Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет философии
Программа дисциплины История философии
для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Авторы программы:
Макарова И.В., канд.филос.наук, доцент кафедры истории философии
ivmakarova@hse.ru
Михайловский А.В., к.ф.н., доцент кафедры истории философии
amichailowski@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры истории философии «___»____________ 20 г
Зав. кафедрой Руткевич А.М. Рекомендована секцией УМС «Философия» «___»____________ 20 г
Председатель Кашников Б.Н. Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.
Ученый секретарь Макарова И.В. ________________________ [подпись]
Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 010100.62 “Математика” для подготовки студентов бакалавра, изучающих дисциплину “История западной философии”.
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом НИУ по направления 010100.62 “Математика” подготовки бакалавра
Основной образовательной программой направления 010100.62 “Математика” подготовки бакалавра
Рабочим учебным планом университета направления 010100.62 “Математика” подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины “История западной философии” являются следующие:
- ознакомление с ранним (античным) и средневековым (христианским) периодами развития философии;
- анализ основных идей античной и средневековой философии;
- ознакомление с базовыми понятиями античной философии;
- знакомство с основными школами античной философии, проблемами, поставленными каждой из школ;
- рецепция идей и понятийного аппарата античной философии в культуре христианского средневековья;
- умение самостоятельно размышлять, видеть актуальность проблем, поставленных античными и средневековыми философами, и уметь соотносить с ними живой философский дискурс;
- формирование навыков чтения и историко-философского анализа текстов античных философов;
- умение анализировать специфику исторического контекста;
- развитие способности раскрывать смысл той или иной философской теории, видеть пути ее дальнейшего развития в связи с эволюцией научного знания.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен: знать:
- традиционные проблемы философии (античного и средневекового периодов истории философии);
- основные доктрины античной философии (досократический, классический, эллинистический периоды) и христианской философии (патристика, схоластика);
- основные понятия и философскую терминологию указанных периодов;
- приемы и методы философского исследования в Античности и Средневековье.
уметь:
- читать и критически анализировать философские тексты;
- классифицировать и систематизировать направления философской мысли;
- излагать учебный материал в области философских дисциплин (в частности, в истории философии);
иметь навыки (приобрести опыт):
- способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
- публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики;
- использования теоретическими общефилософскими знаниями в практической деятельности.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Общенаучная компетенция
|
ОНК-3
|
Обладание навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач. .
|
Семинары, написание эссе, рефератов, доклад, дискуссия
|
Инструментальная компетенция
|
ИК-1
|
Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности
|
Семинары, написание эссе, рефератов, доклад, дискуссия
| Профессиональная компетенция
| ПК-4
| Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем истории зарубежной философии (античная философия; философская мысль древнего Востока; философия средневековья)
| Лекции, семинары, участие в дискуссиях, выступление с докладом, эссе/реферат, творческое задание
| Профессионалная компетенция
| ПК-12
| Умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями
| чтение первоисточников и комментирующей ли литературы
| Профессионалная компетенция
| ПК-13
| Владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний
| Доклады, презентации, дискуссии, конспекты, эссе/рефераты
| Профессиональная компетенция
| ПК-14
| Способность реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на иностранном языке)
| Семинарские занятия, конспекты, эссе/рефераты, чтение первоисточников и комментирующей ли литературы
| Профессиональная компетенция в научно-исследовательской деятельности
| НИУ ПК-15
| способность вести поиск тем и авторов в области литературы по философии и смежным дисциплинам
| Семинарские занятия, конспекты, эссе/рефераты, доклады, презентации
| Социально-личностная и общекультурная компетенция
| СЛК-2
| Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
| Семинарские занятия, конспекты, эссе/рефераты, чтение первоисточников и комментирующей ли литературы
| Профессиональная компетенция в организационно-управленческой деятельности
| ПК-22
| умение использовать базовые философские знания в процессе принятия управленческих решений
| Семинарские занятия, групповые дискуссии, доклады, презентации
| Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку.
Для специализаций 033000.62 “Культурология” настоящая дисциплина является базовой.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
- Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности;
- Умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями;
- Владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: История Западной культуры (Античность, Византия, Средник века), История западной философии (Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения)
Тематический план учебной дисциплины
№
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
| 1
| Введение. Возникновение философии
|
| 2
| 4
| 0
| 6
| 2
| Ранняя греческая философия
|
| 10
| 8
| 0
| 6
| 3
| Классический век древнегреческой философии
|
| 10
| 10
| 0
| 6
| 4
| Философские школы эпохи эллинизма и философия эпохи Римской империи
|
| 10
| 10
| 0
| 6
| 5
| Основные черты христианской мысли. Патристика.
|
| 10
| 6
| 0
| 6
| 6
| Схоластика.
|
| 10
| 6
| 0
| 6
|
|
| 132
| 52
| 44
|
| 36
|
Формы контроля знаний студентов Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: работа на семинарах (обсуждение и комментирование текстов, доклады, ответы на вопросы, диспуты и т.п.), контрольная работа, эссе, экзамен. Экзамен проводится в форме письменного ответа на вопросы по пройденному материалу курса. Требования к оформлению эссе и рефератов
Эссе – это письменная работа, в которой автор излагает свое видение той или иной рассматриваемой проблемы, предлагает аргументы в защиту своей позиции, рассматривает её сильные и слабые стороны. Эссе пишется в свободной форме. Список литературы и цитирование в эссе не являются обязательными.
Формальные требования:
Объем: 5 000-10 000 п.з.
Оформление: титульный лист по стандарту ВШЭ, шрифт 12, интервал 1,5, поля 2 см.
Антиплагиат: не менее 80% авторского текста
.
Алгоритм выставления оценки по дисциплине.
Результирующая итоговая оценка по дисциплине (О результ. итог.) выводится с учетом оценки итогового контроля (О итог.контроль) и итоговой накопленной оценки (О итог.накоп.).
Дисциплина читается 3 модуля. Между 2 и 3 модулем проводится зачет. В конце 3 модуля проводится экзамен в форме письменного ответа на вопросы по пройденному материалу. 1. Оценка текущего контроля (выполнение домашнего задания в форме конспекта оригинального философского текста) учитывает результаты студента следующим образом:
Отекущий = 1·Од/з 2. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале включает в себя Отек. и О ауд (оценку за аудиторную работу студента). Под аудиторной работой подразумевается работа на семинарских и практических занятиях, которая оценивается по активности студентов в дискуссиях, по правильности выполнения ими заданий на семинаре, по правильности их ответов на вопросы преподавателя. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
Общая формула расчета накопленной оценки (О накоп.).
Онакоп=0,4 ·Отек+0,6·Оауд 3. Промежуточная оценка за первый модуль (О промежут1) выставляется по 10-тибалльной системе на основании О накоп1. и О ит.контр1 (оценки итогового контроля за первый модуль ). Оценка за итоговый контроль 1 выставляется по результатам контрольной работы по десятибалльной системе.
Общая формула расчета
Опромежут1=0,4·Oит.конт.+0,6·Онакоп.
4. Накопленная оценка за второй модуль (Онакоп2) выставляется по 10-тибалльной системе, включает в себя Отек. (оценку текущего контроля) и Оауд (оценку за аудиторную работу студента).
Общая формула расчета
Онакоп2=0,4 ·Отек+0,6·Оауд
5. Итоговая оценка 2 (Оитог2) выставляется по результату итогового контроля в форме зачета, который осуществляется в виде письменного ответа на вопросы по материалам курса. Оценка выставляется по десятибалльной системе.
6. Промежуточная оценка за второй модуль (Опромежут2) рассчитывается по формуле:
Опромежут2=0,4·Oит.контр.2.+0,6·Онакоп2.
7. Накопленная оценка за третий модуль (Онакоп3) рассчитывается по формуле:
Онакоп3=0,4 ·Отек+0,6·Оауд
8. Оценка накопленная итоговая (Онакоп. итог.) рассчитывается по следующей формуле:
Онакоп.итог = (О1 промеж. + Опромеж.2+Онакоп3 )/3
9. Итоговая оценка за экзамен (Оитог.контр) выставляется по результатам устного собеседования по десятибалльной системе.
10. Результирующая итоговая оценка (Орезульт.итог) выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. О результ.итог. выставляется на основании Оценки итоговой накопленной и Оитог.контр.
Орезульт.итог.=0,4·Оит.конт+0,6·Онакоп.итог.
Способ округления результирующей итоговой оценки – арифметический. Содержание дисциплины
|