Социально-философский анализ современных антисистемных движений





Скачать 278.49 Kb.
НазваниеСоциально-философский анализ современных антисистемных движений
страница1/2
Дата публикации16.03.2015
Размер278.49 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2


Учреждение Российской академии наук

Институт философии РАН


На правах рукописи
Максимов Михаил Александрович


Социально-философский анализ

современных антисистемных движений
Специальность 09.00.11 – Социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Москва - 2009


Работа выполнена в секторе социальной философии

Учреждения Российской академии наук

Института философии РАН


Научный руководитель: доктор философских наук

И. Н. Сиземская

Официальные оппоненты: доктор философских наук

профессор

И. К. Пантин
доктор философских наук

профессор

Е. А. Карцев


Ведущая организация: Российский Университет дружбы народов,

кафедра социальной философии

Защита состоится «_10_»___ноября____2009 г. в __14__часов на заседании

Диссертационного совета Д.002.015.02 по философским наукам

при Институте философии РАН по адресу 119991, г. Москва, ул. Волхонка, д. 14.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Института философии РАН

Автореферат разослан «__6__»____октября________2009 г.


Ученый секретарь

Диссертационного совета

доктор философских наук И. А. Крылова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В современном мире все более заметным становится рост социального недовольства, массовые протесты и левые движения обретают статус неотъемлемой характеристики мировой системы. Некоторые из этих движений выступают за коренное преобразование существующих социальных структур. Их обозначают как «антисистемные движения», но комплекс методологических проблем (субъекта антисистемной деятельности, типологизации антисистемного протеста, вопросов стратегии и тактики антисистемного движения) остается недостаточно ясным для отечественного научного сообщества. Разработка этих вопросов предполагает философское толкование понятия «система». Последнее достаточно прочно укрепилось в дискурсе современной науки: объектами изучения становятся уникальные образования, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. В соответствии с этим, начиная с середины XX века, происходит становление новой базисной модели бытия и познания, в научной парадигме обозначился сдвиг к холистическому, целостному восприятию мира. Далеко не последнюю роль в этом играет теория эволюции и самоорганизации сложных систем – синергетика. Именно она помогает устанавливать основные принципы синтеза сложных структур в устойчиво развивающиеся комплексы. Исследования в области синергетики позволяют понять системы, в которых хаотическое поведение является нормой, а не кратковременной аномалией, увидеть в хаосе определенную структурированность, связанную с вероятностью различных путей эволюции. Синергетическая парадигма актуализирует вопросы трансформации системы, а, следовательно, и вопросы, связанные с преобразовательными функциями антисистемных движений.

Особую практическую значимость приобретает вопрос адекватного осознания властными структурами сущностных характеристик антисистемного движения. Автор диссертации полагает, что реализация позитивных стремлений антисистемного движения зависит не только от степени его организованности и целесообразности, но и от способности социальных институтов воспринять положительные тенденции антисистемной деятельности, от способности придать ей целенаправленный характер. При отсутствии адекватного реагирования на проявления антисистемной деятельности, последняя может перейти в деструктивные формы протеста и бунта, воплотиться в «голом отрицании» общественных устоев и культурных традиций. Антисистемное движение должно быть оценено как специфический вид «социальной лаборатории», в рамках которой генерируется новый идейный комплекс, напрямую связанный с критикой исторически-конкретной социальной системы и с выдвижением конструктивных альтернативных проектов общественного устройства.

Начало нового столетия поставило перед левым мышлением ряд новых проблем, касающихся форм организации социального бытия. Большинство из них обусловлено процессом глобализации, протекающим в условиях доминирования в мире неолиберальных установок. В такой ситуации тема конструктивно-преобразующей деятельности антисистемных движений становится особо актуальной. Проблема заключается в том, что в современном мире антисистемные движения «разбросаны», они направлены сегодня против различных социальных структур, недостаточно прояснены методологические основания антисистемной деятельности. Обычно антисистемный протест рассматривают либо с позиций экономического или политического анализов, либо с позиций анализа культуры. Парадоксально, но антисистемные движения обычно и рассматривают «антисистемно». Назрела практическая необходимость понять современные антисистемные движения в единстве всех аспектов, выявить взаимосвязь «антисистемной» деятельности и структурных особенностей социальной системы, рассмотреть антисистемное движение как элемент открытой социальной системы, осуществить анализ проблем, связанных с субъектом антисистемного движения и с вопросами его организации. Сегодня становится наиболее актуальным обнаружение позитивных тенденций, содержащихся в сфере деятельности антисистемного движения, выявление целенаправленного вектора антисистемной деятельности в рамках исторически-конкретных общественных структур.

Степень разработанности проблемы. Интерпретация понятия «антисистемное движение» осуществлена в концепциях И. Валлерстайна, Л. Н. Гумилева, Т. Качинского, Дж. Зерзана. Однако очевидна некоторая недостаточность данных концепций, которая связана, прежде всего, с их трактовкой определяющего элемента социальной системы. В качестве такового фиксируется и способ производства (распределение экономической власти в обществе), и государство (неравное распределение политической власти), и технология (господство общества над природой), и этнические различия. Иными словами, в контексте перечисленных концепций «антисистемное» движение толкуется в виде вызова одной из этих форм власти как основанию социальной системы. Между тем содержание понятия «антисистемное движение» может раскрываться через процесс опровержения порядка существующей социальной системы. Именно в период становления капиталистической цивилизации (в середине XIX в.) возникает классическая модель антисистемного движения, получающая свое дальнейшее развитие в рамках современной капиталистической мир-системы.

Прояснение сущностных черт антисистемного движения предполагает исследование его преобразовательных функций. Известно, что в силу особенностей исторического развития классическая модель антисистемного движения оформилась в виде революционно настроенного рабочего движения. Теоретическое обоснование данной модели нашло свое отражение в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина. Анализ основных положений указанных теоретиков явился важной составной частью диссертационного исследования. В плане прояснения сущности классической модели «антисистемного движения» немаловажную роль играли исследования 20-30 – х гг. XX века, связанные с изучением коллективной рефлексии, диалектики классового сознания, с разработкой «антисистемной» стратегии и тактики (Д. Лукач, Э. Блох, К. Корш, А. Грамши). Одним из важнейших теоретических источников осуществленного в работе анализа стали труды социологов-философов Франкфуртской школы (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, В. Беньямин, Г. Маркузе, Э. Фромм), а также исследования Ж. – П. Сартра, А. Камю, Д. Кон-Бендита, идеи которых вдохновили антисистемное движение 60-хх гг. XX века – «новых левых». В центре внимания диссертанта стали следующие вопросы:

- представление о буржуазных свободах как инструментах принуждения, оценка современной буржуазной цивилизации как репрессивной (тоталитарной); возможность установления прямой демократии, «демократии участия»;

- проблемы организации левого движения: бунт как праздник души, свободный полет воображения, создание хаоса; «Великий Отказ» как тотальный разрыв с существующими общественными институтами;

- осознание революционера как субъекта, выходящего в сферу абсолютной метафизической свободы; оценка молодежи как нового революционного класса.

Особое внимание в работе уделяется осмыслению опыта леворадикальных движений - «автономистов» и «ситуационистов», - в контексте которого антисистемный «проект» рассматривается исследователем либо как проект автономии - децентрализации, самоопределения каждой отдельной группы (А. Негри, К. Касториадис, Дж. Катсификас), либо как «революция повседневной жизни», отрицание «общества спектакля»– имитации реальной жизни, создание ситуаций – экспериментов со своей жизнью (Г. Дебор, Р. Ванегейм). Немаловажное значение для автора диссертации имело обсуждение проблемы субъекта антисистемной деятельности. С данной проблемой тесно взаимосвязаны вопросы стратегии опровержения властных структур, тема трансформации социального порядка, которые нашли свое отражение в трудах Л. Альтюссера, А. Бадью, Ф. Гваттари, Ж. Дерриды, Ж. Делеза, С. Жижека, М. Фуко.

По мнению диссертанта, значительный прорыв в осмыслении понятия «антисистемное движение» был сделан в связи с разработками в области методологии социальной самоорганизации. Данная методология успешно разрабатывается в зарубежной и отечественной философской мысли в разных направлениях:

- рассмотрение проблем "социального изменения" и "социальной эволюции" (В. Г. Буданов, М. Герсковиц, И. С. Добронравова, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, К. Майнцер, Р. Макивер, К. Пейдж, И. Пригожин);

- разработка теоретических оснований социальной синергетики (В. П. Бранский, М. А. Чешков); обоснование цикличности в развитии социальной системы (Василькова В. В.); рассмотрение вопросов коэволюции общества, природной среды и становления информационной цивилизации (Н. Н. Моисеев);

- исследование проблем альтернативности исторического процесса, анализ взаимосвязи различных сторон жизнедеятельности общества с позиций синергетического подхода (Т. Х. Дебердеева, A. П. Назаретян, Н. С. Розов); интерпретация проблем гражданского общества (В. И. Аршинов, Н. Г. Савичева).

Теоретические и практические вопросы, связанные с антисистемным движением, нашли свое выражение в работах отечественных философов, социологов, политологов – Э. Я. Баталова, А. Р. Брычкова, А. А. Галкина, В. В. Дамье, Б. Ю. Кагарлицкого, И. С. Кона, Е. И. Косенко, А. Н. Тарасова, А. Г. Тимошенко, М. А. Хевеши, В. И. Ященко. В данных исследованиях проводится анализ идеологических особенностей левых активистов, исследуется их опыт в различных исторических условиях.

Социально-философский анализ «антисистемного» движения предполагает прояснение социокультурных характеристик данного феномена. Поэтому особое значение приобретают разработки принципов контркультуры: интерпретация последней как более «естественного», «человечного» и «устойчивого» комплекса идей (Т. Адорно, Н. Браун, Т. Лири, Г. Маркузе, Ч. Рейх, Т. Роззак, М. Хоркхаймер). Анализ контркультурных особенностей антисистемного движения тесно связан в теоретико-содержательном плане с исследованиями по философии и теории культуры (П. С. Гуревич, Ю. Н. Давыдов, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, А. Ю. Мельвиль, К. Х. Момджян, Дж. Хиз, Э. Поттер).

В диссертационной работе вопросы современного антисистемного движения рассматриваются во взаимосвязи с анализом движения «антиглобализации» (альтерглобализации). Опыт этого освободительного движения получил интерпретацию в достаточно большом количестве работ зарубежных авторов (К. Агитон, С. Амин, У. Белло, С. Джордж, А. Каллиникос, Н. Кляйн, А. Негри, Маркос, М. Хардт, Н. Хомский, М. Хор) и в ряде отечественных исследований (А. В. Бузгалин, А. Б. Вебер, И. Г. Животовская, Б. Ю. Кагарлицкий, И. Б. Левин, Ю. Тютюник, Ю А. Шишков). Особого внимания заслуживают работы авторов, в которых анализируются причины кризиса традиционных левых движений в условиях глобализации и перспективы возникновения нового движения протеста: Дж. Арриги, И. Валлерстайна, Э. Гидденса, Б. Ю. Кагарлицкого, Э. Лаклау, А. В. Магуна, Б. В. Межуева, Ш. Муфф, А. Негри, К. Нормана, К. Нэбба, Б. Ф. Славина, Т. Фотопоулоса, А. И. Фурсова.

Настоящее исследование основано на достижениях социально-философского знания, связанных с разработками как отечественных (А. С. Ахиезер, В. Б. Власова, И. А. Гобозов, С. И. Гончарук, П. К. Гречко, В. В. Денисов, Б. Г. Капустин, А. А. Кара-Мурза, Е. А. Карцев, В. Ж. Келле, С. А. Королев, И. А. Крылова, В. М. Межуев, Л. И. Новикова, А. С. Панарин, И. К. Пантин, Ю. К. Плетников, В. М. Розин, И. Н. Сиземская, Н. М. Смирнова, М. М. Федорова, В. Г. Федотова, В. Н. Шевченко), так и зарубежных авторов (З. Бауман, П. Бергер, Э. Гидденс, Р. Дарендорф, Т. Лукман, Р. Рорти).

Объект диссертационного исследования – антисистемное движение как структурный элемент современной социальной системы.

Предмет диссертационного исследования – преобразовательные функции современных антисистемных движений.

Цель диссертационного исследования – в рамках социально-философского подхода рассмотреть взаимосвязь различных аспектов «антисистемной» деятельности, показать ее системный характер; определить специфические качества современного антисистемного движения, его субъекта и возможные векторы развития в условиях закрытых и открытых социальных систем.

Реализация поставленной цели осуществляется через решение следующих теоретических задач:

- раскрытие специфики социально-философского анализа современных антисистемных движений;

- выявление методологических ограничений существующих подходов к осмыслению феномена «антисистемное движение», определение на теоретико-познавательном уровне исходных понятий (антисистемное, просистемное, внесистемное), критериев типологизации антисистемного движения;

- рассмотрение антисистемного движения как механизма трансформации социальной системы, обеспечивающего выработку новых, более адекватных обществу форм социального бытия;

- анализ проблематики субъекта антисистемной деятельности, и в этой связи вопросов стратегии и тактики современных антисистемных движений, их взаимосвязи с процессами глобализации;

- выявление социально-политических, экономических и культурных оснований для появления антисистемных движений нового типа.

Методологической основой диссертационного исследования является диалектико-материалистический подход к изучению социальной действительности. В своем исследовании диссертант опирается на комплекс интерпретаций проблемы антисистемного движения с позиций теории социальной самоорганизации и на разработки социокультурного подхода, ориентирующего на анализ единства социально-экономических, политических и культурных оснований антисистемного движения, выявление природы последнего с учетом его взаимосвязи с социальной системой.

Научная новизна исследования:

- рассмотрение антисистемного движения в единстве социокультурного, политического и экономического аспектов, что выявило новые исследовательские возможности социально-философского подхода;

- осуществлен анализ «антисистемного» и «системного» как определяющих и полагающих друг друга конструктов социальной реальности; выявлены преобразовательные функции современных антисистемных движений

- исследована проблема субъекта антисистемной деятельности в контексте перспектив современных движений протеста.

- сделана попытка определить форму взаимодействия порядка социальной системы и антисистемной деятельности для конкретных исторических условий.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Рассмотрение антисистемного движения как элемента открытой социальной системы выявляет новые возможности для интерпретации данного движения как осуществляющего одновременно конструктивно-ориентированную и деструктивно-конфликтную деятельность, направленную на преобразование общественных структур;

  2. «Антисистемная» деятельность, не воспринимаемая властными институтами общества, деградирует, лишается своего положительного импульса, приводя социальную систему к ее разрушению.

  3. Антисистемное движение на современном этапе может стать своеобразным синтезом идейных установок и практического опыта политических организаций и социальных движений, что приведет к отказу от старых организационных методов и форм изолированного протеста.

  4. Различные антисистемные движения в рамках общественно-исторической действительности (современной капиталистической мир-системы) сосуществуют с другими формами протеста и сопротивления: «внесистемными», которые чаще всего выражаются в индивидуальном бунте против основ социокультурного бытия без предложения конструктивных альтернативных проектов, и «просистемными» формами, развивающимися по логике существующей социальной системы, ограничивающиеся в своих требованиях реформированием общественного порядка.

  5. Антисистемная «деятельность» неизбежно привязана к конкретному историческому моменту, напрямую зависит от противоречий исторической практики, она способна объединить ранее существовавшие направления социально-освободительной борьбы, сохраняя ценностные ориентации, способствующие самоорганизации и становлению новой социальной системы.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социально-философский анализ современных антисистемных движений iconТеоретические основы социально-культурных практик французского ситуационизма: философский анализ
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики
Социально-философский анализ современных антисистемных движений iconСоциально-философский анализ динамики и дифференциации ценностных...
Социально-философский анализ динамики и дифференциации ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений
Социально-философский анализ современных антисистемных движений iconСтратегия обеспечения национальных интересов россии в кавказском...
Ведущая организация: Московский государственный университет приборостроения и информатики
Социально-философский анализ современных антисистемных движений iconСоциально-философский анализ
...
Социально-философский анализ современных антисистемных движений iconДемократическая модернизация российского общества: социально-философский анализ
Диссертация выполнена на кафедре общегуманитарных дисциплин Московского гуманитарно-экономического института (Калужский филиал)
Социально-философский анализ современных антисистемных движений iconТема №6. Социально-философский анализ общества. Структура общества. Общество и природа
Библиографический указатель отечественных работ по геронтологии и гериатрии за 1994-2005 гг
Социально-философский анализ современных антисистемных движений iconТрансформация общества и власти в центральной азии: постсоветский...
Работа выполнена на кафедре общегуманитарных дисциплин Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института
Социально-философский анализ современных антисистемных движений iconНационализм в постсоветской россии: социально-философский анализ
Защита состоится 25 мая 2007г в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам К. 212. 263. 05 в Тверском...
Социально-философский анализ современных антисистемных движений iconНационализм как фактор социально-политических трансформаций: опыт...
Работа выполнена на кафедре социально-гуманитарных дисциплин ано впо центросоюза РФ «Российский университет кооперации»
Социально-философский анализ современных антисистемных движений iconГосударство в условиях глобализации: социально-философский анализ
Защита состоится «26» июня 2009 г в 15 ч. 30 мин на заседании диссертационного совета по философским наукам Д. 212. 263. 07 при Тверском...
Социально-философский анализ современных антисистемных движений iconИгровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ
Защита состоится «13» апреля 2012 г в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам дм 212. 263. 07 при...
Социально-философский анализ современных антисистемных движений iconБессонов правовая государственность в условиях глобализации: социально-философский...
Работа выполнена на кафедре общегуманитарных наук Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института
Социально-философский анализ современных антисистемных движений iconПравовой механизм трансформации личности: социально-философский анализ
Защита состоится «8» мая 2009 г в 10. 00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 208. 01 по философским и социологическим...
Социально-философский анализ современных антисистемных движений iconФеномен сакрализации и десакрализации власти: социально-философский анализ
Защита состоится февраля 2008 г в часов на заседании диссертационного совета Д. 212. 208. 01 по философским и социологическим наукам...
Социально-философский анализ современных антисистемных движений iconКолин уилсон философский камень
Александр Пятигорский. Мышление и наблюдение. Четыре лекции по обсервационной философии. Рижский Философский Симпозиум. Liepnieks...
Социально-философский анализ современных антисистемных движений iconРефератов по дисциплине «Литература»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск