Скачать 211 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Факультет философииПрограмма дисциплины История цивилизации для направления 010100.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра Автор: к.филос.н. Парамонов А.А. Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры«Философия» истории философии Председатель В.Н. Порус Зав. кафедрой А.М. Руткевич _____________________________ _____________________________ «_____» __________________ 201 г. «____»_____________________ 201 г. Утверждена УС факультета философии Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________201 г. Москва 2012 Пояснительная записка Цель курса — познакомить студентов с основными этапами истории цивилизации, в ходе которой были выработаны основополагающие для современной европейской культуры понятия, эстетические, этические и политические доктрины. Предлагаемый курс по истории цивилизации построен как своего рода введение в сферу социальных и гуманитарных наук для студентов технических специальностей. История цивилизации рассматривается не как история войн и завоеваний, но, в первую очередь, как история становления человеческого духа. Прослеживаются генезис и пути образования различных типов культур. Основное внимание уделяется формированию европейской цивилизации. Предметом анализа выступает та внутренняя структура, которая определяет механизмы возникновения «нового», при этом история цивилизации предстает как история нововведений: социальных, политических, технологических. В центре внимания вопросы: как возможно появление нового в том или ином типе культуры, каковы механизмы его закрепления и наследования? Что определило возникновение западной цивилизации отличной от цивилизаций традиционного типа? Какой видится европейская социальность через призму традиции? Каковы механизмы межкультурных коммуникаций? Как оказалась возможна наука? Почему она возникает именно в Европе? Рассматриваются современные представления о цивилизации, а также причины возможного конфликта цивилизаций. Наряду с этими вопросами большое внимание в курсе уделяется антропологическим проблемам, в частности представлениям о человеческой индивидуальности в различных социальных системах и сообществах. Задачи дисциплины определяются вышеизложенной целью курса и состоят в формирование навыков исторического и философского анализа современных цивилизационных процессов, умения понимать специфику исторического контекста, способности раскрывать смысл того или иного цивилизационного процесса и видеть возможности дальнейшего развития ситуации. Методические рекомендации Основные формы занятий: 1) лекционные занятия; 2) чтение и обсуждение ряда текстов современных исследователей, некоторых классических философских и художественных текстов на семинарах; ответы на вопросы по теме, участие в обсуждении. В ходе курса студенты должны подготовить одну письменную работу в форме эссе. Эссе предполагает свободный (в стилистическом отношении) комментарий к предложенному философскому или художественному произведению. Объем эссе (вместе с титульным листом, оглавлением и списком литературы) 7-8 тыс. знаков (с пробелами). Являясь определенной формой научной работы эссе предусматривает соответсвующее оформление цитат и списка литературы. В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление: об основных периодах развития цивилизации, историко-культурном контексте переломных эпох развития цивилизации. знать: причины важнейших цивилизационных сдвигов, их произведения и доктрины, философские школы, философскую терминологию в аспекте ее развития понимать: историческое своеобразие путей развития культур, специфику понятий, взаимосвязи между различными цивилизационными моделями. уметь: читать и комментировать современные оригинальные философско-исторические тексты, формулировать их смысл, реконструировать переходные этапы развития цивилизации и соотносить с ними проблематику современного общества Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: работа на семинарах (обсуждение и комментирование текстов, ответы на вопросы, диспуты и т.п.), эссе, экзамен. Экзамен проводится в форме письменного теста по всему курсу. Итоговая оценка рассчитывается по формуле: Оценка итог. = 0,5•(оценка за тест + 0,5•(оценка за эссе + оценка за работу на семинарах). Оценки выставляются по десятибалльной системе. Тематический план
Содержание разделов и тем программы курса «история цивилизации»
Возникновение и эволюция понятия (Де Мирабо, Вольтер, Руссо, Гизо, Бокль). Понятие цивилизации в русской культуре (Вл. Даль, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев). Различные смыслы понятия цивилизации. Цивилизация и культура. Варианты цивилизационных подходов: Н.Я. Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, историческая школа «Анналов». Процесс глобализации и сосуществование цивилизаций. Внутрицивилизационные конфликты и межцивилизационнное сотрудничество. Концепция столкновения цивилизаций Хантингтона и аргументы ее критиков. Будущее цивилизации. Основная литератураПанова И.А., Столяров А.А. Цивилизации. Исторические судьбы: Учебное пособие М.: Изд-во МГУП, 2001. Тема 1. Теория цивилизации http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook130/01/index.html?part-002.htm Старобинский Ж. Слово «цивилизация» // Поэзия и знание. История литературы и культуры / Пер. с франц. М.: Языки славянских культур, 2002, с. 110-149. http://ec-dejavu.ru/c-2/Civilization-3.html Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1.С. 33-48. http://virmk.narod.ru/U-DISCIPLINA/U-posob/Hantington.htm Дискуссия вокруг цивилизационной модели: С.Хантингтон отвечает оппонентам http://www.archipelag.ru/geopolitics/stolknovenie/clash2/2290/ Дополнительная литератураДанилевский Н.Я. Россия и Европа. Издание шестое. СПб., 1995. Шпенглер О. Закат Европы.Т.1. Новосибирск: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1993 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Speng/index.php; Т.2. М.: Мысль, 1998 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Speng_2/index.php. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. Сост. А. П. Огурцов. — М., Прогресс, 1991. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. — М.: Рольф, 2002. Блок М. Апология истории. М.: Изд-во им. Сабашниковы, 2003. http://krotov.info/library/02_b/lo/k_00.htm#11 Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск: Полиграмма, 1993. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/braudel/ Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Hant/index.php
Археологические свидетельства возникновения и эволюции человека. Основные этапы. Homo habilis, Homo ergaster, Homo erectus. Человечество в эпоху палеолита. «Неандертальская революция» и культуры палеолита. Наскальная живопись палеолита. Религиозный смысл верхнепалеолитической живописи. «Параллельные человечества»: неандерталец, денисовец, сапиенс. Основная литератураАлексеев В.П.. Возникновение человека и общества // Первобытное общество. М., 1974. Абрамова З.А. Древнейший образ человека. СПб. Санкт-Петербургское востоковедение, 2010. Медникова М.Б. Современная концепция биологического вида и происхождение человека // OPUS: междисциплинарные исследования в археологии. Вып. 6. М., 2008. Зубов А.А. История религии. Книга первая. Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. М., 1999. Шер А.Я. Археология изнутри. Кемерово, 2009. Дополнительная литератураЗубов А.А. Новая интерпретация роли «гейдельбергского человека» в эволюции рода Homo // Этнографическое обозрение №1 2001. С. 91-111. http://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/2001/Zubov_2000_1.pdf Медникова М.Б. Неизгладимые знаки. Татуировка как исторический источник. М.: Языки славянской культуры, 2007. Медникова М.Б. Посткраниальная морфология и таксономия представителей рода Homo из пещеры Окладникова на Алтае, Новосибирск, 2011
Переход к оседлому образу жизни. Теория (Вир Гордон Чайлд), Теория культурной дифференциации (Роберт Дж. Брейдвуд). Синтетическая теория (Кент Флэннери), Революция символов (Жак Ковен). Натуфийская культура: современные археологические данные. Лепеньский Вир как пример протонеолитической VII тыс. лет до н.э. Современные реконструкции социальной жизни ранних оседлых поселений неолита. Символика зерна и начало земледелия. Этапы изменения культурных форм в неолите: переход к оседлости, доместикации животных и растений, возникновение технологии керамики и ткачества, появление металлических изделий, возникновение письменности. Основная литератураSteven J. Mithen1, Bill Finlayson, SamSmith, Emma Jenkins,Mohammed Najjar &DarkoMaricevic. An 11 600 year-old communal structure from the Neolithic of southern Jordan // ANTIQUITY 85 (2011): 350–364 http://antiquity.ac.uk/ant/085/ant0850350.htm Grosman Leore, Ashkenazy Hila, Belfer-Cohen Anna. The Natufian Occupation of Nahal Oren, Mt. Carmel, Israel – The Lithic Evidence // Paléorient. 2005, Vol. 31 N°2. pp. 5-26. Зубов А.А. История религии. Книга первая. Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. М., 1999. Дополнительная литератураV. G. Childe. The Dawn of European Civilization. N.Y., 1925. К.М. Kenyon. Digging up Jericho. L., 1957. Е.В. Антонова. Обряды и верования первобытных землевладельцев Востока. М., Наука. 1990.
Минойская цивилизация. Предпосылки образования государства на Крите. Этапы эволюции. Религиозные воззрения и царская власть. Причины закат морской державы Крита. Микенская цивилизация. Принципы организации дворца и релагментации социальной и экономической жизни. Сравнительная реконструкции социальной структуры минойской и микенской цивилизаций на основе археологических данных. Возможности расшифровки письменных документов: линейное письмо А, линейное письмо Б. Вторжение дорийских племен. Крах микенской цивилизации. Основная литератураИстория Древней Греции. Под редакцией В.И. Кузищина. М., «Высшая школа», 1996. http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/index.htm Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1989. http://sbiblio.com/biblio/archive/vernan_proishojdenie/ Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991.
«Темные века» греческой истории. Современные археологические данные. Кризис единовластия. Возникновение системы полиса. Духовный мир полиса. Слово как инструмент политической жизни. Структура нового социального пространства. Принцип изономии. Первые греческие философы. Соотношение мифа и логоса. Новый образ мира. Геометрическая структура космоса и принцип равновесия сил. Модель равного для всех закона и порядка. Основная литератураВернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1989. http://sbiblio.com/biblio/archive/vernan_proishojdenie/ Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991. Дополнительная литератураАдо П. Что такое античная философия? М., 1999. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 1. М., 2001; т. 2. М., 1997. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: Погресс-Традиция, 2010. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. М., 1972. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. СПб., 2001.
Представление о типах социальности. Структурный характер различия типов социальности. Три типа социальности:
Возможные источники типологических различий. Понятие социокода. Социальный код как механизм передачи социальности. Особенности функционирование социокода в личностно-именном и профессионально-именном обществах. Основная литератураПетров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991. Неретина С.С. Дисциплина ли философия // Философские одиночества. М.: ИФРАН, 2008. С 128-196.
«Традиционное» начало европейской культуры и вынужденный характер с изменения социокода. Гипотеза о роли многовесельного корабля в смене типа социального кодирования. Причины новой функциональной нагруженности и социальной значимости субъект-субъектных отношений. Преобладанием коллективного характера ситуаций «нестандартного типа» (не поддающихся полной типизации, Невозможность нахождения решений, передаваемых как навык, Появление универсальных навыков «умения жить сообща», Тяготение социокода к языковым универсалиям (использование языковых реалий (имен, текстов) для фрагментации наличного, социально необходимого знания) Представления о логосе, номосе, мнении и истине. Тезарусная модель возникновения европейской науки. Основная литератураПетров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991. Петров М.К. Пентеконтера. В первом классе европейской школы мысли. http://www.situation.ru/app/j_art_739.htm Неретина С.С. Творчество как сущность (о концепции культуры М.К. Петрова) // Петров М.К. Язык, знак, культура, М., 1991. Дополнительная литератураВернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1989. http://sbiblio.com/biblio/archive/vernan_proishojdenie/ Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука о «природе». М., 1979.
Формальная структура цивилизации. Структуры духовной жизни и метафорика сознания. Фундаментальная включенности сознания в процессы понимания социальной и физической реальности. Внешнее наблюдение социальных явлений и внутренний опыт. Акты мировой вместимости. Принцип трех «К» (Мамардашвили М.К.). Первое «К» — принцип Картезия (Декарта): непосредственная очевидность бытия «я есть». Второе «К» — принцип Канта: существование в мире особых умопостигаемых измерений как условие осмысленности познавательного акта и морального действия. Третье «К» — принцип «Кафки»: ситуации имитации того, что на деле мертво. Ситуация разрушения сознания. Тело, раненное культурой. Основная литератураМамардашвили М.К. Вена на заре XXвека // Сознание и цивилизация. Спб.: Азбука-Аттикус, 2010. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Там же. Дополнительная литератураМамардашвили М.К. Физическая метафизика. Вильнюсские лекции по социальной философии. М.: Прогресс-традиция, 2009. Аронсон О.В. Неуместность бытия // Мамардашвили М.К. Физическая метафизика. Вильнюсские лекции по социальной философии. М.: Прогресс-традиция, 2009. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. Мамардашвили М.К. Лекции по современной европейской философии. М.: Прогресс-традиция, 2011. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство. М.: Канон+, 2010. Планы семинарских занятий. Семинар 1. Текст для обсуждения Клод Леви-Стросс. Раса и история.
Семинар 2 Текст для обсуждения Клод Леви-Стросс. Печальные тропики. М.: Мысль, 1984. Главы: Индейское общество и его стиль — с. 77-86 Добрые дикари — с.101-109 Живые и мертвые — с.110-122 Вопросы:
Семинар 3. Тексты для обсуждения Клод Леви-Стросс. Три вида гуманизма Клод Леви-Стросс. Пэр-Ноэль подвергается пыткам (1952) Дополнительная литература Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования). М.: Лабиринт, 2000. Вопросы:
Семинар 4. Текст для обсуждения Софокл. Царь Эдип. Трагедия. Перевод Ф. Ф. Зелинского http://www.modernlib.ru/books/sofokl/car_edip/read_1/ Дополнительная литература Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: Прогресс-Традиция, 2010.
Семинар 5. Текст для обсуждения Софокла. Антигона http://lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl1_1.txt
Семинар 6. Текст для обсуждения Платон. Апология Сократа http://psylib.org.ua/books/plato01/01apols.htm 1. Изложите содержание каждой из речей Сократа: после обвинительных речей; после вынесения обвинительного приговора; после вынесения смертного приговора. 2. Какую стратегию защиты на каждом из этапов выбирает Сократ? 3. Что Сократ ставит себе в заслугу? 4. Найдите в тексте места, где, на ваш взгляд, Сократ компрометирует себя. 5. Как следовало бы, на ваш взгляд, строить защиту, чтобы избежать смертного приговора? 6. Почему Сократ считает, что для него лучше умереть? Семинар 7. Текст для обсуждения Платон. «Критон»: http://psylib.org.ua/books/plato01/02krito.htm 1. Предложите разбиение диалога Платона «Критон» на несколько относительно самостоятельных, на ваш взгляд, смысловых частей. 2. Сформулируйте, о чем идет речь в каждой из выделенных вами частей. 3. Сформулируйте, о чем диалог в целом, предложив, как минимум, два варианта истолкования (прочтения) диалога. 4. Предложите исторические параллели происходящему в диалоге. Семинар 8. Тексты для обсуждения 1. Аристотель. Поэтика. § I-VIII http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_(%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C) 2. Хорхе-Луис Борхес. Поиски Аверроэса http://bookz.ru/authors/borhes-horhe/poiski-a_531/1-poiski-a_531.html. 1. Что такое трагедия и комедия по Аристотелю? 2. Краткое содержание рассказа Борхеса. 3. Как понимает трагедию и комедию Аверроэс? 4. С какими определениями трагедии и комедии у Аристотеля соотносятся определения трагедии и комедии у Аверроэса? 5. Можете ли указать в тексте рассказа, что оказалось решающим для Аверроэса в его определении комедии и трагедии? 6. Что стало, на ваш взгляд, причиной неудачи Аверроэса? 7. Укажите элементы театра, присутствующие в рассказе Борхеса. 8. Не забудьте выучить годы жизни Аристотеля, Аверроэса, Борхеса, когда были написаны «Поэтика» и «Поиски Аверроэса». Семинар 9. Текст для обсуждения Рене Декарт «Рассуждение о методе» http://philosophy.mipt.ru/textbooks/sources/Cartesius.html 1. Какую науку вознамерился искать Декарт, разочаровавшись в своих знаниях? 2. От чего решает освободиться Декарт? 3. Какими достоинствами должен был обладать, по мнению Декарта, искомый им метод, и от каких недостатков он должен был быть свободен? 4. Какие четыре правила метода формулирует Декарт? 5. Какие «правила морали» извлекает Декарт из своего метода? 6. Каков первый принцип найденной Декартом философии? 7. Какие доводы приводит Декарт в существование Бога? 8. В чем, по Декарту, состоит отличие автомата от человека, животного от человека? 9. Как соотносятся душа и тело по Декарту? 10. Чем объясняет Декарт свой выбор писать «Рассуждение..» на французском, а не на латыни? Семинар 10. Тексты для обсуждения 1.И. Кант «О мнимом праве лгать из человеколюбия» 2. И. Кант. Параграф «О лжи» из «Метафизики нравов» 1. В чем, на ваш взгляд, состоит отличие категорического императива Канта от «золотого правила» нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»? Кант дал два определения категорического императива: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». 2. Что такое ложь с точки зрения Канта? 3. В чем суть коллизии, приводимой Констаном? 4. Как разрешает ее Констан? 5. Как характеризует Кант обязанность говорить правду? 6. Объясните позицию Канта по коллизии Констана? Чем руководствуется Кант в своем решении? 7. Устраивает ли вас решение Канта? Объясните свою позицию. Предложите варианты решения. 8. Приведите какие-либо исторические, литературные, бытовые варианты решения подобной коллизии. Основные вопросы по курсу «История цивилизации» 1. Современные представление о цивилизации
2. Человек как агент цивилизации
3. Этапы эволюция человека
4. Неолитическая революция. Переход к земледелию и скотоводству.
5. Крито-микенская культура
Критские города и дворцы. Принципы управления.
Греческие города и дворцы Принципы управления.
6. Начало европейской мысли. Ее истоки в греческом мире
Изменение образа мышления, возникновение нового интеллектуального горизонта, новое социальное пространство, новое городское пространство, представление об isonomia, новые форма решения проблемы власти, новая форма проведения политики. 7. Цивилизации как типы социальности
как деятельность людей как знак
Изменение знания и деятельность
Коммуникация Трансляция Трансмутация
8. Генезис европейского социального кодирования
Преобладанием коллективного характера ситуаций «нестандартного типа» (не поддающихся полной типизации, Невозможность нахождения решений, передаваемых как навык, Появление универсальных навыков «умения жить сообща», Тяготение социокода к языковым универсалиям (использование языковых реалий (имен, текстов) для фрагментации наличного, социально необходимого знания)
|
Программа дисциплины «Модели корпусной лингвистики» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 68 "Прикладная... | Программа дисциплины Современные методы принятия решений для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400.... | ||
Программа дисциплины История философии для направления 010100. 62 «Математика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 010100. 62 “Математика” для подготовки студентов... | Программа дисциплины «Герменевтика» для направления 010400. 68 «Прикладная... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 010400. 68 "Прикладная... | ||
Программа дисциплины «История» для направления 231300. 62 и 230700.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 231300.... | Программа дисциплины «Дополнительные главы динамических систем» для... Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | ||
Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная... | Пояснительная записка рабочая программа дисциплины «Иностранный язык... «Математика и компьютерные науки», 010500. 62 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», 230100. 62... | ||
Программа дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления... | Программа дисциплины Архитектура ЭВМ для направления 010400. 68 «Прикладная... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400.... | ||
Программа дисциплины «Дискретная математика» для направления 010500.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки | Программа дисциплины Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений 231300. 62 «Прикладная... | ||
Программа дисциплины Английский язык для направления 080400. 62 Прикладная... Программа дисциплины Английский язык для направления 080400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра | Программа дисциплины «Правоведение» 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки010400.... | ||
Программа дисциплины «Иностранный язык (английский)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих Иностранный язык (английский) для студентов, обучающихся по направлению 010400.... | Программа дисциплины «Иностранный язык (английский)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих Иностранный язык (английский) для студентов, обучающихся по направлению 010400.... |