Скачать 72.65 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Факультет философии и политологии Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ 1. На заседании кафедры декан факультета философии и политологии онтологии и теории познания ______________ Ю.Н.Солонин протокол от Заведующий кафедрой онтологии и теории познания д.ф.н., проф. Липский Б.И 2. На заседании методической комиссии факультета философии и политологии протокол от ______ № ____ Председатель методической комиссии ______________ В.М. Дианова ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СД. Р - "Парадигмы классической рациональности" специальность (направление) – 030101.2 Автор (составитель) канд. филос. Наук, асс. И.И. Мавринский Рецензент: профессор, докт. филос. наук Ю. М. Шилков Санкт-Петербург 2006 г. 1. Организационно-методический раздел. 1.1. Цель изучения дисциплины: Изучение парадигм и типов рациональности, формирование методов анализа основных структур рациональности. 1.2. Задачи курса: Вскрыть взаимосвязь рациональности с основными формами и типами мировоззрения, исследовать динамику развития способов понимания рациональности и методов рационализации действительности, выявить ограничения и сферу применимости указанных методов. 1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Дисциплина "Парадигмы классической рациональности" является профильной для подготовки квалифицированного специалиста в области онтологии и методологии познания. 1.4. Требования к уровню освоения дисциплины СД. Ф – "Парадигмы классической рациональности" Знать содержание курса "Трансформация парадигм классической рациональности", иметь достаточно полное представление о структурах и типах рациональности. Уметь применять методы анализа парадигм рациональности к теоретико-познавательному процессу, феноменам и структурам повседневности. Иметь представление о динамике развития типов рациональности и их специфических характеристиках. 2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля.
Изучение дисциплины по семестрам: Дисциплина читается в течении одного семестра. Форма итогового контроля - зачет3. Содержание дисциплины3.1. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий Понятие рациональности и структуры мировоззрения. Необходимость проблематизации повседневности и неопределенность ее оснований. Зарождение классической рациональности: проблематика движения и покоя, мыслимого и данного, акта и факта. Онтологическое понимание рациональности. Рациональность как постижение подлинно существующего. Критерии существования и исторические типы мировоззрения: рациональность фактического, трансцендентного, мыслимого. Гносеологическое понимание рациональности: способности сознания и предметность. 4 часа лекций Классический тип рациональности и динамика его развития. Понятие классической рациональности и его основные характеристики: законосообразность, мыслимость, непротиворечивость, познаваемость и открытость мира. Мир как целое и способы его рационализации: объяснение, оправдание, конструирование существующего. Достоверность и беспредпосылочность познания. 4 часа лекций Мышление как метод рационализации повседневности. Трансформация понимания мышления и его роли в классической и неклассической рациональности. Мышление как внутренняя речь, предел понимания, критерий существования, метод получения достоверного знания, способ редукции предметности. Основные принципы и законы мышления: статус логического, психического и биологического в познании. Дедукция оснований и редукция само-данного. Историчность мышления и непротиворечивость познания. 8 часов лекций Методологические основания критики классической рациональности. Принцип тождества и необходимость возвращения к "самим вещам". Пересмотр роли понятийного познания. Онтологический поворот и открытость мира. Критика субъект-объектной оппозиции. Ограничение применимости принципа тождества к вещам и конституирование сознания; к миру и смутная и усредненная понятность бытия; к бытию и возобновление классической проблематики. 8 часов лекций Неклассический тип рациональности и его модификации. Понятие неклассической рациональности и его основные характеристики: открытость, коммуникативность, проблематичность, непосредственность. Конструирование и конституирование. Познание и усмотрение сущностей: догматизм разума и само-данность. Понятность и подлинность существования: способы обнаружения и реконструкции смыслов. Взаимоограниченность познания и бытия. 8 часов лекций Рациональность и экзистенция. Рациональность в системе ценностей. Необходимость поиска оснований повседневности. Рациональность и свобода: картина мира и способ существования. Человек как носитель смысла существования. Снятие классических предпосылок философствования: роль и место философии в повседневности. Обращение к структурам "обыденного сознания". Экзистенция как способ реализации смысла существования. 2 часа лекций 3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
3.3. Примерные темы курсовых работКурсовые работы программой не предусмотрены 3.4. Примерные темы рефератовРефераты программой не предусмотрены 3.5. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу
4. Учебно-методическое обеспечение курса4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдов, кино и видио- фильмов Использование обучающих программ и видеоматериалов программой не предусмотрено. 4.2. Активные методы обученияВ данном курсе используются классические аудиторные методы обучения 4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля Стандартно оборудованные лекционные аудитории. 4.4. Литература 4.5.1. Основная
4.5.2. Дополнительная
|
Санкт-Петербургский государственный университет Факультет философии и политологии Контрольная работа по дисциплине «Культура речи и деловое общение» является допуском студента заочной формы обучения к зачету | Министерство образования Российской Федерации Санкт Петербургский... Задачи курса: Изучить основные математические результаты и методы, лежащие в основе метода конечных элементов и других вариационных... | ||
Министерство образования Российской Федерации Санкт Петербургский... Определение высоковольтной проводимости и конвективного механизма тока. Знакомство с эгд-технологиями и устройствами. Особенности... | Российской Федерации Государственный Университет Высшая школа экономики... «Политология» отделения прикладной политологии факультета менеджмента. Она определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Введение... | ||
Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский... Задачи курса: Изучение основных этапов становления идеалистического типа мышления; развитие навыков самостоятельного мышления; формирование... | Министерство транспорта Российской Федерации «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “лэти” имени В. И. Ульянова (Ленина)» | ||
Программа учебной дисциплины "Культура здоровья" министерство образования... Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы | Правительство Российской Федерации Санкт Петербургский государственный... Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» | ||
Российской Федерации Санкт Петербургский государственный университет Физический факультет Цель изучения дисциплины: Обучение магистрантов аналитическим методам анализа структуры и эволюции нелинейных полей | Выходные данные: Диссертация на соискание ученой степени магистра.... Министерство обазования и науки Российской федерации Санкт-Петербургский государственный политехнический университет | ||
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Григорьева Мария Александровна, преподаватель кафедры административного, финансового и коммерческого права | Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Рецензент: Коновалова Е. Ю., председатель пцмк социально-правовых дисциплин гбоу спо «пгк» | ||
Российской Федерации Государственный Университет Высшая школа экономики... Она определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Введение в политологию» и в соответствии с требованиями Государственного... | Российской Федерации Государственный Университет Высшая школа экономики... Она определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Введение в политологию» и в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Программа учебного курса «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский... Ознакомление студентов с основным содержанием дисциплины в соответствии с Госстандартом; формирование у студентов масштабного, глобального... |