Скачать 0.8 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской ФедерацииИвановский государственный химико-технологический университетГуманитарный факультетКафедра философии«УТВЕРЖДАЮ»проректор по учебной работе ______________Рыбкин В.В. «____»_____________ 2010 г. 1 вариант Рабочая программапо дисциплине «Философия»Направления подготовки 031400.62 Культурология Профиль подготовки Социокультурное проектирование Квалификация (степень) Бакалавр Форма обучения очная Иваново, 2010 1. Цели и задачи курса Главной целью изучения философии является формирование у студентов целостного, системного представления о мире и месте в нем человека, о способах освоения человеком мира, о внутренней духовной жизни человека, его целях и ценностях. Основные задачи курса - познакомить студентов с основами философского знания, развить умение ориентироваться в историко-философском процессе, научить формулировать и решать теоретические проблемы. В задачи курса также входит формирование навыков самостоятельного, логически последовательного, творческого и критического мышления, стимулирование потребности в философской оценке исторических событий и фактов действительности, развитие умения излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем.
Дисциплина относится к базовым дисциплинам профиля, основывается на результатах изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла: истории, введения в культурологию, иностранного языка. Для успешного освоения дисциплины студент должен: знать: - основы обществознания и человековедения; - общие сведения из истории культуры; - общие закономерности развития природы; - основные нормы современного литературного языка; уметь: - проводить элементарный анализ текста, выявлять основную идею, находить и формулировать содержащиеся в тексте проблемы; - грамотно выражать свои мысли в форме устного и письменного сообщения; - осуществлять поиск информации в учебной и научной литературе в соответствие с заданной темой; - работать в качестве пользователя персонального компьютера владеть: - базовой научной терминологией по социально-гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам в объеме средней школы; - способами поиска и анализа информации; - методами обобщения и систематизации данных; - навыками коммуникации, принятыми в образовательном сообществе Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении всех последующих дисциплин социально-гуманитарного цикла, в особенности, философии культуры, концепций современного естествознания, социологии, социокультурной антропологии. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Студент в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО, должен демонстрировать следующие компетенции: А. Универсальные: - общенаучные (ОНК):
- инструментальные (ИК):
- социально-личностные и общекультурные (СЛК)
Б. Профессиональные: научно-исследовательская деятельность:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: - предмет и специфику философии, ее место в культуре, ее соотношение с научным, художественным и религиозным мировоззрением; - основные типы философствования и философские направления; - фундаментальные философские проблемы; - методологию философского познания; - основные ценностные установки современной науки и культуры; уметь: - анализировать научные тексты, выявлять различные точки зрения и оценивать аргументацию оппонентов; - проводить системный анализ конкретно-научных и социальных проблем с позиций философской методологии; - логически последовательно излагать и обосновывать свою точку зрения в ходе дискуссии; - развивать свой научный и интеллектуальный потенциал; владеть: - категориальным аппаратом философии; - методами систематизации научной информации и содержательной интерпретации полученных результатов; - приемами ведения дискуссии и полемики; - навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; - навыками критического восприятия информации. 4. Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины 1. Модуль 1. Введение. Философия в системе культуры - 6 ч. Специфика философии. Философия как универсальная теоретическая рефлексия. Понятие всеобщего и предмет философии. Структура философского знания. Фундаментальная и прикладная философия. Возникновение философии. Мифология и научное знание как источники философии. Типология философского знания. Западная и Восточная философия. Классическая и неклассическая философия. Теоретические модели философствования. Основные функции философии: мировоззренческая и методологическая. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения. Понятие метода. Частнонаучные, общенаучные и философские методы. Воспитательная функция философии. Роль философии в развитии культуры. 2. Модуль 2. Всеобщие свойства и законы мира (Онтология) – 12 ч. Тема 1. Единство и целостность мира - 6 ч. Онтология как философская наука. Основные категории онтологии: бытие, субстанция, атрибут. Материя как субстанция. Атрибуты материи: движение, пространство-время, отражение. Принцип единства мира в онтологии. Мир как связное целое. Элементы связи: вещи, свойства, отношения. Понятие системы. Формы и характер связей: причинность, необходимость, случайность, закономерность. Принцип детерминизма. Детерминизм, индетерминизм и проблема свободы в философии. Мир как развивающееся целое. Принцип развития и выражающие его категории: развитие и деградация, прогресс и регресс. Основные законы классической диалектики. Развитие и самоорганизация. Синергетика о самоорганизации сложных систем. Тема 2. Специфика бытия человека в мире - 6 ч. Проблема определения природы человека в философии. Онтологический и антропологический подходы к исследованию человека. Идея микрокосмичности человеческого бытия. Смена мировоззренческих установок в истории культуры: космоцентризм, антропоцентризм, антропокосмизм. Человек как система. Понятие телесного. Аспекты телесности: органический, неорганический, социальный. Проблема соотношения биологического и социального, естественного и искусственного в человеке. Человек как духовное существо. Понятия духа, души, сознания, разума в философии. Содержание духовного: ценности, смыслы, идеалы. Проблема обоснования объективной природы ценностей. 3. Модуль 3. Всеобщие отношения человека к миру – 12 ч. Тема 1. Познавательное отношение человека к миру (Гносеология) - 6 ч. Гносеология как философская наука. Понятие идеального в гносеологии. Теория отражения и феноменология. Проблема познаваемости мира в гносеологии: агностицизм и реализм. Путь познания: Сенсуализм и рационализм об источниках знания. Понятие практики в гносеологии. Внерациональные компоненты познания. Познание как целостный процесс. Проблема истины в философии. Субъективно-объективная природа истины. Абсолютная и относительная истина. Конкретность истины. Критерии истины: эмпирический, логический, практический. Тема 2. Ценностное отношение человека к миру (Аксиология) - 6 ч. Аксиология как философская наука. Понятие ценности в аксиологии. Иерархия ценностей. Потребности и ценности. Сущностные потребности человека: потребность в единстве. Высшие ценности человеческой жизни. Добро. Понятие добра в философии и этике. Основной моральный закон. Биологические и исторические основания морали. Человеческая жизнь как ценность. Жизнь, смерть, бессмертие. Бессмертническая парадигма в философии. Бессмертие и смысл жизни. Философская и религиозная трактовки смысла жизни. Смысл жизни и счастье. 5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий
6. Лабораторный практикум Лабораторный практикум по данной дисциплине не планируется. 6. Практические занятия (семинары) Модуль 1. Введение. Философия в системе культуры – 6 ч. Занятие 1. СТАТУС ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ (Дискуссия) Вопросы для обсуждения: Какова природа философского знания? В чем состоит сходство философии с религией и искусством? Можно ли рассматривать философию как науку? Каковы критерии научности? В чем состоит специфика философии как сферы знания? Занятие 2. ТИПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Занятие 3. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
Модуль 2. Всеобщие свойства и законы мира (Онтология) – 18 ч. Занятие 1. ОНТОЛОГИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА
Занятие 2. МАТЕРИЯ КАК СУБСТАНЦИЯ
Занятие 3. МИР КАК СВЯЗНОЕ ЦЕЛОЕ
Занятие 4. МИР КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЦЕЛОЕ
Занятие 5. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА (Дискуссия) Вопросы для обсуждения: Что вкладывается в содержание понятий «природа» и «сущность» человека? Существует ли общая природа человека, или человек индивидуален? Каковы атрибуты человеческого в человеке? Актуальна ли сегодня идея микрокосмичности человеческого бытия? Занятие 6. ЧЕЛОВЕК КАК СИСТЕМА
Занятие 7. ЧЕЛОВЕК КАК ПРАКТИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО 1. Понятие практики. Универсальность человеческой деятельности. 2. Соотношение естественного и искусственного в человеке. 3. Понятие творчества. Творчество как игра. Занятие 7. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУХОВНОСТЬ
Занятие 8. СВОБОДА КАК ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ (Дискуссия) Вопросы для обсуждения: Каковы детерминации человеческого бытия? Культура - условие свободы или помеха? Что важнее - общественная дисциплина или индивидуальная свобода? Что выше - идея свободы или идея совершенства? Абсолютна ли свобода? Как соотносятся свобода и ответственность? Противоречит ли свобода человека законам мирового бытия? Модуль 3. Всеобщие отношения человека к миру – 18 ч. Занятие 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ
Занятие 2. ГНОСЕОЛОГИЯ ОБ ИСТОЧНИКАХ ЗНАНИЯ
Занятие 3. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ
Занятие 4. СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Занятие 5. АКСИОЛОГИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА
Занятие 6. ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ЛЮБВИ
Занятие 7. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ДОБРА И ЗЛА 1. Категории добра и зла в философии. 2. Зло как агрессия: психологический аспект. 3. Биогенетические основы нравственности. Занятие 8. ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЕРЫ
Занятие 9. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ
7. Самостоятельная работа В программе представлено несколько вариантов организации самостоятельной работы студентов по каждой теме. Преподаватель может выбрать форму организации самостоятельной работы и форму контроля в зависимости от уровня подготовки студентов. К таким формам относятся тестирование, коллоквиум, рефераты, доклады, устное собеседование. Рефераты и доклады могут быть представлены как в форме устного сообщения, так и письменно. Модуль 1. Введение. Философия в системе культуры – 10 ч. |
1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | 1. Философское понимание бытия и материи Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом... | Реферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого | ||
Темы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе... Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997 | Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | ||
Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д.... | ||
Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство,... Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия | Программа итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия» «История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»... | ||
Программа курса философии планы семинарских занятий Методические... Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | ||
Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Программа дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Репрезентация проблемы национального самосознания в русской классической... План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,... | И. Б. Муравьев философия диалога Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная |