Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра





Скачать 246.83 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра
Дата публикации18.05.2015
Размер246.83 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Информатика > Программа дисциплины



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины “Философия науки“

для направления 010400.62 «Прикладная математика и информатика»

подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"
Факультет Бизнес-информатики и прикладной математики
Программа дисциплины
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ



для направления 010400.62 «Прикладная математика и информатика»

подготовки бакалавра


Авторы программы:

Бикметова Татьяна Ивановна, к.ф.н., доцент, tbikmetova@hse.ru

Дорожкин Александр Михайлович, д.ф.н., профессор, kaf_sgn@hse.ru

Сидорова Людмила Павловна, к.ф.н., ст.преподаватель, lsidorova@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры социально-гуманитарных наук .

Зав. кафедрой Шпилев Д.А..
Рекомендована секцией УМС «Общественные науки»

Председатель Бикметова Т.И.
Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Председатель В.М. Бухаров


Нижний Новгород, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1 Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400.62 «Прикладная математика и информатика». Уровень подготовки: бакалавр.

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом Государственного образовательного бюджетного учреждения Высшей школы экономики в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» по направлению 010400.62 «Прикладная математика и информатика» для подготовки бакалавров.

  • Рабочим учебным планом на 2013/2014 учебный год университета по направлению 010400.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавров, 3 курс.

2 Цели освоения дисциплины


Освоение современных знаний в области философии науки. Приобретение навыков системного и философского мышления, ориентирующего научно-исследовательский поиск на объективность анализа и новизну, на познание через противоречия и вскрытие проблемных ситуаций, на выявление существенного в изучаемых явлениях. Выработка умения применять полученные общефилософские знания к анализу конкретных теоретических и практических проблем науки.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать общефилософские понятия, категории и закономерности развития природы, общества, человека и человеческого мышления

  • Уметь применять понятийно категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

  • Владеть приемами философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества




В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции


Умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей, способность понимать и анализировать культурные, мировоззренческие, социально и личностно

значимые философские проблемы

СЛК-3

Распознает и дает определения различным типам и формам мировоззренческих ориентаций человека, представляет взаимосвязи между ними, интерпретирует и дает оценку ценностным основаниям человеческой жизнедеятельности в различных социокультурных сферах, включая профессиональную


Лекционные и семинарские занятия, философские практикумы, самостоятельное освоение специальных вопросов на основе изучения философской литературы, написание реферата

Способность перейти от проблемной ситуации к проблемам, задачам и лежащим в их основе противоречиям

ОНК-2


Демонстрирует навыки видения проблемной ситуации и постановки проблемы, вскрытия противоречий, находящихся в их основе. Применяет общефилософскую методологию при анализе проблемы и обосновании собственных подходов к ее решению, а также применяет эти навыки при обсуждении профессиональных проблем.

Использует дедуктивные и индуктивные методы при работе с информацией. Умеет вскрывать логические противоречия при анализе информации



Лекционные и семинарские занятия, философские практикумы, самостоятельное освоение специальных вопросов на основе изучения философской литературы, написание реферата


Способность к анализу и синтезу на основе системного подхода

ОНК -1


Владеет философским категориальным аппаратом, знает основные логические законы правильного мышления и умеет применять логические операции анализа и синтеза в научной деятельности. Представляет связи различных природных, социальных и социокультурных систем и использует это знание для распознавания сущности и динамики любых процессов, включая сферу профессиональной деятельности


Лекционные и семинарские занятия, философские практикумы, самостоятельное освоение специальных вопросов на основе изучения философской литературы, написание реферата

Способность использовать методы критического анализа, развития научных теорий,

опровержения и фальсификации, оценить качество исследований в некоторой предметной области

ОНК – 3

Использует логические и общефилософские методы для постановки проблем. Способен применять эти методы для построения и проверки научных гипотез

Лекционные и семинарские занятия, философские практикумы, самостоятельное освоение специальных вопросов на основе изучения философской литературы, написание реферата

Способность рефлексии и критического переосмысления накопленного опыта

СЛК – 2

Способен осознанно и на высоком уровне рефлексии анализировать свою научную, познавательную и профессиональную деятельность и оценивать ее, опираясь на этические, социальные и профессиональные позиции

Лекционные и семинарские занятия, философские практикумы, самостоятельное освоение специальных вопросов на основе изучения философской литературы, написание реферата


4 Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для студентов направления «Бизнес-информатика» данная дисциплина является базовой и относится к циклу гуманитарных дисциплин бакалаврской подготовки.

Изучение данной дисциплины опирается на изучении курса логики, философии и общегуманитарную эрудированность студентов; основные положения философии науки могут быть использованы в дальнейшем при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, так как философия науки обеспечивает методологические и мировоззренческие основания любой теоретической и практической деятельности.

5 Тематический план учебной дисциплины






Темы

Название раздела и темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Проблема взаимоотношений философии и науки

10

2

2




20

2

Наука как объект философского исследования. Предметное поле философии науки.

14

2

2




22

3

Наука в системе современной цивилизации

13

3

4




20

4

Проблема оснований науки

14

2

2




25

5

Проблема рациональности научного знания

16

3

3




20

6

Основные модели роста научного знания

12

2

2




25

7

Развитие основных концепций философии науки

12

2

2




20

8

Методология научного исследования. Научный поиск.

15

4

3




23




Итого

216

20

20




176

6 Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

3 год

Параметры







3




Текущий (7 неделя 3 модуля)

Реферат







*




Анализ не менее 7 источников: 3-5 тыс. знаков

Итоговый

Зачет







*




Устное собеседование по контрольным вопросам курса


    1. Критерии оценки знаний, навыков


Студент должен продемонстрировать на текущем контроле и в ходе семинарских занятий:

Знание философских понятий и основных мировоззренческих подходов и умение распознавать мировоззренческие основания жизнедеятельности современного человека, в том числе в профессиональной сфере ( 4б.) + Умение демонстрировать знание закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления и применять их для решения теоретических и прикладных проблем ( 2б. ) + Умение интерпретировать и обосновывать оценки решений теоретических и прикладных проблем в контексте жизнедеятельности современного человека и профессионала (2б.) + Показать навыки качественного осуществления научной и социальной коммуникации и автокоммуникации в процессе семинарской работы, творчески применять философские знания в процессе саморазвития, выходя на самостоятельное решение актуальных проблем в контексте современных социальных процессов и избранной профессии (2б.).

Следовательно, зачитываемыми по текущему контролю являются оценки от 4 до 10баллов.

Студент должен продемонстрировать при написании реферата:

Умение находить, перерабатывать в контексте поставленной в работе проблемы и системно представлять репрезентативную информацию по теме реферата(4б.) + Умение анализировать подходы и основания представленной в работе информации и давать ей обоснованные оценки (3б.) + Навык видеть применение полученной и переработанной информации для осмысления современных теоретических и прикладных проблем (2б.) + Навык письменной научной коммуникации как с точки зрения содержания текста философского реферата, так и его формы (1б.).

Следовательно, зачитываемыми по реферату являются оценки от 4 до 10баллов.

Студент должен продемонстрировать на итоговом контроле:

Знание базовых понятий, универсальных закономерностей, главной историко-философской и современной проблематики и репрезентативных персоналий философии человечества (4б.) + Умение объяснять сущность философских проблем и закономерностей, а также обосновывать методологические подходы в рамках историко-философской и современной проблематики (4б.) + Навык философской интерпретации социальных, социокультурных и профессиональные проблем и феноменов (2б.).

Следовательно, зачитываемыми по итоговому контролю являются оценки от 4 до 10баллов.

7 Содержание дисциплины



Тема 1. Проблемы взаимоотношения философии и науки.

Краткая история взаимоотношения философского и научного видов знаний. Античная философия и античная наука. Философия и наука в средневековый период. Развитие философских и научных концепций эпохи Возрождения и их влияние на дальнейшее развитие цивилизации. Философия и наука Нового времени. Предмет исследования философии и предмет исследования науки в современный период. Методы философского исследования и методы науки. Понятийный аппарат философии и понятийный аппарат науки. В чем польза науки от философии и философии от науки.

Количество часов аудиторной работы: лекции -2ч, семинары – 2 ч.

Общий объем самостоятельной работы- 20 ч.

Литература

  1. Микешина Л.А. Философия науки. М.: Флинта, 2005, ч.1, гл.1,2,3.

  2. Микешина Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки. М.: РОССПЭН, 2010

  3. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М.: Инфра - М, 2012

  4. Степин В.С. История и философия науки. М.: Академический проект: Трикста, 2012.


Тема 2. Наука как предмет философского исследования. Предметное поле философии науки.

Проблема выявления философского образа науки. Проблема исторического возраста науки. наука как особый вид знания, как специфическая познавательная деятельность и как социальный институт. Философия науки как философское направление и как современная философская дисциплина. Центральная проблема философии науки. Философия науки, социология науки, науковедение и наукометрия.

Количество часов аудиторной работы: лекции - 2ч., семинары - 2 ч.

Общий объем самостоятельной работы- 22 ч.
Литература

  1. Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011

  2. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М.: Инфра - М, 2012

  3. Кохановский В.П. Основы философии науки. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

Тема 3. Наука в системе современной цивилизации.

Типология философских представлений об общественном развитии. Формационные и цивилизационные концепции. Влияние науки на изменения в структуре общества в рамках формационных и цивилизационных концепций. Сциентизм и антисциетизм. Влияние социальной истории на развитие науки. Основные проблемы построения истории науки.

Количество часов аудиторной работы: лекции -3ч., семинары – 4 ч.

Общий объем самостоятельной работы- 20 ч.

Литература

  1. Купцов В.И. Философия и методология науки. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1996

  2. Ушаков Е. В.Введение в философию и методологию науки. М.: КноРус, 2008

  3. Зеленов Л. А.История и философия науки. М.: Флинта, 2008


Тема 4. Проблема оснований науки.

Общие представления об основаниях и обоснованности знания. Проблема признаний оснований для определенных видов знания. Возможные аллегорические модели оснований научного знания. Их зависимость от особенностей трактовок развития научного знания. Основания для кумулятивистских и антикумулятивистских моделей развития науки. Идеалы и нормы научности как основания науки. Научная картина мира. Философские основания науки.

Количество часов аудиторной работы: лекции - 2ч, семинары – 2 ч.

Общий объем самостоятельной работы- 25 ч.

Литература

  1. Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011

  2. Лебедев С. А.Философия науки. М.: Юрайт, 2011.

  3. Кохановский В.П. Основы философии науки. М.: Феникс, 2008.


Тема 5. Проблема рациональности научного знания.

Общий обзор идеи рациональности в философии и науке. Классический и неклассический типы рациональности. Некоторые современные концепции рациональности. Истинность, логичность и рациональность научного знания. Рациональное, нерациональное и иррациональное в науке. Интуиция и рациональность.

Количество часов аудиторной работы: лекции – 3 ч., семинары – 3 ч.

Общий объем самостоятельной работы- 20 ч.

Литература

  1. Микешина Л.А. Философия науки. М.: Флинта,2005.

  2. Огородников В. П.История и философии науки. СПб.: Питер, 2011.

  3. Джегутанов Б.К. История и философия науки. СПб.: Питер, 2006.

  4. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. –  М.: Идея–Пресс, 2006.


Тема 6. Основные модели роста научного знания.

Индуктивно-эмпирическая и дедуктивная модели построения научного знания. Их возникновение и дальнейшее развитие. Гипотетико-дедуктивная модель. Кумулятивизм и антикумулятивизм как модели построения научного знания. Научная революция. Проблемы интеграции и дифференциации науки. Модели роста естественнонаучного и гуманитарного знания.

Количество часов аудиторной работы: лекции – 2 ч., семинары – 2 ч.

Общий объем самостоятельной работы- 25 ч.

Литература

  1. Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011

  2. Купцов В.И. Философия и методология науки. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1996

  3. Микешина Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки. М.: РОССПЭН, 2010



Тема 7. Развитие основных концепций философии науки.

Классический позитивизм: основные подходы к пониманию науки. основные причины возникновения позитивистского подхода. Эмпириокритицизм как новая фаза позитивизма. Конвенциализм. Логический позитивизм: основания возникновения и причины распада. Фальсификационализм К.Поппера. Концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса. Теория парадигм Т.Куна. Гносеологический анархизм П.Фейерабенда. Эволюционная эпистемология: основные принципы и представители.

Количество часов аудиторной работы: лекции – 2 ч., семинары – 2 ч.

Общий объем самостоятельной работы- 20 ч.

Литература

  1. Бессонов Б. Н.История и философия науки : учеб. Пособие. М.: Юрайт, 2010.

  2. Матяш Т.П. Философия науки. Ростов н/Д : Феникс, 2006.

  3. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. –  М.: Идея–Пресс, 2006.


Тема 8. Методология научного исследования. Научный поиск.

Общая характеристика методов науки. Специфика эмпирических методов исследования. Структура научного факта. Объяснение, понимание и прогнозирование в науке. Основные формы научного знания и их значение для развития науки. Специфика научных проблем. Допроблемные формы научного знания. научные гипотезы, их типология. Роль и место гипотез в современной науке. Новые методологии: компьютеризация, системный подход, синергетика как новые парадигмы методологии науки.

Количество часов аудиторной работы: лекции – 4 ч., семинары – 3 ч.

Общий объем самостоятельной работы- 23 ч.

Литература

  1. Котенко В. П.История и философия классической науки. М. : Академ. Проект, 2005

  2. Джегутанов Б.К. История и философия науки. СПб.: Питер, 2006.

  3. Степин В.С. История и философия науки. М.: Академический проект: Трикста, 2012.



8 Образовательные технологии


В ходе занятий используются активные и интерактивные формы проведения занятий – практикумы, разбор источников по истории философии, философии и логики науки, современной философской мысли, круглые столы, работа “малыми группами”.

  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1 Тематика заданий текущего контроля


9.1.1. Задания для самостоятельной работы:

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Тема 1. Проблема взаимоотношения философии и науки

Сравнительная таблица четырех моделей взаимоотношения философии и науки (трансценденталистская, позитивистская, антиинтеракционистская, диалектическая)

Тема 6. Основные модели роста научного знания

Конспект работы К.Поппера «Логика и рост научного знания» по вопросу «Фаллибилизм как концепция роста научного знания»

Тема 7. Развитие основных концепций философии науки


Работа с оригинальными философскими работами, анализ современных проблем и задач, стоящих перед философией науки


9.1.2.Тематика работы малых групп на семинарах:

  • Проблема динамики научного знания, сравнительный анализ логико-методологической концепции науки К. Поппера, парадигмальной модели научного знания Т. Куна, плюралистической методологии науки П. Фейерабенда; концепции личностного знания М. Полани. 

  • Проблема взаимоотношения науки и общества: сциентизм и антисцизм.

  • Три формы бытия науки: наука как особый тип знания, как специальная познавательная деятельность, как социальный институт.

  • Принцип верификации и фальсификации: сравнительная характеристика.



9.1.3 Тематика “круглых столов”


    • Эмпиризм, рационализм, фаллибилизм как модели научной деятельности

    • Что такое научный поиск и научное открытие?


9.1.4 Тематика реферата


  1. Наука в культуре современной цивилизации.

  2. Проблема роста научного знания.

  3. Концепции научной рациональности в философии ХХ в.

  4. Классический и неклассический идеалы рациональности.

  5. Проблема взаимоотношения рационального и иррационального в научном познании.

  6. Роль и значение междисциплинарных исследований в современной науке.

  7. Синергетика как новая парадигма методологии науки.

  8. Профессиональная этика ученого и ответственность за научные открытия.

  9. Компьютеризация науки: проблемы и следствия.

  10. Гуманитарные основания естествознания.

  11. О. Конт о функциях науки и задачах позитивной философии.

  12. Л. Витгенштейн: язык как игра.

  13. Л. Витгенштейн о проблемах познания.

  14. Концепция ”сомнения-веры” Ч.С. Пирса.

  15. Позитивизм как философия и идеология науки: критический анализ.

  16. Метафизические основания социальной этологии К. Лоренца.

  17. Методология постмодернизма: ризомный паттерн.

  18. Концепция ”открытого общества” К. Поппера.

  19. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

  20. Западная философия техники: проблема сущности и роли техники в современном мире.

  21. Т.С. Кун: структура научной революции.

  22. В.С. Степин: классический – неклассический – постнеклассический тип рациональности.

  23. Нелинейное мышление и современная научная парадигма.

  24. Культура и цивилизация как проблема современной философии.

  25. Глобализация социальной реальности – глобальные проблемы современности в рамках философского видения.


Тема для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.

    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины





  1. Специфика философии науки: предмет, методы, функции в культуре и жизни человека и общества.

  2. Научная картина мира: специфика миропостижения и типы научных картин. Рациональность как способ осмысления действительности - рациональность и наука: типы научной рациональности.

  3. Философия техники: сущность техники и понятие о техницизме, технократизме и гуманизме в системе отношений человека с миром (место и роль техники). Проблема технического отчуждения человека: его последствия и пути преодоления.

  4. Современная научная парадигма: главные черты и следствия синергетического видения мира (понятие о сложных открытых системах, идея нестабильности и эволюции, понятие бифуркации и десипативных структур).

  5. Взаимоотношение философии и науки: основные концепции.

  6. Проблема статуса и науки. Три аспекта бытия науки: наука как система знания, наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт.

  7. Основные подходы к анализу науки. Социология науки. Науковедение.

  8. Наука в системе современной цивилизации. Интернализм и экстернализм.

  9. Проблема возникновения науки.

  10. Проблема классификации наук.

  11. Проблема рациональности научного знания.

  12. Проблема оснований науки.

  13. Научная картина мира, ее роль и место в современной философии науки.

  14. Индуктивно-эмпирическая модель построения научного знания: ее возникновение, развитие, основные достоинства и недостатки.

  15. Гипотетико-дедуктивная модель построения научного знания: ее философские основания и современное значение.

  16. Основные концепции роста научного знания: классический позитивизм и эмпириокритицизм.

  17. Логико-философские предпосылки логического позитивизма. Венский кружок.

  18. Основные идеи позднего логического позитивизма (Р.Карнап). Основные причины развала логического позитивизма.

  19. Фальсификационизм К.Поппера.

  20. Концепция научно-исследовательских программ И.Локатоса.

  21. Теория парадигм Т.Куна.

  22. Гносеологический анархизм П.Фейерабенда.

  23. Эволюционная эпистемология: основные принцип и подходы к развитию науки.


  1. Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: оценивается активность в дискуссиях, круглых столах, работа в малых группах. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.


Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: оценивается правильность выполнения домашнего задания, полнота освещения темы доклада для выступления на семинарском занятии, умение работать с первоисточниками. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,6 Оауд + 0,4 Осам.работа

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу студента.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,6 Онакопленная + 0,4 Оэкзамен

Способ округления оценки итогового контроля в форме экзамена: в пользу студента.

Способ округления результирующей оценки: в пользу студента.

11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовый учебник


1. Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011

2. Степин В.С. История и философия науки. М.: Академический проект: Трикста, 2012.
11.2 Основная литература


  1. Рузавин Г. И.Методология научного познании. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  2. Лешкевич Т. Г.Философия науки. М. : ИНФРА-М, 2012

  3. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. –  М.: Идея–Пресс, 2006.


11.3 Дополнительная литература

  1. Голубинцев В. О.Философия науки. Ростов н/Д : Феникс, 2007.

  2. Огородников В. П.История и философии науки СПб.: Питер, 2011.

  3. Философия социальных и гуманитарных наук. М. : Академ. Проект, 2006.

  4. Философия науки. Общий курс : учеб. пособие для вузов / под ред. С. А. Лебедева. - М. : Академ. Проект, 2006.

  5. Джегутанов Б.К. История и философия науки. СПб.: Питер, 2006.

  6. Котенко В. П.История и философия классической науки. М.: Академ. Проект, 2005.

  7. Лебедев С. А.Философия науки. М.: Юрайт, 2011.

  8. Микешина Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки. М.: РОССПЭН, 2010

  9. Ушаков Е. В.Введение в философию и методологию науки. М.: КноРус, 2008.

  10. Буданов В. Г.Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М.: URSS, 2009.

  11. Бессонов Б. Н.История и философия науки. М.: Юрайт, 2010.

  12. Зеленов Л. А.История и философия науки. М.: Флинта, 2008.

  13. Матяш Т.П. Философия науки. Ростов н/Д : Феникс, 2006

  14. Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1996.

  15. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978.

  16. Гадамер Г.- Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

  17. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

  18. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.

  19. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

  20. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

  21. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

  22. Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

  23. Мамчур Е. Л. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

  24. 10.Микешина Л. А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990

  25. Огурцов А. Л. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.

  26. Основы философии науки. Учебное пособие для аспирантов / Под. ред. В. П. Кохановского. М., 2006.

  27. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  28. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

  29. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1999.

  30. Социальное знание и социальные изменения / Отв. ред. В. Г. Федотова. М., 2001.

  31. Степин B. C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

  32. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

  33. Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М., 2004.

  34. Философия и методология науки / Под ред. В. И. Купцова. М., 1996.

  35. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Учебное пособие для аспирантов. М., 2005.

  36. Степин B. C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

  37. Степин B. C., Горохов В. Т., Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1991.

  38. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  39. Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

  40. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

 

11.4 Интернет-ресурсы:


 

1.     http://www.philosophy.ru/pers/stepin/index.htm Личная страница В. С. Степина на сайте ИФ РАН

 2.     http://www.friesian.com/science.htm Философия науки. Книжное обозрение ( на англ. яз.)

 3.     http://logic.berkeley.edu/ Логика и методология науки. Рабочая группа Калифорнийского университета, Беркли ( на англ. яз.)

 4.     http://www.biblus.ru/default.aspx?class-167/168 Электронная библиотека «Библус», раздел «Методология и логика науки»

11.5 Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

    1. http://www.philosophy.ru – Философский портал

    2. http://www.logic.ru/Russian/vf - Электронная версия журнала «Во­просы философии».

3) www.glossary.ru - Словари

11.6 Справочники, словари, энциклопедии


Национальная философская энциклопедия : http://terme.ru/dictionary

Современный философский словарь /Под общей редакцией д.ф.н., профессора В.Е. Кемерова. -2-е изд. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск:, 1998.

Философский энциклопедический словарь – М., 1983

11.7 Электронные ресурсы НИУ ВШЭ (НЭБ)


Dialectical Anthropology, 2003-2008

Economics and Philosophy, 2003-2008

12 Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для лекционных и семинарских занятий используется проектор, подсобные материалы для проведения семинарских занятий и тестов.
Авторы программы Бикметова Т.И.

Дорожкин А. М.

Сидорова Л.П.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...
Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Информационная безопасность для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины и управление жизненным циклом для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Безопасность информационных сетей для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины «Герменевтика» для направления 010400. 68 «Прикладная...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 010400. 68 "Прикладная...
Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Современные методы принятия решений  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400....
Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины «Модели корпусной лингвистики» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 68 "Прикладная...
Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Архитектура ЭВМ для направления 010400. 68 «Прикладная...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconВопросы к экзамену наука в системе культуры. Характерные черты науки
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...
Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconСценарий познавательно-развлекательного марафона «информатика наш друг»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...
Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Промышленное программирование и управление жизненным...
«Убегающая кнопка» развивает у учеников первоначальные навыки работы с мышью
Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра icon1 Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки...
Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки...
Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра icon1. Понятие о науке
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...
Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Английский язык для направления 010400. 62 «Прикладная...

Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconУчебник логики Глава I
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...
Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, ассистентов и студентов направления 010400. 62 Прикладная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск