Скачать 180.83 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ ПРОГРАММА КУРСА ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ (для студентов механико-математического и физического факультетов) автор-составитель док. филос. наук, проф. О.С.Разумовский Утвержденана заседании кафедры философии НГУ ____________________________________ зав. кафедрой философии НГУ., д.ф.н., проф. ___________________________В.П. Фофанов ПРОГРАММА курса «Введение в философию» для студентов механико-математического и физического факультетов Автор-составитель д.ф.н., проф. О.С.Разумовский I. Организационно-методический раздел.
1.3. Цели и задачи курса. Дисциплина «Введение в философию» предназначена для изучения основ истории мировоззрения, философии, научной картины мира, сущности человека, общества, законов развития природы, человека и общества, процессов познания и методологии науки в их генезисе. Курс читается в рамках концепции философии и науки как системного, рационального, ценностно-ориентированного мировоззрения и деятельности. Их изложение реализуется на базе историко-философского и историко-научного материала, благодаря чему раскрывается и современная научная картина мира, законы природы и жизни человека, сущность человека, законы жизни человека и общества, формирование логики и основных принципов научного мышления, методов и форм познания – эмпирических и теоретических. Особое внимание уделяется вопросам особенностей развития науки как знания, а также философским и методологическим проблемам математики и физики, их связи друг с другом. Основная цель курса: овладение знаниями о предмете философии и ее методах, о ее структуре и значении для каждого человека и общества в целом, о роли и месте философии и науки в их взаимосвязи в современном мире - перед лицом многообразных проблем, которые стояли прежде и возникают сегодня перед нами. Достижение этой цели приводит к пониманию сущности мира и научной картины мира, закономерностей эволюции природы; природы человека и общества, происхождения и значения основных методов и принципов научного мышления, их роли в ходе человеческой истории и истории науки как ее составной части. В рамках поставленной цели основные задачи курса состоят в изучении и анализе:
7. Актуальных проблем современности и сценариев будущего человеческой цивилизации. Благодаря изучению философии, студент должен будет:
этапы ее развития, структуру и основные направления; - основные формы и принципы философского мышления, их основы, историю возникновения;
задач в истории философии; - природу человека и общества, формы мировидения, рациональности и ценностей человека; - уметь работать с философскими категориями и применять их для анализа философских проблем своей специальности; - методы и принципы диалектического и формально-логического мышления в их взаимосвязи; - постановку и решение основных философских и методологических проблем науки вообще, математики и физики, а также их связь друг с другом; - структуру и особенности развития науки; - характер, смысл и значение современных глобальных проблем человечества, взаимодействие и сценарии будущего цивилизаций. 1.4. Формы контроля Итоговый контроль: дифференцированный зачет. Текущий контроль: в течение семестра он осуществляется в форме устного опроса студентов на семинарах, а также их выступлений с докладами и в ходе дискуссий по проблемам, обсуждаемым на занятиях. По желанию ими выполняются контрольные работы в форме подготовки рефератов и их обсуждения в группе. Результаты текущего контроля служат основанием для выставления оценок в ведомость контрольной недели на факультете. 2. Содержание дисциплины. 2.1. Актуальность курса. Актуальность курса обуславливается его изложением в контексте задач формирования у студентов: основ современного мировидения, развития их социализации и усвоения принципов научного мышления с акцентом на философские и методологические проблемы математики и физики. Они излагаются в их связи друг с другом, а также с общенаучными, этическими, правовыми, социальными и др. национальными и общечеловеческими задачами. Новизна курса опирается на использование в нем современных научных результатов, полученных как в России, так и за рубежом, личным знакомством автора курса с работой многих научных учреждений и вузов, опытом сотрудничества с ними, участием в научных собраниях различного уровня. Она подкрепляется участием автора в научных изданиях разного рода у нас и за рубежом, в защитах диссертаций на ученых советах, участием в научных проектах, рецензированием научной литературы, диссертаций и др. 2.2. Тематический план курса (распределение часов далее предлагается в 2-х вариантах с учетом не только тематики и видов занятий, но и на основе перераспределения часов в пользу вопросов истории философии и социальной философии в семинарах).
3.Учебно-методическое обеспечение дисциплины 3.1 Темы рефератов (курсовых работ, если это предусмотрено учебным планом при изучении дисциплины). Примерный список тем 1. Проблема первоначал мира в ранней греческой философии. 2. Философия числа у Пифагора и пифагореизм. 3. Философия математики у Платона и Аристотеля. 4. Нерелигиозная и философская проблематика в средневековой схоластике. 5. Учение Декарта о методе познания. 6. Учение об опыте Френсиса.Бэкона. 7. Предпосылки классического атомизма Локка-Ньютона и современная атомистика. 8. Механицизм и физикализм. 9. Логические предпосылки детерминизма Спинозы. 10. Абсолютизация математической достоверности как основа скептицизма Юма. 11. Неэвклидовы геометрии и опровержение кантовского априоризма. 12. Натурфилософия Гегеля в её отношении к естествознанию. 13. Диалектика Гегеля и диалектика Маркса в их сравнении. 14. «Исчезновение материи» в физике начала 20 в. как гносеологический кризис и революция в физике микромира. 15. Проблема «элементарности» в физике микромира. 16. Современный детерминизм в физике. 17. Мышление человека и ЭВМ. 18. Интуиционизм Брауэра. 19. Конструктивизм в математике 20-21 вв. 20. Программа Гильберта обоснования математики и теорема Гёделя о неполноте арифметики. 21. Проблемы органицизма, холизма и системности в тектологии и системософии 20 века. 22. Синергетика и современный глобальный эволюционизм как парадигма. 23. Антропный принцип в космологии и проблемы единосущности мира в контексте открытия «темной материи» в физике. Студенты могут выбрать эти темы или предложить свои на основе консультаций с преподавателями.
как основание ее деления на различные направления.
о совершенном человеке в различных культурах. Религиозные ценности и свобода совести.
цивилизаций и сценарии будущего. 3.4. Список основной и дополнительной литературы может быть представлен в целом по дисциплине либо по отдельным разделам. Желательно указывать литературу, доступную для студента (имеющуюся в библиотечном фонде НГУ, либо в библиотечном фонде НИИ, где студент проходит научно-исследовательскую (преддипломную) практику). В целом: Учебники: Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. Пер. с англ. М.: Республика, 2000. Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие для вузов. М.: NOTA BENE, 2001. Замалеев А.Ф. Курс лекций по истории русской философии. М.: Наука, 1995. Концепции современного естествознания. Учебники и учебные пособия. Отдельные разделы и главы. Это книги разных лет издания и разных авторов, например, книги: Дубнищева Т.Я. (Новосибирск: ЮКЕА, 1997; М., 2000 и др), Горелов А.А. (М.: Центр, 2000 и др): Карпенков С.Х. (М.: Академический проект, 2002 и др.); Найдыш В.М. (М.: Гардарики, 2000 и др.); Рузавин Г.И. (М: ЮНИТИ, 1999 и др.). Философия. Учебник / Отв. ред. В.Д.Губин и др. М.: ТОН – Остожье, 2001. Философия. Учебник / Копылов И.Я., Сергеев С.К., Разумовский О.С. и др. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГТУ, 2002. Философия. Учебник, 3-е изд. перер. и доп. / Алексеев П.В., Панин А.В. М.:Проспект, 2004. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философиию М.. Высшая школа, 1981. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии, М.. Высшая школа, 1991. Концепции современного естествознания. Учебники и учебные пособия. Отдельные разделы и главы книг разных лет издания и разных авторов, например: Дубнищева Т.Я. (Новосибирск: ЮКЕА, 1997; М., 2000 и др), Горелов А.А. (М.: Центр, 2000 и др): Карпенков С.Х. (М.: Академический проект, 2002 и др.); Найдыш В.М. (М.: Гардарики, 2000 и др.); Рузавин Г.И. (М: ЮНИТИ, 1999 и др.). Антологии, энциклопедии, словари. Антология мировой философии. Т.1-4. М.: Мысль, 1969-1972. История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1-4. М.: “Греко-латинский кабинет”, 1995-1999. Квинтэссенция. Философский альманах. М., 1990. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. Краткий философский словарь, 2-е изд. перер и доп. / Под ред. Алексеева П.В. и Панина А.В. М.: Проспект, 2004. Мир философии. Ч. 1-2. М.: Политиздат, 1991. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. СПб.: ТОО ТК “Петрополис”, 1994 1997. Русский космизм. Антология. М., 1993. Словарь по этике М.1981. Современная западная социология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. Философская энциклопедия. М., т. 1-5.1960-70. Философский энциклопедический словарь. М . 1983. Философские словари разных лет издания. Хрестоматия по истории философии. Ч. 1-3. М.; ВЛАДОС, 1997. Учебники: Бобров В.В. Введение в философию. Учебное пособие.2-е ид, испр. М.-Новосибирск: Инфра-М – Сиб. Согл.,2002. Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. Пер. с англ. М.: Республика, 2000. Губин В.Д. Философия Элементарный курс. М.: Гардарики, 2003. Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие для вузов. М.: NOTA BENE, 2001. Замалеев А.Ф. Курс лекций по истории русской философии. М.: Наука, 1995. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Контакт – Альфа, 1995. Философия. Учебник / Отв. ред. В.Д.Губин и др. М.: ТОН – Остожье, 2001. Философия. Учебник / Копылов И.Я., Сергеев С.К., Разумовский О.С. и др. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГТУ, 2002. Философия. Учебник, 3-е изд. перер. и доп. / Алексеев П.В., Панин А.В. М.:Проспект, 2004. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философиию М.. Высшая школа, 1981. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии, М.. Высшая школа, 1991. В качестве словарных статей можно использовать открытые в Интернете тексты проекта «Толкового словаря по темпорологии» Московского гос. университета (МГУ), подготовленные участником издательского проекта (РГФ) - автором данной учебной программы. См.: Разумовский О.С. Алармизм. Бытие. Время (ноумено-феноменологическая концепция). Движение. Закон. Надежда. Развитие. Система. Состояние. Структура. Отношение. Предшествование и др. Все статьи снабжены списками литературы. Сайт – /www.chronos.msu.ru/. Основная литература Аристотель. Метафизика, Соч. в 4 т., М., 1975. Беркли Д. Сочинения. М., 1978. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1-3. М., 1977. Горфункель А.Х. Философия эпохи возрождения. М., 1980. Декарт Р. Сочинения в 2 т., М., 1989. Кант И. Критика чистого разума. М., 1993. Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М., 1974. Ленин В.И. Полн. собр. соч. т. 18. Локк Д. Избранные философские произведения в 2 т. М., 1960. Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1989. Мадер В.В. Введение в методологию математики. М., Интерпракс, 1995. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. т. 20. Платон. Сочинения. В 3 т., М., Мысль, 1971. Пуанкаре А. О науке, М., Наука, 1983. Рассел Б. История западной философии. Т. 1-2. М.: МИФ, 1993. Рассел Б. История западной философии. Кн. 1—3, Новосибирск, Изд-во НГУ. 1994. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVIII веков. М., 1984. Целищев В.В. Философия математики. Новосибирск, Наука, 2002. |
Учебник для вузов «Введение в социальную философию. Учебник для вузов»: Аспект Пресс; 1996 Он стремится совместить философскую традицию с новейшей методологией обществознания. Автор выстраивает социальную философию недокринального... | Программа курса «Введение в философию» Курс реализуется в рамках специальностей механико-математического факультета (ммф) и относится к разделу стандарта общего гуманитарного... | ||
Программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию... Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов... | Введение 6 План Парижа, Munster 10 XII век Рождение интеллектуалов 11 Он стремится совместить философскую традицию с новейшей методологией обществознания. Автор выстраивает социальную философию недокринального... | ||
Профессионального Образования «Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет» «Введение в социологию», общую философскую подготовку, осуществляемую в рамках таких дисциплин, как «Введение в философию», «История... | Профессионального Образования «Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет» «Введение в социологию», общую философскую подготовку, осуществляемую в рамках таких дисциплин, как «Введение в философию», «История... | ||
Дидактическое пособие по английскому языку «Презентация проекта» для студентов III курса «Введение в специальность» для студентов 2 курса и является, таким образом, второй, заключительной, частью дидактического обеспечения... | Программа курса «введение в специальность (сравнительная политология)»... Программа дисциплины «Введение в специальность (Сравнительная политология)» цикла опд | ||
Методические указания Программа и задания по курсу введение в славянскую... Эти вопросы и составляют основное содержание курса «Введение в славянскую филологию». К ним примыкают сведения из истории славянской... | Основное содержание курса Социология pr тема Введение. Цели и задачи курса Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений | ||
Темы рефератов по возрастной психологии для студентов 1 курса спецотделения Введение: смысл введение- в чем актуальность темы (соц запрос, научная актуальность- решение проблемы позволяет уточнить механизмы... | Содержание курса введение Ия для выполнения расчетно-графической работы для студентов 1 курса по направлению «Строительство». Методические указания соответствуют... | ||
Рабочая программа разработана для изучения базового лингвистического... Ильющеня Т. А., Сотникова Т. В. Языкознание: введение в языкознание: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Артур Х. Армстронг. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. Спб., 2006 | ||
Программа элективного курса «Математика, физика, компьютер» Программа предназначена для обучения студентов 2-3 курса техникума, имеющих базовую подготовку по дисциплинам «Математика», «Физика»,... | Учебное пособие к курсу лекций «Введение в современную литературу» Предлагаемое издание является учебным пособием к вузовскому курсу «Введение в современную литературу», который читается для студентов... |