Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию





Скачать 217.55 Kb.
НазваниеР оссийской федерации федеральное агентство по образованию
Дата публикации21.02.2015
Размер217.55 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Р


ОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФИЛОСОФИЯ

ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Факультет ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Москва 2008


Разработчики:

Зав. кафедрой философии, доктор философских наук, профессор Сафьянов В.И.,

Рецензенты:

Профессор кафедры философии МГУП, доктор философских наук Мещерина Е.Г.

Зав. кафедрой философии МАТУ, профессор, доктор философских наук Голубчиков А.Я.





Цели и задачи дисциплины:

Цели освоения дисциплины

Цель преподавания философии - совершенствование духовной культуры, формирование философского мировоззрения студентов, овладение основами философского анализа действительности.

Задачи изучения курса философии: раскрытие места и роли философии в жизни общества и человека; понимание специфики и сущности важнейших философских вопросов; систематизированное изучение основных этапов истории философии, важнейших направлений и школ; постижение опыта решения узловых философских проблем.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

4

5







Аудиторные занятия (всего)

68

34

34







В том числе:
















Лекции

34

17

17







Практические занятия (ПЗ)

34

17

17







Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

76

38

38







В том числе:
















Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















Другие виды самостоятельной работы

76

38

38

























Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




зачет

экзамен







Общая трудоемкость час

зач. ед.

144

72

72







4

2

2









Содержание дисциплины

Тема 1. Место и роль философии в культуре

О понятии «философия». Предмет философии и специфика философского мышления. Природа философских проблем и категорий. Назначение философии.

Философия, ее место и роль в системе культуры. Становление философии. Философия и мифология. Философия и наука. Философия и религия. Философия и искусство. Проблема возникновения философии: основные концепции.

Соотношение понятий «философия» и «мировоззрение». Структура мировоззрения. Философия как особая форма мировоззрения.

Структура философского знания: онтология, гносеология, философская антропология, историософия, этика, эстетика, логика.

Проблема систематизации (классификации, типологизации) философских взглядов. Содержание понятий «материализм» и «идеализм». Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.
Тема 2. Античная философия

Общая характеристика и периодизация античной философии. Проблема возникновения древнегреческой философии. Античная и древневосточная философия: основные особенности. Философское содержание античной мифологии.

Начало философии в Элладе: милетская школа о первоначалах. Онтология и диалектика Гераклита. Пифагор и пифагорейцы. Понимание числа как начала сущего.

Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон. Тождество мышления и бытия. Апории Зенона и их философское значение.

Миропонимание Эмпедокла: четыре «корня вещей», «любовь» и «ненависть». «Семена вещей» и мировой ум в учении Анаксагора. Натурфилософия атомистов: Левкипп, Демокрит, Эпикур. Вопросы познания и этики у атомистов.

Релятивизм софистов. Начало антропологической проблематики. Место и роль Сократа в истории философии. Метод Сократа. Этический рационализм Сократа. Сократические школы.

Онтология Платона: иерархия идей. Теория «воспоминаний» в гносеологии Платона. Взаимосвязь этических и политических взглядов Платона. Значение и смысл философского учения Платона.

Метафизика Аристотеля: проблема взаимосвязи материи и формы. Учение о душе. Роль теории познания и логики в «первофилософии» Аристотеля. Этика, эстетика и политика Аристотеля: грани взаимодействия.

Философия эпохи эллинизма. Скептики. Римский стоицизм: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Этика стоиков. Перипатетики. Общая характеристика неоплатонизма.
Тема 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения.

Истоки и основное содержание средневековой философии. Философия и теология. Важнейшие этапы развития средневековой философии: патристика и схоластика. Видные представители западной патристики: Августин и Боэций. Учение Августина об истории общества и новое понимание времени.

Основные этапы развития средневековой схоластики. Центральные идеи и проблемы средневековой философии: теоцентризм, креационизм, проблема соотношения веры и разума, спор о природе универсалий, проблема добра и зла. Крайний и умеренный реализм. Ансельм Кентерберийский как представитель крайнего реализма. Росцелин как представитель крайнего номинализма. Теологический рационализм Абеляра.

Фома Аквинский как представитель зрелого этапа схоластики. Фома о пяти доказательствах бытия Бога и о богословских добродетелях.

Философия европейского Ренессанса: основные черты и специфика. Гуманизм, антропоцентризм и критика схоластики. Натурфилософия европейского Возрождения. Диалектика истины Кузанского: принцип «совпадения противоположностей».

Мировоззренческое значение открытий Коперника, Галилея, Кеплера. Пантеизм у Дж. Бруно. Скептицизм Монтеня. Социальная философия эпохи Возрождения: Макиавелли, Боден, Мор, Кампанелла.

Значение философии эпохи Возрождения в истории культуры и философии.
Тема 4. Философия Нового времени

Своеобразие и основные черты новоевропейской философии ХУ11-ХУ111 в.в. Роль эмпиризма Ф. Бэкона в становлении нового понимания задач философии. Учение о познании Бэкона.

Деизм, дуализм и рационализм Декарта. Принцип методологического сомнения и интуиция. Учение Декарта о врожденных идеях.

Философские взгляды Гоббса на природу человека. Теория «общественного договора» и происхождения государства.

Пантеизм и детерминизм в философских позициях Спинозы. Натурализм и индивидуализм этики Спинозы.

Сенсуализм и эмпиризм Локка, его учение о «первичных» и «вторичных» качествах.

Монадология Лейбница: учение о множественности субстанций. Гносеологические идеи Лейбница.

Гносеологические позиции Дж. Беркли. Скептицизм и сенсуализм Юма в понимании причинности.

Проблемы человека, познания и общества в философии эпохи Просвещения. Особенности французской философия ХУ11-ХУ111 в.в.: основные идеи и представители.

Тема 5. Немецкая классическая философия

Основные характеристики и значение немецкой классической философии.

Особенности философской эволюции Канта. Гносеологический переворот, совершенный Кантом. Априоризм Канта. Антиномии разума и вера. Основы философской антропологии Канта. Чистая воля, нравственный закон и этика долга. Категорический императив Канта и гуманизм.

Диалектика Фихте: единство субъекта и объекта. Общая характеристика «наукоучения» Фихте. Философия как учение о свободе.

Основные этапы философского развития Шеллинга. Натурфилософия Шеллинга. Философия абсолютного тождества духа и природы. «Поздний» Шеллинг: иррационализм и мистицизм. Философия искусства и мифологии.

Философская система Гегеля: ступени развития абсолютного духа. Гегель о тождестве бытия и мышления. Основные принципы, законы и категории диалектики Гегеля. Мораль и нравственность в системе Гегеля. Философия истории.

Антропологический материализм Фейербаха. Человек как «венец природы». Сенсуализм в гносеологии. Критика религии. Новая «религия любви». Сочетание эвдемонизма и разумного эгоизма в этике Фейербаха.

Тема 6. Марксистская философия

Возникновение марксистской философии и основные этапы ее развития. Формирование философских позиций Маркса и Энгельса. Онтология и гносеология марксистской философии. «Основной вопрос философии» у Энгельса. Синтез материализма и диалектики. Понятие истины и практики. Основная задача философии.

Материалистическое понимание истории (исторический материализм). Основные законы развития общества и смены формаций. Сущность человека как «совокупность всех общественных отношений».

Ленинский этап философии марксизма. Социальная ориентация философии. Основные принципы анализа общественных явлений. Философия как идеология.
Тема 7. Русская философия ХУ111 - ХХ в.в.

Философские позиции М.В. Ломоносова. А.Н. Радищев как критик российской политической системы и его философское учение о человеке. П.Я. Чаадаев: оценка истории России. Отражение борьбы западничества и славянофильства в философии.

Философские взгляды Н.Г. Чернышевского: материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. Философские взгляды Ф.М. Достоевского: добро и красота, свобода и ответственность.

Вл. Соловьев и его «философия всеединства». Учение о любви. Этика: «оправдание добра». «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова: проблема преодоления смерти. Философия «русского космизма». Философия ненасилия и любви Л.Н. Толстого. Идеи морального самосовершенствования.

Русская религиозная философия ХХ века. Экзистенциальные идеи в русской философии. Философская эволюция и основные идеи Н.А. Бердяева: понимание свободы, смысл жизни и творчество. Софиология (учения П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова).
Тема 8. Западная философия ХХ века

Современная философия в системе культуры. Многообразие школ и направлений и их типологизация.

Неопозитивизм как «философия науки». Этапы развития и формы неопозитивизма. Важнейшие представители: Витгенштейн, Рассел, Карнап, Поппер. Основные идеи гносеологии неопозитивизма. Философия как «логика науки». Проверяемость и непротиворечивость знаний. Логический атомизм.

Экзистенциализм как явление культуры и как философия. Основные представители: Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю, Марсель. Истоки философии существования. Существование предшествует сущности. Свобода как возможность выбора и ответственность. Проблема истины в экзистенциализме. Человек как «бесполезная страсть». Страх смерти: понятие «пограничной ситуации». Пессимизм «классического» экзистенциализма и оптимизм «позитивного».

Современная религиозная философия: неотомизм и протестанская философия. Возрождение онтологии, гносеологии и этики Фомы Аквинского в неотомизме.

Фрейдизм и неофрейдизм. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

Прагматизм Пирса, Джемса, Дьюи. Успех как критерий истины.
Тема 9. Проблемы онтологии

Учение о бытии. Категория бытия ее смысл и специфика. Категория бытия как центральное понятие философии. Онтология - важнейшая составная часть философии. Структура и основные формы бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Философское и физическое понимание бытия. Небытие и ничто.

Проблемы бытия в истории философской мысли.

Проблема субстанции. Существование и сущность. Сущность и явление. Вопрос о единстве мира и его многообразии: монизм, дуализм, плюрализм. Динамичные и статичные модели мира. Научные, философские и религиозные картины мира.

Понятия «единое», «целое», «часть», «количество», «качество», «единичное», «общее», «возможность», «действительность».

Философское понятие материи: развитие представлений в истории философии.

Философское понимание движения. Основные позиции в вопросе взаимосвязи материи и движения. Основные формы движения материи. Становление, изменение, развитие.

Пространство и время. Эволюция представлений о пространстве и времени. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Проблема бесконечности в ее проекции на пространство и время.

Универсальные связи бытия. Фатализм, детерминизм и индетерминизм. Категории причины и следствия. Причина и цель. Необходимость и случайность. Закон как выражение необходимости. Закономерности динамические и статистические. Понятия вероятности и целесообразности.

Бытие и сознание. Бытие сознания. Феномен сознания: знание, сознание, самосознание. Сознание как философская категория. Понятия материального и идеального. Проблемы сознания в истории философии.

Возникновение и развитие психики. Генезис сознания. Сознание и душа. Сущность сознания. Виды сознания. Сознание и мозг. Психофизиологическая проблема. Сознание и язык. Структура сознания. Эмоции, воля, память. Бытие подсознательного и бессознательного. Загадки самосознания. Сознание и творчество. Проблема создания искусственного интеллекта.
Тема 10. Проблемы гносеологии

Гносеология как философское учение о природе и сущности познании и как составная часть философии. Познание как предмет философского анализа. Понятие «агностицизм». Вопросы познания в истории философской мысли: многообразие моделей познавательного процесса. Специфика философского познания. Диалектика как метод философского познания. Суть и особенности герменевтики как метода. Знание и вера. Особенности социального познания. Познание и творчество. Познание и ценности.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Природа и особенности человеческого познания. Виды и методы познания. Диалектика и герменевтика. Научное познание. Субъект и объект как важнейшие гносеологические категории. Познание чувственное: его основные формы. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Единство чувственного и рационального в познании. Интуитивное познание. Эмпирический и теоретический уровни познания. Анализ и синтез, индукция и дедукция.

Понятие истины как цели познания. Проблемы истины в философии и науке. Основные философские концепции истины. Истина и мнение. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Истина и ценность. Абсолютное и относительное в истине. Проблема критерия истинности знания.
Тема 11. Проблемы философской антропологии

Антропологическая парадигма в философии. Философская антропология в структуре философского знания. Предмет и задачи философской антропологии: проблема целостного понимания человека. Природа, сущность, предназначение человека.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право.

Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Основные историко-философские концепции человека. История антропологических взглядов и учений древнего мира. Человек и Бог в средневековой философии: религиозная антропология. Споры о свободе воли. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения. Образы человека в философии Нового времени. Философско-антропологические исследования И. Канта. Проблема человека в русской философии.

Философская антропология ХХ века. Основные положения концепций Шелера, Гелена, Плесснера. «Антропологический переворот» в философии ХХ века: от «философии сознания» к «философии коммуникации». Проблемы общения у Бубера, Ясперса, Сартра, Хабермаса, Маркузе, Хейзинга.

Человек как предмет гуманитарного знания. Природа человека. Происхождение человека, его место и специфика в ряду живых существ. Теория эволюции Дарвина и проблема происхождения человека. Человек как биосоциальное существо. Проблема биологического и социального становления homo sapiens.

Проблема определения сущности человека. Сущность и существование человека. Человек как творец и творение культуры. Культура как мера развития человека. Структура жизненного опыта человека. Основные человеческие потребности.

Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Место и роль человека в мире, загадки человеческого бытия: жизнь, смерть, бессмертие, смысл жизни, счастье, свобода, ответственность.

Общение как основа аналитики человеческого бытия. Место общения в жизни человека. Основные функции человеческого общения. Философские и этические проблемы общения.
Тема 12. Проблемы философии общества, техники, технологии

Общество как способ бытия человека. Общество и его история как объект философского анализа. Проблема типологии исторического процесса: многообразие моделей. Социально-философские проблемы стратификации и мобильности общества. Философия политики. Философия экономики.

Проблемы социальной философии в истории философии: Августин, Вико, Кондорсе, Вольтер, Гегель, Маркс, Дильтей, Ясперс, Тойнби.

Человек, общество, культура. Человек и природы. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Социальное пространство и время как формы социального бытия. Природа и социальное пространство. Взаимодействие общества и природы. Понятие ноосферы. Законы природы и закономерности общественного развития. Основное содержание географического детерминизма. Философское осмысление экологических проблем современности.

История общества как предмет философского анализа. Форма, содержание и сущность исторического процесса. Смысл и предназначение истории. Движущие силы исторического процесса. Фатализм и волюнтаризм в понимании общества. Историческая необходимость и сознательная деятельность людей. О роли исторических личностей в истории. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность. Проблема направленности общественного развития. Исторический прогресс как философская проблема. Вопрос о критерии прогресса. Проблема «конца истории».

Культура и цивилизация. Философский анализ культуры. Цивилизация как социокультурное образование. Формация и цивилизация. Понятия «локальных культур» и «культурно-исторических типов». Общество и культура. Общество и личность: особенности взаимодействия. Уровень культурного развития человека как критерий общественного прогресса. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем.

Философия техники и технических наук. Современная техника и технологии. Технологии полиграфического производства. Полиграфическое производство и инновационные технологии.
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

5

7

8

9

10

11

12

1.

Этика и психология делового общения

х

х

х




х




х

х






































Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1

Место и роль философии в культуре

2

2







4

8

2

Античная философия

4

4







8

16

3

Философия средних веков и эпохи Возрождения

2

2







4

8

4

Философия Нового Времени

2

2







4

8

5

Немецкая классическая философия

4

4







8

16

6

Марксистская философия

2

2







4

8

7

Русская философия

2

2







4

8

8

Западная философия ХХ века

2

2







4

8

9

Проблемы онтологии

4

4







8

16

10

Проблемы гносеологии

4

4







8

16

11

Проблемы философской антропологии

4

4







8

16

12

Проблемы философии общества, техники, технологии

4

4







8

16


Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1

1

Место и роль философии в культуре

2

2

2

Античная философия

4

3

3

Философия средних веков и эпохи Возрождения

2

4

4

Философия Нового Времени

2

5

5

Немецкая классическая философия

4

6

6

Марксистская философия

2

7

7

Русская философия

2

8

8

Западная философия ХХ века

2

9

9

Проблемы онтологии

4

10

10

Проблемы гносеологии

4

11

11

Проблемы философской антропологии

4

12

12

Проблемы философии общества, техники, технологии

4



9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. –М.: Проспект, 2009

  2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2003.

  3. Пронин А.Н., Пронина Е.Н. Философия. Конспект лекций. М. Изд-во «Мир книги», 2004.

  4. Пронина Е.Н. Философия. Конспект лекций. Часть 2. М.: МГУП, 2003.

  5. Спиркин А.Г. Философия. М., 2002.

  6. Философия. Планы семинарских занятий. М. Изд-во МГУП, 2007 г.


б) дополнительная литература:

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2005.

  2. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 2003.

  3. Виндельбанд В. История философии. Киев, 1997.

  4. История философии: Запад-Россия-Восток. М., 1995-1997.

  5. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

  6. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. М, 2009

  7. Новая философская энциклопедия, в 4-х томах М.2000-2001

  8. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1997.

  9. Рассел Б. Человеческое познание. Киев, 1997.

  10. Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. I-IV. СПб., 1994-1997.

  11. Русская философия: Энциклопедия. М.:Алгоритм, 2007

  12. Соколов В.В. Европейская философия. ХУ - ХУ11 в.в. М., 1996.

  13. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.

  14. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996.

  15. Хрестоматия по философии. М.: Проспект, 2008

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconР оссийской федерации федеральное агентство по образованию

Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconР оссийской федерации федеральное агентство по образованию

Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconР оссийской федерации федеральное агентство по образованию
Целью дисциплины «Математические модели в теории управления и исследование операций» является формирование представлений о методах...
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconР оссийской федерации федеральное агентство по образованию
Цель преподавания философии совершенствование духовной культуры, формирование философского мировоззрения студентов, овладение основами...
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconИнистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...

Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты 3
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconПрограмма по дисциплине «Концептуальные основы домоведения»
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconОбеспеченность электронными образовательными ресурсами
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо южный Федеральный Университет
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Методы обследования и функциональная диагностика в терапии (73 вопроса)
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное...
Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск