Рабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический Дневная 2012 г рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело»





Скачать 420.75 Kb.
НазваниеРабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический Дневная 2012 г рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело»
страница1/3
Дата публикации26.02.2015
Размер420.75 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3


Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Нижегородская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной

работе

профессор С.Н. Цыбусов

_____________________________

«___»__________20_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

БИОЭТИКА



060101
060103

Факультеты:

лечебный, педиатрический

Дневная

2012 г.


Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», утвержденным приказами Министерства образования и науки Российской Федерации (№ 1118 и № 1122, от 8 ноября 2010 г., и № 38 от 17 января 2011г.)


Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры социально-гуманитарных наук (протокол № 10 от «22» мая 2012 года)

Заведующий кафедрой, Грехов А.В._______________________

«____»______________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель Совета по гуманитарному образованию ГБОУ ВПО НижГМА МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ, профессор Шахов Б.Е. ___________________

«____»______________20__г.


СОГЛАСОВАНО

Начальник УМУ____________________

«____»______________20__г.


1. Цель и задачи преподавания биоэтики, ее место в учебном процессе.
1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Цель – формирование у студента представления о специфике биоэтики, как философии и науки выживания человечества.

Задачи:

  • повысить восприимчивость студентов к этической проблематике; сформировать мотивированное отношение к врачебной профессии;

  • обучить искусству этического анализа;

  • ознакомить студентов с возрастающим потоком литературы по предмету;

  • помочь студентам лучше понять моральные ценности (как профессиональные и личные, так и ценности своих пациентов); сформировать у студента основы этического образования и культуры этического мышления в сфере медицинской деятельности;

  • научить регулировать и разрешать этические конфликты. Сформировать представление о методах и способах урегулирования, разрешения и предупреждения этических конфликтов.


2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Биоэтика» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

  • специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются;

  • Является предшествующей для изучения дисциплин: правоведение; педагогика и психология и дисциплин профессионального цикла.


Биоэтика преподается на втором курсе лечебного и педиатрического факультетов. Учебная программа увязана с другими предметами гуманитарного цикла – историей Отечества, культурологией, историей медицины, философией. Все эти дисциплины дают целостную картину общественной жизни, места и роли в нем медицины и здравоохранения, значимости этических начал в профессиональной деятельности медика.

Курс биоэтики построен с учетом принципа преемственности по отношению к другим дисциплинам гуманитарного цикла и решает свои собственные задачи. Он является, в значительной степени, пропедевтическим курсом общетеоретической подготовки будущего врача. В нем выявляется специфика морали, как особой формы духовной деятельности, раскрываются причины появления и назначение профессиональной морали вообще, медицинской в частности, рассматриваются основные принципы и правила биоэтики – современной формы морали медика. Уделяется особое внимание применению этих этических принципов и правил в различных областях современной медицины – трансплантологии, медицинской генетике, психиатрии, репродуктивных технологиях, реанимации т.д.

Курс биоэтики содержит значительные возможности для воспитания врача-гражданина и патриота.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способности и готовности к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

способности и готовности к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);

способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

способности и готовности реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

  • основные идеи, принципы и требования биоэтики; философские основания биоэтики и биомедицинской этики;

  • права и моральные обязательства современного врача;

  • юридические и моральные права пациентов;

  • ключевые направления, проблемы, теории и методы использования знаний по биоэтике в медицинской практике,

  • содержание современных морально-этических дискуссий по проблемам развития здравоохранения.


Уметь:

  • формировать и аргументированно отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам биоэтики;

  • использовать положения и категории этики и биоэтики для оценивания и анализа различных тенденций, фактов и явлений в системе здравоохранения.


Владеть:

  • навыками восприятия и анализа специальных текстов, имеющих этико-правовое содержание,

  • приемами ведения дискуссии и полемики,

  • навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения своей собственной точки зрения по актуальным биоэтическим проблемам.


Демонстрировать:

  • способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в научных дискуссиях по проблемам культурно-общественного и философско-мировоззренческого характера.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.





Вид учебной работы

Всего часов /

зачетных единиц

Семестры




4




Аудиторные занятия (всего)







В том числе:









Лекции

14/ 0,5

4




Практические занятия (ПЗ)

34 / 1

4




Семинары










Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа (всего)

24 / 0,5

4




В том числе:










Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Реферат

+







Другие виды самостоятельной работы:










Творческая работа (эссе)

+







изучение учебного материала, подготовка к занятиям

+







Общая трудоемкость часов / зачетных единиц

72 / 2


5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины





п/п

Наименование раздела

дисциплины

Содержание раздела

Коды

компетенций

Формы рубежного контроля

1

Философские основания этики и биоэтики

Биоэтика как философская парадигма выживания. Гуманизм – субстанция традиционной этики и биоэтики. Гуманистическая специфика медицинской науки и врачебной практики. Профессионализм и морально-нравственная ответственность медиков пред людьми. Понятие «биоэтики» в концепции В.Р. Поттера и его эволюция в современной медицине. Философия благоговения перед жизнью. Основные аспекты биомедицинской этики как междисциплинарной области.

Основные правила и принципы биоэтики. Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологических экспериментов.

Основополагающие документы биомедицинской этики. Конвенция Совета Европы "О правах человека и биомедицине" 1996 года. Биоэтическая инфраструктура

ОК-1,2,4,5,8.

ПК-1

Контрольные работы, письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест, зачеты.

2

История и философия этики

Зарождение этики как науки о морали и нравственности. Происхождение морали. Мораль в истории культуры. Специфика религиозно-этической мысли. Сопряжение научного познания мира и общества людей с этикой поведения. Этические идеи и моральные принципы общественной жизни людей. История формирования этических отношений в медицине. Этика Гиппократа (V-IV вв. до н.э.): гуманность (филантропия); заповеди благодеяния и не причинения вреда; врачебная тайна, социальное доверие к профессии; моральные добродетели врача и т.д..

ОК-1,2,3,5.

Контрольные работы, письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест, зачеты.

3

Теоретические основы биоэтики

Биоэтика и мировоззренческие традиции. Утилитаристские концепции блага, принцип полезности, его влияние на биоэтику. Деонтологическая этика. Русская философская традиция в учении о морали, ее влияние на формирование нравственного сознания медиков. Современные теории справедливости и моральные проблемы в медицине. Междисциплинарный характер биоэтики.

ОК-1,2,4,5.


Письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, терминологический диктант тест, зачеты.

4

Биоэтика как философия и наука выживания человечества

Философия обновления отношения к жизни. Высшие моральные и нравственные ценности в биоэтике. Становление биоэтической парадигмы выживания. Техногенная культура и проблема защиты жизни и достоинства человека. Биоэтика – учение о сохранении жизни и обеспечении гарантий сбережения здоровья людей. Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей. Морально-правовые факторы при лечении инфекционных болезней как потенциального источника создания социальной опасности.

Эпидемология и этика.

ОК-1,2,5,8.

ПК-1.

Письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест, зачеты.

5

Биоэтика об основных моделях взаимоотношения, правах и обязанностях врача и пациента

Отношение «врач – пациент» - ядро профессиональной морали врача. Патернализм в медицине. Анализ инженерно-технической, коллегиальной, договорной моделей взаимоотношений врача и пациента. Правило правдивости. Правило информированного согласия, его основные элементы и реализация в современной медицинской деятельности. Право пациента и обязанности медиков в сохранении врачебной тайны. Особенности этического поведения в деятельности организаторов здравоохранения, врачей, провизоров и вспомогательного медицинского персонала. Этика, этикет, право, обычаи и мораль в медицине. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине.

ОК-8.

ПК-1

Письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест, зачеты

6

«Нравственные проблемы» в биоэтике

Биотические проблемы применения инновационных методов, используемых в медицине при диагностике, лечении и коррекции генетических нарушений. Осознание возможного риска для испытуемых при проведении научного эксперимента и клинического исследования. Моральные права испытуемых и нравственная ответственность медиков, учёных-специалистов, проводящих эксперименты. характеристика основных этических и правовых документов, регламентирующих медико-биологические эксперименты. Злоупотребления в медицине нацистской Германии. Суд над нацистскими медиками. Антигуманное использование медицины в XX веке в других странах. Нюрнбергский кодекс и "Хельсинская декларация" Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытаний на человеке. Этические комитеты: история создания и основные направления деятельности.

Специфика морально-нравственных проблем в медицинской генетике, нацеленной на позитивное обновление человеческого организма, избавления его от врождённых пороков. Моральные проблемы реализации международного проекта "Геном человека". Проблема конфиденциальности и добровольного информированного согласия пациентов в современной медицинской генетике. Проблема клонирования человека.

Медицинские вмешательства в репродукцию человека: исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный контекст. Моральный статус пре-эмбрионов, эмбрионов и плодов. Движение за запрет абортов. Автономия беременной женщины и право плода на жизнь. Аборт и религиозная мораль. Либеральный, консервативный и умеренный подходы к проблеме аборта.

Смерть и умирание. Эвтаназия: от древности до наших дней. Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов и тканей от живых доноров и от трупа. Моральные проблема справедливости в распределении дефицитных ресурсов в трансплантологии

ОК-2,5,8.

ПК-1.

Письменные проверочные работы, индивидуальный опрос, реферат, тест, зачеты.


5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами


п/п

Наименование обеспечиваемых

(последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины,

необходимых для изучения обеспечиваемых
(последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Правоведение




+




+

+

+

2.

Психология и педагогика

+




+










3.

Дисциплины профессионального цикла

+

+




+

+

+

4.

Философия

+

+




+







5.

История Отечества




+

+










6.

История медицины










+

+

+

5.3. Разделы дисциплины и виды занятий




Название раздела дисциплины

Виды учебной работы

Всего часов



п/п

Л

ПЗ

Сем.

Лаб.

Зан.

СРС

1

Философские основания этики и биоэтики

2




2




4

8

2

История и философия этики

2




4




4

10

3

Теоретические основы биоэтики

2




4




4

10

4

Биоэтика как философия и наука выживания человечества

2




10




4

16

5

Биоэтика об основных моделях взаимоотношения, правах и обязанностях врача и пациента

2




4




4

10

6

«Нравственные проблемы» в биоэтике

4




10




4

18




Итого

14




34




24

72


6. Лекции



п/п

Раздел дисциплины

Тематика лекций

Трудоемкость

(час.)

1.

Философские основания этики и биоэтики

Этика и медицина

2 часа

2.

История и философия этики

Мораль как социальное явление

2 часа

3.

Теоретические основы биоэтики

Классическая медицинская этика и биоэтика

2 часа

4.

Теоретические основы биоэтики

Теоретические основы биоэтики.

2 часа

5.

Биоэтика как философия и наука выживания человечества

Моральные проблемы вмешательства в репродукцию человека. Медицинская генетика и этика

2 часа

6.

Биоэтика об основных моделях взаимоотношения, правах и обязанностях врача и пациента

Биоэтика об основных моделях взаимоотношений и правах и обязанностях врача и пациента

2 часа

7.

«Нравственные проблемы» в биоэтике

Этические аспекты трансплантологии и медицинских исследований. Отношение к смерти и умиранию как моральная проблема.

2 часа

Итого: 14 часов
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический Дневная 2012 г рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело» iconРабочая программа культурология 060101 Факультет: лечебный форма...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Лечебное дело», утвержденным приказом Министерства образования...
Рабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический Дневная 2012 г рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело» iconПримерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение...
Составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальностям высшего профессионального медицинского и...
Рабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический Дневная 2012 г рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело» iconРабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060101. 65 лечебное дело Всего зет 7
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки...
Рабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический Дневная 2012 г рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело» iconРабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело», утвержденным приказом Министерства...
Рабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический Дневная 2012 г рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело» iconРабочая программа Биоэтика 060301 фармация Факультет фармацевтический...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Фармация», утвержденному приказом Министерства образования...
Рабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический Дневная 2012 г рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело» iconРабочая программа вариативной части учебного плана разработана в...
Российской Федерации (Приказ №1118 Министерства образования и науки РФ от 08 октября 2010 г.), а также с Примерной программой изучения...
Рабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический Дневная 2012 г рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла...
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) высшего профессионального...
Рабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический Дневная 2012 г рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла...
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) высшего профессионального...
Рабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический Дневная 2012 г рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело» iconРабочая программа по дисциплине б история Отечества по направлению...
Рабочая программа составлена на основании фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 060101. 65 Лечебное дело
Рабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический Дневная 2012 г рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело» iconРабочая программа по дисциплине биоорганическая
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060101 Лечебное дело утвержденным приказом Министерства...
Рабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический Дневная 2012 г рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело» iconРабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология»
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101. 65 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки...
Рабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический Дневная 2012 г рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело» iconРабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая...
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060101. 65 Лечебное дело, утверждённым приказом Минобрнауки России от 8 ноября...
Рабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический Дневная 2012 г рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический Дневная 2012 г рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело» iconРабочая программа Название дисциплины биохимия шифр специальности...
Рф от 8 ноября 2010 г.) а также с Примерной программой изучения биохимии по специальности 060103 «педиатрия», разработанной кафедрой...
Рабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический Дневная 2012 г рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины основы деловой культуры, экономические...
Рабочая программа уд является частью основной профессиональной Образовательной программы в соответствии с фгос по специальности 060501...
Рабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический Дневная 2012 г рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело» iconРабочая программа по элективному курсу «экг» для специальности 060101. 65 Лечебное дело
Рабочая программа составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск