А. В. Павлов история философии





Скачать 230.72 Kb.
НазваниеА. В. Павлов история философии
Дата публикации02.03.2015
Размер230.72 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая учебная программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
А.В.Павлов

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.



Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 030200.62 - «политология»

Тюменский государственный университет

2013
А.В.Павлов. История философии.: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения по специальности 030200.62 - «Политология».

Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, методические указания к семинарским занятиям, контрольные вопросы, методические указания для студентов при выполнении самостоятельной работы.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Философия (электронный ресурс). Режим доступа: http:// www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к печати________.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: М.Н.Щербинин

д.ф.н., профессор

© А.В.Павлов, 2013.

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2013.

1.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по специальности «политология» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Курс имеет целью рассмотреть эволюцию западной философии в историко-культурном контексте. Определяются основные понятия классического и современного философского языка, ее предметность и методология, рассматриваются основные идеи и концепции, анализируются тексты философской литературы.
Задачи курса

  1. Усвоение основных исторически сформировавшихся идей и концепций философии;

  2. Усвоение основных понятий;

  3. Ознакомление с основными текстами;

  4. Ознакомление с методологическим потенциалом философии для современной науки.

Для изучения данной дисциплины необходимо предварительное ознакомление студентов с курсами философии, истории политических учений, истории Европы, истории западной литературы, истории науки.
В программу включены тематический план изучения дисциплины с распределением часов курса по темам, дидактические единицы — темы федерального компонента курса, предложены экзаменационные вопросы, темы рефератов, а также основная и дополнительная литература.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ И БАЛЛОВ, ОТВОДИМОЕ НА ДИСЦИПЛИНУ

Программа курса «История философии» рассчитана на 1 семестр, с отчетностью в форме экзамена. Распределение содержания дисциплины между темами, по видам занятий, объединение тем, последовательность их изучения могут быть изменены исходя из необходимости повышения качества подготовки специалиста.

Распределение баллов по видам работ




Лекции

(посещение.)

За 1 час

Семинары

(посещение.)

За 1 час

Самостоят. раб.

Активн. на семин.: выступл., дополн., к/р.

Доклад на семин.

Итоговая письменная работа

Баллы

0-1

0-1

0-1

0-5

0-20






Виды занятий

Количество

часов

Количество

баллов

1.

Лекции

36

0-36

2.

Семинарские занятия

18

0-18

3.

Самостоятельная работа

Из них:

- Итоговый реферат

-к/р

- Активность на семин.

-Доклад на семин.

47

0-46
0-20

0-3

0-18

0-5




ВСЕГО:

101

0-100



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Темы лекционных занятий



Наименование разделов и тем

лекции







Ед. измер.

час.

бал.




МОДУЛЬ I.




0-10

1

Методологические проблемы изучения философии.

2

0-2

2

Предпосылки зарождения философии.

2

0-2

3

Античная философия.

2

0-2

4

Средневековая философия.

2

0-2

5

Философия Возрождения. Ф.Бэкон.

2

0-2




МОДУЛЬ II




0-12

6

Общий очерк философии модерна. Сенсуализм и рационализм. Р.Декарт.

2

0-2

7

Философия классического Просвещения.

2

0-2

8

Философия И. Канта.

2

0-2

9

Философия Г.Гегеля.

2

0-2

10

Философские взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса.

2

0-2

11

«Философия жизни» Ф. Ницше.

2

0-2




МОДУЛЬ III




0-14

12

Феноменология Э.Гуссерля.

2

0-2

13

Психоанализ З.Фрейда.

2

0-2

14

Экзистенциализм М.Хайдеггера и Ж.П.Сартра.

2

0-2

15

Герменевтика Г.Г.Гадамера.

2

0-2

16

Структурализм К.Леви-Стросса.

2

0-2

17

Лингвистический поворот. Суть постмодернизма. Философские идеи М.Фуко.

2

0-2

18

Философские идеи Ж.Делеза и Ф.Гваттари.

2

0-2




ИТОГО баллов

36

0-36


Темы семинарских занятий



Наименование разделов и тем

семин.


с/р


Итого




Ед. измер.

Час.

Час.

Бал.

1

И.Кант. «Пролегомены».

4

7

0-11

2

Э.Гуссерль. «Феноменология».

4

7

0-11

3

Ж.П.Сартр. «Экзистенциализм – это гуманизм».

4

7

0-11

4

Ж.Ф.Лиотар. «Состояние постмодерна».

6

6

0-13




Итоговый реферат




20

0-20




ИТОГО

18

47

0-46


Критерии оценки

оценка

баллы

Неудовлетворительно

0-60

Удовлетворительно

61-75

Хорошо

76-90

Отлично

91-100

Требования к итоговому реферату:

  1. Консультация у преподавателя не реже 1 раза в месяц.

  2. Размер – 1 печатный лист (40000 знаков с пробелами)

  3. Титульный лист.

  4. План.

  5. Содержание, структурированное по плану.

  6. Список литературы.

  7. Сдавать в электронном виде не позднее, чем за 2 недели до конца семестра.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Методологические проблемы изучения философии.

Многомерность философского познания.

Основные методологические подходы к истории философии.

Традиционный подход к истории философии: позиции, направления, течения и принципы как «измерения» историко-философского процесса.

Современный подход к истории философии: соотношение классицизма, модернизма и постмодернизма.

Применение герменевтики к истории философии: субъект, контекст, предпосылки познания. Герменевтический круг. Интерпретации истории философии. История философии как логика и стратегия эволюции культуры.

Основные термины

Античность. Средневековье. Возрождение. Барокко. Просвещение. Классицизм. Модернизм. Постмодернизм. Субъект, контекст, предпосылки познания. Герменевтический круг.

Тема 2. Предпосылки зарождения философии.

Зарождение, становление и типы рациональности. Появление философии. Человек и мир в первобытно-мифологическую эпоху. Метафора как форма первобытно-мифологического мышления. Фетишизм. Анимизм. Развитой анимизм. Рождение философии в Индии, Китае, Греции. Кризис родоплеменного уклада жизни и мифологического миропонимания.

Основные термины

Тип рациональности. Метафора. Человек. Мир. Фетишизм. Анимизм. Развитой анимизм.

Тема 3. Античная философия.

Культурно-исторические предпосылки античной философии. Интуитивизм и мифологическая предметность античной философии. Античная философия как логика и риторика. Интуитивно-чувственный и эстетический характер античной философии. Античная диалектика.

Ранняя греческая философия. Досократики.

Жизнь и учение Сократа. Рождение философии нового типа. Перемещение интереса от природы к человеку, от бытия к ценностям, от теории к методу. Философия Платона. Философия Аристотеля. Поздняя античная философия.

Основные термины

Первоначало. Апейрон. Космос. Логос. Досократики. Диалектика. Метафизика. Бытие и небытие. Апория. Атомизм. Ирония. Майветика. Эйдос. Душа. Сущее и сущность. Материя и форма. Возможность и действительность. Энтелехия. Государство. Эпикуреизм. Стоицизм. Скептицизм.

Тема 4. Средневековая философия.

Культурно-исторические предпосылки средневековой философии. Патристика и схоластика. Основные проблемы средневековой философии: соотношение знания и откровения, разума и веры, свободы и благодати. Проблема универсалий и трансценденталий. Номинализм и реализм. Основные методологические взгляды средневековой философии: догматизм, катафатика, апофатика, логика, диалектика. Основные идеи средневековой философии: монотеизм, креационизм, тео-антропоцентризм, телеологизм, свобода и закон Божий, апокалипсис, воскрешение души. Предназначение человека и истории. Теория двух истин. Дескриптивная теология. Принцип индивидуации.

Основные термины

Патристика. Схоластика. Томизм. Теология. Номинализм. Реализм. Трансценденталии. Универсалии. Двойственность истины. Язычество. Христианство. Монотеизм. Креационизм. Телеология. Антропоцентризм. Закон. Совершенство. Агапе. Провидение. Грех. Дух. Душа. Плоть. Бессмертие. Воскресение. Откровение. Катафатическая теология. Апофатическая теология. Гармония. Тварь. Разумные семена. Божий промысел. Эманация. Индивидуация. Essentia. Existentia. Actus essendi.

Тема 5. Философия Возрождения. Ф.Бэкон.

Культурно-исторические предпосылки Возрождения и Модерна. Универсализм и космоцентризм, натурализм, гуманизм, неоплатонизм. Открытие индивидуальности. Зарождение науки. Философские взгляды Ф.Петрарки и П. делла Мирандолы.

Философия Ф.Бэкона. Проблема экспериментального познания. Классификация наук. Учение о причинах заблуждения и экспериментально-индуктивном методе.

Основные термины

Универсализм. Гуманизм. Неоплатонизм. Сенсуализм. Рационализм. Интеллектуальная интуиция. Натурализм. «Всё во всём». Идолы: разума, театра, пещеры, рынка. Классификация наук. Экспериментально-индуктивный метод.

Тема 6. Общий очерк философии модерна. Сенсуализм и рационализм. Р.Декарт.

Соотношение классицизма, модернизма и постмодернизма.

Проблема философского метода. Сенсуализм (эмпиризм) и рационализм.

Основные идеи философии Р.Декарта. Универсальное сомнение как методологический принцип. Картезианское решение методологической проблемы. Cogito ergo sum. Первоначала философии. Картезианский субъективизм и механицизм. Роль картезианства в развитии европейских культур.

Основные термины

Классицизм, модернизм, постмодернизм. Сенсуализм, эмпиризм, рационализм. Философский метод. Универсальное сомнение. Первоначала. Cogito. Cogito ergo sum. Cogito ergo sunt. «Я», «Тела». «Бог».

Тема 7. Философия классического Просвещения.

Ключевые идеи Просвещения: “разумность” и “естественность”, свободомыслие, скептицизм, вера в человеческий разум и общественный прогресс. Идейная подготовка буржуазных революций XVIII в. во Франции и Америке. Сенсуализм и социальная философия Д.Локка. Естественное право. Общественный договор. Ж.-Ж.Руссо. Природа человека. Педагогические мысли. Идеи справедливого общественного договора, прав народа на ниспровержение власти. Идеал республики, равенства, свободы и суверенитета народа. Воплощение идей Просвещения в общественно-правовой системе стран Европы и Америки: “Декларации прав человека” и Конституция США, конституции современных стран и России. Гражданское общество.

Основные термины

Природа человека. “Разумность” и “естественность”, свободомыслие, скептицизм, «Естественное право». «Общественный договор». Общественная среда. «Разумный эгоизм». Общественный прогресс. Республика. Гражданское общество. Права человека и народа. Fraternite, egalite, liberte.

Тема 8. Философия И. Канта.

Биография И.Канта. Два периода творчества. “Докритический” период. Основные идеи “критического” периода. Проблематика чистого и практического разума. Проективность чистого разума. Пространство и время — априорные формы чувственности. Вещь-в-себе и вещь-для-нас. Природа как сфера возможного опыта. Трансцендентное и трансцендентальное. Переворот в гносеологии. Рассудок, продуктивное воображение, проблема объективного познания. Феномен и ноумен. Антиномии. Этика Канта. Обоснование свободы воли. “Категорический императив”. Долг. Абсолютное достоинство и самоценность каждой личности. Роль кантианства в развитии европейских культур.

Основные термины

Суждения: аналитические, синтетические, априорные, апостериорные. «Чистый разум». «Практический разум». «Эстетическая способность суждения». Пространство, время. Вещь-в-себе и вещь-для-нас. Природа. Трансцендентное и трансцендентальное. Рассудок, продуктивное воображение. Феномен и ноумен. Антиномии. Свобода воли. “Категорический императив”. Долг.

Тема 9. Философия Г.Гегеля.

Биография Г. Гегеля. «Феноменология духа». Диалектика Г.Гегеля: бытие, небытие, становление. Противоречие, отчуждение, качество, количество, мера, скачек, отрицание. Система Гегеля: мировой дух, объективный дух и природа, субъективный дух и общество, дух народа, разум, право. Абсолютная идея Г.Гегеля. Роль гегельянства в развитии европейских культур.

Основные термины.

Становление. Триада. Противоречие. Количество. Качество. Мера. Скачек. Отрицание. Мировой дух. Объективный дух. Субъективный дух. Дух народа. Разум. Право. Абсолютная идея.

Тема 10. Философские взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса.

Философия К.Маркса. Идейные предпосылки марксизма. Природа человека. Общественные отношения. Отчуждение. Капитал. Эксплуатация человека. Пролетариат. Идеал справедливого общества и гармоничного человека. Марксова философия истории. Учение о классовой борьбе и революциях. Социализм как перспектива истории.

Интерполяция Ф.Энгельсом социально-философской концепции К.Маркса на природу. Бытие как материя. Движение. Причины и механизмы движения. Формы движения. Принцип единства бытия и мышления. Диалектико-материалистическая концепция сознания. Принцип единства бытия и познания. Проблематика познания и гносеологический оптимизм диалектического материализма. Энгельсовское понимание исторического материализма.

Основные термины

Отчуждение. Частная собственность. Индивид. Общественные отношения. Отчуждение. Капитал. Эксплуатация. Класс. Пролетариат. Классовая борьба. Революция. Социализм. Материя. Формы движения материи.

Тема 11. «Философия жизни» Ф. Ницше.

Социальный и нравственный кризис Европы как причина возникновения иррационализма. Философия Ф.Ницше и ее провокационный характер. Бытие собой как проблематика и предметность Ницше. Аполлоническое и дионисийское начала в культуре. Миф о вечном возвращении, критика истории, “Смерть Бога” как правозвестие кризиса европеизма, генеология морали, нигилизм, переоценка ценностей, концепция “сверхчеловека”.

Основные термины

Иррационализм. Жизнь. Аполлоническое начало. Дионисийское начало. Вечное возвращение. Последний человек. Сверхчеловек. Нигилизм. Цинизм.

Тема 12. Феноменология Э.Гуссерля.

Основная проблема и идея Э.Гуссерля. Теоретические предпосылки его феноменологического метода. Феноменология как «строгая наука». «Чистое Я» как предмет познания и его структура. «Чистое сознание», «чистая субъективность». Феноменология как методология познания «чистого Я». «Логические шаги» Гуссерля: феноменологическая редукция. Эйдетическая редукция, трансцендентальная редукция, «эпохе». Понятие интенциональности сознания.

Феноменологический метод применительно к исследованиям в психологии, культурологи, социологии, истории и т. д. Феноменологическая социология А. Шюца.

Основные термины

«Чистое сознание», «чистая субъективность». Феноменологическая редукция. Эйдетическая редукция, трансцендентальная редукция, «эпохе». Интенция. Жизненный мир. Повседневность.

Тема 13. Психоанализ З.Фрейда.

Идея бессознательного, ее предпосылки и интерпретации.

Классический психоанализ З.Фрейда. Структура личности (Я, Оно, Сверх-Я). Факторы неврозов: подавление и сублимация. Либидо и механизмы социального творчества. Проблема «Эдипова комплекса». Трактовка религии, культуры, социального конфликта.

Основные термины

«Я», «Оно», «Сверх-Я». Либидо. Эдипов комплекс.

Тема 14. Экзистенциализм М.Хайдеггера и Ж.П.Сартра.

«Фундаментальная онтология» М. Хайдеггера. Вопрос о «смысле бытия». Бытие и сущее. Аналитика Dasein. Бытие вещей и человеческое бытие. Основные экзистенциалы: бытие-в-мире; наличное и сподручное. Мир как «пространство возможного». Совместное бытие. Das Man и диктатура публичности. Аналитика выбора и свобода. Подлинное и неподлинное бытие. Заброшенность и проект как характеристики человеческого бытия. Понятие страха и его роль в концепции Хайдеггера. Забота, время и временность. Конечность и историчность. Бытие-к-смерти. «Поздний» Хайдеггер: проблемы нигилизма и гуманизма, «деструкция метафизики», язык как «дом бытия», философия техники, «мистическое».

Экзистенциализм Ж.П. Сартра. Основные понятия феноменологической онтологии Сартра. Смысл Бытия и Ничто. Соотношение существования и сущности. «Я» и «Другой». Проблема интерсубъективности. Концепция свободы. Этическое учение Сартра и его трактовка гуманизма.

Философская и политическая эволюция Сартра. «Критика диалектического разума» и отход от экзистенциализма. Сартр и марксизм. Сартр как идеолог молодежного движения 1968 – 1980 гг.

Основные термины

Сущность и существование. Dasein. Das Man. Подлинное и неподлинное бытие. Проект. Заброшенность. Страх. Бытие-к-смерти. Язык. Бытие и Ничто. «Я» и «Другой». Интерсубъективность. Свобода.

Тема 15 Герменевтика Г.Г.Гадамера.

Понимание как универсальная проблема философии.

Проблема герменевтики. Зарождение герменевтики (Августин, Флаций, Хладениус). Предпосылки герменевтики (Ф.Шлейермахер, А.Шопенгауэр, В.Дильтей).

Трактовки понимания и интерпретации. Проблема и структура герменевтического круга как методологии понимания: конгениальность, контекстуальность, дистантность, диалог.

Проблема исторического бытия и исторического времени.

Предпонимание и предрассудки. Субъект и горизонт понимания. Критика рационалистической традиции. Соотношение языка и реальности.

Основные термины

Конгениальность. Контекстуальность. Дистантность. Диалог. Герменевтический круг. Предпонимание и предрассудки. Субъект и горизонт понимания. Историческое бытие. Историческое время.

Тема 16. Структурализм К.Леви-Стросса.

Основные черты структурного метода и базовые понятия структурализма (обозначающее и обозначаемое, синхрония и диахрония, система и элемент). Порождающие структуры.

Структурная антропология К. Леви-Стросса. Бинарная оппозиция. Бриколаж и тотализующее мышление. Природа и культура. Учение об априорных несознаваемых структурах.

Основные термины

Синхрония и диахрония. Система и элемент. Бинарная оппозиция. Бриколаж и тотализующее мышление. Медиатор.

Тема 17. Лингвистический поворот. Суть постмодернизма. Философские идеи М.Фуко.

Лингвистический поворот. «Археология знания» М. Фуко. Дисконтинуитет. Понятие эпистемы и архива знаний. Культура как знаковая система. Человек и анонимные системы. Границы рациональности западной культуры. Переход от «археологии» знания к его «генеалогии». Дискурсивные и недискурсивные условия формирования личности. Индивид и отношения власти.

Основные термины

Дисконтинуитет. Эпистема. «Архив знаний». Индивид. Власть.

Тема 18. Философские идеи Ж.Делеза и Ф.Гваттари.

Философия в контексте современности. Номадология Ж.Делеза и Ф.Гваттари. «Различие и повтор», ризома, кампарс и диспарс, «Анти-Эдип», новая концепция знака и «Логика смысла».

Основные термины

Номадология. Ризома. Кампарс. Диспарс. Шизоязык. Шизоанализ.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Тема 1. Иммануил Кант. «Пролегомены».

  1. Проблематика И. Канта.

  2. Новая классификация суждений и «чистый разум».

  3. «Как возможна чистая математика».

  4. «Как возможно чистое естествознание».

  5. «Как возможна метафизика».

Тема 2. Э.Гуссерль «Феноменология».

  1. Основная проблема и идея Э.Гуссерля.

  2. «Чистое Я» как предмет познания и его структура. «Чистое сознание», «чистая субъективность».

  3. «Логические шаги» Гуссерля: феноменологическая редукция и интенция. Феноменологическая редукция и ее компоненты. Эйдетическая редукция, трансцендентальная редукция, «эпохе».

  4. Понятие интенциональности сознания. Понятие истины.

  5. Понятие «жизненного мира» и критика традиционного рационализма и объективизма.

Тема 3. Ж.П.Сартр. «Экзистенциализм – это гуманизм».

  1. Соотношение существования и сущности.

  2. «Я» и «Другой». Проблема интерсубъективности.

  3. Концепция выбора и свободы.

Тема 4. Ж.Ф.Лиотар. «Состояние постмодерна».

  1. Знание в информационных обществах.

  2. Легитимация и делегитимация как проблема.

  3. Языковые игры как методология.

  4. Нарративное и научное знание.

  5. Легитимация через паралогию.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. «Археология знания» М. Фуко.

  2. «Идеальное» государство Платона.

  3. «Логика» Гегеля.

  4. «Монадология» Лейбница.

  5. «Опыт о человеческом разуме» Локка.

  6. «Рассуждение о методе» Р.Декарта: проблематика, основные идеи и структура. Значение идей Р.Декарта для европейской культуры.

  7. 31. «Фундаментальная онтология» М. Хайдеггера.

  8. Агностицизм Юма.

  9. Античная предфилософия.

  10. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.

  11. Берклианство и субъективно-идеалистические школы.

  12. Вольтер в истории французской и мировой культуры.

  13. Герменевтическая позиция Х.Г. Гадамера.

  14. Гуманизм Возрождения и современный гуманизм.

  15. Диалога Платона «Тимей» и античные представления о космосе.

  16. Доказательство бытия Бога в истории философской мысли: подходы и идеи.

  17. Зарождение и становление разума в первобытно-мифологическую эпоху.

  18. Идея бессознательного, ее предпосылки и интерпретации. Классический психоанализ З.Фрейда.

  19. Ирония и майевтика Сократа.

  20. Креационизм в средневековой христианской философии.

  21. Критический идеализм Канта и проблема достоверного знания.

  22. Лингвистический поворот в философии и гуманитарной науке.

  23. Методология историко-философских исследований.

  24. Милетская школа.

  25. Научная картина мира в эпоху Возрождения.

  26. Номадология Ж.Делеза и Ф.Гваттари.

  27. Основная проблематика философии XVII века.

  28. Основные идеи неоплатонизма.

  29. Основные идеи философии И. Канта, исходные положения и основные понятия. Значение идей И.Канта для европейской культуры.

  30. Основные идеи философии К. Маркса. Значение идей К.Маркса для европейской культуры.

  31. Основные идеи философии Ф.Бэкона. Значение идей Ф.Бэкона для европейской культуры.

  32. Основные идеи философии Ф.Ницше. Значение идей Ф.Энгельса для европейской культуры.

  33. Основные предпосылки средневековой культуры.

  34. Основные черты философии XVIII века.

  35. Основные этапы, проблемы и идеи средневековой философии.

  36. Пифагорейский союз.

  37. Постмодерн как состояние знаний в современных обществах. Проблема легитимации и ее решение в работе Ж. Лиотара «Состояние постмодерна».

  38. Предмет гуманитарных наук в философии В. Дильтея и М.М.Бахтина: сравнительный анализ.

  39. Предпосылки и отличительные черты философии Возрождения.

  40. Представление о свободе в философской мысли Ж.П.Сартра.

  41. Представление о творчестве в западноевропейской философии эпохи Возрождения, Нового времени: сравнительный анализ.

  42. Представления об истине в истории философской мысли.

  43. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической философии.

  44. Система и метод Г.Гегеля. Значение идей Г.Гегеля для европейской культуры.

  45. Социальная философия Руссо.

  46. Социально-философская концепция Гоббса и его «Левиафан».

  47. Социокультурные условия существования средневековой философии.

  48. Средневековая картина мира.

  49. Структурная антропология К. Леви-Стросса.

  50. Учение Аристотеля об обществе и государстве.

  51. Учение Гераклита.

  52. Учение о методе и теории познания Ф. Бэкона.

  53. Феноменология Э.Гуссерля.

  54. Философия власти Ф.Ницше и в XX веке. Сравнительный анализ.

  55. Философия всеединства Вл. Соловьева.

  56. Философия Эпикура.

  57. Философская проблематика П.Я. Чаадаева.

  58. Философская школа элеатов.

  59. Философские идеи Античности. Сократ его значение для европейской культуры.

  60. Философские идеи Аристотеля.

  61. Философские идеи Платона.

  62. Философско-этические взгляды Франческо Петрарки .

  63. Христоцентричная и тринитарная концепции истории.

  64. Человек как проблема философии экзистенциализма.

  65. Экзистенциализм Ж.П. Сартра.

  66. Экзистенциальная проблематика Ф.М. Достоевского.


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ (Тема определяется после консультации с преподавателем).

  1. Античная предфилософия.

  2. Милетская школа.

  3. Учение Гераклита.

  4. Философская школа элеатов.

  5. Пифагорейский союз.

  6. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.

  7. Ирония и майевтика Сократа.

  8. «Идеальное» государство Платона.

  9. Учение Аристотеля об обществе и государстве.

  10. Философия Эпикура.

  11. Христоцентричная и тринитарная концепции истории.

  12. Социокультурные условия существования средневековой философии.

  13. Средневековая картина мира.

  14. Гуманизм Возрождения и современный гуманизм.

  15. Научная картина мира в эпоху Возрождения.

  16. Философско-этические взгляды Франческо Петрарки .

  17. Учение о методе и теории познания Ф. Бэкона.

  18. «Рассуждение о методе» Р.Декарта.

  19. Социально-философская концепция Гоббса и его «Левиафан».

  20. «Опыт о человеческом разуме» Локка.

  21. «Монадология» Лейбница.

  22. Берклианство и субъективно-идеалистические школы.

  23. Агностицизм Юма.

  24. Вольтер в истории французской и мировой культуры.

  25. Социальная философия Руссо.

  26. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической философии.

  27. Критический идеализм Канта и проблема достоверного знания.

  28. «Логика» Гегеля.

  29. Философская проблематика П.Я. Чаадаева.

  30. Экзистенциальная проблематика Ф.М. Достоевского.

  31. Философия всеединства Вл. Соловьева.

  32. Понятие общества в истории философии.

  33. Диалога Платона «Тимей» и античные представления о космосе.

  34. Креационизм в средневековой христианской философии.

  35. Основные идеи неоплатонизма.

  36. Человек как проблема философии экзистенциализма.

  37. Представление о свободе в философской мысли Ж.П.Сартра.

  38. Доказательство бытия Бога в истории философской мысли: подходы и идеи.

  39. Представления об истине в истории философской мысли.

  40. Представление о творчестве в западноевропейской философии эпохи Возрождения, Нового времени: сравнительный анализ.

  41. Предмет гуманитарных наук в философии В. Дильтея и М.М.Бахтина: сравнительный анализ.

  42. Философия власти Ф.Ницше и в XX веке. Сравнительный анализ.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Гриненко, Г.В. История философии: учеб. для вузов. / Г. В. Гриненко. - 3-е изд., испр. и доп.. - Москва: Юрайт, 2011.

  2. Нижников, С. А. История философии: учебник для студентов вузов. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 336 с..


Дополнительная литература

  1. Гадамер Х. Г. Что есть истина? //Логос. 1991. № 1.

  2. Гуссерль Э. Феноменология. - Логос. 1991, №1.

  3. Декомб В. Современная французская философия. – М.: Весь мир, 2000.

  4. Делез Ж. Капитализм и шизофрения. Ризома. – Сокр. пер.-реф. М.К.Рыклина. – М., 1990.

  5. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998; На путях постмодернизма. М., 1995;

  6. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.

  7. Кант И. Пролегомены. // Соч. Т. 4 (1). – М.: Мысль, 1965.

  8. Козловски П. Культура постмодерна.

  9. Коплстон Ф. История философии. XX век. – М.: Центрполиграф, 2002.

  10. Кузнецов В. Герменевтика и гуманитарное познание. – МГУ, 1991.

  11. Кузнецов В. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления. – Интернет.

  12. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. – СПб.: «Алетейя», 1998;

  13. Макинтайр А. Бессознательное. Понятийный анализ. – Логос, 2006, №1.

  14. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. // К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения, Т.3. – М.: Гос. Изд-во полит. литер, 1955.

  15. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Гл.1. // К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения, Т.3. – М.: Гос. Изд-во полит. литер, 1955.

  16. Ницше Ф. Рождение трагедии или эллинство и пессимизм. // Сочинения в 2-х тт., Т.1. – М.: «Мысль», 1990.

  17. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 1999.

  18. Реале Д., Антисерри Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб, Петрополис, 1993-1998.

  19. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм. // Сумерки богов – М.: Политиздат, 1989.

  20. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М.: 2003.

  21. Хайдеггер М. Исток художественного творения.

  22. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения, Т.20. – М.: Гос. Изд-во полит. литер, 1961.

  23. Энгельс Ф. Диалектика природы. // К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения, Т.20. – М.: Гос. Изд-во полит. литер, 1961.


Интернет-ресурсы

  1. http:/www.anthropologia. spbu.ru/

  2. http://www.philos.msu.ru/

  3. http://www.ruthenia.ru/logos/number/about.htm

  4. http://irbis.losev

  5. http://ihtik.lib.ru/

  6. http://www.alleng.ru/edu/philos2.htm

  7. http://filosofia.ru/authors.shtml

  8. http://book.uraic.ru/el_library/gum/filosofiya

  9. http://www.vbooks.ru/PHYLOS/

  10. http://philosophy.ru/

  11. http://books.atheism.ru/

  12. http://filosof.historic.ru/

  13. http://abuss.narod.ru/

  14. http://www.sociologica.ru/win/index.html

  15. http://analytic.ontologically.com

  16. http://www.philosophypages.com

  17. http://plato.stanford.edu

  18. http://labazov.livejournal.com/

  19. http://www.psylib.ukrweb.net/books/


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. В. Павлов история философии iconКалендарно-тематическое планирование предмета «Культура родного края»...
Учебник для учащихся: В. Д. Данилов, Б. И. Павлов «История Чувашии с древнейших времен до конца XX века»
А. В. Павлов история философии iconПавлов юрий Михайлович критика ХХ – ХХI веков: литературные портреты,...
Один из самых заметных критиков нашего времени Юрий Павлов известен своим неожиданным взглядом на современную русскую литературу....
А. В. Павлов история философии iconСистмета мгд-дозирования и перекачивания жидкого металла п. И. Пряжников,...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
А. В. Павлов история философии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История зарубежной философии, ч. 5, в силу своей тесной связи с философией И. Канта. Изучение философии К. Маркса предполагается...
А. В. Павлов история философии iconПавлов Евгений Александрович, Павлов Владимир Александрович, Казина Евгения Максимовна
Программа предназначена для автоматического составления и визуализации оптимальных туристических маршрутов на интернет-картах по...
А. В. Павлов история философии iconИстория философии (для поступающих в аспирантуру)
Курс «История философии» является одним из основных в системе подготовки специалистов для поступления в аспирантуру. Дисциплина «Истории...
А. В. Павлов история философии iconПрограмма итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия»
«История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»...
А. В. Павлов история философии iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Методы исследования, оценки и классификации письменных источников. История философии как целостное, преемственное и восходящее движение...
А. В. Павлов история философии iconИстория зарубежной философии (античная философия)
Курс представляет собой систематическое изложение истории античной философии (древнегреческой и римской), т е со времени ее воз-никновения...
А. В. Павлов история философии iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «История философии» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры философии,...
А. В. Павлов история философии iconПрограмма семинарских занятий по курсу философии. Под ред зав каф...
В процессе изучения философии происходит знакомство с основными историческими типами философии и основной философской проблематикой,...
А. В. Павлов история философии iconКурс; клиническая психология (2013/14 уч г.) П л а нсеминарского...
Понятие философии. Знание и мудрость. Проблема самоопределения философии. Предмет философии. Специфика философского знания. Философия...
А. В. Павлов история философии iconАннотации дисциплин учебного плана
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического...
А. В. Павлов история философии iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии. Протокол № от 00. 00. 2013
А. В. Павлов история философии iconТребования к оформлению реферата по дисциплинам «История», «Культурология»,...
Обязательным видом самостоятельной работы студента по учебной дисциплине «История» «Культурология», «Мировые цивилизации, философии...
А. В. Павлов история философии iconРабочая программа по дисциплине «Философия» (гсэ. Ф. 07)
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск