Скачать 150.87 Kb.
|
Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского Кафедра философии и философской антропологии ФИЛОСОФИЯ Программа и методические указания к изучению курса и написанию контрольных работ для студентов, изучающих предмет дистанционно Составил С. В. Каменев Владивосток 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические указания к изучению курса философии и подготовке контрольных работ предназначены для студентов, изучающих предмет дистанционно. Материалы предлагаемого учебного курса ориентированы на достижение следующих целей:
Изучение философии базируется на исторической эрудированности и уровне культурного самосознания, сформированных в результате освоения исторических и культурологических дисциплин; а также предполагает владение определенными навыками абстрактного понятийного мышления, усвоенными в процессе изучения математики и цикла естественнонаучных дисциплин. Особенность данного учебного курса состоит в том, что материалы историко-философского введения и информация о методах и содержательности философствования подаются в рамках единой логики изложения. Ключевые философские проблемы, выделенные Государственным стандартом для обязательного изучения, рассматриваются не изолированно, а в конкретном историко-культурном контексте их возникновения. В целом, освоение дисциплины направлено на выработку и совершенствование гуманитарной культуры будущего специалиста, освоение европейской интеллектуальной традиции и развитие способности самостоятельного критического мышления. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Метафилософское введение 1.1. Проблемы формирования духовного мира человека. Специфика человеческого существования: проблема неполноты человеческого естества. Поведение и деятельность. Проблема свободы и потребность обоснования жизненной стратегии. Знания и ценности: проблема соотношения. Мировоззрение: сущность, структура, динамика. Особенности выработки духовных оснований деятельности в различных мировоззренческих системах. Религия, идеология, здравый смысл как типы мировоззрения. 1.2. Философия и ее место в культуре. Особенности философского мировоззрения. Понятие рефлексии. Содержательность и направленность философских размышлений. Философия как трансценденция. Специфика философского познания: предмет, метод и проблематика философствования. Соотношение философии с наукой, религией, идеологией, искусством. Структура философского знания. Механизмы развертывания историко-философского процесса. Предназначение философии в культуре. 1.3. Начало философии: становление рациональности. Миф – лоно духовности: особенности мифологического мировосприятия. Предпосылки разрушения мифологической картины мира. Различие стратегий духовной эволюции Востока и Запада. Особенности восточной мудрости. От мифа – к Логосу: рождение древнегреческой мысли. Структура и механизмы рационального мышления. Раздел 2. Проблемы становления европейской философской традиции. 2.1. Эволюция древнегреческой мысли от Фалеса до Аристотеля. В поисках оснований гармонии Космоса: феномен древнегреческого мудреца. Проблема бытия и существования в натурфилософии: от милетцев – к элеатам. Предпосылки кризиса Логоса и рождение софистики. Поворот к человеку. Сократ о предназначении философии. Философское учение Платона: первый опыт теоретической систематики мировоззрения. Учение Аристотеля и становление логического интеллектуализма. Общие черты античного философствования. 2.2. Духовные искания эллинистической эпохи и рождение христианства. Социально-культурный фон духовных трансформаций эпохи эллинизма. Эпикурейский идеал мудреца. Мировоззренческие ориентиры бунтарства киников. Блеск и нищета кинизма. Этические принципы стоицизма. Стоики о духовных основаниях самостояния человека. Стоические представления о божественном начале: у истоков христианства. Смирение разума: античный Логос перед Высшим Началом. 2.3. Христианизация европейской культуры и наследие средневековой философии. Религия как фундамент культуры. Ориентиры и духовная содержательность языческой религиозности. Эволюция христианской идеи: от десяти заповедей Моисея – к Нагорной проповеди Христа. Идея Бога в христианстве и основания христианского мирочувствия. Вера и разум: проблема соотношения. Августин Блаженный о «внутреннем человеке». Ориентиры средневековой схоластики. Полемика номинализма и реализма. Общие черты средневековой философии. 2.4. Философские ориентиры Ренессанса и Реформации. Социально-культурные предпосылки разрушения средневековой идеологии. Феномен ренессансного гуманизма. Антиклерикализм и философские установки культуры Возрождения. Истоки бунтарского богоискательства М. Лютера. Реформация о предстоянии человека перед Богом. Феномен протестантской этики. Становление личности: трансформация образа человека в эпоху Возрождения. Раздел 3. Наследие философского рационализма. 3.1. Научная революция 17 века и философия. Культурные ориентиры эпохи Нового времени. Европейская наука: сущность, генезис, функции. Ф.Бэкон и Р. Декарт о научном методе. Проблемы формирования духовной матрицы научного мировидения: становление традиций эмпиризма и рационализма. Наука, религия, философия: проблема соотношения. Философские основания классической научной картины мира. 3.2. Проблемы познания в философии Нового времени. Проблематика гносеологии (теории познания). Философские установки эмпиризма (Т.Гоббс, Дж.Локк) и проблемы эмпирического уровня научного познания. Принцип сомнения Р. Декарта. Аксиоматика философского рационализма. Критика эмпиризма Дж. Беркли. Гносеологические презумпции Д. Юма. 3.3. И.Кант и наследие немецкой классической философии. И Кант об активности познающего субъекта: реформа аристотелевской модели сознания. Понятие априорных форм. Кант о структуре и механизмах познавательной деятельности. Понятие практического разума: проблема соотношения знания и веры. Радикализация кантианства в философии Фихте. Триумф рационализма в учении Гегеля. Категория практики у К. Маркса. 3.4. Человек и общество в рациональном измерении. Идейные ориентиры Просвещения. Человек перед судом разума. Просветители о естественном и гражданском состоянии человека. Проблема закономерностей социального развития и логика рационалистического конструирования общественного идеала. Коммунитарные и либеральные модели социального бытия. Экономический редукционизм как метод постижения общественной истории в учении К.Маркса. Раздел 4. Философские искания XIX-XX вв. 4.1. Романтизм и становление философского иррационализма. Крушение просветительских идеалов и возрождение органицизма в конце 18 века. Феномен Гете: истоки романтизма. Человек в романтическом мировосприятии. «Бегство в идеал» и возрождение мистицизма. Иенские романтики об искусстве. Особенности романтического идеала творчества. Понятие иронии. Идиллия «народных корней» в гейдельбергском романтизме. Общие черты романтического стиля. Формирование философских воззрений А. Шопенгауэра. Бунт против «системы» Гегеля. Иррационализм, волюнтаризм, пессимизм как основания философствования. Понятие мировой воли. Шопенгауэр о соотношении воли и разума. Жизнь как страдание и негативная этика Шопенгауэра. 4.2. Человек и культура в «философии жизни». Смысловая наполненность идеи жизни в иррационализме. Ф. Ницше о дионисическом и аполлоновском началах культуры. «Воля к власти» или почему должно суметь «жить без сознания». Человеческое – слишком человеческое: Ницше об истоках морали. Феномен имморализма. Человек в христианской культуре и как жить дальше, когда Бог умер? Гуманистический пафос идеи «сверхчеловека». Развертывание духовного потенциала «философии жизни» в интеллектуальных штудиях 20 столетия (А. Бергсон, О. Шпенглер, А. Тойнби). 4.3. Особенности российской философской мысли. Предпосылки «философского пробуждения» русской культуры. Феномен интеллигенции. Проблематика и общие черты духовных исканий русской мысли 19 века. Истоки революционного радикализма. Специфика российской религиозности и наследие русской литературной традиции. Феномен религиозно-философского ренессанса. Духовные искания В. Соловьева. Всеединство, соборность и «русская идея». Особенности религиозно-философской мысли конца 19 – первой четверти 20 вв. Н. Бердяев о судьбе России. Современный взгляд на проблему специфики национально-психологического склада российской нации. 4.4. Философия науки: история и современность. Бегство от метафизики и рождение позитивизма. О.Конт о стадиях интеллектуальной эволюции. Г.Спенсер о функциях «научной философии». Кризис физики и второе рождение позитивизма. Познавательные установки эмпириокритицизма. Проблема истины: новые решения. Неопозитивизм о правилах теоретического конструирования. Проблема критериев научности. Процедуры верификации и фальсификационизм К. Поппера. Модели эволюции науки Т. Куна и И. Лакатоса. Философские установки постпозитивизма. «Эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда и проблема типов рациональности. Сциентизм и антисциентизм в современной культуре. 4.5. Проблема человека в психоанализе. Новаторство З.Фрейда в рассмотрении духовного мира человека. Понятие бессознательного. Смысл и содержательность психоаналитической терапии. З.Фрейд о структуре внутреннего мира индивида. Словарь психоанализа. Критика фрейдовского редукционизма и развитие представлений о бессознательном в теориях А.Адлера и К. Юнга. Философские основания аналитики внутреннего мира человека в неофрейдизме. Э.Фромм о социальном характере и феномене «бегства от свободы». Психология и психотерапия в жизни современного человека. 4.6. Экзистенциализм о проблемах человеческого существования. Истоки экзистенциального мирочувствия. Понятие экзистенции у С. Кьекегора. Модель сознания в феноменологии Э. Гуссерля. Человек в индустриальном мире: проблема отчуждения. Враждебность социума и перспективы самоопределения. Человек наедине с самим собой. Экзистенциальный вакуум и проблема обретения смысла жизни. Пограничные ситуации как возможность обретения себя. «Фундаментальная онтология» М. Хайдеггера. Словарь экзистенциализма. Ж.П. Сартр о свободе. Бунтующий человек в абсурдном мире А. Камю. Перспективы экзистенциального субъекта. Усталая культура и феномен постсовременности. Ориентиры постмодерна: новые стратегии жизни в современном мире. БАЗЫ ДАННЫХ, ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Контрольная работа выполняется студентом в период бесконтактного обучения и рассматривается как форма допуска к сдаче экзамена (зачета) по изучаемому курсу. Объем представляемого текста обычно составляет 12-15 машинописных страниц. Работа включает две части. В первой части студенту предлагается сформулировать ответ на один из вопросов, помещенных в разделе «Контрольные задания». Как правило, требуется высказать свое мнение или прокомментировать то или иное высказывание или афоризм. Прежде чем отвечать, внимательно прочитайте задание. Убедитесь в точности понимания основной мысли (или проблемы), заключенной в предлагаемом для комментария выражении. Помните: адекватно понятый вопрос гарантирует правильное направление дальнейших размышлений (и наоборот!). Постарайтесь компактно и аргументированно изложить свой комментарий, высказать точку зрения, остерегаясь крайностей радикализма либо общего разглагольствования. Вторая часть работы – это реферат (эссе) на заданную тему. Список тем помещен ниже. Выбор темы реферата (эссе) осуществляется на основе установленных правил. Название и тема работы могут быть скорректированы в соответствии с интересами слушателя с согласия преподавателя. Поощряется привлечение статей, дискуссионных материалов, опубликованных в периодике и представленных в Интернет. Приветствуется высокая степень самостоятельности и творческий подход в раскрытии темы работы. Целью контрольной работы является получение слушателем навыков самостоятельной работы с литературой, знакомство с основами исследовательской работы, освоение умений углубленного изучения и последовательного изложения учебного материала курса. Написание контрольной работы представляет собой необходимую форму отчетности, свидетельствующую о проделанной студентом работе и уровне освоения учебного материала, предлагаемого для самостоятельного изучения. Требования к содержанию и форме реферата (эссе). Текст работы должен предваряться планом, который составляется слушателем на основе:
План реферата (эссе) включает:
Работа должна быть выполнена грамотно и аккуратно. Ссылки выверяются и оформляются либо постранично, либо в тексте в скобках с отсылкой к списку литературы в конце работы. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ (ЭССЕ) ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА Мировоззрение, мифосознание, вера, религия, культура, наука, теория, парадигма, идеология, философия, рефлексия, логос, эйдос, софистика, киники, стоики, теология, схоластика, трансценденция, пантеизм, деизм, индукция, дедукция, врождённые идеи, эмпиризм, рационализм, редукционизм, детерминизм, волюнтаризм, воля к власти, сверхчеловек, нигилизм, дионисическое и аполлоновское начала культуры, бессознательное, психоанализ, либидо, сублимация, архетип, отчуждение, экзистенция, личность, пограничная ситуация, постиндустриальное общество, постмодернизм, синергетика, глобализация, глобальный эволюционизм. |
1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | 1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом... | Реферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого | ||
Темы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе... Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997 | Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | ||
Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д.... | ||
Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство,... Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия | Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия» «История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»... | ||
Программа курса философии планы семинарских занятий Методические... Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | ||
Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Программа дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Репрезентация проблемы национального самосознания в русской классической... План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,... | И. Б. Муравьев философия диалога Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная |