Скачать 230.72 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ А.В.Павлов ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 030200.62 - «политология» Тюменский государственный университет 2013 А.В.Павлов. История философии.: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения по специальности 030200.62 - «Политология». Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, методические указания к семинарским занятиям, контрольные вопросы, методические указания для студентов при выполнении самостоятельной работы. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Философия (электронный ресурс). Режим доступа: http:// www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к печати________. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: М.Н.Щербинин д.ф.н., профессор © А.В.Павлов, 2013. © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2013. 1.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по специальности «политология» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Курс имеет целью рассмотреть эволюцию западной философии в историко-культурном контексте. Определяются основные понятия классического и современного философского языка, ее предметность и методология, рассматриваются основные идеи и концепции, анализируются тексты философской литературы. Задачи курса
Для изучения данной дисциплины необходимо предварительное ознакомление студентов с курсами философии, истории политических учений, истории Европы, истории западной литературы, истории науки. В программу включены тематический план изучения дисциплины с распределением часов курса по темам, дидактические единицы — темы федерального компонента курса, предложены экзаменационные вопросы, темы рефератов, а также основная и дополнительная литература. КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ И БАЛЛОВ, ОТВОДИМОЕ НА ДИСЦИПЛИНУ Программа курса «История философии» рассчитана на 1 семестр, с отчетностью в форме экзамена. Распределение содержания дисциплины между темами, по видам занятий, объединение тем, последовательность их изучения могут быть изменены исходя из необходимости повышения качества подготовки специалиста. Распределение баллов по видам работ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫТемы лекционных занятий
Темы семинарских занятий
Критерии оценки
Требования к итоговому реферату:
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Методологические проблемы изучения философии. Многомерность философского познания. Основные методологические подходы к истории философии. Традиционный подход к истории философии: позиции, направления, течения и принципы как «измерения» историко-философского процесса. Современный подход к истории философии: соотношение классицизма, модернизма и постмодернизма. Применение герменевтики к истории философии: субъект, контекст, предпосылки познания. Герменевтический круг. Интерпретации истории философии. История философии как логика и стратегия эволюции культуры. Основные термины Античность. Средневековье. Возрождение. Барокко. Просвещение. Классицизм. Модернизм. Постмодернизм. Субъект, контекст, предпосылки познания. Герменевтический круг. Тема 2. Предпосылки зарождения философии. Зарождение, становление и типы рациональности. Появление философии. Человек и мир в первобытно-мифологическую эпоху. Метафора как форма первобытно-мифологического мышления. Фетишизм. Анимизм. Развитой анимизм. Рождение философии в Индии, Китае, Греции. Кризис родоплеменного уклада жизни и мифологического миропонимания. Основные термины Тип рациональности. Метафора. Человек. Мир. Фетишизм. Анимизм. Развитой анимизм. Тема 3. Античная философия. Культурно-исторические предпосылки античной философии. Интуитивизм и мифологическая предметность античной философии. Античная философия как логика и риторика. Интуитивно-чувственный и эстетический характер античной философии. Античная диалектика. Ранняя греческая философия. Досократики. Жизнь и учение Сократа. Рождение философии нового типа. Перемещение интереса от природы к человеку, от бытия к ценностям, от теории к методу. Философия Платона. Философия Аристотеля. Поздняя античная философия. Основные термины Первоначало. Апейрон. Космос. Логос. Досократики. Диалектика. Метафизика. Бытие и небытие. Апория. Атомизм. Ирония. Майветика. Эйдос. Душа. Сущее и сущность. Материя и форма. Возможность и действительность. Энтелехия. Государство. Эпикуреизм. Стоицизм. Скептицизм. Тема 4. Средневековая философия. Культурно-исторические предпосылки средневековой философии. Патристика и схоластика. Основные проблемы средневековой философии: соотношение знания и откровения, разума и веры, свободы и благодати. Проблема универсалий и трансценденталий. Номинализм и реализм. Основные методологические взгляды средневековой философии: догматизм, катафатика, апофатика, логика, диалектика. Основные идеи средневековой философии: монотеизм, креационизм, тео-антропоцентризм, телеологизм, свобода и закон Божий, апокалипсис, воскрешение души. Предназначение человека и истории. Теория двух истин. Дескриптивная теология. Принцип индивидуации. Основные термины Патристика. Схоластика. Томизм. Теология. Номинализм. Реализм. Трансценденталии. Универсалии. Двойственность истины. Язычество. Христианство. Монотеизм. Креационизм. Телеология. Антропоцентризм. Закон. Совершенство. Агапе. Провидение. Грех. Дух. Душа. Плоть. Бессмертие. Воскресение. Откровение. Катафатическая теология. Апофатическая теология. Гармония. Тварь. Разумные семена. Божий промысел. Эманация. Индивидуация. Essentia. Existentia. Actus essendi. Тема 5. Философия Возрождения. Ф.Бэкон. Культурно-исторические предпосылки Возрождения и Модерна. Универсализм и космоцентризм, натурализм, гуманизм, неоплатонизм. Открытие индивидуальности. Зарождение науки. Философские взгляды Ф.Петрарки и П. делла Мирандолы. Философия Ф.Бэкона. Проблема экспериментального познания. Классификация наук. Учение о причинах заблуждения и экспериментально-индуктивном методе. Основные термины Универсализм. Гуманизм. Неоплатонизм. Сенсуализм. Рационализм. Интеллектуальная интуиция. Натурализм. «Всё во всём». Идолы: разума, театра, пещеры, рынка. Классификация наук. Экспериментально-индуктивный метод. Тема 6. Общий очерк философии модерна. Сенсуализм и рационализм. Р.Декарт. Соотношение классицизма, модернизма и постмодернизма. Проблема философского метода. Сенсуализм (эмпиризм) и рационализм. Основные идеи философии Р.Декарта. Универсальное сомнение как методологический принцип. Картезианское решение методологической проблемы. Cogito ergo sum. Первоначала философии. Картезианский субъективизм и механицизм. Роль картезианства в развитии европейских культур. Основные термины Классицизм, модернизм, постмодернизм. Сенсуализм, эмпиризм, рационализм. Философский метод. Универсальное сомнение. Первоначала. Cogito. Cogito ergo sum. Cogito ergo sunt. «Я», «Тела». «Бог». Тема 7. Философия классического Просвещения. Ключевые идеи Просвещения: “разумность” и “естественность”, свободомыслие, скептицизм, вера в человеческий разум и общественный прогресс. Идейная подготовка буржуазных революций XVIII в. во Франции и Америке. Сенсуализм и социальная философия Д.Локка. Естественное право. Общественный договор. Ж.-Ж.Руссо. Природа человека. Педагогические мысли. Идеи справедливого общественного договора, прав народа на ниспровержение власти. Идеал республики, равенства, свободы и суверенитета народа. Воплощение идей Просвещения в общественно-правовой системе стран Европы и Америки: “Декларации прав человека” и Конституция США, конституции современных стран и России. Гражданское общество. Основные термины Природа человека. “Разумность” и “естественность”, свободомыслие, скептицизм, «Естественное право». «Общественный договор». Общественная среда. «Разумный эгоизм». Общественный прогресс. Республика. Гражданское общество. Права человека и народа. Fraternite, egalite, liberte. Тема 8. Философия И. Канта. Биография И.Канта. Два периода творчества. “Докритический” период. Основные идеи “критического” периода. Проблематика чистого и практического разума. Проективность чистого разума. Пространство и время — априорные формы чувственности. Вещь-в-себе и вещь-для-нас. Природа как сфера возможного опыта. Трансцендентное и трансцендентальное. Переворот в гносеологии. Рассудок, продуктивное воображение, проблема объективного познания. Феномен и ноумен. Антиномии. Этика Канта. Обоснование свободы воли. “Категорический императив”. Долг. Абсолютное достоинство и самоценность каждой личности. Роль кантианства в развитии европейских культур. Основные термины Суждения: аналитические, синтетические, априорные, апостериорные. «Чистый разум». «Практический разум». «Эстетическая способность суждения». Пространство, время. Вещь-в-себе и вещь-для-нас. Природа. Трансцендентное и трансцендентальное. Рассудок, продуктивное воображение. Феномен и ноумен. Антиномии. Свобода воли. “Категорический императив”. Долг. Тема 9. Философия Г.Гегеля. Биография Г. Гегеля. «Феноменология духа». Диалектика Г.Гегеля: бытие, небытие, становление. Противоречие, отчуждение, качество, количество, мера, скачек, отрицание. Система Гегеля: мировой дух, объективный дух и природа, субъективный дух и общество, дух народа, разум, право. Абсолютная идея Г.Гегеля. Роль гегельянства в развитии европейских культур. Основные термины. Становление. Триада. Противоречие. Количество. Качество. Мера. Скачек. Отрицание. Мировой дух. Объективный дух. Субъективный дух. Дух народа. Разум. Право. Абсолютная идея. Тема 10. Философские взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса. Философия К.Маркса. Идейные предпосылки марксизма. Природа человека. Общественные отношения. Отчуждение. Капитал. Эксплуатация человека. Пролетариат. Идеал справедливого общества и гармоничного человека. Марксова философия истории. Учение о классовой борьбе и революциях. Социализм как перспектива истории. Интерполяция Ф.Энгельсом социально-философской концепции К.Маркса на природу. Бытие как материя. Движение. Причины и механизмы движения. Формы движения. Принцип единства бытия и мышления. Диалектико-материалистическая концепция сознания. Принцип единства бытия и познания. Проблематика познания и гносеологический оптимизм диалектического материализма. Энгельсовское понимание исторического материализма. Основные термины Отчуждение. Частная собственность. Индивид. Общественные отношения. Отчуждение. Капитал. Эксплуатация. Класс. Пролетариат. Классовая борьба. Революция. Социализм. Материя. Формы движения материи. Тема 11. «Философия жизни» Ф. Ницше. Социальный и нравственный кризис Европы как причина возникновения иррационализма. Философия Ф.Ницше и ее провокационный характер. Бытие собой как проблематика и предметность Ницше. Аполлоническое и дионисийское начала в культуре. Миф о вечном возвращении, критика истории, “Смерть Бога” как правозвестие кризиса европеизма, генеология морали, нигилизм, переоценка ценностей, концепция “сверхчеловека”. Основные термины Иррационализм. Жизнь. Аполлоническое начало. Дионисийское начало. Вечное возвращение. Последний человек. Сверхчеловек. Нигилизм. Цинизм. Тема 12. Феноменология Э.Гуссерля. Основная проблема и идея Э.Гуссерля. Теоретические предпосылки его феноменологического метода. Феноменология как «строгая наука». «Чистое Я» как предмет познания и его структура. «Чистое сознание», «чистая субъективность». Феноменология как методология познания «чистого Я». «Логические шаги» Гуссерля: феноменологическая редукция. Эйдетическая редукция, трансцендентальная редукция, «эпохе». Понятие интенциональности сознания. Феноменологический метод применительно к исследованиям в психологии, культурологи, социологии, истории и т. д. Феноменологическая социология А. Шюца. Основные термины «Чистое сознание», «чистая субъективность». Феноменологическая редукция. Эйдетическая редукция, трансцендентальная редукция, «эпохе». Интенция. Жизненный мир. Повседневность. Тема 13. Психоанализ З.Фрейда. Идея бессознательного, ее предпосылки и интерпретации. Классический психоанализ З.Фрейда. Структура личности (Я, Оно, Сверх-Я). Факторы неврозов: подавление и сублимация. Либидо и механизмы социального творчества. Проблема «Эдипова комплекса». Трактовка религии, культуры, социального конфликта. Основные термины «Я», «Оно», «Сверх-Я». Либидо. Эдипов комплекс. Тема 14. Экзистенциализм М.Хайдеггера и Ж.П.Сартра. «Фундаментальная онтология» М. Хайдеггера. Вопрос о «смысле бытия». Бытие и сущее. Аналитика Dasein. Бытие вещей и человеческое бытие. Основные экзистенциалы: бытие-в-мире; наличное и сподручное. Мир как «пространство возможного». Совместное бытие. Das Man и диктатура публичности. Аналитика выбора и свобода. Подлинное и неподлинное бытие. Заброшенность и проект как характеристики человеческого бытия. Понятие страха и его роль в концепции Хайдеггера. Забота, время и временность. Конечность и историчность. Бытие-к-смерти. «Поздний» Хайдеггер: проблемы нигилизма и гуманизма, «деструкция метафизики», язык как «дом бытия», философия техники, «мистическое». Экзистенциализм Ж.П. Сартра. Основные понятия феноменологической онтологии Сартра. Смысл Бытия и Ничто. Соотношение существования и сущности. «Я» и «Другой». Проблема интерсубъективности. Концепция свободы. Этическое учение Сартра и его трактовка гуманизма. Философская и политическая эволюция Сартра. «Критика диалектического разума» и отход от экзистенциализма. Сартр и марксизм. Сартр как идеолог молодежного движения 1968 – 1980 гг. Основные термины Сущность и существование. Dasein. Das Man. Подлинное и неподлинное бытие. Проект. Заброшенность. Страх. Бытие-к-смерти. Язык. Бытие и Ничто. «Я» и «Другой». Интерсубъективность. Свобода. Тема 15 Герменевтика Г.Г.Гадамера. Понимание как универсальная проблема философии. Проблема герменевтики. Зарождение герменевтики (Августин, Флаций, Хладениус). Предпосылки герменевтики (Ф.Шлейермахер, А.Шопенгауэр, В.Дильтей). Трактовки понимания и интерпретации. Проблема и структура герменевтического круга как методологии понимания: конгениальность, контекстуальность, дистантность, диалог. Проблема исторического бытия и исторического времени. Предпонимание и предрассудки. Субъект и горизонт понимания. Критика рационалистической традиции. Соотношение языка и реальности. Основные термины Конгениальность. Контекстуальность. Дистантность. Диалог. Герменевтический круг. Предпонимание и предрассудки. Субъект и горизонт понимания. Историческое бытие. Историческое время. Тема 16. Структурализм К.Леви-Стросса. Основные черты структурного метода и базовые понятия структурализма (обозначающее и обозначаемое, синхрония и диахрония, система и элемент). Порождающие структуры. Структурная антропология К. Леви-Стросса. Бинарная оппозиция. Бриколаж и тотализующее мышление. Природа и культура. Учение об априорных несознаваемых структурах. Основные термины Синхрония и диахрония. Система и элемент. Бинарная оппозиция. Бриколаж и тотализующее мышление. Медиатор. Тема 17. Лингвистический поворот. Суть постмодернизма. Философские идеи М.Фуко. Лингвистический поворот. «Археология знания» М. Фуко. Дисконтинуитет. Понятие эпистемы и архива знаний. Культура как знаковая система. Человек и анонимные системы. Границы рациональности западной культуры. Переход от «археологии» знания к его «генеалогии». Дискурсивные и недискурсивные условия формирования личности. Индивид и отношения власти. Основные термины Дисконтинуитет. Эпистема. «Архив знаний». Индивид. Власть. Тема 18. Философские идеи Ж.Делеза и Ф.Гваттари. Философия в контексте современности. Номадология Ж.Делеза и Ф.Гваттари. «Различие и повтор», ризома, кампарс и диспарс, «Анти-Эдип», новая концепция знака и «Логика смысла». Основные термины Номадология. Ризома. Кампарс. Диспарс. Шизоязык. Шизоанализ. 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ Тема 1. Иммануил Кант. «Пролегомены».
Тема 2. Э.Гуссерль «Феноменология».
Тема 3. Ж.П.Сартр. «Экзистенциализм – это гуманизм».
Тема 4. Ж.Ф.Лиотар. «Состояние постмодерна».
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ (Тема определяется после консультации с преподавателем).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература
Дополнительная литература
Интернет-ресурсы
|
Календарно-тематическое планирование предмета «Культура родного края»... Учебник для учащихся: В. Д. Данилов, Б. И. Павлов «История Чувашии с древнейших времен до конца XX века» | Павлов юрий Михайлович критика ХХ – ХХI веков: литературные портреты,... Один из самых заметных критиков нашего времени Юрий Павлов известен своим неожиданным взглядом на современную русскую литературу.... | ||
Систмета мгд-дозирования и перекачивания жидкого металла п. И. Пряжников,... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... История зарубежной философии, ч. 5, в силу своей тесной связи с философией И. Канта. Изучение философии К. Маркса предполагается... | ||
Павлов Евгений Александрович, Павлов Владимир Александрович, Казина Евгения Максимовна Программа предназначена для автоматического составления и визуализации оптимальных туристических маршрутов на интернет-картах по... | История философии (для поступающих в аспирантуру) Курс «История философии» является одним из основных в системе подготовки специалистов для поступления в аспирантуру. Дисциплина «Истории... | ||
Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия» «История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Методы исследования, оценки и классификации письменных источников. История философии как целостное, преемственное и восходящее движение... | ||
История зарубежной философии (античная философия) Курс представляет собой систематическое изложение истории античной философии (древнегреческой и римской), т е со времени ее воз-никновения... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «История философии» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры философии,... | ||
Программа семинарских занятий по курсу философии. Под ред зав каф... В процессе изучения философии происходит знакомство с основными историческими типами философии и основной философской проблематикой,... | Курс; клиническая психология (2013/14 уч г.) П л а нсеминарского... Понятие философии. Знание и мудрость. Проблема самоопределения философии. Предмет философии. Специфика философского знания. Философия... | ||
Аннотации дисциплин учебного плана Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического... | Образовательное учреждение высшего профессионального образования... Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии. Протокол № от 00. 00. 2013 | ||
Требования к оформлению реферата по дисциплинам «История», «Культурология»,... Обязательным видом самостоятельной работы студента по учебной дисциплине «История» «Культурология», «Мировые цивилизации, философии... | Рабочая программа по дисциплине «Философия» (гсэ. Ф. 07) Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического... |