Скачать 57.27 Kb.
|
Урок развития речи в 8 классе (подготовка к государственному экзамену по русскому языку) «В судьбе природы – наша судьба» учителя русского языка КСОШ № 1 Мачугиной О.В. «В судьбе природы – наша судьба». Природа должна найти своё единственное убежище – наше духовное сознание. С.Залыгин. Ход урока
- Сегодня у нас урок развития речи. Мы повторим такие понятия как стили, типы речи, тема и идея текста. «В судьбе природы – наша судьба»,- так называется наш урок, который продолжает разговор о проблемах экологии. Сегодня людей во всём мире волнует не только тревога за судьбы природы – вопрос стоит о выживании человечества в условиях всё углубляющегося экологического кризиса. Бездумное «покорение» человеком природы, нынешний характер развития цивилизации с нарастающим истощением и загрязнением природы неуклонно ведут человечество к гибели. Эпиграфом к сегодняшнему уроку взяты слова известного русского писателя, публициста С.Залыгина: «Природа должна найти своё единственное убежище – наше духовное сознание». К этим словам мы ещё обязательно вернёмся.
- Начнём урок с фоторепортажа о хищническом, бездумном отношении человека к природе, который вы подготовили заранее, получив индивидуальные задания. Вам слово.
1.Стили речи. - Экологическая проблема волнует поэтов и писателей, учёных и публицистов. В их работах – тревога о состоянии окружающей среды. У вас на партах тексты разных стилей. Определите и докажите стилевую принадлежность текстов. Наблюдения кратко запишите.
2. Типы речи. - В зависимости от описываемой ситуации мы используем тексты разных типов речи. Назовите их. Перед вами текст (№4). Прочтите его внимательно. (Чтение вслух) Определите его тип речи. Докажите. 3. Тема, идея текста. - А сейчас давайте вспомним заветную формулу любого произведения, которую мы называем «3 кита». Назовите её и расшифруйте. (П=Т+И+Ф, где П=произведение, текст, Т- тема (о чём?), И-идея (зачем? для чего?), Ф – форма (как?) О двух слагаемых произведения – теме и идее мы сейчас поговорим. -Что такое тема? Идея? Тема текста совпадает с темой урока, она была заявлена вначале. Назовите её. (Человек и природа) -Какое предложение текста отражает позицию автора, т.е. идею произведения. Прочитайте. 4. Подведение итогов. -Почему же люди забыли о благодарности матери-природе? Запишите свои размышления письменно. Помочь вам могут опорные слова. Опорные слова: душа, очерстветь, обеднеть, утратить, разрушить, духовная связь, природа, царь природы, потребительское, алчное, бездумное отношение, прибыль, духовность, цивилизация, забыли, духовное обнищание. (Очерствели, обеднели душой. В погоне за прибылью, комфортом утратил человек духовные связи с природой.) А ведь именно природа – тот резервуар, из которого черпается человечность, строится человеческое в человеке. -Что нужно сделать человеку, чтобы остановить гибель природы? (Изменить своё отношение к природе, понять, что он не царь природы, а её сын. И природа не мастерская, а храм.) -Да, именно в нашем духовном сознании спасение природы. Ещё раз вспомним слова С.Залыгина: «Природа должна найти своё единственное убежище – наше духовное сознание». Надо сердцем постигать мудрое устройство природы, её силу и её хрупкость, могущество её законов и незащищённость… Простая и мудрая истина: «Не царь природы человек, не царь, а сын» - напоминает каждому, что наша судьба – в судьбе природы. И в заключение вспомните, какие стили и тип речи мы сегодня повторили. (Стили - художественный, публицистический, научный; тип речи – рассуждение с элементами описания.)
-Откройте дневники, запишите д/з: сочинение-размышление «Человек не царь, а сын природы» (не менее 90 слов). Текст № 1 1.Исследования, проведённые со спутников, показали, что уже 30% поверхности Мирового океана покрыто нефтяной плёнкой. 2.Известно, что пятна нефти и комки мазута адсорбируют ДДТ и другие вредные органические вещества, которые не растворяются в воде и не идут на дно. 3.Комки мазута облепляют мелких крабов, червяков, являющихся кормом для рыб и морских животных. 4.В результате биоконцентрации вредных химических веществ в балтийской треске, например, было обнаружено до 800 мл ртути на килограмм массы. 5.Съев 5-6 таких рыбин, человек вводит в свой организм смертельную долю ртути. 6.Ещё летом 1988 года погибли от отравления и истощения десятки тысяч североморских тюленей. 7.В их организме было обнаружено до 150 различных отравляющих веществ. (Из научного сборника «Природа Мирового океана») _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Текст № 2 1.Голые липы тяжело роняли на землю увядающий цвет. 2.Белые, будто женское тело, стволы, тускло светились в зелёном сумраке, и земля под ними была мокрой от соков, что исправно гнали корни из земных глубин к уже обречённым вершинам.3.«Сгубили, - тихо сказал Егор и снял кепку,- за рубли сгубили, за полтиннички». (Из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей») _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Текст № 3 1 …В природопользовании нужно исключить все проекты, все работы, конечные результаты которых вызывают сомнения…2.Нет более общественного достояния, чем природа. 3.Так не лучше ли уже сегодня обществу контролировать природопользование, чем завтра хвататься за голову, спасая пустыни от заболачивания, чернозём от деградации, водоёмы от гниения?...4.Ведомства не спасли ни Нижнюю Обь, ни Байкал – их спасла общественность…5.Природу может спасти только общество, только оно! 6. В жизни каждого из нас и всего человечества, по всей видимости, наступает новая эпоха – эпоха борьбы за дальнейшее наше существование, «экологическая эпоха». 7. Конечно, ещё и ещё раз, без устали обязательно надо говорить «Охраняйте природу!» 8.И не только говорить, но и делать! 9.Но кто же исполнит это? 10.Кто спасёт природу? 11.Кто спасёт человечество? (Из статьи С.Залыгина «Экология и общество») Текст № 1 1.Исследования, проведённые со спутников, показали, что уже 30% поверхности Мирового океана покрыто нефтяной плёнкой. 2.Известно, что нефть адсорбирует ДДТ и другие вредные органические вещества, которые не растворяются в воде и не идут на дно. 3. В результате биоконцентрации вредных химических веществ в балтийской треске, например, было обнаружено до 800 мл ртути на килограмм массы. 5.Съев 5-6 таких рыбин, человек вводит в свой организм смертельную дозу ртути. («Природа Мирового океана») _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Текст № 2 1.Голые липы тяжело роняли на землю увядающий цвет. 2.Белые, будто женское тело, стволы, тускло светились в зелёном сумраке, и земля под ними была мокрой от соков, что исправно гнали корни из земных глубин к уже обречённым вершинам.3.«Сгубили, - тихо сказал Егор и снял кепку,- за рубли сгубили, за полтиннички». (Б.Васильев) _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Текст № 3 1.Нет более общественного достояния, чем природа.2.Так не лучше ли уже сегодня обществу контролировать природопользование, чем завтра хвататься за голову?..3. Природу может спасти только общество, только оно! 4.В жизни каждого из нас и всего человечества, по всей видимости, наступает новая эпоха – «эпоха экологическая». 5.Конечно, ещё и ещё раз, без устали обязательно надо говорить «Охраняйте природу!» 6.И не только говорить, но и делать! 7.Но кто же исполнит это? 8.Кто спасёт природу? 9.Кто спасёт человечество? 10.Задумайтесь, люди! (С.Залыгин) |