«Философия»





Название«Философия»
страница1/4
Дата публикации18.04.2015
Размер0.8 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ивановский государственный химико-технологический университет


Гуманитарный факультет




Кафедра философии

«УТВЕРЖДАЮ»


проректор по учебной работе

______________Рыбкин В.В.

«____»_____________ 2010 г.



1 вариант

Рабочая программа

по дисциплине «Философия»




Направления подготовки 031400.62 Культурология
Профиль подготовки Социокультурное проектирование
Квалификация (степень) Бакалавр
Форма обучения очная

Иваново, 2010

1. Цели и задачи курса
Главной целью изучения философии является формирование у студентов целостного, системного представления о мире и месте в нем человека, о способах освоения человеком мира, о внутренней духовной жизни человека, его целях и ценностях.

Основные задачи курса - познакомить студентов с основами философского знания, развить умение ориентироваться в историко-философском процессе, научить формулировать и решать теоретические проблемы. В задачи курса также входит формирование навыков самостоятельного, логически последовательного, творческого и критического мышления, стимулирование потребности в философской оценке исторических событий и фактов действительности, развитие умения излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем.


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к базовым дисциплинам профиля, основывается на результатах изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла: истории, введения в культурологию, иностранного языка.

Для успешного освоения дисциплины студент должен:
знать:

- основы обществознания и человековедения;

- общие сведения из истории культуры;

- общие закономерности развития природы;

- основные нормы современного литературного языка;
уметь:

- проводить элементарный анализ текста, выявлять основную идею, находить и

формулировать содержащиеся в тексте проблемы;

- грамотно выражать свои мысли в форме устного и письменного сообщения;

- осуществлять поиск информации в учебной и научной литературе в

соответствие с заданной темой;

- работать в качестве пользователя персонального компьютера
владеть:

- базовой научной терминологией по социально-гуманитарным и

естественнонаучным дисциплинам в объеме средней школы;

- способами поиска и анализа информации;

- методами обобщения и систематизации данных;

- навыками коммуникации, принятыми в образовательном сообществе

Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении всех последующих дисциплин социально-гуманитарного цикла, в особенности, философии культуры, концепций современного естествознания, социологии, социокультурной антропологии.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Студент в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО, должен демонстрировать следующие компетенции:

А. Универсальные:

- общенаучные (ОНК):

  • способность использовать на практике базовые знания из области философии в различных видах познавательной, профессиональной и социальной деятельности (ОНК-1);

  • способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОНК-3);

  • собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим философским проблемам (ОНК-4);

- инструментальные (ИК):

  • способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке, владение навыками аргументации, ведения дискуссии, публичной речи (ИК-1);

  • готовность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ИК-4);

- социально-личностные и общекультурные (СЛК)

  • способность выстраивать и реализовывать личностные траектории интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития, самосовершенствования, самореализации (СЛК-1);

  • способность к критическому мышлению; готовность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переосмыслению социального опыта, адаптации к новым социокультурным ситуациям; умение приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (СЛК-2);

  • способность принимать этические и правовые нормы, личностное многообразие и социально-культурные различия; понимать и признавать ценности разных культур; готовность к социальному взаимодействию, сотрудничеству, разрешению конфликтов (СЛК-4);



Б. Профессиональные:
научно-исследовательская деятельность:

  • способность применять теоретико-философское знание и критически использовать методы философии в профессиональной деятельности и социальной практике; владение теоретическими основами и методами философии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик (ПК-1);

  • способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:

- предмет и специфику философии, ее место в культуре, ее соотношение с

научным, художественным и религиозным мировоззрением;

- основные типы философствования и философские направления;

- фундаментальные философские проблемы;

- методологию философского познания;

- основные ценностные установки современной науки и культуры;
уметь:

- анализировать научные тексты, выявлять различные точки зрения и оценивать

аргументацию оппонентов;

- проводить системный анализ конкретно-научных и социальных проблем с

позиций философской методологии;

- логически последовательно излагать и обосновывать свою точку зрения в

ходе дискуссии;

- развивать свой научный и интеллектуальный потенциал;
владеть:

- категориальным аппаратом философии;

- методами систематизации научной информации и содержательной

интерпретации полученных результатов;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками письменного аргументированного изложения собственной точки

зрения;

- навыками критического восприятия информации.

4. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.



Вид учебной работы


Всего часов


1 семестр


2 семестр

Аудиторные занятия (всего)

72




72

В том числе:










Лекции

30




30

Практические занятия (ПЗ)

42




42

Самостоятельная работа (всего)

72




72

В том числе:










Рефераты, доклады

8







Подготовка к текущим занятиям

54




54

Подготовка к экзамену

10




10

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)







Экз.

Общая трудоемкость час

зач. ед.

144

4




144

4

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины
1. Модуль 1. Введение. Философия в системе культуры - 6 ч.
Специфика философии. Философия как универсальная теоретическая рефлексия. Понятие всеобщего и предмет философии. Структура философского знания. Фундаментальная и прикладная философия.

Возникновение философии. Мифология и научное знание как источники философии. Типология философского знания. Западная и Восточная философия. Классическая и неклассическая философия. Теоретические модели философствования.

Основные функции философии: мировоззренческая и методологическая. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения. Понятие метода. Частнонаучные, общенаучные и философские методы. Воспитательная функция философии. Роль философии в развитии культуры.

2. Модуль 2. Всеобщие свойства и законы мира (Онтология) – 12 ч.
Тема 1. Единство и целостность мира - 6 ч.

Онтология как философская наука. Основные категории онтологии: бытие, субстанция, атрибут. Материя как субстанция. Атрибуты материи: движение, пространство-время, отражение. Принцип единства мира в онтологии.

Мир как связное целое. Элементы связи: вещи, свойства, отношения. Понятие системы. Формы и характер связей: причинность, необходимость, случайность, закономерность. Принцип детерминизма. Детерминизм, индетерминизм и проблема свободы в философии.

Мир как развивающееся целое. Принцип развития и выражающие его категории: развитие и деградация, прогресс и регресс. Основные законы классической диалектики. Развитие и самоорганизация. Синергетика о самоорганизации сложных систем.
Тема 2. Специфика бытия человека в мире - 6 ч.

Проблема определения природы человека в философии. Онтологический и антропологический подходы к исследованию человека. Идея микрокосмичности человеческого бытия. Смена мировоззренческих установок в истории культуры: космоцентризм, антропоцентризм, антропокосмизм.

Человек как система. Понятие телесного. Аспекты телесности: органический, неорганический, социальный. Проблема соотношения биологического и социального, естественного и искусственного в человеке.

Человек как духовное существо. Понятия духа, души, сознания, разума в философии. Содержание духовного: ценности, смыслы, идеалы. Проблема обоснования объективной природы ценностей.


3. Модуль 3. Всеобщие отношения человека к миру – 12 ч.
Тема 1. Познавательное отношение человека к миру (Гносеология) - 6 ч.

Гносеология как философская наука. Понятие идеального в гносеологии. Теория отражения и феноменология. Проблема познаваемости мира в гносеологии: агностицизм и реализм.

Путь познания: Сенсуализм и рационализм об источниках знания. Понятие практики в гносеологии. Внерациональные компоненты познания. Познание как целостный процесс.

Проблема истины в философии. Субъективно-объективная природа истины. Абсолютная и относительная истина. Конкретность истины. Критерии истины: эмпирический, логический, практический.
Тема 2. Ценностное отношение человека к миру (Аксиология) - 6 ч.

Аксиология как философская наука. Понятие ценности в аксиологии. Иерархия ценностей. Потребности и ценности. Сущностные потребности человека: потребность в единстве.

Высшие ценности человеческой жизни. Добро. Понятие добра в философии и этике. Основной моральный закон. Биологические и исторические основания морали.

Человеческая жизнь как ценность. Жизнь, смерть, бессмертие. Бессмертническая парадигма в философии. Бессмертие и смысл жизни. Философская и религиозная трактовки смысла жизни. Смысл жизни и счастье.
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых

(последующих) дисциплин

№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

1.

Философия культуры

+

+

+

2.

Правоведение

+

+

+

3.

Социология

+

+

+

4.

Культурология

+

+

+

5.

Психология и педагогика

+

+

+

6.

Концепции современного естествознания

+

+




7.

Теория культуры

+




+

8.

Информационные технологии




+

+

9.

Социокультурная антропология




+

+

10.

Безопасность жизнедеятельности




+

+

































5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

СРС

Все-го

час.

1.

Модуль 1. Введение. Философия в системе культуры

6

6

10

22

2.

Модуль 2. Всеобщие свойства и законы мира (Онтология)


12

18

22

52

3.

Модуль 3. Всеобщие отношения человека к миру

12

18

22

52

6. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум по данной дисциплине не планируется.


6. Практические занятия (семинары)

Модуль 1. Введение. Философия в системе культуры – 6 ч.

Занятие 1. СТАТУС ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ (Дискуссия)

Вопросы для обсуждения: Какова природа философского знания? В чем состоит сходство философии с религией и искусством? Можно ли рассматривать философию как науку? Каковы критерии научности? В чем состоит специфика философии как сферы знания?
Занятие 2. ТИПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

  1. Восточная и Западная философия.

  1. Русская философия и ее место в мировой культуре.

  2. Классическая и неклассическая философия.


Занятие 3. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

    1. Мировоззренческая функция философии.

    2. Роль философии в воспитании человечества.

    3. Философия как методология науки.

Модуль 2. Всеобщие свойства и законы мира (Онтология) – 18 ч.

Занятие 1. ОНТОЛОГИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА

  1. Категория бытия в древней философии.

  1. Категория субстанции в классической онтологии. Б. Спиноза.

  2. Неклассическая онтология. «Философия жизни».


Занятие 2. МАТЕРИЯ КАК СУБСТАНЦИЯ

  1. Понятие материи в философии. Материя как субстанция.

  1. Атрибуты субстанции: движение, пространство, время.

  2. Материя и дух: проблема соотношения.


Занятие 3. МИР КАК СВЯЗНОЕ ЦЕЛОЕ

  1. Категория связи в философии. Принцип системности.

  2. Формы связей. Принцип причинности.

  3. Детерминизм и современная наука: закономерность, вероятность, случайность.


Занятие 4. МИР КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЦЕЛОЕ

  1. Категория развития в философии. Законы развития.

  2. Диалектическая концепция развития и научное знание.

  3. Принцип универсального эволюционизма в современной НКМ.


Занятие 5. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА (Дискуссия)

Вопросы для обсуждения: Что вкладывается в содержание понятий «природа» и «сущность» человека? Существует ли общая природа человека, или человек индивидуален? Каковы атрибуты человеческого в человеке? Актуальна ли сегодня идея микрокосмичности человеческого бытия?
Занятие 6. ЧЕЛОВЕК КАК СИСТЕМА

  1. Структурные уровни человека. Понятие телесности.

  1. Единство биологического и социального в человеке.

  2. Противоречия человеческого бытия.


Занятие 7. ЧЕЛОВЕК КАК ПРАКТИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО

1. Понятие практики. Универсальность человеческой деятельности.

2. Соотношение естественного и искусственного в человеке.

3. Понятие творчества. Творчество как игра.
Занятие 7. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУХОВНОСТЬ

  1. Современная онтология сознания. Понятие духовного.

  2. Проблема единства духовного и телесного в человеке.

  1. Обусловленность духовного: мозг и психика; язык и сознание; сознание и бессознательное.


Занятие 8. СВОБОДА КАК ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ (Дискуссия)

Вопросы для обсуждения: Каковы детерминации человеческого бытия? Культура - условие свободы или помеха? Что важнее - общественная дисциплина или индивидуальная свобода? Что выше - идея свободы или идея совершенства? Абсолютна ли свобода? Как соотносятся свобода и ответственность? Противоречит ли свобода человека законам мирового бытия?

Модуль 3. Всеобщие отношения человека к миру – 18 ч.
Занятие 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

  1. Проблема соотношения материи и сознания в гносеологии.

  1. Теория отражения и феноменология.

  2. Проблема познаваемости мира в философии.

Занятие 2. ГНОСЕОЛОГИЯ ОБ ИСТОЧНИКАХ ЗНАНИЯ

  1. Что есть знание? Сенсуализм и рационализм о пути познания.

  1. Рациональное и внерациональное в познании. Интуиция.

  2. Философский иррационализм.


Занятие 3. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ

  1. Понятие истины. Характеристики истины.

  2. Критерии истины.

  1. Истина как ценность. Познание и нравственность.


Занятие 4. СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  1. Наука и ее особенности. Структура науки.

  1. Специфика гуманитарного познания. Философская герменевтика.

  2. Проблема интеграции в науке.


Занятие 5. АКСИОЛОГИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА

  1. Понятие ценности в философии. Характеристики ценности.

  1. Иерархия ценностей. Понятие высших ценностей.

  2. Ценности и человеческие потребности: потребность в единстве.


Занятие 6. ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ЛЮБВИ

  1. Природа любви: философский аспект.

  2. Любовь и ее суррогаты: психологический аспект.


Занятие 7. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ДОБРА И ЗЛА

1. Категории добра и зла в философии.

2. Зло как агрессия: психологический аспект.

3. Биогенетические основы нравственности.
Занятие 8. ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЕРЫ

  1. Философская критика религиозной веры.

  1. Оправдание веры. Философский и психологический аспекты.

  2. Биологические и социальные корни веры.


Занятие 9. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ

      1. Понятие смысла в философии.

      2. Возможен ли смысл жизни за пределами жизни?

      3. Смысл жизни и счастье.


7. Самостоятельная работа
В программе представлено несколько вариантов организации самостоятельной работы студентов по каждой теме. Преподаватель может выбрать форму организации самостоятельной работы и форму контроля в зависимости от уровня подготовки студентов. К таким формам относятся тестирование, коллоквиум, рефераты, доклады, устное собеседование. Рефераты и доклады могут быть представлены как в форме устного сообщения, так и письменно.
Модуль 1. Введение. Философия в системе культуры – 10 ч.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Философия» icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
«Философия» icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
«Философия» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом...
«Философия» iconРеферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля
Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого
«Философия» iconТемы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе...
Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997
«Философия» iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
«Философия» iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
«Философия» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
«Философия» iconФилософия и основные формообразования культуры: наука, искусство,...
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия
«Философия» iconПрограмма итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия»
«История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»...
«Философия» iconПрограмма курса философии планы семинарских занятий Методические...
Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От...
«Философия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
«Философия» iconПояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки»
Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
«Философия» iconПрограмма дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
«Философия» iconРепрезентация проблемы национального самосознания в русской классической...
План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,...
«Философия» iconИ. Б. Муравьев философия диалога
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск