Оглавление





НазваниеОглавление
Дата публикации18.02.2015
Размер248 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы


Л. Е. Балашов
О м и р е
Держу Вселенную

на кончике пера
О. Малевич

Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека.
Л. Фейербах
ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Мировоззренческие вопросы 1

Как по-разному оценивают мир… 7

Активное отношение к миру 9

2. Из книги «Новая метафизика» 11

Концепция 11

Категории — краски и кисти философа 12

Приложение. Высказывания разных авторов о мире и отношении человека к миру 16

1. Мировоззренческие вопросы



Перед каждым человеком рано или поздно встают вопросы, которые можно было бы назвать мировоззренческими. Что такое мир? Что он собой представляет? Каков он? Почему он такой, а не другой? Существует ли он от века, всегда или же сотворен и управляется богом-богами?

От нашего отношения к миру зависит то, как мы его себе представляем, какие мы сами.

Так, давно подмечена зависимость оценки мира, других людей от того, каков сам человек. Л. Фейербах, например, говорил: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека». Человек представляет мир таким, каков он сам.

Если он представляет мир полным зла, то он скорее всего сам таков или считает себя жертвой, пребывает в состоянии постоянной душевной дисгармонии (тревоги, беспокойства, недовольства).

У Шекспира есть такие строки: «И видит он в любом из ближних ложь,/Поскольку ближний на него похож.» (Сонет № 121)1

О том же писали В. В. Стасов («Всякий негодяй всегда подозревает других людей в какой-нибудь низости»2), М. Ю. Лермонтов («Если человек сам стал хуже, то все ему хуже кажется») и многие другие. Грузинская мудрость гласила: «злой человек полагает, что все люди подобны ему».

И, напротив, «чем порядочнее человек, тем труднее ему подозревать других в бесчестии» (Цицерон).

Верующий (христианин или мусульманин) представляет мир творением Бога, а неверующий склонен полагать, что мир существовал от века, «не создан никем из богов и людей» (Гераклит).

На поведение людей влияет вопрос о том, кто-что управляет их жизнью: бог (боги), судьба, рок, фатум, что-то другое — и в какой мере.

Представление о том, что мир создан богом (богами) и управляется им (ими), оказывало и до сих пор оказывает серьезное влияние на поведение многих людей.

Материализм и идеализм, теизм и атеизм, фатализм и волюнтаризм, детерминизм и индетерминизм, рационализм и мистицизм — это всё позиции-установки, которые играют существенную роль в жизни людей.

Люди всегда задавались вопросом, что такое мир, и что от него ждать? Одна из наиболее ранних картин мира — библейская. В первой книге Библии (точнее “Ветхого завета”) «Бытие» нарисована картина того, как возникает мир (бытие). Согласно этой картине мир создан Богом, неким всемогущим существом, который, однако, думает, говорит и действует как человек. Бог, по Библии, существовал еще до возникновения мира. Он создал мир за шесть дней: сначала сотворил небо и землю, затем свет, затем сушу и воду, затем растительный и животный миры. На шестой день он сотворил человека. Вот так схематично изображается сотворение мира. С точки зрения современной науки, эта картина происхождения мира не выдерживает никакой критики. За шесть дней создать все многообразие окружающего мира невозможно. Некоторые богословы предлагали рассматривать эти шесть дней не как календарные дни, а как очень большие исторические периоды. Это предложение не поддержали, поскольку тогда надо было пересматривать всю концепцию Библии. В самом деле, в Библии говорится именно о шести днях творения. Бог, как какой-то ребенок или скульптор, на шестой день лепил человека по имени «Адам» из глины, а женщину по имени “Ева” создал якобы из ребра Адама. Указывалось также, что на седьмой день Бог отдыхал. Ясно, что речь идет не о каких-то больших исторических периодах, а о днях. Эта библейская картина мира сохранилась до наших дней и верующие, хотят они этого или нет, должны ее признавать. Было время, когда верующие совершенно серьезно считали, что у женщин должно быть на одно ребро больше, чем у мужчин. Их предположение не подтвердилось, так что, с этой точки зрения, невозможно представить, чтобы женщина была создана из ребра мужчины.

Библейская картина мира — не единственная религиозная картина мира. Развитая картина мира имеется, например, в индуистской религии.

В последние столетия сформировалась научная картина мира. Она основана на данных астрономии, физики, химии, биологии и выступает обычно как антитеза религиозной картине мира.

Ученые в результате своих исследований выяснили что собой представляет окружающий мир. В частности, они определили, что наша Земля существует 4 с половиной миллиарда лет а наша часть вселенной существует не менее 15 – 18 миллиардов лет, что границы Метагалактики отстоят от нас где-то на расстоянии 15-18 миллиардов световых лет. Световой год – это земной год, за который пробегает световой луч (его скорость равна 300 тысяч километров в сек). Физики установили, что в основе всех процессов, взаимодействий нашей части вселенной лежат 4 фундаментальных взаимодействия: электромагнитное, гравитационное, сильное (ядерное), слабое. Они также установили, что вещество состоит из молекул и атомов, атомы — из элементарных частиц: электронов, протонов и нейтронов, а те, в свою очередь, состоят из кварков, субэлементарных частиц с дробным электрическим зарядом.

Научная картина мира опирается на всю совокупность наблюдений, экспериментов, расчетов, которые ученые проделали на протяжении последних 2000-2500 лет. Она основана также на познании законов природы: физических, химических, биологических. Совокупность всех этих научных знаний дает в общем и целом научную картину мира.

Наука не дает, однако, полного, исчерпывающего представления о мире. Нет таких ученых, которые бы занимались миром в целом. Разные науки дают только мозаичную, фрагментарную картину мира. По-настоящему о мире в целом могут говорить только философы. Но философы — не ученые, они не исследуют природу, а лишь осмысляют то, что другие люди выработали как знания, т. е. через призму научных знаний и представлений философы осмысляют мир.

Если ученые осмысляют мир с помощью открытий, т. е. с помощью познания законов природы и явлений, то философы осмысляют мир через всю совокупность научных знаний, через весь исторический и личный опыт. Все эти знания они пропускают через свой разум. Главный инструмент философского осмысления мира – фундаментальные философские понятия, категории. Иными словами, философы рисуют картину мира с помощью категорий. Философская картина мира есть категориальная картина мира, а категории — это как бы кисти и краски философа. Речь идет о таких понятиях как бытие, материя, движение, пространство, время, качество, количество, возможность, действительность, причина, следствие, необходимость, случайность, тождество, противоположность, противоречие... Насчитывается более ста философских категорий.

Все люди имеют в голове ту или иную картину мира, но одни осознают это, а другие нет. И те, кто осознают, занимают ту или иную мировоззренческую позицию, в частности, причисляют себя к материалистам, идеалистам или как-то иначе характеризуют свои взгляды.

Разные философы рисуют разные категориальные картины мира.

Одни философы берут какую-то одну категорию за основу. Они понимают мир как некоторое монархическое государство, управляемое одной категорией-монархом, или как своеобразную матрешку, которая содержит внутри себя множество маленьких матрешек, т. е. одна большая категория последовательно включает в себя меньшие категории.

Так, Спиноза брал за основу своей картины мира категорию субстанции и путем последовательного деления этой категории на множество составляющих (атрибутов и модусов) рисовал категориальную картину мира. Субстанция Спинозы имела два атрибута — мышление и протяжение, а они, в свою очередь, имели разные модусы (видоизменения). У протяжения Спиноза предполагал такие модусы как пространственное движение, время, необходимость, случайность, закономерность...

Русский философ В. С. Соловьев выдвигал в качестве главной категории, объясняющей мир, категорию всеединства.

Этих философов называют монистами – от слова монизм.

Другие философы представляли мир как некоторую совокупность, республику категорий. Они не выделяли какую-то одну категорию в качестве главной. Их называли плюралистами.

Что такое категория? Самое общее определение таково: категория есть разряд, класс чего-либо. Если говорить о философских категориях, то это разряд, класс определенного рода понятий. В реальной действительности также есть определенные категориальные срезы-стороны, которые выступают как объективные категориальные определения мира. Иными словами, есть определенные разряды-классы каких-то реальностей. Например, когда мир рассматривается в пространстве и времени, то этим он определяется в двух категориальных срезах: в виде пространства и времени. Когда определяем что-то как действительное или возможное, то рассматриваем мир в разрезе действительности и возможности. Если теперь возьмем, то с помощью этих понятий порядок и хаос осмысляем мир либо как упорядоченный, либо как хаотический, либо как то и другое вместе. Чего больше в мире: порядка или хаоса? — фундаментальная философская проблема. Согласно некотором мифологическим представлениям, вначале был хаос, из которого возникает порядок, т. е. мир как бы движется от хаоса к порядку.
(Представление о том, что «порядок из хаоса», — весьма древнего происхождения. У многих народов существовала легенда о первозданном хаосе, из которого впоследствии высшие силы создали гармонический мир. Так, в одном из гимнов древнейшего письменного памятника «Ригведа» говорится, что бог «развил прекрасный мир из бесформенного хаоса, который был все, что тогда существовало»1. Гесиод в «Теогонии» также пишет: «Ранее всего был Хаос». Это представление о первозданном хаосе, пишет А.Н.Аверьянов, «сохранилось до наших дней. Многие космогонические гипотезы строятся на допущении первоначального хаотического состояния вещества». «И самым уязвимым их местом, — справедливо заключает он, — является объяснение перехода от хаотического состояния материи к упорядоченному»2.)
Самый фундаментальный уровень категориальной картины мира – естественная система объективных категориальных определений мира (категориальная структура мира). Можно строить разные версии существования этой естественной системы. Категориальные определения – не просто некоторая совокупность, множество определений; они расположены в определенном порядке. Например, пространство мы рассматриваем в связке-блоке с временем и движением. Категориальная структура мира обусловливает-порождает категориальный строй мышления (категориальную структуру, категориальную логику мышления). Категориальный строй мышления есть результат 1) становления живой природы, живого организма, вплоть до высших живых существ, и 2) исторического развития человека, его познания и практики. Он отражает категориальную структуру мира и отражает в той мере, в какой человек способен решать практические задачи. Не больше и не меньше. Это значит, что о полном соответствии категориального строя мышления и категориальной структуры мира говорить нельзя.

Категориальный строй мышления возникает в мозгу человека очень сложным путем: и на основе биологического развития-становления, и на основе исторического, и основе индивидуального развития-становления.

Наше категориальное мышление выражается прежде всего в виде вопросов, местоимений и местоименных наречий. Вопросы кто? что? обозначают предмет, вещь, тело, организм, живое существо. Кто означает одушевленный предмет, что – неодушевленный. Это первое категориальное различие между живым и неживым. Вопрос какой — какого качества, сколько — указывает на количество, где – на пространство, когда – на момент времени, куда – на движение. Эти вопросы показывают, что человек мыслит категориально. Такое мышление формируется еще в детском возрасте. В виде понятий категории осмысляются на более поздней ступени развития-становления человека. Тогда же формируется и категориальный строй мышления.

Таким образом, мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий.

Категориальное мышление, которое осознается в виде вопросов и понятий, — это вторичные категориальные определения. Философские понятия-категории, выработанные в процессе исторического развития философии, — это уже третичные категориальные определения.

Как по-разному оценивают мир…


Мир прекрасен или безобразен, мир добр или полон зла… и т. д. и т. п. Отчего так бывает, что разные люди по-разному и даже противоположным образом оценивают мир?
В знаменитой песне Д. Тухманова поется:
«Ты проснешься на рассвете

Мы с тобою вместе встретим

День рождения зари.
Как прекрасен этот мир, посмотри-и!

Как прекра-асен этот ми-ир!

Как прекрасен этот мир, посмотри-и

Как прекра-а-асен этот мир!»

(Слова В.Харитонова, исп. ансамбль «Веселые ребята»)
Действительно, под влиянием любви человек начинает восхищаться миром.

Если человек переполнен положительными эмоциями, если он растет-развивается, если жизнь его успешна, то он, безусловно, положительно относится к миру.
Если же человек плохо относится к миру, к людям, то можно сделать вывод, что он живет неблагополучной жизнью.

Один самодеятельный поэт прислал мне такое стихотворение:

Мир озверел от жадности и алчи,

Из глоток друг у друга прибыль рвут,

А в это время там, где нищенский приют,

Голодное дитя тихонько плачет.
Доколе те, кто сердцем ожирел,

Высасывая ссудные проценты,

Нас превращая в доноров,

Себя - в реципиентов,

Нас будут направлять в поток бездарных дел?
Доколе, приучая нас ходить

По ранее начертанному кругу,

Пронырливый, нам неизвестный гном,

Натравливать посмеет друг на друга

Народы, коим нечего делить,

Их попаляя земли, долы, веси

Из ненависти вспыхнувшим огнём?
Проснётся ль в нас желание простить

Друг другу давние, надуманные споры,

И с древности известные споры

В общеньи нашем снова утвердить -

-Любовь к друг другу, совесть, вольный труд -

Когда безумству нашему придут

На смену?
Мир озверел - от жадности и алчи

Из глоток друг у друга прибыль рвут,

А в это время там,

Где нищенский приют,

Голодное дитя тихонько плачет...
В.П.Лаврищев 21.12.2005. Зеленоград
Автор порочит, осуждает мир, ссылаясь на наличие в этом мире людей, ожиревших сердцем и паразитирующих на других. Здесь, как мне кажется, логическая ошибка поспешного обобщения. Он сосредоточил внимание на негативных явлениях жизни и придал им вселенский масштаб. Первопричина же такого поспешного обобщения — неблагополучная жизнь автора. Его переполняют негативные эмоции, связанные может быть со здоровьем, с возрастом, с неблагополучием в делах, в семье…

Активное отношение к миру


В знаменитой песне «Машины времени» имеются такие слова:
Не стоит прогибаться под изменчивый мир

Пусть лучше он прогнется под нас.

(Андрей Макаревич)
Эти слова порождены энтузиазмом молодости и они имеют вполне положительный смысл.

Однако не всегда стремление изменить мир похвально. Человечество имеет, к сожалению, печальный опыт в этой области. Я имею в виду, прежде всего, марксистских преобразователей.

11-й тезис Маркса о Фейербахе гласил: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Вот Маркс и предложил проект изменения мира на основе своей концепции социальной революции. И всячески продвигал его в жизнь... Этот тот случай, когда человек, не очень хорошо изучив ситуацию в обществе, стал действовать в соответствии с тем представлением, которое он выработал. Такого рода активность вредна и опасна. Марксистская философия как бы спровоцировала, подтолкнула активных людей, которых достаточно в каждом обществе, поступать в соответствии с ее представлениями. В частности, она настраивала рабочих на выступление против капиталистов. Маркс утверждал, что новое коммунистическое общество будет рождаться в муках, в результате революции и войн, которые могут длиться до 50 лет. Человечество сильно пострадало от активизма марксистов.

Да и преобразователи природы далеко не всегда правы. Широко известно высказывание И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача». Убедительно вроде бы звучит. Действительно, имеется много случаев, когда мы не ждем милостей от природы а берем их у нее. Например, добываем нефть и газ из недр Земли. Или путем селекции и генной инженерии меняем свойства продуктов питания в благоприятную для нас сторону.

Есть, однако, обратная сторона медали в деле преобразования природы. Всё больше вмешиваясь в кухню природы, мы вольно или невольно нарушаем ее естественные балансы вплоть до того, что губим ее. А губя природу, мы в конечном счете губим себя.

Вот и получается: активное отношение к миру не должно быть залихватским.

2. Из книги «Новая метафизика»

Концепция


Суть концепции в следующем. Мир в некотором роде упорядочен; эта упорядоченность выражается в определенной категориальной структуре или, по-другому, в естественной системе1 категориальных определений мира. Наше мышление отражает категориальную структуру мира в виде стихийно сложившейся системы категорий мышления, категориального строя. Философы осмысляют, исследуют обе эти системы категориальных определений, вырабатывают философские понятия, категории, которые более или менее адекватно отражают и естественную систему категориальных определений мира и категориальный строй мышления.
Вопрос о естественной системе категориальных определений мира — не только вопрос об источнике категориальной логики мышления. Это также и вопрос о том, что такое мир, как он существует сам по себе, как он представляется нам. Является ли он Вселенной астронома, космолога, физической реальностью, сотворенным бытием божиим или просто средой обитания человека. Можно ли вообще говорить о мире в целом, как целом? По крайней мере дважды естественный язык подсказывает нам, что можно. Во-первых, через слово "мир", во-вторых, через слово "мировоззрение".

Далее, можно ли представлять мир в виде конкретной системы материальных тел наподобие атома, планетной системы, галактики или метагалактики? Думается, что нет. Ведь всякая конкретная система ограничена в пространстве и времени. А мир, по выражению Гегеля, нигде не заколочен досками.

Вряд ли мир можно представлять и в виде системы духовных сущностей, гипостазированных понятий. Здесь тоже ограниченность, теперь уже субъективного порядка. Человек-субъект, проецируя свой духовный мир на мир реальный, тем самым ставит себе пределы в осмыслении мира как такового.

Мир, безусловно, является системой, но не конкретных частиц, тел и не понятий, категорий, а того, что отражают понятия, категории. Мир — естественная система объективных, независимых от нас определений, которые отражаются в нашем мышлении в виде понятий и категорий.

Слово “система” употребляется по отношению к категориям, категориальным определениям не в основном категориальном значении, а в значении, которое можно выразить словами “некоторый порядок, строй”, “некоторая группировка”.) замечу, что слово "система" по отношению к миру в целом употребляется с известной долей условности. Это слово выражает лишь одну из категорий, а она в свою очередь отражает лишь какое-то одно определение мира. В строгом смысле о мире в целом нельзя говорить, что он системен или бессистемен, упорядочен или неупорядочен, целостен, един или нецелостен, неедин. Все эти определения являются частными и лишь в своей совокупности могут характеризовать мир в целом.

Категории — краски и кисти философа



Вопрос о картине мира весьма не прост. Все мы интуитивно понимаем, что означает выражение "научная картина мира". Оно родилось скорее всего как антитеза религиозному пониманию мира, религиозной картине мира. Но когда речь заходит о картине мира в философском смысле, то возникают всякого рода вопросы. Главный вопрос такой: существует ли особая философская картина мира, отличная от научной? Положительное решение вопроса напрашивается как будто само собой. Если философия — мировоззрение (буквально "воззрение на мир"), с этим согласны многие, то она не может не быть картиной мира. И если философия отлична от науки, то и философская картина мира не может не отличаться от научной.

В чем же специфика философской картины мира? Научная картина мира изначально является мозаичной, фрагментарной, так как она опирается на совокупность данных, получаемых в разных науках в результате наблюдений и экспериментов. Нет одной, синтетической науки, которая бы исследовала и объясняла мир в целом (как целое). Ведь наблюдения и эксперименты по самому своему существу касаются лишь отдельных частей или сторон мира. Мир в целом в принципе ненаблюдаем и с ним как целым нельзя проводить эксперименты.

Философия, в отличие от науки, не связана с какими-то отдельными наблюдениями и экспериментами. Она опирается на весь опыт человека, который неизмеримо богаче каких-либо наблюдений, экспериментов и связанных с ними гипотез, теорий.

Философская картина мира использует язык категорий — фундаментальных понятий, в которых сконцентрирован индивидуальный и общественно-исторический опыт человека. Категории — это краски и кисти философа, с помощью которых он пишет картину мира. Специфика философской картины мира и состоит в том, что она является категориальной.

Выражение "категориальная картина мира" вполне правомерно. Слово "картина" давно употребляется в самом широком смысле, в том числе по отношению к миру в целом. Выше я говорил о научной картине мира. В ходу такие выражения "физическая картина мира", "библейская картина мира". Чем же хорошо слово "картина"? Во-первых, "картина" означает нечто "отображающее", передающее определенное видение, чувствование человека. Во-вторых, это слово говорит о целостном отображении чего-либо. Уж если картина что-то изображает, то это что-то представляется в целостном, осмысленном виде. В-третьих, слово "картина" несет ту смысловую нагрузку, что оно включает в себя не только логически осмысленный, рассудочный момент, но и момент интуитивный, конкретно-образный, субъективный.

Выражение "категориальная картина мира" передает тот факт, что описание, объяснение мира осуществляется с помощью категорий, а язык категорий — особый язык, не сводимый ни к формально-логическому рассуждательству, ни к интуитивно-гадательному мышлению.

Задача философа сродни задаче художника, пишущего картину. Подобно художнику он передает лишь свое видение мира. Вообще нужно сказать, что философские учения и системы — это лишь ступени в лестнице, ведущей к адекватному осмыслению мира. Никто из философов не вправе претендовать на истину в последней инстанции. Самое большее, на что философ может рассчитывать, это убеждение в том, что его взгляды на данном этапе развития философии ближе всего стоят к истине и отвечают духу времени.

А. А. Гулыга в книге "Гегель" дал наглядную интерпретацию гегелевского взгляда на философию как категориальную картину мира. Эта интерпретация заслуживает того, чтобы привести ее здесь полностью:
"По мысли Гегеля, система категорий, построенная по принципу субординации, соподчинения понятий, есть форма истины. Простой механический набор понятий не передает всей сложности реальных отношений, их взаимообусловленности и взаимопереходов. Задача философии — обнаружить эту реально существующую систему отношений, лежащую в основе как бытия, так и тождественного с ним сознания.

Система категорий дает возможность понять не только мир как целое, но и каждое его наиболее общее отношение, выражаемое той или иной категорией. Поскольку категории выражают связи предельной общности, они не могут быть определены через род и видовое отличие. Их можно осмыслить только в сопоставлении друг с другом, т. е. в определенной системе, каждое звено которой связано с предыдущим и последующим. Подобная система позволяет охватить единым взором и всю действительность, и ее существенное отношение.

Здесь уместна следующая аналогия. Представим себе картину великого художника, разрезанную на куски. Каждый ее фрагмент, взятый в отдельности, говорит о мастерстве автора и заставляет подозревать грандиозность целого, но полностью все это можно почувствовать лишь в том случае, если все разрозненные части картины будут сложены в определенном порядке. Только тогда мы поймем в полной мере и весь шедевр, и каждую его деталь.

Конечно, Гегель был далек от мысли, что система философских категорий может передать все богатство реальной действительности, эта система отражает лишь самые основные, самые общие связи развивающейся действительности. Философия изучает не мир в целом, а мир как целое.

Анатоль Франс однажды остроумно заметил, что философская теория мироздания столь похожа на мироздание, как глобус, на котором нанесены одни только долготы и широты, был бы похож на Землю. Франс хотел высмеять идею философской системы, но между тем он правильно схватил ее суть: она дает человеку ориентиры столь же реальные, как параллели и меридианы, которые, хотя и не проведены на Земле, тем не менее являются не просто выдумкой и помогают человеку осваивать мир"1.
Гегель, как известно, был одним из немногих в истории мировой философии, кто оставил после себя развернутую категориальную картину мира.
————————
Одностороннее понимание детерминизма было характерно для многих ученых недавнего прошлого. Например, для А.Эйнштейна. Напомню его спор с представителями копенгагенской школы физиков (Н.Бором, В.Гейзенбергом, Э.Шредингером и др.) о том, какую роль играет беспорядок, случайность, неопределенность в физических процессах. Защищая позицию физического детерминизма, он утверждал, что все упорядочено («бог не играет в кости»). Копенгагенцы же по главе с Н.Бором отстаивали позицию физического индетерминизма, т. е. считали, что «бог играет в кости», что неопределенность, случайность, некоторая неупорядоченность в физических процессах в принципе неустранима. (На это указывало соотношение неопределенностей В.Гейзенберга).

Приложение. Высказывания разных авторов о мире и отношении человека к миру



***

Игорь Северянин:
Что мне мир

Коль в этом мире нет меня
***

Агата Кристи устами Пуаро:
В мире нет ничего случайного

(Великий белый философ Табер)
***

Андрей Макаревич. Песня «Машины времени»:
Не стоит прогибаться под изменчивый мир

Пусть лучше он прогнется под нас
***

Два мира есть у человека.

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века,

Творим по мере наших сил…
Неизв. Из реферата студентки Сысоевой, апр. 2004 г.
***

Гете: Мы знаем мир только в его соотношении с человеком; мы не желаем никакого искусства, кроме того, которое является отпечатком этого отношения.
***

А. Эйнштейн: Бог не играет в кости
***

Автор одной из первых работ, посвященных экзистенциализму, "Введение в философию экзистенциализма" ("Einfiihrung in der Existenzphilosophie". 1949. S. 114). Мунье (Mounier) писал: "Параноик есть существо, для которого субстанция мира обеднена и одновременно самосознание которого болезненно расширено. Oбедненное сознание, которое он имеет о мире, создает у него ощущение, что всякий, кто участвует в бытии, занимает в нем его место. Другой поэтому представляется ему по большей части в аспекте угрозы и возможной агрессии. Все, что окружает его, касается его и подкарауливает его. Мир — это мир угрозы и концентрированной злобы, ранимым центром которого является он сам.... Он, как больная точка тела, страдает уже при прикосновении и приближении, как будто для него вообще нет больше удобной области, которая является нашей основой в мире. Аналогично и Сартр отказывается от той возможности, что бытие-для-другого можно трактовать как-то иначе, чем нападение, отчуждение собственного и порабощение личности". — Из книги Зотова «Современная западная философия».
***
11-й тезис Маркса о Фейербахе гласил: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
***
«Мир — всё та же выгребная яма» — герой Роберта Ретфорда из фильма, показанного по каналу «Культура» 24.01.05
***
Каждый юноша жаждет изменить мир» (из докум. фильма, показанного по телеканалу «Культура» 3 дек. 2005 г.)
***
Надо себя переделать, а не мир.

Евгений Стеблов, киноартист. Дек.2005 г.
***
А.Ф.Лосев в фильме о нем говорит о «плане управления миром»
***
Слова из песни Тухманова (исп. ансамбль «Веселые ребята»):

«Ты проснешься на рассвете

Мы с тобою вместе встретим

День рождения зари.
Как прекрасен этот мир, посмотри-и!

Как прекра-асен этот ми-ир!

Как прекрасен этот мир, посмотри-и

Как прекра-а-асен этот мир!»
***
Из репертуара ансамбля «Самоцветы»:
Мир непрост, совсем непрост

Нельзя в нем скрыться от бурь и от гроз,

Нельзя в нем скрыться от зимних вьюг

И от разлук, от горьких разлук.

Но кроме бед, непрошенных бед

Есть в мире звезды и солнечный свет!

Есть дом родной и тепло огня!

И у меня есть ты у меня!
***
Известный американский актер Роберт Де Ниро поставил в качестве режиссера свой второй фильм «Ложное искушение». Фильм показывает историю рождения американского ЦРУ через призму жизни одного героя. Герой фильма, шпион Эдвард Уилсон «ради достижения цели жертвует всем, даже собственной семьей… Печальная судьба его шпиона — это отражение мира, который находится в состоянии вечной паранойи» (Мумин Шакиров о фильме «Ложное искушение», радио «Свобода», 22.02.07; 9.55).

Мумин Шакиров e-mail: ShakirovM@rferl.org
***
Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему.

Л.Н. Толстой 12, 234
***
В мире нет трудных дел — нужны лишь усердные люди.

Китайская мудрость
***
Тот, кто любит по-настоящему какого-то одного человека, любит весь мир.

Э. Фромм 12, 117
***
Если говорить о мире в целом, то он, безусловно, не является только средой обитания человека. Мир необъятен и как таковой не подчиняется человеку.

Л. Е. Балашов
***
Каждый человек — это целый мир. Лишая жизни кого-либо убийца обедняет человеческий мир, в том числе и себя.

Л. Е. Балашов
***
Есть великая мудрость в том, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся еще прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию.

А. Франс
***
Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.

А. Дистервег 4, 199
***
Изучая предков, мы узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в этот мир, как и для чего мы в нем живем, как и к чему должны стремиться.

В.О. Ключевский
***
... ничто великое в мире не совершалось без страсти. Всегда дело сводится к тому, каково содержание моего убеждения, какова цель моей страсти, истинны ли та или другая по своей природе.

Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24
***
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; без нее мир словно лишился бы солнца.

Цицерон
***
Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество — весь мир.

Демокрит
***
Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. И, конечно, не пройдет без следа то наставление, которое суждено нам дать, но кто знает день, когда мы найдем себя среди человечества, и кто исчислит те бедствия, которые мы испытываем до свершения наших судеб?

П.Я. Чаадаев (Первое философическое письмо)
***
Мы, люди, — живые существа, часть живой природы. С другой стороны, мы не просто продолжаем живую природу, а создали свой особый, человеческий мир и живем по своим законам, порой наперекор живой природе, вопреки ей.

Л.Е. Балашов
***
Без овладения системой философских категорий, без общей картины мира в голове человек будет жить в этом совершенно новом, сложном и динамическом мире с ощущением, не далеко ушедшим от ощущений неандертальца перед лицом извержения вулкана, землетрясения или тропической грозы. В нем все больше и больше будет расти очень опасное чувство муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев, — с той лишь разницей, где деревья эти выращены им самим.

И.А. Акчурин
***
Философия — универсальная наука о мире. Философ — функционер человечества.

Э. Гуссерль
***
Философия — царица наук. Среди них она занимает приблизительно такое же место, как орган среди музыкальных инструментов. Она их обозревает, сводит в духовное единство, систематизирует и проясняет результаты исследования во всех областях науки, тем самым создавая картину мира, всеобъемлющий и законополагающий синтез, определяющий смысл жизни и место человека в космосе.

Томас Манн
***
Л. Фейербах после прослушивания лекций Гегеля:

Я понял, чего мне желать и к чему стремиться: мне нужна не теология, а философия. Мне нужны не бредни и мечтания, мне нужно учиться! Мне нужна не вера, а мышление! Благодаря Гегелю я осознал самого себя, осознал мир. Он стал моим вторым отцом, а Берлин — моей духовной родиной.1
***
Воспроизвести в понятиях в абстрактной, всеобщей и отчетливой форме всю сущность мира и как отраженный снимок предъявить ее разуму в устойчивых и всегда наличных понятиях — вот это и ничто другое есть философия.

А. Шопенгауэр (“Мир как воля и представление”, § 68)
***
В философском миросозерцании происходит приобщение... личности... к мировому целому. Лицом к лицу здесь становятся “я” и Вселенная. Как ни проблематично это представление о Вселенной, как ни призрачно со строго логической точки зрения, но на известной ступени развития оно неизбежно возникает как идеальное продолжение и идеальная квинтэссенция окружающего мира. Стирая все грани и межи, забывая все частности и дробления, установленные требованиями жизни и науки, человек словно обводит одним широким жестом вокруг себя, объединяя в одно неразрывное, компактное целое бесчисленные формы чувственного мира и спрашивая: “Что есть Всё, захваченное этим жестом? Какое место занимаю в нем я, не я — купец или другой какой-нибудь занумерованный или заэтикетированный член общества, а я во всей совокупности своих сокровенных помыслов и желаний, я, говорящий, как равный с равными, со Вселенной?”...

Философия есть размышление о вещах sub specie (с точки зрения) “Всего”...

П.С. Юшкевич
***
Художник — не пластинка для фотографии, отражающая только настоящий момент: тогда бы в художественных произведениях и жизни не было, и смысла не было. Художник дополняет отрывочность схваченного момента своим творческим чувством, обобщает в душе своей частные явления, создает стройное целое из разработанных черт, находит живую связь и последовательность в бессвязных, повидимому, явлениях, сливает и перерабатывает в общности своего миросозерцания разнообразные и противоречивые стороны живой действительности.

Н .А. Добролюбов
***
Миром правят судьба и прихоть.

Ф. Ларошфуко 10, 183
***
Долг! — Ты возвышенное, великое слово, так как в тебе нет ничего, угодливого, что льстило бы людям… только из него возникают необходимые условия того достоинства, которое и люди могут дать самим себе. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собою (как частью чувственного мира).

И. Кант



1 Шекспир. Сонет 121:

Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть.

Напраслина страшнее обличенья.

И гибнет радость, коль ее судить

Должно не наше, а чужое мненье.
Как может взгляд чужих порочных глаз

Щадить во мне игру горячей крови?

Пусть грешен я, но не грешнее вас,

Мои шпионы, мастера злословья.
Я - это я, а вы грехи мои

По своему равняете примеру.

Но, может быть, я прям, а у судьи

Неправого в руках кривая мера,
И видит он в любом из ближних ложь,

Поскольку ближний на него похож!


2 См.: К. Чуковский. Современники. М.,1962. С. 683.

1 См.: Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1956. Т. 1. С. 80.

2 См.: Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., 1985. С. 30.

1 См. о слове «система» применительно к миру в конце параграфа.

1 Гулыга А. Гегель. М., 1970. С. 93.

1 См.: Л. Фейербах. История философии. Т. 3, М., 1967. С. 373.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оглавление iconБизнес план уличное мини-кафе «Горячие Блины» 2013 оглавление оглавление 2
Обоснование целесообразности использования выбранной бизнес-модели в качестве инструмента достижения поставленных целей
Оглавление iconДоклад Совету при Президенте Российской Федерации по науке и образованию...
«Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы»
Оглавление iconДоклад Совету при Президенте Российской Федерации по науке и образованию...
«Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы»
Оглавление iconВ. В. Кондрашов Всё о гипнозе Ростов-на-Дону "Феникс" 1998 Оглавление...
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Оглавление iconОглавление

Оглавление icon2 оглавление
Оглавление
Оглавление iconТитульный лист. Оглавление

Оглавление iconГромов Сергей, реферат по химии
Оглавление
Оглавление icon3 оглавление 2 151 музыка 154
Биология
Оглавление iconУчебное пособие оглавление начало работы и настройка системы 3

Оглавление iconПрактикум для гуманитарных специальностей. Оглавление. Предисловие. Часть 1 психология

Оглавление iconИнструкция пользователя Grail 2 автоматическая торговая система Оглавление
Установка
Оглавление iconОглавление 3
Общие сведения о профессии. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности. 4
Оглавление iconОглавление
Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний человека
Оглавление iconОглавление
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 14
Оглавление iconОглавление 3
Общие сведения о профессии. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности. 4


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск