Игровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ





Скачать 390.23 Kb.
НазваниеИгровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ
страница1/4
Дата публикации27.12.2014
Размер390.23 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи

Бурухин Сергей Васильевич


ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СПОРТ

В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ:

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 09.00.11 – социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук


Тверь 2012
Диссертация выполнена на кафедре теории и истории культуры

Тверского государственного университета
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Шибаева Михалина Михайловна

профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусства

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Михайлова Елена Евгеньевна

профессор кафедры психологии и философии Тверского государственного технического университета

кандидат философских наук, доцент

Буланов Владимир Владимирович

доцент кафедры философии и психологии с курсами биоэтики и истории Отечества Тверской государственной медицинской академии

Ведущая организация: Московский финансово-юридический
университет (МФЮА)


Защита состоится «13» апреля 2012 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам ДМ 212.263.07 при Тверском государственном университете по адресу: 170000, г. Тверь, ул. Желябова, д. 33.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: 170000, г. Тверь, ул. Скорбященская, д. 44 а.
Автореферат разослан «12» марта 2012 г.




Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат философских наук, доцент С.П. Бельчевичен

I.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Современная глобализация и масштабы нарастания информационного фонда мультикультурного мира «втягивают» в свое пространство и весь многомерный континуум спорта. Спорт превратился в социально значимый вид деятельности и сформировал собственную социокультурную среду и нормативно-ценностные приоритеты. Существенные изменения в сфере современного спорта детерминированы рядом факторов объективного и субъективного характера. Социодинамика культуры в целом и такой ее специфической сферы, как спортивная жизнь в частности, усложнила «поле проблем» вокруг феномена спорта. Выявление места спорта в жизнедеятельности информационного общества и анализ причинно-следственных аспектов трансформации этого многогранного и динамичного явления составляют содержательную основу данного исследования.
Актуальность темы исследования. Открытый характер социально-философской проблематики развития и функционирования спорта в современных условиях обусловлен, прежде всего, причинно-следственными аспектами трансформации этого специфического явления. Последние десятилетия отмечены тем, что процессы глобализации и высокие темпы распространения информационных потоков, по сути, бросают вызов традиционной сущности спорта, который претерпевает ряд негативных изменений. Из культурной универсалии, зрелищного явления и способа самосовершенствования человека спорт превращается во властно-информационный ресурс: становится товаром, рекламным брендом, средством виртуализации сферы досуга и другими формами, которые «врываются» в сферу личностного бытия и весьма неоднозначно влияют на мир человеческой субъективности.

Тенденции дегуманизации культуры и общественной жизни, с одной стороны, и возрастание удельного веса электронно-опосредованных форм коммуникации в жизни людей, с другой, находят свое эмпирическое проявление и в сфере спорта. Налицо заметное смещение приоритетов в ценностном пространстве современного спорта: его аксиологический вектор в гораздо меньшей степени направлен на духовно-нравственные стороны физической культуры, чем на рыночно-коммерческие. Менеджмент и спонсорство все чаще определяют контуры и ход спортивных состязаний в ущерб гуманистическим установкам на массовое развитие физической культуры как одного из условий гармонизации в индивидуальном бытии ценностей жизни и ценностей культуры.

Игровая природа спорта также испытывает определенные деформации, связанные с постмодернизмом, для которого характерны, как известно, этический релятивизм, эстетический плюрализм и самодовлеющий принцип переоценки ценностей. Все чаще видовое разнообразие спорта используется в формате шоу-бизнеса, в многочисленных эстрадно-развлекательных проектах, в «гламурной» сфере потребления, что не может не сказаться на характере зрительского восприятия спортивной игры.

Сохраняет свою актуальность и социодинамический аспект физической культуры: подвижное соотношение конструктивного и деструктивного начал в ее реальном состоянии заслуживает глубокого изучения в целях выработки проективного подхода к феномену спорта в целом.

Таким образом, в процессе стремительного изменения современного общества в перемене социокультурного приоритета проблемное пространство игровой деятельности и спорта, их сущности, форм и возможностей развития обретают новые грани. В связи с этим возрастает потребность в социально-философском анализе игровой деятельности и спорта в информационном обществе, результаты которого имеют важное научно-теоретическое и практическое значение для утверждения гуманистических жизненных ориентиров.
Степень разработанности проблемы. Проблема и состояние развития спорта в условиях информатизации и глобализации находятся в поле зрения ученых – или занимающихся общей футурологией, где спорт является одним из элементов (Д. Белл, Э. Гидденс, М. Кастельс, В. Райх, Ю. Хабермас, Г. Шиллер и др.), или анализирующих состояние и тенденции развития только спорта в системе общества. В общетеоретическом плане исследования спорта неоспоримы заслуги российских авторов (В.К. Бальсевич, А.И. Егоров, В.Б. Коренберг, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.В. Менхин, В.И Столяров, М.Я. Сараф и др.).

Особое внимание было уделено работам философов, раскрывающим природу искусства и спорта (Г.-Г. Гадамер, Й. Хейзинга, М.С. Каган и др.)1.

Максимально полно в работе использованы малочисленные пока труды по эстетической проблематике спорта (Б. Лоу, М.Я. Сараф, В.И. Столяров, Г.А. Праздников, Т.С. Лисицкая и др.)2.

Если взять конкретно социологические исследования спорта, то их проводили А.М. Максименко, О.А. Мильштейн, К.А. Кулинкович, Б.Р. Балаян3. Отдельные социальные проблемы большого спорта нашли также свое отражение в трудах отечественных специалистов: В.У. Агеевец, Ж.И. Алексеева, Н.Н. Бугров, В.М. Выдрин, Г.С. Деметер, М.Я. Сараф, Н.А. Карпушко, Р.М. Киселев, Д.А. Крадман, Н.И. Любомиров4 и др.

За последние два десятилетия число работ, анализирующих процесс профессионализации спорта и взаимодействия спорта с политикой и идеологией, возросло. Отечественные (В.У. Агеевец, А.М. Ходоров, Н.Н. Визитей, Р.М. Киселев, В.И. Коротков, О.А. Мильштейн, С.И. Гуськов, П.С. Степовой, В.И. Столяров и др.) и зарубежные авторы (С. Гульденпфенинг, В. Дауме, Р. Испай, М. Килланин, А. Крегер, Г. Млодзиковский и др.) активно изучали эти процессы.

Спорт как феномен культуры проанализирован в работах И.М. Быховской, В.И. Столярова, М.Я. Сарафа. Большое количество трудов как отечественных, так и зарубежных исследователей посвящено медиакультуре и ее различным видам и жанрам. Для данного исследования особый интерес представляют работы Н.Б. Кирилловой, М. Кастельса, Н. Лумана, Р. Вильямса. Отношения между спортом и массмедиа освещены в работах Р. Бойела и Р. Хайенса, Д. Роу, Г. Уеннела.

Становление игрологии как системы научного знания неразрывно связано с развитием теории игры и игровой деятельности человека. Научной разработке игровых теорий посвящены труды Аристотеля, Ф.Я. Бейтендейка, Э. Берна, К. Гросса, Г. Карра, Э. Клапареда, М. Лацаруса, Д. Патрика, С. Холла, Г. Спенсера, Э. Финка, 3. Фрейда, Й. Хейзинги, Ф. Шиллера, а также работы отечественных исследователей – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, в которых игре отведена главная роль в развитии физиологических, высших психических, эстетических, интеллектуальных, общественных функций и способностей личности.

Современное научное знание – от конкретных описаний структуры игры, ее места в пространстве культуры до культурологических, сравнительно-исторических и типологических исследований – представлено в работах Г. Г. Гадамера, Я.Э. Голосовкера, А.Я. Гуревича, Л.М. Ивлевой, Э.Б. Тайлора, В.Н. Топорова, В. Тэрнера, Э. Финка, Дж. Фрэзера и др.

В антологию интеллектуальной мысли XX века прочно вошло крупнейшее историко-культурологическое исследование Й. Хейзинги «Homo Ludens» в связи с высказанной в нем масштабной идеей о роли игры как культурообразующего фактора во всех сферах человеческой жизни: в истории, науке, философии, поэзии, искусстве, войне и праве. В исследовании Й. Хейзинги игра предстает как «необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал, в свою очередь, определяющий духовную культуру эпохи», даны определения главных признаков игры, обеспечивающих ей самостоятельное существование в культуре со статусом независимого явления.

Исследованию феноменологии игры и обоснованию принципиальной многоплановости проявления этого феномена в культуре, когда игра сразу выступает в широком плане, разработке научных основ игрологии как отрасли культурологического знания посвящены исследования Т.А. Апинян, К. Георга, В.Н. Жукова, М.С. Кагана, Н.Т. Казаковой, Ю.А. Левады, А.А. Орлова, В.И. Устиненко, Э. Финка, М.А. Эпштейна и других. Эти авторы отмечают, что как предмет исследовательской теории и практики игра выступает в широком плане: как форма действия – как особая деятельность, как аспект других видов деятельности и как форма развертывания внутреннего плана поведения или преднамеренное создание для себя условной ситуации. Игровая культура, таким образом, обуславливает соприкосновение личности то с внешней средой, то с внутренней «средой» (т.е. с духовной и психической организацией личности). Как культурологический феномен игра в совокупности ее модальностей выступает стилеобразующим фактором современной культуры (Т.А. Апинян).

Значительный теоретический вклад в мировую общественную мысль был внесен зарубежными учеными, разрабатывавшими концепцию «постиндустриального общества» и его особенностей (Д. Белл, 3. Бжезинский, О. Тоффлер, Ж. Фурастье, А. Турен, С. Хантингтон и др.), а также их непосредственными предшественниками (Р. Арон, А. Маслоу, К. Поппер, У. Ростоу и др.).

Несмотря на то, что понятие «информационное общество» было введено в научный оборот в 1960-х годах, основные исследования по данной проблематике, в том числе связанные с социокультурной дифференциацией, начали появляться десятилетие спустя. Основными здесь стали работы Д. Белла, Э. Тоффлера, Э. Шилза, Ж. Фурастье, Р. Лэйна, А. Турена, Дж. К. Гэлбрейта, 3. Бжезинского, Й. Масуды, А. Моля, М. Кастельса, Ф. Уэбстера, которые были выдержаны в смысловых границах постиндустриальной теории.

Процессы, связанные с развитием социальных отношений в обществе, в том числе в сетевом, проанализированы в работах А.С. Алкаева, Т.Г. Богатыревой, И.М. Быховской, М.Н. Губогло, Л. Гудкова, М.Г. Делягина, Л.М. Дробижевой, Д.Н. Замятина, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, Р.В. Рыбкиной, М. Кастельса, А.И. Ковалевой, В.В. Коротеевой, Т.Ф. Кузнецовой, Ю.А. Левады, Вал. А. Лукова, И. Орловой, О.Б. Скородумовой, Г.У. Солдатовой, А.И. Шендрика, А.Я. Флиера, Е.Н. Шапинской, И.А. Мальковской, Т.Б. Щепанской, К.А. Нордстрема, И. Риддерстрале, В.А. Дцова и др. В них отмечается повышение социокультурной активности современного человека, констатируется увеличение разнообразия социокультурных практик, выделяются характеристики тех социальных групп, которые находятся на вершине и у основания социальной лестницы.

Исследование ценностного содержания культуры различных групп в информационном обществе осуществляется на основе работ М.С. Кагана, В.П. Тугаринова, С.Ф. Анисимова, Л.H. Столовича, О.Г. Дробницкого, М.М. Шибаевой и других ученых, развивающих аксиологический подход в противовес праксеологическому. В диссертации также учитываются работы по социокультурной динамике российского общества А.С. Ахиезера, С.И. Долгова, А.А. Зиновьева, B.Л. Иноземцева, А.Н. Панарина, В.И. Супруна, А.И. Уткина, В.Г. Федотовой и др., способствующие прояснению специфики социокультурных отношений в России.

Распространение в последние годы посттрадиционного мировоззрения и трансформация системы ценностей на социальном и индивидуально-личностном уровнях получили освещение в трудах таких исследователей, как А. Бард, Д. Белл, Я. Зодерквист, П. Друкер, М. Кастельс, А. Тоффлер, А. Турен. Особый акцент в этих работах ставится на том, что активно позиционирует себя в современном мире социальная группа носителей знания и информации, властный потенциал которых заключается в информационных кодах и образах.

Д. Белл, М. Кастельс, И.С. Мелюхин, А. Тоффлер в своих исследованиях уделяют внимание социальным и культурным трансформациям информационного общества: массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем и значение научного знания и информации, развитие средств коммуникации, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры.

Д. Белл, Р. Инглегарт, С. Лэш исследуют проблемы формирования новой картины мира в условиях становления информационного общества. Д. Белл отмечает, что в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет развитие нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях и знании.

Специфика информационного общества не исчерпывается категорией информации. Любой обмен информацией в обществе возможен благодаря коммуникации. Ч. Кули, Г. Лассуэл, Н. Луман, Ю. Хабермас исследуют понятие коммуникации и ее роли в обществе. Г. Лассуэл вводит понятие «массовая коммуникация» и определяет ее черты через внедрение новых технических средств. Благодаря развитию коммуникативных средств появляется сетевое взаимодействие, опосредованное новыми технологическими возможностями. М. Кастельс, К. Пейдж, Д. Подольны, Ч. Сэвидж, Ю. Хабермас исследуют создание и функционирование сетевых форм организации в культуре, экономике, политике, науке как наиболее продуктивную форму взаимодействия и сотрудничества.

Значительная часть исследований акцентирует внимание на технологических особенностях информационного общества, оттесняя на периферию многие аспекты социально-культурного характера, вследствие чего остается малоизученным влияние глобальных изменений на отдельные сферы культуры (спорт, образование, туризм).

Обсуждение проблемы развития игровой деятельности и спорта в условиях информационного общества свидетельствует об определенном интересе исследователей к этим феноменам, но пока еще далеко отстоит от концептуального осмысления их полифункционального характера и причинно-следственных аспектов трансформации.

Несмотря на детальную проработку отдельных аспектов развития игровой деятельности и спортивной жизни, мы имеем дело с фрагментарной картиной развития современного спорта, которая не отражает в достаточной мере воздействие на его различные виды новых технологий и коммуникаций информационного общества. Социально-философского анализа заслуживает и проблема формирования новой концепции спорта в условиях информационного общества. Исключение составляют диссертационные исследования последних лет – С.Н. Алешиной, Н.Н. Благолева, А.С. Лебедева, В.Н. Мазова и др.

Таким образом, несмотря на отмеченный интерес, проблема изучения динамики игровой деятельности и спорта в условиях информационного общества остается недостаточно освоенной гуманитарным знанием. В настоящее время не преодолен существующий разрыв между философским осмыслением развития современной культуры в теориях информационного общества из-за отсутствия специальных исследований по проблемам спорта и исследованиями изменения игровой деятельности в конкретных науках (педагогики, психологии, культурологи, менеджмента и др.), где нет философских обобщений. В связи с этим в диссертационном исследовании предпринята попытка социально-философского анализа развития игровой деятельности и спорта в условиях информационного общества.

Теоретическая неразработанность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого явилось социокультурная сущность спорта и игровой деятельности, а предметом – основные факторы и перспективы трансформации игровой деятельности и спорта в новом технологическом пространстве информационного общества.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является социально-философский анализ развития игровой деятельности и спорта в условиях информационного общества. Данная цель обусловливает необходимость постановки и решения ряда взаимозависимых задач исследования:

  • проанализировать многоаспектный и динамичный характер спорта как социально-культурного явления;

  • теоретически обосновать трансформацию игровой природы спорта в информационном обществе;

  • вскрыть состязательный и нормативный характер игровой деятельности и спорта;

  • определить основы управленческой регуляции процессов развития современного спорта в пространстве информационного общества с учетом тенденций его профессионализации и коммерциализации, а также ряда негативных моментов, препятствующих эффективности функционирования;

  • выявить особенности управленческо-игровой деятельности в сфере профессионального и любительского спорта.

Источниками исследования являются произведения отечественных и зарубежных авторов в области социальной философии, культурологии, социологии, психологии теории информации и коммуникации, в основе которых лежат исследования изменений современного общества и культуры, влекущие за собой появление новых тенденций в игровой деятельности и спорте.

Методологические основы исследования определяются его целью и спецификой, ориентацией на анализ трансформации игровой деятельности и спорта в новом технологическом пространстве информационного общества. Методология исследования опирается на герменевтическую стратегию интерпретации изученного материала. В контексте работы нашли применение сравнительно-исторический, системный, структурно-функциональный, проблемно-тематический и иные методы научного знания.

Структура диссертации и ее основное содержание. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации – 187 страниц машинописного текста. Структура и последовательность изложения материала обусловлены целью и задачами исследования.

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень научной разработанности поставленной проблемы, определяются объект, предмет, цели и задачи диссертационной работы, раскрывается методологические основания диссертации, научная новизна и положения, выносимые на защиту.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Игровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ icon«Наука в современном информационном обществе» Оргкомитет международной...
Фгос спо по специальности 080014 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный Министерством образования и науки РФ...
Игровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ iconСоциально-философский анализ динамики и дифференциации ценностных...
Социально-философский анализ динамики и дифференциации ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений
Игровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ iconСоциально-философский анализ
...
Игровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ iconСтратегия обеспечения национальных интересов россии в кавказском...
Ведущая организация: Московский государственный университет приборостроения и информатики
Игровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ iconДемократическая модернизация российского общества: социально-философский анализ
Диссертация выполнена на кафедре общегуманитарных дисциплин Московского гуманитарно-экономического института (Калужский филиал)
Игровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ iconТема №6. Социально-философский анализ общества. Структура общества. Общество и природа
Библиографический указатель отечественных работ по геронтологии и гериатрии за 1994-2005 гг
Игровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ iconТрансформация общества и власти в центральной азии: постсоветский...
Работа выполнена на кафедре общегуманитарных дисциплин Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института
Игровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ iconНационализм в постсоветской россии: социально-философский анализ
Защита состоится 25 мая 2007г в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам К. 212. 263. 05 в Тверском...
Игровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ iconНационализм как фактор социально-политических трансформаций: опыт...
Работа выполнена на кафедре социально-гуманитарных дисциплин ано впо центросоюза РФ «Российский университет кооперации»
Игровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ iconТеоретические основы социально-культурных практик французского ситуационизма: философский анализ
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики
Игровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ iconБудет ли закат европы? Эниологический анализ
Риентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к...
Игровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ iconГосударство в условиях глобализации: социально-философский анализ
Защита состоится «26» июня 2009 г в 15 ч. 30 мин на заседании диссертационного совета по философским наукам Д. 212. 263. 07 при Тверском...
Игровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Возрастно-нормативная модель: 5-11классы учебно-образовательная деятельность (лекция, библиотечный урок; исследовательская деятельность,...
Игровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ iconБессонов правовая государственность в условиях глобализации: социально-философский...
Работа выполнена на кафедре общегуманитарных наук Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института
Игровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ iconСоциально-философский анализ современных антисистемных движений
Синергетическая парадигма актуализирует вопросы трансформации системы, а, следовательно, и вопросы, связанные с преобразовательными...
Игровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ iconПроектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск