Правовой механизм трансформации личности: социально-философский анализ





Скачать 421.07 Kb.
НазваниеПравовой механизм трансформации личности: социально-философский анализ
страница1/2
Дата публикации19.04.2015
Размер421.07 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2


На правах рукописи

Филиппов Михаил Юрьевич

Правовой механизм трансформации личности:

социально-философский анализ

09.00.11– социальная философия

Автореферат


диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Ростов-на-Дону – 2009
Работа выполнена в Южном федеральном университете


Научный руководитель:

Заслуженный деятель науки РФ,

доктор философских наук, профессор

Волков Юрий Григорьевич







Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

Верещагин Виктор Юрьевич










доктор философских наук, профессор

Малицкий Валентин Семенович


Ведущая организация:

Краснодарский университет МВД России



Защита состоится «8» мая 2009 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.01 по философским и социологическим наукам в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов н/Д., ул. Пушкинская, 160, ауд. 34).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов н/Д., ул. Пушкинская, 148).


Автореферат разослан «8» апреля 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета М.Б. Маринов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Современная социальная ситуация в обществе характеризуется стремительными изменениями на всех уровнях – политическом, экономическом, культурном. Под влиянием этих изменений происходит смещение системы ценностей личности в России, что приводит к демонстрации деструктивных способов поведения на фоне все более нарастающего процесса индивидуализации.

Исследование своеобразия и качественного состояния современного российского общества нуждается в аналитическом философском обосновании. Концептуальное осмысление общественного развития, имеющее в своей основе изучение эмпирических фактов в их целостности, взаимосвязи и взаимозависимости, выявление процессов и явлений современной действительности и их объяснение, прогнозирование тенденций развития, является важной задачей, стоящей перед научной общественностью.

Научно-теоретическая актуальность обращения к проблеме социально-философского анализа правового механизма трансформации личности в современной России связана с неоднозначностью происходящих в ней процессов, прямым следствием которых является все возрастающая необходимость в формировании правовой личности, занимающей активную позицию и демонстрирующую правовые способы поведения.

Поскольку воздействие правового механизма на личность запускает трансформационный процесс, но не контролирует его, возникает потребность в возможности прогнозирования его последствий с целью своевременной корректировки.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими моментами. Во-первых, методологическое исследование правового механизма трансформации личности позволит выявить его сущность, структуру, элементы, его составляющие, что будет являться безусловным приращением знания на научно-теоретическом уровне.

Во-вторых, типологический анализ личности и выявление влияния исторического контекста на специфику правового механизма трансформации личности позволит определить те факторы, от которых зависит содержательная составляющая правового механизма.

В-третьих, в результате наложения полученных научно-теоретических конструкций на данные характерологического анализа социально-политической ситуации постсоветского периода можно выявить особенности трансформации личности в современной России и специфику правового механизма.

Таким образом, исследование правового механизма трансформации личности является не только значимым в научно-теоретическом аспекте, но и имеет практическое значение.

Степень научной разработанности темы. Выбранная автором проблема – рассмотрение правового механизма трансформации личности в России – являясь актуальной, выходит за рамки философского научного знания.

Изучение правового механизма трансформации личности происходило в рамках юриспруденции, социологии, психологии, философии. В юриспруденции правовой механизм рассматривается в контексте категорий «долг», «ответственность», «преступление», «наказание». В социологии во главу угла ставится его регулятивная функция и его влияние на поведение личности. В психологии – влияние права и механизмов его осуществления на формирование и развитие личности. В философии – теоретическое обоснование основных концептуальных положений.

Концептуализация правового механизма трансформации личности дана в контексте понятий «право», «социальный регулятивный механизм», «правовой механизм», «трансформационные процессы», «личность».

Понятие «право» в качестве представления о божественной природе справедливости существовало уже у античных философов. Пифагор развил эту идею, связав ее с понятием «соразмерность», которая по своей сути означала «равенство» («справедливое состоит в воздаянии другому равным»1), что оказало большое влияние на последующее формирование и развитие идеи правового равенства (Гераклит, Протагор, Горий, Демокрит, Антифонт, Ликофрон). С рационалистических позиций относительно объективной нравственной природы законов полиса рассматривал справедливость Сократ, полагая, что «справедливость и всякая другая добродетель есть знание»2 и едина как для божественных, так и для человеческих законов, поскольку «то, что законно, то и справедливо»3.

Большое влияние на развитие теории и методологии в области юриспруденции оказало философское учение И. Канта о праве и государстве, в котором рационалистический подход, имевший место в творчестве многих мыслителей того времени, получил не только дальнейшую разработку, но и философское обоснование, а в идейно-мировоззренческом плане способствовал распространению и утверждению принципов и ценностей либерализма.

Социальный регулятивный механизм косвенно рассматривали К. Маркс и Ф. Энгельс, когда, определяя общественную историю как основу «индивидуального развития»4, указали тем самым на возможность управления личностью при помощи создания определенных условий. X. Ортега-и-Гассет, развивая эту мысль, обосновывал необходимость направленной социальной регуляции склонностью большинства людей к подражанию вследствие отсутствия теоретического мышления. Социальный регулятивный механизм как некую социальную неизбежность рассматривали Г. М. Шишков, А. П. Бандурин, О.В. Крас­но­яро­ва.

В отечественном интеллектуальном пространстве социальные механизмы воздействия на личность в контексте его целенаправленного изменения в процессе жизни исследовали Т. В. Корсаевская, Ю. Г. Волков, В. С. Малицкий.

Понятие «правовой механизм», являясь юридическим, свое теоретическое обоснование получило в рамках философского знания. Дж. Локк в книге «Опыт о человеческом разуме», исследуя способы получения личностью опыта жизни, дает теоретическое обоснование механизма внешнего воздействия.

Трансформационные процессы в обществе, захватывающие все стратификационные уровни, в том числе групповой и индивидуальный, а также особенности социально-экономических трансформаций рассматривали Т.И. Заславская и И.А. Батанов. Сущностные характеристики трансформационного процесса выделил В.В. Локосов.

Личность как основа индивидуально-психологических различий, которые заключены в типах и свойствах нервной системы, рассматривалась О.А. Ахвердовой и И.В. Боевой. Проблему влияния на развитие личности генотипа и генотип-средовых отношений изучал А.П. Анохин и И.В. Равич-Щербо. Адаптивное поведение, его происхождение, формирование, развитие исследовали У.Э. Эшби, А.Д. Урсул, П.К. Анохин, В.С. Ротенберг и В.В. Аршавский.

Сущность правового механизма трансформации личности в контексте социально-философского знания не изучалась. Однако косвенно вопрос о механизме воздействия на личность как социальном феномене поднимался в трудах В. Ф. Гегеля1, Дж. Локка2, Г. Шиллера3.

В. Ф. Гегель ввел понятие «механизм» в область философского знания, в котором данное понятие раскрывалось через совокупность элементов, его составляющих. Дж. Локк употребил данное понятие, рассматривая внешний и внутренний механизмы воздействия при формировании идей в процессе приобретения личного опыта, где в качестве внешнего механизма выступают социальные факторы, а в качестве внутреннего – механизмы сознания. Г. Шиллер выделил виды внешного механизма манипуляции сознанием личности.

На качественно ином уровне находится концепция М. К. Мамардашвили о «форме превращенного сознания», поскольку в ней теоретико-методологическое знание соединяется с эмпирическими данными и на их основе выводится структура превращения, изменения сознания личности в процессе целенаправленного манипуляционного воздействия, которая функционирует линейно по определенному алгоритму. 4

Ю. Г. Волков, основываясь на определении механизма Гегеля и концепции М. К. Мамардашвили о «форме превращенного сознания», создал структуру социального механизма формирования личности, которой составными элементами механизма выступают процессы.5 Манипуляционный механизм воздействия на сознание личности рассмотрен Г. И. Колесниковой6. С позиции права и формирования правомерного поведения изучал данный вопрос В. Н. Протасов7.

Поскольку в основе поведения лежат ценностные ориентации и именно они, оформляясь на уровне сознания в мотивы, инициируют и направляют поведение личности, К. Клакхон и Ф. Стродбек1, выделили три основных вида направленного поведения личности: бытие, становление и делание, которые позволяют прогнозировать направление поведения личности, исходя из ее ценностной системы.

Анализ зависимости между типом личности в обществе и спецификой социального контекста рассматривался в рамках двух подходов: формально-логического, в котором понятие «личность» определяется через родовое понятие «человек» посредством выделения в нем видовых отличий, и диалектико-логического, где личность определяется как нечто особенное рассматриваемое в социальном аспекте.

Одной из центральных проблем при изучении системы «личность–общество» является прояснение отношений взаимосвязи и взаимовлияния между личностью и социумом. В ее решении существует три основных подхода: субъективистский (Ж.-П. Сартр2, А. Камю3), объективистский (К. Маркс, Ф. Энгельс4) и синтезирующий (Э. Фромм5).

Вопрос взаимоотношений личности и социума рассматривался с социобиологических позиций, социокультурных, гуманистических (З.Фрейд; А.Адлер; С.Кьеркегор, К. Роджерс, Ж.-П. Сартр, В. Франкл, Э. Фромм, М. Хайдеггер, Карл Ясперс, А.Маслоу) 6.

В отечественном дореволюционном научном пространстве проблема личности и ее проявления в социуме и взаимодействия с ним исследовалась в трудах П. А. Лаврова, П. А. Сорокина, Н. Н. Ми­хай­ло­вско­го. В частности, с точки зрения Н.Н.Михайловского личность необходимо рассматривать в единстве трех составляющих: биогенной, психогенной, социальной.

В послереволюционный период данная проблема разрабатывалась Б.Г. Ананьевым, А.В. Петровским, И.Т. Фроловым, В.А. Ядовым. На основе их исследований был сделан вывод о необходимости рассмотрения личности с учетом таких факторов, как: биологические, географические, социальные.

А.В. Лубский1 делает акцент на двух основных типах личности – нормативном и модальном, позволяющих изучать личность, учитывая особенности культуры, ее сформировавшей.

Влияние исторического контекста на правовой механизм трансформации личности рассматривается в диссертационной работе сквозь призму исследований в области истории, социологии, политологии, философии права, социальной философии, поскольку особенности любого исторического периода определяются социальными факторами, связанными, по мысли Т. Монтескье, «с образом жизни народов …со степенью свободы, которую может допустить конституция, с религиозными убеждениями населения, с наклонностями людей, с уровнем их благосостояния, с их численностью, торговлей, обычаями, нравами»2.

Изменениями в качественных и количественных составляющих социальных факторов объясняется также регулярностью изменения права, которая зависит от того, как меняется, в зависимости от требований, предъявляемых обществом, характер вопросов, подлежащих регламентированию правом (В. фон Гумбольдт3, Д.И. Дубровский4, Н.А. Бердяев5). На это указывал в свое время Фома Аквинский, как на требования, предъявляемые со стороны «общественного блага» и являющиеся фундаментальной, но постоянно претерпевающей изменения, нормой любой юридической системы.

На систему ценностей, норм, правил, декларируемых и поддерживаемых обществом, также оказывает влияние форма государственного правления (Аристотель6, Т. Гегель7, К. Маркс и Ф. Энгельс8, О. Шпенглер9, Д. Белл10).

Особенности трансформации личности в России в конце ХХ – начале ХХI в. в диссертации рассмотрены на основе анализа работ в области социологии, политологии, философии посвященных изучению трансформации общества (В. В. Локосов11), анализу социально-политической ситуации в России в постсоветский период (Л. О. Оников1, Г. Померанец2, Ю.С. Пивоваров3), особенностям русского характера и менталитета (Н.А. Бердяев4, Н.О. Лосский5, Л.И. Шестов6), описанию типам личности (А.В. Белов7, П.А. Сорокин8).

В процессе диссертационного исследования были разделены понятия «русский национальный характер» и «характер русской нации», принципиальное отличие данных понятий заключается в следующем. Национальный характер рассматривается в сравнении с другими национальными характерами. Когда объектом выступает характер нации, то говорят только о его единстве с характерами других наций, выделяя при этом лишь то особенное, что отлича­ет его от них.

Из зарубежных исследователей наибольший вклад в анализ национального характера, темпе­рамента, типов личности внесли Э. Фромм, А. Маслоу, М. Мид, Д. Рисмен. На основе их исследований выделены и распределены в две группы (группы компонентов): статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты, составляющие сущность национального характера.

Особенности правового механизма трансформации личности постсоветского периода выявлены через сопоставление данного периода с синхроничным ему, по сути, периодом конца ХΙХ-ХХ вв.. Так А. И. Ильин, Н. А. Бердяев, С. А. Франк практически единодушны в том, что коммунизм в России обрел почву именно благодаря соответствию многих его глубинных черт природе наци­онального характера, а сама коммунистическая Россия явилась только очередной сменной «вывеской» Московского государства Ивана Гроз­ного, Петровской империи, вобрав в себя такие их черты, как произвол абсолютной власти, «засилие» го­сударственной собственности, отсутствие свободного образа жизни.

Анализ политической ситуации данного периода представлен в трудах современных авторов – В. К. Иванова9, Г. К. Каспарова, Ю. С. Пи–во–ва–рова, В. Фадеева10.

Таким образом, как видно из вышесказанного, в настоящее время отсутствуют исследования, объединяющие обозначенные вопросы в единое целое, осмысленные в социально-философском аспекте. В современном научном дискурсе нет работ, посвященных изучению собственно правового механизма, его трансформационного влияния на личность, анализу специфики правового механизма трансформации личности в России. Все это придает теме диссертационного исследования проблемный характер.

Целью диссертационного исследования является выявление правового механизма трансформации личности в России.

Достижение поставленной цели осуществляется в результате поэтапного решения следующих исследовательских задач:

  1. рассмотреть концептуальные основы изучения правового механизма трансформации личности;

  2. рассмотреть проблемы изучения правового механизма трансформации личности в социально-философской литературе;

  3. дать анализ типов личности и их взаимосвязи со спецификой социального контекста;

  4. определить влияние исторического контекста на правовой механизм трансформации личности;

  5. выявить характерные черты трансформации личности в России в конце ХХ – начале ХХΙ в.;

  6. определить особенности правового механизма трансформации личности постсоветского периода.

Объектом исследования выступает личность в социокультурном контексте.

Предмет исследования правовой механизм трансформации личности.

Теоретико-методологической основой исследования являются работы отечественных авторов, зарубежных представителей социально-философского и социологического направления. Эвристической базой исследования послужили труды философов периода античной классики в области философии права.

Работа написана в русле неоклассической метапарадигмы. Методологическую основу диссертационного исследования составили принципы соответствия, системности, дополнительности, полноты, непротиворечивости, детерминизма и верификации.

Принцип соответствия и преемственности научного знания позволил объединить результаты исследований в гуманитарных науках, относящихся к проблеме трансформационного влияния на личность правового механизма важные для авторских выводов, сделанных в русле социально-философского знания.

Принцип системности дал возможность выявить структуру правового механизма и специфику его трансформационного влияния на личность.

Принцип дополнительности реализовывался в той мере, в которой для целостного и глубинного познания предмета исследования необходимо привлечение дополнительных сведений из смежных отраслей научного знания.

Принцип полноты означает, что выводы, сделанные автором относительно трансформационного влияния правового механизма на личность, включают в себя все явления данной предметной области.

Принцип непротиворечивости предполагает наличие логической взаимосвязи между всеми идеями, принципами, условиями, использованными автором в данном научном исследовании.

Принцип детерминизма рассматривался в контексте составляющих факторов, обусловливающих функционирование правового механизма и его трансформационное влияние на личность.

Принцип верификации означает, что возможные контраргументы, опровергающие отдельные авторские положения, по сути, будут являться подтверждением научности данного исследования.

В диссертации также использовался феноменологический подход и метод включенного наблюдения единичных явлений.

Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается научно-методологической обоснованностью программы исследования, использованием комплекса методов и проверенных на практике методик, адекватных ее цели и задачам, соотнесением полученных результатов с результатами исследований других авторов.

Научная новизна работы определяется тем, что:

  • рассмотрены концептуальные основы изучения правового механизма трансформации личности; уточнены базисные понятия исследования «право», «механизм», «правовой механизм», «трансформация», «личность»; предложено понимание правового механизма как теоретико-методологического конструкта, оказывающего в результате его применения трансформирующее воздействие на личность;

  • выявлены проблемы изучения правового механизма трансформации личности; определена трехкомпонентная структура правового механизма, в которой в качестве элементов выступают: процесс воздействия на сознание личности с целью внедрения в сознание правовых норм и правовых способов поведения совокупностью социальных факторов; процесс интеграции правовых норм личностью на сознательном и бессознательном уровнях, процесс осуществления личностью правового поведения;

  • на основе анализа типов личности и их взаимосвязи со спецификой социального контекста в рамках субъективистского, объективистского и синтезирующего подходов, а также с социобиологических, социокультурных, гуманистических позиций выделены три типа модальной личности: креативная, адаптивная, и дезадаптивная; сделан вывод о том, что правовая личность является одной из составляющих модального типа личности; предложена классификации типов правовой личности в которую вошли: активно-позитивистский тип правовой личности, пассивно-позитивистский, конформно-позитивистский, конформно-негативистский;

  • определено значение исторического контекста для изучения правового механизма трансформации личности, а именно трансформационный процесс, возникающий в результате воздействия правового механизма, определяется особенностями комбинации ха­ра­кте­ро­ло­ги­чес­ких черт модального типа личности – системой ведущих потребностей, мотивов, ценностей, исходя из которых личность выстраивает свое поведение; в зависимости от критерия, положенного в основу общественной классификационной системы, выделены формы правового механизма: правильная и неправильная; теократическая, демократическая, конституционно-монархическая правового механизма; подчиняющая, управляющая, созидающая; доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная формы;

  • выявлены особенности трансформации личности в России в конце ХХ – начале ХХΙ века: каждый из периодов социально-политических изменений постсоветского периода – период перестройки, период деидеологизации и поиска новой идеологии, современный докризисный период, являются этапами единого трансформационного процесса личности; незавершенность трансформационного процесса личности; наличие тенденций в трансформации личности от эмоционально-коммуникативного типа к практическому;

  • определены особенности правового механизма трансформации личности постсоветского периода, заключающиеся в том, что процесс воздействия на сознание личности совокупностью социальных факторов с целью внесения в него (в сознание) правовых норм и способов поведения способствовал: «расшатыванию» архетипической ценностной системы и подготовке почвы для замещения базовых ценностных архетипов ценностями европейского постиндустриального общества. Процесс интеграции правовых норм личностью достиг бессознательного уровня; процесс осуществления личностью правового поведения направлялся такими мотивами, как «подчинение существующим в обществе правовым нормам», приспособление, стремление «быть как все» и выражался на уровне поведения в «законопослушном» и «пассивном» способах правового поведения; данный правовой механизм трансформации личности принадлежит к неправильной, теократическо-демократической, управляющей, индустриальной форме, а трансформация личности идет по низкому, адаптивно-дегенеративному варианту.

Положения, выносимые на защиту:

  • Концептуализация правового механизма трансформации личности в контексте понятий «право», «механизм», «правовой механизм», «трансформация», «личность» дает возможность понимания его как теоретико-методологического конструкта, оказывающего трансформационное воздействие на личность. Результат трансформационного воздействия правового механизма на личность зависит от двух факторов: доминирующего типа личности в обществе и специфики исторического контекста.

  • Проблемы изучения правового механизма трансформации выявляются на основе механизма воздействия, а в качестве внутреннего механизма - механизмы сознания. Структура правового механизма трансформации личности состоит из трех элементов. Первый элемент: процесс воздействия на сознание личности совокупностью социальных факторов с целью внесения в него (в сознание) правовых норм и способов поведения. Второй элемент: процесс интеграции правовых норм личностью на сознательном и бессознательном уровнях. Третий элемент: процесс осуществления личностью правового поведения.

  • Типологический анализ и анализ взаимосвязи типов личности со спецификой социального контекста с социобиологических, социокультурных, гуманистических позиций, а также в рамках субъективистского, объективистского и синтезирующего подходов, позволил выделить три типа модальной личности: креативная, адаптивная, и дезадаптивная.

  • Правовая личность, являясь той целью, ради достижения которой осуществляется воздействие на личность правовым механизмом, представляет собой одну из составляющих модального типа личности. Предложена классификация типов правовой личности на основе таких параметров, как: уровень психического здоровья личности; ценностные ориентации по отношению к праву; мотивы, исходя из которых личность выбирает определенный способ правового поведения; способ правового поведения. Выделены три основных типа правовой личности: активно-позитивистский, пассивно-позитивистский, конформно-позитивистский и один дополнительный – конформно-негативистский тип.

  • Исследование проблем взаимодействия личности в системе «личность-общество» и работ посвященных изучению общественных формаций позволило сделать вывод о том, что специфика правового механизма трансформации личности, а также особенности трансформационного процесса, возникающего в результате воздействия правового механизма и зависят от исторического контекста. Особенности трансформационного процесса, возникающего в личности определяются особенностями комбинации характерологических черт модального типа личности, содержательная сторона которых зависит от исторического периода: система ведущих потребностей, мотивов, ценностей, исходя из которых личность выстраивает свое поведение.

В зависимости от критерия, положенного в основу общественной классификационной системы, выделены следующие формы правового механизма трансформации личности: правильная и неправильная формы; теократическая, демократическая, конституционно-монархическая формы правового механизма; подчиняющая, управляющая, созидающая формы; доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная формы.

  • В результате исследования проблем национальных составляющих и их влияния на формирование личности, а также факторов определяющих изменения в них, выявлены особенности трансформации личности в России в конце ХХ - начале ХХΙ в. Поскольку основу личности составляет система ценностей, а изменения в ценностной системе обусловлены происходящими в обществе социально-политическими изменениями, то периоды социально-политических изменений конца ХХ – начала ХХΙ в. период перестройки, социально-политических изменений постсоветского периода – период перестройки, период деидеологизации и поиска новой идеологии, современный докризисный период, необходимо рассматривать как этапы трансформационного процесса личности. В результате социально-философского анализа социально-политических изменений в России постсоветского пространства, и их влиянии на систему ценностей, свойственную русским, сделан вывод о незавершенности трансформационного процесса личности. Анализ модальных типов личности: мыслительного (когнитивный), эмоционально-коммуникативного, практического, и их соотнесение с национальными особенностями русских до второй трети ХХ в. и в период конца ХХ – начала ХХΙ вв. показал наличие тенденций в трансформации личности в России от эмоционально-коммуникативного модального типа (конформно-позитивистский тип правовой личности) к практическому (активно-позитивистский тип правовой личности).

  • Особенности правового механизма трансформации личности постсоветского периода определялись на основе исследования работ посвященных анализу русского менталитета, и его проявлений в зависимости от объективных исторических условий. Выявлено, что в исторический период конца ХХ - начала ХХΙ в. в России применялся правовой механизм трансформации личности, первый элемент которого - процесс воздействия на сознание личности совокупностью социальных факторов с целью внесения в него (в сознание) правовых норм и способов поведения – способствовал «расшатыванию» архетипической ценностной системы и подготовки почвы для замещения базовых ценностных архетипов ценностями европейского постиндустриального общества. Второй элемент: процесс интеграции правовых норм личностью на сознательном и бессознательном уровнях достиг году бессознательного уровня (изменения личности на нормативно-ценностном уровне). Третий элемент: процесс осуществления личностью правового поведения. Определено, что личность демонстрирует такие способы правового поведения как «законопослушный» и «пассивный». По классификационной системе правовой механизм трансформации личности принадлежит к неправильной, теократическо-демократической, управляющей, индустриальной форме. Трансформация личности идет по низкому, адаптивно-дегенеративному варианту

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут использоваться для дальнейшего изучения проблем трансформационного воздействия правового механизма на личность. Методологический анализ сущности правового механизма и его трансформационного воздействия на личность помогает раскрыть многообразие сторон данного явления, дает возможность проникнуть в глубинные стороны этого вопроса, способствуя развитию представлений о правовом механизме трансформации личности и значении социального контекста и субъективных факторов при трансформационном процессе личности, возникающем в результате воздействия данного механизма.

Практическая значимость работы определяется возможностью применения ее результатов при решении задач, связанных с формированием правовой личности, правового мировоззрения, выработкой правовых способов поведения.

Полученные в диссертации результаты могут быть использованны при подготовке курсов по социальной философии, философии права и других гуманитарных дисциплин, при организации семинаров как непосредственно по проблеме правового механизма и его влияния на трансформацию личности, так и смежных с ней проблем: изучение социальной и субъективной реальностей и их взаимовлияния; анализ индивидуального и общественного в системе взаимодействия «индивид-общество»; прояснение значения категории «право» в формировании и развитии личности.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на межвузовских, региональных и международных конференциях, в частности: Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» (Ростов-на-Дону, 2006), конференции студентов и аспирантов «Путь в науку 2007» (Ростов-на-Дону, 2007 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Социализация молодежи Юга России в ХХ1 в.» (Ростов-на-Дону, 2007 г.), Межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых Юга России (Ростов-на-Дону, 2007 г.), конференции студентов и аспирантов «Путь в науку 2008» (Ростов-на-Дону, 2008 г.), Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» (Ростов-на-Дону, 2008).

Материалы исследования были отражены в 6 публикациях общим объемом 8,5 п.л., в том числе в изданиях перечня ВАК 2 статьи объемом 1,2 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы из 180 источников.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правовой механизм трансформации личности: социально-философский анализ iconСоциально-философский анализ современных антисистемных движений
Синергетическая парадигма актуализирует вопросы трансформации системы, а, следовательно, и вопросы, связанные с преобразовательными...
Правовой механизм трансформации личности: социально-философский анализ iconСоциально-философский анализ динамики и дифференциации ценностных...
Социально-философский анализ динамики и дифференциации ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений
Правовой механизм трансформации личности: социально-философский анализ iconСоциальная стратификация: сущностные основания и трансформации (философский анализ)
Защита состоится «31» октября 2008 г в 10. 00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 208. 01 по философским и социологическим...
Правовой механизм трансформации личности: социально-философский анализ iconСтратегия обеспечения национальных интересов россии в кавказском...
Ведущая организация: Московский государственный университет приборостроения и информатики
Правовой механизм трансформации личности: социально-философский анализ iconСоциально-философский анализ
...
Правовой механизм трансформации личности: социально-философский анализ iconДемократическая модернизация российского общества: социально-философский анализ
Диссертация выполнена на кафедре общегуманитарных дисциплин Московского гуманитарно-экономического института (Калужский филиал)
Правовой механизм трансформации личности: социально-философский анализ iconИзменение типа личности в процессе трансформации российского общества (социокультурный анализ)
Охватывают как развитые, так и развивающиеся страны
Правовой механизм трансформации личности: социально-философский анализ iconТема №6. Социально-философский анализ общества. Структура общества. Общество и природа
Библиографический указатель отечественных работ по геронтологии и гериатрии за 1994-2005 гг
Правовой механизм трансформации личности: социально-философский анализ iconНационализм в постсоветской россии: социально-философский анализ
Защита состоится 25 мая 2007г в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам К. 212. 263. 05 в Тверском...
Правовой механизм трансформации личности: социально-философский анализ iconТрансформация общества и власти в центральной азии: постсоветский...
Работа выполнена на кафедре общегуманитарных дисциплин Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института
Правовой механизм трансформации личности: социально-философский анализ iconНационализм как фактор социально-политических трансформаций: опыт...
Работа выполнена на кафедре социально-гуманитарных дисциплин ано впо центросоюза РФ «Российский университет кооперации»
Правовой механизм трансформации личности: социально-философский анализ iconТеоретические основы социально-культурных практик французского ситуационизма: философский анализ
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики
Правовой механизм трансформации личности: социально-философский анализ iconГосударство в условиях глобализации: социально-философский анализ
Защита состоится «26» июня 2009 г в 15 ч. 30 мин на заседании диссертационного совета по философским наукам Д. 212. 263. 07 при Тверском...
Правовой механизм трансформации личности: социально-философский анализ iconИгровая деятельность и спорт в информационном обществе: социально-философский анализ
Защита состоится «13» апреля 2012 г в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам дм 212. 263. 07 при...
Правовой механизм трансформации личности: социально-философский анализ iconБессонов правовая государственность в условиях глобализации: социально-философский...
Работа выполнена на кафедре общегуманитарных наук Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института
Правовой механизм трансформации личности: социально-философский анализ iconФеномен сакрализации и десакрализации власти: социально-философский анализ
Защита состоится февраля 2008 г в часов на заседании диссертационного совета Д. 212. 208. 01 по философским и социологическим наукам...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск