Скачать 161.36 Kb.
|
Философия образования Философия образования - широкая научная область, получившая развитие за рубежом, главным образом в США, Великобритании и Канаде. Дата организационного оформления философии образования - 1941 год, когда было образовано Американское общество философии образования. В 1965 году такое же общество появилось в Великобритании, а в августе 1990 г. на международной конференции по демократизации образования была организована ассоциация под названием "Международная сеть философов образования". Кроме книг (в том числе пособий для студентов), в мире издаются журналы, посвященные этим проблемам, во многих зарубежных университетах (в первую очередь (с. 19) англоязычных стран) имеются кафедры философии образования. Одна из наиболее известных работает в Институте образования Лондонского университета. Её научная и учебная деятельность связана с именами известных теоретиков Р.С. Питерса, П.Н. Херста, Дж. Уайта и П. Уайт. Несмотря на видимое оживление, деятельности в данной сфере науки, её представители настроены достаточно самокритично. Один из видных американских учёных М. Эпл пишет: "Философия образования во многих западных странах стола почти бесполезной. Она настолько погрязла в технических тонкостях, что в конечном счёте достигла такого рубежа, на котором связи между нею и заботами и деятельностью педагогического сообщества в целом стали в лучшем случае слабыми, а в худшем - почти незаметными" [Paideusis. Journal of the Canadian Philosophy of Education Society. - 1989 - V.2 - P.11.] Исходная методологическая позиция, на которую в явном и неявном виде опираются фактически все разрабатывающие эту отрасль в странах английского языка, была в свое время четко сформулирована Дж. Дьюи. В книге "Источники науки об образовании" он так излагает главную мысль, причем в разделе, заглавие которого дано в форме постулата: "Наука об образовании не имеет собственного содержания". Эту мысль он подтверждает так: "Не существует материала, который можно было бы выделить, так сказать, пометить клеймом, как содержание науки об образовании. Здесь пригодятся любые методы, любые факты и принципы, заимствованные у любой дисциплины, которые помогут решить проблемы обучения и [педагогического] руководства" [Dewey, John. The Sources of a Science of Education. - N.Y., 1922, P. 48]. И тогда изучение образование распадается на множество исследований, выполняемых в предметах разных наук. По существу ту же мысль высказывает П. Херст в статье, которая считается классической. Он полагает, что науки об образовании как единой научной дисциплины не существует и что философия - это лишь одна из нескольких дисциплин, каждая из которых особым образом соотносится с принципами образования [Hirst, Paul N. Philosophy and Educational Тheory // British Journal of Educational Studies. 1963. No 1]. Такая постановка вопроса отнюдь не является новой. На (с. 20) рубеже XIX и XX веков известные философы и педагоги П. Наторп, Ф. Паульсен, Г. Кершенштейнер тоже отрицали целесообразность выделения специальной науки об образовании и допускали возможность существования педагогики лишь как прикладной философии: по их мнению, педагогика есть не что иное, как конкретная прикладная философия. Т.е. они отрицали самую возможность и целесообразность существования единой научной дисциплины, в рамках которой можно было бы изучать факты, закономерности, принципы образования, или, как мы бы сказали, педагогической действительности, целостно и системно, в их взаимосвязи и иерархии. Но в этом случае и философия образования, очевидно, может выступать лишь как эклектическая область приложения отдельно взятых философских знаний, проблем и категорий к явлениям образования. Об этом, в сущности, ведёт речь в аналитическом обзоре развития этой области знаний Р.Ф. Дирден. Он не считает, что философия образования нуждается в какой-либо единой парадигме, "её структура и стратегия обоснования должны каждый раз перекраиваться применительно к обсуждаемому предмету, который обычно представляет собой какие-то общие концепции, принципы, позиции или определенные практические вопросы" [Dearden, R.F. Philosophy of Education, 1952-82 // British Journal of Educational Studies. - 1982. - No 1. - P.68]. Далее идёт примерный перечень направлений анализа, к которым автор относит выявление определенных различий с целью уточнения значений терминов, изучение возможностей, заложенных в тех или иных концепциях, раскрытие несостоятельности анализируемых утверждений, их непоследовательности, привлечение внимания к возможным, не замеченным альтернативам и т.п. Таким образом, дело сводится даже не столько к философскому, сколько к семантическому и логическому анализу не самой действительности, а её отражения в научном познании. Работа в этой области представляет собой весьма пёструю картину. Даже беглый обзор проблематики, внешне объединенной названием "философия образования", показывает отсутствие в ней, по мнению Краевского, системы, объединяющего начала. Практически, содержание философии - это то, что в нашей педагогической науке распределено по различным отраслям: методологии педагогики, дидактике, методикам, теории воспитания. Вопрос - что лучше: решать возникающие в сфере образования теоретические и практические задачи подручными средствами, не заботясь о том, откуда они берутся - из философии, психологии, социологии и т.п., или же выстроить единую теоретическую и прикладную дисциплину, которая имела бы собственный объект и предмет, использовала бы знания и методы из других отраслей науки, в первую очередь из философии, для решения своих специфических Термин «философия образования» характеризуется смысловой многозначностью, определяемой аспектами исследования, задачами анализа и статусом данной проблемной области, что позволяет выделять а) философию образования как научную педагогику или теорию образования (научно-педагогический аспект); б) философию образования как методологию педагогической науки (методолого-педагогический аспект); в) философию образования как осмысление процесса образования и его соответствия родовой сущности человека (рефлексивно-философский аспект); г) философию образования как инструмент анализа педагогической действительности (инструментально-педагогический аспект). 3. На первом этапе (40-50-е гг.) философия образования сводилась к идеологическому освящению существовавшей в советской школе практики общего и профессионального обучения и воспитания. На втором —рационализаторском — этапе рубежа 50-60-х гг. стали вестись педагогические поиски по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в направлении повышения его эффективности посредством рационализации обучения. На третьем — кибернетическом — этапе в 1960-е годы философия образования столкнулась с необходимостью введения в практику таких в целом технократических форм, как алгоритмизация и программирование обучения, его оптимизация и управление. На четвертом — проблемном — этапе в 1970-е годы философия образования стала обосновывать такой, выходящий за сугубо технократические рамки, подход,.как проблемное обучение, стимулировавший познавательную активность учащихся. Критическая рефлексия проблемного обучения велась с позиций личностно-деятельностного подхода в психологии и системно-деятельностного в философии. На пятом этапе в 1980-е годы философия образования активно разрабатывала диалогическую, а также культурологическую парадигмы. На шестом — экологическом — этапе на рубеже 1980-90-х годов философия образования рассматривает свою проблематику в контексте взаимодействия различных развивающих сред: от семейной через школьную и вузовскую до социально-психологической, профессионально-деятельностной и информационно-социогенной. 4. На первом этапе на рубеже 1940-50-х годов, хотя проблематика философии образования еще не выделилась в самостоятельную область, все же отдельные элементы ее содержались внутри теоретических работ по философии, психологии, педагогике. На втором этапе на рубеже 1950-60-х годов начинают осознанно ставиться задачи философско-образовательного содержания. На третьем этапе на рубеже 1960-70-х годов разрабатываются образовательные программы, имеющие философское обоснование и улавливающие различные аспекты философско-образовательной "проблематики. На четвертом этапе на рубеже 1980-90-х годов осознанно формулируется философско-образовательная проблематика, происходит рефлексия и смена парадигм в ее разработке, обсуждаются типы методологической работы как концептуальные схемы проектирования образовательной практики. На пятом — современном — этапе в 1990-е годы и далее философия образования конституируется в особую область знания, ведется систематическое изучение ее методологических, теоретических и социальных оснований. На шестом этапе она сосредоточилась на проблемах взаимодействия социокультурного и социотехнического аспектов в рамках 'гуманистической педагогики, рефлексивной психологии и понимающей социологии. 5. Основными мировыми тенденциями развития философии образования являются следующие: смена социокультурных парадигм образования, связанных с кризисом классической модели и системы образования, разработка педагогических фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарной науке; создание экспериментальных и альтернативных школ; демократизация образования, создание системы непрерывного образования; гуманизация, гуманитаризация и компьютеризация образования; свободный выбор программ обучения и образования; создание на основе самостоятельности школ и вузов школьного сообщества. 6. Тенденции развития современного образования и определяют основные задачи философии образования: 1). Осмысление кризиса образования, кризиса его традиционных форм, исчерпанности основной педагогической парадигмы; 2). Осмысление путей и способов разрешения данного кризиса. 3). Философия образования обсуждает предельные основания образования и педагогики: место и смысл образования в культуре, понимание человека и идеала образованности, смысл и особенности педагогической деятельности. Зыков М.Б. Философия образования. – Реферат: Краевский В.В. Что такое философия образования // Магистр. 1994. №3. С. 19-27.
|
Темы рефератов по курсу «Современной истории и культуры Великобритании и сша» Влияние географического положения на индустриально-экономическое развитие Великобритании | Литература Великобритании и США пояснительная записка Предметно-ориентированный... Первый год обучения включает изучение литературы Великобритании, второй год обучения посвящён изучению литературы США | ||
Фёдорова Елена Васильевна Сша и Канаде. Учебный курс «Культура, литература, религии США и Канады»соответствует Государственному образовательному стандарту... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Эта разветвленная сеть насчитывает свыше 40 центров английского языка в Великобритании, Ирландии, сша, Канаде, Aвстралии и Новой... | ||
Сесквитерпеновые лактоны пиретрума девичьего как биологически активные вещества Обнаружено более 500 публикаций, среди них статьи, патенты и рефераты, изданные в сша, Канаде, Великобритании, Франции, Германии... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие навыков чтения по теме «Особенности школьного образования в США и Великобритании» | ||
Перевод описаний изобретений к патентным документам великобритании... В брошюре рассматривается язык описаний изобретений к патентам и заявкам Великобритании и сша, и даются рекомендации по переводу... | Система высшего образования в России, Великобритании и США. Занятие 1 | ||
Современные системы конституционного (государственного) права зарубежных... «Особенности государственного права Великобритании, Германии, Италии, Франции, США и Канады. Формирование системы права Европейского... | Современные системы конституционного (государственного) права зарубежных... «Особенности государственного права Великобритании, Германии, Италии, Франции, США и Канады. Формирование системы права Европейского... | ||
Реферата по английскому языку на тему «национальные парки и заповедники... Отзыв на реферат по английскому языку «национальные парки и заповедники сша, великобритании и россии» | План проведения внеклассного мероприятия по английскому языку 5 «А»... Цель урока: коммуникативно – речевое развитие учащихся через обобщение знаний о традициях празднования Рождества в Великобритании... | ||
Урок в 8-м классе Урок проводится главным образом в форме беседы... Урок проводится главным образом в форме беседы ученики отвечают на вопросы учителя | Международные Клиники Краткая презентация 2008 год Сша и в Великобритании. Нса и ее отделения имеют в общей сложности персонал в количестве приблизительно 180. 000 человек с годовым... | ||
Взаимодействие стратегий россии и США на большом ближнем востоке:... Охватывают главным образом период до окончания «холодной войны». В результате в последнее время сказывается дефицит исследований... | Политическая система Великобритании, сша, Канады, России |