвязанная с теорией познания и философией творчества) область философских знаний. Концепция герменевтической истины. Теоретическая форма организации герменевтики: предпосылки и основания. Тема 9. Герменевтика межкультурной коммуникации в метакультурной перспективе (2 ч.) Современные феноменологические проекции герменевтики. «Герменевтическое» как преимущественный предмет герменевтической философии в концепции Г. Фигаля. Понимание, интерпретация и предметность как определяющий моменты герменевтического. Феноменологический характер герменевтики и основные измерения пространства герменевтического опыта: свобода, время и язык. Диалектика времени и присутствия в герменевтике: основные виды герменевтической временности и их взаимное переплетение. Основные аспекты понимания: текст, интерпретация, дискурс. Связь герменевтики и лингвистической философии. «Лингвистический поворот» как лейтмотив современной философии в учении К.-О. Апеля. «Трансцендентально-герменевтическая» концепция языка как синтез трансцендентальной прагматики и феноменологической дескрипции. Феномен «языкового понимания» в коммуникативном сообществе: «языковые игры» как основа коммуникации, понятие «языкового консенсуса», понимание как реконструкция содержательных смыслов коммуникативных сообщений на межсубъектном уровне. «Марксистская герменевтика»: основания и задачи. Кризис феномена «произведения искусства» в эпоху массового производства: влияние идеологии на эстетические смыслы в герменевтике В. Беньямина. Континуальная и дисконтинуальная историография как основания альтернативной интерпретации прошлого. Апроприация прошлого и реконструкция «истории побежденных» как гарантия социальной эмансипации. «Негативная герменевтика» Ф. Джеймисона: диалектика формы и содержания. Реконструкция и реставрация как основные задачи марксистской герменевтики как альтернатива интерпретационному диктату доминирующих идеологических форм. II.Структура и содержание практической части курса Семинарские занятия (10 часов) Занятие 1. Значение герменевтики в современной философии (2 ч.) 1) Реконструктивные и интегративные задачи герменевтики 2) Герменевтический круг и проблема предрассудков понимания 3) «Действенно-историческое сознание» и принцип истории воздействий 4) Сущность герменевтического опыта и его границы 5) Аппликация как основная задача актуализации герменевтического опыта Занятие 2. Основные направления философской герменевтики (2 ч.) 1) Основные задачи и принципы герменевтики как искусства толкования у Ф. Шлейермахера 2) Герменевтика как методология гуманитарного знания: оппозиция понимания и объяснения. 3) Элементарные и высшие формы понимания в герменевтическом анализе человеческих переживаний В. Дильтея Занятие 3. Приложения герменевтики в научных исследованиях (2 ч.) 1) Фундаментальные основания герменевтики фактичности М. Хайдеггера: понятие фактичности, задачи и цели герменевтики как истолкования фактичности 2) Конститутивные моменты понимания в герменевтике присутствия 3) Набросковый характер понимания, связь понимания с языком Занятие 4. Современные исследования в области Intercultural hermeneutics за рубежом (2 ч.) 1) Парадигматический статус герменевтики и ее значение для эпистемологии в концепции Р. Рорти. 2) Герменевтика как «нигилистическая онтология» обществ постмодерна в концепции Дж. Ваттимо. 3) Понимание как истина интерпретации в концепции Г. Фигаля. Предметность и временность понимания. 4) Проект трансцендентально-герменевтического анализа языка К.-О. Апеля. Занятие 5. Метакультурные перспективы межкультурной герменевтики (2 ч.)
III. Контроль достижения целей курса Вопросы к экзамену
IV. Тематика и перечень курсовых работ и рефератов Рефераты
V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
|
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Философия права направление 030100. 68 «Философия» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта двфу, утвержденного приказом ректора от 04.... | Рабочая программа дисциплины философия степень выпускника бакалавр... ... | ||
1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | 1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | ||
2. Профиль: Философская антропология Направление подготовки: 030100. 62 Философия. Квалификация (степень) выпускника – бакалавр | Рабочая программа учебной дисциплины «философия» по направлению подготовки... Дзема А. И. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 38 с | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия» Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла | Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция на... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция на... | Рабочая программа дисциплины философия направление подготовки 230700... Цель курса – формирование духовной и мыслительной культуры студента, развитие его личностных и познавательных способностей на основе... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62... | Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) философия права направление... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления "Философия" специальности "Философия".... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Современная философия... Рабочая программа составлена в соответствии с требованими федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» составлена в соответствии с требованиями... |