Скачать 86.72 Kb.
|
Залесова Наталья Викторовна Шадринский государственный педагогический институт, г.Шадринск Самореализация студентов как фактор их академической успешности В данной статье рассматривается актуальная для современного общества проблема академической успешности студентов. Особое внимание уделяется способам самореализации студентов в учебном процессе Ключевые слова: академическая успешность, самореализация, формы внеаудиторной деятельности студентов Изменившиеся условия развития человеческого общества, прежде всего вступление России в мировое сообщество, процессы демократизации, интеграции вызвали изменение целей образования. Наметившиеся общемировые тенденции в образовании - создание единого образовательного и информационного пространства, переход к непрерывному образованию - выдвигают качественно иные требования к подготовке специалистов. Современному обществу нужны образованные, творческие, инициативные личности, способные к созидательной деятельности и берущие на себя ответственность за результаты этой деятельности. Приоритетные направления модели «Российское образование - 2020» связаны с формированием у обучающихся готовности конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность в социальной и профессиональной деятельности. В связи с тем, что в образовательном процессе на первый план выходит уникальная целостная личность обучающегося, стремящаяся максимально реализовать свои возможности, проблема успешности его учебной деятельности приобретает особое значение. В этой связи педагогикой признается тот факт, что в каждой личности заложено позитивное начало, предназначение которого - направлять человека по пути его самореализации. Чем дальше он отклоняется от этого пути, тем интенсивнее испытываемое им чувство неудовлетворенности. Рассматривая учебно-профессиональную деятельность как важную сферу жизнедеятельности студента, следует отметить, что неудачи в учебе, разочарования содержат в себе внутреннюю причину - нереализованность студентом собственной индивидуальности, неповторимости, уникальности, что замедляет движение по пути саморазвития и самореализации в дальнейшей профессиональной деятельности. Тема успешности, в той или иной степени, присутствует во многих исследованиях, касающихся проблемы личности. В отечественной философии и психологии непосредственно вопросами успешности личности занимались: В. Л. Бакштанский, О. И. Жданов, С. В. Ковалев, М. Е. Литвак, В. Н. Панкратов и др. Среди зарубежных учёных, исследующих успешность в «практическом плане», следует отметить Р. Ассаджиоли, М. Аткинсона, Р. Бэндлера, Дж. Грехема, У. Джеймса, Д. Дьюи, Д. Карнеги, А. Маслоу, К. Роджерса и др. Сущность академической успешности как качественной характеристики результативности и эффективности учебной деятельности студента, находит своё выражение в таких объективных показателях как академическая успеваемость, уровень развития познавательной активности, самостоятельности, креативности и рефлексии. Рассматривая результативность учебной деятельности обучающихся как степень освоения студентами образовательных программ, а эффективность как показатель трудоёмкости и экономичности выбранных способов учения, М.Р. Шабалина в качестве главных субъективных предпосылок академической успешности студентов профессиональных учебных заведений, рассматривает интеллект, мотивационную направленность, индивидуальный стиль учебной деятельности, самооценку и волевые качества личности студента. Интеллект как способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач, по нашему мнению, является одной из основных предпосылок академической успешности студентов. Индивидуальный стиль находит своё выражение в системе наиболее рациональных приёмов и способов организации студентом своей учебной деятельности. Темп, напряжённость, степень прилежания и усилий, которые прилагает обучающийся для того, чтобы прийти к запланированным учебным результатам, определяются направленностью личности, которую мы рассматриваем как сложное мотивационное образование. Адекватная самооценка учебных достижений и учебного потенциала обеспечивает эффективную саморегуляцию в познавательной деятельности. Кроме того, высокая и адекватная самооценка студента позволяет ему чувствовать себя уверенно на пути достижения учебных целей, настраивает на позитивный результат. Успешность какой-либо деятельности, в том числе и учебной, зависит от волевых качеств личности. Наиболее важными волевыми качествами, обеспечивающими успешность учебной деятельности студента, по нашему мнению, являются: целеустремлённость, инициативность, настойчивость, дисциплинированность, ответственность, организованность, принципиальность [3]. Практически все авторы, исследующие феномен саморазвития, в качестве одного из его компонентов выделяют самореализацию. Под самореализацией в педагогике понимается осуществление себя, обнаружение и, вследствие этого, развитие своих возможностей: предъявление и обогащение смыслов деятельности и поведения, осуществление спектра потребностей, углубление вкусов, усиление свободы индивидуального развития и творчества и пр. (Л.Н. Куликова). Самореализация личности – это наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей[1]. С точки зрения философии, самореализация - это осуществление смысла и реализация ценностей (В. Франкл, Н. Бердяев). К сожалению, большая часть студентов не стремится обнаруживать свои способности, предпочитая действовать в рамках предъявляемых требований, считая для себя слишком многое невозможным. Ввиду этого актуален вопрос о создании условий, при которых обнаружение и развитие своих возможностей было бы для студента естественной потребностью, что в целом способствовало бы его личной самореализации. Самореализацию как реализацию ценностей нельзя рассматривать без привязки к нравственным критериям личности. Чем продуктивнее человек, тем больше его ответственность за то, посвящены ли его усилия чему-то высокому, благородному, или им руководят эгоистические побуждения. Поэтому вузовский педагогический процесс должен максимально востребовать от будущего профессионала его личные потенциалы, пробуждать и акцентировать активность каждого[ 2]. Если самореализацию рассматривать как осуществление смысла, который человек находит во внешнем мире, то одним условием самореализации является конструктивное общение преподавателей и студентов на базе сотрудничества, эмпатийное взаимодействие. При таком общении у человека снимаются внутренние барьеры, что позволяет ему выйти за пределы самого себя и своего мира. Особое внимание хотелось бы уделить внеаудиторной деятельности студентов. Она предоставляет большие возможности для самореализации. Внеаудиторная работа может быть обязательной (самоподготовка к занятию) и необязательной, связанной с глубоким и всесторонним изучением какого-либо вопроса (самообразование). Внеаудиторная обязательная работа является логическим завершением аудиторных занятий (проработка лекций, учебного материала, подготовка к семинару, лабораторной работе). Затраты времени на неё не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам студент в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Преподаватель не принимает участия непосредственно в учебном процессе, но результаты работы студента анализируются и оцениваются преподавателем. Внеаудиторная обязательная работа способствует формированию навыков самостоятельного получения новых знаний и их использования, развивает навыки самоконтроля и самооценки результатов своей работы, её положительных сторон и недостатков, воспитывает ответственное отношение к результатам выполнения заданий. Внеаудиторная работа, связанная с углубленным изучением материала, не входит в учебный план, но расширяет кругозор и углубляет знания по предмету. Этот вид внеаудиторной работы включает участие в научно-исследовательской работе, чтение и проработку научной литературы в библиотеке, написание рефератов и курсовых работ, подготовку оригинальных выступлений на семинарах, умелое использование знаний при решении конкретных практических задач, при подготовке компьютерных презентаций и т.д. Так, например, при написании реферата или выполнении НИР студент обращается к научной литературе, прорабатывает её, анализирует, извлекает необходимые сведения, обобщает факты, учится логически рассуждать и т.д. Такая работа имеет ярко выраженный творческий характер и развивает потребность к будущему самообразованию. Формы внеаудиторной работы студентов могут быть разнообразны. Методически правильно построенная внеаудиторная работа позволяет в значительной степени ускорить и облегчить формирование новых теоретических понятий, а также обеспечить их закрепление и повторение. Использование формы учебных кроссвордов расширяет кругозор студентов. Здесь необходимо четко представлять различие между учебным и традиционным (развлекательным) кроссвордами. Развлекательный кроссворд составляется обычно из терминов, относящихся к различным областям знания. Разгадывание развлекательного кроссворда наполняет досуг людей разного возраста, то решение учебного кроссворда строго ограничено рамками учебного процесса и поставленными дидактическими целями. Соответственно и круг используемых понятий, названий и фамилий весьма ограничен рамками одной учебной темы или раздела курса. Поэтому и форма учебного кроссворда не обладает привлекательностью и симметричностью. Преимущество учебных кроссвордов состоит в эффективном формировании понятийно-терминологического ряда определенной науки. В то же время ряд структурных компонентов научного знания осваиваются посредством других методов процесса обучения – творческих и исследовательских. Такая форма как дискуссии, учебные дебаты подходит для решения проблемных ситуаций. После изучения соответствующей литературы у студентов появляются разные точки зрения на отдельные темы. Здесь преподаватель может использовать заранее подготовленные тезисы для дебатов. Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, выступления. Тезис формулируется в утвердительной форме, предполагающей антитезис. Тезис могут предложить и сами студенты. Для работы над тезисом можно создать несколько групп, чтобы голосованием оставить один из тезисов. Работа с педагогическими этюдами рассматривается как одна из активных форм внеаудиторной работы студентов, позволяющая увидеть многовариантный характер разрешения воспитательных моментов в школе и вузе. Использование педагогического этюда повышает результативность изучения проблемных ситуаций, установление связи теории с жизнью, обогащает общую и профессиональную культуру будущего специалиста. Основа хорошей учебы, высокого качества знаний студентов – это усвоение учебного материала во время аудиторных занятий, а также повседневные самостоятельные занятия. Студентам необходима разноплановая педагогическая поддержка в поиске и овладении ими приемами и способами эффективной самостоятельной учебной работы. Активизация учебного процесса начинается с диагностирования и целеполагания в педагогической деятельности. Это первый этап работы. При этом преподаватель должен помнить прежде всего о создании положительно-эмоционального отношения у студента к предмету, к себе и к своей деятельности. Далее, на втором этапе, преподаватель создает условия для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечивая условия для адекватной самооценки учащихся в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции. На третьем этапе преподаватель стремится создать условия для самостоятельной познавательности учащихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформиро-ванных интересов. При этом преподаватель проводит индивидуально-дифференцированную работу с учащимся с учетом его опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентации. Для того, чтобы студент мог качественно выполнить все вышеперечисленные работы должны быть созданы следующие минимально благоприятные условия: а) правильная учебная загрузка по количеству рефератов, контрольных работ, расчетно-графических работ, курсовых работ и проектов и др.; б) наличие и правильный режим работы читальных залов и библиотек; в) наличие читальных залов в общежитиях; г) достаточный фонд литературы в абонементных и читальных залах библиотек; д) возможность использования компьютерных классов для выполнения курсовых работ и проектов. Таким образом, обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод, что личностные качества студентов, различные формы внеаудиторной деятельности, межличностное общение студентов, преподавателей способствуют обогащению, духовному самоукреплению, их самореализации и тем самым успешности их учебно-профессиональной деятельности. ЛИТЕРАТУРА 1.Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- М.: Академия, 2003. 2.Кондрашова, Л.В. Внеаудиторная работа студентов по педагогике в педагогическом институте [Текст] / Л.В. Кондрашова.-М.: Педагогика, 1988. 3.Шабалина, М.Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов: [Текст]: дисс. …канд. пед. наук / М.Р. Шабалина. – Москва, 2009. – 238с. |
Программа государственного экзамена по праву с методикой преподавания... Сычева Н. В., Мазеина Ю. В., Темняков М. Т., Усольцев В. К. Программа государственного экзамена по праву. – Шадринск: Шадринский... | «опд. Ф. 06» Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Шадринский... | ||
Краткое содержание проекта: проект состоит из 4 блоков: «Живая сила воды» Самойлова Наталья Викторовна, Иванова Наталья Викторовна, Селиверстова Наталья Викторовна, Андоськина Светлана Валерьевна, Михайлова... | Протокол №5 от «25» января 2013г. Зав кафедрой / / программа педагогической... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Шадринский государственный... | ||
Алдонина Елена Викторовна Должность: учитель начальных классов. Разряд:... Образование: высшее, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, 1991г | Компьютерные сети: локальные сети. Аппаратное и программное обеспечение... Денисова Ольга Викторовна, Пехова Наталья Дмитриевна, Львова Наталья Владимировна, Герасимова Наталья Михайловна | ||
Конкурс лучших учителей РФ по приоритетному национальному проекту «Образование» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор(ы): Алексеева Наталья Владимировна, Кузнецова Татьяна Викторовна, Садикова Наталья Мовловоевна | ||
Фгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Скрипченко наталья викторовна профессиональное образование 1983 г... Академик Российской академии медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии Российского государственного... | ||
Фгбоу впо «Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова» «Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова» | Краткое содержание проекта Данный проект посвящен теме курса математики 6-го класса «Пропорции» Вакалова Наталья Николаевна, Ильяшенко Татьяна Алексеевна, Лепяка Елена Николаевна, Перепелица Наталья Васильевна, Чикунова Татьяна... | ||
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | Черникова наталья Владимировна формирование эстетической культуры... Работа выполнена в учреждении образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» | ||
Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический... ... | Гоу впо «мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева» г. Саранск Гоу впо «мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева» |