Программа учебной дисциплины





Скачать 134.64 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины
Дата публикации26.02.2015
Размер134.64 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа


Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет философии и политологии

Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ

1. На заседании кафедры декан факультета философии и политологии

философии и культурологии ______________ Ю.Н. Солонин

Востока

протокол от ______ № ____

Заведующий кафедрой

__________________ К.Ю. Солонин
2. На заседании методической комиссии

факультета философии и политологии

протокол от ______ № ____

Председатель методической комиссии

_________________ В.М. Дианова


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ДС. Йога, санкхья, веданта




Специальность 031401 – культурология
Специализация 031401.3 – культуры Востока
Составитель:

Доцент, канд. филос.наук С. В. Пахомов
Рецензент:

Доцент, канд. филол. наук А. В. Парибок

Санкт-Петербург

2008


1. Организационно-методический раздел
1.1. Цель изучения дисциплины:
Целью изучения специальной дисциплины «Йога, санкхья, веданта» (далее ЙСВ) является формирование у студентов правильного понимания сущности важнейших школ индуистской философии.
1.2. Задачи изучения дисциплины:
Задачами изучения специальной дисциплины ЙСВ являются следующие:

- понимание причин появления и исторического развития ЙСВ;

- уяснение отношений между йогой, санкхьей и ведантой (адвайта-ведантой), а также между этими школами и другими индийскими философскими традициями;

- постижение теоретических положений, философских категорий, классификаций, практической стороны ЙСВ;
1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника:
Специальная дисциплина ЙСВ дает теоретическую и методологическую основу для изучения дисциплин в соответствии с учебными планами по специальностям «культурология», «философия» и «религиоведение».
1.4. Требования к уровню освоения дисциплины:
Студенты должны иметь представление о том, как складывались и развивались ЙСВ, в какие отношения они вступали друг с другом и с другими системами и школами индийской мысли; понимать категориальный аппарат, понятия, образы ЙСВ; знать содержание и структуру основополагающих (мула) текстов ЙСВ; уметь проводить религиозно-философский анализ действительности с позиции каждой из изученных систем.

2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля


Всего аудиторных занятий


64 часа


из них: лекций

семинаров


32 часа

32 часа

самостоятельная работа студента


20 часов


ИТОГО (трудоемкость дисциплины)


84 часа



Изучение дисциплины по семестрам: читается в течение третьего семестра.

Форма промежуточного контроля (промежуточная аттестация): 1) аттестация по итогам посещения; 2) устное выступление с заготовленными заранее материалами по ЙСВ во время семинаров.
Форма итогового контроля – экзамен. Условием сдачи экзамена служит правильное решение тестов (см. ниже) в письменном виде, а также устный ответ на контрольный экзаменационный вопрос из предложенного перечня вопросов.
3. Содержание дисциплины:

3.1. Темы занятий и их краткое содержание.
Тема 1. Йога. Введение. 2 часа.

Общее введение в проблематику ЙСВ.

Йога как уникальный феномен индийской духовной культуры. Ментальная и психофизиологическая тренировка в неиндийских культурах. Этимология, семантика и герменевтика термина «йога». Классификации йоги. Йога «подавления» и йога «преображения». Упоминания в древней и средневековой индийской литературе. Литература по йоге: краткая характеристика. Йога как объект индологической науки и центры академического изучения йоги.
Тема 2. Доклассическая йога. 4 часа.

Проблема истоков йоги. Неарийские культы и верования на территории Индостана и реконструкция их возможных йогических элементов. Йога и шаманизм: сходства и отличия. Элементы прото-йоги в «Ригведе». «Йога» в поздних самхитах и брахманах. Представление о тапасе и индоевропейские параллели. Аскетические практики и их цели. Интериоризация ритуала в упанишадах. Значение духовного познания и проблематика освобождения. Йога в ранних упанишадах.

Йога и ранний буддизм. Йога как комплексная психопрактика. Виды созерцательных практик. Йога как компонент Восьмеричного благородного пути. Значение духовного внимания и путь сосредоточенности. «Спокойствие и прозрение». Йога и этические постулаты в буддизме.

Йога и «средние» упанишады. Влияние йогических практик буддизма на брахманизм. Йога и мистические переживания. Йога в «Бхагавадгите» и основные формы йоги. Йога как духовный путь: карма-йога, бхакти-йога и джняна-йога. Складывание образа святого йогина-мудреца.
Тема 3. Философия санкхья. 8 часов.

Санкхья в общей картине философского наследия Индии. Санкхья и другие системы индийской мысли. Санкхья как парадигма ортодоксального мышления. Этимология и семантика термина «санкхья». Истоки санкхьи и проблема основания. Общая история развития системы. Взаимоотношения санкхьи и буддизма. Протосанкхья Арады Каламы. Санкхья в упанишадах, «Мокшадхарме», «Бхагавадгите». Различные школы санкхьи. Основные тексты санкхьи. Значение «Санкхья-карик» Ишваракришны. Основные идеи санкхьи. Онтологический дуализм. Теория познания. Духовное, ментальное и физическое в санкхье. Представление о пракрити. Феномен трех гун как онтологических модальностей и категорий чувственной перцепции. Причина страдания и его характер. Понятие пуруши и множественность пуруш. Психофизическая проблема связи пуруши и пракрити: санкхья и картезианство. Санкхья и проблема бога. Представление об «эволюции» (паринама) в санкхье. Порядок разворачивания сущего в 24 ступенях (таттва). Возможность и необходимость освобождения. Свобода (кайвалья) как абсолютное обособление. Духовный смысл различающего познания (вивека). Теория познания в санкхье. Теизация санкхьи под влиянием вызовов времени. Попытка возрождения санкхьи в средние века (Анируддха). Санкхья как объект философской критики и уязвимые места философии санкхьи.
Тема 4. Йога как философская дисциплина. 4 часа.

Йога и различные системы индийской мысли. Йога в дискурсе «философии метода» (Д. Зильберман). Йога Патанджали как «классическая йога». Проблема авторства «Йога-сутр». Структура текста и проблема интерполяций. Основные комментарии и их авторы. Возможное буддийское влияние. Классическая йога и санкхья как родственные системы. Определение йоги. Представление о сознании и видах деятельности сознания в «Йога-сутрах». Состояния и типы сознания. «Сила сознания» и психическое. Понятие пуруши и значение Ишвары в йоге. Восемь членов (анга) йоги. Этическая дисциплина йоги. Аскетическая практика. Методы самотрансформации. Пранаяма и асана. Уровни йогического погружения и феномен сиддхи. Тематика освобождения. Самадхи. Развитие понятий и категорий классической йоги. «Индуизация» патанджала-даршаны. Теория познания в йоге Патанджали.
Тема 5. Общее представление о веданте. 2 часа.

Влияние веданты на индийскую культуру. Классическая индийская философия и место в ней веданты. Общее представление о веданте. Семантика и этимология термина «веданта», история его развития. Веданта и прото-веданта. Каноническая литература веданты. «Брахма-сутры»: рецензии, авторство, датировка. Содержание текста. Традиция комментариев и различные школы веданты. История академического изучения веданты. Компаративистские исследования. Литература по веданте.
Тема 6. Общее представление об адвайта-веданте. Шанкара. 2 часа.

Адвайта-веданта (АВ) как одна из школ веданты: сходства и различия. До-шанкаровский период развития АВ. Монизм упанишад. Идеи ранних ведантистов (Упаварша, Бхартрипрапанча, Сундарапандья и др.). «Ведантистская» грамматика Бхартрихари. Значение идей Гаудапады в истории появления и развития АВ. «Мандукья-карики» и их учение. Четыре состояния сознания. Мировоззренческие истоки АВ. Влияние виджнянавады и шуньявады. Этапы развития АВ. Учение Манданамишры.

Шанкара как крупнейший представитель АВ. Легендарное житие и реальная жизнь Шанкары. Письменное наследие Шанкары и его учеников. Различные «облики» Шанкары: мыслитель, критик, проповедник, религиозный поэт. Шанкара и философская полемика его времени. Влияние учения Шанкары на последующие школы философии Индии.
Тема 7. Учение АВ в изложении Шанкары. 4 часа.

Идея высшего абсолютного начала (Брахман). Брахман упанишад и Брахман Шанкары: сходства и различия. Недвойственность Брахмана. Брахман как сат-чит-ананда. Сагуна-Брахман и ниргуна-Брахман. Статус Ишвары. Проблема доказательств бытия Бога. Ишвара и эмпирический мир. Идея виварты. Представление о майе. Модусы майи (кама и санкальпа). Парадоксальный статус майи. Три вида существования согласно Шанкаре. Теория причинности Шанкары и критика идей ньяя-вайшешики. Представление о времени и пространстве. Уровни реальности: реальность относительная и абсолютная. Сила неведения (авидья). Атман как абсолютный субъект. Атман и джива. Анализ индивидуального «я». Понятие «сакшина». Концепция мокши у Шанкары. Отношение к ведийской обрядности и полемика с мимансой. Добродетели. Стадии жизни. Значение джняны. Понятие дживанмукти. Карма-йога. Различие абсолютной и относительной истин. Три источника правильного познания по Шанкаре. Непротиворечивость как критерий истины. Ограниченность эмпирического познания. Идея приписывания ложных качеств реальности (адхьяса). Анализ ложного восприятия. Истинный опыт (анубхава). Сравнение идей Шанкары с идеями европейской философии.
Тема 8. Развитие АВ после Шанкары. 2 часа.

Школа виварана и школа бхамати. «Найшкармья-сиддхи» Сурешвары (ок. 800). Падмапада как прямой ученик Шанкары. Вачаспати Мишра и его работа «Бхамати» (ок. 840). Диалектика веданты в трудах Шрихарши (12 в.). Сравнение с диалектикой Нагарджуны. Адвайтистские интерпретации Читсукхи и его выступления против ньяи. (ок. 1220). Вимуктатман и его трактат «Ишта-сиддхи» (1200). «Веданта-каумуди» Рамадваи (ок. 1300). Видьяранья и его трактат «Панчадаши» (ок. 1350). Аппая Дикшита и его труды (ок. 1550). Мадхусудана Сарасвати (ок. 1500). «Веданта-сара» Садананды.
Тема 9. Постклассическая и неклассическая йога. 4 часа.

«Неклассическая» йога и ее многообразные формы. Йога и ортодоксальная традиция. Хатха-йога и проблема физического бессмертия. Движение сиддхов: примерные этапы развития. Тамильские сиддхи. Оккультные импликации йоги. Йога и индийская алхимия (расаяна). Йога и паранормальные силы (сиддхи). Мифология йоги и образ йогина-чудотворца. Легенды и сказания о йогинах. Йогины и факиры. Раджа-йога и акцент на созерцательных практиках. Эволюция асаны и пранаямы. Йога и медицина. Аюрведические влияния в йоге. Йога в повседневных индуистских ритуалах. Ритуальные визуализации и отождествления с божествами. Йога и движение бхакти.

«Йогизация» поздних упанишад. Йогические упанишады как промежуточная ступень между «чистой» йогой и тантризмом. «Мистическая физиология» и проблема соотнесения «тонкого» и «грубого». Медицинская трактовка йоги. Понятие кундалини, чакр и нади. Кундалини-йога (лая-йога). Мантра-йога. Значение джапы. Йога и сексуальные практики.
3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

  1. Этимология и семантика йоги.

  2. Истоки йоги.

  3. Элементы прото-йоги в ведах.

  4. Развитие духовного внимания с точки зрения раннего буддизма.

  5. Развитие сосредоточенности в раннем буддизме.

  6. «Спокойствие» и «прозрение» в буддизме.

  7. Йога и санкхья в упанишадах.

  8. Йога и санкхья в «Бхагавадгите» и эпосе.

  9. Доклассическая санкхья. Арада Калама.

  10. Санкхья как система таттв.

  11. «Фундаментальные предпосылки» и эмпирический мир по санкхье.

  12. Система гун.

  13. Представление о пуруше в санкхье.

  14. Методология, эпистемология, теория познания санкхьи.

  15. Основные понятия классической йоги.

  16. «Неклассическая» индуистская йога.

  17. Веданта: общее представление.

  18. «Брахма-сутры» как основной источник веданты. Комментарии к «Брахма-сутрам».

  19. Философия адвайта-веданты.

  20. Практические средства адвайты.

  21. Адвайта после Шанкары.


3.3. Примерные задания для письменных работ (темы рефератов):

  1. Генезис йоги в Индии. Йога и шаманизм.

  2. «Философия йоги».

  3. Формирование картины мира на основании йогических практик в буддизме.

  4. Особенности «доклассической» санкхьи.

  5. «Бхагавадгита» как источник сведений по йоге и санкхье.

  6. Специфика связи пуруши и пракрити и психофизиологическая проблема Декарта: сходства и различия.

  7. Отличия неклассических форм йоги от классических.

  8. Современная йога на Западе: направления, центры, наставники.

  9. Веданта как фундаментальное индийское мировоззрение.

  10. Веданта и искусство Индии.


3.4. Примеры тестовых заданий на экзамене1.


  1. Назовите последнюю из восьми буддийских дхьян

а) сфера ничто

б) сфера бесконечного сознания

в) сфера ни восприятия, ни невосприятия

г) сфера нирваны


  1. Чем была санкхья на самых ранних этапах своего развития?

а) ритуалом

б) практикой духовного спасения

в) методологией исчисления чего-либо

г) системой буддийских категорий


  1. В каком тексте санкхья и йога впервые названы вместе?

а) в «Шветашватаре»

б) в «Висуддхимагге»

в) в «Ригведе»

г) в «Чхандогье»


  1. В какие цвета «облачена» прото-пракрити «Шветашватары»?

а) белый и черный

б) белый, красный и черный

в) зеленый, белый и голубой

г) ни в какие


  1. В отличие от Будды, Арада Калама высшей стадией созерцания считал

а) сферу беспредельного пространства

б) сферу бесконечного сознания

в) сферу «ничто»

г) сферу ни восприятия, ни невосприятия


  1. Согласно Араде Каламе, восемь «установок сознания»

а) … соотносятся с восемью дхьянами

б) … отличают его учение от буддизма

в) … способствуют освобождению человека

г) … вовлекают индивида в сансару


  1. В чем состоит главное разногласие между Арадой Каламой и буддистами?

а) Арада признавал Атмана

б) Арада выделял «установки сознания»

в) Арада рассуждал о восьми дхьянах

г) разногласий никаких нет


  1. Что служит основой классификации знания, действия, деятеля, радости и т.п., согласно «Бхагавадгите»?

а) гуны

б) падежи

в) числа

г) марги

4. Учебно-методическое обеспечение курса

4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, кино и видеофильмов:
В данном курсе не предусмотрено.
4.2. Активные методы обучения:
Количество отведенных на дисциплину часов позволяет немалое время (примерно половину от всего курса) посвятить семинарским занятиям. На этих занятиях студенты выступают с докладами по заранее объявленным преподавателем темам, используя переводные и оригинальные традиционные источники. После выступления следует обсуждение, призванное глубже усвоить основоположения учения в изложении автора текста, сопоставить их с уже изученным материалом.
4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля:

Конспект лекций в бумажном и электронном вариантах.
4.4. Литература.

4.4.1. Основная:

Бхагавадгита. Пер. В. С. Семенцова. М., 1999.

Исаева Н. В. Шанкара и индийская философия. М., 1991.

Классическая йога. «Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья». Пер. В. И. Рудого и Е. П. Островской. М., 1992.

Лунный свет санкхьи. Изд. подгот. В. К. Шохин. М.: Ладомир, 1995.

Махабхарата. Вып. V. Кн. 1. Мокшадхарма. Пер. Б. Л. Смирнова. Ашхабад, 1983.

Николаева М. В. Основные школы хатха-йоги. СПб., 2007.

Путь Шивы. (Сб. переводов текстов по йоге). Киев, 1994.

Ригведа. Мандалы I – X. В 3-х т. Пер. Т. Я. Елизаренковой. М., 1989 – 1999.

Сутры философии санкхьи. Изд. подгот. В. К. Шохин. М.: Ладомир и др., 1997.

Упанишады / Пер. А. Я. Сыркина. М., 1967.

Упанишады йоги и тантры. Пер. Б. В. Мартынова. М.: Алетейа, 1999.

Фёрштайн Г. Энциклопедия йоги. М.: Фаир-пресс, 2003.

Шанкарачарья. Семь трактатов. Пер. А. Адамковой. СПб., 1999.

Шохин В. К. Индийская философия. Шраманский период. СПб., 2007.
4.4.2. Дополнительная:

Ашвагхоша. Жизнь Будды. Пер. К. Бальмонта. М., 1990.

Восточная философия. Избранные тексты. Под ред. М. Т. Степанянц. М., 2001.

Дасгупта С. Философия йоги и ее отношение к другим системам индийской мысли. СПб., 2008.

Зильберман Д. Б. Генезис значения в философии индуизма. М., 1998.

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М., 1996.

Исаева Н. В. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму. М.: Ладомир, 1996.

Йога. Патанджали. Вьяса. Васубандху. Пер. В. И. Рудого и Е. П. Островской. СПб., 2002

Лысенко В. Г. Ранняя буддийская философия. М., 1994.

Махабхарата. Вып. V. Кн. 2. Нараяния. Пер. Б. Л. Смирнова. Ашхабад, 1984.

Пахомов С. В. Йога, тантризм и кришнаизм. СПб., 2002.

Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х тт. М., 1993.

Семенцов В. С. Проблемы интерпретации брахманической прозы. М., 1981.

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М.. 1994.

Шанкара. Незаочное постижение как опыт семантической деструкции языка в адвайта-веданте. Пер. Д. Б.Зильбермана. http://psylib.org.ua/books/zilbd01/000/con11.htm/

Шанкарачарья. Разъяснение изречения. Путь к совершенному самопознанию. Пятиричность. Пер. и предисл. А. Адамковой. СПб., 1993.

Шохин В. К. Брахманистская философия. Начальный и раннекласический периоды. М., 1994.

Шохин В. К. Первые философы Индии. М., 1997.

Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. СПб, 1999.

1 В каждом из приведенных тестовых заданий – только один правильный ответ. Студенты получают на экзамене десять заданий. В зависимости от качества работы студента в течение семестра количество правильных ответов, необходимых для получения зачета, варьируется от 6 до 9 (из 10). Приведенный список тестов принципиально неполон. Общее количество тестов – 105. Совокупный ответ по тестам означает реализацию одного экзаменационного задания из трех; второе задание связано с активностью студентов на семинарских заданиях, а третье – с ответом на контрольный вопрос, список которых приводится в п. 3.2. Студент, написавший в течение семестра реферат по одной из тем, отмеченных в п. 3.3, имеет право представить этот реферат вместо ответа на контрольный вопрос.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента...
Программа учебной дисциплины iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо...
Программа учебной дисциплины iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
Программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа учебной дисциплины iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента...
Программа учебной дисциплины iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и примерное...
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по...
Программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины 7 Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа учебной дисциплины iconПаспорт примерной программы учебной дисциплины структура содержание...
У спо «Казанское училище олимпийского резерва» по специальности 100401 Туризм, в соответствии с примерной программой учебной дисциплины...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск