Скачать 72.72 Kb.
|
ПРОГРАММА КУРСА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕФИЛОСОФСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ ФАКУЛЬТЕТА. «СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ»
1.1. Цель изучения дисциплины: представить философское осмысление общества в качестве органической составляющей общей картины мира.
2. Объём дисциплины, виды работы и формы текущего, промежуточного и конечного контроля..
3.Содержание дисциплины. 3.1.Перечень лекций и их краткое изложение. !.. Философия и теоретическое обществознание. Уроки крушения исторического материализма. Социальная философия и социология, культурология и антропология. Социальные организмы как специфический предмет социальной философии. Историзм как единственное универсальное качество социальной реальности. Философия истории - наиболее адекватная форма философского осмысления социальной реальности 2. Неисторические формы бытия сознания. Ментальная стихия земледельческого круговорота. Однопорядковость природного и социального рядов Древние боги как гаранты неизменности социального мира. Философия как учение о вечных и неизменных сущностях. .3. Осознание общества как специфической реальности. Свободный бюргерский город как реальный прецедент «общественного договора». Небесная механика и субстанционалистская социальная философия. Учение о человеческой природе. Общественное и дообщественное состояние 4. Становление идея прогресса. Общественный прогресс как прогресс человеческого разума. Дикость, варварство, цивилизация. Гегелевский этап идеи прогресса. Прогресс как эстафета цивилизаций.в осуществлении меры человеческой свободы.
Позитивизм и торжество «сциентизма» в философии. Организм и эволюция. Дифференциация и интеграция как критерии общественного прогресса. Материализм в философии истории. Уровень развития производительных сил как критерии общественного прогресса. Понятие общественно-экономической формации.
Методологический крен в философии истории. Объяснение и понимание., науки о культуре и науки о природе. Идея эквивалентности культур. «Коперниканский переворот в философии». Цивилизационно-морфологический анализ вместо исторического.
Проблема генезиса цивилизации. Стадии экономического роста и теориям модернизации. Этапы развития средств коммуникации и мировой исторический процесс. Концепция волн исторического развития как основных рубежей мировой истории.
Два скачка в социо- и антропогенезе. Освоен6ие наземного образа жизни, вертикальной локомации и животнообразных форм труда.. Стадо и коллектив.. Освоение загонной охоты .Возникновение разделения .труда, универсальных форм обмена через дарение и специализированных флрм духовной деятельности. 9. «Неолитическая революция». Проблема генезиса земледелия. Социальные последствия освоения оседлых форм жизни. Человек в искусственной среде. Революция в производстве средств к жизни и утверждение антропоморфных форм сознания. Интенсивное поливное земледелие и возникновение первых цивилизации 10. Происхождение рыночного общества. Перерастание ремесла в промышленность. Свободные бюргерские города как первые очаги рыночной жизни. Формирование самоуправления как политической культуры нового типа. Генезис объективистского сознания и личностных форм человеческой деятельности. 11. Генезис постиндустриального общества. Выдвижение «третичного сектора» и превращение человекопроизводства в главный вид производства. Становление биотехнологии. Глобализация и сетевое общество. Элетронная революция и утверждение массовой культуры.
Древневосточные предпосылки. Происхождение и победное шествие ислама. Воинская доблесть как основная ценность. Исключительное положение религии в структуре исламских обществ.. Ислам и проблемы модернизации обществ.а Современные исламские общества и проблема терроризма.
Арийские корни индуизма. Брахманы и монополия на спасение. Аристократический аскетизм. Панчаят как устойчивый фундамент подвижности и разнородности политической и духовной жизни индуистского мира. Принцип непротивления и его стабилизирующая роль. Буддизм как экспортный вариант индуизма. 14. Конфуцианский мир. Заветы легендарных императоров. Катастрофичность дальневосточной природы и перенаселённость очагов поливного земледелия. Воспроизводство равновесия с природой и социального порядка - главный ориентир конфуцианского мира Справедливое и мудрое управление как высшая добродетель. Конфуцианство и новоевропейские ценности. 15. Российская цивилизация. Скандовизантийские корни русской культуры. Православие и соборность. Монгольское иго и разворот русской культуры на Восток.. Россия как евразийская империя. Три попытки европейской модернизации: петровская, большевистская, современная. Место России в постиндустриальном мире.
Развёртывание потенций частной самодеятельности как фундаментальная основа западноевропейской цивилизации. Рационализация и этапы развития машинной техники. Феномен юридического сознания и договорно-правовых отношений «Дисциплинарное общество». Социально-экономические и духовно-личностные последствия протестантизма.
.3.3. Курсовые работы согласно учебному плану по данной дисциплине не предусмотрены.
1, Гегель о разуме в истории /по работе «Философия истории»/
4.. Гегель о проблемах зла в истории.
4. Учебно-методическое обеспечение курса.
1. Электронный вариант курса лекций. 2.. Электронные варианты обзорных конспектов капитальных работ, отдельные разделы которых изучаются на семинарах.
Прослушивание и обсуждение сообщений по предложенным темам. См.: 3.. 4.. 4.3. Техническое оборудование аудитории Экран для проецирования требующих системного толкования разделов изучаемых текстов.
Проф. Сунягин Г.Ф., доц. Лукин В.М. |
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д.... | Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории философии... Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии. Протокол № от 28. 11. 2013 | ||
Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия» «История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»... | Методические указания по выполнению самостоятельной работы 41 Проектное... Модуль 3 Логико-методологический анализ учебного курса «Философия» для нефилософских специальностей 26 | ||
Социальная философия Философия истории в современном представлении — это раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического... | Программа курса философии планы семинарских занятий Методические... Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От... | ||
Итоговый тест для студентов 2 курса стоматологического факультета... Автор: Штылева М. В., ассистент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу | Реферат по предмету «Социальная философия» на тему: «Социально-философская... ... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по... Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Социальная философия» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47.... Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47. 06. 01 «Философия, этика... | Семинар №3 Место и роль философии в культуре Условия возникновения философии (философия как критический анализ (выяснить значение слов в словаре ) предшествующего опыта, философия... | ||
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии»... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии юфу от «23» апреля 2007 года... | Программа курса для специальности №020100 Философия Москва 2010 Пояснительная... Программа курса «Английский язык» предназначена для студентов философского факультета I – V курсов дневного и вечернего отделений... | ||
Репрезентация проблемы национального самосознания в русской классической... План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,... | Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... |