Скачать 217.37 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Р ОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Факультет ПРИНТМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ Москва 2007 Разработчики: Зав. кафедрой философии, доктор философских наук, профессор Сафьянов В.И., Рецензенты: Профессор кафедры философии МГУП, доктор философских наук Мещерина Е.Г. Зав. кафедрой философии МАТУ, профессор, доктор философских наук Голубчиков А.Я. Цели и задачи дисциплины: Цели освоения дисциплины Цель преподавания философии - совершенствование духовной культуры, формирование философского мировоззрения студентов, овладение основами философского анализа действительности. Задачи изучения курса философии: раскрытие места и роли философии в жизни общества и человека; понимание специфики и сущности важнейших философских вопросов; систематизированное изучение основных этапов истории философии, важнейших направлений и школ; постижение опыта решения узловых философских проблем.
Содержание дисциплины Тема 1. Место и роль философии в культуре О понятии «философия». Предмет философии и специфика философского мышления. Природа философских проблем и категорий. Назначение философии. Философия, ее место и роль в системе культуры. Становление философии. Философия и мифология. Философия и наука. Философия и религия. Философия и искусство. Проблема возникновения философии: основные концепции. Соотношение понятий «философия» и «мировоззрение». Структура мировоззрения. Философия как особая форма мировоззрения. Структура философского знания: онтология, гносеология, философская антропология, историософия, этика, эстетика, логика. Проблема систематизации (классификации, типологизации) философских взглядов. Содержание понятий «материализм» и «идеализм». Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Тема 2. Античная философия Общая характеристика и периодизация античной философии. Проблема возникновения древнегреческой философии. Античная и древневосточная философия: основные особенности. Философское содержание античной мифологии. Начало философии в Элладе: милетская школа о первоначалах. Онтология и диалектика Гераклита. Пифагор и пифагорейцы. Понимание числа как начала сущего. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон. Тождество мышления и бытия. Апории Зенона и их философское значение. Миропонимание Эмпедокла: четыре «корня вещей», «любовь» и «ненависть». «Семена вещей» и мировой ум в учении Анаксагора. Натурфилософия атомистов: Левкипп, Демокрит, Эпикур. Вопросы познания и этики у атомистов. Релятивизм софистов. Начало антропологической проблематики. Место и роль Сократа в истории философии. Метод Сократа. Этический рационализм Сократа. Сократические школы. Онтология Платона: иерархия идей. Теория «воспоминаний» в гносеологии Платона. Взаимосвязь этических и политических взглядов Платона. Значение и смысл философского учения Платона. Метафизика Аристотеля: проблема взаимосвязи материи и формы. Учение о душе. Роль теории познания и логики в «первофилософии» Аристотеля. Этика, эстетика и политика Аристотеля: грани взаимодействия. Философия эпохи эллинизма. Скептики. Римский стоицизм: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Этика стоиков. Перипатетики. Общая характеристика неоплатонизма. Тема 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Истоки и основное содержание средневековой философии. Философия и теология. Важнейшие этапы развития средневековой философии: патристика и схоластика. Видные представители западной патристики: Августин и Боэций. Учение Августина об истории общества и новое понимание времени. Основные этапы развития средневековой схоластики. Центральные идеи и проблемы средневековой философии: теоцентризм, креационизм, проблема соотношения веры и разума, спор о природе универсалий, проблема добра и зла. Крайний и умеренный реализм. Ансельм Кентерберийский как представитель крайнего реализма. Росцелин как представитель крайнего номинализма. Теологический рационализм Абеляра. Фома Аквинский как представитель зрелого этапа схоластики. Фома о пяти доказательствах бытия Бога и о богословских добродетелях. Философия европейского Ренессанса: основные черты и специфика. Гуманизм, антропоцентризм и критика схоластики. Натурфилософия европейского Возрождения. Диалектика истины Кузанского: принцип «совпадения противоположностей». Мировоззренческое значение открытий Коперника, Галилея, Кеплера. Пантеизм у Дж. Бруно. Скептицизм Монтеня. Социальная философия эпохи Возрождения: Макиавелли, Боден, Мор, Кампанелла. Значение философии эпохи Возрождения в истории культуры и философии. Тема 4. Философия Нового времени Своеобразие и основные черты новоевропейской философии ХУ11-ХУ111 в.в. Роль эмпиризма Ф. Бэкона в становлении нового понимания задач философии. Учение о познании Бэкона. Деизм, дуализм и рационализм Декарта. Принцип методологического сомнения и интуиция. Учение Декарта о врожденных идеях. Философские взгляды Гоббса на природу человека. Теория «общественного договора» и происхождения государства. Пантеизм и детерминизм в философских позициях Спинозы. Натурализм и индивидуализм этики Спинозы. Сенсуализм и эмпиризм Локка, его учение о «первичных» и «вторичных» качествах. Монадология Лейбница: учение о множественности субстанций. Гносеологические идеи Лейбница. Гносеологические позиции Дж. Беркли. Скептицизм и сенсуализм Юма в понимании причинности. Проблемы человека, познания и общества в философии эпохи Просвещения. Особенности французской философия ХУ11-ХУ111 в.в.: основные идеи и представители. Тема 5. Немецкая классическая философия Основные характеристики и значение немецкой классической философии. Особенности философской эволюции Канта. Гносеологический переворот, совершенный Кантом. Априоризм Канта. Антиномии разума и вера. Основы философской антропологии Канта. Чистая воля, нравственный закон и этика долга. Категорический императив Канта и гуманизм. Диалектика Фихте: единство субъекта и объекта. Общая характеристика «наукоучения» Фихте. Философия как учение о свободе. Основные этапы философского развития Шеллинга. Натурфилософия Шеллинга. Философия абсолютного тождества духа и природы. «Поздний» Шеллинг: иррационализм и мистицизм. Философия искусства и мифологии. Философская система Гегеля: ступени развития абсолютного духа. Гегель о тождестве бытия и мышления. Основные принципы, законы и категории диалектики Гегеля. Мораль и нравственность в системе Гегеля. Философия истории. Антропологический материализм Фейербаха. Человек как «венец природы». Сенсуализм в гносеологии. Критика религии. Новая «религия любви». Сочетание эвдемонизма и разумного эгоизма в этике Фейербаха. Тема 6. Марксистская философия Возникновение марксистской философии и основные этапы ее развития. Формирование философских позиций Маркса и Энгельса. Онтология и гносеология марксистской философии. «Основной вопрос философии» у Энгельса. Синтез материализма и диалектики. Понятие истины и практики. Основная задача философии. Материалистическое понимание истории (исторический материализм). Основные законы развития общества и смены формаций. Сущность человека как «совокупность всех общественных отношений». Ленинский этап философии марксизма. Социальная ориентация философии. Основные принципы анализа общественных явлений. Философия как идеология. Тема 7. Русская философия ХУ111 - ХХ в.в. Философские позиции М.В. Ломоносова. А.Н. Радищев как критик российской политической системы и его философское учение о человеке. П.Я. Чаадаев: оценка истории России. Отражение борьбы западничества и славянофильства в философии. Философские взгляды Н.Г. Чернышевского: материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. Философские взгляды Ф.М. Достоевского: добро и красота, свобода и ответственность. Вл. Соловьев и его «философия всеединства». Учение о любви. Этика: «оправдание добра». «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова: проблема преодоления смерти. Философия «русского космизма». Философия ненасилия и любви Л.Н. Толстого. Идеи морального самосовершенствования. Русская религиозная философия ХХ века. Экзистенциальные идеи в русской философии. Философская эволюция и основные идеи Н.А. Бердяева: понимание свободы, смысл жизни и творчество. Софиология (учения П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова). Тема 8. Западная философия ХХ века Современная философия в системе культуры. Многообразие школ и направлений и их типологизация. Неопозитивизм как «философия науки». Этапы развития и формы неопозитивизма. Важнейшие представители: Витгенштейн, Рассел, Карнап, Поппер. Основные идеи гносеологии неопозитивизма. Философия как «логика науки». Проверяемость и непротиворечивость знаний. Логический атомизм. Экзистенциализм как явление культуры и как философия. Основные представители: Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю, Марсель. Истоки философии существования. Существование предшествует сущности. Свобода как возможность выбора и ответственность. Проблема истины в экзистенциализме. Человек как «бесполезная страсть». Страх смерти: понятие «пограничной ситуации». Пессимизм «классического» экзистенциализма и оптимизм «позитивного». Современная религиозная философия: неотомизм и протестанская философия. Возрождение онтологии, гносеологии и этики Фомы Аквинского в неотомизме. Фрейдизм и неофрейдизм. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Прагматизм Пирса, Джемса, Дьюи. Успех как критерий истины. Тема 9. Проблемы онтологии Учение о бытии. Категория бытия ее смысл и специфика. Категория бытия как центральное понятие философии. Онтология - важнейшая составная часть философии. Структура и основные формы бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Философское и физическое понимание бытия. Небытие и ничто. Проблемы бытия в истории философской мысли. Проблема субстанции. Существование и сущность. Сущность и явление. Вопрос о единстве мира и его многообразии: монизм, дуализм, плюрализм. Динамичные и статичные модели мира. Научные, философские и религиозные картины мира. Понятия «единое», «целое», «часть», «количество», «качество», «единичное», «общее», «возможность», «действительность». Философское понятие материи: развитие представлений в истории философии. Философское понимание движения. Основные позиции в вопросе взаимосвязи материи и движения. Основные формы движения материи. Становление, изменение, развитие. Пространство и время. Эволюция представлений о пространстве и времени. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Проблема бесконечности в ее проекции на пространство и время. Универсальные связи бытия. Фатализм, детерминизм и индетерминизм. Категории причины и следствия. Причина и цель. Необходимость и случайность. Закон как выражение необходимости. Закономерности динамические и статистические. Понятия вероятности и целесообразности. Бытие и сознание. Бытие сознания. Феномен сознания: знание, сознание, самосознание. Сознание как философская категория. Понятия материального и идеального. Проблемы сознания в истории философии. Возникновение и развитие психики. Генезис сознания. Сознание и душа. Сущность сознания. Виды сознания. Сознание и мозг. Психофизиологическая проблема. Сознание и язык. Структура сознания. Эмоции, воля, память. Бытие подсознательного и бессознательного. Загадки самосознания. Сознание и творчество. Проблема создания искусственного интеллекта. Тема 10. Проблемы гносеологии Гносеология как философское учение о природе и сущности познании и как составная часть философии. Познание как предмет философского анализа. Понятие «агностицизм». Вопросы познания в истории философской мысли: многообразие моделей познавательного процесса. Специфика философского познания. Диалектика как метод философского познания. Суть и особенности герменевтики как метода. Знание и вера. Особенности социального познания. Познание и творчество. Познание и ценности. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Природа и особенности человеческого познания. Виды и методы познания. Диалектика и герменевтика. Научное познание. Субъект и объект как важнейшие гносеологические категории. Познание чувственное: его основные формы. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Единство чувственного и рационального в познании. Интуитивное познание. Эмпирический и теоретический уровни познания. Анализ и синтез, индукция и дедукция. Понятие истины как цели познания. Проблемы истины в философии и науке. Основные философские концепции истины. Истина и мнение. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Истина и ценность. Абсолютное и относительное в истине. Проблема критерия истинности знания. Тема 11. Проблемы философской антропологии Антропологическая парадигма в философии. Философская антропология в структуре философского знания. Предмет и задачи философской антропологии: проблема целостного понимания человека. Природа, сущность, предназначение человека. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Основные историко-философские концепции человека. История антропологических взглядов и учений древнего мира. Человек и Бог в средневековой философии: религиозная антропология. Споры о свободе воли. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения. Образы человека в философии Нового времени. Философско-антропологические исследования И. Канта. Проблема человека в русской философии. Философская антропология ХХ века. Основные положения концепций Шелера, Гелена, Плесснера. «Антропологический переворот» в философии ХХ века: от «философии сознания» к «философии коммуникации». Проблемы общения у Бубера, Ясперса, Сартра, Хабермаса, Маркузе, Хейзинга. Человек как предмет гуманитарного знания. Природа человека. Происхождение человека, его место и специфика в ряду живых существ. Теория эволюции Дарвина и проблема происхождения человека. Человек как биосоциальное существо. Проблема биологического и социального становления homo sapiens. Проблема определения сущности человека. Сущность и существование человека. Человек как творец и творение культуры. Культура как мера развития человека. Структура жизненного опыта человека. Основные человеческие потребности. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Место и роль человека в мире, загадки человеческого бытия: жизнь, смерть, бессмертие, смысл жизни, счастье, свобода, ответственность. Общение как основа аналитики человеческого бытия. Место общения в жизни человека. Основные функции человеческого общения. Философские и этические проблемы общения. Тема 12. Проблемы философии общества, техники, технологии Общество как способ бытия человека. Общество и его история как объект философского анализа. Проблема типологии исторического процесса: многообразие моделей. Социально-философские проблемы стратификации и мобильности общества. Философия политики. Философия экономики. Проблемы социальной философии в истории философии: Августин, Вико, Кондорсе, Вольтер, Гегель, Маркс, Дильтей, Ясперс, Тойнби. Человек, общество, культура. Человек и природы. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Социальное пространство и время как формы социального бытия. Природа и социальное пространство. Взаимодействие общества и природы. Понятие ноосферы. Законы природы и закономерности общественного развития. Основное содержание географического детерминизма. Философское осмысление экологических проблем современности. История общества как предмет философского анализа. Форма, содержание и сущность исторического процесса. Смысл и предназначение истории. Движущие силы исторического процесса. Фатализм и волюнтаризм в понимании общества. Историческая необходимость и сознательная деятельность людей. О роли исторических личностей в истории. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность. Проблема направленности общественного развития. Исторический прогресс как философская проблема. Вопрос о критерии прогресса. Проблема «конца истории». Культура и цивилизация. Философский анализ культуры. Цивилизация как социокультурное образование. Формация и цивилизация. Понятия «локальных культур» и «культурно-исторических типов». Общество и культура. Общество и личность: особенности взаимодействия. Уровень культурного развития человека как критерий общественного прогресса. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем. Философия техники и технических наук. Современная техника и технологии. Технологии полиграфического производства. Полиграфическое производство и инновационные технологии. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Разделы дисциплин и виды занятий
Практические занятия (семинары)
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература:
б) дополнительная литература:
|
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию | Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию | ||
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию Целью дисциплины «Математические модели в теории управления и исследование операций» является формирование представлений о методах... | Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию Цель преподавания философии совершенствование духовной культуры, формирование философского мировоззрения студентов, овладение основами... | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию | Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию | ||
Инистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... | ||
Российской федерации федеральное агентство по образованию Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты 3 | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» | ||
Программа по дисциплине «Концептуальные основы домоведения» Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ | Обеспеченность электронными образовательными ресурсами Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо южный Федеральный Университет | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию Методы обследования и функциональная диагностика в терапии (73 вопроса) | Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное... Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества |