Скачать 246.83 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ НАУКИ для направления 010400.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра Авторы программы: Бикметова Татьяна Ивановна, к.ф.н., доцент, tbikmetova@hse.ru Дорожкин Александр Михайлович, д.ф.н., профессор, kaf_sgn@hse.ru Сидорова Людмила Павловна, к.ф.н., ст.преподаватель, lsidorova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры социально-гуманитарных наук . Зав. кафедрой Шпилев Д.А.. Рекомендована секцией УМС «Общественные науки» Председатель Бикметова Т.И. Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Председатель В.М. Бухаров Нижний Новгород, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1 Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400.62 «Прикладная математика и информатика». Уровень подготовки: бакалавр. Программа разработана в соответствии с:
2 Цели освоения дисциплиныОсвоение современных знаний в области философии науки. Приобретение навыков системного и философского мышления, ориентирующего научно-исследовательский поиск на объективность анализа и новизну, на познание через противоречия и вскрытие проблемных ситуаций, на выявление существенного в изучаемых явлениях. Выработка умения применять полученные общефилософские знания к анализу конкретных теоретических и практических проблем науки. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4 Место дисциплины в структуре образовательной программыДля студентов направления «Бизнес-информатика» данная дисциплина является базовой и относится к циклу гуманитарных дисциплин бакалаврской подготовки. Изучение данной дисциплины опирается на изучении курса логики, философии и общегуманитарную эрудированность студентов; основные положения философии науки могут быть использованы в дальнейшем при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, так как философия науки обеспечивает методологические и мировоззренческие основания любой теоретической и практической деятельности. 5 Тематический план учебной дисциплины
6 Формы контроля знаний студентов
Студент должен продемонстрировать на текущем контроле и в ходе семинарских занятий: Знание философских понятий и основных мировоззренческих подходов и умение распознавать мировоззренческие основания жизнедеятельности современного человека, в том числе в профессиональной сфере ( 4б.) + Умение демонстрировать знание закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления и применять их для решения теоретических и прикладных проблем ( 2б. ) + Умение интерпретировать и обосновывать оценки решений теоретических и прикладных проблем в контексте жизнедеятельности современного человека и профессионала (2б.) + Показать навыки качественного осуществления научной и социальной коммуникации и автокоммуникации в процессе семинарской работы, творчески применять философские знания в процессе саморазвития, выходя на самостоятельное решение актуальных проблем в контексте современных социальных процессов и избранной профессии (2б.). Следовательно, зачитываемыми по текущему контролю являются оценки от 4 до 10баллов. Студент должен продемонстрировать при написании реферата: Умение находить, перерабатывать в контексте поставленной в работе проблемы и системно представлять репрезентативную информацию по теме реферата(4б.) + Умение анализировать подходы и основания представленной в работе информации и давать ей обоснованные оценки (3б.) + Навык видеть применение полученной и переработанной информации для осмысления современных теоретических и прикладных проблем (2б.) + Навык письменной научной коммуникации как с точки зрения содержания текста философского реферата, так и его формы (1б.). Следовательно, зачитываемыми по реферату являются оценки от 4 до 10баллов. Студент должен продемонстрировать на итоговом контроле: Знание базовых понятий, универсальных закономерностей, главной историко-философской и современной проблематики и репрезентативных персоналий философии человечества (4б.) + Умение объяснять сущность философских проблем и закономерностей, а также обосновывать методологические подходы в рамках историко-философской и современной проблематики (4б.) + Навык философской интерпретации социальных, социокультурных и профессиональные проблем и феноменов (2б.). Следовательно, зачитываемыми по итоговому контролю являются оценки от 4 до 10баллов. 7 Содержание дисциплиныТема 1. Проблемы взаимоотношения философии и науки. Краткая история взаимоотношения философского и научного видов знаний. Античная философия и античная наука. Философия и наука в средневековый период. Развитие философских и научных концепций эпохи Возрождения и их влияние на дальнейшее развитие цивилизации. Философия и наука Нового времени. Предмет исследования философии и предмет исследования науки в современный период. Методы философского исследования и методы науки. Понятийный аппарат философии и понятийный аппарат науки. В чем польза науки от философии и философии от науки. Количество часов аудиторной работы: лекции -2ч, семинары – 2 ч. Общий объем самостоятельной работы- 20 ч. Литература
Тема 2. Наука как предмет философского исследования. Предметное поле философии науки. Проблема выявления философского образа науки. Проблема исторического возраста науки. наука как особый вид знания, как специфическая познавательная деятельность и как социальный институт. Философия науки как философское направление и как современная философская дисциплина. Центральная проблема философии науки. Философия науки, социология науки, науковедение и наукометрия. Количество часов аудиторной работы: лекции - 2ч., семинары - 2 ч. Общий объем самостоятельной работы- 22 ч. Литература
Тема 3. Наука в системе современной цивилизации. Типология философских представлений об общественном развитии. Формационные и цивилизационные концепции. Влияние науки на изменения в структуре общества в рамках формационных и цивилизационных концепций. Сциентизм и антисциетизм. Влияние социальной истории на развитие науки. Основные проблемы построения истории науки. Количество часов аудиторной работы: лекции -3ч., семинары – 4 ч. Общий объем самостоятельной работы- 20 ч. Литература
Тема 4. Проблема оснований науки. Общие представления об основаниях и обоснованности знания. Проблема признаний оснований для определенных видов знания. Возможные аллегорические модели оснований научного знания. Их зависимость от особенностей трактовок развития научного знания. Основания для кумулятивистских и антикумулятивистских моделей развития науки. Идеалы и нормы научности как основания науки. Научная картина мира. Философские основания науки. Количество часов аудиторной работы: лекции - 2ч, семинары – 2 ч. Общий объем самостоятельной работы- 25 ч. Литература
Тема 5. Проблема рациональности научного знания. Общий обзор идеи рациональности в философии и науке. Классический и неклассический типы рациональности. Некоторые современные концепции рациональности. Истинность, логичность и рациональность научного знания. Рациональное, нерациональное и иррациональное в науке. Интуиция и рациональность. Количество часов аудиторной работы: лекции – 3 ч., семинары – 3 ч. Общий объем самостоятельной работы- 20 ч. Литература
Тема 6. Основные модели роста научного знания. Индуктивно-эмпирическая и дедуктивная модели построения научного знания. Их возникновение и дальнейшее развитие. Гипотетико-дедуктивная модель. Кумулятивизм и антикумулятивизм как модели построения научного знания. Научная революция. Проблемы интеграции и дифференциации науки. Модели роста естественнонаучного и гуманитарного знания. Количество часов аудиторной работы: лекции – 2 ч., семинары – 2 ч. Общий объем самостоятельной работы- 25 ч. Литература
Тема 7. Развитие основных концепций философии науки. Классический позитивизм: основные подходы к пониманию науки. основные причины возникновения позитивистского подхода. Эмпириокритицизм как новая фаза позитивизма. Конвенциализм. Логический позитивизм: основания возникновения и причины распада. Фальсификационализм К.Поппера. Концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса. Теория парадигм Т.Куна. Гносеологический анархизм П.Фейерабенда. Эволюционная эпистемология: основные принципы и представители. Количество часов аудиторной работы: лекции – 2 ч., семинары – 2 ч. Общий объем самостоятельной работы- 20 ч. Литература
Тема 8. Методология научного исследования. Научный поиск. Общая характеристика методов науки. Специфика эмпирических методов исследования. Структура научного факта. Объяснение, понимание и прогнозирование в науке. Основные формы научного знания и их значение для развития науки. Специфика научных проблем. Допроблемные формы научного знания. научные гипотезы, их типология. Роль и место гипотез в современной науке. Новые методологии: компьютеризация, системный подход, синергетика как новые парадигмы методологии науки. Количество часов аудиторной работы: лекции – 4 ч., семинары – 3 ч. Общий объем самостоятельной работы- 23 ч. Литература
8 Образовательные технологииВ ходе занятий используются активные и интерактивные формы проведения занятий – практикумы, разбор источников по истории философии, философии и логики науки, современной философской мысли, круглые столы, работа “малыми группами”.
9.1 Тематика заданий текущего контроля9.1.1. Задания для самостоятельной работы:
9.1.2.Тематика работы малых групп на семинарах:
9.1.3 Тематика “круглых столов”
9.1.4 Тематика реферата
Тема для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: оценивается активность в дискуссиях, круглых столах, работа в малых группах. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: оценивается правильность выполнения домашнего задания, полнота освещения темы доклада для выступления на семинарском занятии, умение работать с первоисточниками. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= 0,6 Оауд + 0,4 Осам.работа Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу студента. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезульт = 0,6 Онакопленная + 0,4 Оэкзамен Способ округления оценки итогового контроля в форме экзамена: в пользу студента. Способ округления результирующей оценки: в пользу студента. 11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1 Базовый учебник1. Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011 2. Степин В.С. История и философия науки. М.: Академический проект: Трикста, 2012. 11.2 Основная литература
11.3 Дополнительная литература
11.4 Интернет-ресурсы:1. http://www.philosophy.ru/pers/stepin/index.htm Личная страница В. С. Степина на сайте ИФ РАН 2. http://www.friesian.com/science.htm Философия науки. Книжное обозрение ( на англ. яз.) 3. http://logic.berkeley.edu/ Логика и методология науки. Рабочая группа Калифорнийского университета, Беркли ( на англ. яз.) 4. http://www.biblus.ru/default.aspx?class-167/168 Электронная библиотека «Библус», раздел «Методология и логика науки» 11.5 Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
3) www.glossary.ru - Словари 11.6 Справочники, словари, энциклопедииНациональная философская энциклопедия : http://terme.ru/dictionary Современный философский словарь /Под общей редакцией д.ф.н., профессора В.Е. Кемерова. -2-е изд. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск:, 1998. Философский энциклопедический словарь – М., 1983 11.7 Электронные ресурсы НИУ ВШЭ (НЭБ)Dialectical Anthropology, 2003-2008 Economics and Philosophy, 2003-2008 12 Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля лекционных и семинарских занятий используется проектор, подсобные материалы для проведения семинарских занятий и тестов. Авторы программы Бикметова Т.И. Дорожкин А. М. Сидорова Л.П. |
Программа дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления... | Программа дисциплины Информационная безопасность для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400.... | ||
Программа дисциплины и управление жизненным циклом для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400.... | Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400.... | ||
Программа дисциплины «Герменевтика» для направления 010400. 68 «Прикладная... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 010400. 68 "Прикладная... | Программа дисциплины Современные методы принятия решений для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400.... | ||
Программа дисциплины «Модели корпусной лингвистики» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 68 "Прикладная... | Программа дисциплины Архитектура ЭВМ для направления 010400. 68 «Прикладная... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400.... | ||
Вопросы к экзамену наука в системе культуры. Характерные черты науки Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления... | Сценарий познавательно-развлекательного марафона «информатика наш друг» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления... | ||
Программа дисциплины Промышленное программирование и управление жизненным... «Убегающая кнопка» развивает у учеников первоначальные навыки работы с мышью | 1 Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки... Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки... | ||
1. Понятие о науке Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления... | Программа дисциплины Английский язык для направления 010400. 62 «Прикладная... | ||
Учебник логики Глава I Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, ассистентов и студентов направления 010400. 62 Прикладная... |