Скачать 172.4 Kb.
|
Министерство образования Российской федерацииСанкт-Петербургский государственный университетФилософский факультет
Программа учебной дисциплины ОПД. ДВ - "История классической социальной философии" специальность - 020100 Разработчик профессор, доктор философских наук Ю.В. Перов Рецензенты: профессор, доктор философских наук К.А.Сергеев доцент кандидат философских наук Б.Г.Соколов Санкт-Петербург 2003 г. 1. Организационно-методический раздел 1.1. Цель изучения дисциплины. Курс "Классическая социальная философия" является специальной дисциплиной в числе предусмотренных учебным планом специальности "философия" дисциплин по выбору студентов. Изучение курса преследует цель углубленного ознакомления с содержанием и эволюцией классической европейской социальной философией XVII-XVIII вв. в контексте общего движения новоевропейской философской мысли в их соотнесении с современными тенденциями в социальной философии. 1.2. Задачи курсаУяснить своеобразие классической социальной философии, ее предмет, основную проблематику, методы и временные границы. Раскрыть исторические предпосылки и фундаментальные основания классической социальной философии в их отношении к общественно-исторической эпохе и к метафизическим установкам новоевропейской философии. Изучить три главные формы классической социальной философии: гражданскую философию XVII в., моральную философию Английского просвещения и становление философии истории в XVIII в. Проанализировать содержание персональных учений главных теоретиков этих исторических форм классической социальной философии. 1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускникаДисциплина "классическая социальная философия" призвана дополнить содержание базовых учебных курсов по истории зарубежной философии для студентов отделения "философия", в которых проблематика истории социальной философии не была представлена в ее самостоятельности и целостности. Для студентов специализации "история зарубежной философии" дисциплина является одной из основных, а для студентов специализаций "социальная философия", "философская антропология" и "этика" предоставляет историко-философский фундамент современного социального и гуманитарного знания. 1.4. Требования к уровню освоения дисциплины ОПД. ДВ – "История классической социальной философии"
2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля
Изучение дисциплины по семестрам7 семестр: лекции – 34 ч., промежуточная аттестация, рефераты, зачет. 3. Содержание дисциплины. 3.1.1. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий Тема I. Предпосылки и фундаментальные основания классической социальной философии. (8 часов)Социальная философия в истории философии. Формирование классической социальной философии. Предмет социальной философии. Проблема онтологии общественной реальности и общественных качеств человека. Проблематика "сущего" и "должного" в классической социальной философии. История социальной философии и современная социальная философия. Социальная философия и социология. Своеобразие классической новоевропейской социальной философии. Новоевропейская социальная философия как теоретическое выражение современного ей общества. Разложение феодальных порядков и общественные отношения раннебуржуазного общества. Формирование “духа капитализма”. Равенство и свобода; рынок как основание равенства и свободы. Формирование абстракции обособленных индивидов. Принцип "социального атомизма" в социальной философии Нового времени и его формы “Юридическое мировоззрение” в социальной философии Нового времени. Буржуазная и феодальное право; универсализация и идея автономии права. Юридическая иллюзия и механизм ее формирования. Социальная философия и основания европейской метафизики. Философский субстанциализм и его проявления в социальной философии. Содержательные интерпретации понятия "природа человека" и его роль в классической социальной философии. Общественный модус существования “природы человека”. Субъективный принцип и новоевропейский тип рациональности в социальной философии. Познание и власть. Концепция “целерационального действия”. Формирование и осмысление "ценностной проблематики" в социальной философии. Социальная философия в контексте научной картины мира. Объективизм и программа "дезантропоморфизации" в социальной философии. Детерминизм и проблематика свободы в социальной философии. Тема II. Социальная философия XVII века в форме "гражданской философии. (8 часов) Общество как правовой порядок. Соединение естественно-правовых концепций и теорий общественного договора - ядро гражданской философии и концентрированное выражение юридического мировоззрения. Общество как правовой порядок и общественный человек как правосубъект. Философское обоснование и содержание теорий естественного права. Понятие естественного права как сущности всякого права. Естественное право и естественные законы. Соотношение "естественного" и "положительного" права. Концепции “естественного состояния” и общественного договора в социальных теориях XVII в. Гоббс о предмете, задачах и методе гражданской философии. Метафизическое обоснование "природы человека". Дедукция содержания социальной философии из асоциальной трактовки “природы человека”. Проблема порядка в философии и социальный порядок. Проблема социального порядка. Тождество общества и государства. Принцип совпадения “познаваемого” и “сделанного” в социальной философии Гоббса. Эволюция понятий естественного права и естественного закона в социальной философии Гоббса, Спинозы и Локка. Начало ограничения "юридического мировоззрения" у Локка. Локк о трех видах законов. Последующая эволюция содержания и роли юридического мировоззрения, естественно-правовых и договорных концепций в классической социальной философии. Общество как искусственная реальность. Проблематика искусственного в истории философии: общество как искусственное. Ф.Бэкон о соотношении искусственного и естественного. Каузальные ряды и кондициональные связи; причины и правила действия. Искусственное в контексте теории целерационального действия. Понимание искусственного как объективированной воли и овеществленного знания. "Субъективный принцип" в трактовке искусственного. Гражданская философия XVII в. об обществе как рационально конструируемом искусственном общественном порядке. Фундаментальное значение разграничения естественного и искусственного. Конкретизация трактовки искусственного применительно к общественной реальности. Гоббс о своеобразии "общественного искусственного". Тождество искусственного и общественного у Гоббса; "Левиафан" как "искусственный человек". Понятия "естественной" и "искусственной" личности. Естественное и искусственное в трактовке "естественных законов" в гражданской философии XVII в. Искусственный нормативный порядок; предписания и правила. Общественное искусственное как коллективное, основанное на общественном соглашении и признании. Новые тенденции в понимании искусственного Локком. Локк о происхождении собственности и стоимости. Итоги исследования проблематики искусственного в гражданской философии XVII в. и его ограниченность. Проблематика свободы и власти в гражданской философии XVII в. Своеобразие и значение разработки проблематики свободы в классической европейской философии. Главные направления и тенденции в исследовании свободы. Механистический детерминизм Гоббса и проблема свободы. Понятие "негативной свободы". Абсолютизм и этатизм социальной философии Гоббса. Гоббс о проблеме свободы и моральной ответственности. Субстанциализм и объективизм в социальной философии Б.Спинозы. Этика в философии Спинозы. Спиноза о статусе и основаниях т.н. "ценностных категорий". Детерминизм и проблема свободы. Спиноза о неотъемлемых естественных правах и оптимальном устройстве государства. Философское обоснование либерализма Локком. Эволюция взглядов Локка на проблемы морального закона и практического действия. Локк о механицизме и нравственности в трактовке свободы. Распространение принципов свободы, автономии и суверенности на общественных индивидов. Философское обоснование возможности, реальности свободы, автономии и индивидуального плюрализма в “Опытах о человеческом разумении”. Психологический гедонизм и утилитаризм Локка Характеристика естественного состояния и своеобразие трактовки общественного договора Локком. Общество и государство, типы законов в обществе. Либерализм Локка. Неотъемлемые права и свободы индивидов. Функции государства и его организация. Концепция правового государства. Проблематика "сущего" и "должного"; теоретико-познавательное и программно-нормативное содержание в гражданской философии и в классическом либерализме. Итоги последующей теоретической и моральной критики социальной философии либерализма. Либерализм как концепция социальных правовых технологий. Тема III. Социальная философия в форме "моральной философии. (6 часов) Признание ограниченности трактовки общества как правового порядка. Анализ “внеправовых” (нравственной и экономической) сфер общественной жизни в социальной философии XVIII в. “Моральная философия” английского Просвещения как типологически альтернативная гражданской философии историческая форма социальной философии. Понятие "моральной философии" в истории социальной философии. Отношение моральной философии английского Просвещения к идеям гражданской философии. Концепция социального морального чувства в “природе человека” как основания общественности. Теоретическая модель “человека морального” и концепция "общего морального чувства". Социальное моральное чувство в концепциях Шефтсбери и. Ф.Хатчесона Автономия и самоценность морального чувства; критика утилитаризма и гедонизма. Эмпирико-психологическое обоснование Ф.Хатчесоном специфики моральной мотивации и моральных оценок. Б.Мандевиль о происхождении и роли морали в обществе. Относительность и взаимопревращение добра и зла. Б.Мандевиль о позитивной общественно-исторической роли зла. Моральная философия Д.Юма. Предмет и метод моральной философии Юма. Философская система Д.Юма. Критика рационалистических и репрезентативных концепций морали. Юм о познании и целеполагании. Разум и мотивация практического действия; пересмотр Юмом классической концепции морального закона. Обоснование нередуцируемости “сущего” и “должного”. Юм об необходимой детерминации общественной нравственности и моральном чувстве в мотивации нравственного поведения и оценок. "Социологизация" моральной философии и “социальный функционализм” Д.Юма. ” Юм об “искусственном” и “естественном", о генезисе и функционировании в нравственности. Критика Юмом концепций естественного состояния и общественного договора. Политические идеи Юма: свобода и власть, власть и поитика.. А.Смит как “моральный философ” и “классик политэкономии”. “Человек моральный” и “человек экономический”. Психологизация Смитом моральной философии; симпатия как психологическй механизм морального чувства и оценок, проблемы истории нравственных идей. Собственность и трудовая теория стоимости. Анализ Смитом исторических типов общественного материального производства и периодизация истории. Результаты и ограниченность и моральной философии английского Просвещение. Ее отношение к традиции юридического мировоззрения. Последующая эволюция попыток обоснования социальной философии на принципах моральных основаниях в XVIII в. Тема IV. Становление философии истории. (12 часов) Возможность и действительность философии истории. "Открытие истории» в качестве предмета философствования и перспектива смены фундаментальных философских оснований в процессе перехода от субстанциализма к историзму. Социальная философия французского Просвещения. Своеобразие и общая характеристика социальной философии французского Просвещения. Отношение французских просветителей к фундаментальным основаниям класической социальной философии. Программа общественного переустройства через преобразование сознания. Нормативная трактовка “Природы” (естественного) и “Разума” (разумного, истинного) как основание социально-критической идеологии французского Просвещения. Проблематика естественного и искусственного. Отношение французских просветителей к традициям “гражданской” и “моральной” социальной философии. Моральная составляющая в идеях французских просветителей. Политизация социальной философии: соединение права, морали и политики. Проблематика “личность и общество”. Универсализация роли среды и воспитания в концепции “разумного эгоизма” К.А. Гельвеция. Проблемы философии истории. Нормативная трактовка "природы человека" и признание несовпадения сущности и существования человека как предпосылки просветительских версий философии истории. Разработка понятия естественно-исторического процесса. Рационалистически-нормативная трактовка исторического процесса во французском Просвещении. Проблематика единства, цели, смысла и конца истории у французских просветителей. Проблематика "двуслойности" исторического процесса у просветителей. Просветительские версии общественного прогресса и его критериев. Тюрго и Кондорсе о прогрессе и этапах исторического развития человечества. Ш.-Л.Монтескье. Отгношение к естественно-правовым и договорным теориям. Разработка Монтескье идей социально-исторического детерминизма и их конкретизация. Историзация юридического мировоззрения у Монтескье. Понятие и типы общественных “законов”. Концепция исторического детерминизма. Понятие “Духа законов” Моральная интерпретация принципов политического правления у Ш. Монтескье. Социальная философия и философия истории Ж.-Ж.Руссо. Руссо о возможностях теоретической реконструкции истории и ее методе. “Естественный человек” и критика цивилизованного состояния. Руссо о начале истории, о стадиях исторического процесса о его противоречивости и необратимости. Выводы Руссо об историчности “природы человека” и ее самосозидании человеком в ходе истории. Своеобразие трактовки "общественного договора" у Руссо. Проект оптимального правового порядка в “Общественном договоре”. Всеобщий суверенитет народа и “общая воля”. Пересмотр оснований юридического мировоззрения: концепция естественных прав и естественного закона. От "социального атомизма" к принципу целостности. Отношение “демократической идеи” к “либеральной идее”. Образ “законодателя” и государственная организация публичного воспитания народа. Своеобразие морализма Руссо. Место Руссо в социальной философии французского Просвещения. Философия истории Дж.Вико. Концепция “вечной идеальной истории”; логическое и историческое. Трансцендентное и имманентное в историческом процессе. Принцип “познанноге-сделанное” и обоснование гуманитарно-исторического знания. Единство и целостность истории, схема исторического процесса и проблема "циклизма" в философии истории Вико. Проблемы методологии исторического познания в философии истории Вико. Представление об “исторической дистанции”. Теория мифа и программа реконструкции “исторических значений” мифов. Философия истории Гердера. Концепция динамического бытия природы; и общества, а его История природы и история человечества. Философия культуры и историческая антропология; своеобразие гердеровского понимания культуры. Философия истории Гердера как теория культурно-исторического процесса. Философский историзм Гердера. Главный закон истории. Вариативность, многообразие и противоречивость культурно-исторического процесса; проблемы его единства, общей направленности и смысла. Гердер о самоцельности и самоценности исторических состояний и форм культуры. Критика европеоцентризма. Проблема прогресса в философии истории Гердера; прогресс развития гуманности. Своеобразие историзма Гердера. Гердер о философии истории и ее методах. И. Кант и завершение классической социальной философии. Социальная философия Канта в форме априорной нормативной философии права. Возможность и статус “социальной философии” в трансцендентальном идеализме Канта. Кант о взаимосвязи морали, права и политики. "Метафизические начала учения о праве". Категорический императив права. Идеи чистого практического разума о естественном праве, естественном и правовом состоянии, общественном договоре, государстве и власти в их отношении к эмпирической общественной реальности. Кант и завершение эволюции юридического мировоззрения в социальной философии Нового времени. Социальная проблематика в "Антропологии с прагматической точки зрения". Телеология истории Канта. Проблема истории в ее целостности и смысле как “предмета” познания; невозможность философии истории в научно-теоретической форме. Философия истории в контексте телеологической способности суждения. “Субъективизация” смысла и целей истории в телеологии истории. История и культура в контексте “природы”. “Физикотелеология” и “этикотелеология” истории; история объективаций “по плану природы” и “история из свободы”. Культура как “последняя цель природы”. Кант о “культуре воспитания”, “культуре умений” и гражданско-правовом состоянии как условиях осуществления свободы. Всемирно-гражданское состояние как цель истории "по плану природы". Механизм реализации “целей природы” в истории: свобода и антагонистическое общение. Кант о возможности всемирного правового состояния и “вечного мира”. "История из свободы" и идеал “этической общности” людей. Ф. Шиллер о философии истории. Разделение труда и формирование “частичного человека” в истории, критика культуры. Шиллер о “свободе в явлении” и игре. Утопия “эстетического государства” Шиллера. 3.3. Вопросы и задания для самостоятельной работы В качестве самостоятельной работы для студента, изучающего данный специальный курс, предлагается выбрать один из рекомендованного списка первоисточников (основной литературы), изучить его, осмыслить и отчитаться о результатах своей работы преподавателю в письменной или устной форме (по усмотрению преподавателя) 3.5. Примерная тематика рефератов, курсовых работ по дисциплине Выполнение студентами курсовых работ и обязательных рефератов в письменной форме по курсу не предполагается. 3.6. Примерный перечень вопросов к зачету по курсу Помимо необходимого для получения зачета самостоятельного освоения одного из первоисточников (п. 3.3.) предлагается примерный перечень основных вопросов по содержанию лекционного курса:
4. Учебно-методическое обеспечение курса. 4.3. Материальная обеспеченность дисциплины, технические средства обучения и контроля Стандартно оборудованные аудитории. Компьютерная программа "Философская электронная библиотека" в читальном зале философского факультета СПбГУ. 4.7. Литература 4.7.1. Основная Источники: Болинброк. Письма об изучении и пользе истории. М. 1978. Бэкон Ф. Великое восстановление наук // Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1977. Бэкон Ф. Новый органон // Там же. Т. 2. М., 1978. Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций. Л. 1940. (М. 1994). Вольтер. Филос. соч. М. 1988. Гельвеций К.А. О человеке. // Гельвеций К.А. Соч. в 2-х т. Т.2. М. 1974. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М. 1977. Гоббс. Левиафан... // Гоббс. Соч. Т.2. М.1989. Гоббс. О гражданине. // Гоббс. Соч. Т.1.М.1991. Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке». // Дидро Д. Соч. в 2-х т. Т.2. М. 1991. История в Энциклопедии Дидро и д ’Аламбера. М. 1978. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. // Кант И. Соч. в 6-ти т. М. 1963 -1966. Т.6. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. // Кант И. Соч. в 6-ти т. М. 1963 -1966. Т.6. Кант И. Критика способности суждения. // Кант И. Соч. в 6-ти т. Т.5. Кант И. Критика способности суждения. СПб. 1995. Кант И. Метафизика нравов. // Кант И. Соч. в 6-ти т. Т.4 (Ч.2). Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М. 1936. Локк Дж. Опыты о человеческом разумении. // Локк Дж. Соч. в 3-х т. М. 1985 -1988. Т.1. Локк Дж. Опыт о законе природы. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч. в 3-х т. Т.3. Мабли Г.-Б. Об изучении истории. О том, как писать историю. М. 1993. Мандевиль Б. Басня о пчелах. М. 1974. Монтескье Ш.-Л. О духе законов. Монтескье Ш.-Л. // Избр. произв. М. 1955. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М. 1969. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. 1962. Смит А. Теория нравственных чувств. М. 1997. Спиноза Б. . Этика. // Спиноза Б. Избр. произв. в 2-х т. М. 1957. Т.1. Спиноза Б. .Богословско-политический трактат. // Там же. Т.2. Спиноза Б. Политический трактат. // Там же. Тюрго А.Г. Избр. филос. произв. М.1937. Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2-х т. М. 1955. Философия в Энциклопедии Дидро и д’ Аламбера. М. 1994. Хатчесон Ф. Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели. // Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М. 1973. Шефтсбери. Моралисты. Опыт о свободе. // Шефтсбери. Эстетические опыты. М. 1975. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании. О наивной и сентиментальной поэзии. // Собр. соч. в 7-и т. Т.6. М. 1957. Юм Д. Трактат о человеческой природе... // Юм Д. Соч. в 2-х т. М. 1965. Т.1. Юм Д. Исследование о принципах морали. // Юм Д. Соч. в 2-х т. М. 1965. Т.2. 4.7.2. Дополнительная Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М. 1991Асмус В.Ф. Маркс и буржуазный историзм. // Асмус В.Ф. Избр. филос. труды в 2-х т. Т.2. М. 1971. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М. 1987. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и реформации. М. – Иерусалим. 200. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX -начала ХХ века. М. 1988. История теоретической социологии. Т.1. От Платона до Канта. (п/ред. Ю.Н.Давыдова) М. 1995. Калинников Л.А. Проблемы философии истории в системе Канта. Л. 1978Киссель М.А. Вико. М. 1980. Кленнер Г. От права природы к природе права. М. 1988. Коллингвуд Дж. Идея истории. Автобиография. М. 1980. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. М., 1981. Кузнецов В.Н. Мееровский Б.В., Грязнов А.В. Западно-европейская философия XVIII века. М., 1986. Маркс К. К еврейскому вопросу. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. Маркузе Г. Разум и революция. Гегель и становление социальной теории. Милютин Ю.Е. Философия "здравого смысла" в контексте культуры английского Просвещения. СПб. 2002. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. М. 1983. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии XVII-XVIII веков. М.1969. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М. 1974. Перов Ю.В. Социальная философия Нового времени. // Очерки социальной философии. СПб. 1998. Плеханов Г.В.. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. // Избр. филос. труды в 5-ти т. Т.1. М. 1955. Просветительское движение в Англии. М. 1991. Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург. 2001. Соловьев Э.Ю. Кант и взаимодополнительность морали и права. М. 1992. Соловьев Э.Ю. Феномен Локка. // Э.Ю.Соловьев. Прошлое толкует нас. М. 1991. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М. 1994. Философия культуры. СПб. 1995. (СПб. 1998) Философия ранних буржуазных революций. М. 1983. Французское просвещение и революция. М. 1989. Фуко М. Слова и вещи. СПб. 1994. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Время картины мира.// Хайдеггер М. Время и бытие. М. 1993. |
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Тематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и примерное... Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по... | Тематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Тематический план учебной дисциплины 7 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Тематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Тематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Паспорт примерной программы учебной дисциплины структура содержание... У спо «Казанское училище олимпийского резерва» по специальности 100401 Туризм, в соответствии с примерной программой учебной дисциплины... |