Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 377.41 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации15.11.2013
Размер377.41 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию

Российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет»
Факультет философии и культурологии


Учебно-методический комплекс

дисциплины «История западной философии», часть 6

(«Западная философия второй половины XIX в.»)

федерального компонента цикла ОПД

специальности 030101 – «философия»
Составитель ст. преп. кафедры ИФФА Тихонов А.В.

Ростов-на-Дону

2006

Содержание

Стр.
1 Пояснительная записка…………………………………………………….2

2 Тематическое планирование курса ……………………………………….3

3 Программа курса …………………………………………………………..4

4 Планы лекций……………… ………………………………….…….……10

5 Планы семинарских занятий………..………………………………….…12

6 Самостоятельная работа студентов…………….. ……………………….20

7 Экзаменационные вопросы...………………………………………...…...22

8 Тематика курсовых и дипломных работ...……………………………….23

9 Общий список литературы к курсу………… …………………………...24

10 Вопросы к государственному итоговому экзамену (комментарии)…..29

11 Глоссарий…………………………………………...…………………….30

12 Формы промежуточного контроля…………………………………..….33

Пояснительная записка
В предлагаемом курсе излагаются центральные положения следующих философских учений середины XIX в.: первый позитивизм (О. Конт, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер), антиинтеллектуализм и экзистенциализм С. Кьеркегора, «университетская философия» (А. Тренделенбург, Р. Лотце), философия жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон), психологизм В. Вундта, прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс), эмпириокритицизм («второй позитивизм») (Э. Мах, Р. Авенариус) и философия А. Пуанкаре. Философия А. Шопенгауэра, вопреки некоторым традициям классификации философских учений данного периода, отнесена к предыдущему курсу (История зарубежной философии, ч. 5), в силу своей тесной связи с философией И. Канта. Изучение философии К. Маркса предполагается в рамках курса «История зарубежной философии», часть 7.

Цель курса: раскрытие главных смысловых блоков и философских концептов перечисленных учений.

Задачи курса:

- проследить видоизменение главных идей Канта, а также изучить реакцию других философов на эти идеи;

- выработать представление о взаимовлиянии различных философских идей, о различиях интерпретаций тех или иных положений;

- составить содержательное представление об объеме философский течений второй половины XIX века.

Навыки студентов по окончанию курса: развитие навыков чтения и понимания философского текста, создание историко-философского «багажа», позволяющего фиксировать философские проблемы данного периода и адекватно излагать предлагаемые философские учения.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


темы

Тема занятия

Лекции

Семинары

СРС

1

Направления, представители и главные идеи западной философии второй половины XIX в.

2

-

-

2

О. Конт: позитивная философия.

2

2

-

3

Дальнейшее развитие первого позитивизма: Дж. Ст. Милль.

2

2

-

4

Дальнейшее развитие первого позитивизма: Г. Спенсер.

2

2

-

5

«Университетская» философия.

4

-

8

6

С. Кьеркегор: экзистенциальный тип философии.

2

2

-

7

Философия Ф. Ницше: эволюция взглядов, основные идеи и их место в истории западной философии.

4

6

-

8

Психологизм философии В. Вундта.

2

-

7

9

Прагматизм как новое философское направление: Ч.С. Пирс.

2

4

-

10

Прагматизм как новое философское направление: У. Джеймс.

2

2

-

11

Философия жизни и герменевтика В. Дильтея.

4

6

-

12

Эволюционизм и интуитивизм философии А. Бергсона.

2

4

-

13

Эмпириокритицизм и философия А. Пуанкаре.

2

2

-

Итого:

32

32

15



Программа курса
Тема 1 Направления, представители и главные идеи западной философии второй половины XIX в.
Краткая характеристика следующих философских направлений: первый позитивизм (О. Конт, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер), антиинтеллектуализм и экзистенциализм С. Кьеркегора, «университетская философия» (А. Тренделенбург, Р. Лотце), философия жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон), психологизм В. Вундта, прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс), второй позитивизм (Э. Мах, Р. Авенариус), философия А. Пуанкаре.
Тема 2 О. Конт: позитивная философия.
Творческая эволюция О. Конта. Представление о философии, задача «позитивной» философии, «позитивное». Современная наука как форма позитивного знания. Универсальный закон трех стадий интеллектуального развития, его истоки. Метафизичное и позитивное. «Условия торжества позитивной школы». Историческое развитие наук и зависимость одной науки от другой. Естественная неорганическая и органическая философия. Социальная философия: закона трех стадий, социальная динамика. Позитивное понимание этики: инстинкт к совместному проживанию, формирование представления о нравственном. Религия человечества.
Тема 3 Дальнейшее развитие позитивизма: Дж. Ст. Милль.
Милль и Конт: классификация наук, значение социологии, свобода индивида. «Система логики»: первоначальные и выводимые истины. Логика как учение об обоснованности истин. Логика и психология, принцип ассоциативного мышления. Различие ощущения и его причины, предмета и мысли о нем. Различие тела и его качеств, духа и его содержания. «Дух» как ряд «сознательных состояний». Принцип единообразия природы, «тродукция». Законы природы: единственное сходство, единственное различие, сходство и различие, закон сопутствующих изменений, закон остающейся части причины. Науки о духе и науки о природе. Утилитаризм в этике: развитие нравственных понятий. Новая этика, взаимодействие личного и общественного.

Тема 4 Дальнейшее развитие первого позитивизма: Г. Спенсер.
Философия как объединенное знание, основания философского знания. Закон непрерывного распределения материи и движения (закон постоянства силы). Эволюция: концентрация и рассеивание материи и движения, переход от однородности к разнородности, общее состояние равновесия. Уровни действия закона эволюции. Общество как живой организм. Религия, философия и наука. Непознаваемость Абсолюта. Социальная эволюция: социальные институты, состояния общества, мораль.
Тема 5 «Университетская» философия.
А. Тренделенбург: «Логические исследования». Оценка существующей философии, природа философского исследования. Нежелательные пути развития «логических исследований»: «формальная логика», «диалектика», «безусловный скептицизм». Факт как основание логической проблемы. Логика как «осознающая себя наука», логика как изложение «реального значения мышления». Постижение процесса познания, его соотнесенность с постижением бытия. Единство мышления и бытия. «Двойственность установки»: мыслимость бытия и бытийность мышления. Описание условий осознания соотнесенности мышления и бытия как задача «логических исследований». «Деятельность» как объединяющий бытие и мышление элемент. Объективные характеристики бытия: «движение», «пространство» и «время», «категории», «цель». Суждение как обоснование бытия.

Р. Лотце: Аксеология и эмпирическая метафизика. Учение об «элементах познания». Сознание и истина. Вещи, чувственные восприятия, дух. Переживание действительности. Оценка философии Фихте, Шеллинга и Гегеля.
Тема 6 С. Кьеркегор: экзистенциальный тип философии.
Связь некоторых биографических фактов С. Кьеркегора с развитием его философских идей. Критика философии Гегеля: существование и сущность, действительность и понятие, противоречие и жизнь. Действительные задачи философии. «Повторение»: повторение и воспоминание. Счастье. Жизнь как повторение. Обретение целостного Я. «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал»: Я и выбор. Эстетический тип существования: физическая непосредственность, наслаждение жизнью. Скука, отчаяние. Этический тип существования: выбор, долг, всеобщие нормы. «Стадии жизненного пути»: переход к религиозному типу существования. Вера в невозможное. Свобода человека.
Тема 7 Философия Ф. Ницше: эволюция взглядов, основные идеи и их место в истории западной философии.
Различие этапов творчества Ф. Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки»: «Аполлоновское» и «Дионисийское» начало в греческой культуре, пересмотр традиционного отношения к греческой культуре. «Проблема Сократа». Влияние учения о «воле» Шопенгауэра на формирование философии Ницше. Учение о познании и о действительности, представление о жизни, «миф о вечном возвращении». Воля и интеллект. Критика научного познания. «Так говорил Заратустра»: два типа поведения, «аморализм» философии Ницше и ее моральные ценности, критика догматизма в этических взглядах. Жизнь и поступок. Этика «любви к дальнему» (С.Л. Франк). «По ту сторону добра и зла»: анализ и критика европейского философствования и христианской морали. Философские истины и природа философии. Метафорическое и образное мышление, досократическая философия. Понятие «аристократичного», учение о сверхчеловеке. Основная задача философии будущего. «Антихрист»: Ницше о любви к человечеству. Преемственность тематик философии Ницше, поэтапное формирование идеи критики современной западной культуры и традиционных ценностей. Отражение идей Ницше в других философских учениях 19-20 вв.



Тема 8 Психологизм философии В. Вундта.
Творческая эволюция В. Вундта. Эмпирическая экспериментальная психология. Философская концепция В. Вундта: «Система философии». История философии как движение мировой мысли к определению «общего». Различие определений философии: Платон, Аристотель, Лейбниц, Фихте, Гегель, Гербарт, Конт. Определение философии в «английской опытной» философской традиции. Философия как практическая дисциплина. Совмещение и борьба теоретического и практического «миросозерцаний». Логический и этический мотивы определения философии. Задачи философии по Вундту. Проблема познания: наивный реализм, критический реализм, рассудочное познание. Объект, материя, форма. Понятия абсолютного бытия и абсолютного становления. Психология как изучение непосредственного опыта субъекта. Субъект, душа, волевая деятельность, духовный рост. Психофизический параллелизм концепции Вундта (П. Блонский). Деятельность разума: создание метафизики, «достраивание» объекта, выход «за» опыт. «Реальная» и «воображаемая» трансцендентность. Космологическая и психологическая идеи, материализм и идеализм. Единство «внутреннего» и «внешнего» опыта: онтологическая идея. Мировая воля как окончательная идея. Мир как развитие Божественной воли. Вера в нравственный идеал, цель развития мира. «Психология народов»: идея «сверхдуховного» и высшая воля.
Тема 9 Прагматизм как новое философское направление: Ч.С. Пирс.
«Как сделать наши идеи ясными»: прагматическая установка, представление о реальности. «Принципы философии»: природа познания и его начало. Научный метод и прагматические цели. Путь ученого и путь философа. Научное воображение, наука и поведение человека. Теоретические науки и наука практическая. Задачи философии, разделы философии, независимая объективная истина. «Феноменология» Пирса: описание «знака» и производимого им действия. Совокупность знаков. «Фанерон» как знак. «Фанерон» как объект наблюдения. «Фанерон» как содержание сознания. «Категории» как общие черты «фанерона». «Качество», «отношение», «репрезентация». Классификация знаков: типы триадических отношений, основание логики научного исследования. «Семиотическая трансформация трансцендентальной философии» (К.О. Апель). Феноменологическая установка «фанероскопии» Пирса: выход к «самим вещам». Движение к реальности как процесс порождения знаков. «Знакопорождение» и человеческий опыт. Прагматизм в семиотике: отношение субъекта к знаковой системе.
Тема 10 Прагматизм как новое философское направление: У. Джеймс.
Творческая эволюция Джемса. Теория эмоций. Влияние логического прагматизма Пирса на философию Джемса. Радикальный эмпиризм. Джемс о сознании. Прагматизм как метод улаживания философских споров. Монизм и плюрализм, рационализм и эмпиризм. Джемс об истине. Природа философского постижения бытия, мир как «целое» и мир как «части». Многообразие мира, мир как бесконечное появление «нового». Джемс о вселенной с плюралистической точки зрения. Учение Джемса о многообразии религиозноо опыта. Прагматическое отношение к религии.
Тема 11 Философия жизни и герменевтика В. Дильтея.
Творческая эволюция Дильтея. Отношение к Канту, Гегелю, позитивизму. Дильтей об общих задачах философии. Проблема основания общего убеждения в существовании внешнего мира. Понятие «жизнь». Отличие «наук о духе» от «наук о природе». Идея описательной психологии как фундамента наук о духе.. Дильтей о характере исторического познания. Критика исторического разума: связность духовного мира, его структура и раскрытие. Принципы гуманитарно-научного постижения. Понимание, переживание. Категории формальные и реальные. Время, настоящее, наблюдение жизненного процесса. Акты мысли. Категории жизни. Герменевтика. Понятие «мировоззрение». «Мировоззрение» и «жизнь». Жизненный опыт, «загадка жизни» (П. Блонский). Типы мировоззрений. Философия как учение о мировоззрениях. Возможные подходы к определению сущности философии. «Философское миросозерцание».
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск