Скачать 210.13 Kb.
|
НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400.62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины «Безопасность информационных сетей» для направления 010400.62 – Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Автор программы: Тимофеева О.П. Одобрена на заседании кафедры «Базовая кафедра МЕРА» «___»____________ 2012 г Зав. кафедрой Н.И. Кащеев Рекомендована секцией УМС «Прикладная математика» «___»____________ 2012г. Председатель Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012г. Председатель Н.С. Петрухин Нижний Новгород, 2012 г. Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Безопасность информационных сетей». Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом федерального государственного образовательного автономного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика», утвержденным в 2012 году. 2 Цели освоения дисциплиныДисциплина «Безопасность информационных сетей» служит для приобретения знаний по защите информации и автоматизированных систем в управлении безопасностью. Эти знания необходимы для формирования концептуальных основ защиты информации и организации правового обеспечения защиты информации. Целью освоения данной дисциплины является начальная правовая подготовка студентов по основным вопросам информационной безопасности, обучение основам защиты автоматизированных систем. В ходе практических занятий по данной дисциплине студенты должны получить базовые практические навыки применения изучаемых теоретических принципов и подходов. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен знать:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции: 4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу дисциплин профиля подготовки бакалавра. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковТекущий контроль осуществляется в виде еженедельного домашнего задания и оценки работы студентов на практических занятиях. Для выяснения уровня усвоения теоретического материала после каждого пройденного раздела проводится семинар. Текущий контроль для каждого студента подразумевает подготовку реферата по заранее выбранной и согласованной с преподавателем теме. Работа над рефератом ведется на протяжении 4 недель в течение 2 модуля. Итоговый контроль: зачет на последней неделе 3 модуля. Учитываются результаты домашней работы и реферата. Оценка определяется в соответствии с п. 10. 7Содержание дисциплиныТема 1. Введение Предмет дисциплины. Цель дисциплины, ее основные задачи. Место дисциплины в системе наук о безопасности жизнедеятельности. Основная учебная и методическая литература. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 2. Цели и задачи информатизации общества Научно-методический базис, периодизация информации и задачи процесса защиты информации. Задачи информатизации и информационного обеспечения различных сфер деятельности. Классификация информационных потоков. Основная литература 1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. 2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005. Дополнительная литература 1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007. 2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007. Тема 3. Объективные предпосылки индустриализации информационных процессов. Общие сведения об основных положениях теории защиты информации, традиционные меры защиты информации и основные концепции защиты информации в АС. Анализ и классификация организационных и программных структур АС. Анализ возможных угроз, их специфика в различных типах АС. Систематизация видов защиты и схема обеспечения защиты информации. Основная литература 1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. 2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005. Дополнительная литература 1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007. 2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007. Тема 4. Основные концепции защиты информации в автоматизированных системах. Теория защиты и основные концепции Организационно-правовое обеспечение защиты информации, закрепляющее права и обязанности граждан, коллективов и государства на информацию. Руководящие нормативно-технические документы. Защита геоинформации и оценка ее состояния. Защита информации на предприятии Основная литература 1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. 2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005. Дополнительная литература 1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007. 2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007. Тема 5. Угрозы и защита информации Наиболее распространенные угрозы. Анализ возможных каналов утечки информации. Основные определения и критерии классификации угроз. Классификация угроз по способу осуществления. Случайные угрозы. Преднамеренные умышленные угрозы. Традиционный шпионаж и диверсии. Несанкционированный доступ к информации. Электромагнитные излучения и наводки Основная литература 1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. 2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005. Дополнительная литература 1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007. 2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007. Тема 6. Основы правовой защиты информации. Организационно-правовое обеспечение за щиты информации Общее содержание организационно-правового обеспечения. Обзор российского законодательства в области информационной безопасности. Правовые акты общего назначения, затрагивающие вопросы информационной безопасности. Основная литература 1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. 2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005. Дополнительная литература 1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007. 2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007. Тема7. Защита информации в АС Классификация способов атак на компьютерные сети. Нападения на политику безопасности и процедуры административного управления. Недостатки защиты от несанкционированных действий пользователей и программ. Недостатки защиты от потери информации и нарушения работоспособности компьютерной системы. Недостатки административного управления сетью. Основная литература 1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. 2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005. Дополнительная литература 1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007. 2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007. Тема 8. Структура проблемы информационной безопасности. Законы РФ о защите информации Обзор российского законодательства в области информационной безопасности. Правовая защита программного обеспечения. Защита программного обеспечения авторским правом. Основная литература 1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. 2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005. Дополнительная литература 1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007. 2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007. Тема 9. Субъекты и объекты правонарушений Классификация способов атак на компьютерные сети. Нападения на политику безопасности и процедуры административного управления Основная литература 1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. 2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005. Дополнительная литература 1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007. 2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007. Тема 10. Правовые аспекты защиты информации. Правовая защита программного обеспечения. Защита программного обеспечения авторским правом Основная литература 1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. 2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005. Дополнительная литература 1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007. 2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007. Тема 11. Компьютерные правонарушения Описание проблем. Борьба с вирусами. Борьба со спамом. Средства фильтрации почтовых серверов. Атаки на конфиденциальность писем. Основные методы и средства защиты от атак на электронную переписку. Защита корпоративной почтовой системы. Электронная цифровая подпись. Основная литература 1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. 2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005. Дополнительная литература 1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007. 2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007. Тема12. Объективные предпосылки индустриализации информационных процессов Полиморфизм. Статический и динамический полиморфизм. Множественное наследование. Сегментация сети с помощью мостов. Технология функционирования моста. Сегментация сложных локальных сетей. Применение коммутаторов. Иерархическая коммутация. Построение маршрутизированных сетей. Роль маршрутизаторов в масштабировании сетей. Объединение локальных сетей и подключение к глобальным сетям. Алгоритмы и протоколы маршрутизации. Основная литература 1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. 2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005. Дополнительная литература 1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007. 2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007. 8Образовательные технологииТрадиционное чтение лекций. Решение задач по тематике лекций. Обсуждение прикладных и алгоритмических аспектов решаемых задач. Методические рекомендации преподавателюТемы индивидуальных заданий для проведения практических занятий, вопросов для тестирования теоретических знаний и экзаменационных вопросов и задач должны являться уникальными для каждого нового учебного года. Методические указания студентамДля более глубокого усвоения курса предполагается использование студентами дополнительной литературы, работа в библиотеке, поиск информации в сети Интернет. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляПримеры домашних заданий:
Тема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке. 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов:
10Порядок формирования оценок по дисциплинеКонтроль знаний студентов включает формы текущего и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется в течение трех модулей. В рамках учебного курса предусмотрены различные формы текущего контроля знаний и работы студентов на практических занятиях: домашние задания (после каждого практического занятия, каждое по 80 минут) и реферат в первом модуле. Каждая форма текущего контроля оценивается по 10-балльной шкале, оценка выставляется в рабочую ведомость преподавателя. Формы итогового контроля – зачет по окончании третьего модуля. Каждая форма итогового контроля оценивается так же по 10-балльной шкале. Домашнее задание: оценка в 10 баллов проставляется в исключительных случаях самостоятельно проведенной работы, результаты которой могут в дальнейшем использоваться в учебном процессе или в исследовательской работе студента; оценка в 8-9 баллов проставляется при самостоятельно разработанном или удачно адаптированном и отлично представленном исследовании по выбранной тематике; оценка в 6-7 баллов проставляется при своевременно выполненном и самостоятельно представленном исследовании по выбранной тематике; оценка в 4-5 баллов проставляется при частичном, несамостоятельном участии в выполнении работ над заданием; оценка в 2-3 балла проставляется, когда студент не может самостоятельно представить работу или когда работа носит явные признаки заимствований (работу предлагается переделать); оценка в 1 балл проставляется при наличии каких-либо демонстративных проявлений безграмотности и неэтичного отношения к работе. Реферат: высшая оценка в 9 баллов (10 баллов только в исключительных случаях) проставляется если реферат написан по уникальной теме, не охватываемой данным курсом. Содержит материал, интересный для предоставления другим студентам в рамках курса. Проведено изучение как минимум 6 литературных источников (за исключением интернет-ресурсов). Реферат содержит обширное исследование темы, собственные выводы и размышления; почти отличная оценка в 8 баллов проставляется если реферат описан по интересной теме, проведено исследование как минимум 5 литературных источников (за исключением интернет-ресурсов). Реферат имеет достаточный объем, тема полностью раскрыта и подкреплена собсвенными выводами. оценка в 6-7 баллов выставляется если для написания реферата проведено исследование как минимум 3 литературных источников (за исключением интернет-ресурсов). Тема раскрыта в достаточном объеме. оценка в 4-5 баллов проставляется в случаях, когда реферат написан только по одному литературному источнику (за исключением интернет-ресурсов). Реферат содержит только факты и информацию, доступную в источнике и ресурсах сети интернет, не содержит собсвенных исследований и выводов по теме. Объем реферата не достаточный для полного раскрытия темы. оценка в 2-3 балла проставляется, когда реферат написан исключительно из источников, доступных в сети интернет, не содержит информации, доступной в специализированной литературе что свидетельствует о том, что студент не изучил предложенную тему в полной мере. Реферат имеет чрезвычайно краткий объем и не содержит полезной информации. оценка в 1 балл проставляется в тех случаях, когда наряду с нераскрытой темой реферата и отсутствием достаточного объема выполненной работы, имеют место какие-либо демонстративные проявления безграмотности или неэтичное отношение к изучаемой дисциплине. Зачет: На экзамене, представляющем собой письменные ответы на вопросы и решение задачи с последующим собеседованием, оценка проставляется следующим образом: высшая оценка в 9 баллов (10 баллов только в исключительных случаях) проставляется при отличном выполнении заданий (полных, с примерами и возможными обобщениями ответах на вопросы, при правильном решении задачи и детальном ее представлении); почти отличная оценка в 8 баллов проставляется при полностью правильных ответах на вопросы и решении задачи, но при отсутствии примеров и обобщений, а также детального представления решаемой задачи; оценка в 7 баллов проставляется при правильных ответах на вопросы и правильном решении задачи, но при отсутствии пояснений и обобщений, а также детального представления решаемой задачи; оценка в 6 баллов проставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы или неточностях в решении задачи непринципиального характера (описки и случайные ошибки); оценка в 4-5 баллов проставляется в случаях, когда в ответах на вопросы и в решении задачи имеются существенные неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании изучаемой дисциплины; оценка в 2-3 балла проставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в ответах на вопросы и в решении задачи; оценка в 1 балл проставляется в тех случаях, когда наряду с неправильными ответами на вопросы и решением задачи имеют место какие-либо демонстративные проявления безграмотности или неэтичное отношение к изучаемой дисциплине. По результатам устного собеседования с преподавателем возможны корректировки оценки в ту или иную сторону. Аудиторная работа (Оауд): Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность на уроке, правильное решение задач. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - (Оауд). Результирующая оценка за дисциплину (Орезульт): Результирующая оценка за дисциплину по 10-бальной шкале рассчитывается следующим образом: Орезульт = 0,5* Онакопл + 0,5 *Оэкз Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная = 0,6* Отекущий + 0,4* Оауд где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП: Отекущий = 0,4·Ореферат + 0,2·Одз1 + 0,2·Одз2 + 0,2·Одз3 Способ округления оценок – арифметический. Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной шкалам
11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1Основная литература
11.2Дополнительная литература
12Материально-техническое обеспечение дисциплиныМультимедийное оборудование – ноутбук, экран, проектор. Используется ПО в компьютерном классе НИИТ. В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород студентам предоставляется возможность самостоятельной работы с электронными ресурсами информации, периодической литературой. Автор программы Тимофеева О.П.. |
Программа дисциплины Информационная безопасность для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400.... | Программа дисциплины и управление жизненным циклом для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400.... | ||
Программа дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления... | Программа дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная... | ||
Программа дисциплины «Герменевтика» для направления 010400. 68 «Прикладная... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 010400. 68 "Прикладная... | Программа дисциплины Современные методы принятия решений для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400.... | ||
Программа дисциплины Английский язык для направления 080400. 62 Прикладная... Программа дисциплины Английский язык для направления 080400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра | Программа дисциплины «Модели корпусной лингвистики» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 68 "Прикладная... | ||
Программа дисциплины Архитектура ЭВМ для направления 010400. 68 «Прикладная... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400.... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный нис, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400. 62... | ||
Сценарий познавательно-развлекательного марафона «информатика наш друг» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 010400. 62 «Прикладная математика... | ||
Программа дисциплины Промышленное программирование и управление жизненным... «Убегающая кнопка» развивает у учеников первоначальные навыки работы с мышью | 1 Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки... Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки... | ||
1. Понятие о науке Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления... | Программа дисциплины Английский язык для направления 010400. 62 «Прикладная... |