Скачать 333.92 Kb.
|
На правах рукописи Соболевская Юлия Викторовна Социокультурные основания глобального экологического кризиса 09.00.11 – социальная философия Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Ростов-на-Дону 2007 Работа выполнена в Краснодарском университете МВД России
Защита состоится « 11 » октября 2007 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета Д 212.208.01 по философским и социологическим наукам ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, ауд. 34). С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148). Автореферат разослан « 7 » сентября 2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета Маринов М.Б. Общая характеристика работыАктуальность темы исследования. В конце второго тысячелетия человечество столкнулось с такими глобальными проблемами, как экологическая, демографическая, политическая, социальная, экономическая, угроза термоядерной катастрофы. При этом следует отметить, что их количество все увеличивается. C конца 40-х и до начала 70-х гг. прошлого столетия единственной общепризнанной угрозой считалась возможная ядерная война. И хотя она до сих пор сохранила этот статус, геополитические перемены последних лет сняли данную тему с повестки дня. Ее место заняла экологическая проблема, о главенствующей роли которой все чаще говорят в научном сообществе. Разрешение противоречий в системе «человек – общество – природа» – это научная и в то же время практическая задача, которая подвергается обсуждению людьми самых разных политических, научных, идеологических ориентаций, а также простыми обывателями. Важность философского анализа феномена современного планетарного экологического кризиса определяется тем, что взаимоотношения человека и природы всегда находились под пристальным вниманием философии. К тому же следует отметить, что философский инструментарий способен выявить глубинные предпосылки экологических трудностей путем анализа возникающих противоречий. Уникальность современного экологического кризиса заключается в том, что он касается существования человека как биосоциального существа. Необходимость осмысления и преодоления сложившейся ситуации поставила экологическую проблему на одно из первых мест в иерархии глобальных вопросов современности и сделала ее центральным звеном, связывающим их в диалектически взаимодействующее целое. Решение экологической проблемы является важной предпосылкой биологического бытия человека и возможности разрешения других кризисных ситуаций. Современный эколого-глобальный кризис имеет качественно иную природу и масштабы, нежели те кризисные ситуации во взаимоотношениях человека и природы, которые возникали на более ранних ступенях развития человечества. Давно стало понятно, что разрешить его не в силах ни одно, даже очень развитое государство. Это объясняется тем, что современный экологический кризис – глобальная проблема и все сферы жизнедеятельности человечества (экономическая, политическая, социальная и т.д.) являются факторами, подверженными его влиянию. Вопрос взаимоотношений человека и природы является чрезвычайно сложным для решения потому, что современный экологический кризис обусловлен не только развитием экономики, научно-технической революцией, но и носит мировоззренческий характер. То есть можно предположить, что он имеет социокультурную природу. Исходя из этого, в коренном изменении в первую очередь будут нуждаться именно социокультурные основания экологического кризиса и лишь как следствие – его аспекты Сущность компонентов в системе «человек – общество – природа» порождает для каждого из них самостоятельную логику развития, что само по себе способно изменить степень равновесия в их взаимоотношениях. Отсюда приоритетом теоретической рефлексии может выступать не только логика внутреннего развития компонентов рассматриваемой системы, но и их взаимозависимость. В силу этого обращает на себя внимание то, что изменение каждого из компонентов не привело к переориентации отношений человечества и природы. Они остаются неизменными с эпохи Возрождения, когда были заложены основы и ценности техногенной цивилизации. В результате это приводит к увеличению разрыва между обществом и природой, что способствует углублению экологического кризиса. Поиск выхода из сложившейся ситуации порождал и порождает самые разнообразные решения. Так, например, предлагается свести потребление природных ресурсов к рамкам разумной достаточности, ограничить численность населения на планете, а также заменить не имеющую теоретического обоснования ресурсную концепцию на биосферную, опирающуюся на теорию биотической регуляции окружающей среды. Однако, несмотря на все предпринимаемые попытки реализовать те или иные подходы, проблема современного экологического кризиса остается предметом теоретического анализа его оснований, поскольку, во-первых, природа рассматриваемого явления требует своего дальнейшего осмысления и, во-вторых, отдельные подходы, реализуемые в социальной практике, не дают полноценного результата. В силу этого предлагаемая тема исследования обретает свою актуальность. Степень научной разработанности темы. В условиях современности экологические проблемы приобрели статус междисциплинарных и изучаются философией, естественными и гуманитарными науками. Как целостное явление, современный экологический кризис стал предметом изучения в трудах В.И. Вернадского, К.Х. Делокарова, Н.Н. Моисеева, А.Д. Урсула. Среди зарубежных авторов, которые занимались социальными аспектами экологической проблемы, следует назвать таких исследователей, как: Ф. Баттел, Г. Биола, Л. Ган, Дж. и А. Гэллапы, Э. Гетнер, Р. ван Дер Вуф, Р. Дэнлап, Э. Ласло, Д.Ж. Маркович, Д. Медоуз, Ф. Сен-Марк, Р. Смит, Б. ван Стенберг, П. Тейяр де Шарден, П. Тэйлор, Б. Уорт, Р. Дюбо, В. Хесле. Значительный вклад в осмысление современного экологического кризиса внесли многие философы, занимавшиеся различными аспектами взаимодействия природы и общества. Условно, на наш взгляд, их можно разделить на четыре группы. I. Сущностно-содержательный анализ рассматриваемой проблемы представлен в следующих работах:
II. С точки зрения методологических оснований исследования проблемы современного экологического кризиса наиболее перспективно работает группа ученых, представляющая синергетическую методологию: Н.В. Казаков, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, А.П. Назаретян, .И. Шаповалов. III. Важное место среди работ, анализирующих возможность преодоления экологического кризиса, в которых отражен ряд оригинальных идей относительно формирования экологически ориентированного сознания посредством экологического образования, занимают труды В.Г. Буданова, Г.И. Герасимова, Э.В. Гирусова и О.Ф. Титовой, Л.В. Егоровой, Г.А. Комиссаровой, И.В. Меньшикова, В.А. Харитоновой, С.С. Шевелевой и др. IV. В отдельную группу можно выделить авторов, которые рассматривали современный экологический кризис как глобальную проблему, определяющую развитие человечества: Б.Н. Бессонова, Э.С. Демиденко, Е.А. Когай, Н.Ф. Реймерса, А. Печчеи, А.В. Яблокова и др. Что касается непосредственно исследуемой в данной работе проблемы, то впервые попытка поиска причин глобального экологического кризиса и потенциалов его решения в социокультурном контексте была предпринята Д.Ж. Марковичем3. По мнению ученого, предпосылки современного экологического кризиса кроются в сознании человечества, и, следовательно, выход из сложившейся ситуации виден в формировании экологического сознания, которое «предполагает понимание возможных путей и способов решения экологических проблем»4. Кроме того, к решению рассматриваемой проблемы приблизились авторы таких современных трудов, как «Биосоциология»5 и «Институционализация экологической политики в России: социальные практики, стратегия государства, управленческие решения»6. Однако и в этих работах исследовательский подход сосредоточен на анализе отдельных составляющих как причин, так и возможных путей выхода из кризиса. Так, например, А.Л. Исаков говорит о необходимости высокого уровня культуры и новой шкалы ценностей человека в условиях современности1, а О.В. Аксенова акцентирует внимание на развитии сферы экологической политики2. Таким образом, можно согласиться с тем, что интенсивные исследования феномена глобального экологического кризиса в настоящее время не привели к системным обобщениям как содержательного, так и концептуального характера. Дискуссионными остаются вопросы, касающиеся причин экологического кризиса и возможных путей выхода из него. Следовательно, можно констатировать, что современный уровень разработанности проблемы глобального экологического кризиса отличается, с одной стороны, многообразием подходов и интерпретаций, а с другой – отсутствием целостной концепции, адекватно отражающей возможности современного научного анализа и реального состояния человека и природы. В данном исследовании предпринята попытка системного социально-философского анализа глубинных причин глобального экологического кризиса, основанная на синтезе достижений в методологическом, культурологическом и естественнонаучном аспектах изучения проблемы. Итак, актуальность темы и степени ее разработанности позволила сформировать направление исследования и поставить его конкретную цель. Цель исследования – на основе целостного социально-философского анализа феномена глобального экологического кризиса определить условия формирования экологически ориентированного сознания как одного из возможных (в социокультурном контексте) путей выхода из него. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования – основания глобального экологического кризиса. Предмет исследования – сущность социокультурной детерминации современного глобального экологического кризиса и необходимые условия формирования экологически ориентированного сознания Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составили общефилософские принципы – принципы системности, всесторонности, конкретности исследования, идеи глобального эволюционизма, а также такие социально-философские методы, как конкретно-исторический, историко-ретроспективный, сравнительно-исторический, метод единства исторического и логического в социальном познании. В зависимости от целей и задач в процессе работы необходимо было прибегнуть к компаративистскому анализу, междисциплинарному синтезу и другим приемам общенаучной методологии. В разделе теоретического концепта диссертации опорными моментами стали: 1. Ноосферная теория В.И. Вернадского, сформированная на идее об объективном процессе преобразования человеком природы в своих интересах. Причем ноосфера, по мнению ученого, не совместима с антропогенной деградацией природной среды. Поэтому одним из признаков ее создания, согласно В.И. Вернадскому, будет ликвидация опасности глобального экологического кризиса. 2. Коэволюционная теория Н.Н. Моисеева, согласно которой человечеству в целях своего развития и процветания необходимо приспосабливать себя и свои потребности к условиям, позволяющим не только сохранять биосферу, но и развивать ее. 3. Социально-экологическая теория Д.Ж. Марковича, где автором отражена необходимость формирования экологически ориентированного сознания, которое предполагает не только критику экологической ситуации, но и осознание того, что сейчас возникает острая необходимость в предотвращении дальнейшего нарушения экологического равновесия, так как от этого зависит жизнь человека. |
В. Н. Запорожан путь к нооэтике ббк 87. 7 З-33 Как этика ноосферной ориентации и интеллектуальной деятельности человека, нооэтика должна стать контрольным механизмом ноосферы в... | Концепция вернадского о превращении биосферы в ноосферу содержание Человечество находится ныне в условиях глобального экологического кризиса, то есть деградации жизненной среды нашего обитания, которая... | ||
«Международные валютно кредитные и финансовые отношения» Денежно-кредитная политика центральных банков в условиях глобального финансового кризиса | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Монетарная политика центральных банков в условиях глобального финансового кризиса | ||
Утверждаю: Заведующий кафедрой экологии и природопользования Глазачев С. Н. Решение кафедры Земли в результате деятельности человека. Основные черты глобального кризиса, понятие «экологический вызов» | Модуль 1 проявления экономического кризиса в россии и его влияние... Шний фактор, влияющий на развитие России сейчас и во всем обозримом будущем – глобальный экономический кризис, а точнее – депрессия,... | ||
Социокультурные аспекты демографического кризиса (на примере г. Челябинска) Развивать интерес к предмету, умение логически излагать свои мысли, развивать коммуникативные навыки при работе в группах | Содержание Егоров А. В., Меркурьев И. Л., Чекмарева Е. Н. Трансформация российского межбанковского кредитного рынка после глобального финансового... | ||
Уроки глобального и российского кризиса Принимаемые государством меры по смягчению этого воздействия не устранили неблагополучия в экономике. Импульс извне лишь обнажил... | Проекты-участники IV экологического фестиваля «Чистота родного края» Раскрыть понятие этики и выявить ее связь с организацией социальной политики; теоретически осмыслить нравственные основания социальной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В настоящее время во всем мире происходит обострение экологического кризиса, во многом обусловленного увеличением энергопотребления,... | С. Ю. Глазьев Как и прогнозировали ученые, занимающиеся теорией долгосрочного... Низкая эффективность антикризисной политики в странах ядра мировой финансовой системы связана с недооценкой структурной составляющей... | ||
Проблема кризиса европейской культуры в философии XX века Сидорина Т. Ю. Философия кризиса // Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание | Проблема кризиса европейской культуры в философии XX века Сидорина Т. Ю. Философия кризиса // Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание | ||
Фгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов. Материальные и психогенные (информативные) факторы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «В судьбе природы – наша судьба»,- так называется наш урок, который продолжает разговор о проблемах экологии. Сегодня людей во всём... |