Скачать 1.1 Mb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"» Московский институт электроники и математики Программа дисциплины «ФИЛОСОФИЯ» по направлениям подготовки: 090102.65 «Компьютерная безопасность» (специалист); 231300.62 «Прикладная математика» (бакалавр); 010400.62 «Прикладная математика и информатика» (бакалавр); 010300.62 «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (бакалавр); 230400.62 «Информационные системы и технологии» (бакалавр); 230700.62 «Прикладная информатика» (бакалавр) Автор программы: Жукова О.А., доктор философских наук, кандидат культурологии, профессор, профессор кафедры практической философии logoscultura@yandex.ru Одобрена на заседании кафедры Практической философии «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Филиппов А. Ф. Рекомендована секцией УМС «Философия» «___»____________ 20 г Председатель Кашников Б.Н. Утверждена УС МИЭМ НИУ ВШЭ «___»_____________20 г. Ученый секретарь проф. Симонов В.П. Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, ассистентов и студентов направления 010400.62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Философия». Программа разработана в соответствии с:
- создание у студентов целостного представления об основных теоретических проблемах современной философии как системы знания и мировоззрения, ее структуре и функциях, предметной области; - ознакомление с исторической логикой развития философской рациональности, ее интеллектуально-культурных форм; - ознакомление с типами философствования в истории культуры, их социальном и духовном генезисе, а также смысловой взаимообусловленности и практическом взаимодействии с высокими практиками культуры – религией, искусством, политикой, экономической деятельностью; - обучение процедурам критического мышления – самостоятельного оценивания фактов и событий социальной реальности; - формирование потребности к самопознанию в форме философской рефлексии; - воспитание навыков системного анализа культурных и социальных явлений на основе универсальных способов мышления и методологии философского анализа; - формирование аналитического аппарата для реализации профессионально-исследовательской и проектной деятельности на основе понятийного инструментария философских наук. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - основные методологические подходы, сложившиеся в философской области знания; основные исторические типы философствования; - философские школы, оказавшиеся значительное влияние на развитие интеллектуальной культуры и социальную динамику обществ; - основной корпус базовых философских текстов, имеющих непреходящее значение в истории мировой культуры; - принципы исторического развития интеллектуальной культуры во взаимосвязи философии, религии, искусства, науки, политики и экономики; - причины зарождения и принципы социального функционирования философских (культурфилософских, религиозно-философских, политико-философских и социально-экономических) идей в жизни обществ; - типологические характеристики основных философских систем (европейских и неевропейских); - идейное и культурное своеобразие русской философии, ее место в истории философской мысли; - основные направления и тенденции развития философии в условиях современного общества. Уметь: - критически оценивать методологические границы и возможности философских мировоззрений и систем; - использовать полученные знания для формирования личностной стратегии духовно-интеллектуального и профессионального развития; - применять полученные теоретические знания в различных формах бизнес-деятельности и межкультурной коммуникации; - использовать усвоенные знания для дальнейшего развития своих общекультурных и профессиональных компетенций. Владеть навыками: - текстового анализа при работе с философскими источниками и справочно-аналитическим аппаратом; - философского диалога как коммуникативной и интеллектуальной компетенцией в рамках межличностных и профессиональных взаимодействий; - интеллектуальной самооценки и нравственной саморефлексии в сложной структуре индивидуально-личностных и межкультурных взаимосвязей. Демонстрировать способность: - выявлять философские универсалии и структурные элементы исторически сложившихся культурных систем в условиях поликультурной картины мира и процессов глобализации; - использовать интеллектуальный инструментарий философского знания в процессе адаптации к инокультурным сообществам; - оценивать и философски анализировать динамику социокультурных процессов современного общества. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Философия» входит в базовую часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (Б.1.Б.) и адресована студентам, обучающимся по направлению 010400.62 Прикладная математика и информатика. Она призвана расширить системные представления студентов о месте и роли философского знания в интеллектуальной истории и социально-культурном развитии обществ, повысить их аналитические возможности в освоении основной образовательной программы. По своему содержанию и логической структуре базовый курс «Философия» связан с рядом других основных дисциплин по выбору: «Культурология», «Эстетика», «Социальная философия», «Человек в современном мире». Данная дисциплина содействует формированию философской рефлексии, навыков самоанализа и нравственной саморегуляции студентов, способствует развитию их исследовательских компетенций и интеллектуально-творческого потенциала. «Философия» открывает для студентов возможность системно-теоретического постижения исторического развития форм общественного сознания, репрезентируемых в высоких практиках культуры – религии, искусстве, морали, политике, науке, философской рациональности. Тем самым, она создает базу для междисциплинарных исследований социальных и экономических явлений, которые рассматриваются в рамках других гуманитарных и специализированных профессиональных дисциплин. Результатом освоения базового курса «Философия» является формирование у студентов понимания закономерности духовного и интеллектуального развития человеческого сообщества в его истории. |