Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский государственный инженерно- экономический институт (ГБОУ ВПО НГИЭИ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по научной работе и РИД
________________Н.В. Проваленова
«____»____________2011 г.
Рабочая программа
История и филосоФИЯ НАУКИ
|
| Образование: ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ (АСПИРАНТУРА)
|
| Специальность:
| 05.20.01. «ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»
05.20.03. «ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ»
|
| Форма обучения: ОЧНАЯ, ЗАОЧНАЯ
| г. Княгинино
2011 г.
Рабочая программа составлена на основе:
Учебных планов по научным специальностям 05.20.01. «Технологии и средства механизации сельского хозяйства», 05.20.03. «Технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве», утвержденных ректором НГИЭИ 24 августа 2011 г.
Программы-минимума кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» технические науки
Программа рассмотрена на заседании кафедры «Гуманитарные науки», протокол № от «__» _____________ 2011 г. Заведующий кафедрой: к.ф.н., доцент _________________ В.А. Горохов
«_____»_____________20____ г.
Авторы: д.ф.н., профессор ______________ С.П. Макарычев
(подпись) (ф.и.о.)
к.и.н., доцент ______________ О.А. Павлова
(подпись) (ф.и.о.) Согласовано: Методист УМУ ______________ Г.Г. Сироткина
(подпись) (ф.и.о.) Зав. аспирантурой _____________ Е.В. Косолапова
(подпись) (ф.и.о.)
ТРЕБОВАНИЯ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. ТРЕБОВАНИЯ
УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цели и задачи дисциплины: формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций (способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук; способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; способности следовать этическим и правовым нормам; толерантность; способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт и т.д.)
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам развития техники и технологии.
Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных научных тенденций, фактов и явлений.
Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины: дисциплина «Философия» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)
способность понимать закономерности человеческого бытия, развития техники и технологии (ОК -3);
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6), владение категориальным аппаратом по философии, базовыми философскими категориями и понятиями на уровне понимания и свободного воспроизведения;
способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, включая готовность работать с информацией, собирать ее из различных источников, критическому ее восприятию (ОК-9);
способен критически оценивать свои достоинства и недостатки навыками выбора средств развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, готовность обосновывать свою позицию по спорным философским вопросам (ОК- 11);
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по экономической истории, в том числе с использованием современных информационных технологий (ОК-13);
способность анализа явлений, происходящих в мире и науке, основываясь на достижениях мировой и отечественной научной мысли и практики (ПК);
владение системными философскими представлениями о развитии техники и технологий, о мире в целом (ПК).
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
Вид учебной работы
| Трудоемкость
| Итого
| Зач. единиц
| Часов
| Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
| 4
| 144
| Аудиторные занятия
| 1,5
| 54
| Лекции (Л)
| 0,75
| 27
| Практические занятия (ПЗ)
| 0,75
| 27
| Самостоятельная работа аспирантов (СРА)
| 2,5
| 90
| Вид контроля
| -
| Кандидатский экзамен
|
Трудоемкость модулей и модульных единиц дисциплины
Наименование модулей и модульных единиц
| Всего часов на модуль
| Аудиторная работа
| Самостоятельная работа
| Лекции
| ПЗ
| Модуль 1. Введение. Основы философского знания
| 12
| 3
| 3
| 6
| Модуль 2. Техника и наука как составляющие цивилизационного процесса
| 38
| 6
| 6
| 26
| Модульная единица 1
Технические знания древности и античности до V в. н. э.
| 10
| 2
| 2
| 6
| Модульная единица 2
Технические знания в Средние века (V–ХIV вв.)
| 10
| 2
| 2
| 6
| Модульная единица 3
Возникновение взаимосвязей между наукой и техникой. Технические знания эпохи Возрождения (ХV–ХVI вв.)
| 18
| 2
| 2
| 14
| Модуль 3. Смена социокультурной парадигмы развития техники и науки в Новое время
| 46
| 8
| 8
| 30
| Модульная единица 1
Научная революция ХVII в.: становление экспериментального метода и математизация естествознания как предпосылки приложения научных результатов в технике
| 22
| 4
| 4
| 14
| Модульная единица 2
Этап формирования взаимосвязей между инженерией и экспериментальным естествознанием (ХVIII – первая половина Х1Х вв.)
| 24
| 4
| 4
| 16
| Модуль 4. Становление и развитие технических наук и инженерного сообщества (вторая половина ХIХ-ХХ вв.)
| 48
| 10
| 10
| 28
| Модульная единица 1 Становление и развитие технических наук и инженерного сообщества во второй половине ХIХ в. – первая половина ХХ в.
| 22
| 4
| 4
| 14
| Модульная единица 2
Эволюция технических наук во второй половине ХХ в. Системно-интегративные тенденции в современной науке и технике
| 26
| 6
| 6
| 14
| ИТОГО
| 144
| 27
| 27
| 90
| |