Философия





Скачать 150.87 Kb.
НазваниеФилософия
Дата публикации09.04.2015
Размер150.87 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ

Морской государственный университет

имени адмирала Г. И. Невельского


Кафедра философии и философской антропологии
ФИЛОСОФИЯ

Программа и методические указания

к изучению курса и написанию контрольных работ

для студентов, изучающих предмет дистанционно

Составил С. В. Каменев


Владивосток

2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания к изучению курса философии и подготовке контрольных работ предназначены для студентов, изучающих предмет дистанционно. Материалы предлагаемого учебного курса ориентированы на достижение следующих целей:

  • ознакомление с философией как специфической интеллектуальной практикой решения мировоззренческих проблем;

  • осмысление проблематики и основных направлений развития европейской философской мысли с древности до наших дней;

  • освоение навыков самостоятельного, критического мышления, необходимых для осуществления осмысленного мировоззренческого самоопределения.

Изучение философии базируется на исторической эрудированности и уровне культурного самосознания, сформированных в результате освоения исторических и культурологических дисциплин; а также предполагает владение определенными навыками абстрактного понятийного мышления, усвоенными в процессе изучения математики и цикла естественнонаучных дисциплин.

Особенность данного учебного курса состоит в том, что материалы историко-философского введения и информация о методах и содержательности философствования подаются в рамках единой логики изложения. Ключевые философские проблемы, выделенные Государственным стандартом для обязательного изучения, рассматриваются не изолированно, а в конкретном историко-культурном контексте их возникновения. В целом, освоение дисциплины направлено на выработку и совершенствование гуманитарной культуры будущего специалиста, освоение европейской интеллектуальной традиции и развитие способности самостоятельного критического мышления.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Метафилософское введение

1.1. Проблемы формирования духовного мира человека. Специфика человеческого существования: проблема неполноты человеческого естества. Поведение и деятельность. Проблема свободы и потребность обоснования жизненной стратегии. Знания и ценности: проблема соотношения. Мировоззрение: сущность, структура, динамика. Особенности выработки духовных оснований деятельности в различных мировоззренческих системах. Религия, идеология, здравый смысл как типы мировоззрения.

1.2. Философия и ее место в культуре. Особенности философского мировоззрения. Понятие рефлексии. Содержательность и направленность философских размышлений. Философия как трансценденция. Специфика философского познания: предмет, метод и проблематика философствования. Соотношение философии с наукой, религией, идеологией, искусством. Структура философского знания. Механизмы развертывания историко-философского процесса. Предназначение философии в культуре.

1.3. Начало философии: становление рациональности. Миф – лоно духовности: особенности мифологического мировосприятия. Предпосылки разрушения мифологической картины мира. Различие стратегий духовной эволюции Востока и Запада. Особенности восточной мудрости. От мифа – к Логосу: рождение древнегреческой мысли. Структура и механизмы рационального мышления.

Раздел 2. Проблемы становления европейской философской традиции.

2.1. Эволюция древнегреческой мысли от Фалеса до Аристотеля. В поисках оснований гармонии Космоса: феномен древнегреческого мудреца. Проблема бытия и существования в натурфилософии: от милетцев – к элеатам. Предпосылки кризиса Логоса и рождение софистики. Поворот к человеку. Сократ о предназначении философии. Философское учение Платона: первый опыт теоретической систематики мировоззрения. Учение Аристотеля и становление логического интеллектуализма. Общие черты античного философствования.

2.2. Духовные искания эллинистической эпохи и рождение христианства. Социально-культурный фон духовных трансформаций эпохи эллинизма. Эпикурейский идеал мудреца. Мировоззренческие ориентиры бунтарства киников. Блеск и нищета кинизма. Этические принципы стоицизма. Стоики о духовных основаниях самостояния человека. Стоические представления о божественном начале: у истоков христианства. Смирение разума: античный Логос перед Высшим Началом.

2.3. Христианизация европейской культуры и наследие средневековой философии. Религия как фундамент культуры. Ориентиры и духовная содержательность языческой религиозности. Эволюция христианской идеи: от десяти заповедей Моисея – к Нагорной проповеди Христа. Идея Бога в христианстве и основания христианского мирочувствия. Вера и разум: проблема соотношения. Августин Блаженный о «внутреннем человеке». Ориентиры средневековой схоластики. Полемика номинализма и реализма. Общие черты средневековой философии.

2.4. Философские ориентиры Ренессанса и Реформации. Социально-культурные предпосылки разрушения средневековой идеологии. Феномен ренессансного гуманизма. Антиклерикализм и философские установки культуры Возрождения. Истоки бунтарского богоискательства М. Лютера. Реформация о предстоянии человека перед Богом. Феномен протестантской этики. Становление личности: трансформация образа человека в эпоху Возрождения.

Раздел 3. Наследие философского рационализма.

3.1. Научная революция 17 века и философия. Культурные ориентиры эпохи Нового времени. Европейская наука: сущность, генезис, функции. Ф.Бэкон и Р. Декарт о научном методе. Проблемы формирования духовной матрицы научного мировидения: становление традиций эмпиризма и рационализма. Наука, религия, философия: проблема соотношения. Философские основания классической научной картины мира.

3.2. Проблемы познания в философии Нового времени. Проблематика гносеологии (теории познания). Философские установки эмпиризма (Т.Гоббс, Дж.Локк) и проблемы эмпирического уровня научного познания. Принцип сомнения Р. Декарта. Аксиоматика философского рационализма. Критика эмпиризма Дж. Беркли. Гносеологические презумпции Д. Юма.

3.3. И.Кант и наследие немецкой классической философии. И Кант об активности познающего субъекта: реформа аристотелевской модели сознания. Понятие априорных форм. Кант о структуре и механизмах познавательной деятельности. Понятие практического разума: проблема соотношения знания и веры. Радикализация кантианства в философии Фихте. Триумф рационализма в учении Гегеля. Категория практики у К. Маркса.

3.4. Человек и общество в рациональном измерении. Идейные ориентиры Просвещения. Человек перед судом разума. Просветители о естественном и гражданском состоянии человека. Проблема закономерностей социального развития и логика рационалистического конструирования общественного идеала. Коммунитарные и либеральные модели социального бытия. Экономический редукционизм как метод постижения общественной истории в учении К.Маркса.

Раздел 4. Философские искания XIX-XX вв.

4.1. Романтизм и становление философского иррационализма. Крушение просветительских идеалов и возрождение органицизма в конце 18 века. Феномен Гете: истоки романтизма. Человек в романтическом мировосприятии. «Бегство в идеал» и возрождение мистицизма. Иенские романтики об искусстве. Особенности романтического идеала творчества. Понятие иронии. Идиллия «народных корней» в гейдельбергском романтизме. Общие черты романтического стиля.

Формирование философских воззрений А. Шопенгауэра. Бунт против «системы» Гегеля. Иррационализм, волюнтаризм, пессимизм как основания философствования. Понятие мировой воли. Шопенгауэр о соотношении воли и разума. Жизнь как страдание и негативная этика Шопенгауэра.

4.2. Человек и культура в «философии жизни». Смысловая наполненность идеи жизни в иррационализме. Ф. Ницше о дионисическом и аполлоновском началах культуры. «Воля к власти» или почему должно суметь «жить без сознания». Человеческое – слишком человеческое: Ницше об истоках морали. Феномен имморализма. Человек в христианской культуре и как жить дальше, когда Бог умер? Гуманистический пафос идеи «сверхчеловека». Развертывание духовного потенциала «философии жизни» в интеллектуальных штудиях 20 столетия (А. Бергсон, О. Шпенглер, А. Тойнби).

4.3. Особенности российской философской мысли. Предпосылки «философского пробуждения» русской культуры. Феномен интеллигенции. Проблематика и общие черты духовных исканий русской мысли 19 века. Истоки революционного радикализма. Специфика российской религиозности и наследие русской литературной традиции. Феномен религиозно-философского ренессанса. Духовные искания В. Соловьева. Всеединство, соборность и «русская идея». Особенности религиозно-философской мысли конца 19 – первой четверти 20 вв. Н. Бердяев о судьбе России. Современный взгляд на проблему специфики национально-психологического склада российской нации.

4.4. Философия науки: история и современность. Бегство от метафизики и рождение позитивизма. О.Конт о стадиях интеллектуальной эволюции. Г.Спенсер о функциях «научной философии». Кризис физики и второе рождение позитивизма. Познавательные установки эмпириокритицизма. Проблема истины: новые решения. Неопозитивизм о правилах теоретического конструирования. Проблема критериев научности. Процедуры верификации и фальсификационизм К. Поппера. Модели эволюции науки Т. Куна и И. Лакатоса. Философские установки постпозитивизма. «Эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда и проблема типов рациональности. Сциентизм и антисциентизм в современной культуре.

4.5. Проблема человека в психоанализе. Новаторство З.Фрейда в рассмотрении духовного мира человека. Понятие бессознательного. Смысл и содержательность психоаналитической терапии. З.Фрейд о структуре внутреннего мира индивида. Словарь психоанализа. Критика фрейдовского редукционизма и развитие представлений о бессознательном в теориях А.Адлера и К. Юнга. Философские основания аналитики внутреннего мира человека в неофрейдизме. Э.Фромм о социальном характере и феномене «бегства от свободы». Психология и психотерапия в жизни современного человека.

4.6. Экзистенциализм о проблемах человеческого существования. Истоки экзистенциального мирочувствия. Понятие экзистенции у С. Кьекегора. Модель сознания в феноменологии Э. Гуссерля. Человек в индустриальном мире: проблема отчуждения. Враждебность социума и перспективы самоопределения. Человек наедине с самим собой. Экзистенциальный вакуум и проблема обретения смысла жизни. Пограничные ситуации как возможность обретения себя. «Фундаментальная онтология» М. Хайдеггера. Словарь экзистенциализма. Ж.П. Сартр о свободе. Бунтующий человек в абсурдном мире А. Камю. Перспективы экзистенциального субъекта. Усталая культура и феномен постсовременности. Ориентиры постмодерна: новые стратегии жизни в современном мире.
БАЗЫ ДАННЫХ, ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ

  • Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

  • Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

  • Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольная работа выполняется студентом в период бесконтактного обучения и рассматривается как форма допуска к сдаче экзамена (зачета) по изучаемому курсу. Объем представляемого текста обычно составляет 12-15 машинописных страниц.

Работа включает две части. В первой части студенту предлагается сформулировать ответ на один из вопросов, помещенных в разделе «Контрольные задания». Как правило, требуется высказать свое мнение или прокомментировать то или иное высказывание или афоризм. Прежде чем отвечать, внимательно прочитайте задание. Убедитесь в точности понимания основной мысли (или проблемы), заключенной в предлагаемом для комментария выражении. Помните: адекватно понятый вопрос гарантирует правильное направление дальнейших размышлений (и наоборот!). Постарайтесь компактно и аргументированно изложить свой комментарий, высказать точку зрения, остерегаясь крайностей радикализма либо общего разглагольствования.

Вторая часть работы – это реферат (эссе) на заданную тему. Список тем помещен ниже. Выбор темы реферата (эссе) осуществляется на основе установленных правил. Название и тема работы могут быть скорректированы в соответствии с интересами слушателя с согласия преподавателя. Поощряется привлечение статей, дискуссионных материалов, опубликованных в периодике и представленных в Интернет. Приветствуется высокая степень самостоятельности и творческий подход в раскрытии темы работы.

Целью контрольной работы является получение слушателем навыков самостоятельной работы с литературой, знакомство с основами исследовательской работы, освоение умений углубленного изучения и последовательного изложения учебного материала курса. Написание контрольной работы представляет собой необходимую форму отчетности, свидетельствующую о проделанной студентом работе и уровне освоения учебного материала, предлагаемого для самостоятельного изучения.
Требования к содержанию и форме реферата (эссе).

Текст работы должен предваряться планом, который составляется слушателем на основе:

  • уяснения основной проблемы, определяющей суть избранной темы

  • подбора необходимых источников и литературы. Предполагается, что подбор материала студент осуществляет самостоятельно с использованием интернет-ресурсов.

  • выработки адекватной логики и последовательности изложения материала, с целью возможно более полного и непротиворечивого раскрытия темы работы.


План реферата (эссе) включает:

  1. Введение, в котором дается расширенное толкование избранной темы, обосновывается её актуальность, коротко характеризуется степень изученности рассматриваемых проблем, намечается последовательность изложения материала.

  2. Основная часть. Может включать одну или несколько глав, где в соответствии с избранной логикой помещается материал, содержательно раскрывающий основные вопросы рассматриваемой темы. Возможен реферативный характер изложения, но прямое списывание не допускается. Качество работы повышает привлечение источников, содержащих различные точки зрения, а также проблемный характер подачи материала. Использование информации из учебников для написания контрольной работы недостаточно. Обязательным является привлечение дополнительной литературы. Приветствуется наличие в работе обоснованной и аргументированной точки зрения самого автора.

  3. Заключение, содержащее основные выводы из предшествующего изложения, краткие оценки имеющихся подходов к рассмотренной теме, указания на связь изучаемых вопросов с другими проблемами учебного курса.

  4. Список литературы и других источников (рукописи, архивы, Интернет и др.) Должен быть оформлен в соответствии с принятыми стандартами, и не содержать произвольных сокращений. Обычно составляется в алфавитном порядке.

  5. Приложения. Иллюстрации, схемы, таблицы вспомогательного характера, позволяющие, по мнению автора, пояснить, расширить, уточнить те или иные сюжеты, затронутые в основном тексте.


Работа должна быть выполнена грамотно и аккуратно. Ссылки выверяются и оформляются либо постранично, либо в тексте в скобках с отсылкой к списку литературы в конце работы.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ (ЭССЕ)
ЧАСТЬ 1

  1. Мировоззрение и его структура.




  1. Особенности мифологического сознания.




  1. Вера и религия в культуре.




  1. Религия и наука.




  1. Особенности философского мировоззрения.




  1. Философии и религия.




  1. Проблема возникновения философии.




  1. Буддизм: вчера, сегодня, завтра.




  1. Особенности древнегреческой философии.




  1. Философские учения софистов и Сократа: поворот к человеку.




  1. Платон и Аристотель о человеке.




  1. Проблема человека у киников и стоиков.




  1. Христианство и культура.




  1. Христианская концепция человека.




  1. Человек в эпоху Возрождения.


ЧАСТЬ 2

  1. Научная революция XVII века и философия.




  1. Философия Просвещения о человеке и обществе.




  1. Блеск и нищета европейского рационализма.




  1. Проблемы теории познания.




  1. И.Кант о возможностях и границах познания.




  1. Русская философия «Серебряного века».




  1. Немецкий романтизм и закат рационализма.




  1. Философский иррационализм А. Шопенгауэра.




  1. Ф.Ницше о человеке.




  1. Проблема психической жизни человека в психоанализе.




  1. Проблема человека в неофрейдизме.




  1. Экзистенциализм о проблемах человеческого существования.




  1. Современная философия о сознании.




  1. Проблема формирования современной научной картины мира.




  1. Наука в современной культуре.




  1. Постмодернизм и современная культура.


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ


  1. Прокомментируйте библейскую легенду об изгнании Адама и Евы из рая. Вскройте диалектику этого «дара-наказания».

  2. Поясните мысль Вс. Вильчека: «Человек - это больная обезьяна».

  3. Поясните афоризм Поля Валери: «Человек ещё не весь в человеке. И путь к нему лежит издалека, весьма издалека!»

  4. Вскройте гуманистический смысл древней даосской мудрости: «Что есть дорога, то не есть путь».

  5. Поясните мысль М.Мамардашвили: «Должно превосходить себя, чтобы быть самим собой».

  6. Поясните выражение Г.В. Гегеля: «Философия – эпоха, схваченная в мышлении, живая душа культуры». Чем, на Ваш взгляд, определяется проблематика и содержательность философских учений?

  7. Поясните существо различий идеологии и религии, основываясь на высказывании английского дипломата Э. Бенна: Вера – то, за что умирают, идеология – то, во имя чего убивают.

  8. Разъясните смысл античного афоризма: «Многознание уму не научает». Чем мудрец отличается от эрудита?

  9. «Задача философии не успокаивать, а смущать людей» (Л.Шестов). Согласны ли вы с мнением русского мыслителя?

  10. Поясните мысль, содержащуюся в древней славянской максиме: «Храм не в брёвнах, а в рёбрах».

  11. Укажите принципиальные различия в трактовках божественного начала мира в язычестве и христианстве.

  12. Поясните мысль Гёте: «Бог есть всё, если мы стоим высоко, если мы стоим низко, он является лишь дополнением нашего убожества».

  13. Прокомментируйте мысль Леонардо да Винчи: «Мастерство скульптора состоит в том, чтобы взять глыбу мрамора и отсечь от неё всё лишнее». Согласны ли Вы с мнением мыслителя эпохи Возрождения?

  14. Разъясните смысл формулы Ф.Достоевского: «Если Бога нет, то всё дозволено». Является ли религиозность гарантией нравственности?

  15. Раскройте своё понимание знаменитого гамлетовского вопрошания: «Быть или не быть?»

  16. Поясните мысль Лябрюйера: «Все наши беды проистекают от невозможности быть одинокими». Почему «одиночество есть жребий всех выдающихся умов» (А.Шопенгауэр)?

  17. Поясните мысль М.Алданова: «Многие сломают себе шею при прыжке из царства необходимости в царство свободы».

  18. Раскройте гуманистический пафос идеи «сверхчеловека» Ф.Ницше. Какой смысл мыслитель вкладывает в формулу: «человеческое - слишком человеческое»?

  19. Против чего восстаёт Ф.Энгельс в своём восклицании: «Нет большей сволочи, чем порядочные люди»?

  20. Раскройте смысл известного афоризма: «Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок».

  21. Как Вы понимаете существо главного принципа Римского права: Пусть рухнет мир, но торжествует закон? Актуален ли этот принцип сегодня?

  22. Поясните высказывание А.Эйнштейна: «Лишь теория решает, что именно нам удаётся наблюдать».

  23. …Наука строится из фактов, как дом из кирпичей; но простое собирание фактов столь же мало является наукой, как куча камней – домом. (А. Пуанкаре). Что же необходимо для превращения «кучи фактов» в научные построения?

  24. Укажите социальные факторы, провоцирующие массовое увлечение паранаукой, астрологией, магией. При каких обстоятельствах колдуны и медиумы рискуют остаться без работы?

  25. Прокомментируйте известный афоризм древнегреческого софиста Протагора: «Человек есть мера всех вещей». Почему у софистики по сей день дурная репутация?

  26. Поясните мысль В. Пелевина: Постмодернизм – это когда ты делаешь куклу куклы. И сам при этом кукла.

  27. Раскройте существо интеллектуально позиции науки, сформулированной Б. Спинозой три столетия назад: Не плакать, не смеяться, не проклинать, но понимать…

  28. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя… Читать – значит думать чужой головой вместо своей собственной (Шопенгауэр).

  29. Какой смысл Ф. Ницше вкладывает в слова своего героя Заратустры: «Плохо отплачивает тот учителю, кто навсегда остаётся только учеником… Вы ещё не искали себя, когда нашли меня…»

  30. Славянофилы относятся к России как к матери, а западники – как к дитя (Н. Бердяев). Раскройте существо различий славянофилов и западников во взглядах на судьбу Отечества, опираясь на высказывание российского мыслителя. Чья позиция Вам ближе?

  31. Поясните мысль Э. Фромма: Структура современного общества воздействует на человека одновременно в двух направлениях: он все более независим, уверен в себе, критичен, но и все более одинок, изолирован и запуган… Является ли отмеченное обстоятельство неизбежным следствием развития цивилизации?



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА
Мировоззрение, мифосознание, вера, рели­гия, культура, наука, теория, парадигма, идеология, философия, рефлексия, логос, эйдос, софистика, киники, стоики, теология, схоластика, трансценденция, пантеизм, деизм, индукция, дедукция, врождённые идеи, эмпиризм, рационализм, редукционизм, детерминизм, волюнтаризм, воля к власти, сверхчеловек, нигилизм, дионисическое и аполлоновское начала культуры, бессознательное, психоанализ, либидо, сублимация, архетип, отчуждение, экзистенция, личность, пограничная ситуация, постиндустриальное общество, постмодернизм, синергетика, глобализация, глобальный эволюционизм.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философия icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Философия icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Философия iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом...
Философия iconРеферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля
Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого
Философия iconТемы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе...
Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997
Философия iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Философия iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Философия iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Философия iconФилософия и основные формообразования культуры: наука, искусство,...
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия
Философия iconПрограмма итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия»
«История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»...
Философия iconПрограмма курса философии планы семинарских занятий Методические...
Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От...
Философия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
Философия iconПояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки»
Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Философия iconПрограмма дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Философия iconРепрезентация проблемы национального самосознания в русской классической...
План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,...
Философия iconИ. Б. Муравьев философия диалога
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск