Оглавление





НазваниеОглавление
страница1/80
Дата публикации04.04.2015
Размер9.95 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   80
Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник.- М.:Инфйра-М, 2005.- 731с.
ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................. 9

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ....................................................................... 17

1.1. Система наук об управлении ........................................................ 17

1.2. Проблемы исследования истории наук........................................ 26

1.3. Специфические проблемы истории управленческой

мысли ...........................................……………………….......................36

1.4. Основные течения управленческой мысли

с 4-го тыс. до н.э. по XX в.............................................................. 45

Контрольные вопросы................................................................................ 63

Список литературы................................................................................... 64

Часть I. ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX В.

Глава 2. ИСТОКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

(4-е тыс. до н.э. —V в.)............................................................. 70

2.1. Истоки и источники управленческой мысли ................................70

2.2. Идеи управления в трудах мыслителей Древнего Египта

и Передней Азии ............................................................................ 86

2.3. Разработка проблем управления в Древнем Китае.................... 94

2.4. Взгляды на управление государственным хозяйством

в Древней Индии .......................................................................... 125

2.5. Разработка проблем управления в античных государствах

(Древняя Греция, Древний Рим) .................................................143

2.6. Управленческая мысль в Ветхом Завете и Новом Завете ....... 163

Контрольные вопросы........................................................................ 169

Список литературы.............................................................................. 170

Глава 3. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА, ГЕНЕЗИСА И СТАНОВЛЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА (У-Х1Х вв.)..................................................... 172

3.1. Истоки и источники управленческой мысли

в У-ХУП вв. ................................................................................... 172

3.2. Управленческая мысль в Византии .....................................

3.3. Управленческая мысль в феодальной Западной Европе и Англии (У-ХУ1 вв.) ..............................................................

3.4. Истоки и источники ИУМ в ХУ111-Х1Х вв. .............................

3.5. Идеи предпринимательства в Западной Европе ...............

3.6. Классики политической экономии об управлении

(ХУ111-Х1Х вв.) ........................................................................

3.7. Р. Оуэн и социальная ответственность бизнеса ................

3.8. Ч. Бэббидж о специализации и разделении физического и умственного труда .................

3.9. Э. Юр о замещении труда капиталом ........

3.10. «Учение об управлении» Л. фон Штейна.

Контрольные вопросы..............................................

Список литературы.................................................

Часть II. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ (1Х-Х1Х ВВ.)

Глава 4. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ (1Х-ХУШ вв.) .......................................252

4.1. Источники и истоки зарождения ИУМ в России ..............252

4.2. «Русская Правда» ..............................................................271

4.3. Идеи организации местного управления в Московском централизованном государстве........................................275

4.4. О методах управления частным хозяйством

в «Домострое» ....................................................................281

4.5. Важнейшие факторы развития управленческой

мысли в России XVII в. ......................................................285

4.6. Ю. Крижанич ........................................................................290

4.7. А.Л. Ордин-Нащокин ..........................................................303.

4.8. Реформы Петра I как этап развития

управленческой мысли .......................................................311

4.9. И.Т. Посошков ......................................................................315

4.10. М.В. Ломоносов ................................................................. 324

4.11. Екатерина II, другие русские императоры и российское предпринимательство..........................................................327

Контрольные вопросы......................................................................

Список литературы.........................................................................

Глава 5. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ XIX в.

5.1. Основные направления ИУМ в России XIX в. ..................342

5.2. Характеристика и достижения дворянской

управленческой мысли .......................................................345

5.3. Управленческие идеи революционных демократов

и народников........................................................................362

5.4. Обсуждение вопросов управления производством

на торгово-промышленных съездах ..................................390

5.5. Учебные курсы по управлению в университетах России…400

5.6. Вклад государственных деятелей России

в развитие идей управления ..............................................424

Контрольные вопросы.....................................................................

Список литературы........................................................................

Часть III. НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Глава 6. ЗАПАДНЫЕ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ XX в. ...........436

6.1. Школа научного менеджмента Ф. Тейлора ......................439

6.2. Организация и принципы эффективности X. Эмерсона….449

6.3. Административная школа А. Файоля ...............................454

6.4. Школа человеческих отношений .......................................461

6.5. Эмпирическая школа, или Наука управления ................. 470

6.6. Школа социальных систем ................................................480

6.7. Новая школа науки управления ........................................511

6.8. Ситуационный подход в управлении...............................521

Контрольные вопросы....................................................................

Список литературы......................................................................

Глава 7. РАЗРАБОТКА НАУЧНЫХ ОСНОВ

УПРАВЛЕНИЯ В СССР ............................................................ 534

7.1. Становление советской управленческой мысли в 20-е

годы XX в. ..........................................................................534

7.2. Советская управленческая мысль в 30-50-е

годы XX в..................................................................... 562

7.3. Г.Х. Попов о развитии советской управленческой мысли

в 1960-е годы ....................................................................571

7.4. Разработка проблем управления в 70-90-е

годы .............................................................................. 620

Контрольные вопросы.............................................................................. 632

Список литературы ................................................................................. 633

Глава 8. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ........... 637

8.1. Мотивация — как содержание и как процесс ............................ 637

8.2. Концепции лидерства: от лидерских качеств

к обучению .............................………………………………................ 651

8.3. Инструментальные концепции управления ...............................681

8.4. Организационная культура: измерение и управление ............................................................. 694

Контрольные вопросы.............................................................................. 720

Список литературы.................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Перечень направлений научных исследований,

тем курсовых и дипломных работ и научных

рефератов-докладов по ИУМ .............................................. 724

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Характеристика процесса разработки и принятия решения о «Положении о губернских и уездных земских учреждениях….727
Глава 1

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1.1. Система наук об управлении.

1.2. Проблемы исследования истории наук.

1.3. Специфические проблемы истории управленческой мысли.

1.4. Основные течения управленческой мысли с 4-го тыс. до н.э. по XX в.
1.1. СИСТЕМА НАУК ОБ УПРАВЛЕНИИ

Во все времена управление организациями было сложным процессом, сочетавшим в себе элементы научности и искусства. Сегодня этот процесс еще более усложнился, прежде всего в связи с резкими, часто непредсказуемыми изменениями, происходящими как в самих организациях, так и во внешней среде. Рост объема знаний о поведении индивидуума в организациях и общественных процессах, временная и пространственная протяженность бизнес-процессов, постоянное расширение информационного поля и возможностей информационных технологий в управлении организациями, много­вариантность управленческих решений и объективная отдаленность их результатов — все эти факторы характеризуют современную деловую среду. Они, с одной стороны, расширяют возможности в направлениях деятельности организаций, а с другой — подчерки­вают необходимость повышения научной обоснованности выбора и оценки последствий и последействия принимаемых решений. Таким образом, несмотря на лозунг «Менеджмент мертв», роль научной составляющей в управлении организацией по-прежнему остается весьма значимой. Эпиграф к данной главе подчеркивает важность минимизации ошибок в принимаемых сегодня управ­ленческих решениях, что во многом обеспечивается их научным обоснованием.

Это обстоятельство, в свою очередь, требует как дальнейшего развития методологических основ науки управления, так и реше­ния фундаментальных проблем собственно науки управления. К ним относятся, например, спорный до сих пор вопрос о пред­мете науки, о ряде категорий и понятий науки; проблема соотно­шения науки управления с другими науками; проблемы методов организации комплексных научных исследований, соотношения искусства и научности в управлении; проблема измерений в управ­лении социально-экономическими объектами. Даже беглый анализ научных работ и учебников по менеджменту позволяет убедиться в наличии различных интерпретаций категории «предмет науки управления», определений терминов «управление», «менеджмент», «организация», «система управления», «функции управления», «организационная структура», «механизм управления», «лидерство», «организационная культура», «стратегическое управление», «органи­зационное поведение», «организационное развитие», «управление изменениями», «эффективность управления».

Можно указать несколько причин, объясняющих существова­ние такого многоликого состояния науки управления, которое, естественно, не способствует ее развитию и порождает полную сумятицу в умах пользователей ее рекомендациями. Укажем только на одну, но наиболее важную, на наш взгляд, методологическую причину. Это — отсутствие налаженных (реальных и эксперимен­тальных) процедур проверки истинности научных гипотез и идей в науке управления. Указанная причина, в свою очередь, обоснована методологической спецификой науки управления — это сложность (а иногда и невозможность) проведения специальных многократ­ных управленческих экспериментов, принципиальная неповтори­мость, уникальность конкретных реальных условий, трудность измерений характеристик и результатов экспериментов.

Такое положение наблюдается в большинстве общественных наук. Однако выход из этого положения есть, он обнаружен давно и его довольно успешно используют некоторые науки (политэко­номия, история, демография, правоведение и др.). Он заключается в следующем. В научных исследованиях по управлению следует рассматривать реальный жизненный процесс как материал для экс­перимента, как эмпирический материал, подлежащий специальной научной обработке с целью использования при формировании науки. При этом мы не отождествляем реальный жизненный про­цесс, т. е. общественную практику, и управленческий эксперимент. Соотношение здесь такое же, как и между «данными» и «информа­цией» (или между «наследством» и «наследием»). Иными словами, не всякая общественная практика («данные», «наследство») явля­ется управленческим экспериментом («информацией», «насле­дием»), но всякий эксперимент есть целенаправленно отобранная и научно обработанная часть общественной практики.

Управленческий эксперимент требует проведения специфи­ческих процедур над имевшей место в прошлом общественной практикой. В этом случае на основе определенных научных кон­цепций (или схемы рассуждений) и для решения поставленной научной задачи исследователь осуществляет выбор определенных эпохи и региона для «проведения» управленческого эксперимента, т. е. для сбора определенных данных об общественной практике, об управленческой деятельности с целью получения научных или научно-практических результатов. При этом необходимая «много­кратность» подобного рода эксперимента реализуется, во-первых, за счет уникального свойства управления как деятельности — свой­ства постоянного воспроизводства во все времена, а во-вторых, путем соответствующего специального изучения реальных фактов и процессов, относящихся к предмету науки управления и имевших место в различные конкретные периоды времени и в конкретных исторических условиях.

Поскольку управление как сознательная человеческая деятель­ность по организации производства в целях удовлетворения раз­ного рода потребностей имеет давнюю историю, то, очевидно, столь же продолжительную историю имеют знания, идеи, взгляды и представления об организации управления, которые постоянно сопровождали эту деятельность. Изучение истории как реального управления, так и идей управления необходимо и актуально всегда, когда речь идет о формировании науки управления, об оценке уровня ее достижений, о тенденциях ее дальнейшего развития.

К сожалению, приходится признать, что наука управления — это, пожалуй, единственная из общественных наук, которая до сих пор не осуществляет целенаправленных историко-управленческих исследований. Вы не найдете «исторические» разделы ни в одной классификации научных основ управления организацией. В связи с этим мы считаем, что в силу уникальности предмета и объектов исследования историко-управленческие исследования — это один из наиболее важных и богатейших источников формирования науки и эффективной практики управления. Важнейшая задача историков управления — постоянно превращать управленческое

наследство, т. е. накопленный человечеством многовековой бога­тейший и во многом нетронутый эмпирический и теоретический материал в области управления организациями и хозяйственной деятельностью, в теоретическое наследие, т. е. в осмысленное систематизированное завершенное историко-научное представ­ление (под названием «история управленческой мысли», ИУМ).

В табл. 1.1 приведена классификация научных основ управ­ления, в которой учтены изложенные выше представления об историко-управленческих исследованиях.

Та блица 1.1 Классификация научных основ управления организаций

Фундаментальные




-г-—"—"я"«-я


(методологические)


Прикладные науки


Общие теоретико-


науки




исторические науки


Философия Экономическая теория


Планирование Статистика


Теория (наука) управления организацией


История


Финансы


История управления


География


Учет


организацией


Политология


Право


История управленческой


Социология Психология


Психология управления Социология управления


мысли (в том числе , история науки управления)


Демография


Исследование операций




Кибернетика


Информатика




и др.


и др.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   80

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оглавление iconБизнес план уличное мини-кафе «Горячие Блины» 2013 оглавление оглавление 2
Обоснование целесообразности использования выбранной бизнес-модели в качестве инструмента достижения поставленных целей
Оглавление iconДоклад Совету при Президенте Российской Федерации по науке и образованию...
«Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы»
Оглавление iconДоклад Совету при Президенте Российской Федерации по науке и образованию...
«Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы»
Оглавление iconВ. В. Кондрашов Всё о гипнозе Ростов-на-Дону "Феникс" 1998 Оглавление...
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Оглавление icon2 оглавление
Оглавление
Оглавление iconТитульный лист. Оглавление

Оглавление iconГромов Сергей, реферат по химии
Оглавление
Оглавление icon3 оглавление 2 151 музыка 154
Биология
Оглавление iconУчебное пособие оглавление начало работы и настройка системы 3

Оглавление iconПрактикум для гуманитарных специальностей. Оглавление. Предисловие. Часть 1 психология

Оглавление iconИнструкция пользователя Grail 2 автоматическая торговая система Оглавление
Установка
Оглавление iconОглавление 3
Общие сведения о профессии. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности. 4
Оглавление iconОглавление
Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний человека
Оглавление iconОглавление
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 14
Оглавление iconОглавление 3
Общие сведения о профессии. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности. 4
Оглавление icon2011 оглавление
Ситуация в области укрепления здоровья детей старшего школьного возраста


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск