Залесова Наталья Викторовна Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск





Скачать 86.72 Kb.
НазваниеЗалесова Наталья Викторовна Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск
Дата публикации19.04.2015
Размер86.72 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Залесова Наталья Викторовна

Шадринский государственный педагогический институт, г.Шадринск

Самореализация студентов как фактор их академической успешности

В данной статье рассматривается актуальная для современного общества проблема академической успешности студентов. Особое внимание уделяется способам самореализации студентов в учебном процессе

Ключевые слова: академическая успешность, самореализация, формы внеаудиторной деятельности студентов
Изменившиеся условия развития человеческого общества, прежде всего вступление России в мировое сообщество, процессы демократизации, интеграции вызвали изменение целей образования. Наметившиеся общемировые тенденции в образовании - создание единого образовательного и информационного пространства, переход к непрерывному образованию - выдвигают качественно иные требования к подготовке специалистов. Современному обществу нужны образованные, творческие, инициативные личности, способные к созидательной деятельности и берущие на себя ответственность за результаты этой деятельности. Приоритетные направления модели «Российское образование - 2020» связаны с формированием у обучающихся готовности конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность в социальной и профессиональной деятельности. В связи с тем, что в образовательном процессе на первый план выходит уникальная целостная личность обучающегося, стремящаяся максимально реализовать свои возможности, проблема успешности его учебной деятельности приобретает особое значение. В этой связи педагогикой признается тот факт, что в каждой личности заложено позитивное начало, предназначение которого - направлять человека по пути его самореализации. Чем дальше он отклоняется от этого пути, тем интенсивнее испытываемое им чувство неудовлетворенности. Рассматривая учебно-профессиональную деятельность как важную сферу жизнедеятельности студента, следует отметить, что неудачи в учебе, разочарования содержат в себе внутреннюю причину - нереализованность студентом собственной индивидуальности, неповторимости, уникальности, что замедляет движение по пути саморазвития и самореализации в дальнейшей профессиональной деятельности.

Тема успешности, в той или иной степени, присутствует во многих исследованиях, касающихся проблемы личности. В отечественной философии и психологии непосредственно вопросами успешности личности занимались: В. Л. Бакштанский, О. И. Жданов, С. В. Ковалев, М. Е. Литвак, В. Н. Панкратов и др. Среди зарубежных учёных, исследующих успешность в «практическом плане», следует отметить Р. Ассаджиоли, М. Аткинсона, Р. Бэндлера, Дж. Грехема, У. Джеймса, Д. Дьюи, Д. Карнеги, А. Маслоу, К. Роджерса и др.

Сущность академической успешности как качественной характеристики результативности и эффективности учебной деятельности студента, находит своё выражение в таких объективных показателях как академическая успеваемость, уровень развития познавательной активности, самостоятельности, креативности и рефлексии. Рассматривая результативность учебной деятельности обучающихся как степень освоения студентами образовательных программ, а эффективность как показатель трудоёмкости и экономичности выбранных способов учения, М.Р. Шабалина в качестве главных субъективных предпосылок академической успешности студентов профессиональных учебных заведений, рассматривает интеллект, мотивационную направленность, индивидуальный стиль учебной деятельности, самооценку и волевые качества личности студента. Интеллект как способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач, по нашему мнению, является одной из основных предпосылок академической успешности студентов. Индивидуальный стиль находит своё выражение в системе наиболее рациональных приёмов и способов организации студентом своей учебной деятельности. Темп, напряжённость, степень прилежания и усилий, которые прилагает обучающийся для того, чтобы прийти к запланированным учебным результатам, определяются направленностью личности, которую мы рассматриваем как сложное мотивационное образование. Адекватная самооценка учебных достижений и учебного потенциала обеспечивает эффективную саморегуляцию в познавательной деятельности. Кроме того, высокая и адекватная самооценка студента позволяет ему чувствовать себя уверенно на пути достижения учебных целей, настраивает на позитивный результат. Успешность какой-либо деятельности, в том числе и учебной, зависит от волевых качеств личности. Наиболее важными волевыми качествами, обеспечивающими успешность учебной деятельности студента, по нашему мнению, являются: целеустремлённость, инициативность, настойчивость, дисциплинированность, ответственность, организованность, принципиальность [3].

Практически все авторы, исследующие феномен саморазвития, в качестве одного из его компонентов выделяют самореализацию. Под самореализацией в педагогике понимается осуществление себя, обнаружение и, вследствие этого, развитие своих возможностей: предъявление и обогащение смыслов деятельности и поведения, осуществление спектра потребностей, углубление вкусов, усиление свободы индивидуального развития и творчества и пр. (Л.Н. Куликова). Самореализация личности – это наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей[1]. С точки зрения философии, самореализация - это осуществление смысла и реализация ценностей (В. Франкл, Н. Бердяев).

К сожалению, большая часть студентов не стремится обнаруживать свои способности, предпочитая действовать в рамках предъявляемых требований, считая для себя слишком многое невозможным. Ввиду этого актуален вопрос о создании условий, при которых обнаружение и развитие своих возможностей было бы для студента естественной потребностью, что в целом способствовало бы его личной самореализации.

Самореализацию как реализацию ценностей нельзя рассматривать без привязки к нравственным критериям личности. Чем продуктивнее человек, тем больше его ответственность за то, посвящены ли его усилия чему-то высокому, благородному, или им руководят эгоистические побуждения. Поэтому вузовский педагогический процесс должен максимально востребовать от будущего профессионала его личные потенциалы, пробуждать и акцентировать активность каждого[ 2].

Если самореализацию рассматривать как осуществление смысла, который человек находит во внешнем мире, то одним условием самореализации является конструктивное общение преподавателей и студентов на базе сотрудничества, эмпатийное взаимодействие. При таком общении у человека снимаются внутренние барьеры, что позволяет ему выйти за пределы самого себя и своего мира.

Особое внимание хотелось бы уделить внеаудиторной деятельности студентов. Она предоставляет большие возможности для самореализации.

Внеаудиторная работа может быть обязательной (самоподготовка к занятию) и необязательной, связанной с глубоким и всесторонним изучением какого-либо вопроса (самообразование).

Внеаудиторная обязательная работа является логическим завершением аудиторных занятий (проработка лекций, учебного материала, подготовка к семинару, лабораторной работе). Затраты времени на неё не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам студент в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Преподаватель не принимает участия непосредственно в учебном процессе, но результаты работы студента анализируются и оцениваются преподавателем. Внеаудиторная обязательная работа способствует формированию навыков самостоятельного получения новых знаний и их использования, развивает навыки самоконтроля и самооценки результатов своей работы, её положительных сторон и недостатков, воспитывает ответственное отношение к результатам выполнения заданий.

Внеаудиторная работа, связанная с углубленным изучением материала, не входит в учебный план, но расширяет кругозор и углубляет знания по предмету. Этот вид внеаудиторной работы включает участие в научно-исследовательской работе, чтение и проработку научной литературы в библиотеке, написание рефератов и курсовых работ, подготовку оригинальных выступлений на семинарах, умелое использование знаний при решении конкретных практических задач, при подготовке компьютерных презентаций и т.д. Так, например, при написании реферата или выполнении НИР студент обращается к научной литературе, прорабатывает её, анализирует, извлекает необходимые сведения, обобщает факты, учится логически рассуждать и т.д. Такая работа имеет ярко выраженный творческий характер и развивает потребность к будущему самообразованию.

Формы внеаудиторной работы студентов могут быть разнообразны.

Методически правильно построенная внеаудиторная работа позволяет в значительной степени ускорить и облегчить формирование новых теоретических понятий, а также обеспечить их закрепление и повторение. Использование формы учебных кроссвордов расширяет кругозор студентов. Здесь необходимо четко представлять различие между учебным и традиционным (развлекательным) кроссвордами. Развлекательный кроссворд составляется обычно из терминов, относящихся к различным областям знания. Разгадывание развлекательного кроссворда наполняет досуг людей разного возраста, то решение учебного кроссворда строго ограничено рамками учебного процесса и поставленными дидактическими целями. Соответственно и круг используемых понятий, названий и фамилий весьма ограничен рамками одной учебной темы или раздела курса. Поэтому и форма учебного кроссворда не обладает привлекательностью и симметричностью. Преимущество учебных кроссвордов состоит в эффективном формировании понятийно-терминологического ряда определенной науки. В то же время ряд структурных компонентов научного знания осваиваются посредством других методов процесса обучения – творческих и исследовательских.

Такая форма как дискуссии, учебные дебаты подходит для решения проблемных ситуаций. После изучения соответствующей литературы у студентов появляются разные точки зрения на отдельные темы. Здесь преподаватель может использовать заранее подготовленные тезисы для дебатов. Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, выступления. Тезис формулируется в утвердительной форме, предполагающей антитезис. Тезис могут предложить и сами студенты. Для работы над тезисом можно создать несколько групп, чтобы голосованием оставить один из тезисов.

Работа с педагогическими этюдами рассматривается как одна из активных форм внеаудиторной работы студентов, позволяющая увидеть многовариантный характер разрешения воспитательных моментов в школе и вузе. Использование педагогического этюда повышает результативность изучения проблемных ситуаций, установление связи теории с жизнью, обогащает общую и профессиональную культуру будущего специалиста.

Основа хорошей учебы, высокого качества знаний студентов – это усвоение учебного материала во время аудиторных занятий, а также повседневные самостоятельные занятия.

Студентам необходима разноплановая педагогическая поддержка в поиске и овладении ими приемами и способами эффективной самостоятельной учебной работы. Активизация учебного процесса начинается с диагностирования и целеполагания в педагогической деятельности. Это первый этап работы. При этом преподаватель должен помнить прежде всего о создании положительно-эмоционального отношения у студента к предмету, к себе и к своей деятельности. Далее, на втором этапе, преподаватель создает условия для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечивая условия для адекватной самооценки учащихся в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции. На третьем этапе преподаватель стремится создать условия для самостоятельной познавательности учащихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформиро-ванных интересов. При этом преподаватель проводит индивидуально-дифференцированную работу с учащимся с учетом его опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентации.

Для того, чтобы студент мог качественно выполнить все вышеперечисленные работы должны быть созданы следующие минимально благоприятные условия:

а) правильная учебная загрузка по количеству рефератов, контрольных работ, расчетно-графических работ, курсовых работ и проектов и др.;

б) наличие и правильный режим работы читальных залов и библиотек;

в) наличие читальных залов в общежитиях;

г) достаточный фонд литературы в абонементных и читальных залах библиотек;

д) возможность использования компьютерных классов для выполнения курсовых работ и проектов.

Таким образом, обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод, что личностные качества студентов, различные формы внеаудиторной деятельности, межличностное общение студентов, преподавателей способствуют обогащению, духовному самоукреплению, их самореализации и тем самым успешности их учебно-профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА

1.Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- М.: Академия, 2003.

2.Кондрашова, Л.В. Внеаудиторная работа студентов по педагогике в педагогическом институте [Текст] / Л.В. Кондрашова.-М.: Педагогика, 1988.

3.Шабалина, М.Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов: [Текст]: дисс. …канд. пед. наук / М.Р. Шабалина. – Москва, 2009. – 238с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Залесова Наталья Викторовна Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск iconПрограмма государственного экзамена по праву с методикой преподавания...
Сычева Н. В., Мазеина Ю. В., Темняков М. Т., Усольцев В. К. Программа государственного экзамена по праву. – Шадринск: Шадринский...
Залесова Наталья Викторовна Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск icon«опд. Ф. 06»
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Шадринский...
Залесова Наталья Викторовна Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск iconКраткое содержание проекта: проект состоит из 4 блоков: «Живая сила воды»
Самойлова Наталья Викторовна, Иванова Наталья Викторовна, Селиверстова Наталья Викторовна, Андоськина Светлана Валерьевна, Михайлова...
Залесова Наталья Викторовна Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск iconПротокол №5 от «25» января 2013г. Зав кафедрой / / программа педагогической...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Шадринский государственный...
Залесова Наталья Викторовна Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск iconАлдонина Елена Викторовна Должность: учитель начальных классов. Разряд:...
Образование: высшее, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, 1991г
Залесова Наталья Викторовна Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск iconКомпьютерные сети: локальные сети. Аппаратное и программное обеспечение...
Денисова Ольга Викторовна, Пехова Наталья Дмитриевна, Львова Наталья Владимировна, Герасимова Наталья Михайловна
Залесова Наталья Викторовна Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск iconКонкурс лучших учителей РФ по приоритетному национальному проекту «Образование»
...
Залесова Наталья Викторовна Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор(ы): Алексеева Наталья Владимировна, Кузнецова Татьяна Викторовна, Садикова Наталья Мовловоевна
Залесова Наталья Викторовна Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск iconФгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Залесова Наталья Викторовна Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск iconСкрипченко наталья викторовна профессиональное образование 1983 г...
Академик Российской академии медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии Российского государственного...
Залесова Наталья Викторовна Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск iconФгбоу впо «Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова»
«Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова»
Залесова Наталья Викторовна Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск iconКраткое содержание проекта Данный проект посвящен теме курса математики 6-го класса «Пропорции»
Вакалова Наталья Николаевна, Ильяшенко Татьяна Алексеевна, Лепяка Елена Николаевна, Перепелица Наталья Васильевна, Чикунова Татьяна...
Залесова Наталья Викторовна Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Залесова Наталья Викторовна Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск iconЧерникова наталья Владимировна формирование эстетической культуры...
Работа выполнена в учреждении образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Залесова Наталья Викторовна Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск iconРоссийской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический...
...
Залесова Наталья Викторовна Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск iconГоу впо «мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева» г. Саранск
Гоу впо «мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск